Оружие будущего. Как защитить свою дачу от дронов, чтобы не прилетел навальный


Изначально эта статья задумывалась как гайд по самым красивым местам для путешествия с коптером, но углубившись в материал, мы поняли, что не всё так просто.

Оказалось, что кроме многочисленных правил и ограничений съёмки с высоты, существующих повсюду, есть страны, где путешественника с дроном не выпустят даже за пределы аэропорта.

Самое обидное, что информация о новых законах меняется каждый день, а в интернете обновляется нечасто, так что иногда подготовка к путешествию с дроном в несколько раз превышает по времени саму поездку.

Правила безопасности

И всё же есть в мире постоянство. Вот несколько основных правил, действующих в любой стране мира:

  1. Всегда держи беспилотник в зоне видимости.
  2. Не взлетай выше допустимой высоты. В разных странах она колеблется, но в среднем составляет 120 метров.
  3. Не приближайся на дроне к аэропорту ближе, чем на 10 км. Эта дистанция тоже меняется в зависимости от страны, но лучше не рисковать и держаться как можно дальше.
  4. Не летай в зонах стратегических объектов: военных баз, тюрем, электростанций и т.д. Хорошо, если в прошивке твоего коптера эта информация содержится - в таком случае он просто не взлетит вблизи запретной территории или автоматически опустится, долетев до неё.
  5. Держись подальше от частной собственности - вилл, ферм, домов.
  6. Не подлетай близко к людям. Большинство стран устанавливает норму в 50 метров, но не каждому будет приятно даже такое соседство с дроном.
  7. Не приближайся к диким или домашним животным. Если факт того, что гудение дрона их нервирует, кажется тебе недостаточно веским, посмотри многочисленные видео с коптерами, пострадавшими от животных и птиц.
  8. Большинство стран запрещает полёты в городах, любых общественных местах и национальных парках.
  9. Пользуйся коптером исключительно в светлое время суток и в хорошую погоду.

Если ты согласен, что правила обоснованы и нацелены обезопасить не только окружающих, но и тебя самого, пора переходить к следующему шагу.

Марокко - одна из тех стран, которые запрещают въезд с дроном. При этом ты можешь снимать на него, если купил дрон на территории страны. Поэтому если вы еще не совершили покупку, а только планируете, то есть шанс убить двух зайцев и поступить так, как мечтали бы те, кто успел купить до поездки в Марокко:)

Как перевезти дрон в самолёте?

  • Первым делом нужно убедиться, что в стране прилёта частные коптеры вообще разрешены к использованию. Если ответ положительный, обязательно узнай об ограничениях: где-то они будут сведены к минимуму, где-то дрон необходимо зарегистрировать онлайн, а где-то даже для любительской съёмки потребуется платная лицензия. Вот хорошая карта с постоянно обновляющейся информацией о правилах многих стран, но и её стоит тщательно проверять.
  • Когда первый вопрос решён, остаётся найти сумку или рюкзак, куда коптер не только влезет, но и где будет надёжно закреплён. Лучше всего подойдёт специальный рюкзак с плотным, но не жестким каркасом, отделениями для батарей и свободным местом для другой техники. Покупать дорогой фирменный рюкзак не нужно - узнаваемый логотип функциональности не добавит, зато может привлечь чье-либо нежелательное внимание. Размер имеет значение: рюкзак должен соответствовать стандартам ручной клади, если ты не хочешь сдавать его в багаж.
  • Перед покупкой билетов внимательно изучи информацию о норме провозе багажа на сайте авиакомпании. Обычно дроны разрешены к перевозке в салоне самолёта, но бывают и исключения - например, компания Emirates обязует пассажиров сдавать беспилотники в багаж. Если на сайте нужной информации нет, не поленись позвонить или написать письмо, чтобы избежать грустных ситуаций в аэропорту.
  • Литиевые батареи и аккумуляторы перевозятся исключительно в ручной клади, если они не установлены внутри дрона, сдаваемого в багаж. Нормы везде разные, но в основном к перелёту допускаются батареи мощностью не более 100 ватт/ч. Если ты берёшь с собой запасные литиевые аккумуляторы, упакуй их согласно правилам авиакомпании или купи специальные футляры. И да, батареи должны быть заряжены в пределах 30-50%.

Есть смысл взять с собой дополнительные пропеллеры, но сдавать их нужно в багаж, иначе они могут быть расценены как оружие и не допущены на борт.

  • При перевозке коптера в самолёте нужно понимать, что далеко не все сотрудники службы безопасности относятся к нему так же спокойно, как ты. Часто проблемы возникают на таможне при въезде в страну. Не нужно возмущаться глупым, как тебе кажется, вопросам и досмотрам. Продемонстрируй, что осознаёшь важность проверки, спокойно объясни, что дрон тебе нужен исключительно для красивых фотографий на память и покажи все документы, требуемые для его использования в этой стране.

* Все эти правила касаются исключительно некоммерческих полётов и дронов весом не более 20 кг.

Куда поехать с дроном?


При большом желании коптер можно взять с собой в любую страну, где разрешено его использование. Для этого потребуется много времени, денег и терпения, чтобы разобраться со всеми бюрократическими вопросами, особенно если дело касается стран со строгим политическим режимом.

Для тех, кто не хочет ничего решать, мы приготовили список мест, где не только очень красиво, но и разрешено снимать на коптер. В каждом из них есть свои нюансы, но тратить время на оформление многочисленных документов, скорее всего, не придётся.

  • Швейцария - здесь можно и нужно снимать абсолютно всё, но только днём и подальше от людей. Очень популярное среди «пилотов» место - гора Фрональпшток. Для некоммерческих полётов разрешение не понадобится.
  • Малайзия - в столице летать будет сложно из-за многочисленных запретов на съёмку общественных мест и государственных учреждений. Куда приятнее снимать выразительную природу страны: волнообразные чайные плантации Cameron Highlands, окрестности города Ипо со скальными храмами и пустынные пляжи.
  • Исландия - одна из самых популярных стран для съёмки беспилотником. Здесь мало людей, немного населённых пунктов и потрясающее пространство для творчества. Нужно лишь зарегистрировать свой дрон и внимательно следить за погодой.
  • Черногория - прекрасна для полётов в низкий сезон, когда разъезжаются туристы и остаются фотогеничные пейзажи. Особенно хорошо с высоты смотрится Которский залив. Случаются инциденты при ввозе дрона в страну, так что лучше сразу его задекларировать.
  • Армения - недалеко, очень красиво, и пока что для съёмки достаточно лишь соблюдать правила полёта, о которых мы написали выше.
  • ЮАР - одна из немногих африканских стран, куда без проблем пускают с коптерами, а правила полётов схожи с европейскими. Идей для съёмки много: начиная с панорамы Кейптауна и заканчивая саваннами. Один важный нюанс: твой дрон может приглянуться кому-то ещё, так что не советуем пользоваться им в людных местах или носить в фирменном рюкзаке.
  • США, Калифорния - после регистрации коптера снимать можно практически всё. Главное, соблюдать дистанцию и не нарушать ничей покой (в том числе и покой животных, поэтому дроны в национальных парках запрещены). Красиво в Калифорнии везде, поэтому рекомендуем заранее продумать маршрут путешествия.
  • Ирландия - достаточно вспомнить пейзажи из Гарри Поттера, чтобы понять, почему сюда нужно ехать с коптером. Для пущего вдохновения посмотри видео, снятые на утёсах Мохер. Если дрон весит больше 1 кг, то его нужно зарегистрировать .
  • Аргентина - на данный момент (июнь 2018 года) для некоммерческих полётов разрешение не нужно, однако политическая ситуация в стране сложная, и правила меняются с космической скоростью. Но пейзажи Патагонии однозначно стоят того, чтобы уточнить информацию в консульстве страны.
  • Намибия - абсолютно пустынная страна с марсианскими пейзажами, дюнами и длинной линией океана. На официальном сайте написано, что для некоммерческой съёмки требуется разрешение и плата в $93, но если ты не будешь нелегально снимать в национальных парках, то твой дрон просто некому будет увидеть. Чтобы уточнить правила ввоза коптера, попробуй написать сюда .
  • Россия - в нашей стране до сих пор не могут определиться с правилами использования дрона, но одно известно точно: его нужно зарегистрировать. И если ты являешься гражданином РФ с удачно зарегистрированным коптером, то одно из лучших мест для съёмки с высоты - это Камчатка.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Многие страны ужесточают правила пользования дронами

Десятки тысяч пассажиров из лондонского аэропорта Гатвик из-за двух замеченных над летным полем дронов. В настоящий момент взлетно-посадочная полоса закрыта, а власти проводят расследование.

Как получилось, что небольшой дрон стал причиной такого хаоса, и какую опасность в целом представляют эти устройства?

Что такое дрон?

Услышав слово слово "дрон", некоторые представляют авиаудары в зонах конфликта, но на поле боя используются высокотехнологичные летающие роботы, и вряд ли они стали причиной переполоха в Гатвике.

  • Как дроны спасут британские поля
  • Боевые дроны можно будет выращивать в пробирке

Значительная часть беспилотных летательных аппаратов - небольшие по размеру радиоуправляемые квадрокоптеры, которые используют фотографы и энтузиасты.

Этот небольшой гаджет выпускается в массовых масштабах, его стоимость варьируется от 50 долларов до нескольких тысяч.

Для кого-то управление дроном - это просто развлечение, однако все чаще его применяют в разных видах индустрии, например, в строительстве.

Как может дрон повредить самолет?

В октябре 2007 года в Канаде дрон столкнулся с крылом самолета, который получил небольшое повреждение, однако благополучно смог приземлиться.

Правообладатель иллюстрации ASSURE Image caption Эксперты согласны, что дрон способен повредить самолет

Пока специализированных исследований о том, насколько может быть опасен дрон для летящего самолета, достаточно мало. Несколько исследовательских центров моделировали разные варианты столкновений, но все они пришли к разным выводам.

В университете Дейтона в США смоделировали столкновение квадрокоптера весом 1 кг с коммерческим авиалайнером, летящим со скоростью 383 км/ч, и пришли к выводу, что это приведет к серьезному повреждению.

Исследователи из альянса, занимающегося безопасностью беспилотных летательных аппаратов (Assure), совместно Федеральным управлением гражданской авиации США пришли к выводу, что столкновение с дроном может привести к более серьезным последствиям, чем столкновение с птицей, и есть вероятность, что находящиеся в дронах литий-ионные аккумуляторы не разрушатся при ударе, а застрянут в корпусе самолета и станут причиной возгорания.

Преподаватель робототехники в Имперском колледже Лондона Рави Вайдянатан сказал в интервью Би-би-си: "Для больших самолетов дроны представляют хоть и небольшую, но угрозу. Вероятность столкновения низкая, но дрон может попасть в двигатель самолета. Дрон весом более 2 кг может пробить стекло кабины пилотов некоторых типов самолетов".

Глава компании Quantum Aviation, специализирующейся на безопасности полетов, Мартин Ланни сказал: "Дрон выглядит достаточно хрупким, но он оснащен крупным аккумулятором, и если сравнить дрон с птицей, то он представляет большую угрозу, если попадет в двигатель или фюзеляж".

По данным сайта UK Airprox Board, в 2017 году было зафиксировано 92 случая опасных сближений дронов с самолетами.

Как аэропорты могут себя защитить?

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В 2017 году было зафиксировано 92 случая опасных сближений дронов с самолетами

В Британии с июля действует закон, который запрещает запускать дроны в радиусе менее 1 км от аэропорта. Также запрещено поднимать дрон выше 120 м.

Но эксперты указывают, что это правило может оказаться неэффективным, поскольку приземляющийся самолет летит ниже 120 м. И понятно, что, если человек захочет нарушить закон, он его нарушит.

В некоторых тюрьмах страны уже функционируют системы, которые блокируют радиосигнал и не дают дрону приземлиться. Это связано с тем, что в последнее время к помощи беспилотников прибегают друзья заключенных, чтобы передавать им запрещенные вещи.

Аэропортам, которые хотят обезопаситься от появления дронов, необходимо устанавливать более совершенные дорогостоящие системы, которые с помощью радара, детекторов радиочастот и камер выявляют появление беспилотников, а также откуда они прилетели.

"В идеале нужно провести беседу с виновником, но для этого необходимо определить, откуда прилетел его дрон, - сказал Ланни. - Нежелательна ситуация, когда они вдруг начинают падать с неба".

Quantum Aviation утверждает, что может создать радиочастотные помехи дрону и повлиять на его работу. Многие производители беспилотников устанавливают в свои изделия опцию автоматического возвращения к владельцу или безопасного приземления.

Компания DJI, считающаяся мировым лидером в производстве дронов, в 2013 году начала оснащать свою продукцию специальными ограничителями, которые не дают беспилотникам залетать в закрытые для полетов пространства. За это отвечает программное обеспечение дронов.

Как можно поймать дрон?

Правообладатель иллюстрации Droptec Image caption Для борьбы с дронами хотят применять сети

Если закрытые пространства и помехи не приносят результата, то можно прибегнуть к другим средствам, которые позволят вывести беспилотник из строя.

Французские власти показали, как с помощью дрона и сети поймать другой беспилотник. Существует несколько компаний, в числе которых DroneDefence и OpenWorks Engineering, которые разработали технологии, позволяющие ловить дронов-злоумышленников сетью.

В борьбе с дронами применяют и лазер. В США и Китае проводятся эксперименты с лазерными устройствами, способными вывести из строя дрон за несколько секунд после обнаружения.

Принцип работы устройства в том, что лазер направляется на беспилотник и прожигает его.

Как бы ни закончилась ситуация с Гатвиком, аэропортам придется всерьез задуматься об обеспечении безопасности, считает сотрудник университета Крэнфилда Иэин Грэй.

"Аэропорты понимают, что эта проблема существует, и хотят в тесном сотрудничестве с учеными создать технологию, которая понадобится в будущем", - рассказал он Би-би-си.

Изменение климата-это обширная, сложная проблема. Но есть удивительно простой способ изменить ситуацию: посадить больше деревьев. Деревья очищают загрязнение от воздуха, уменьшают эрозию, улучшают качество воды, предоставляют дома для животных и насекомых и улучшают нашу жизнь бесчисленными другими способами.

Оказывается, восстановление экосистем также является новой бизнес-возможностью. В новом докладе Института мировых ресурсов и Охране природы говорится, что правительства всего мира взяли на себя обязательство возродить почти 400 миллионов акров пустыни — более крупную, чем Южная Африка. По мере того, как страны стремятся развить леса, стартапы мечтают о новых, более быстрых способах посадки деревьев. Для некоторых новаторов, таких как ветеран NASA доктор Лорен Флетчер, это означает использование беспилотных летательных аппаратов.

Флетчер сказал, что его обращение из stargazer в Eco-warrior было вызвано его беспокойством об изменении климата, которое было резко ухудшено в результате обезлесения. Для решения этой проблемы он создал BioCarbon Engineering, которую он описывает как компанию по восстановлению экосистем. Работая с коллегами, он придумал 30-фунтовый беспилотный летательный аппарат по прозвищу «Робин».»Он может летать над самыми изрезанными ландшафтами на земле, сажая деревья в точных местах со скоростью 120 в минуту.

Флетчер думал, что он может сделать лучше, поэтому он собрал команду из 12 экспертов с опытом в области инженерии, общинного развития, экологии, биологии и дистанционного зондирования. Первый шаг был нахождение правильного вида дерева. “Речь идет о восстановлении экосистем, полная остановка. Если Вы не получите правильную биологическую сторону, тогда Вы не решение», — сказал Флетчер. Второй шаг-создание роботов для посадки деревьев.

Флот беспилотных летательных аппаратов BioCarbon Engineering летит в десяти футах от земли, осторожно продувая семенные стручки в землю со скоростью 2 в секунду. Это быстро, но наиболее перспективным является потенциал масштабирования. Флетчер говорит, что его цель — посадить 500 миллиардов деревьев к 2050 году.

Для достижения этой цели ему понадобится больше, чем просто дроны. «Наше решение не является оптовой заменой ручной посадки. Есть времена, когда ручная посадка является абсолютно правильным решением, а иногда и единственным решением”, — сказал Флетчер, который хочет использовать самолеты и наземные машины для посадки, помимо беспилотных летательных аппаратов.

BioCarbon Engineering не является единственным участником в этой области. Такие фирмы, как DroneSeed в Сиэтле, штат Вашингтон, разрабатывают планы использования дронов для посадки семян и уже используют БПЛА для распространения удобрений и распыления гербицидов. И запуск в Великобритании аэрофотосъемки делает то же самое, но вместо развертывания беспилотных летательных аппаратов они полагаются на военно-транспортные самолеты. Эти и другие фирмы реагируют на растущий глобальный толчок к восстановлению лесов, о котором говорится в новом докладе.

Флетчер с оптимизмом смотрит в будущее лесов. “Это не просто конвергенция технологий”, — сказал он. «Это на самом деле конвергенция социальной воли и политической власти, которые сосредоточены на этой глобальной проблеме.”

Вы можете купить (или собрать самостоятельно) квадрокоптер практически любого размера. Некоторые из них , другие же не поместятся и в рюкзак. Обращали ли вы внимание на то, что продолжительность полёта дрона прямо зависит от его размера? Крохотные карманные квадрокоптеры редко когда летают больше четырёх-пяти минут. Более крупные дроны (например, ) могут оставаться в воздухе около получаса. Почему же более крупные, а значит, и более тяжёлые дроны летают дольше маленьких и лёгких?

Представьте дрон с вращающимися пропеллерами. На самом деле, абсолютно неважно, сколько их: один (как у вертолёта), или четыре (как у квадрокоптера), или даже восемь (как у октокоптера). Важно то, что пропеллеры дрона захватывают неподвижный воздух над аппаратом и направляют его вниз. Воздействуя таким образом на воздух, винт перенимает силу от его увеличившегося импульса. Если эта сила эквивалентна весу аппарата, дрон зависнет в воздухе. Таким образом, при приходим к следующему уравнению для определения скорости воздуха, необходимой для зависания дрона.


В данном уравнении ρ – плотность воздуха, m – масса дрона, g – гравитационная константа (9,8 N/kg), а A – площадь винтов. Как видно из формулы, увеличение размеров пропеллеров снизит скорость воздуха. Это важно для мощности, которую можно выразить следующей формулой:


Здесь можно увидеть, почему большие пропеллеры лучше. Увеличивая площадь винта, вы снижаете скорость воздушного потока – а мощность зависит от скорости воздуха в третьей степени. Если вы хотите, чтобы дрон потреблял меньше энергии, вам нужна как можно меньшая скорость потока воздуха.

Осталось добавить ещё одно – определение мощности. Мощность – это скорость, с которой объект использует энергию. Это можно выразить следующим уравнением:


Если энергия меряется в Джоулях, а временной промежуток – в секундах, то мощность будет выражаться в Ваттах. Таким образом, дрону бо льшей мощности понадобится бо льший аккумулятор, чтобы оставаться в воздухе достаточно долго.

Теперь перейдём к самому интересному. Давайте сравним размеры и мощность аккумуляторов двух дронов. Для примера мы возьмём крохотный Syma X20 и DJI Phantom 4. И начнём мы с “Фантома”.