Почему важно знать историю? Почему важно изучать историю? Зачем надо учить историю.


Многие из нас не имеют ни малейшего представления о том, что случилось в прошлом и как это может повлиять на наше настоящее и будущее. История — это не просто школьный предмет. Это наша гордость, наш позор и наша тайна. Мы не можем стереть историю прошлых поколений, но можем извлечь много ценных уроков из истории. Вот то, почему настолько важно начать изучать историю.

1. Знать прошлое.

Мало кого волнует то, что сделали люди в прошлом. Вы не должны зацикливаться на прошлом, но разве не интересно знать, что произошло тысячу лет назад? Разве не интересно знать историю жизни вашего предка? История играет важнейшую роль в нашей жизни. Помогает нам избежать самых опасных ошибок, которые совершили люди много лет назад.

2. Признать ошибки.

Последние события могут преподать нам много ценных уроков. Когда мы признаем свои , мы можем избежать их или борьбы с ними. Мы можем избежать конфликтов, войн, холокоста, голодомора, и многие другие страшные события, которые случились в прошлом. Мы не можем изменить настоящее и будущее, не зная прошлого.

3. Понять прошлые поколения.

Моя однажды сказала: “ Если твоя прабабушка была жива, она смеялась бы над нашими образам жизни.” Мне было интересно узнать больше фактов о прошлых поколений и понять, почему у них были разные приоритеты в жизни и какие цели у них были.

4. Понять современное общество.

Есть тонкая грань между прошлым и настоящим. То, что произошло много лет назад может повлиять на происходящее сегодня. Узнайте о событиях, которые помогли сформировать жизнь ваших предков, а также вашу собственную жизнь. Это поможет вам понять современное общество лучше.

5. Это невероятно интересно.

Вы когда-либо хотели узнать больше о женщинах из истории, старинных зданий или выдающихся сражений? История невероятно интересна. Выберите тот аспект истории, которая полностью заинтриговывает вас и возьмите столько книг истории, сколько вы можете прочитать. Это может стать вашим новым хобби. История — это не скучно, когда вы любите то, что читаете.

6. Понять, как жизнь изменилась за эти годы.

Вы знаете о событиях, которые привели к первой и второй мировой войне? Мы знаем об этих войнах, но вряд ли знаем причины. Жизнь изменчива, но единственное, что может помочь нам понять те изменения, является история. События происходят в постоянно увеличивающемся темпе. Изучение истории — это простой способ быть в гармонии с настоящим.

7. Знать наиболее выдающихся людей.

Короли, королевы, мореплаватели, правители, учёные, художники и многие другие выдающиеся люди сделали многое для нас. Да, некоторые из них делали ужасные, отвратительные и ужасные вещи, как смертная казнь, но в целом у нас есть много вещей, благодаря им. Воспоминая их имён — один из лучших способов быть им благодарны за то, что они сделали.

8. Найти вдохновение.

Наконец, история — это фантастический источник вдохновения. История может вдохновить вас, чтобы создать событие, которое изменит вашу будущую семейную жизнь или ваше общество. Также она может вдохновить вас, чтобы стать лучшим человеком и найти своё истинное призвание в жизни. История помог многим людям раскрыть свои таланты и развить новые навыки. Кто знает, может быть, он тоже сможет вам помочь.

История очень нужна для нас. Я не любила предмет истории в школе. Для меня был одним из худших предметов. Теперь, когда я понимаю, насколько история важна для нас, я не жалею времени на чтение книг по истории. В конце концов, однажды все мы будем чьей-либо историей, так давайте не будем забывать о прошлом и создадим счастливое будущее.

Основоположником и создателем первой книги об истории является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век до нашей эры). Его книга – «История», описывала хронологическую последовательность событий. Древние греки называли её «magistra vitae» – «наставница жизни». Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Испанский писатель Мигель Сервантес отмечал: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего» . Русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти» .

В приведенных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и предвидеть будущее. Но в чём состоит прямая выгода от знания истории, зачем запоминать даты сражений, изучать факты и события прошлого, искать их причинно-следственную связь? Всё это можно сформулировать в одном вопросе – зачем изучать историю?

Существует целый ряд традиционных ответов на данный вопрос.

  1. Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком.
  2. Знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошёл народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.
  3. Проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить ошибок в будущем.
  4. Политические деятели, строя политику государства, берут уроки жизни наших предков и стараются не допускать их ошибок.
  5. Творческие люди обращаются к прошлому, чтобы создать произведения искусства или найти новую идею.
  6. Изучая историю наших предков, важно осознавать роль нашей страны в мировом цивилизационном процессе.
  7. Каждая страна имеет свою историю, историю неудач и героических свершений, уникальную историю, не похожую на историю развития других стран.
  8. Анализируя историю, человечество устанавливало причины и последствия событий и явлений, что позволяет ему не допускать этих ошибок в будущем.

Все эти ответы правильные, но известно и другое – «история учит тому, что она ничему не учит» . Новые поколения людей совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, из-за недостаточного знания уроков истории. Но для этого следует найти обоснованный ответ на вопрос – зачем мне учить историю?

Для начала несколько наблюдений

1. Знатность дворянского рода во многом определяется его родословной. Безусловно, к этому следует добавить и свершённые деяния, подвиги, но древность рода имеет наибольшую ценность. Родословное дерево позволяет не только сохранить память о знатных предках, но и доказать происхождение рода. Получается следующая картина: чем далее уходит память о предках, тем более уверенно чувствует себя потомок. Такой же принцип в технике – чем ниже центр тяжести, тем более устойчивой является система.

Родословное (генеалогическое) дерево Романовых и устойчивость системы

2. Утверждение своего превосходства некоторые государства пытаются осуществить опять же за счёт древних предков. В фашистской Германии родословную немцев возводили к древним ариям – народам Древнего Ирана и Древней Индии (II…I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. В расистской литературе арии (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» арийской расой.

Есть и современные примеры. Существует утверждение о том, что «самая древняя на земле украинская нация», возникла 40 тыс. лет назад и ещё в середине I тыс. до н. э. создала государство «Великая Украина». Однако до 90-х годов XIX века, когда представители небольшой группки радикальных националистических партий в Галиции провозгласили себя «украинской нацией», история ничего не знала о существовании такого народа, как «украинцы».

История «Великой Украины» поражает читателей своим величием. «Укры» громили армии персидских царей. «Древние украинцы» успешно противостояли армии Александра Македонского, которая якобы пыталась захватить полуостров «Украйинэць» (Крым), захватить «украинские» города и порты. «Великая Украина» после долгой борьбы разгромила захватчиков. Затем «гордые укры» успешно противостояли римским легионам. «Украинцы» якобы и были «истинными ариями». Их столицей в древности был «Арийград», а правил ими «Арийслав». В целом получается, что Гитлер и его идеологи «обокрали» историю «Древней Украины».

3. В последнее время пытаются изменить итоги Второй мировой войны, утверждая, что её выиграли США, а не СССР. Один из доводов – США обеспечили победу СССР поставками по ленд-лизу. Реальные факты — поставки ленд-лиза составляли 4% от затрат СССР, и к тому же вся эта помощь была оплачена золотом.

Несмотря на наличие множества свидетельств, документальных и научных подтверждений, иногда ставятся под сомнение такие исторические факты, как Холокост, геноцид армян. Не в силах полностью опровергнуть реальность этих событий, авторы «альтернативных теорий» ставят под сомнение или фальсифицируют незначительные исторические свидетельства, например, отдельные документы, цифры или фотографии. Ввиду невозможности полного опровержения этих событий, целью таких фальсификаций является отказ от восприятия этих фактов, попытка заронить зерно сомнения в их правдивости.

В истории Украины о войне 1812 года говорится о казацком ополчении, которое не поверило, что Наполеон освободит Украину, и собрало против него 70-тысячное войско, которое прогнало узурпатора. В одном из учебников заключительный параграф о войне 1812 года так и называется: «Преследование французов украинскими войсками».

По утверждению В. Ключевского, «история не учительница, а надзирательница… она ничему не учит, а только наказывает за не выученные уроки» .

Наиболее полный ответ на вопрос «зачем изучать историю» приведен в повести «1984» Джорджа Оруэлла.

«Кто управляет прошлым, – гласит партийный лозунг, – тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». И, однако, прошлое, по природе своей изменяемое, изменению никогда не подвергалось. То, что истинно сейчас, истинно от века и на веки вечные. Всё очень просто. Нужна всего-навсего непрерывная цепь побед над собственной памятью…

… в применении к члену партии – благонамеренную готовность назвать чёрное белым, если того требует партийная дисциплина. Но не только назвать: еще и верить, что чёрное – это белое, больше того, знать, что чёрное – это белое, и забыть, что когда-то ты думал иначе. Для этого требуется непрерывная переделка прошлого, которую позволяет осуществлять система мышления, по сути охватывающая все остальные и именуемая на новоязе двоемыслием.

Переделка прошлого нужна по двум причинам. Одна из них, второстепенная и, так сказать, профилактическая, заключается в следующем. Партиец, как и пролетарий, терпит нынешние условия отчасти потому, что ему не с чем сравнивать. Он должен быть отрезан от прошлого так же, как от зарубежных стран, ибо ему надо верить, что он живет лучше предков и что уровень материальной обеспеченности неуклонно повышается. Но несравненно более важная причина для исправления прошлого – в том, что надо охранять непогрешимость партии. Речи, статистика, всевозможные документы должны подгоняться под сегодняшний день для доказательства того, что предсказания партии всегда были верны. Мало того: нельзя признавать никаких перемен в доктрине и политической линии. Ибо изменить воззрения или хотя бы политику – это значит признаться в слабости. Если, например, сегодня враг – Евразия (или Остазия, неважно, кто), значит, она всегда была врагом. А если факты говорят обратное, тогда факты надо изменить. Так непрерывно переписывается история. Эта ежедневная подчистка прошлого, которой занято министерство правды, так же необходима для устойчивости режима, как репрессивная и шпионская работа, выполняемая министерством любви.

Изменчивость прошлого – главный догмат ангсоца. Утверждается, что события прошлого объективно не существуют, а сохраняются только в письменных документах и в человеческих воспоминаниях. Прошлое есть то, что согласуется с записями и воспоминаниями. А поскольку партия полностью распоряжается документами и умами своих членов, прошлое таково, каким его желает сделать партия. Отсюда же следует, что, хотя прошлое изменчиво, его ни в какой момент не меняли. Ибо если оно воссоздано в том виде, какой сейчас надобен, значит, эта новая версия и есть прошлое и никакого другого прошлого быть не могло. Сказанное справедливо и тогда, когда прошлое событие, как нередко бывает, меняется до неузнаваемости несколько раз в год. В каждое мгновение партия владеет абсолютной истиной; абсолютное же очевидно не может быть иным, чем сейчас. Понятно также, что управление прошлым прежде всего зависит от тренировки памяти. Привести все документы в соответствие с требованиями дня – дело чисто механическое. Но ведь необходимо и помнить, что события происходили так, как требуется. А если необходимо переиначить воспоминания и подделать документы, значит, необходимо забыть, что это сделано. Этому фокусу можно научиться так же, как любому методу умственной работы.

Вывод простой – прошлое неизменно, но меняя содержание источников информации о прошлом, замалчивая некоторые события, можно изменять сознание, жизненные установки, принципы существования целых народов. Для этого всегда требуется время 20…40 лет для достижения устойчивого результата. История, вернее толкование истории – один из основных приоритетов управления человечеством. Знание – сила, но незнание сила ещё большая. У каждого человека в жизни есть своя индивидуальная задача, вернее ряд последовательных задач, имеющих нарастающую сложность. Каждый выбирает свой путь, и для этого необходимы точные ориентиры – откуда ты пришёл, а самое главное – куда ты идёшь.

История – это фундамент, на котором строится настоящее и будущее. И если фундамент лёгкий, то и дом легко разрушить ураганам и штормам современной цивилизации. А для достижения высоких целей требуется устойчивый фундамент и понимание происходящего не в калейдоскопе мелькающих событий, а в кропотливом выкладывании мозаики жизни из мировых событий. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от выбранной профессии.

Как изучать историю

Вначале любого пути, изучения любого предмета следует точно определить цель данного занятия. Чем более далека поставленная цель, тем более точно происходит движение к ней. Относительно истории существует множество определений.

  1. История – это действительность в её развитии, движении, включая законы истории и основные теории исторического развития цивилизации.
  2. История — совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества: история Древнего мира, история Средневековья, современная история.
  3. История – это наука о развитии какой-нибудь области знания: естественная история, история географических открытий, история воздухоплавания и др.
  4. История – это последовательная череда событий, сохранившаяся в памяти: история моей семьи, исторические события для страны, в которой живу.
  5. История – это рассказ, повествование о происшествии, событии – очень трудно попасть в историю, гораздо легче в неё вляпаться.

Безусловно, для каждого человека, история родного края наиболее близка и понята. Проследить связь истории с сегодняшним днём гораздо проще на конкретных примерах, окружающих нас. Названия городов, улиц, памятники, праздники, легенды и многое другое являются следствием прошлых событий. Изучение истории Донецкого края в периоде активного формирования, предпочтительно выполнять путём «личного общения со стариной», поиска подтверждений исторических событий, их оценки. Для этого потребуется изложение определённых фактов, понимание основных событий мировой истории и многое другое для того, чтобы понять настоящее и определить характер людей Донбасса.

Чем далее мы удаляемся от рождества Христа, тем больше событий происходит. В 60-х годах прошлого столетия историю учить было гораздо легче, во всяком случае, короче. Насыщенность событиями в современном мире возрастает, узнать про все события, запомнить их, проанализировать, сделать выводы становится практически невозможным. Как быть в этом случае? Стоит ли запоминать даты, фамилии, биографии? Предложение простое – необходимо научиться вспоминать историю и обращать внимание на подсказки судьбы.

Для этого следует понять методологию изучения истории и использовать её по мере необходимости, при появлении вопросов, вроде бы и не связанных с современной жизнью. Почему именно так называется город, улица, кто там живёт, чем занимается, что происходило в этом месте – ответы на эти вопросы определяют не только настоящее, но и открывают будущее. Только этому необходимо научиться, научиться понимать основные методы работы историка, а главное, использовать их в своей жизни.

Основной проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической письменности вплоть до совсем недавнего времени. Устойчивые письменные свидетельства существуют с XV века. И в этом плане Донбассу повезло. Начало бурного развития промышленности в Донбассе происходит в конце XIX — начале XX веков, и письменных источников в виде документов, распоряжений, газет, фотографий, рассказов настолько много, что следует научиться выбирать самое главное. Кстати, постарайтесь отметить, что запоминается из прочитанного, увиденного – это определяет ваши интересы и способности.

Кратко вспомним об основных источниках исторических знаний. И не забудем основное свойство каждого исследователя – умение задавать вопросы, среди которых главным чаще всего является – «зачем».

В истории есть факты бесспорные и сомнительные сведения. Для того, чтобы найти истину, историки в этом случае стремится привлечь как можно более широкий круг источников. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

  1. Письменные : летописи, хроники, указы, законы, исторические сочинения, научные труды, мемуары, газеты, журналы, а сейчас и интернет-ресурсы.
  2. Вещественные : орудия труда, одежда, оружие, предметы быта, украшения, жилища, монеты. К вещественным источникам относятся и произведения искусства: фрески, статуи, мозаика, книжная миниатюра, памятники архитектуры. Ценные сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати - сфрагистика.
  3. Этнографические : состав, расселение, обычаи и традиции, занятия и образ жизни народа.
  4. Устные (фольклорные): легенды, сказания, мифы, песни, пословицы, поговорки, загадки. Изучает эти источники фольклористика.
  5. Лингвистические : названия рек, городов, отдельные слова и язык в целом. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях).
  6. Кино- и фотодокументы.
  7. Фонодокументы.

По мере развития человечества увеличивается количество исторических источников. В XIX — начале XX веков возникли фотография, звукозапись, кинохроника, во второй половине XX века появились документы на электронных носителях.

В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они нуждаются в расположении их по степени значимости и влиянию на ход истории. Важно научиться рассматривать события как звенья определённой цепи, протянувшейся из прошлого к настоящему. Изучать историю можно не только в архивах, музеях и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших воспоминаниях. Надо только иметь желание приобщится к её таинственному и увлекательному содержанию.

С прошлым мы связаны тысячами неразрывных нитей. Из этих нитей соткан, по сути, ковёр настоящего. С прошлым мы встречаемся не только на страницах исторических трудов, но и в повседневной жизни.

«Любое знание должно иметь практический смысл. История сегодня представляется наукой о прошлом. Но смысл истории – это извлечение опыта из ошибок. Смысл в изучении истории есть тогда, когда она представляется циклической. Только в этом случае в прошлом можно видеть будущее, а не набор анекдотов. Только в этом случае история становится наукой о будущем, достойной изучения».

С.Б. Морозов, «Тайна вечной жизни»

И ещё хотелось бы присоединиться к мнению А.Р. Федонина:

«Мне хочется доказать, что история – не сплошная бунтология, она, как радуга, многоцветна, разнообразна и, следовательно, интересна».

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

Воспитать патриотов

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир - цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да без индивидуальной сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….

Сегодня поговорим о том, для чего нужна история . Многие до конца не понимают, зачем нужно изучать историю ? Разберемся!

Для каждого человека, история является перечнем событий, которые когда-то произошли в прошлом. Кому-то из людей события прошлого не внушают ничего важного, а кто-то даже не верит в существование прошедших событий.

Самая первая книга, которая описывала историю прошлых лет называлась очень просто - "История". Она была написана Геродотом. Изучение истории было само по себе очень привлекательно, поскольку у человека создавалось множество макротеорий о происхождении той или иной части природы. В макротеории выделяется 3 части: теория общественно-экономических формаций, теория локальных цивилизаций, теория постиндустриального общества.

Не секрет для многих, что наша современная жизнь полагается на опыт прошлого. В пример можно взять политических деятелей, которые, прежде всего, полагаются на опыт предков и стараются не допускать их ошибок в современности. Большинство творческих людей используют древние произведения искусства для создания новых уникальных идей.

История может привести множество примеров, в которых отдельные люди или нации допускали непоправимые ошибки. Именно из истории взяты основные тактики ведения боя, которые были созданы великими полководцами, имена которых знает абсолютно каждый человек. Великими полководцами были Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Петр I и множество других великих людей.

Различные изобретения, которые бы ни за что не воплотились в жизнь, если бы не история. Например, большинство современных лекарств, имеют очень и очень древние истоки, главным отличием является только способ получения и изготовления лекарства.

Особенное отношение должно быть к истории России, которая является уникальной. На пути развития наша страна потерпела немало побед и неудач, из которых постепенно складывалась наша история. Изучая историю предков, важно осознание роли нашей страны в масштабах всего мира.

Надо сказать о том, что история по одному учебнику не может является точным отображением происходивших в действительности событий. Это своеобразный выборочный взгляд конкретного автора. Много фактов утаивается, много искажается, поэтому еще одним очень важным моментом в изучении истории является её анализ и осмысление. Одна из причин, зачем изучать историю - это возможность сформировать свою картину мира, понять основные закономерности в обществе, изучая и анализирую данные от разных авторов с разных точек зрения.

По итогу, проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить тех ошибок в будущем. Такова суть истории.

Свои мнения, и доводы о том, для чего нужна история обязательно пишите в комментариях. Мы будем рады развить эту тему в дискуссию.
Заметка: вариант улучшить оценки в зачетки Курсовые, дипломы на заказ . Но что есть реальные знания?

Наука история человеку нужна для понимания процессов и законов, по которым живет общество. Знать историю полезно, каждому, чтоб не повторять распространенных ошибок предшественников, суметь, сравнив ситуации, сориентироваться и найти правильное решение.

Также наука история очень помогает понимать других людей: их исторически сложившиеся верования, традиции, привычки, взгляды. Даже мировоззрение и менталитет народов в целом.

История дает нам множество живых, готовых примеров причин и следствий, связей по типу «какие поступки и действия к чему приводят», примеров достижений и успехов.

Например, создание Чингисханом великолепно оснащенной, боеспособной и дисциплинированной армии привело к завоеванию «половины мира», в том числе древнерусских земель. Одновременно с этим - е разрушению массы городов, гибели талантливых людей – ремесленников, ученых, художников средневековья.

Еще наука история дает много успешных примеров для подражания, которые вдохновляют и мотивируют современника, толкают его на новые свершения. История расставляет точки над «и»: она показывает, кто прав, а кто неправ. Вот еще один пример из истории. Многим россиянам известно имя их соотечественника, ученого-самоучки, основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского. Он, позже названный «отцом русских ракет», публиковал свои исследования в те годы (в конце 19-го века, точнее), когда о космонавтике почти никто из населения планеты и слыхом не слыхивал.

История в его лице дает отличный пример человека, усердно работавшего, будучи уверенным в своей правоте, несмотря на долгое полное отсутствие признания, опередившего свое время, заложившего фундамент для будущего, для нового развития общества.