Давай устроим детям праздник! Игра - Запрещенное движение. Подвижная игра - Кошки-мышки


Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игра «Фотоаппарат».

Цель : развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание : в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия : 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель : развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель : учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия : знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель : способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия : бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил - нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия : листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание : наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель : развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели : развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание : играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель: развивать внимание, память.

Описание : воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание : воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание : ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Да-нет-ка».

Цели : учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание : воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные "да-нет-ки"».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель : развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

Кем был старичок? (Мальчиком.)

Чем было дерево? (Ростком.)

Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи - внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель : развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание : воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание : заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия : наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание : воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Какой он?».

Цель : учить активно описывать признаки предметов.

Описание : предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия : музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

Описание : воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого - с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Кто как разговаривает».

Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание : предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Игра «Картинки-загадки».

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Шаги».

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Игра «Предлоги».

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание : расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Игра «Похожие слова».

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель : расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель : учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание : предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели : закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия : книга с картинками (детский журнал), карандаш.

Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

Игра «Кто здесь живет?».

Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример:

A, Л, И, С, Е, О - лиса, лес, осел.

К, И, Н, О, Т, С, Л - кот, кит, слон, кино.

Игра «Слогомяч».

Цель : развивать навык деления слова на слоги, быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

Описание: один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «ро- ва» - получится «корова», к «ли» добавить «са» - получается «лиса». Важно, чтобы дети соблюдали правило: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся: «ко- ро-ва», но не «ка-ро-ва».

Игра «Книжный детектив».

Цели : учить соотносить буквы с конкретными картинками; развивать быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия : книги с иллюстрациями.

Описание : загадать букву и дать задание ребенку - найти в книге картинку на эту букву. Если играют несколько детей, ввести элемент соревновательности: выигрывает тот, кто найдет большее число нужных картинок. Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном слове, например, две буквы «о». (Корова.)

Игра «Сыщики».

Цели: закреплять знание алфавита; развивать умение соотносить абстрактные буквы с буквами, входящими в состав слова.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с буквами.

Описание: разложить карточки с буквами на разных предметах. Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета. Например, карточка с буквой «к» лежит на диване - это неправильно, она должна висеть, например, на картине. Можно усложнить игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.

Игра «По пятам».

Цель : развивать навык чтения (знакомить с расположением слов в тексте, учить читать с интонацией).

Описание : воспитатель и ребенок, сидя за столом, читают книгу. Воспитатель читает, а ребенок немного отстает, повторяя все то, что читает воспитатель. Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания. Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.

Игра «Художник-иллюстратор».

Цели: учить обращаться с книгой; прививать любовь к книге; развивать повествовательную речь, воображение, логику.

Описание : прочитать ребенку стихотворение или небольшой рассказ. Затем предложить выполнить задание - подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросить пересказать фабулу (краткий сюжет) произведения, опираясь на подобранные им рисунки.

Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Игра «Правильный счет».

Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель : учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание : спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание : вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособия : тетрадь в клетку, ручка.

Описание: воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

Игра «Как живут деревья?».

Цели: развивать речь; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями деревьев в разные времена года (лето - зеленое дерево, осень - дерево с желтыми листьями, зима - дерево без листьев, весна-дерево с набухшими почками).

Описание: выяснить, какое время года сейчас. Как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребенка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, весной, зимой? Рассмотреть картинки. Рассказать ребенку, что смена времен года влияет на состояние растений (зимой все растения засыпают, весной - пробуждаются, осенью - готовятся ко сну и т. п.).

Игра «Где чей листочек».

Цели : развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями деревьев (дуб, клен), листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или настоящие.

Описание : смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) - дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первые занятия выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина). По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.

Игра «Фруктовый сад».

Цели : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром.

Игровой материал и наглядные пособия: муляжи фруктов, овощей; карточки с изображениями фруктовых деревьев.

Описание : разложить перед ребенком фрукты и овощи. Объяснить, что кукла захотела сварить компот, но фрукты перемешались с овощами, а выбрать она их не может, потому что не знает, чем они друг от друга отличаются. После того как выявлены вес различия, предложить ребенку отделить фрукты от овощей. Поинтересоваться, знает ли ребенок, где растут фрукты. Рассмотреть изображенные на картинках фруктовые деревья. Разрезать яблоко или апельсин, показать ребенку спрятанные в них семена. Подвести итог: фрукты растут на деревьях. Деревья называются фруктовыми. Специально высаженные, такие деревья образуют фруктовый сад. Можно побеседовать о том, что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют.

Игра «Комнатные цветы».

Цели: развивать навык самостоятельности; познакомить с растительным миром.

Описание : если есть комнатные растения, предложить ребенку поухаживать за ними. Дать ему леечку, научить рыхлить землю, протирать листья растений влажной губкой. Рассказать о том, что, прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь. Ведь многие из них прибыли к нам из Далеких стран - Индии, Мексики, Африки и т. д. Если ребенок выразит желание, найти эти страны на карте мира. Продолжая рассказ, пояснить, что погодные условия тех стран отличаются от наших, поэтому каждый цветок требует особого ухода: солнце или тень, много или мало воды, жару или прохладу. Предлагая полить то или иное растение, заметить: «Для полива этого цветка воды в леечку надо набрать совсем мало, а этот - любит много пить, поэтому постарайся, пожалуйста, набрать побольше водички». Объяснить ребенку, для чего в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, зачем вытирать пыль с листьев и т. п.

Эти подвижные игры можно проводить на детских праздниках, например, на дне рождения.

Подвижные игры и конкурсы на улице

Если вы проводите развлекательную программу на улице, то лучше организовать для детей подвижные игры и соревнования.

Эстафеты

Попробуйте провести различные эстафеты, в которых могут принять участие и только дети, и дети вместе со взрослыми. Для любой эстафеты нужно поделить участников на команды, обозначить линию старта и на расстоянии 6—8 метров от неё поставить для каждой команды знак, который нужно оббежать. Перед началом эстафеты ведущий показывает, как нужно преодолевать дистанцию.

Передай другому . Эстафета проводится с любым предметом, который передаётся от участника, преодолевшего дистанцию, следующему члену команды. Эстафетными палочками могут стать и куклы, и фрукты, и мячики и т. д.

Гонки. Эстафета проводится с игрушечными машинками, к которым привязаны верёвки.

Эстафета с мячом . Участник, преодолевающий дистанцию, катит мяч перед собой, толкая его руками или ногой. Вариант выбирается в зависимости от возраста и умений детей.

Собери урожай . У линии старта для каждой команды ставится пустая корзина. На расстоянии для каждой команды выкладывается одинаковое количество яблок. Каждый участник добегает, берёт одно яблоко, возвращается и бросает его в корзину. После этого стартует следующий участник.

Не пролей! Для каждой команды на небольшом расстоянии друг от друга устанавливаются 2 сосуда: один с водой, второй пустой. С помощью маленькой кружки членам команды нужно перенести воду из одного сосуда в другой.

Канатоходцы . Движение по дистанции можно осуществлять только по одной линии. Эту линию можно начертить на земле или выложить длинной верёвкой. Участники каждой команды должны дойти до конца линии или верёвки и вернуться обратно, передав эстафету следующему участнику.

Дорисуй цветок . В конце дистанции для каждой команды прикреплён лист с неоконченным рисунком ромашки: нарисована серединка и один лепесток. Каждый участник поочерёдно подбегает и рисует фломастером лепесток. Возвратившись к линии старта, он передаёт фломастер следующему члену команды.

Прыгуны. Участники этой эстафеты преодолевают дистанцию, прыгая. Для малышей расстояние может быть совсем небольшим.

Игры-догонялки

На открытой площадке или поляне хорошо играть с детьми в игры- догонялки. Обычно для играющих в догонялки нужны «домики». Это круги, которые нарисованы на площадке или выложены верёвкой. В «домиках» игроки прячутся от водящего.

Кот и мыши. Эту игру проводит взрослый ведущий. Из числа детей выбирается кот-водящий. Количество «домиков» соответствует количеству игроков-мышей. Перед началом игры кот-водящий отходит в сторону от площадки, но так, чтобы хорошо слышать голос ведущего, а мыши стоят в своих «домиках». Когда ведущий начинает читать стихи, кот следит за мышами, которые выходят из «домиков» и имитируют описываемые в стихах движения. Если ведущий крикнет «Мяу!», кот бежит ловить мышей, а мыши прячутся в «домиках». Ведущий может крикнуть, прервав чтение в любом месте.

Притаился кот на крыше,

Смотрит, как гуляют мыши.

Весело гуляют —

Цветочки собирают.

Весело гуляют —

Мячиком играют.

Весело гуляют —

Облака считают.

Тот, кого поймал кот, становится водящим.

Догонялки с музыкой . Если есть возможность включить на улице музыку, то можно поиграть в догонялки, в которых водящий ловит игроков, когда выключается музыка. Игроки при выключении музыки должны забежать в свои «домики». Пойманный игрок становится водящим.

Цепочка. В эти догонялки можно играть с «домиками» и без них. Водящий ловит разбегающихся игроков. Тот, до кого дотронулся водящий, берётся с ним за руки, и они вместе начинают ловить оставшихся игроков. Следующий пойманный тоже присоединяется в цепочку к водящим. Игра продолжается, пока не поймают всех.

Игры с мячом

Отличным развлечением на улице станут различные игры с мячом.

Футбол. Эта игра — имитация футбола. Для её проведения нужно сделать ворота, воткнув в землю 2 палочки или положив на землю 2 предмета. Для первой попытки ворота ставятся широко, а мяч устанавливается на небольшом расстоянии от ворот. Все дети поочерёдно выполняют удар мячом по воротам. Кто не попадает, тот выбывает из игры - соревнования. Для каждой следующей попытки ворота суживаются, а мяч отодвигается на шаг. Игра продолжается, пока не останется один форвард-победитель.

Попади в корзину. Эта игра — имитация баскетбола. Для её проведения нужна корзина или ведро и мяч. Нужно с некоторого расстояния забросить мяч в корзину. После каждой попытки расстояние увеличивается.

Боулинг . Если у вас имеется комплект кеглей, то можете устроить для детей это развлечение. Если кеглей нет, то можно попадать мячом по другому мячу.

Можно придумать и другие игры с мячом. Начиная с 5 лет с детьми можно играть по принципу хорошо известной всем с детства игры «Съедобное — несъедобное». Темы для игры можно выбирать разные: «Птицы — звери», «Фрукты — овощи», «Цветы — деревья», «Летает — не летает» и т. д.

Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Мы рады новой встрече с вами и вашими карапузами. Кстати, чем сейчас занимаются ваши крохи? Сидят возле компьютера за очередными бродилками-стрелялками? Или смотрят по телевизору нескончаемые мультсериалы? Давайте-ка, отвлеките их от этих «суперважных» занятий и займите чем-то более полезным. Например, поиграйте в подвижные игры для детей 4-5 лет, которые мы подготовили специально к сегодняшней встрече.

Вряд ли кто-либо усомнится в пользе подвижных игр для детского организма. Ведь благодаря двигательной активности ребёнок становится крепче, выносливее, а значит и здоровее. Подвижные игры, в особенности если они проводятся на свежем воздухе, отлично тренируют лёгкие и мышечную систему, укрепляют иммунитет, способствуют нормальному росту и развитию. Набегавшийся и вдоволь наигравшийся малыш с аппетитом ест, крепко спит и практически не капризничает. К тому же игры дают ребёнку массу положительных эмоций и заряжают энергией на целый день.

В возрасте 4-5 лет детишки много двигаются. Как маленькие метеоры, они бегают, лазают по лесенкам, спускаются с горок, прыгают. Но их движения ещё недостаточно скоординированы. Поэтому так важны активные игры, развивающие координацию и согласованность движений, навыки ориентирования в пространстве.

Подвижные игры для дома

Безусловно, лучше всего активными играми заняться во время прогулки, на детской площадке или в парке. Но и в помещении вполне возможно поиграть с ребёнком. Мы предлагаем несколько игр для дома или квартиры.

Потанцуем?

Включите ритмичную музыку. Вы с малышом - весёлые зайчишки, которые резвятся на полянке. Прыгайте, поворачивайтесь, машите лапками, бегайте друг за другом.

Смените весёлую музыку на протяжную мелодию. Пусть кроха учится двигаться плавно, совершая волнообразные движения руками, подражая полёту птиц.

Прогулка

Эта игра, помимо двигательных функций, способствует развитию у ребёнка воображения.

Расскажите малышу, что вы с ним пойдёте на «прогулку» по комнате. Только на пути вас будут ждать препятствия, поэтому он должен быть внимателен.

Идите вместе с карапузом по комнате. В какой-то момент скажите: «Ой, камень!» Малыш должен его «перепрыгнуть». Таким образом на вашем пути возникнет высокая трава, которую нужно перешагнуть, горы, через которые вы перелезете, вода, песок и другие преграды.

Игры с воздушными шариками

С воздушными шариками можно придумать немало развлечений:

  • Подбросить шарик вверх и без помощи рук пытаться провести его из одного конца комнаты в другой.
  • Надуть длинные тонкие шарики и устроить «рыцарский турнир», используя их вместо мечей.
  • На продолговатый шарик наклеить коктейльную трубочку. Продеть в неё верёвку и натянуть её между двумя стульями. Пусть малыш дует и таким образом передвигает свой «дирижабль».
  • Привязать несколько шариков к люстре - и пусть кроха подпрыгивает, пытаясь достать их руками.
Весёлый зоопарк

Предложите малышу перевоплощаться в различных зверей и птиц. Походите как аист, высоко поднимая ноги. Попрыгайте на корточках, как лягушка. Изобразите косолапую походку медведя. Привяжите ребёнку на спину подушку - он теперь черепашка. А как грациозно ходит кошка, как прыгает воробей или зайчонок? Придумайте вместе с крохой, чьи ещё повадки можно изобразить.

В гости к пауку

К этой игре вам нужно подготовиться заранее. Возьмите моток верёвки и натяните её по всей комнате, цепляя за ручки шкафов, стулья, прикрепляя скотчем. К одному концу привяжите какой-нибудь приз и спрячьте его, например, за диваном. Другой конец выведите в коридор.

Скажите малышу: «В нашей комнате паук сплёл паутину и спрятал в ней что-то очень интересное. Нужно паутину распутать и найти подарок». Пусть малыш движется, постепенно сматывая верёвку, пока не доберётся до «логова паука» и не отыщет подарок.

Не забывайте обеспечивать для игр соответствующее музыкальное сопровождение. Ребёнку будет гораздо интереснее играть, к тому же это способствует развитию музыкального слуха и чувства ритма.

Подвижные игры на свежем воздухе

Существует множество игр, в которые можно играть с ребёнком на детской площадке или в парке. Это прятки, лапта, различные догонялки и бег с препятствиями. К тому же в 4-5 лет ребёнок уже вовсю катается на трёхколёсном велосипеде и может осваивать роликовые коньки. Вот ещё несколько, на наш взгляд, интересных игр.

Самолётик

Сообщите карапузу, что теперь он самолётик. Пусть летает вокруг вас, расправив «крылья» и совершая различные пируэты. В какой-то момент командуйте: «Самолётик, на посадку!» - и он должен «приземлиться» на камень или пенёк. Звучит сигнал: «В воздух!» - и самолётик опять летает. По команде «Самолётик, на дозаправку!» малыш подлетает к вам и получает какую-нибудь вкусняшку.

Светофор

Для этой игры подготовьте три кружочка - красный, жёлтый и зелёный, закрепите их на палочках. Ещё понадобится игрушечный руль. Теперь ребёнок - водитель машины, он едет по дороге по всем правилам. На дорожке в парке наметьте «трассу», нанесите в некоторых местах мелом разметку пешеходного перехода и начинайте игру.

Вы показываете зелёный кружок - машина едет. Жёлтый - нужно тормозить, красный - остановиться. Таким образом вы познакомите кроху с правилами дорожного движения.

Найди дерево

В парке незаметно для ребёнка сорвите с нескольких деревьев листья или плоды. Вручайте их поочерёдно малышу и просите найти то дерево, с которого их сорвали. Эту игру хорошо совмещать с рассказом про различные деревья, а также можно собрать немного листочков и сделать дома красивую аппликацию.

Кольцеброс

Игрушку с таким названием можно приобрести в магазине детских товаров. Её удобно вешать на дерево или размещать на земле. Набрасывание ярких колец на специальные стержни вырабатывает у ребёнка ловкость, способствует развитию глазомера. Усложняйте задание, увеличивая расстояние и вручая крохе кольца небольшого диаметра.

Если на детской площадке или во дворе есть ребятишки примерно одного возраста с вашим малышом, можно организовать коллективные игры, например, такие.

Поймай хвостик

Детям завязывают вокруг пояса ленточку или верёвочку, чтобы кончик свисал сзади, как хвостик. Задача игроков - поймать другого за хвостик. Тот, кого поймали, выбывает из игры.

Зайчики и охотник

На площадке мелом рисуют круг - домик. Ребятишки превращаются в зайчиков, а взрослый становится охотником. Зайчики весело резвятся на лужайке, охотник говорит: «Пиф-паф, ой-ой-ой!» - и зайчики должны собраться в домик. Кто не успел - должен спеть песенку, рассказать стишок или загадать загадку.

Подвижные игры с мячом - одни из самых любимых у малышей-дошколят. Они развивают ловкость, скорость реакции, а также фантазию и воображение.

Времена года

Для начала выберите с малышом какое-то время года, например, лето. Теперь становитесь напротив малыша и бросайте ему мячик, называя слова. Если слово относится к данному времени года, карапуз мяч ловит, если нет - отбивает. Примеры слов: солнышко, травка, цветочки, снеговик.

А ну-ка, попади

Положите на землю обруч или нарисуйте круг мелом. В центре круга расположите небольшую башенку, сложенную из камушков, шишек или других материалов. Малыш должен попасть мячом в круг и разрушить башенку. Если он легко справляется, усложните задачу - увеличьте расстояние, предложите бросать мяч через голову и т. п.

Ну как, уважаемые родители, вас заинтересовали предложенные нами игры? Тогда берите своих детишек в охапку и айда играть! Кстати, в процессе активных занятий ребёнок не только набирается сил и здоровья, но и:

  • Тренирует крупную моторику;
  • Оттачивает ловкость и гибкость, способность удерживать равновесие;
  • Проявляет свои будущие спортивные или хореографические таланты;
  • Учится общению со сверстниками, взаимодействию в команде.

Как всегда в конце нашей встречи, обращаемся к вам с просьбой высказывать свои замечания и пожелания, делиться опытом. Рекомендуйте наши статьи своим знакомым, у которых есть дети дошкольного возраста, вполне возможно, что они тоже будут им полезны.

Мы прощаемся и желаем вам и вашим деткам здоровья, бодрости духа и спортивных побед! До свидания!

Подвижные игры для детей 4-5 лет

«Кто быстрее опустит обруч?» - игра-эстафета
Детей поделить на 2 - 4 команды. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны. Перед каждой группой положить обруч диаметром 60 см. По сигналу "раз" первые из колон наклоняют туловище вперед, берут обруч по бокам и поднимают его вверх. Затем опускают на плечи, через туловище и опускают на пол, быстро переступают и спешат в конец колоны. Педагог фиксирует внимание детей на том, кто правильно пропускал обруч и раньше встал в конец колоны, и отмечает их флажком. Затем по сигналу "раз" это делают другие дети из колон и т. д. Каждый раз педагог награждает первого из четырех колон флажком, а в конце подсчитывается количество флажков в каждой колоне. Выигрывает та колона, в которой больше флажков. Игра повторяется.

***Игра способствует развитию умения вовремя реагировать на сигналы педагога, действовать только по сигналу.

«Мышеловка»
Дети делятся на две равные группы. Одна группа - "мышки". Они стоят в колоне один за другим. Дети второй группы образуют 3 круга - это 3 "мышеловки". Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова педагога: "Мышеловка открыта" дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово педагога: "Хлоп!" мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются пойманными, и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманных мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.

«Шоферы»
С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для "автомобилей"; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети - "шоферы", поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Педагог, который выполняет роль работника ГИБДД, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонной). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разъезжаются по всей площадке. На красный флажок останавливаются, на зеленый - едут дальше. На слова педагога: "В гараж!" машины возвращаются на свои места. Педагог отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем педагог отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с правой стороны, игра повторяется с участием второй группы детей.

«Сова»
С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начерчен круг - "гнездо совы". Считалкой выбирается "сова", которая встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" - встают за линией. Середина площадки свободна. На слово педагога: "День" «бабочки» и «жучки» летают (дети бегают по площадке). На слово педагога: "Ночь" «бабочки» и «жучки» быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. «Сова» в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово педагога: "День" «сова» возвращается в свое гнездо, а «бабочки» и «жучки» начинают летать. Игра заканчивается, когда у «совы» будет 2 - 3 «бабочки» или «жучка». Педагог отмечает детей, которые ни разу не были забраны «совой» в гнездо.

«Пастух и волк»
Из детей выбирают "пастуха" и "волка", остальные дети - "овцы". На одном конце площадки чертят "дом" для овец, на противоположной стороне площадки - поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал педагога: "Волк!" овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).

«Смени флажок»
Дети делятся на 2 или на 4 одинаковые группы и встают перед линией в параллельные колоны, лицом в одну сторону. С противоположной стороны площадки перед каждой колонной лежит по одному обручу, в обручах флажки (например, зеленые). Каждому первому игроку в колоне дается флажок определенного цвета (например, синего). По сигналу педагога первые дети из колон (по одному ребенку с каждой) с синими флажками быстро бегут к обручам, меняют синие флажки на зеленые, возвращаются на свои места и поднимают вверх зеленые флажки. Зеленые флажки передают вторым в своей колоне, сами встают в конце колоны. Колона подходит к линии. Педагог снова дает сигнал, бегут вторые, затем третьи и т. д. Педагог каждый раз отмечает того, кто первый сменил флажок и правильно его положил. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок из колоны не сменит флажок. Выигрывает та колона, которая качественно и быстро выполняла задание воспитателя. Игру можно повторить.

«Палочка-стукалочка»
С одной стороны площадки посадить детей, поделив их на одинаковые колоны. На расстоянии 1 - 2 шагов от них начертить линию, от которой дети будут бегать на противоположный конец площадки, где стоит стул. Под стулом лежит палочка. На линию выходят по одному из каждой колоны и на слово "раз" или "беги" бегут. Кто быстрее вытянет палочку, тот стучит и говорит: "Раз, два, три, палочка-стукалочка, стучи!", кладет палочку на место и садится на свое место. Колона, в которой ребенок выиграл, получает флажок. Затем выходит вторая, третья пара и т. д. В конце игры подсчитываются флажки. Выигрывает та колона, которая имеет больше флажков.

«Смелее вперед!»
Дети делятся на две группы. Строятся в шеренгу и встают лицом к середине площадки. На первый сигнал одна группа поворачивается лицом в противоположный бок и марширует на месте, а вторая шеренгой идет вперед. На второй сигнал дети, которые маршировали на месте, поворачиваются и ловят тех, которые шеренгой шли вперед. Последние быстро убегают на свои места (за линию). Игра повторяется. Дети меняются ролями. Выигрывает та группа детей, в шеренге которой меньше пойманных детей.

«Где кто живет?»
Дети строятся в две шеренги на расстоянии 8 - 10 шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга (80 - 100 см диаметром каждый); один круг - "двор", другой - "лес". В каждой шеренге есть одинаковые "птицы" и "животные". Каждый ребенок из первой шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, которые живут в лесу, или названия домашних животных и птиц, которые ходят по двору. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Например, первые два ребенка в двух шеренгах - зайцы, вторые - кошки и т. д. Когда педагог называет домашних животных, дети, которые имеют названия этих животных, быстро бегут в лес. Например, на сигнал воспитателя "кукушки!" дети - "кукушки" из двух шеренг спешат в круг, которое является лесом; на сигнал "кошки" дети - "кошки" из двух шеренг спешат в круг, которое является двором. Педагог отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети будут в кругу, игра заканчивается.

«К своему флажку »

Посередине площадки чертят 5 маленьких кругов один возле другого; в каждом кругу встает ведущий с флажком определенного цвета в руках. Дети делятся на 5 групп. Каждая группа имеет свой цвет, такой же самый, как у ведущего. По сигналу педагога ведущие по очереди ведут свои колоны на край площадки, маршируют в большом кругу, который был начерчен раньше. На слова педагога: "Ведущие, на места!" ведущие возвращаются в свои круги и незаметно меняются флажками, а дети продолжают ходить по большому кругу. На слова педагога: "К своим флажкам!" ведущие поднимают флажки вверх, а дети бегут к ним. Выигрывает та группа детей, которая быстрее найдет флажок своего цвета и встанет в колону за ведущим. Из каждой группы выбирают нового ведущего. Игра повторяется.

«Хитрая лиса»
Дети стоят в кругу плечо к плечу, сложив руки за спиной, с закрытыми глазами. Педагог проходит по внешней стороне круга и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому прикоснулся педагог, становится "хитрой лисой". Педагог предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов «лиса» выскакивает в центр круга, отвечает: "Я тут!" и начинает ловить детей. Дети разбегаются в разные стороны. Через 30 - 40 секунд дети делают упражнения на восстановление дыхания, снова становятся в круг, игра повторяется.

«Караси и щука»
Половина детей образует круг. Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны. Воспитатель выбирает одного ребенка "щукой". Щука встает вне круга. Остальные дети - "караси" плавают (бегают) в середине круга. На слово педагога: "Щука!" ребенок быстро вбегает в круг и старается поймать карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука поймает определенное количество карасей. Затем педагог выбирает новую щуку. Игра повторяется.

«Выручай!»
Дети стоят в кругу лицом в центр. Два ребенка, которых перед этим выбрали, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого-нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: "Выручай!" Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребенок не успеет встать, его поймают. При повторении игры выбирают другую пару детей.

«Найди предмет». Цель: воспитывать выдержку и наблюдательность.

Два флажка (предмета) прячут на площадке (полянке в лесу). Ребенок ходит или бегает по площадке. Возле спрятанной вещи (предмета) взрослый выполняет хлопок в ладони или громче поет. Ребенок останавливается и на­чинает искать спрятанную вещь. Если не находит, про­должает ходить и бегать по площадке. На хлопок или

123громкое пение снова останавливается возле спрятанной вещи и ищет ее. Если находит, поднимает флажки вверх и идет с ними за взрослым. Повторить 2-3 раза.

«Мы - веселые ребята». Цель: совершенствовать бег и ловкость.

Дети становятся в круг, один из них идет в середину круга, это - ловишка. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и произносят:

«Мы, веселые ребята,

Любим бегать и играть,

А ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три-лови!»

На слово «Лови!» дети разбегаются по площадке, а ловишка их ловит. После того как будет поймано двое детей, выбирают нового ловишку. Повторить 3-4 раза.

«У медведя во бору». Цель: совершенствовать бег и умение выполнять движения по сигналу.

Выбирают водящего - «медведя». Для него на пло­щадке чертят круг («берлогу») На противоположной стороне площадки - «домик» детей.

Дети выходят из «домика»,идут по направлению к «берлоге медведя», собирают «грибы», «ягоды» и про­износят также слова:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит».

После этих слов «медведь» выбегает из «берлоги» и начинает ловить детей, а они убегают в свой «домик». Повторить 3-4 раза с другим водящим.

«Мяч в кругу». Цель: совершенствовать ловлю мяча и воспитание внимания.

Дети стоят в кругу, водящий с большим мячом в руках стоит в середине его и произносит считалочку:

«Раз, два, три,

Мяч ловить будешь ты!»

На кого выпало последнее слово считалки, тот выходит из круга на 2-3 шага назад и ловит мяч. Если мяч будет пойман, он становится на место водящего и игра про­должается. Длительность игры 5-6 мин.

«Целься лучше». Цель: совершенствовать метание в цель.

Дети стоят на расстоянии 3 м от дерева или обруча, лежащего на земле, и по очереди бросают мяч, стараясь попасть в дерево (обруч). При обучении метанию в цель во время прогулок можно также использовать камешки, шишки, бросая их в канавку, ямку и т. д. Бросать мяч правой и левой рукой по 8-10 раз.

Дети стоят в шеренге, вдоль линии, начерченной на земле. Они по очереди бросают мяч (шишки) на дальность. Взрослый отмечает, кто метнул предмет дальше всех. Бросить мяч правой и левой рукой не менее 8-10 раз.

«Попади в ворота». Цель: совершенствовать прокаты­вание и ловлю мяча.

Ребенок прокатывает мяч своему партнеру или взрос­лому через ворота (между ножками стула или двумя кубиками на расстоянии 30 см друг от друга). После того, как мяч возвращается от партнера,.ловит его обеими руками. Повторить 12-14 раз.

«Поймай мотылька». Цель: совершенствовать прыжки вверх с места. К палочке (прутику) длиной 1 м на ве­ревочке прикрепляют «мотылька», вырезанного из бумаги или картона. Взрослый держит палочку так, чтобы «мо­тылек летал» нал головой ребенка. Малыш подпрыгивает вверх, стараясь поймать его. Длительность игры 2-3 мин.

«Кто соберет больше ленточек?» Цель: совершенство­вать прыжки вверх с места.

Между двумя деревьями или стойками натягивают веревочку. На нее набрасывают разноцветные короткие ленточки (8-10). Их концы должны быть на 10-15 см выше поднятой вверх руки ребенка. Двое-трое детей встают под веревочку и начинают прыгать вверх, стараясь снять как можно больше ленточек. Побеждает тот, кто собрал больше всех ленточек. Повторить упражнение 2-3 раза.

«Лучшая скульптура». Цель: воспитание чувства рав­новесия.

Дети размещаются на площадке. Они бегают, прыгают, танцуют. Если взрослый называет какой-либо предмет или животное, они принимают позу, которая соответствует этому названию. Например, при слове «зайчик», дети принимают позу зайчика, при слове - «часики» они на­клоняются влево и вправо, изображая маятник часов, и т. д. По окончании игры отмечают детей, которые при­няли наиболее правильную позу. Продолжительность игры 4-5 мин.