Окна тасс. «окна тасс


«Окна ТАСС» - это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Как и «Окна РОСТА» - художественная серия, созданная Владимиром Маяковским еще во времена Гражданской войны - это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.

Любая война - это не только противостояние армий, оружия и тактических схем. Любая война - это мощнейшая идеологическая битва, преимущество в которой помогает побеждать на полях сражений. Великая Отечественная стала самым ярким, зримым подтверждением этого факта. Одержав победу над врагом в смертельных битвах, мы победили его морально. Победили еще в страшном и гибельном 41-м. Потому что уже тогда апеллировали к самым лучшим, светлым сторонам человеческой души. Наша война была справедливой, жертвенной, отечественной. Мы воевали за свою землю, за свой народ, за поруганную честь своей страны.

В «Окнах ТАСС» - серии плакатов, регулярно выходивших на протяжении всей войны и отражавших в сатирической или патриотической форме наиболее значительные, актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене, талантливо работал коллектив лучших художников, писателей и поэтов того времени. «Окна ТАСС» - цветные сатирические плакаты, вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей, как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других. Здесь, помимо художественного мастерства, необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку «Микки Маус» по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать «мастера большой лжи» в соответствующем облике». Кукрыниксы изображали Гитлера в лихорадочном движении с указующим перстом, устрашающими жестами, растрепанными волосами.

Первый плакат «Окон ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы.

Основное ядро коллектива составляли те, кто в начале 20-х годов работали с Владимиром Маяковским в «Окнах РОСТА»: художники М. Черемных, Н. Денисовский, Б. Ефимов, В. Лебедев и В. Козлинский. Многие имена художников и поэтов, работавших в «Окнах ТАСС», были широко известны не только в Советском Союзе, но и в мире - трио Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Демьян Бедный, Самуил Маршак, Константин Симонов.

Каждый выпуск «Окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники. Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту постоянно можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки «Окон ТАСС».

Плакаты «Окон ТАСС» во время войны были действенным идеологическим оружием. Их можно было увидеть на броне танков, на самолетах. Плакаты приводили нацистов в бешенство. Особенно усердствовали в разжигании этого чувства среди оккупантов партизаны. Например, в Харькове партизаны полностью заклеили «Окнами ТАСС» здание местного гестапо. Нет нужды объяснять, что испытывали фашисты, увидев поутру столько едко-сатирических антинацистских плакатов. А в Туле и Витебске плакаты, наклеенные на дома и сильно прихваченные морозом - так, что отодрать их от стен не было никакой возможности, были в ярости расстреляны нацистами. Бессильная злоба немцев к «Окнам ТАСС» была столь ожесточенной, что Геббельс лично угрожал «вздернуть на виселицу всеx, кто работает в «Окнаx ТАСС», сразу же после взятия немецкими войсками Москвы».

Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, еще раз напомнить о тех тяжелых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался - «Русский народ». На нем были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войсками Наполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства.

Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кутузов, Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строчки Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского. Написанные о других событиях, они приобретали современное звучание.

Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив все же умудрялся ежедневно выпускать новое «Окно». При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали «семейным подрядом» - работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Софинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях - не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвященные битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова. Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К. Симонова «Убей его!» был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!

«Окна ТАСС» печатались в несколько красок с помощью трафаретов и были продолжателями традиций русских народных картинок и сатирических «Окон РОСТА» 20-х гг. прошлого века: лаконичный, меткий рисунок, звонкий контрастный цвет, хлесткий, остроумный текст, легко запоминающаяся рифма. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: «Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут», «Каждый удар молота - удар по врагу»!, «Смерть фашистской гадине!», «Мы знали: защитник Москвы не сплошает!»,» Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь - на Волге бить врага поможешь!»…

Особое место в творчестве редакции заняла оборона Москвы. В тяжелейших условиях осажденного города, когда большинство предприятий и учреждений культуры были эвакуированы на восток страны, в том числе и основной костяк редакции «Окон ТАСС», горстка художников-тассовцев во главе с М. Соколовым-Скаля осталась в городе, чтобы своей работой помогать Красной Армии защищать родную столицу. Чтобы убедить всеx москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату и слово «Москва». Только за два месяца - в октябре и ноябре - было выпущено около 200 плакатов! Это был поистине героический труд. Популярность и значимость «Окон ТАСС» была такой, что уже в 1942 году в Историческом музее на выставке «Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве» значительную часть экспозиции составили как раз плакаты из мастерской на Кузнецком мосту. Это вызвало огромный интерес жителей города. С 22 марта по 3 мая выставку посетило 10199 человек.

«Окна ТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны было проведено шесть выставок - в Англии, США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявления о приеме иx добровольцами в ряды Красной Армии. В Xельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!» Один из американскиx фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон ТАСС», мотивируя свою просьбу тем, что xоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этиx плакатаx, однако вывешенные в цеxаx его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочиx, что чрезвычайно выгодно. «Некоторые из «Окон», - писала в августе 1942 года «Вечерняя Москва», - целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».

Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов и художников было присуждено девять Государственных премий. Их получили С. Маршак, Кукрыниксы, П. Соколов-Скаля, Г. Савицкий, Н. Радлов, П. Шумихин, М. Черемных. Всего за время войны было выпущено 1250 плакатов, явившихся поистине поэтической и художественной летописью Великой Отечественной войны. Нет сомнения в том, что «Окна ТАСС» навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучших представителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.

«ОКНА ТАСС» - агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза в годы Великой Отечественной войны .

«Окна Тасс» бы-ли соз-да-ны в пер-вые дни вой-ны ху-дож-ни-ка-ми, ра-бо-тав-ши-ми в «Ок-нах РОСТА», счи-тав-ши-ми се-бя про-дол-жа-те-ля-ми В.В. Мая-ков-ско-го и воз-ро-див-ши-ми тра-ди-ции этих зна-ме-ни-тых пла-ка-тов. Название «Окна Тасс» (че-рез ТАСС шли все по-след-ние из-вес-тия, свод-ки Ин-форм-бю-ро) бы-ло ана-ло-гич-ным «Ок-нам РОСТА». «Окна Тасс» соз-да-ва-ли ху-дож-ни-ки В.Н. Де-ни, Н.Ф. Де-ни-сов-ский (воз-глав-лял ре-дак-цию), Б.Е. Ефи-мов , Б.В. Ио-ган-сон, В.Б. Ко-рец-кий, П.И. Ко-тов, Ку-кры-ник-сы, В.В. Ле-бе-дев, Д.С. Мо-ор, Г.Г. Нис-ский, А.А. Ос-мёр-кин, Ю.И. Пи-ме-нов, Г.К. Са-виц-кий, П.П. Со-ко-лов-Ска-ля (художественный руководитель), М.М. Че-рем-ных; пи-са-те-ли и по-эты М.И. Али-гер, Н.Н. Асе-ев, Д. Бед-ный, О.М. Брик, В.М. Ин-бер, В.П. Ка-та-ев, В.И. Ле-бе-дев-Ку-мач, С.Я. Мар-шак , С.В. Ми-хал-ков, С.С. На-ров-ча-тов, К.М. Си-мо-нов, Н.А. Че-рем-ных, С.П. Щи-па-чёв, И.Г. Эрен-бург и др. (свыше 200 че-ло-век). С пер-вых дней вой-ны соз-да-ва-лись пла-ка-ты ан-ти-фа-ши-ст-ско-го, пат-рио-тического, ге-ро-ического со-дер-жа-ния, ко-то-рые вы-ве-ши-ва-лись в вит-ри-не мас-тер-ской «Окон Тасс» на Куз-нец-ком Мос-ту в Мо-ск-ве. Ис-поль-зо-ва-лись раз-нооб-раз-ные ху-дожественные тех-ни-ки и приё-мы: жи-во-пись мас-лом, ак-ва-ре-лью, тем-пе-рой, ори-ги-наль-ная гра-фи-ка. Со-че-та-ние изо-бра-зительных приё-мов «Окон РОСТА» и тра-ди-ций русского луб-ка с их са-ти-рической ост-ро-той и об-ще-по-нят-но-стью бы-ло расс-чи-та-но на са-мые ши-ро-кие мас-сы зри-те-лей. Сна-ча-ла пла-ка-ты вы-хо-ди-ли в од-ном эк-зем-п-ля-ре или ма-лень-ким ти-ра-жом, впо-след-ст-вии ти-раж вы-рос до 1,5 тысяч эк-зем-п-ля-ров; их от-прав-ля-ли на фронт, рас-про-стра-ня-ли в ты-лу (все-го за го-ды вой-ны вы-шло свыше 1200 вы-пус-ков «Окон Тасс»). Раз-мно-жа-ли пла-ка-ты вруч-ную бри-га-ды рез-чи-ков тра-фа-ре-тов; тра-фа-рет-ная тех-ни-ка ис-пол-не-ния пла-ка-тов по-сто-ян-но со-вер-шен-ст-во-ва-лась и ус-лож-ня-лась (чис-ло цве-тов до-хо-ди-ло до 10-12 и бо-лее). Ху-дож-ни-ки и пи-са-те-ли мол-ние-нос-но, «с пу-ле-мёт-ной бы-ст-ро-той», реа-ги-ро-ва-ли на во-енные со-бы-тия и опе-ра-тив-но от-ра-жа-ли их в бро-ских аги-тационных фор-мах, изо-бра-же-ния со-про-во-ж-да-лись мет-ки-ми и ост-ры-ми сти-хотворными тек-ста-ми. Те-ма-ти-ка пла-ка-тов оп-ре-де-ля-лась за-да-ча-ми то-го или ино-го эта-па борь-бы с вра-гом. Многие пла-ка-ты пред-став-ля-ли со-бой ост-ро-ум-ные хлё-ст-кие ре-пор-та-жи со всех фрон-тов, по-ли-тические эпи-грам-мы на А. Гит-ле-ра, его ок-ру-же-ние и со-юз-ни-ков («На-ша аз-бу-ка», се-рия на-чи-на-лась с бу-к-вы «А» и со-про-во-ж-да-лась ри-сун-ка-ми и дву-стиши-я-ми - например, «У кас-ки вражь-ей есть ро-га, ум-нём их в го-ло-ву вра-га!», «Днём фа-шист ска-зал кре-сть-я-нам: "Шап-ку с го-ло-вы до-лой!". Но-чью от-дал пар-ти-за-нам кас-ку вме-сте с го-ло-вой.»). По ти-пу мо-с-ков-ских соз-да-ва-лись «Окна Тасс» в Ле-нин-гра-де, Аш-ха-ба-де, Ба-ку, Мур-ман-ске, Том-ске, Са-ра-то-ве, Сверд-лов-ске, Таш-кен-те и других го-ро-дах СССР. «Окна Тасс» во-шли в ис-то-рию не толь-ко со-вет-ско-го, но и ме-ж-ду-народного пла-ка-та.

Редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката "Окно ТАСС" была создана 25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны. Она разместилась в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту.

Что такое "Окна ТАСС"?

  • Агитационные плакаты военной тематики, выпускавшиеся вручную, трафаретным способом, без использования каких-либо технических средств. Были созданы по образцу "Окон сатиры РОСТА", выпускавшихся в годы Гражданской войны.
  • Коллектив художников, в который входило свыше 560 человек.
  • Узнаваемый "брусковый" шрифт, разработанный художником Виктором Масленниковым.
  • Работа в три смены и до 1000 экземпляров плакатов ежесуточно.
  • Строгий регламент: в авторских плакатах должно было быть использовано не более 10 цветов, а время, разделявшее изготовление оригинала и выход готового плаката, не превышало 24 часов.
  • 15 млн экземпляров плакатов, выпущенных за годы существования редакции, с 25 июня 1941 года по 29 декабря 1946 года.

Продолжение

Первый тираж "Окон ТАСС" (8 оригинальных плакатов, 308 экземпляров) был выпущен и расклеен на улицах Москвы 27 июня.

Описание

Плакат из первой серии "Окон ТАСС" "Чего Гитлер хочет… и что он получит" был особенно популярен, неоднократно перепечатывался и даже висел на станции Лондонского метрополитена "Чаринг-кросс"

В дальнейшем все макеты, одобренные художественным советом редакции, отправлялись на утверждение ответственному руководителю ТАСС Якову Хавинсону (занимал пост с 1939 по 1943 год) и инструктору Отдела агитпропа ЦК ВКП(б) Павлу Лебедеву-Полянскому.

Во время битвы за Москву 1941-1942 годов сотрудникам "Окон" приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художникам сначала пришлось перейти на работу со скипидаром, а затем и с ацетоном. Из-за необходимости соблюдать условия светомаскировки (мастерские "Окон" находились рядом со зданиями МИД и КГБ) проветривать помещения в ночное время не представлялось возможным. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить от трех до шести трафаретчиков в тяжелом состоянии.

Солдаты, приезжавшие в столицу за новым тиражом плакатов, приводили слова немцев: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах", будут висеть на фонарных столбах".

После разгрома фашистов под Москвой по просьбе Комитета партизанского движения "Окна ТАСС" стали выходить в формате небольших листовок 30 х 20 см, чтобы активно распространяться участниками партизанских отрядов.

"Багаж" партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и… плакаты, листовки, "Окна ТАСС". Последний груз – один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага "Окон ТАСС" чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции

окна тасс

агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак) создали св. 1200 "Окон ТАСС".

Окна ТАСС

«Окна ТАСС» , агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941≈45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом народов СССР, гневно клеймили немецко-фашистских захватчиков. В выпуске «О. Т.» участвовали многие советские художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин и др.) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и др.). Было создано свыше 1500 «О. Т.» (тираж доходил до 1000 экземпляров). Техника исполнения плакатов (трафарет) постепенно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10≈12 и более). «О. Т.» выпускались в Москве; по типу московских «окна» создавались также и в др. городах СССР (Ташкенте, Баку, Фрунзе, Ашхабаде, Томске, Саратове, Мурманске, Хабаровске, Свердловске).

Лит.: Холодовская М. 3., Великая Отечественная война в советской графике, М., 1948; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; Суздалев П, К., Советское искусство периода Великой Отечественной войны, М., 1965; Окна ТАСС. 1941≈1945. [Сборник], составитель Н. Денисовский, [М., 1970].

Википедия

Окна ТАСС

Окна ТАСС - серия агитационных плакатов с призывами к защите Родины (наследует Окна РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны.

Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство - мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

Художники:

  • Главными художниками были Кукрыниксы
  • Черемных, Михаил Михайлович
  • Шухмин, Пётр Митрофанович
  • Радлов, Николай Эрнестович
  • Котов, Пётр Иванович

Поэты:

  • Демьян Бедный
  • Жаров, Александр Алексеевич
  • Лебедев-Кумач, Василий Иванович
  • Маршак, Самуил Яковлевич
  • Использовались стихи покойного Маяковского.

Кукрыниксы внесли огромный вклад в деятельность «Окон ТАСС». Их листы, в частности, «На приеме у бесноватого главнокомандующего» (1944), «Потеряла я колечко» (1944), по манере восходят к жанру карикатуры, в котором они работали в 20-е.

Коллекция Окон ТАСС

Государственный Литературный музей располагает коллекцией «Окон ТАСС», которая по качественному признаку и широте тематического диапазона является одной из крупнейших в нашей стране. Она насчитывает 2180 единиц хранения, включая дубли.

Коллекция «Окон ТАСС» сформировалась в годы войны. Первое поступление - сорок шесть плакатов - датировано 9 октября 1941 года. Все поступления от ТАСС происходили через подписку. Пополнили наш фонд небольшие поступления от Крученых А.Е. (1945), Томского Н.В. (1951) и Никольской Л.Л. (1994).

По фондовой работе разработана структура хранения - по номерам «Окон», по именам художников, созданы справочные карточки: учетная, авторская, хронологическая. Ведется большая работа по искусствоведческому описанию плакатов.

За годы с 1941 по 1946 было выпущено 1490 номеров «Окон». В собрании нашего музея находятся около 1000 номеров (из них 48 плакатов с датой). Самый ранний плакат № 22 датирован июнем 1941 года. Завершает коллекцию плакат с номером 1484, вышедший в декабре 1946 года.

27 июня 1941 года в 16 часов в витрине выставочных залов на Кузнецком мосту появилось «Окно» № 1 с подписью: «М. Черемных». Это не случайно - именно М. Черемных был автором первого «Окна Роста». Ростинцы В. Лебедев, В. Козминский, Н. Радлов, Б. Пророков, Н. Денисовский и другие, были инициаторами возрождения традиций знаменитых «Окон Роста» В. Маяковского. Они же и привнесли свой опыт, мастерство, владение техникой в мастерскую по созданию военно-оборонного плаката.

Начиная с 25 июня и до последнего дня войны мастерская не прекращала своей работы ни на один день. Всего за 1418 дней Великой Отечественной Войны было выпущено 1300 номеров.

Тематику «Окон» определяла сама война: ежедневные сводки Совинформбюро (два раза в день), московская пресса, публикации фронтовых изданий командировки на фронт и в тыл сотрудников и, безусловно, сердце художника и поэта, верившего в Победу.

«Окна ТАСС» прошли дорогами войны от Москвы до Берлина, создав литературно-художественную летопись Великой Отечественной.

Бессменные руководители «Окон ТАСС» Н. Денисовский и П. Соколов-Скаля объединили вокруг «Окон» огромный творческий коллектив: около 130 художников и 80 поэтов. Наша коллекция представлена 70 именами художников и 50 именами поэтов: Б. Ефимов, М. Черемных, Кукрыниксы, В. Горяев, М. Соловьев, В. Лебедев, Г. Савицкий, Г. Нисский, А. Жаров, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, С. Кирсанов, С. Щипачев и многие другие.

Советское правительство высоко оценило вклад "Окон ТАСС" в борьбу с врагом, присудив в конце декабря 1942 г. Государственные премии авторам-художникам Кукрыниксам, П. Соколову-Скаля, Г. Савицкому, Н. Радлову, П. Шухмину, М. Черемных и писателю С. Маршаку.

Вот несколько самых известных номеров «Окон ТАСС», находящихся в коллекции нашего музея.

Окно ТАСС № 323: Клещи

Художники Кукрыниксы

Подпись В.П. Катаев

"Окно ТАСС № 323" получившее название "Клещи", изображает выползающее из левого края листа окарикатуренное изображение Гитлера. Фюрер, символизирующий нападающую немецкую армию, протягивает вперед руки, переходящие в металлические клещи. Так символически художники изобразили тактику немецких войск, танковыми соединениями, стремившихся прорвать фронт и взять противника в "клещи" окружения. Однако эти механические руки стиснуты другими клещами, которые сжимают мускулистые руки, спускающиеся сверху - в ходе Московской битвы, развернувшейся в конце 1941 г. немецко-фашистские войска сами оказались охвачены перешедшими в контрнаступление частями Красной армии. Между беспомощно разжавшимися конечностями Гитлера - обрывки бумаги с надписью "План окружения и взятия Москвы".

Плакат сопровождает надпись: НЕПРОЧНЫЕ ВЕЩИ НЕМЕЦКИЕ КЛЕЩИ; КУДА ПОХЛЕЩЕ СОВЕТСКИЕ КЛЕЩИ. Этот плакат Кукрыниксов стал одним из известнейших. Прибегнув к символическому изображению происходящих на фронте событий, художники добились создания яркого, запоминающегося образа, неоднократно варьировавшегося ими впоследствии.

Хлесткую подпись к данному плакату разработал писатель Валентин Петрович Катаев.

Существует несколько вариантов карикатуры, выполненных почти одновременно в разных техниках. Первый из них появился в газете "Правда" 23 декабря 1941 года.

Окно № 444: России двинулись сыны

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем возжены.

Художник П. Соколов-Скаля

Стихи А.С. Пушкина

Сталинградское сражение раскрыло подлинную суть отношения Гитлера к своему народу. Ценой тысяч человеческих жизней своих солдат он был готов заплатить за реализацию абсурдной завоевательской идеи. Впервые под Сталинградом наши войска захватили в плен тысячи солдат и офицеров противника, которым необходимо было сохранить жизнь.

Кресты из фигур солдат на плакате « Окна ТАСС » № 640 «Превращение "фрицев"», работы художников Кукрыниксов, должны были отделить в понимании советских людей оболваненный нацистами немецкий народ от его правящей фашистской верхушки.

То не звери с диким воем

В бурный ринулись поток,

Гонит «фрицев» на восток.

Одураченные «фрицы»

Превращаются в кресты.

Гибель сволочи немецкой

Не чьё - либо колдовство,