Что мне дорого в поэзии есенина. Чем мне близка поэзия Есенина? (Школьные сочинения)




Третьего октября 2015 года исполняется 120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина. «Крестьянский сын села Константинова…» -- такими словами начал Есенин самую первую- еще дореволюционную – краткую заметку о себе. О том, что он крестьянский сын, не раз упоминалось в его автобиографиях и стихах. Для него это не было простой формальностью, обычной строкой в анкете. Поэту хотелось подчеркнуть: он человек от земли, его корни в народе. Именно здесь он искал и нашел надежную опору для осуществления своей заветной мечты - стать поэтом родной земли.
М. Горький писал: «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности». Эти слова М.Горького актуальны и сегодня, потому что вся лирика Есенина - это повесть, рассказанная поэтом о самом себе, об окружающей природе, о людях, о родине.
Чем близка мне поэзия Есенина?
Прежде всего поэзия Есенина близка мне его отношением к жизни, к окружающему миру, его огромной любовью к родной деревне, к Родине. Поэт часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда «нивы сжаты», «рощи голы», и тогда, когда она превращается в «несказанное, синее, нежное…». С образом Родины связана лучшая метафора Есенина «страна березового ситца» и самый нежный образ в его стихах - образ прекрасной девушки- березки. Ей посвящены лучшие стихи.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Значение стихов Есенина для меня огромно еще и потому, что они говорят о великой ценности всего живого на земле. Русское поле, лес, река, березка над прудом, золотая роща, красногривый жеребенок, скачущий за паровозом, щенок, встречающий поэта лаем, косари на лугу, мать, старый дед - все живое вызывает в сердце Есенина глубокую нежность. С неизменной нежностью поэт говорит в своих стихах о «братьях наших меньших». В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» читаем такие строки:
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, сто я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Огромным гуманизмом, святостью материнской любви проникнуто стихотворение «Песнь о собаке», где поэт показывает трагедию собаки- матери, которая становится близкой его сердцу. В стихотворении обнажается характерное для Есенина ощущение родства человека со всем живым на земле. «Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие это ощущение, они даже не замечают собственного бессердечия, оно становится привычным.
Все очень просто и обыкновенно. Хозяин утопил щенят. Мы видим, как «воды незамерзшей гладь» «долго, долго дрожала». И мы смотрим на эту дрожащую гладь воды вместе с собакой. Все так просто, так обыкновенно. Человек убивает не задумываясь, оскорбляет, не задумываясь, итогом его действий является глубочайшая трагедия.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам называл «нежностью». Именно этим чувством проникнуты стихотворения о родных. Это стихи обращенные к деду, матери, сестрам. Читая их, начинаешь понимать, почему Есенин называл себя «нежным». В стихотворении «Я красивых таких не видел…», обращенном к сестре Шуре, читаем строки:
Ты - мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
А в другом стихотворении «В этом мире я только прохожий…», посвященном ей же, объясняет, почему любит «навеки»:
Потому и навеки, не скрою,
Сто любить не отдельно, не врозь –
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
Сестра кажется ему « той березкой», что стоит под родимым окном». «Голубчик! Дедушка!»- обращается поэт к старику деду. «Милая, добрая, нежная»,- называет старую мать.
Время неумолимо движется вперед, одно поколение сменяет другое, а интерес к личности Есенина, к его поэзии не ослабевает. Сергей Есенин входит в наше сердце сразу, захватывая его раз и навсегда. Его поэзия озарена правдой русской природы и жизни, правдой времени. Он оставил нам богатое наследие - свои бессмертные, излучающие то свет и добро, то легкую грусть стихи.


Приложенные файлы

Стихи Есенина - искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает прежде всего проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности. В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Его мужики сетуют на засуху, “скинув шапки, молясь и вздыхая”, а рыбаки поют “где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню”. Поэт описывает деревенский быт, показывает избу, где “вьется сажа над заслонкою”, “пахнет рыхлыми драченами”, “щенки кудлатые заползают в хомуты”. Именно здесь, среди крестьянской жизни, прошло детство Есенина, и все это ему дорого. Природа в крестьянской жизни - часть повседневного быта, а потому солнце у Есенина - тележное колесо, облака - коровы, поливающие поля своим молоком. И мы ощущаем в этих образах поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Есенин вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его “любить на этом свете все, что душу облекает в плоть”. Ранние стихи поэта - признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы. Большое влияние на творчество Есенина оказала песенная лирика. С ранних лет он слышал народные сказания, поговорки, загадки, замечательные песни пела ему мать. Вот почему многие ранние стихи Есенина написаны в песенном жанре. Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу, к родине. Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образами. Позднее он скажет: “От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции”. И это еще один факт в биографии Есенина, который отразился в его творчестве. После переезда в Москву, а затем в Петербург творчество Есенина приобрело новое направление: поэт обращается к истокам прошлого, пытаясь объяснить события настоящего. Уже в “маленькой поэме” “Товарищ” возникает образ рабочего, идущего на смертельную схватку, а в драматической поэме “Пугачев” поэт изображает крупнейшее крестьянское восстание. В поэме же “Песнь о великом походе” Есенин стремится поведать историю последних двух веков России. Дореволюционное творчество Есенина отмечено поисками своей концепции мира и человека, окончательно сформулировать которую помогла поэту революция. Став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, Есенин глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле “Москва кабацкая”. Поэт, переживая вместе с народом, не может определить своего места в жизни, страдает от сознания душевной раздвоенности. Выходом его боли стало стихотворение “Исповедь хулигана”. Здесь Есенин раскрылся как человек большой души, сердечный, отзывчивый, сосредоточенный, задумывающийся над своей судьбой. В стихах и поэмах Есенина этого периода звучит постоянная и убежденная вера в Россию, в великое будущее ее народа. Но звучит в них и тревожная скорбь о близкой сердцу старой деревне: Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Сам себя Есенин называл “поэтом золотой бревенчатой избы”. Он ощущал себя “последним поэтом деревни”: Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Вторжение цивилизации в деревню заставляет поэта задуматься над будущим русской деревни, над судьбой крестьянской Руси. В этом видится неразрывная связь Есенина с истоками древней Руси, с ее крестьянской душой. Значительную роль в творчестве Есенина сыграла его большая зарубежная поездка. Запад разочаровал поэта, здесь он не нашел вдохн

Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Каждый раз, когда ему, поэту и человеку, было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов и поэм о России.

Есенин новаторски дерзко вписался в сложнопротиворечивую, героическую, революционную новь России, выразив в своих произведениях настроения многих современников:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.

…………………………….

Мы радугу тебе – дугой,

Полярный круг – на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Часто появляется в творчестве поэта тема двух Россий – уходящей и советской; она, уже ясно обозначенная Есениным в \"Возвращении на Родину\", получает свое дальнейшее развитие в его \"маленьких поэмах\". \"Русь советская\" и \"Русь уходящая\" полны глубокого смысла, они емкие и масштабные по мысли, воспринимаются как эпические произведения большого общественного накала и вместе с тем как личный исповедальный рассказ поэта о самом дорогом и близком, волнующем его.

Много места в творчестве Есенина занимает тема жизни народной, по-настоящему художественны в них образы, без которых мы не можем представить поэзию Есенина. И образ любимой женщины, которая, к сожалению, так и не смогла понять поэта; и есенинского деда, у которого \"город-плут\" \"увел\" любимого внука; и сестры поэта, вместе с которой он в детстве горько оплакивал гибель их \"вишневого сада\"; и конечно же, особенно дорог и близок нам неповторимый образ Матери, святой образ для поэта.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Образ русской женщины-крестьянки, матери поэта, неотделим у Есенина от вечного образа матери-Родины.

Чтобы столь исповедально размышлять о своей дальнейшей судьбе и пророчески дальновидно мечтать о стальном будущем крестьянской России, необходимо глубоко и самозабвенно любить родину.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Чем сильнее, глубже в стихах чувство родины, чем ярче и определеннее в них – национальное начало, тем они общечеловечнее, а значит – ближе народам других стран и наций. Поэзия Есенина проникнута душевностью, предельной искренностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и людей других стран.

Творчество Есенина озарено немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире и при этом близко каждому.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Стихи его затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени; он со светлой надеждой и верой размышлял о будущем России, мучительно тревожно и драматично вглядывался в лик своего противоречивого времени. И при этом в его творчестве были неразрывно связаны тема родины и природы, нередко они выступали параллельно.

Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа лечит людские души.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Диапазон мыслей и чувств, заключенных в стихах поэта о природе, огромен. Не перестаешь удивляться, как меняются краски, картины природы, удивляться масштабности виденья поэтом вечно изменяющегося мира. Ему зримо открывался до самых дальних далей весь современный окружающий его мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты.

    Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя автобиография - в стихах", - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее...

    Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы совместно с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость...

    С. Есенин - выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение...

    Тема родины - одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за...

Чем мне дорога поэзия Есенина.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в рек,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Поэзия Есенина… Это чудесный, неповторимый и вместе с тем до боли простой и знакомый нам мир!

3 октября 2015 года исполняется лет со дня рождения этого необыкновенного поэта. С малых лет Есенин обращал свое внимание на красоту родного края, видел и замечал то, что нашим глазам не дано увидеть. Уже в детстве Сергей понял, что человек и природа неотделимы друг от друга: человек не может существовать вне природы, а она была бы ничто без человека.

К вершине своей славы этот народный поэт поднялся из той страны, «где мужики косили и сеяли свой хлеб…» О своем детстве, прошедшем на богатой природной красой Рязанской земле, Есенин говорил:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

От этих строк веет свежестью, здоровьем и естественной красотой. Сергей Есенин, как никто другой, мог рассказать о «стране березового ситца», где «щербленный лист и золото травы». Природа в его стихотворениях многоцветна и одушевлена: «черемуха спит», ели «пригорюнились». Многие образы, встречающиеся в его поэзии, почерпнуты им из истоков народного творчества: из частушек, загадок, которыми изобиловала бабушкина речь, из народных песен, которые любила распевать и знала их множество, его мать. Все это благодаря нежной душе поэта отлилось в строки, полные любви к русской земле:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Ему были подвластны любые обороты речи, он владел языком в совершенстве и часто гордо говорил: «Язык-это я!»

Можно представить, как тяжело было ему, ранимому и впечатлительному, влиться в «чеканный отточенный ритм» поэтов, господствующий в двадцатые годы. Немудрено, что, столкнувшись с «массой бойцов», молодой поэт дрогнул. Молодой и наивный, Есенин мечтал о революции, как о приходе чего-то необыкновенного, думал, что сразу же все изменится, властвовать в стране будут умные и гуманные люди, что все плохое и грязное перестанет существовать. Но в действительности, конечно, все было не так…Больше, чем прежде расплодилось подлецов, подхалимов-поэтов, которые писали такие стихи, «какие нужно». Трудно приходилось человеку с чистой душой и ранимой совестью в этой толпе. Не менее тяжело переживал Есенин и изменение вкусов публики. Ей теперь было не до «перламутровых рассветов» и «малиновых полей», со своим «острым социальным сознанием она требовала таких поэтов, как Маяковский. Есенин понимал, что нужно сломать себя в угоду времени, приспособиться, как это сделали многие другие, но слишком чуждо ему было это.

И тогда, наверное, в порыве отчаяния и сомнений он написал стихотворение-исповедь «Я последний поэт деревни». Глубоко переживая свое разочарование в происходящем вокруг, поэт начинает глушить тоску вином. Эта личная трагедия раскрывается в цикле стихотворений «Москва кабацкая». Но, понимая, что это не выход, что он просто теряет драгоценное время, Есенин решает прекратить бесполезное и вредное для его души занятие:

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет.»

Но в это время среди так расплодившихся критиков появился никому не известный прежде Ипполит Соколов. Безуспешно попробовав себя на поэтическом поприще, он на ходу перестроился в критика. И свой критический огонь направил в первую очередь на Сергея Есенина. Стоило поэту что-нибудь прочесть с эстрады, как тут же, вслед за ним вырастал юный Ипполит. Он утверждал, что у Есенина нет ничего своего, все образы якобы взяты у немецкого поэта Рильке. Его не смущало, что Есенин не знал немецкого языка! Наверное, про него поэт сказал:

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа.

Тогда, надеясь хоть на время избавиться от этой пошлости, Есенин решает уехать на Кавказ, где его всегда хорошо и тепло принимали. Там пленительная красота восточной природы, ласковый южный ветер, прекрасные девушки, но душа все же рвется на родину, все мысли о ней:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Во время этого путешествия Сергей понимает, что не может больше так- ни там, ни здесь…Нужно решать, тем более он чувствовал, что может остаться без большого читателя. А так как это больнее всего для поэта, то Есенин начал учиться писать, ориентируясь на «революционный вкус» читателя. На душе становится постепенно спокойней, в глазах снова появляется «черемуховая цветь». Теперь он принимает новую Россию, хотя не до конца понимает ее и упрямо говорит: «Все равно останусь я поэтом золотой бревенчатой избы».

В это время он выпускает свои новые книги: «Русь Советская», «Страна Советская». В них голос новой страны, ее мысли, надежды, сомнения. Все эти сложные чувства проникнуты любовью к Родине, которая всегда жгла, томила и мучила чистую душу поэта:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!

Он не создал ни одного стихотворения, где хотя бы раз не упомянул о любимой России. И поэта всегда возмущало, когда его упрекали в «узости взглядов», национализме. Есенин просто не представлял себя без своей страны. На ней начиналось и заканчивалось его творчество, в ней – все, а без нее – ничего. От всего можно отступиться, считал он, но только не от Родины. И поэт с вызовом говорил Маяковскому: «Россия моя, ты понимаешь –моя!»

Этим и дорога мне поэзия Есенина – этой смертной, хронической любовью к Родине, которая олицетворяла для него и мать, и любимую девушку, и будущее…

Есенин был и останется моим любимым поэтом. Вот кто для меня, действительно, «живее всех живых». Он так не хотел умирать, так любил жизнь, хотя она и не сложилась счастливо:

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Он ушел из жизни, молодой, необыкновенно красивый, с нежными и добрыми глазами «рязанский василек» русской поэзии. Он ушел, но живет его неповторимое песенное слово. Казалось бы все, о чем рассказывает Есенин в своих стихах, он рассказывает о себе. Но все это затрагивает и должно волновать каждого русского человека. Мы все должны учиться у этого народного поэта любить свой родной край, любить безотчетно, безоглядно, видя чудесное в простой красоте русской земли, как умел это он, последний поэт «золотой бревенчатый избы»:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Самцова Анастасия, 10 класс.

Народность поэзии С. Есенина. Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Каждый раз, когда ему, поэту и человеку, было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов и поэм о России.

Есенин новаторски дерзко вписался в сложно-противоречивую, ге­роическую, революционную новь России, выразив в своих произведени­ях настроения многих современников:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.

Мы радугу тебе - дугой,

Полярный круг - на сбрую.

О, вывези наш шар земной На колею иную.

Часто появляется в творчестве поэта тема двух России - уходящей и советской; она, уже ясно обозначенная Есениным в «Возвращении на Родину», получает свое дальнейшее развитие в его «маленьких поэмах». «Русь советская» и «Русь уходящая» полны глубокого смысла, они ем­кие и масштабные по мысли, воспринимаются как эпические произве­дения большого общественного накала и вместе с тем как личный испо­ведальный рассказ поэта о самом дорогом и близком, волнующем его.

Много места в творчестве Есенина занимает тема жизни народной, по-настоящему художественны в них образы, без которых мы не можем представить поэзию Есенина. И образ любимой женщины, которая, к сожалению, так и не смогла понять поэта; и есенинского деда, у кото­рого «город-плут» «увел» любимого внука; и сестры поэта, вместе с ко­торой он в детстве горько оплакивал гибель их «вишневого сада»; и ко­нечно же, особенно дорог и близок нам неповторимый образ Матери, святой образ для поэта.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Образ русской женщины-крестьянки, матери поэта, неотделим у Есенина от вечного образа матери-Родины.

Чтобы столь исповедально размышлять о своей дальнейшей судьбе и пророчески дальновидно мечтать о стальном будущем крестьянской России, необходимо глубоко и самозабвенно любить родину.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Чем сильнее, глубже в стихах чувство родины, чем ярче и определен­нее в них - национальное начало, тем они общечеловечнее, а значит - ближе народам других стран и наций. Поэзия Есенина проникнута ду­шевностью, предельной искренностью, добротой, чувством постоянно­го беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и лю­дей других стран.

Творчество Есенина озарено немеркнущим светом истинной люб­ви ко всему живому в мире и при этом близко каждому.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Стихи его затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени; он со светлой надеждой и верой размышлял о будущем России, мучительно тревожно и драматично вгля­дывался в лик своего противоречивого времени. И при этом в его твор­честве были неразрывно связаны тема родины и природы, нередко они выступали параллельно.

Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа лечит людские души.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Диапазон мыслей и чувств, заключенных в стихах поэта о природе, огромен. Не перестаешь удивляться, как меняются краски, картины природы, удивляться масштабности виденья поэтом вечно изменяюще­гося мира. Ему зримо открывался до самых дальних далей весь современ­ный окружающий его мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты.