Создание и деятельность нато. Смотреть что такое "нато" в других словарях


70 лет назад, измученная Второй мировой войной Европа, встречала весну долгожданной Победы над нацизмом. Для очевидцев этих событий, которые вчера рукоплескали Красной Армии на улицах и площадях освобожденных европейских столиц, все было предельно ясно. Основной вклад в разгром фашизма внес Советский Союз, государство с иной социальной системой. Государство, которое вдруг стало ведущим игроком на международной арене.

Правящая элита США и ведущих европейских государств, всерьёз напуганная победным шествием социализма в Восточной Европе, внимательно вслушивается в речь У. Черчилля 5 марта 1946 года в Фултоне (штат. Миссури. США) об объявлении «холодной войны». Президент Трумэн грозит применить против СССР атомное оружие. Генерал Эйзенхауэр разработал план «Totality» -план войны с СССР.

Первым актом в холодной войне явилось создание Североатлантического альянса – NATO (англ. North Atlantic Treaty Organization). 4 апреля 1949 года двенадцать стран: США и Канада и 10 государств Европы (Бельгия, Франция, Великобритания, Исландия, Голландия, Дания, Италия, Люксембург, Португалия, Норвегия) создали объединенные силы коллективной безопасности.

Первый генеральный секретарь альянса заявлял, что военно- политический блок был создан для того, чтобы «сдерживать проникновение русских в Западную Европу и Америку». Хотя оснований для такого заявления не было. Во-первых, И. Сталин отказался поддерживать прокоммунистические мятежи в 1948 году в Греции, во-вторых, главный идеолог перманентной революции Лев Троцкий был убит Меркадером ещё в 1940. Однако, Гарри Трумэн не доверял Москве и считал события в Греции, а также во Вьетнаме реальным наступлением коммунизма.

Вторым потрясением для Запада было создание военно-политического союза стран Восточной Европы - Варшавский Договор в 1955 году. Пакт был воспринят США как доказательство агрессивных намерений СССР. За 66 летнюю историю НАТО расширялось 6 раз и сейчас насчитывает 28 членов (в 1952 году к нему присоединились Греция и Турция, через три года – Германия (ФРГ; с 1990 года - объединенная Германия), в 1982 году – Испания, в 1999 году – Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, в 2009 году – Албания и Хорватия). Обратите внимание, в альянс вошли государства, далеко отстоящие от Атлантического Океана вроде Турции и бывших Прибалтийских республик СССР. До сих пор рвутся под «зонтик» НАТО Грузия и Украина

Штаб-квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия). Высшим органом является Совет НАТО, кроме этого, два раза в год собирается Комитет военного планирования, в который вошли министры обороны стран участниц блока. Численность военнослужащих по данным 2010 года составила 3,8 млн человек. Содержание такой армейской армады – дело очень дорогостоящее. Разумеется, львиная доля военных расходов приходится на Соединенные Штаты (72% или 4, 4 % ВВП), остальные участники по 1,4% ВВП своих стран. Неофициально, члены военного блока должны тратить на оборону не меньше 2 % ВВП. Однако это требование выполняют лишь Великобритания, Эстония и Греция. Но, такое распределение затрат дает возможность США безоговорочно доминировать в альянсе, диктовать свою политику.

Агрессивный характер военно-политического союза и его антироссийская направленность особенно проявились при развале мировой системы социализма, упразднении Варшавского Договора и развале СССР. Вместо роспуска своего «оборонительного союза» НАТО охотно приняло в свой состав большинство бывших социалистических союзников у западных границ Российской Федерации, а не очень сговорчивых(Югославия) развалила на карликовые образования, лишенные какого-либо суверенитета.

Бремя военных расходов ложиться на плечи европейских государств, которые сейчас переживают не самые лучшие времена. Европа все чаще и чаще вовлекается Вашингтоном в различные военные авантюры на Ближнем и Среднем Востоке, в Азии и Африке. И это все на фоне растущей безработицы и бедности. Немало Европейских политиков выступают против обслуживания чужих интересов, направленных на ослабление стабильности в мире. Между тем НАТО, уже не скрывая своих намерений, движется в направлении к Третьей мировой войне, сжимая кольцо своих баз и вооружений вокруг Российской Федерации, навязывая необходимость наращивания военных расходов российской экономике, еще не окрепшей после потрясений 90х годов.

Последнее десятилетие НАТО становится открытым инструментом вмешательства США во внутренние дела суверенных государств (Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия). В августе 2008 года при полной поддержке Вашингтона Грузия атаковала российских миротворцев в Южной Осетии и мирное населения Цхинвала. Однако США и руководство НАТО недооценили силы и возможности России, быстро разгромившей вооруженные грузинские формирования.

А.Ф. Расмуссен- генеральный секретарь НАТО в апреле2014 года заявил о неизбежности дополнительных расходов на оборону в связи с событиями на Украине. В НАТОвских штабах, напуганных присоединением Крыма и Севастополя к России, разрабатываются планы отражения Российской агрессии, которая якобы стремится разделить Европу на сферы влияния.

Поворот Западного мира от политики взаимного сотрудничества и коллективной безопасности к политике антироссийских санкций и конфронтации свидетельствует о том, что мы вступили в долговременную полосу противостояния с Европой и США. Это противостояние может быть преодолено только признанием за Россией права самостоятельно, в соответствии с международными нормами, без подсказки извне, отстаивать свои национальные интересы. К сожалению, и в международных отношениях признается только сила, когда другие аргументы бессильны.

НАТО (Организация Серевоатлантического Договора) – объединение стран Европы, США и Канады для отстаивания своих интересов на мировой арене. Первоначально задумывалось как средство противостояния возможным амбициям Советского Союза. Однако с распадом последнего, не кануло в Лету, но продолжило расширяться за счет вступления все новых стран-членов и находя свои незащищенные интересы в самых отдаленных точках мира.

Как возникло НАТО

История создания НАТО началась с пяти европейский государств, которые подписали Брюссельский договор. После оборонительные комплексы стран были ослаблены. Спастись от жадных соседей стало возможным только сообща. Великобритания, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды разработали общую систему обороны. Потом решили пригласить к своим начинаниям США с Канадой. Вылилось это в создание 4 апреля 1949 года военно-политического блока из 12 стран.

С 1950 по 1952 годы шло становление организации. Формировались и тренировались общие войска, создавались всевозможные комитеты и управленческие образования, подписывались и ратифицировались внутренние договора, закладывалась правовая база Трансатлантического Альянса. Собственно, в 1952 году началось первое расширение членского состава: в союз попросились греки и их оппоненты турки.

1954 год стал примечательным тем, что НАТО не взяло в свою песочницу Советский Союз, который тоже изъявил желание быть полноправным участником-защитником интересов альянса. Последнему пришлось в спешном порядке формировать свое оборонительное военное образование. Так в 1955 году появился ОВД, объединивший Союз с Восточной Европой. В это же время к НАТО подключили Западную Германию, после чего на долгие годы вопрос о расширении положительно не открывали.

В связи с изменение карты мира, когда Советский Союз распался на отдельные государства, НАТО возобновило интерес к возможным новым членам восточной части Европы. Ранее, в 1982 году, альянс принял Испанию. В 1999 году состав расширился еще на три государства: Венгрию, Чехию, Польшу. Самым «урожайным» стал 2004 год, когда в состав Североатлантического Альянса вошло аж 7 стран. В 2009 – еще две. На сегодняшний день НАТО состоят из 2 государств Северной Америки и 26 стран Европы. Ведутся консультационные работы по принятию новых стран в состав альянса.

Цели НАТО и их изменения

Страны входящие в НАТО основными целями ставят свои свободу и безопасность, которые должны достигаться методами, не противоречащими резолюциям ООН. Первоначально, альянс не был наступательным объединением. Среди задач выделяли недопущение появление нацизма, защиту свобод, демократии, целостность территориальных границ. В 1995 году впервые использовало свои объединённые войска на чужой территории. В 1999 году НАТО изменило политику. Военная сила превратилась не в оборонительный щит, а в доходчивый аргумент по любым вопросам, которые альянс посчитает для себя важными.

Задачи НАТО в наши дни

  • быть гарантом стабильности в своем регионе, в том числе в вопросах экономики и энергетической безопасности;
  • быть консультантом по вопросам безопасности для всех стран мира;
  • выявлять и сдерживать угрозу геополитических изменений;
  • решать кризисные ситуации;
  • развивать внешнеполитические отношения.

В 2010 году Североатлантический альянс замахнулось на должность судии, возжелало стать к 2020 году глобальным хранителем мира на всей земле. В рамках своих интересов, разумеется.

Военные базы НАТО Европы, Африки и Азии

Исторически сложилось, что любые военные объекты отдельных членов союза НАТО могут использоваться собственно натовскими войсками. Самое большое сосредоточение именно баз организации, а не государств-членов, размещено в Европе. Здесь и штаб-квартиры, и тренировочные полигоны, и авиабазы, и гарнизоны, и структуры, которые обеспечивают работу всей организации.

Лидерами-держателями военных объектов считаются:

  • Италия - размещается штаб-квартира, авиабаза ВМС, база передового развертывания, несколько обычных авиационных баз, исследовательский центр и несколько учебных баз-полигонов.
  • Германия - штаб-квартира, военные базы, авиабазы, гарнизон, командование и образование.
  • Франция - авиабазы.
  • Великобритания - штаб-квартира, авиабазы, компьютерный центр, система по защите боеприпасов.
  • Греция - порт, авиабазы, ракетный полигон, военно-морская база, учебный центр.

Есть государства-члены Европы, которые не имеют на своей территории военных объектов НАТО:

Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, материковая часть Португалии, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.

Однако, ввиду последних событий, рассматривается проект о размещении 5 баз на территории Восточной Европы. Отдельной когортой стоят страны, не входящие в альянс, но имеющие военные объекты НАТО:

  • Сербия
  • Македония
  • Босния и Герцеговина.

На территории Африканских стран непосредственно натовских баз немного – для ведения операций используются военные объекты бывших колоний Франции и Великобритании (Сенегал, Габон, ЮАР), базы США, либо военные центры южной части Европы. Война в Ливии и Египте создала предпосылки к установлению своих объектов на этой территории для содействия миру.

НАТО ведет активные переговоры со странами Африки на предмет включения их в партнерские отношения – это порядка 50-ти государств – что даст возможность проводить, в том числе, и совместные военные операции, открывать новые стратегические объекты подконтрольные альянсу на территории партнеров.

Североатлантический альянс известен своими интересами в Азиаткой части мира. Среди стран Средней Азии выделяют Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, на которых размещены военные объекты НАТО. Не стоят в стороне и все государства, ныне считающиеся «горячими точками» мира, либо в которых были бои – Иран, Ирак, Сирия, Афганистан.

В центральном регионе нет ни одной страны, в которой не проводили программ по реформированию войск по стандартам НАТО с участием ее инструкторов.

Итоги

В наши дни НАТО из-за своей изменившейся концепции все чаще ассоциируется с организацией-агрессором, которая регулярно нарушает резолюции ООН, развязывает войны на территориях других государств. Альянс не перестает расширяться, несмотря на испытуемые трудности во времена недавнего финансового кризиса.

Сдерживающим фактором, который не дает НАТО тотального контроля над мировым порядком, являются Россия, Китай и их многочисленные партнеры по внешней безопасности, которые так же отстаивают свои интересы в регионах. Продолжается борьба за влияние на африканские страны и Ближний Восток.

Весь послевоенный период истории Советского Союза прошёл под знаком противостояния военно-политическому блоку НАТО. Весьма непросто складывается международная обстановка и для современной России. Поэтому есть основание внимательнее проанализировать историю и современное состояние этого союза. Для Российской Федерации имеет существенное значение, какие страны входят в НАТО и какие государства имеют намерение присоединиться к этой структуре. Несмотря на неоднократные заверения современного руководства Североатлантического альянса о том, что среди своих врагов оно не видит Россию, сам факт существования этой структуры России, мягко говоря, небезразличен.

Из предыстории образования военных блоков в Европе

Важнейшей предпосылкой создания Североатлантического военного блока была международная обстановка, сложившаяся после завершения Второй мировой войны. Создание этой военно-политической структуры было обусловлено поляризацией сил и военно-промышленных потенциалов стран, разделившихся на две большие группы. Вокруг победившего в войне Советского Союза в Восточной Европе сформировался целый пояс зависимых от него стран так называемого "социалистического лагеря". Страны Западной Европы ощутили непосредственную угрозу экспансии с востока. Это поставило их перед необходимостью военно-политической интеграции для удержания сложившихся послевоенных границ и сохранения своего суверенитета.

Такая расстановка сил и даёт ответ на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. В момент его образования в организацию вошло двенадцать стран. Это были государства, не вошедшие в орбиту советского влияния. Они не испытывали желания в ней оказаться. Территориально они размещались вне зоны влияния Советского Союза. Разумеется, советская точка зрения на предысторию создания блока НАТО является диаметрально противоположной и основывается на утверждении об изначально агрессивном характере созданной в 1949 году в Брюсселе организации. Это объясняет необходимость противостояния потенциальной экспансии с запада.

Как всё начиналось

Официальной датой образования военно-политического блока считается 4 апреля 1949 года. Свою подпись в этот день под Североатлантическим договором поставили десять европейских государств, Соединённые Штаты Америки и Канада. Европейскими членами альянса со дня его основания являются: Великобритания, Бельгия, Франция, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Дания, Португалия и Италия.

Страны, входящие в НАТО, в добровольном порядке приняли на себя целый ряд международных обязательств. Прежде всего к таковым следует отнести приведение национальных вооруженных сил каждого из государств-участников к общим стандартам в вооружении и экипировке и подчинение их единому командованию.

Кроме того, страны, входящие в НАТО, договорились об объёмах военного бюджета каждого государства, выраженных в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Руководство альянса объявило о принципиальной открытости организации для вступления в неё новых членов. Важнейшим принципом существования Североатлантического военно-политического блока является обязательство, согласно которому страны НАТО расценивают агрессию против каждой из них как нападение на весь союз, со всеми вытекающими из этого положения военными решениями. В дальнейшем этот принцип доказал свою действенность. За всю историю Организации Североатлантического договора никаких непосредственных нападений на её участников зафиксировано не было. Просто не нашлось желающих проверить на прочность самую мощную военно-политическую структуру в мире.

Последствия подписания Североатлантического договора

Страны НАТО на карте мира занимают довольно значительную территорию, и расположена она в северной части Атлантики, что нашло своё отражение в наименовании альянса. В военно-политический блок в момент его образования вошли наиболее развитые в экономическом и значимые в политическом отношении государства. Создание Североатлантического альянса имело принципиальное значение для развития всей цивилизации на протяжении второй половины двадцатого века.

В 1954 году на международном совещании министров иностранных дел в Берлине советским представителем было выдвинуто предложение блоку НАТО о сотрудничестве и взаимодействии в поддержании мира и международной стабильности. Это предложение было отвергнуто. Советский Союз обоснованно расценил деятельность Североатлантического военного блока как непосредственную опасность для своего существования и был вынужден принять необходимые меры для отражения потенциальной агрессии. Они выразились в создании Организации стран Варшавского договора, противостоящей блоку НАТО по всем направлениям.

Весь последующий период европейской и мировой истории обозначается определением "холодная война". Войне этой, к счастью, не суждено было перейти в "горячую" стадию. Периоды её обострения несколько раз сменялись разрядкой напряжённости. Критической точкой холодной войны принято считать так называемый Карибский кризис в октябре 1962 года. Противостояние Советского Союза с блоком НАТО в этот момент времени достигло своей кульминации. В последующие годы шла напряжённая работа по снижению международной напряжённости. Был подписан целый ряд фундаментальных договоров, направленных на ограничение развёртывания стратегических ядерных вооружений и снижение уровня противостояния между Организацией Североатлантического альянса и странами Варшавского договора. Но даже после подписания документов о ядерном разоружении мощность совокупного ядерного потенциала обеих сторон противостояния была достаточной для того, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на планете Земля.

Гонка вооружений

Страны НАТО противостояли государствам Варшавского договора не только на предполагаемом театре военных действий. Решающее значение в этом противостоянии имели промышленные потенциалы стран, входящих в военные блоки, и уровень производства вооружений. Принято считать, что военные расходы весьма обременительны для бюджета и требуют экономии на социальных программах. Но бурное развитие технологий производства вооружений во второй половине двадцатого века, определявшееся противостоянием двух военно-политических систем, имело и позитивное значение. Оно выражается в росте промышленного потенциала стран, участвующих в гонке вооружений. И страны, входящие в НАТО, оказались победителями в этой конкурентной борьбе. Советская экономика оказалась менее эффективной, что привело к развалу и Советского Союза, и возглавляемого им военно-политического блока стран Варшавского договора.

Вооружение стран НАТО и сегодня находится вне конкуренции по большинству тактико-технических показателей. К числу косвенных последствий гонки вооружений между Организацией Североатлантического договора и Советским Союзом следует отнести и такой феномен двадцатого века, как освоение космического пространства. Первоначально баллистические ракеты разрабатывались для доставки термоядерного заряда на другие континенты. Но сегодня космические технологии нашли самое широкое применение в различных сферах: от создания информационных коммуникационных систем до научных исследований по широкому спектру направлений.

Расширение Североатлантического альянса

Чтобы правильно ответить на вопрос о том, какие страны входят в НАТО, прежде всего, следует уточнить, о каком периоде времени идёт речь. Дело в том, что Североатлантический альянс за время своего существования пережил целых шесть этапов, после которых количество стран-участников договора увеличивалось. История доказала эффективность этого военно-политического блока. Членство в нём для его участников является привлекательным. Помимо международного престижа, оно гарантирует безопасность всем участникам договора.

Поэтому карта стран НАТО, включающая в себя большую часть Европы и два крупнейших государства Северной Америки, не является стабильной. Территория стран, входящих в Североатлантический альянс, на ней имеет устойчивую тенденцию к расширению. Особенно ярко это проявилось в начале двадцать первого века, когда на европейском континенте образовалось значительное число независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза и Югославии.

Процесс интеграции в структуру альянса происходит постепенно, в несколько этапов. Решение о приёме той или иной страны в члены организации принимает Совет НАТО на основе консенсуса. То есть у любой из стран-членов организации есть право заблокировать вступление в неё новых государств. Страны-участницы НАТО обязаны соответствовать целому комплексу критериев военных, организационных и экономических. Поэтому кандидатам предписывается ряд условий, которые они должны выполнить для вступления в организацию, - так называемая "Дорожная карта".

Её выполнение сопряжено со значительными трудностями и финансовыми затратами. Иногда это растягивается на долгий срок. Поэтому вопрос о том, сколько стран в НАТО, следует задавать только в привязке к конкретной исторической дате. Не следует забывать при этом о государствах, находящихся в процессе интеграции. Это означает, что скоро могут появиться новые страны НАТО. На 2014 год их насчитывается 28. И цифру эту нельзя считать окончательной.

Страны-союзники НАТО

Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.

Принцип отношения с союзниками определяется названием программы - "Партнёрство ради мира". Взаимоотношения с Североатлантическим альянсом способствуют поддержанию стабильности в различных регионах. Страны НАТО и государства, включённые в программу партнёрского взаимодействия с ними, нередко выполняют совместные военные операции по пресечению разгорающихся военных конфликтов.

Территориально некоторые из членов "Партнёрства ради мира" находятся далеко за пределами Европы. Например, Туркмения, Киргизия или Таджикистан. Но сотрудничество этих стран с Организацией Североатлантического договора способствует поддержанию мира и стабильности в отдалённых регионах евразийского континента. Многие развивающиеся государства желают присоединиться к этой партнёрской программе, она выгодна для них и в экономическом, и в военном отношении.

Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.

Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?

Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.

Россия и НАТО

Российской Федерации как историческому наследнику Советского Союза была предложена особая роль в сотрудничестве с альянсом. В мае 1997 года в Париже был подписан Основополагающий акт, регламентирующий отношения России с НАТО. Согласно этому документу, альянс обязан информировать Российскую Федерацию о подготовке значимых документов, однако правом вето на принятие решений Россия не обладает. По программе "Партнёрство ради мира" наша страна принимает участие в действиях альянса в миротворческих операциях в Европе и разных странах мира. Страны-участницы НАТО вынуждены считаться с ядерным статусом Российской Федерации.

В общественно-политическом поле российского социума преобладает негативное отношение к Североатлантическому военно-политическому альянсу. Это обусловлено исторической памятью нескольких поколений советских людей, в сознании которых армии стран НАТО отчётливо идентифицировались с силами мирового зла. Образ врага формировался на протяжении многих лет и десятилетий, и ситуацию невозможно быстро изменить простыми декламациями о том, что альянс не считает своим врагом Россию. Но глядя на совокупный военно-промышленный потенциал североатлантического блока, сложно найти в мире другую, сопоставимую с ним по величине военную силу, против которой развёрнута эта мощь. Поэтому у Российской Федерации есть основания относиться с недоверием к заявлениям о миролюбивом характере альянса.

Ситуация обостряется тем обстоятельством, что новые страны-члены НАТО нередко выступают с отчётливо выраженной антироссийской риторикой. Речь, прежде всего, идёт о странах Прибалтийского региона - Эстонии, Латвии и Литве. А также о новых членах НАТО из числа восточноевропейских государств, прежде всего, о Польше. Важнейшим принципом внешней политики Российской Федерации двух последних десятилетий является противодействие расширению Североатлантического альянса в восточном направлении. Но особого успеха в этом достигнуть не удалось - карта стран НАТО 2014 года свидетельствует о приближении территории организации к западным рубежам России. Наибольшим провалом внешней политики Российской Федерации следует считать всё более разгорающийся украинский кризис, разразившийся после того, как эта страна обозначила свой вектор развития в направлении Европейского союза с возможной интеграцией в структуры НАТО. Дальнейшее развитие этих событий предсказать невозможно. Но в настоящее время имеет место очевидное обострение напряжённости в отношениях между Россией и Организацией Североатлантического договора.

Перечень стран НАТО и особенности структуры альянса

В настоящее время Североатлантический блок достиг пика своего могущества. Максимальной является и общая территория, которую занимают страны НАТО. На 2014 год это: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединённые Штаты Америки, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония. Официальная штаб-квартира Организации Североатлантического договора находится в столице Бельгии - Брюсселе.

Возглавляет альянс в настоящее время Андерс Фог Расмуссен. Это двенадцатый по счёту Генеральный секретарь НАТО. Командная система военно-политического блока структурирована на пять штабов. Их деятельность разделяется как по географическому признаку, так и по родам войск. Штабы контролируют Восточный, Западный и Южный секторы Атлантики, а также Ударный флот и Союзное командование подводными кораблями.

Армии стран НАТО подчиняются единому наднациональному командованию. Их уставы, экипировка и вооружение приведены к единому стандарту. Несмотря на то что основой боевой мощи стран альянса является их термоядерный потенциал, обычным видам вооружений в странах НАТО уделяется очень большое внимание. А это означает, что членство в организации сопряжено для её участников с довольно значительным уровнем военных расходов. Военные бюджеты государств-членов НАТО проходят согласование с руководством альянса.

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов и техногенных катастроф.

Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого "общеевропейского дома".

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.

Североатлантический альянс (НАТО)

Североатлантический альянс (НАТО - North Atlantic Treaty Organization) можно назвать самым успешным военно-политическим альянсом в истории. Свидетельством этого являются как минимум два обстоятельства. Во-первых, альянс существует уже более 60 лет и за это время существенно расширился, во-вторых - и это самое главное - он успешно пережил самое неприятное, что может случиться с военно-политическим союзом, - потерю противника. Альянс сменил миссию, что нашло отражение в его стратегических концепциях и практической деятельности, о чем речь пойдет ниже.

Создание НАТО и ее деятельность в период холодной войны

Предпосылки создания НАТО в 1949 г. можно охарактеризовать следующим образом. Первое, на что следует обратить внимание, это особенности военно-политического положения СССР в Европе после Второй мировой войны. Советская армия была самой сильной по сравнению с армиями других европейских государств, а американцы по окончании войны фактически ушли из Европы. Геополитические позиции СССР окрепли еще накануне Великой Отечественной войны за счет территориальных приращений в Прибалтике, на Западной Украине и в Белоруссии. Советский Союз имел серьезное влияние па коммунистические партии стран Восточной Европы.

Все эти обстоятельства стали причиной стратегической речи У. Черчилля в американском городе Фултоне в 1946 г., в которой говорилось об опасности, которая грозит западной демократии - недавнему союзнику СССР во Второй мировой войне - со стороны Советского Союза. Это выступление известного британского политика вошло в историю как "фултонская речь" Черчилля, которая, по мнению историков, положила начало холодной войне.

Следующим важным шагом на пути военно-политического альянса Европы и Соединенных Штатов стал план Маршалла, инициированный в 1947 г. США, смысл которого состоял в том, чтобы "накачать" Европу финансовыми средствами для восстановления хозяйства, разрушенного Второй мировой войной. Для США это было важно, поскольку как самой развитой экономической державе мира им требовался торгово-финансовый партнер. Средства были вложены немалые: в течение четырех лет американцы выделяли около 2% своего ВВП.

События развивались стремительно. В 1948 г. при активной роли СССР в странах Восточной Европы устанавливаются просоветские режимы. В том же году Советский Союз организует блокаду Западного Берлина, находившегося на территории подконтрольной СССР Восточной Германии.

Все эти события привели в конечном счете к реакции Западной Европы, которая выразилась в заключение Брюссельского договора 1948 г. между Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Договор носил оборонительный характер и в качестве противников рассматривал СССР и его союзников. В 1954 г. договор был переименован в Западноевропейский союз (ЗЕС).

Однако практически сразу все участники Брюссельского договора почувствовали, что в случае непредвиденных обстоятельств их сил для самообороны будет недостаточно. Поэтому последовало обращение к США с просьбой присоединиться к европейским странам.

Реакция тогдашнего американского президента Гарри Трумэна была неоднозначной. С одной стороны, европейцы были экономическими и политическими союзниками, необходимыми американцам, чтобы процветать в послевоенном мире. Но, с другой стороны, предстояло опять "ввязываться" в европейские дела, чего в США не любили и старались в тот период истории избегать. Кроме того, традицией Америки было не заключать военные союзы в мирное время. Наконец, над Трумэном довлел авторитет Ф. Рузвельта, который умел находить общий язык со Сталиным, и действующему президенту США не хотелось выглядеть хуже и предпринимать действия, которые в СССР могли бы быть расценены как враждебные. Тем не менее, в 1949 г. Североатлантический договор в Вашингтоне все-таки был заключен.

Главной целью Вашингтонского договора предполагалась коллективная оборона как принцип защиты от внешнего противника (ст. 5). Суть статьи состоит в том, что нападение на одного члена альянса считается нападением на весь альянс. До настоящего времени эта ключевая статья Вашингтонского договора не была в полной мере задействована ни разу (частично во время террористической атаки на США 11 сентября 2001 г.). Дополнительно Договор предполагает отсутствие геополитических и этнических конфликтов между его участниками. Это явилось одной из важных причин урегулирования конфликта между Грецией и Турцией (по поводу раздела Кипра), между рядом стран Восточной

Европы, ставшими членами НАТО после окончания холодной войны.

В 1955 г. был создан противовес НАТО - военно-политический блок социалистического лагеря ОВД. НАТО и ОВД противостояли друг другу и, по сути логики холодной войны, играли схожие роли в международной политике. Оба представляли собой мощные военные "кулаки", стремящиеся обеспечить безопасность своих членов. Однако были и существенные различия в деятельности этих двух организаций.

Во-первых, следует сослаться на "феномен Франции", который отражает внутренний демократический характер НАТО в отличие от ОВД. Остановимся на "феномене Франции" подробнее. Быстрый рост военно-технического потенциала Советского Союза, свидетельством чего стал запуск в 1957 г. первого искусственного спутника Земли, одновременно с которым в СССР прошли успешные испытания межконтинентальных баллистических ракет, способных нанести удар по американской территории, означал потерю Соединенными Штатами их прежней стратегической неуязвимости. Это заставило европейских партнеров США по НАТО засомневаться в готовности США автоматически применить против СССР ядерное оружие в случае нападения последнего на западноевропейские страны. Это не могло не отразиться на позиции западноевропейских стран в контексте их политики в рамках НАТО. Наиболее ярко выступила Франция. После прихода к власти в 1958 г. новый президент Франции Ш. де Голль выдвинул план реформирования Североатлантического блока. Этот демарш спровоцировал американо-французский конфликт, проявившийся и в других сферах отношений двух стран. Для функционирования НАТО он означал, что Франция в 1966 г. покинула военную структуру организации. Проводя параллель с ОВД, хочется отметить, что данный шаг Франции оказался вполне возможным, при всем этом Франция осталась в политических структурах НАТО, а после окончания холодной войны -в 1995 г. - вернулась в военную составляющую организации.

В долгосрочном плане согласие превалирует над конфликтом в отношениях между членами Североатлантического альянса. Как удается гасить противоречия и восстанавливать консенсусный тип отношений между союзниками? Свою роль в этом играет перманентное наличие общего врага, угрожающего реально или эвентуально безопасности стран НАТО. В начале XXI в. на эту роль выдвинулся международный терроризм. Следовательно, у входящих в блок государств всегда были общие задачи. Не менее важно, что Североатлантический альянс имеет эластичную политическую и военную структуру, позволяющую быстро адаптироваться к меняющейся среде. Наконец, следует отметить и наличие общей политической культуры компромисса и консенсусного типа отношений.

Во-вторых, НАТО никогда не наводил порядок внутри своих рядов военной силой. Это относится и к "феномену Франции", и к иным противоречиям, которые возникали как в период холодной войны (Суэцкий кризис 1956 г.), так и после ее окончания (например, во время войны в Югославии 1999 г., когда европейские союзники США отказывались поддерживать возможную сухопутную операцию альянса против Сербии, или во время американо-британской интервенции против Ирака в 2003 г.). Это сильно разнится с внутренней политикой ОВД: 1956 г. - события в Венгрии, 1968 г. - события в Чехословакии, 1980 г. - события в Польше. Советские войска как часть войск ОВД в соединении с войсками других государств организации проводили боевые действия или были готовы к этому (Польша) в ответ на всяческие формы антисоветской политики этих государств.

В-третьих, ОВД распалась сразу же после падения Берлинской стены, еще до распада СССР, в июле 1991 г. НАТО между тем только продолжает наращивать свою численность. Расширение началось еще в период холодной войны, и к ее окончанию численность НАТО составляла 16 государств. На сегодняшний день численность почти удвоилась -28 государств, причем только за счет восточноевропейских государств и стран Балтии, многие из которых были бывшими союзниками или даже входили в состав СССР. Оставим открытым вопрос о влиянии такого масштабного численного роста на эффективность организации. Здесь нам важно подчеркнуть привлекательность НАТО для многих стран в контексте современной международной политики.



Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра , НА́ТО , Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization , NATO ; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord , OTAN ) - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США , «чтобы защитить Европу от советского влияния» . Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Организация Североатлантического договора
North Atlantic Treaty Organization (NATO)
Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN)

Карта стран-членов

Членство:

28 государств [показать]

Штаб-квартира:

Брюссель, Бельгия

Официальные языки:

английский, французский

Руководители
Генеральный секретарь

Андерс Фог Расмуссен

Основание
Официальный сайт
Организация Североатлантического договора на Викискладе

Цели

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности» .

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Региональные команды

В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

  • Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;
  • Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира - г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

  1. Восточная Атлантика,
  2. Западная Атлантика,
  3. Южная Атлантика,
  4. Ударный флот,
  5. Союзное командование подводными кораблями.

Официальные языки НАТО - английский и французский.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Члены

Основная статья: Расширение НАТО

Дата Страна Примечания
страны-основатели
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Великобритания
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Исландия Исландия - единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.
4 апреля 1949 Италия
4 апреля 1949 Канада
4 апреля 1949 Люксембург
4 апреля 1949 Нидерланды
4 апреля 1949 Норвегия
4 апреля 1949 Португалия
4 апреля 1949 США
4 апреля 1949 Франция С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.
первое расширение
18 февраля 1952 Греция С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока - Турцией.
18 февраля 1952 Турция
второе расширение
9 мая 1955 Германия Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957 , с 3 октября 1990 - объединенная Германия.
третье расширение
30 мая 1982 Испания Не участвует в военной организации НАТО.
четвёртое расширение
12 марта 1999 Венгрия
12 марта 1999 Польша
12 марта 1999 Чехия
пятое расширение
29 марта 2004 Болгария
29 марта 2004 Латвия
29 марта 2004 Литва
29 марта 2004 Румыния
29 марта 2004 Словакия
29 марта 2004 Словения
29 марта 2004 Эстония
шестое расширение
1 апреля 2009 Албания
1 апреля 2009 Хорватия

Партнёры

Возможные члены

Участники Плана действий по членству

Страна Партнёрство ради мира Ускоренный диалог План действий по членству
Македония Ноябрь 1995 Апрель 1999
Черногория Декабрь 2006 Июнь 2008 Апрель 2008 Декабрь 2009
Босния и Герцеговина Декабрь 2006 Январь 2008 Апрель 2008 Апрель 2010

Участники Ускоренного диалога

Страна Партнёрство ради мира Индивидуальный партнёрский план Ускоренный диалог
Украина Февраль 1994 Ноябрь 2002 Апрель 2005
Грузия Март 1994 Октябрь 2004 Сентябрь 2006

Отношения

СССР, Россия

Основная статья: Россия и НАТО

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор .

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существования и начало расширяться на восток . И если ранее блок заявлял своей основной целью отражение советской угрозы, то ныне, по словам американского левого публициста Ноама Хомского, «задачей является контролирование международной энергетической системы, морских путей, трубопроводов - и всего остального, что решит контролировать гегемония» .

В апреле 2006 года , отвечая на вопросы газеты «Московские новости» , А. И. Солженицын заявил:

«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга . Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».