Консультация малоподвижные игры. Со спортом должен ты дружить


Потемкина Елена Эдуардовна
Картотека «Игры малой подвижности»

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

Цель : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.

Ход игры : Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр руга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6-8 см, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит : «Руки!» - и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2-З раза. Игра №2.

Малоподвижная игра «Летает-не летает»

Цель : Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.

Ход игры : Дети стоят по кругу, в центре - воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает вверх руки. Например, воспитатель говорит : Птица летает, стул летает, самолет летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет

Малоподвижная игра «Затейники.»

Цель : формировать умение идти ровным кругом, совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры : Выбирается водящий - затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят :

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! дружно вместе

Сделаем вот так.»

дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3-4 раза) . Игра №4.

Цель : Упражнять детей в построении в круг; ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание

Ход игры : Водящий встает в центр зала и закрывает глаза. Дети образуют круг, не держась за руки, идут по кругу вправо и произносят :

Мы собрались в ровный круг. Повернемся разом вдруг,

А как скажем; «Скок-скок-с кок» , Угадай, чей голоиок.

Слова «скок-скок-скок» произносит один ребенок (по указанию воспитателя) .

Водящий открывает глаза и пытается угадать, кто сказал эти слова. Если он отгадает, этот игрок становится на его место. Если водящий не угадал, то при повторении игры вновь выполняет эту роль. Дети идут по кругу в другую сторону.

Малоподвижная игра «Найди и промолчи»

Цель : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.

Развивать качество внимательности

Ход игры : Воспитатель заранее прячет какой-либо предмет и предлагает его найти. Тот, кто увидел, подходит к воспитателю и тихонько говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, педагог отмечает тех, кто оказался самый внимательный. Ходьба в колонне по одному. Игра №6.

Малоподвижная игра «Найди предмет»

Цель : развивать у детей выдержку, наблюдательность

Ход игры : дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора» . Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.

Малоподвижная игра «Что изменилось?»

Цель : Развивать у детей ориентировку в пространстве. Развивать зрительное внимание

Ход игры : Одного из играющих выбирают водящим - это волк. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне зала «зайцы» устраивают себе «домики» (кружки из шнуров или обручи большого диаметра) . В начале «зайцы» находятся в своих «домиках» , «волк» - на другом конце зала «в овраге» ).

Воспитатель произносит :

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают

Не идет ли волк.

«Зайцы» выпрыгивают на двух ногах из «домиков» И разбегаются по всему залу (площадке, прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за «зайцами» , стараясь их поймать (коснуться) . «Зайцы» убегают каждый в свой «домик» . Пойманных «зайцев» «волю отводит В свой «овраг» . Игра возобновляется. После того как будут пойманы 2-3 «зайца» , выбирают другого «волка» .

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Цель : формировать умение ловить мяч, воспитывать умение слушать.

Ход игры : Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей) . Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему. Водящий. Баклажаны. 1-й ребенок. Вершки. Водящий. Редька. 2-й ребенок. Корешки. Водящий. Капуста. 3-й ребенок. Вершки. Водящий. Картофель . 4-й ребенок. Корешки. Водящий. Клубника. 5-й ребенок. Вершки. Водящий. Чеснок. 6-й ребенок. Корешки. Водящий. Огурцы. 7-й ребенок. Вершки. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись

Малоподвижная игра «Карусель»

Цель : закреплять умение ходить и бегать по кругу, взявшись за руки, развивать координацию движения

Ход игры : Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух :

«Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели, А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом!»

После того как дети пробегут 2-3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем воспитатель вместе с детьми произносит :

«Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра!»

Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут шнур на землю и расходятся по всей площадке.

Малоподвижная игра «Каравай»

Цель : упражнять детей действовать по сигналу, ходить по кругу

Ход игры : Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося :

На Сережин день рожденья

Испекли мы каравай (Идут по кругу.)

Вот такой вышины, (Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.)

Вот такой низины, (Присаживаются на корточки.)

Вот такой ужины, (Сходятся к центру круга.)

Вот такой ширины. (Отходят назад, расширяя круг.)

«Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай! (Хлопают в ладоши.)

Водящий выбирает любого ребенка на роль водящего. Тот встает в центр круга. Игра повторяется.

1. Представиться по-разному

Правила игры: Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

2. Мяч по кругу

Правила игры: Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз. Потом можно усложнить, называть имя того, кому бросаешь мяч.

3. Построиться по именам в алфавитном порядке

Хорошо при первой встрече.

4. Карточки

Правила игры: Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека (например: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно и т.п.). Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки.

5. Животные на спину

Правила игры: Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают «да» или «нет» (например, "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

7. Угадай мое имя

Правила игры: Вместо представления игрок дает подсказки: Мое имя начинается на букву «О»; Мое имя заканчивается на букву «А»; Оно состоит из 6 букв (Оксана). Тот, кто правильно угадал имя, получает жетон.

8. Признание в любви

Правила игры: Вызываются мальчик и девочка. Называют друг другу свои имена. Им необходимо сыграть сцену из кинофильма о любви. Все чувства можно выражать только мимикой и жестами, произносить можно только имена. Выигрывает та пара, которая будет наиболее оригинальна и артистична.

9. Моя эмблема, мой девиз

Правила игры: Каждый игрок получает бумагу и карандаш. По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть эмблемой и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом (это может быть пословица, фраза из песни, крылатое выражение, название кинофильма и т.д.) потом делаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, о своей работе.

10. Мой напарник

Правила игры: Дети разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения - любой. Поощряется оригинальность.

11. Я возьму с собой в поход...

Правила игры: Разовая игра. Каждый должен назвать свое имя и какой-то предмет, который он взял бы с собой в поход (меня зовут..., я возьму с собой..., я пойду в поход?). Ведущий должен сказать, берет ли он этого человека с собой или нет. Смысл в том, чтобы название предмета начиналось на ту же букву, что и имя ребенка. Попросите ребят, которые догадаются, хранить молчание до тех пор, пока все не поймут логику.

12. Пропой свое имя

Правила игры: Каждый игрок по очереди поет свое имя. Все остальные должны повторить имя, т.е. спеть его так же, с теми же интонациями.

13. Одеяло падает

Правила игры: Отряд делится на 2 команды. Между командами помощники держат ширму (например, покрывало). По одному человеку от команды подходят к ширме и приседают, они не должны видеть друг друга. По команде ведущего ширма опускаются и игроки, сидящие около нее, должны назвать имена друг друга. Побеждает тот, кто называет быстрее. Проигравший переходит в команду соперников.

15. Список

Правила игры: Напишите список и раздайте его каждому члену группы. В этом списке должна быть правильная информация. Для этого лидер должен сам хорошо знать своих ребят. Список может быть длинным или коротким, по вашему усмотрению. Пока играет музыка (две песни) каждый должен подходить к другим игрокам и получить их подпись под тем утверждением, в котором говорится о нем. Каждый может поставить только одну подпись. Выигрывает тот, у кого будет больше подписей в момент, когда остановится музыка. Вот, что может быть написано в списке:

Найди того, кто:

Не любит кушать печенье; - Пришел сегодня в розовых носках; - На каникулах ездил в Японию; - Умеет ездить верхом на лошади.

16. Лгун

Правила игры: Эта игра поможет вам лучше узнать друг друга. Необходимо 5-8 человек. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:

Самое удаленное место, где мне удалось побывать, это - …………… - В детстве мне запрещали делать ……………..., а я все равно делал. - Мое хобби - …………………. - Когда я был маленький, я мечтал стать ……………………. - У меня есть одна плохая привычка - …………………………

Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. Т.е. один ответ будет неправильным, ложным. Когда все заполнят свои анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных игроков угадать, какой из ответов игрока ложный. Пусть они запишут их вариант на противоположной стороне их анкет. Узнайте номер ложного ответа, и присудите очко всем угадавшим ложный ответ. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков. Можно поменять правила. Вместо одного неверного ответа из пяти, писать четыре неверных, а один верный.

17. Запомни внешность

Правила игры: Игра полезна для группы, где все мало знакомы. Играют 6-16 человек. Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность, друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.

Например:

Сколько пуговиц у твоего напарника на кофте? - Какого цвета шнурки на ботинках соседа? - Цвет глаз вашего напарника и т.д.

Та пара, которая даёт больше правильных ответов – побеждает.

18. Что мы знаем о Васе?

Правила игры: Играют 2-5 команд по 3-10 человек в каждой. От каждой команды вызывается по одному человеку. Назовем его условно Васей. Ведущий читает вопросы, а команды должны как можно точнее на них отвечать. Ответы пишут на листочках и сдают ведущему (команда сдает свой ответ, Вася сдает свой ответ, а ведущий сравнивает).

Вопросы могут быть такими:

Дата рождения Васи? - Как зовут Васину маму? - Кто лучший друг Васи? - В какой школе учился Вася? - Что Вася сегодня съел на завтрак?

Каждая команда отвечает на вопросы о своем игроке. За правильный ответ команде даются очки. Выигрывает та команда, которая набрала больше всех очков.

18. Я никогда не…..

Правила игры: Эта игра поможет людям лучше узнать друг друга. Участвуют 7-15 человек. Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.

Первый игрок говорит: "Я никогда не...". Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность).

Например:

Не держал кошек в доме; - не был за границей; - не носил сапоги; - не брился и т.д.

Допустим, игрок сказал "Я никогда не ел ананасы". Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали. Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

20. Горящая спичка

Правила игры: Пока горит спичка, человек должен рассказать о себе как можно больше. Спичку при этом он держит зажженной в своей руке. Одно сообщение - одно очко (например: Меня зовут... Я живу...). Выигрывает тот, кто получил больше всех очков. Вам будет намного легче, если вы попросите считать сообщения нескольких человек.

21. Бумажка нужна?

Правила игры: Эта игра поможет познакомиться всем вашим гостям. Сидящие за столом гости передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый гость отрывает столько клочков, сколько он хочет, чем больше, тем лучше. Когда у каждого гостя окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен рассказать о себе столько фактов, сколько у него оторванных клочков.

22. Бутылка по кругу

Правила игры: Все сидят в кругу, передают друг другу ногами на весу пластиковую бутылку. У кого бутылка упадет или просто коснётся пола, тот говорит свое имя и рассказывает смешную историю про себя. Бутылка передается дальше.

23. Заводной апельсин

Правила игры: Все участники садятся в круг. Одному человеку ведущий даёт в руки апельсин, отворачивается и говорит: «Начали!» Все начинают быстро передавать апельсин друг другу по кругу. Как только ведущий произносит слово «Стоп!», игра останавливается и тот, у кого в этот момент в руках был апельсин, коротко рассказывает о себе и выходит из игры.

Ведущий вновь отворачивается, и игра начинается заново. Постепенно круг сужается и в итоге определяется победитель. Но это ещё не всё.

Когда в самом начале ведущий будет объяснять правила игры, то должен обязательно сказать: «Победителем станет тот, кто останется последним. И именно он получит апельсин, но только если выполнит последнее задание. А вот какое - я скажу в самом конце!» (пусть в игре будет интрига).

Итак, победитель определён. Теперь, чтобы получить апельсин, он должен выполнить последнее задание: каждый из участников задаёт победителю по любому вопросу, касающемуся его личности и всего, что с ним связано, а победитель должен честно и искренне ответить на все вопросы (естественно, стоит предупредить участников, что вопросы не должны выходить за рамки приличия).

Если игра будет проводиться во второй раз и в числе участников те, кто уже играл в неё, то можно последнее задание менять на какое-нибудь другое.

Чтобы участники познакомились и с тем, кто будет ведущим, то в самом начале, при объяснении им правил, он может коротко рассказать о себе, тем самым, показав пример остальным, как это нужно делать.

24. Печатная машинка

Правила игры: Все участники игры становятся «печатными машинками», руки и ноги которых - клавиши на этой машинке. Все стоят или сидят в кругу и одновременно делают движения: щелчок одной рукой, щелчок другой и два хлопка по коленкам. Когда делают щелчок правой рукой - говорят свое имя, когда левой - имя любого человека из круга, а на два удара по коленкам - все молчат (так как это пробел). Итак, от одного человека до другого мы начинаем печатать имена всех присутствующих. С каждым следующим человеком темп «удара по клавишам» должен увеличиваться.

«Печатная машинка» ломается, т.е. участник выходит из игры, если сбивается с ритма, если сначала называет не свое имя, если называет имя вышедшего из игры игрока. Выбывший игрок скрещивает на груди руки, но из круга не уходит. Игру продолжает игрок, сидящий справа от него. В конце выбираются самые работоспособные «печатные машинки».

Ведущий помнит о том, что если среди игроков есть люди с повторяющимися именами, то необходимо договориться, как в этой игре их будут звать (игровое имя). Например, в коллективе три Лены. Одну из них называем Леной, вторую - Леночкой, третью - Ленчиком. Перед игрой каждый громко называет свое игровое имя, чтобы все запомнили. Сначала проводится репетиция, т. к. сразу трудно одновременно и щелкать, и говорить, и вспоминать имена. После 2-З минутной репетиции начинается игра на выбывание.

Это игра на внимание, развитие памяти, а также на знакомство. Если в коллективе уже все достаточно хорошо друг друга узнали, то правила можно немного изменить: каждый участник становиться любым цветком (животным, писателем и т. п.).

25. Три истории

Правила игры: Эта игра на первый взгляд простая, но, тем не менее, очень интересная. Можно играть и 2, и 3 часа на протяжении дня рождения или же, например, в поезде. Игру можно прерывать и возобновлять.

Итак, каждый человек должен рассказать три истории из своей жизни. Две настоящие и одну выдуманную. Все остальные должны угадать, какая же история выдумана. Попробуйте сыграть, вам понравится!

26. Оригинальное знакомство

Правила игры: Играющие становятся в круг. Каждый придумывает себе иностранное имя или любой псевдоним и, сделав шаг вперед, представляется. Например: «Я - Фантомас». Кроме того, надо придумать жест, сопровождающий ваши слова и соответствующий образу. Например, вы представились и хлопнули в ладоши. Как только представился первый человек, второй должен повторить имя и жест первого, а затем представиться самому. Третий повторяет имя и жест первого, имя и жест второго, а затем сам представляется, сделав какой-нибудь жест. Итак, по кругу, снежный ком. Когда кто-то ошибется, он начинает с предыдущего игрока, называя его имя и изображая жест, и снова все идет по кругу. Проиграв несколько раундов, определите, кто запомнил самую длинную цепочку имен и жестов. Сделайте что-то приятное для победителя.

27. Вопрос соседу

Правила игры: Все садятся в круг, ведущий - в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: "Как тебя зовут?", "Где ты живешь?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.

28. Знакомство

Правила игры: В зависимости от того, насколько знакомы друг с другом собравшиеся дети, предлагается два варианта игры-знакомства:

Для менее знакомых друг с другом детей.

Нужно выбрать лидера игры. Все становятся лицом друг к другу. Одна минута дается каждому, чтобы узнать имя соседа справа и слева. Затем лидер начинает ходить по кругу за спинами играющих. Тому человеку, которого он выбирает, кладет руку на плечо и говорит: "право" или "лево", или "право - лево", или "лево - право"!

Выбранный ребенок должен назвать имена своих соседей в правильной последовательности. Если указанный ребенок не может этого сделать, то его соседи сами говорят свои имена в нужной последовательности, а проигравший становится лидером. Прежний лидер садится на его место. Можно каждый раз меняться местами в кругу (в этом случае игра усложняется).

Для более знакомых друг с другом детей.

Необходимо: заранее изготовленное пособие "Знакомство".

Ход игры. Выбрать лидера. Все дети делятся на 2 команды. Каждый член одной команды находит себе пару из другой команды. По сигналу, в течение 2-3-х минут пары узнают друг у друга ответы на те вопросы, которые написаны в специальном пособии "Знакомство" (возраст, имя, есть ли домашнее животное, увлечение, есть ли близкий друг). По истечении 3-х минут все очень быстро возвращаются в свои команды. Затем ведущий выбирает кого-нибудь (из какой команды не имеет значения). Выбранный игрок находит свою пару в соседней команде и рассказывает о нем по предложенным на стенде вопросам, затем - наоборот. И так далее. Хорошо было бы занять всех участников игры. Если кто-нибудь не сумеет ответить на вопрос, то игрок, о котором идет речь, сам отвечает на этот вопрос.

Как разделить команды:

  1. встать в круг и по команде выставить одну ногу вперед. Те, кто выставит правую ногу, будут одной командой, а кто выставит левую - другой;
  2. по команде нужно выбрасывать несколько пальцев на руке. Все, у кого большее число - одно команда, меньшее - другая; или четное число - одна команда, нечетное - другая.

29. Паспорт

Правила игры: Каждый ребенок получает задание изготовить паспорт (картонная карточка), по которому все участники игры смогут больше узнать и познакомиться друг с другом.

В паспорте содержится небольшая информация о владельце паспорта (5-8 фактов). Каждый факт (внешность, интересы, детали из личной жизни) описывается в одном предложении. Готовые паспорта складываются в большую шляпу или коробку и перемешиваются. Каждый участник вытягивает один паспорт и по данным, которые в нем описаны, старается узнать о ком идет речь. Содержание всех паспортов прочитывается вслух, и все участники игры стараются выяснить о ком идет речь.

30. Спроси – расскажи

Правила игры: Участники ставят фишки на старт и по очереди кидают кубик. Участник передвигает фишку на столько позиций, сколько выпало на кубике и, в зависимости от того, какое это поле (рассказать или спросить) он берёт карточку из стопки "рассказать" или "спросить" (не выбирая, карточки лежат лицевой стороной вниз!) и делает то, что там написано. Игра продолжается примерно полчаса. Далее продолжать не стоит, даже если просят некоторые участники, так как в это время другим это дело может уже наскучить.

31. Карта жизни

Правила игры: Вам понадобится большая карта вашей страны или мира, и карандаши. Прикрепите карту на стене. Пусть каждый ребенок инициалами отметит три места:

  • где он родился;
  • место, где он однажды побывал;
  • место, которое он надеется посетить когда-нибудь.

После того, как дети отметили эти места, указывая на одно из них, попросите каждого ребенка рассказать, почему он или она выбрали именно это место.

32. Пальцы

Правила игры: Все игроки становятся в круг, при этом ладошкой правой руки накрывается палец соседа справа, а указательный палец левой руки ставится под ладошку игрока слева. Ладошки должны быть ровными. После сигнала ведущего надо успеть быстро схватить ладошкой палец правого соседа, при этом успеть забрать свой палец. Игрок, чей палец был схвачен, выходит вперед и говорит о себе пару фраз. Потом игра продолжается.

33. Позитрон

Правила игры: Все сидят в кругу и перебрасывают мяч. При этом надо говорить что-то позитивное тому человеку, которому ты бросаешь мяч.

34. Зеркало

Правила игры: Каждый игрок выбирает себе партнера и встает с ним лицом к лицу на расстоянии вытянутой руки. Один из игроков совершает произвольные телодвижения, а второй («зеркало») должен копировать их, став его зеркальным отражением. Обратите внимание: игроки не могут касаться друг друга; все их движения должны быть замедленными; одной ногой нужно все время стоять на земле. Через некоторое время игроки меняются ролями.

35. Счет на пальцах

Правила игры: Каждый участник выбирает себе пару; партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и закладывают руки за спину. Игроки хором считают до трех. На счет «три» каждый игрок выбрасывает руки вперед, показывая некоторое количество пальцев (по собственному усмотрению). Побеждает тот, кто первым правильно назовет число пальцев на обеих руках у них обоих. Сыграйте несколько раз, потом поменяйтесь партнерами и повторите сначала.

Вариант: через некоторое время добавьте к двум игрокам третьего, затем четвертого. В конце концов, вы можете вовлечь в игру целую группу воспитанников (но пусть они показывают пальцы только одной руки, иначе считать придется слишком долго).

36. Чемодан

Правила игры: Игра на развитие памяти. Играют 3-12 человек. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

37. Математика

Правила игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель дает задание: “Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное 3, произносит вместо цифры свое имя”.

Игры для компании детей

1. «Словесная эстафета»

Выбирается определенная буква алфавита или тема (например, «транспорт», «цветы», «продукты», «круглые предметы» и т. д.), берется мяч и считалкой определяется начинающий. Этот игрок называет свое слово и кидает мяч следующему. Выигрывает тот, кто последний назвал слово. Слова дважды повторять нельзя.

2. «Отгадай предмет»

Считалкой определяется игрок, который при помощи мимики и жестов показывает какой-либо предмет или явление. Остальные отгадывают. Угадавший сменяет игрока и сам начинает показывать. Для честности, слова можно перед показом писать на листочках, говорить на ушко ведущему или получать от ведущего.

3. «Нужный цвет»

Выбирается тема (например, «животные», «фрукты», «овощи» и т. д.). Ведущий называет выбранный им цвет, а игроки по очереди говорят, у какого предмета такой цвет есть, даже если его там совсем мало. Выигрывает тот, кто больше назвал предметов с нужным цветом.

4. «Фантазеры»

Начинающим может быть любой. Он придумывает и говорит первое предложение будущей истории (сказки). Каждые следующие добавляют по одному своему предложению, и так по кругу. Заканчивать сочинять можно в любой момент.

5. «Необычное животное»

Лист бумаги складывается на две или три части. Первый участник рисует, закрывшись от остальных голову того животного, которое ему захочется. Второй – среднюю часть туловища. Последний – нижнюю часть с ногами. Листок разворачивается и с него на рисующих смотрит новое, неизвестное природе животное. Ему можно дать кличку и разукрасить. Условие: каждый из рисующих, кроме последнего оставляет пометки, где он закончил рисовать, чтобы следующий с этого места начал изображать свою часть.

6. «Да» - «Нет»

У одного игрока в руке предметная картинка, которую другие не видят, но должны отгадать нарисованный на ней предмет. Игроки задают вопросы владельцу изображения, на которые он отвечает односложно: «Да» или «Нет». Выигрывает тот, кто отгадал. Теперь он просит угадать его изображение.

7. «Умные пальцы»

В сумку или пакет кладут несколько разных предметов и просят с завязанными глазами на ощупь назвать предметы. Каждому игроку дается одинаковое количество предметов. Выигрывает тот, кто правильно отгадает больше предметов.

8. «Конструируем из букв»

Дается набор букв или «длинное» слово. Нужно из предложенных букв составить разные слова за определенное время. Побеждает тот, кто составит больше слов.

М алоподвижные игры.

1. Игра « Футбол».

Класс делится на две команды « Динамо», « Спартак».

Учитель (ведущий). « На футбольном поле взвивается флаг, играющие

« Динамо» , « Спартак». Учитель поднимает правую руку вверх- дети кричат «гол», левую руку вверх – мимо, две руки – штанга.

2.Игра « Обувной магазин».

Все снимают свою обувь и кладут её в центр круга. Каждый участник одевает два разных кроссовка и пытается поставить свою ногу рядом с ногой, обутую в парную ногу .

3. Игра « Зеркало».

Класс разбивается на пары. Один игрок -зеркало,

второй - человек перед

Зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача : добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем игроки меняются ролями.

4. Игра « Кочки, дорожки, копна, тропинки».

Когда учитель произносит « кочки» - все ребята опускают головы, « дорожки »-хлопают в ладоши, « копна» - руки над головой, « тропинки» - руки в стороны.

5. Игра « Моль».

Моль, моль, моль - это маленький букашка

Моль, моль, моль - ядовитый таракашка,

Моль, моль,моль - это маленький жучок, который поедает всё вдоль и поперек

Моль, моль, моль - съела папины штанишки,
Моль, моль,моль - съела мамино пальто,

Моль, моль,моль - съела плюшевого мишку, оделась и пошла в кино.

6 . Игра « Ипподром» .

Ладошки - это лошадка. которая побежит по коленкам. Лошадка умеет бегать галопом- выполняем звонкие хлопки ладошками по коленкам, скакать по песку - выполняем трение ладоней по коленям (или трение ладоней друг о друга), по камушкам -стучим кулаками по коленям, брать барьеры.

« Итак, мы на ипподроме, начинаются скачки. Посмотрим чья лошадка придет первой. На старт! Внимание! Марш! До финиша остается 10 метров. Финиш! Чья лошадка пришла первой?» Дети « Моя». Учитель: « Ура! Победила дружба! »

7. Игра « Найди то не зная что, сделай, то не зная что».

Игроки загадывают предмет находящийся в спортивном зале (комнате), приглашается водящий. Он ищет предмет ориентируясь на аплодисменты

тихие -далеко от предмета, громкие- приближение к предмету, шквал – угаданный предмет.

8. Игра « Ёжики».

Два притопа, два прихлопа

Ёжики, ёжики Руки вверх

Наковальня,наковальня кулачками друг о друга

Ножницы, ножницы скрестные движения прямыми руками

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики ладошки над головой, показать ушки

Ну –ка дружно, ну – ка вместе

Девочки. Мальчики кто громче

9. Игра «Светофор».

Учитель показывает движения,учащиеся повторяют.

« Красный» - топать ногами

« желтый» -стучать ладошками по коленям

« зеленый» - хлопать в ладоши. Учитель может выполнять движения неправильно и этим запутать ребят.

10. Игра « Капитан».

Все игроки стоят на стульях или на гимнастической скамейке.. Выбирается « капитан». Учитель предлагает капитану выстроить всех детей на стульях или на скамейке по цвету глаз, по размеру обуви и т. д.. Со стульев сходить нельзя. Говорит только «капитан».

1 1.Игра « Паровозик».

Игроки встают паровозиком, закрывая глаза руками впереди стоящего игрока. Открыты глаза только у самого последнего игрока, а свободные руки у первого игрока. Задача: достать определенный предмет, который учитель помещает в зале, после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочке эти движения передаются всему паровозу, и он начинает двигаться. Игра продолжается пока первый игрок не возьмет в руки указанный предмет.

12. Игра « Печатная машинка». (умение действовать группой).

По очереди дети называют буквы алфавита, запоминают доставшиеся буквы. Написать телеграмму. Пример: « Еду, встречай, гном». Перед началом и в конце фразы все дети должны хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает «печатная буква» тот кому досталась буква «е», следующий у кого вторая буква, третья буква. Слово напечатано вся группа делает один хлопок, отделяет слова друг от друга (запятая). Все это делается без слов.

13. Игра « Мы веселые мартышки».

Мы – веселые мартышки!

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем (хлопать в ладоши)

Все ногами топаем (топать)Надуваем щечки

Скачем на носочках

И друг другу даже языки покажем

Оттопырим ушки, хвостик на макушке.

Пальчик поднесем к виску.

Дружно прыгнем к потолку

Шире рот откроем

Гримасы все состроим

Как скажу я слово три

Все с гримасами замри.

Все замирают.Ведущий выбирает самую смешную рожицу.

14. Игра « Запрещенное движение» .

Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое из них - запрещенное. Повторивший его делает шаг вперед,затем продолжает играть. Выигрывают ребята оставшиеся на своих местах. проигрывают те, кто сделал как можно больше шагов в круг. Запрещенное движение следует менять после 4-5 повторений.

1 5. Игра «Қазан» . Правила игры: В земле выкапываются ямки диаметром 20 см (казан) на расстоянии 10, 15, 20 шагов. Игроки поочередно кидают камешки. Соответственно начисляются очки за попадание (5, 10 или 15). У каждого игрока 3 попытки. Победителем считается тот, кто наберет больше очков. (В условиях спортзала вместо ямки использовать коробки или разрезанные мячи).

Средне подвижные игры.

1.Игра «Жапактар жане карлыгаш» - «Ястребы и ласточки».

Одна команда –ласточки, другая – ястребы. Обе команды встают в две шеренги спиной друг к другу. Ведущий проходя мимо шеренг громко выкрикивает либо «Лас» либо «Яс». Пока название команды не будет названо полностью двигаться нельзя. Как только одно из названий команды будет произнесено ведущим « Ласточки» или « Ястребы», то команда, чье название было произнесено начинает догонять участников другой команды, те в свою очередь бросаются врассыпную и стараются убежать в свой дом. Тех кого поймали становится членом ловящей команды. И игру можно начинать снова. По результатам нескольких игр можно определить победителей.

2. Игра « Балапандар» - «Цыплята».

Определяются два коршуна и две квочки, остальные участники будут цыплятами. Цыплята, возглавляемые квочками движутся держать друг за друга и при этом цыплята поют песню: «Дружно держимся за друга, здесь, в колонне: друг – подруга! Мы все смелые ребята! Развесёлые цыплята! Нам не страшен хищный коршун. С нами наша мать! Мы идем с ней погулять, чудеса повидать!» Квочки движутся по замысловатой траектории, а коршуны ждут, как только кто- нибудь из участников цепи случайно отцепится, в этот момент, если коршун успеет задеть его ладонью, значит цыпленок пойман. Разорвавшаяся цепочка стремится успеть соединиться, иначе пока она разъединена, всех кого успеет задеть коршун будут пойманы. При этом квочка может защищать цыплят. Если в момент нападения коршуна, квочка успеет задеть его ладонью, коршун считается выбывшим из игры.

3. Игра «Арқан тартыс» - «Перетягивание каната». Правила игры: ученики, держась за концы каната, стараются перетянуть соперников на свою сторону.

4. Игра «Бурук - теппек». Участники становятся в шеренгу и кидают мячи в обруч на расстоянии 5-6 метров. Игрок трижды попавший в цель считается победителем. Игра обычно ведется до определения трех победителей.

5. Игра « Быстро по местам!».

Учащиеся стоят в шеренге.По команде учителя « Разойдись!» играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют. Вдруг раздается команда: « Быстро по местам!» - и все учащиеся занимают свои места в шеренге. Учитель отмечает тех,кто быстрее занял место в строю.

6. Игра « Слушай сигнал!».

Дети идут в колонне по одному.Учитель подает заранее обусловленные сигналы- зрительные (флажки, кружки) или слуховые (свисток, хлопок в ладоши и т.д.). Например, если учитель поднял зеленый кружок, учащиеся идут,если желтый - бегут,красный - останавливаются. Тот кто ошибается становится в конец колонны.

7.Игра «Кот и мыши» .

Игроки, взявшись за руки,образуют круг с двумя - тремя воротами. Выбирается кот и пять - шесть мышей.Мыши убегают от кота, а кот их ловит. Мыши могут пробегать в ворота и под руками стоящих в кругу, а кот - только в ворота. Дети помогают мышам спасаться от кота, опуская перед ним руки и приседая. Когда кот поймает трех -четырех мышей, выбирается новый кот и новые мыши -игра продолжается.

8. Игра «Попрыгунчики - воробышки». Дети стоят по кругу. В центре круга водящий- ворона. За линией круга все играющие - воробьи. Они впрыгивают в круг, прыгают по кругу, выпрыгивают из него. Ворона старается осалить воробушка,когда тот находится в кругу. Пойманный становится водящим. 9.

9.Игра «Метко в цель»

Посередине площадки проводится черта,вдоль которой ставится 10 городков (кеглей).Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна за другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по теннисному мячу. Перед шеренгой проводится линия старта. По сигналу учителя, играющие первой шеренги, бросают мячи в городки(кегли), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Игроки,бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам другой команды, а сами становятся за ними в шеренгу. Участники второй команды также бросают мячи в городки проводится подсчет сбитых городков. Игра продолжается 2 -4 раза. Выигрывает команда, сумевшая сбить большее количество городков. Мячи можно бросать только по сигналу учителя. При броске нельзя заходить за стартовую черту. Бросок зашедшего за черту не засчитывается.

10. Игра «Удочка».

Дети стоят по кругу, учитель - в центре. По сигнал« Готовы. Начали. Ловись рыбка большая и маленькая» учитель начинает вращать удочку (скакалку) по кругу над полом. Дети подпрыгивают вверх,стараясь, чтобы скакалка не задела их и меняют положение ног по сигналу учителя « На обеих», «На левой», « На правой».Подпрыгивать только при приближении удочки, Только по сигналу учителя менять положение ног.

11. Игра «Передал - садись». Учащиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который становится в 3-4 шагах от и лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передает волейбольный мяч первому игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передает мяч второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется, если последний игрок в колонне, получив мяч бежит на место капитана. А тот встает в начале колонны.

12. Игра «Медведи и пчёлы».

Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной - луг. В стороне - берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи - в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом.Как только учитель подаст команду « Медведи!»,пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (осаливают).Ужаленные не участвуют в очередной игре.

13. Игра «Волк во рву».

Посередине площадки (зала) проводятся две продольные параллельные линии на расстоянии 50 -70 см одна от другой- это ров. Во рву водящий - волк. Козы находятся на одной из сторон площадки (зала). По сигналу учителя они перепрыгивают на другую сторону через ров.Волк, не выбегая изо рва, ловит (пятнает) коз. Пойманные козы подсчитываются. Волк меняется после 2-3 перебежек. Варианты: во рву может быть 2-3 волка; козы перепрыгивают через ров и обратно до нового сигнала; пойманные козы остаются во рву. Можно ширину рва постепенно увеличивать.

14. Игра «Бездомный заяц».Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные по всему залу(можно нарисовать круги мелом). Это - «дома». Один из водящих - « волк», другой - « бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой дом. Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.

15. Игра «Хитрая лиса». Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и дотрагивается до кого - либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, еще громче): « Хитрая лиса, где ты.» Лиса прыгает в центр круга и произносит: « Я здесь!». Дети разбегаются, лиса ловит (пятнает)их. Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается новая лиса. Лиса не должна себя выдавать. Для усложнения игры можно выбрать 2-3 лисы.

Быстро подвижные игры.

1. Игра « Караси и щука ».

На одной стороне площадки находятся играющие - караси, на середине площадки - водящий - щука. По сигналу воспитателя караси перебегают на другую сторону, а щука их ловит. Пойманные (3-4 человека) берутся за руки и образуют невод. Теперь караси должны пробегать на другую сторону площадки через невод (под руками). Щука стоит за неводом и подстерегает их. Когда пойманных карасей будет 8-10, остальные образуют корзины - круги, через которые должны пробегать караси. Если пойманных карасей будет больше, чем непойманных, то образуется верша - коридор из пойманных карасей, через который должны пробегать оставшиеся игроки. Щука, находящаяся у выхода из верши, ловит их. Кто будет пойман последним, тот и победит.

2. Игра «Охотники и утки» .

Все выстраиваются по кругу. После того как дети рассчитаются на первый-второй, вторые номера - утки входят в круг, а первые - охотники остаются на месте. У одного из охотников в руках волейбольный мяч. По сигналу воспитателя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитая утка выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут выбиты. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, затратившая на охоту меньше всего времени. Вариант: на игру дается определенное время - в этом случае подбитые утки из игры не выбывают, а подсчитывается количество попаданий.

3. Игра « Снайперы ». Играющие становятся в одну разомкнутую шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые - другую. Игрокам одной и другой команд дается по малому мячу. Впереди команд на расстоянии 6 м ставятся в ряд с промежутками в 1-2 шага 5 городков одного цвета и 5 другого вперемежку. Каждая команда имеет городки своего, определенного цвета. По сигналу учителя команды по очереди залпом (все игроки одновременно) метают мячи в городки. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок команды противника - на шаг ближе. Команда, сумевшая за время игры дальше отодвинуть свои цели, выигрывает (учитывается общее количество шагов, на которое отодвинуты цели).

4. Игра «Два Мороза ».

Все играющие располагаются на одной стороне п лощадки (зала).Двое водящих,Морозы,стоят посредине площадки лицом к играющим и произносят: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые; я Мороз - Красный нос, я Мороз - Синий нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Дети дружно отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз», и перебегают на другую сторону площадки (зала). Морозы пятнают перебегающих. Морозы меняются после 2-3 перебежек. Варианты: пойманные подсчитываются; пойманные «замораживаются», стоя на том месте, где их запятнали Морозы; «замороженных» можно «отморозить» - дотронуться рукой во время очередных перебежек; «замороженные», не сходя с места, «замораживают» близко пробегающих (касаются рукой).

5. Игра «Лиса и куры ».

Трое детей лиса, петух и охотник, остальные - куры. В зале расставляются 3-4 гимнастические скамейки - это насесты. Лиса уходит в дальний угол зала. Охотник (с двумя мячами) находится в противоположном углу. Петух с курами гуляют по залу, собирают зерна, хлопают крыльями (руками). Лиса по сигналу воспитателя начинает подкрадываться к курам. Петух, заметив лису, дает сигнал «Кукареку!». Все куры взлетают (прыгают) на насесты. Петух взлетает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается схватить и увести с собой курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. Если лисе удается схватить добычу и она начинает уводить ее с собой, охотник стреляет в лису. Лиса застрелена. Вместо застреленной лисы выбирается другая, и игра продолжается. За один набег лиса может утащить только одну курицу. Лиса обязана покинуть курятник по сигналу воспитателя. На площадке или в естественных условиях в качестве насестов можно использовать обычные скамейки, бревна, пни, кочки, поваленные деревья. Вариант: заранее назначаются только петух и охотник, а лиса назначается учителем незаметно для играющих в то время, когда куры гуляют. Петух внимательно следит за всеми. Неожиданно подается сигнал «Я лиса!». Петух кричит: «Кукареку!», куры взлетают на насесты, а охотник спасает кур меткими выстрелами.

6. Игра «Зайцы, сторож, Жучка». Дети выбирают сторожа и Жучку, остальные - зайцы. На площадке с одной стороны обозначаются норы зайцев, с другой - огород, а за огородом - дом сторожа. Посредине площадки на высоте 40-60-70см протягивается веревочка - забор (веревочку вешают на стойки для прыжков так, чтобы при касании она падала вниз) .Перед началом игры зайцы находятся в норах, а сторож с Жучкой дома. По сигналу учителя первые 8-10 зайцев выбегают из нор, перепрыгивают через веревочку (забор) и оказываются в огороде, где начинают есть капусту, шевелить ушами (подражательные движения кистями рук), перепрыгивать с одного места на другое. По условному сигналу сторож стреляет в зайцев (хлопает три раза в ладоши). По первому хлопку зайцы убегают домой, преодолевая забор подлезанием или подползанием, не касаясь веревки. После третьего хлопка Жучка догоняет зайцев и кусает их (касается рукой). Пойманные зайцы остаются на месте. Зайцев, которые убежали за линию нор, догонять нельзя. Учитель запоминает пойманных зайцев и разрешает присоединиться к остальным. После этого игра повторяется, но в огород отправляется другая группа зайцев. Сторож и Жучка могут поменяться ролями. Когда все зайцы побывают в огороде, назначаются новые сторож и Жучка.

7. Игра «Перестрелка».

Площадка (зал) делится чертой пополам на 2 равные части. На расстоянии 2-2,5 м от каждой из сторон площадки проводится еще по черте. Таким образом, площадка превращается в поле, разделенное 4 полосами: 2 полосы широкие - города, 2 узкие - места для плена.Две равные по количеству игроков команды размещаются каждая в своем городе в произвольном порядке. Учитель выходит на середину площадки и подбрасывает мяч вверх. Игроки стараются, не выходя из своих городов, завладеть мячом, и между командами начинается перестрелка. Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из города и взять в плен. Каждый игрок, задетый мячом, становится пленником, после чего он переходит за полосу, помещенную за городом другой команды. Пленник может подбирать (или ловить) залетающий за его черту мяч и бросать его в игрока команды противника. Пленных можно освобождать. Для этого надо бросить любому пленнику мяч так, чтобы он мог поймать его с лёту. Если пленник поймает мяч, то, держа его в руках, он беспрепятственно переходит в свой город и имеет право оттуда бросать этот мяч в противников или же для выручки перебросить его другому пленнику. Обе команды стараются помешать пленникам ловить мяч. Выигрывает команда, сумевшая взять в плен игроков другой команды (или насчитывающая по окончании отведенного для игры времени большее число пленных)Правила игры : 1. В игре не разрешается: заходить за черту (кроме случаев, когда игроков уводят в плен или выручают из плена); брать мяч, находящийся на другой черте; бегать с мячом; отбивать летящий мяч ладонями. В случае нарушения правил команда противника получает право брать обратно в свой город любого из своих игроков, попавших в плен (или не отдавать в плен задетого мячом игрока). 2. Если игрок поймает мяч, брошенный в него, или мяч, переброшенный пленному игроку, то это за попадание не считается; если же при попытке поймать мяч игрок выпустил его из рук, то в таком случае попадание считается действительным и такой игрок идет в плен.

8. Игра «Белые медведи».

В середине игровой площадки чертится круг или овал, который изображает льдину. Из числа играющих выбирают двух «белых медведей», которые встают на «льдину».Остальные играющие свободно ходят и бегают вне пределов «льдины» на игровой площадке. По сигналу учителя (свисток, хлопок в ладоши и т. д.) «белые медведи» отправляются «на охоту». Они идут, взявшись одними разноименными руками (левая-правая) и пытаются обхватить кого-нибудь из играющих свободными руками. Пойманного игрока они отводят на льдину. Когда на льдине оказывается двое пойманных игроков, они становятся второй парой «белых медведей».
Игра оканчивается по договору: когда большая часть играющих стала «белыми медведями» или когда останется 2 - 3 играющих на игровом поле.

9. Игра «Салка на одной ноге».


Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладёт платочек. На слово "Раз, два, три, смотри!" дети открывают глаза. Стоя на месте они внимательно смотрят друг на друга: "Кто же салка?" Ребёнок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: "Я салка!" Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка!" Игра повторяется.Правила. Если ребёнок устал, он может прыгать поочерёдно то на правой, то на левой. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. Салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.

10. Игра «Жмурки». « Обыкновенные жмурки». Одному из играющих - жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас". - "Лови мышей, а не нас". После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой. Правила. Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: "Огонь!"Нельзя кричать "Огонь!" с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвреньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

11. Игра « Смени место».

На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 10-25 м (в зависимости от размеров игровой площадки и возраста играющих). Все играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждая команда выстраивается в шеренгу у линии с двух сторон.
По сигналу учителя команды игроков стремятся поменяться местами, то есть перебежать за противоположную линию и выстроиться в шеренгу, заняв каждый свое место. Побеждает команда, которая сумела первой разместиться за противоположной линией.

12. Игра «Третий лишний».

Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них - водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу (круг можно начертить на игровой площадке диаметром 5-6 м).Первый играющий отходит от водящего на 3-4 шага начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»).После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
Правила игры: бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.

13. Игра «Снайперы».

На игровой площадке сначала строится из снега стенка длиной до 2 м и высотой до 1 м. На ее плоский верхний край кладут яркий кубик, кеглю или другой яркий предмет. На расстоянии 1,5-3 м (в зависимости от возраста детей) от стенки проводится линия. От этой линии дети по очереди стараются сбить предмет со стенки снежками (количество снежков может быть ограничено или не ограничено).На верхний край стенки можно положить несколько ярких предметов на расстоянии 30-40 см друг от друга, чтобы в игре одновременно приняло участие несколько детей. Победителем считается тот, кто поразил цель меньшим количеством снежков. Вариант игры: после поражения цели ребенок отходит шаг назад и снова начинает поражать цель определенным количеством снежков (3 снежка). Так продолжается до промаха. Победителем считается тот, кто поражает цель с самой дальней дистанции.

14.Игра «Перетягивание каната». На игровой площадке проводится две параллельные линии на расстоянии 1 м друг от друга. Для игры берется толстая веревка или канат, на середине которого привязывается яркая лента.Все играющие делятся на две равные группы. Каждая из команд занимает место за своей линией и берется за канат так, чтобы яркая лента находилась посередине между двумя линиями. По сигналу учителя или по его команде игроки каждой из команд тянут канат в противоположные стороны, пытаясь перетянуть ленточку за свою черту. Побеждает команда, сумевшая перетянуть ленточку через условленную границу. После этого игра повторяется.

15. Игра « Мяч - капитану».

Игроки делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана. На игровой площадке на противоположных углах чертятся линии на расстоянии 1м от угла. Этот угол будет местом для капитана каждой команды. Остальные игроки занимают свои позиции на площадке. Игра начинается со свистка судьи, стоящего в центре площадки. К центру подходят по одному игроку из каждой команды. Мяч разыгрывается как в баскетболе, то есть судья бросает мяч вверх и начинает игру. Игрок, поймавший мяч, делает передачу товарищу по команде, стоящему ближе к капитану. Команда соперников стремится завладеть мячом в момент передачи. Команда, передавшая мяч своему капитану, набирает одно очко. Правила: нельзя переступать черту, за которой стоит капитан. Капитан ловит только те мячи, которые летят в его сторону. Игроку с мячом можно делать только два шага. Нельзя бежать с мячом в руке, надо вести его, ударяя об землю. Нельзя толкать, хватать соперника в момент перехвата мяча.

Подскребкина Н. А.

учитель физической культуры.

Все наоборот

Дети стоят лицом к взрослому.

Воспитатель ритмично меняет положение рук, а дети выполняют те же движения, только наоборот.

Например, воспитатель поднимает руки, а дети опускают руки; воспитатель отводит руки назад — дети протягивают руки вперед. Предлагаем такие варианты движений (взрослый — дети):

Поднять руки вверх — опустить вдоль туловища;

Руки вытянуть вперед —отвести назад, за спину;

Руки опустить вдоль тела — поднять вверх;

Руки отвести назад — вытянуть вперед;

Правая рука вверху, левая рука внизу — правая рука внизу, левая рука вверху.

Делай наоборот

Дети стоят врассыпную по залу.

Воспитатель показывает упражнение, а дети выполняют его в противоположную сторону.

Например, воспитатель выполняет наклон вправо, а дети — наклон влево; воспитатель делает шаг вперед, а дети — шаг назад и т.д.

Если нравится тебе...

Дети стоят в кругу.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения и текст.

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимая руки к щекам, говорят: «Ай-ай», прикасаются пальцем к носу со словами: «Би-би». Можно придумать и другие забавные движения.

В заключение после каждой строчки дети последовательно повторяют все движения, показанные ранее.

Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе.

Запрещенное движение

Играющие образуют круг.

Воспитатель заранее условливается с детьми о том, какое движение нельзя совершать, например: приседать, хлопать в ладоши, махать руками.

Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.

Неожиданно воспитатель показывает какое-либо запрещенное движение.

Тот из играющих, кто по невнимательности повторит запрещенное движение, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение (по выбору ребенка).

Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые нельзя повторять, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие приседают, скрестив ноги, а когда педагог наклоняется вперед, они два раза хлопают в ладоши.

Колпак мой треугольный

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры. Слова в тексте стихотворения заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем — слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом — слово «треугольный» (показываем руками треугольник).

Теперь, произнося текст, заменяем три слова: «колпак», «мой», «треугольный».

Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп.

Лево — право!

Дети сидят на стульях кружком.

В центре — водящий с мячом.

Водящий бросает мяч одному из ребят. Если водящий при этом кричит: «Бери!», то, поймав мяч, ребенок должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало: «Отдай!», нужно назвать имя соседа справа.

Тот, кто ошибется, сменяет ведущего.

Людоед

Выбирают водящего-«людоеда».

Людоеду завязывают глаза, и он садится на стул. Остальные игроки становятся в цепочку и, по очереди проходя перед людоедом, касаются его колена.

Людоед пытается поймать за руку игрока. Тот, кого он поймал, становится людоедом.

Найди мяч

Дети становятся в круг вплотную, лицом к центру.

Один ребенок по назначению воспитателя становится в середину круга, это водящий. Играющие держат руки за спиной.

Одному из играющих воспитатель дает в руки мяч.

С этого момента мяч начинают передавать друг другу за спиной. Водящий, стоя внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого ребенка показать ему руки, сказав: «Руки!». По этому требованию играющий мгновенно протягивает обе руки вперед, ладонями вверх.

Тот, у кого оказался мяч, или тот, кто уронил мяч, становится в середину, а на его место встает водящий.

Игра повторяется.

Отдай честь!

Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!».

Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

Рожки да ножки

Средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх — это рожки.

Указательный и средний пальцы вытянуты, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем; рука опущена вниз — это ножки.

Одна рука показывает рожки, вторая — ножки. Затем руки одновременно меняются ролями.

Сосед, подними руку

Играющие стоят или сидят (в зависимости от уговора) в кругу.

По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из играющих и громко произносит: «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся — поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Игра продолжается установленное время.

Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.

Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда ребенком не выполняется.

Стоп!

Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки (зала).

На противоположной стороне кружком (диаметр 2—3 шага) обозначается дом водящего.

Водящий, выбранный по жребию (считалке), стоит спиной к детям и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!»

На каждое слово водящего все шагают вперед.

Как только водящий произнесет: «Стоп!» — дети останавливаются, а водящий оглядывается и смотрит, кто из ребят не успел замереть на месте и шевельнулся.

Он называет этих детей, и они возвращаются на исходную линию.

Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» Все останавливаются на том месте, где их застал сигнал «стоп». Вернувшиеся на исходную линию дети двигаются оттуда.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!»

Тот, кому это удастся, становится водящим.

Играющие образуют круг.

Выбирают по жребию (считалке) водящего. Он выходит в середину круга и закрывает глаза.

Дети идут по кругу и произносят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, Алеша (Наташа и пр.), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются.

Воспитатель указывает на кого-либо из играющих. Тот называет водящего по имени.

Водящий, не открывая глаз, должен постараться угадать, кто из ребят его позвал.

Если водящий отгадывает, он открывает глаза и меняется местами с названным им ребенком. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза.

Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

Флюгер

Воспитатель называет стороны света и для каждой из них определяет действие: север — руки на пояс; юг — руки на голову; восток — руки вверх; запад — руки вниз.

Взрослый называет часть света, дети показывают соответствующее движение.

В конце игры отмечаются дети, не допустившие ошибок.

Четыре стихии

Дети стоят в шеренге или врассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «земля» играющие опускают руки вниз, на слово «вода» — вытягивают руки вперед, на слово «воздух» — поднимают руки вверх, на слово «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Взрослый произносит слова вразнобой, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, считается проигравшим.