О формировании выразительности речи у дошкольников. Методические рекомендации по работе над выразительностью речи Направления работы над выразительностью речи



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по работе над выразительностью речи

классов, руководителям художественной самодеятельности,

воспитателям детских садов, преподавателям детских театральных

школ для работы с детьми дошкольного, младшего и

среднего школьного возраста

Разработал педагог дополнительного

образования муниципального

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №4

В.П.Смирнова

пгт. Лучегорск - 2009

О выразительных возможностях живого слова немало написано в методической литературе и учебных пособиях, предназначенных для студентов театральных вузов. Но учителям общеобразовательных школ и воспитателям детских садов, не имеющим специальной подготовки по сценической речи, трудно разобраться в специфике театрального искусства. В данных рекомендациях я постараюсь изложить этапы работы над выразительностью речи в доступной форме для всех заинтересованных.

В сценическом наследии К.С. Станиславского – создателя стройного учения о творческом процессе актёра – раздел сценической речи занимает одно из важных мест. Его ответы на вопросы, как «верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя», с чего начинать работу над текстом, есть в моих рекомендациях.

В данной методической работе я также опираюсь на опыт работы с живым словом известных педагогов театрального искусства М.О. Кнебель и Б.Е. Захава. Руководствуясь методическими разработками занятий по творческому развитию детей Е.И. Юдиной, я добилась хороших результатов в работе с чтецами.

Учитывая и анализируя свой личный опыт творческой работы, я пришла к выводу, что основные недостатки чтецов и актёров любого возраста – монотонность речи, бессмыслица, психофизическое напряжение, наигрыш – появляются потому, что в работе над словом пропущен начальный этап, первая ступенька к творчеству.

Почему так часто происходит: стоит лишь выучить текст, как интересное литературное произведение становится скучным? Как избежать этого нежелательного превращения?

Станиславский убеждал, что актёр может прийти к живому слову только в результате большой подготовительной работы, которая и подведёт его к тому, что авторские слова сделаются ему необходимыми для выражения мыслей действующего лица. Всякое же механическое запоминание текста приводит к тому, что слово штампуется, становится мёртвым.

Я рекомендую начать работу над стихотворением (или другим, каким бы то ни было, литературным произведением) с определения первого эмоционального впечатления . Чувства, настроение, эмоции, которые возникают сразу после чтения, и есть живое непосредственное впечатление. В дальнейшей работе чтецы должны будут считаться с этими ощущениями и стараться донести их до слушателя. Вот такую картину представила себе Катя Диденко, когда впервые прочитала стихотворение Л. Кузьмина «Гвоздь»:

«Два приятеля рядком

На крыльце сидели,

На Луну глядели».

Кажется, вот – вот зазвучит лирическая мелодия и мы услышим неторопливый разговор друзей.

Давайте же поспешим зафиксировать то воздействие, которое произвело на нас стихотворение или проза, что бы потом не пришлось восстанавливать в памяти. Конечно же, эмоции очень трудно выразить словами, тем не менее, надо попытаться их описать. Здесь поможет « копилка чувств ». Пусть фантазия педагога подскажет, как сделать эту волшебную копилку. В конце концов, это может быть шкатулка или тетрадь, в которую запишутся ощущения, мысли и чувства, которые пробудило художественное произведение. Например, одно стихотворение вызывает ощущение нереальности, опасности. Возможно, здесь речь идёт о путешествиях и приключениях. А радость и беспечность сопутствуют весёлым рассказам о детстве. Наша « копилка чувств » сбережёт эти впечатления для последующей работы.

Шутка и юмор пронизывают рассказ С. Силина «Светло – зелёная мышь».

Иллюстрация ученика 2 класса Гены Дорофеева напоминает нам весёлые комиксы.

Если дети не могут подобрать точные слова в определении своих чувств, то взрослые помогут им. Не критикуйте, примите ответы такими, какие они есть! В копилке могут храниться не только чувства, но и запахи, цвет, звуки. Не удивительно, что при слове «война» наше воображение рисует картины, где преобладают чёрные и красные краски. А лето – пахнет ягодами и цветами. В слове «ненастье» слышится шум дождя.

Следующее творческое задание «Моя картина» поможет исполнителям сохранить и усилить эмоциональные впечатления. Рисуя иллюстрации к рассказам и стихотворениям, дети учатся более глубоко и точно передавать чувства. Обычно ребята с удовольствием выполняют это задание.

Иллюстрация Влады Перевощиковой (2 класс) к стихотворению

Е. Нименко «Банановая история».

«Банан на дороге вырос с дом десятиэтажный».

Влада отобразила радость детей и негодование, протест взрослых.

Но встречаются дети, плохо владеющие кистью, не умеющие красиво рисовать фигуры людей и животных. Если они отказываются рисовать, стесняются, то я предлагаю изобразить свои впечатления в цвете: в бликах, пятнах, мазках. Однажды второклассница нарисовала котёнка из стихотворения М. Яснова «Мой котёнок» в виде радуги с рыжими, белыми и чёрными полосками. Спустя несколько месяцев, при исполнении этого стихотворения в школьном концерте с особой нежностью и любовью девочка читала те строки, которые описывали внешний вид котёнка.

Весьма ответственно к определению функции первых впечатлений от прочитанной пьесы относятся известные режиссёры в своей работе над спектаклем. Я считаю, что с этого надо начинать и чтецам. Чтобы заразить зрителя, чтецу необходимо овладеть всеми выразительными средствами речи.

Интонация – мелодия речи – важнейшее выразительное средство. В поиске верной интонации мне помогает определение словесных действий . В жизни мы знаем, что наши слова могут обрадовать, обидеть, успокоить, оскорбить…Тоже самое должно происходить и с авторским текстом. Слова должны действовать! К интонационно – выразительным средствам речи также относятся логические (смысловые) паузы и логические ударения .

Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо каждое предложение разделить по смыслу на части, правильно соединить слова в группы, то есть в речевые звенья. Эмоциональность речи, волнения и переживания автора и героев произведения усиливает психологическая пауза . К.С. Станиславский учил: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна». Паузы обозначают вертикальными чертами. Логическое (смысловое) у дарение – это выделение главных слов в предложении, наиболее важных, несущих смысловую нагрузку. При разборе текста главные слова подчеркиваются.

В качестве примера работы над художественным произведением я привожу разбор стихотворения В. Татаринова «Одолжи мне крылья»:

Одолжи мне крылья , | (просит)

Милый мотылёк . |

На листок зелёный | (советует)

Ты поспать прилёг. | |

В небе звёзды всплыли, | (мечтает, восхищается)

Свет их так далёк… | |

Одолжи мне крылья, | (торопит, умоляет)

Милый мотылёк . |

Я на них слетаю | (объясняет)

В синюю страну. |

А когда проснёшься , | (успокаивает, заверяет)

Их тебе верну . | | |

Компонентами интонации являются тембр (окраска голоса), тон (высота звучания) и темп речи (скорость произношения).

Стоит напомнить, что выразительности слова помогает и хорошая дикция . Вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга, речь часто бывает неразборчива. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот.

Не будем забывать и о том, что зрители обращают внимание и на одежду чтеца, на то, как он стоит, какое у него выражение лица, жесты. Это всё является дополнительными средствами выразительности речи, и также влияют на результативность выступления.

Использование всего многообразия выразительных средств живого слова превратит чтение литературного произведения в моноспектакль, а чтеца - в актёра.

Используемая литература:

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. –

Ростов – на – Дону: Феникс, 1995.

2. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. – Москва: Просвещение, 1978.

    Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – М.: Искуство,1961.

    Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978.

    Станиславский К.С. Собрание сочинений, том 3, М.: Искусство,1955

6. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1995.

Клименко Оксана Алексеевна, воспитатель

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами - она специфична для каждого стиля. Для научно - учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения. В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому», подчёркивающие причинно - следственные отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила». Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста - разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла - логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит интонацию своей речи. Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову - и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса) .
  2. Пауза (временная остановка голоса в речи) .
  3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе) .
  4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени) .
  5. Изменения громкости голоса.
  6. Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой) .

2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков) .

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам - и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов) .

7. Прочтите фразы, в зависимости, от текста повышая и понижая голос (с восходящей или с нисходящей мелодией) .

Книга издана в Москве?

Книга издана в Москве.

К концу года завод перевыполнил план.

Он почувствовал себя прекрасно!

Ты был в Севастополе?

Нет, я в Севастополе не был.

8. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

9. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить - только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.

Введение…………………………………………………………………….……..3
1.Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников…..4
2.Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи………………………………………………………………..9
3.Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи….12
Заключение…………………………………………………………………...…..16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Введение
Выразительность речи - это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Научные исследования, проведенные в 2011 году академиком Л.Н. Глученко, показывают, что у 80% граждан РФ, остро стоит вопрос о совершенствовании выразительности своей речи
........................................

1. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Хватцев Е.М., Швачкин Н.Х. и др.
Исследования, проведенные Е.М. Хватцевым, свидетельствуют о том, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т.п. Они вызываются всякого рода.............................................

2.Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
I этап - формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
Задачи данного этапа: познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса; показать, ......................................................................

3.Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
II этап - формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Задачи этого этапа: формирование интонационных структур в экспрессивной речи.
Должна быть подобрана система упражнений для осознанного восприятия и использования просодических элементов на ранних этапах обучения.
Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу...................................................

Заключение
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным......................................
Список использованной литературы
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М. 2013. – 346 с.
2. Введенская М.А. Культура и искусство речи. - М.: Феникс.- 2012. – 576 с.
3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М.: Просвещение.- 2014. – 144 с.
4. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М.: Просвещение. - 2010. – 160 с.
5. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 2012.- 365 с.
6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2013.- 467 с.
.........................................................

Борисова Наталья Евгеньевна
О формировании выразительности речи у дошкольников

О формировании выразительности речи у дошкольников

Вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка , тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи . Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника .

Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи , обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

Темп – скорость речевого высказывания : ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи . Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи ; с его помощью можно выражать радость , досаду, печаль и т. д.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи , использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Говоря о воспитании выразительности речи , мы имеем в виду две стороны этого понятия :

Естественная выразительность повседневной детской речи

Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна . В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи . Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность . Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности , т. е. к выразительности возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь . Она характеризуется такими качествами :

Средним темпом

Ритмичностью

Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи . В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро… Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.

Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи , но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда , когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.

Решение этой задачи возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей, помогает научиться владеть своим телом, мимикой, голосом.

Работая с куклой – бибабо, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи . Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно , действовать раскованно. Для инсценировок необходима подготовительная работа, где в вопросно – ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи , мимика, жесты, походка.

В сюжетно-ролевых играх дети изображают мир взрослых, копируют их слова, интонацию, жесты.

Систему работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей , на нормализацию темпа речи , воспитание ритма речи , развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи .

Произнесения скороговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями также способствует развитию выразительности речи .

Человеческая речь без специальных средств, придающих ей особую выразительность, лишена тончайших нюансов эмоциональной яркости, красоты. Средства речевой выразительности демонстрируют богатство внутреннего мира человека, повышают коммуникативное взаимодействие между людьми. Человек с большим словарным запасом имеет несомненное преимущество при общении: он максимально точно может выразить свои мысли, чувства, донести информацию до слушателя и при этом быть правильно понятым. Результативность выступления человека с выразительной речью неимоверно высока.

Выразительность речи представляет собой понятие, у которого нет чёткого определения, при этом оно многогранно, включает множество определений и отличительных черт. Вот перечень средств, формирующих выразительность речи:

  • Богатый словарный запас.
  • Нет шаблонов, речевая чистота и качество.
  • Применение художественных речевых оборотов, специфический прием.
  • Использование иносказательных средств (тропы и фигуры), образность.
  • Употребление крылатых фраз, цитат, пословиц, поговорок.

Окружающее человека явление или предмет обозначаются словом. Слова передают информацию, образно создают что-то или кого-то.

Речевые стили достигают выразительности, используя специальный стилистический прием для вызова требуемых чувств. Примеры: для художественного стиля характерна яркость, эмоциональность, новизна выражений, неповторимость описаний. Научный стиль изобилует научными терминами, понятиями причинно-следственных связей, характерна логичность описания, присутствует анализ, сравнение.

Когда закладываются основы и чистота выразительной речи

База для последующего развития выразительной речи закладывается ещё у дошкольников. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции. Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся. В дальнейшем у дошкольника появятся трудности с обучением: научить его читать и писать практически невозможно.

Задача педагога во время работы с дошкольниками развивать высшие отделы детской психики и интеллект при помощи речи, так как она инструмент подобного развития. Воспитатели в процессе работы с детьми объясняют, что такое чистота речи, развивают образность мышления, уделяют внимание мимической активности во время разговора.

Если речи у дошкольника не уделяется должного внимания, то отстают в развитии логическое мышление, внимание, память, восприятие. Задержка психического развития у детей предполагает задержку в развитии форм речи, вербальные контакты происходят со сложностями, малыши не могут задать вопрос или ответить на него. По этой причине у детей с задержкой психического развития важно поощрять коммуникативное поведение.

Методика развития речи у дошкольников

Формирование звуковой выразительности речи дошкольников представляет собой совокупную работу, предполагающую развитие творческих способностей в разных направлениях, используя при этом индивидуальный подход и воспитание эстетического понимания слова. Это подготавливает почву для будущего выразительного чтения, развитие, эмоционально обогащает на всю жизнь, учит получать удовольствие от восприятия красоты словесных образов, речь такого человека отличается правильностью.

Методика развития речи дошкольников предполагает движение от простого к сложному. На сегодняшний день распространение в детских дошкольных учреждениях получили:

  • Пособие, которое используют воспитатели – книга «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Авторами являются О. С. Ушаков и Е.М. Струнин.
  • Для педагога и родителя подойдёт «Методика развития речи детей дошкольного возраста», авторами которой являются Л.П. Федоренко, В.К. Лотарева и Г.А. Фомичева. Здесь рассматривается развитие детей от двух месяцев до семилетнего возраста, даются рекомендации.

Главной задачей педагога при воспитании дошкольников является проведение работы с артикулярными навыками, развитие речевого слуха, умения слушать произносимую речь, обучение лексико-семантической восприимчивости.

Основу навыков общения составляют умение модулировать голос при общении, владеть интонацией, собственным голосом. Навык модулирования голоса впоследствии сделает речь эмоциональной, выразительной, богатой.

Занятия проводятся в форме игры. Вербальные и невербальные процессы психического онтогенеза тесно связаны друг с другом.

Развитие невербальных средств общения

Невербальные средства – это мимика, эмоции, жесты, которые помогают понять настроение человека, основные желания, увидеть его внутренний мир. Невербальные способы общения используются детьми, которые ещё не научились говорить и способствуют их психическому развитию. Невербальные формы общения в большинстве своём являются врождёнными и позволяют контактировать не только с людьми, но и с животными.

Миссия педагога на занятиях состоит в объяснении малышам, что с помощью пантомимической выразительности движений, мимической мускулатуры лица и экспрессивности жестов осуществляется передача информации, показывается сила эмоциональной реакции, проявления переживаний человека. Интонационная выразительность речи достигается благодаря приобретённому навыку выражения чувств.

В процессе работы педагога используется прием пантомимы, мимической демонстрации чувств. После игры обязательно выясняются трудности, которые возникали у детей во время выполнения заданий, что они чувствовали и чего хотели. Это помогает обнаружить проблемы, сопровождающие невербальные формы общения у детей.

Развитие вербальных средств общения

Определение «вербальные средства общения» подразумевает обычную речь. В процессе работы педагога у детей вырабатываются навыки контактов со взрослыми и сверстниками, появляется опыт диалогической и ролевой речи, формируется понятие о речевой культуре, развивается качество и выразительность речи. Во время занятий совершенствуется речевая чистота и образность мыслей, коммуникативное поведение, внимание и слуховое восприятие.

Понятие основные вербальные формы общения подразумевает умение писать, говорить, слышать и воспринимать информацию. Примеры проявления чувств, в которых задействованы вербальные средства общения, встречаются повсеместно: это и устное признание в любви, и письменное сообщение в социальных сетях с пометкой «мне нравится».

Вербальные формы общения в виде письменных сообщений имеют преимущество перед устной коммуникацией. Когда человек пишет письмо, у него есть время обдумать свои слова, что позволяет сделать качество общения выше, словообразовательные характеристики, стилистический прием отличаются большей совершенностью в сравнении с устной речью. Применяя словообразовательные способы, имеющиеся в русском языке, которые оказывают усиливающий понятие переживаний чувств эффект можно добиться большего воздействия на эмоциональную сферу, чем при устной речи.

Чтение

Навык чтения в современном мире – необходимость. Он помогает ориентироваться в огромном потоке информации, проводить аналогии и сравнение, служит залогом успеваемости в школе.

Методика характеризует навык чтения правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью:

  • Размеренное чтение без ошибок, влияющих на смысл читаемого, называется правильностью чтения.
  • Сознательность – понятие замысла автора текста, а также собственного отношения к прочитанному произведению.
  • Количество печатных знаков, прочитанное за единицу времени (чаще это количество слов в минуту), скорость чтения, определяющая понимание прочитанного называется беглостью.
  • Выразительность подразумевает устный пересказ главной мысли текста, собственного отношения к произведению.

В процессе работы педагога над правильностью и беглостью чтения применяются специальные приёмы, направленные на отработку этих характеристик:

  • Первый прием заключается в использовании специальных упражнений, которые развивают зрительное восприятие, регулируют дыхание.
  • Второй прием состоит в использовании принципа многочтения, когда перечитываются важные отрывки произведения.

Что способствует и мешает правильному развитию речи

Чтобы развить выразительность речи у детей в процессе работы педагога применяются вспомогательные материалы: картинки, игры, кинокомпозиция.

Средства массовой информации также вносят вклад в развитие речи детей. В русском мультипликационном фильме по мотивам сказки используется общеупотребительная, разговорная лексика и лексика, ограниченная сферой употребления (голова – репа, рот – хлебало). Часто в фильме можно услышать просторечное слово – упрощённое, грубоватое, применяемое для отрицательных оценок происходящего (выпивка, жулик). Употреблять этот прием даже в обыденной речи нежелательно, так как при этом нарушается чистота речи.

Современные работы режиссёров не всегда отличает высокое качество произведения, образность, чистота языка, сила чувств. Иногда в фильме обнаруживается присутствие ненормативной лексики. Поэтому телевидение, интернет не всегда формируют у детей качество речи на русском языке, не позволяют развиваться и мыслить образно.

  • Средства выразительности речи усваиваются в дошкольном возрасте. Если не было речевого общения на этом этапе, речь не развита, в более позднем возрасте сделать это не удастся, какой бы прием для формирования навыка ни использовался.
  • Методика работы педагога призвана сделать вербальные формы общения детей доставляющими им удовольствие и привлекательными. Она направлена на развитие основы интеллекта в детском возрасте, её долг – сделать словарный запас богатым, при этом чистота речи должна быть на высоком уровне, образность мышления – развитой.