Что можно есть во время поста? Перечень основных продуктов.


Приближается Великий пост, который способствует очищению тела и души человека. Во время него верующие люди употребляют только постные продукты. Перед тем как начать поститься, прислушайтесь к следующим советам.

Что нельзя во время поста есть

Главное условие, которое должны соблюдать постящиеся люди - это отказаться от мясных продуктов (свинины, курицы, говядины, рыбы, баранины). А также нельзя включать в свой рацион следующие компоненты:

Конфеты;

Молочные сыры, сливочное масло, кисломолочные и, собственно говоря, молоко).

Итак, каким же должно быть питание и какие постные продукты лучше всего использовать в рационе во время Великого поста?

Список продуктов

Как известно, в пост нельзя употреблять изделия животного происхождения, а можно только На прилавках супермаркетов, рынков можно найти большой ассортимент таких товаров. Перед тем как отправится за покупками, с собой возьмите список постных продуктов:

Крупа (овсяная, гречневая, рисовая, булгур, перловая, кукурузная, пшеничная, ячневая);

Овощи (свекла, шпинат, картофель, спаржа, морковь, перец, капуста, чеснок, лук);

Грибы (белые, шампиньоны, опята, вешенки, лисички), можно употреблять в любом виде - и в свежем, и в сушеном, и в замороженном.

Бобовые (горох, спаржевая и стручковая фасоль, чечевица, маш, нут);

Растительные жиры оливковое, льняное, подсолнечное, тыквенное);

Соления (огурцы, яблоки, капуста, помидоры);

Зелень (базилик, укроп, мята, лук-порей, петрушка) употребляется в сушеном и свежем виде или как пряность;

Сухофрукты (изюм, цукаты, курага, инжир, чернослив);

Орехи (кешью, грецкие, лесные, фундук);

Фрукты можно любые, даже экзотические;

Сладости (джемы, козинаки, варенья, халва, мед);

Черные и зеленые маслины;

Из твердых сортов пшеницы;

Хлеб солодовый и из отрубей;

Напитки (зеленый чай, морс, какао, компот, соки, кисели);

Соевые продукты (молоко, творог, майонез, сметана).

Вот такие можно употреблять постные продукты. Перечень довольно широк. Советуем придерживаться его во время поста.

Соевые постные продукты

В магазинах еще продаются готовые мясные и молочные изделия, которые изготовлены из сои. Они обогащены витаминами, Омега-3 кислотами, микроэлементами, изофлавонами. Эти постные продукты имеют множество достоинств:

1. Их не надо в холодильнике хранить.

2. Они быстро готовятся.

3. Сою можно отнести к полноценному источнику белка.

4. Снижают риск возникновения опухолей молочных желез и сердечно-сосудистых заболеваний.

5. Регулируют холестерин в крови.

6. Улучшают деятельность мозга.

Но врачи советуют все-таки осторожно относиться к этим изделиям. Ведь большую часть сои выращивают с применением трансгенных технологий. Выбирая соевые продукты, задумайтесь, так ли необходимы эти имитаторы.

Пример постного меню

Перед тем как приступить к готовке, приобретите провизию. Как указывалось выше, постные продукты для поста можно купить в супермаркетах, на рынках. Итак, вот пара вариантов меню, где исключены компоненты, которые запрещены в пост.

На завтрак: пшеничная кашка, приготовленная исключительно на воде. Добавьте в нее мелко нарубленную тыкву. Напиток - зеленый чай.

Обед: вегетарианский борщ, легкий салатик из свежей капусты с мелко натертой морковью.

Полдник: в духовке приготовьте картофельные рулетики с грибами. Напиток - компот из яблок.

Ужин: потушите репку с морковью. В качестве десерта - клюква, которую перемешайте с медом.

Вот еще один вариант.

Завтрак: картофельные оладушки, салат из редьки. Напиток - зеленый чай.

Обед: суп-пюре из брокколи, салат из корня сельдерея, яблок, брюквы.

Полдник: овощное рагу. Напиток - яблочно-клюквенный мусс.

Ужин: тушеные голубцы с рисом и морковкой. Напиток - чай с вареньем. Десерт - цукаты.

Теперь вы убедились, что может быть разнообразным и, самое главное, полезным. Все блюда сбалансированы и включают достаточное количество витаминов, белков, микроэлементов.

Польза и противопоказания

Некоторым людям ограничения в питании крайне противопоказаны. Освобождаются от поста следующие категории лиц:

Все, кто совсем недавно перенес сложную операцию или тяжелое заболевание;

Пожилые люди;

Беременные женщины, кормящие мамы;

Больные диабетом;

Страдающие повышенным артериальным давлением, почечной недостаточностью, серьезными заболевания желудочно-кишечного тракта, язвой желудка, гастритами;

Людям, которые заняты тяжелым физическим трудом.

Что же касается остальных, то желание их поститься медики приветствуют. Ведь хотя бы один раз в неделю надо устраивать разгрузочный день.

Поститься также полезно для работы желудочно-кишечного тракта. При употреблении постной пищи из организма выводятся вредные токсины и шлаки. Восстанавливается микрофлора кишечника. Снижается уровень холестерина и сахара, выводится лишняя жидкость. Во время поста у многих снижается вес. Многие об этом мечтают. Ведь лишний вес оказывает нагрузку на опорно-двигательную и сердечно-сосудистую системы. Постное меню богато фруктами и овощами, которые насыщают витаминами организм.

Ошибки постящихся

Ни в коем случае не стоит питаться один-два раза в день. Организм перестает получать достаточное количество источников энергии. В связи с этим может ухудшиться работа иммунной системы, и нарушится гормональный фон. В рацион обязательно включайте не только углеводистую пищу, но и белковую. Иначе это приведет к накоплению жировой ткани. Обильное употребление сырых фруктов и овощей, орехов может спровоцировать колики, вздутие и даже обострение заболевания кишечника. Обязательно в постное меню на каждый день включайте первое блюдо.

Главное в соблюдении поста - это не ограничение себя в еде, а полное очищение души. И не стоит впадать в крайности и свое меню составлять только из воды и хлеба.

Медики не советуют в многонедельный пост входить без подготовки. Это может привести к нервным срывам и расстройству здоровья. Все это возникает из-за ощущения чувства голода. Лучше всего подготавливайте себя в течение года. Устраивайте один раз в неделю разгрузку. Питание должно быть частым и дробным. Ешьте пять раз в день. Исключите жареное. Готовьте на пару, варите, тушите и запекайте.

Прочитав статью, надеемся, вы поняли, что постные продукты питательны, полезны и аппетитны, а вовсе не безвкусны.

Великий пост подразумевает отказ от пищи животного происхождения. Нельзя употреблять мясо, рыбу, яйца, а также молоко и кисломолочные продукты. С одной стороны, временно воздержаться от молока совсем не трудно. С другой, если вы привыкли к этому продукту, возникает вопрос - чем можно заменить молоко в пост? В магазинах представлена масса альтернатив коровьему и козьему молоку, которые подходят под категорию растительных продуктов. А они, конечно, во время поста разрешены.

Можно ли пить молоко во время поста

Молоко и его производные - продукты животного происхождения, а значит, недопустимая на время Великого поста пища. Исключение не делается даже для субботы и воскресенья - дней, когда постящимся можно есть блюда с растительным маслом. Разрешение на употребление молочных продуктов можно попросить у священника в том случае, если человек тяжело болеет или очень стар. Также послабление делается в отношении людей, находящихся в пути. Еще церковь разрешает пить молоко беременным и кормящим женщинам, ведь от этого зависит здоровье ребенка.

Что касается детей, то семилетнего возраста соблюдать посты от них не требуется. В дальнейшем это остается на усмотрение родителей. Помните, что строгий пост для ребенка может обернуться неуспеваемостью в школе - чтобы хорошо учиться, надо полноценно питаться. Если ребенок привык питаться мясом, яйцами и молочными продуктами, резкий отказ от них приведет к снижению активности и концентрации внимания.

Решив поститься, вы должны осознавать, что отказ от коровьего молока - это ваше добровольное желание. Пост лишь период времени, но при этом - возможность испытать силу духа и смирения. Пост это не ограничения в еде - это способ очищения души и мыслей.

Если вы задаетесь вопросом, можно ли молоко во время поста, вам в помощь - перечень продуктов, которыми можно заменить молоко животного происхождения.

Чем можно заменить молоко во время поста

Перечисленные ниже продукты не содержат животных жиров и считаются постными. Их можно употреблять в пищу на протяжении всего Великого поста.

Соевое молоко

Это продукт растительного происхождения, изготовляемый из сои - бобового растения, широко распространенного в Азии. Состав молока из сои может варьироваться, в зависимости от производителя и рынка, где оно реализуется. Так, в Россию, как правило, завозят соевые продукты с достаточным содержанием белка и жиров. Это позволяет если не полностью, то весьма эффективно заменить этим продуктом козье или коровье молоко. Соевое молоко во время поста добавляют в кофе, готовят на нем каши и другие блюда, а также пьют в чистом виде - оно вкусное и прекрасно утоляет жажду. Некоторые священники относятся к употреблению соевых продуктов неоднозначно, ведь они являются некой иллюзией пищи, которую есть запрещено. Таким образом, выбор каждый делает сам - держать ли себя в строгости или позволить себе такую замену.

Кокосовое молоко

По вкусовым качествам этот напиток не похож на коровье молоко - он более водянистый и, конечно, содержит значительно меньше белков. В Великий пост кокосовое молоко пить можно. Кроме того, его используют для приготовления супов и других блюд азиатской кухни.

Ореховое молоко

Произведенное из орехов молоко относится к растительной пище. По вкусу оно похоже на соевое, а содержание белка в нем выше, чем в кокосовом. А еще оно содержит кальций, что полезно в любом возрасте. С ним можно делать десерты, смузи, блины и не только. Самым популярным является миндальное молоко, оно подходит для диетического питания и при непереносимости коровьего и соевого молока. Также в магазинах продается молоко из кедра и фундука.

На полках супермаркетов представлены и другие виды растительного молока: рисовое, овсяное, маковое и т.д. Все эти напитки являются постными.

Чем нельзя заменять молоко в пост:

  1. Сгущенное молоко. Этот продукт нельзя употреблять постящимся, поскольку он произведен на основе коровьего молока.
  2. Сухое цельное или сухое обезжиренное молоко. В основе сухого молока - животный белок. Даже обезжиренное, оно не подходит для постного стола. Существует растительное сухое молоко, но оно встречается реже.
  3. Безлактозное молоко. Его отличие от обычного - отсутствие молочного сахара. По остальным характеристикам оно идентично привычному коровьему молоку. Таким образом, оно является продуктом животного происхождения.

Как сделать постное молоко самостоятельно

Растительное молоко можно приготовить в домашних условиях. Технология проста, главное - не забывать, что домашнее молоко хранится не более 5-7 дней в холодильнике.

Рецепт приготовления молока из сои:

  1. Тщательно промыть 100 г очищенных соевых бобов (вода должна стать прозрачной). Замочить их в холодной воде на 24 часа.
  2. Разотрите разбухшие бобы, добавив немного воды. Должна получиться однородная смесь, похожая по консистенции на жидкую сметану.
  3. Возьмите большую кастрюлю, выложите в нее смесь и залейте четырьмя литрами холодной воды. Добавьте 2-3 чайных ложки сахара и щепотку соли, перемешайте. Накройте кастрюлю и оставьте на 4 часа. В течение этого времени периодически помешивайте смесь.
  4. Процедите молоко, отожмите жмых и прокипятите напиток в течение 10-15 минут.

Рецепт приготовления молока из миндаля:

  1. 1 стакан сырого миндаля замочить в холодной воде на ночь. Если использовать неочищенные орехи, молоко в результате получится бежевым. Почистив их, вы добьетесь более светлого оттенка.
  2. По прошествии ночи слить оставшуюся воду, поместить орехи в удобную для приготовления молока емкость и добавить три стакана холодной воды.
  3. Взбить смесь блендером до однородности. Процедить и перелить в бутылку или банку с крышкой.

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями (напр., грибы)?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста - время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский . Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Чудно — по-доброму, в смысле странно. Посмотрел в Сети. Оказывается, не только меня интересует, почему в постные дни нельзя есть мясное и вообще животное. Зато иногда можно рыбу и вроде бы морепродукты. Ответов много и все разные. Попробуем… не скажу разобраться, скорее сориентироваться в точках зрения. Кстати, точки зрения взяты в основном с православных ресурсов — в частности, «Правмир». И отвечают вроде бы священники.

Ладно, к делу!

Один из первых встреченных ответов касался вопроса о шоколадке: можно ли себе позволять, если срываешься?

Я прошу прощения за то, что стану временами обобщать или делать выводы. Пусть это все субъективно, судите об этом сами. На то и головы, уж извините! И за критику-скепсис простите. Тут вопрос не вполне в богословии, в которое я стараюсь не лезть. Дело в логике ответов и отвечающих. Просто иногда люди высказываются категорично. И выходит, с их же слов, что вот именно так обстоит дело и не иначе.

Вот какой вывод как бы напрашивается из ответа священника: что шоколад, если он без молока (вопрос задавался о таком), это постный продукт, из какао-бобов.

В то же время, там же, читаем:

«Пост — особое время познания собственной немощи и преодоления собственного „я“. Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями — эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь».

В другом источнике сказано, что цель — борьба со страстями и нужно удаляться от того, что нас возбуждает и развлекает.

А далее открываем на одном из православных сайтов раздел кулинарии и читаем, что пост может быть и разнообразным, и полезным. А потом, здесь же, видим кучу вкусных блюд. Повкуснее и послаще. К примеру, на два стакана муки — стакан сахара.

И мед, по словам священника, можно. И шоколадку, если без молока. И помню, я как-то покупал лукум. Так продавец сказала, что это продукт постный и постящиеся покупают в пост.

Кстати, на том же Правмире читаем такое пояснение священника: «Благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей — есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста — несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его».

И это мне (простите еще раз за личное суждение) кажется логичным, если «цель поста — борьба со страстями». Только почему так много верующих об этом не знают? То есть неужели священники этого не доносят?

На сайте Православие.ру читаю пояснение священника. Даже настоящего монаха и целого кандидата богословия, а в прошлом светского ученого (и тоже кандидата).

«Нужно, чтобы душа управляла телом… Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести».

Вот только чуть ниже он же цитирует перечень того, что затмевает ум, чувства и волю «к благой деятельности»: «объядением, пьянством и заботами житейскими».

Вот интересно! Не знаю, чему учат в Духовной академии. Но неужели выпускник факультета философии, кандидат наук (а вместе с богословским дипломом — дважды!) не способен хотя бы заглянуть в литературу по здоровому питанию? Ну хотя бы в блоги спортсменов и прочих людей, всерьез ограничивающих свое питание? Всерьез, без дури! Там и медицинские выкладки приводят, выжимками и конкретикой. Ознакомиться нетрудно. Да и элементарная логика… Не верю, что она отсутствует.

Что сказать о собственно «постной диете». Ощущение тяжести вызывает не качество, а количество пищи. Мясным, творогом, яйцами, да и рыбой наедаешься куда быстрее и меньшей порцией, чем кашей или картошкой. А уж о чревоугодии и потакании слабости к «вкусненькому» у большинства постящихся и говорить смешно. То-то такой спрос на всякие вкусовые имитации — постные колбасу, сладости и прочее!

И интерес к постной кухне, той самой разнообразной и вкусной. То есть, может быть, ее изначальной целью и было разнообразие ради пользы, но теперь она разнообразна ради вкуса… По крайней мере такое создается впечатление. Кстати там, где о пище говорят с точки зрения полезности, принято указывать ее состав, то есть пищевую ценность и калорийность — на 100 г, порцию и все блюдо. Как-то так смотрят на еду люди, которым действительно важно ее, еды, качество. Даже притом, что удовольствие от еды им не запрещено. И само по себе сладкое и вкусное можно, когда некалорийное. И стараясь разнообразить стол, сделать вкуснее, они прежде всего смотрят таки на пищевую ценность и состав.

Простите, но если тот, кто привык к нормальной мясной пище, сядет на постную диету, он обычно голоден. Банально не наедается. Что остается? Ну правда ведь, немногие будут терпеть и воздерживаться. Все же скорее просто наедятся тем, что можно. Кашей. Картошкой. Хорошо, если вареной или печеной, а если жареной? И масла побольше! Хоть и растительного, пусть даже оливкового. Хотя жарить скорее станут на подсолнечном. Побольше, чтобы повкуснее. Не так?

Очень часто так. И с другими продуктами так же. Для «повкуснее». Где-то самое самоограничение-то? По-моему, чревоугодие то самое.

И еще. Скажу по опыту: как из-за ограничений начинаешь чувствовать, что голодаешь — все мысли о еде. Трудно не объесться тем, что можно. При этом полезного и требуемого организм все равно недополучает. А если и получает, это сопровождается явным переизбытком всего остального. Ну не худеют на постном! Точнее, можно — но если всерьез ограничивать и количество.

Многие готовы? И на нервах сказывается. Напрямую и сильно. Какой, простите, пост, если на людей кидаешься? А с голодухи начинаешь ведь. Проверено, и не только мной. Это пост? Это забота о духовном?

Простите, если был резок и придирчив. Это то, что на поверхности. А версий, откуда пошел пост и почему он именно таков — немало. Нет, не зачем мы постимся, в память чего и пр., а почему именно такие пищевые запреты? Где и как это было первоначально?

Мне лично показалась наиболее убедительной одна из версий. По крайней мере, она вроде бы обращается к истокам, к самому началу.

В самом начале книги Бытие:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную".

Собственно, вот, вроде бы, и исток, и источник информации.

Все! Думаю, если это — корень и причина, то стоит ли дальше докапываться и доискиваться до какой-то иной сути? Искать иные смыслы? Вот так есть, так было установлено с самого начала.

Если я не прав — прошу поправить. Но аргументированно.

Я искал именно источник. Возможно, это он и есть. По-моему, этого достаточно.

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями, например грибами?

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Священник Афанасий Гумеров

Цель поста

Цель поста – борьба со страстями, воздержание души от раздражительности и гнева, глубокое смирение, хранение ума и чувств, обуздание языка от осуждения и празднословия, стяжание незлобия. Поэтому постом мы должны удаляться от всего, что развлекает нас, возбуждает и усиливает греховные навыки.

Если ум наш пленен земными пристрастиями, чувства возбуждены мирскими впечатлениями, а силы отданы суетным делам, то духовное сознание наше замутнено, и неспособно воспринимать небесную благодать. Понимание это доступно не только духовному опыту, но чуткой интуиции поэта.

«Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь»

(А.С.Пушкин).

Лишь тогда в человеке просияет образ его Небесного Родителя, когда душа освободится от мутных страстей и просветлеет. К сожалению, печальные мирские бури бушуют не только у стен наших домов, но давно наполнили шумом наши тесные квартиры. По изощренной дьявольской услужливости наши жилища до пределов переполнены всеми атрибутами современного мира. Отборный мир политических скандалов, преступных акций, шумных аморальных историй благодаря телевидению и радио стал частью нашего домашнего быта. «Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена – например, в России или Америке, или любой западноевропейской стране, - не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Самое понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову, исключая несколько отдельных групп – обычно христиан того или иного исповедания, которые пытаются сохранить так называемый «старомодный» уклад жизни», - писал более четверти века назад отец Серафим (Роуз).

В прежней России Великим постом закрывались театры, прекращались балы. Жизнь заметно менялась.

«В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е... Воскресе-ние Твое Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, - Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста.

Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет... где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом - другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь - «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет - «увы мне, окаянная я!» Так и в ифимонах теперь читается.

Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни... по-мни!.. - поокивает он так славно.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни.. по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина, - «Красавица на пиру», - закрыта простынею»

(И.Шмелев. Лето Господне).

Все настраивало на то, чтобы провести семь недель поста с пользой для души и приготовиться к особой пасхальной радости, которая предъизображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Жизнь наша изменилась, но душа живет прежними потребностями. Уставшая от мутных нескончаемых информационных потоков, она ностальгически тоскует. И благо нам, если мы воспользуемся семью неделями Великого поста, чтобы дать душе покой, устранившись от всего, что ее расслабляет, возбуждает и лишает внутреннего мира. Меру подвига каждый должен определить сам.

Молитва преподобнаго Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.