Святой князь борис икона. В чем помогает икона


В православном мире иконы являются надежным оберегом, святые, изображенные на них, помогают христианам глубже понять подвиг веры во Христа и преобразовываться в Его образ. Среди множества святых образов есть широко почитаемые лики, а есть такие, к которым обращаются в периоды особой нужды.

Икона Бориса и Глеба - святой лик, помогающий приобрести терпение и праведность через подвиг смирения и принятия смерти родными братьями.

История жизни и смерти святых братьев

После принятия христианства ярый язычник Владимир стал приверженцем истинной веры. Отказавшись от многоженства, князь Владимир жил с одной женой и с ней воспитывал своих сыновей в покорности, смирении и терпении. Борис и Глеб были младшими детьми великого князя, росли в познании Писания, помощи убогим и сиротам.

Святые мученики и страстотерпцы Борис и Глеб

Борис правил в Ростове, Глебу достался Муром. Великий Владимир наследником своего княжества назначил Бориса, хотя он не был старшим сыном.

Святополк в 1015 году самовольно занял престол князя после его смерти. Смиренный и Богу послушный Борис не стал бороться за власть, он был занят войной с печенегами, но Святополк не был настроен так миролюбиво и решил убить братьев.

Глеб, зная о намерениях старшего брата, не хотел битвы и пытался уйти от расправы, но убийцы настигли его под Смоленском, убили и бросили в поле.

Борис был убит в палатке во время молитвы. Пронзенный мечами, молодой князь попросил милости совершить последнюю покаянную молитву, после которой сказал палачам поскорее закончить свое грязное дело.

Сын Владимира Ярослав, впоследствии названный Мудрым, не мог стерпеть убийства братьев, разбил войско Святополка, его самого изгнал из Киевской земли и стал править сам. Память о невинно убиенных молодых князьях не давала покоя Ярославу Мудрому, и он решил отыскать их могилы. Если могила Бориса была известна, то место захоронения Глеба не знал никто.

Местные жители местности под Смоленском рассказали людям Ярослава, что в поле есть место, над которым по ночам видно дивное свечение и слышны ангельские голоса. После тщательных раскопок были найдено тело Глеба, которое оказалось нетленным и издавало приятный аромат. Мощи убиенных были перенесены в церковь Вышгорода, над ними сразу начались происходить чудеса.

В 1026 году храм Василия Святителя, в котором хранились мощи молодых князей, сгорел. Ярославом Мудрым была построена новая усыпальница, в нее были помещены тела князей, которые в 1072 году были канонизированы православной церковью.

При отмечании 100 лет со дня гибели братьев под руководством князя Олега Святославича был построен новый храм Бориса и Глеба, в нем устроили новую усыпальницу, но она была разграблена в 1240 году татарской ордой, мощи святых пропали, но появляются святые образа Бориса и Глеба, у которых происходят чудеса.

Описание святого лика

Время написания святого образа относится к XIV веку. В разных церквях можно увидеть несколько святых образов.

Первой появился образ, изображающий убиенных князей в княжеском убранстве, держащими меч и крест, символизирующий убиение и приверженной христианской вере.

Икона святых мучеников Бориса и Глеба

Позже появляется икона, изображающая князей на конях. При этом Сам Иисус взирает на них.

Православная Церковь признала братьев святыми покровителями русской земли. Именно этот образ брало с собой войско Александра Невского, с ними шли в бой воины Дмитрия Донского.

О чем молятся у святой иконы

Святые братья признаны Православной Церковью первыми страстотерпцами, их подвиг прощения, невоздавания злом на зло, помогает христианам воспитать у себя способность:

  • восстанавливать мир;
  • обретать спокойствие;
  • хранить крепкую веру;
  • прощать.

Многие болезни XXI века, в том числе онкология, ставшая бичом множества людей, имеют корни в непрощении. Этот грех может передаваться из рода в род и пока не будут вырваны корни, беда не покинет семью.

У мальчиков и мужчин по имени Борис есть надежный покровитель святой страстотерпец, князь. У его иконы возносится молитва обоим братьям о здоровье, мире, покое.

Внимание! Самыми древними являются иконы братьев, хранителями которых являются храмы Великого Новгорода, Коломны в Запрудах, Спасо-Ефросиниевская обитель.

Благоверные князья Борис и Глеб

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Икона «Борис и Глеб на конях»

Икона «Борис и Глеб на конях» относится к самым ранним памятникам московской школы иконописи. Происходит икона «Борис и Глеб на конях» из Московского Успенского собора и датируется серединой XIV века.

Икона «Борис и Глеб на конях». Московская школа иконописи. XIV в. Доска липовая, яичная темпера. 128х75

Это то самое время, когда вокруг Москвы начинается объединения Руси и московские князья возглавляют борьбу с татарами, поработившими Русь в XIII веке. Москва строится и укрепляется. Появляются первые каменные соборы, которые в середине века украшаются фресками. Икона «Борис и Глеб на конях», видимо, была написана одновременно с фресками первоначального Успенского собора, законченного строительством в 1326 г. Узкий, вытянутый формат иконы говорит о том, что она, вероятно, была настолпным образом.

Икона «Борис и Глеб». Конец XIII в.

Борис и Глеб – сыновья великого князя Владимира, предательским образом убитые их братом Святополком Окаянным, были причислены церковью к лику Святых еще в 1071 г. Их изображение на иконах было широко известно в Киевской Руси. Неслучайно к этим образам обращается московский иконописец в середине XV в. Борис и Глеб в сознании человека того времени связываются с представлением о воинской доблести, о самопожертвовании. Призыв к объединению земли русской, к прекращению княжеских междоусобиц, проклятие братоубийцам – вот, что вкладывал художник в эти образы.

Икона «Святые Борис и Глеб» XIV в.

Борис и Глеб – воины-защитники, помощники в ратном деле – представлены торжественно едущими на конях среди скалистого пейзажа. В руках у них копья. Они отправляются в поход, чтобы помочь московскому князю. В правом верхнем углу художник поместил полуфигуру Христа, благословляющего воинов на ратные подвиги. Идущие в ногу кони: вороной – у Бориса и гнедой – у Глеба, легко ступают по выступам горок, едва касаясь земли, оставляя впечатление плавного парения, полета. Стройные фигуры воинов, полные изящества и благородства, четко вырисовываются на золотом фоне. Иссиня-черный конь Бориса и красный, пламенеющий конь Глеба выступают широко и горделиво. Их силуэты вторят друг другу, подчеркивая мерный ритм движения.

Изысканностью отличается цветовое решение иконы. Тонко сгармонированы цвета роскошных одежд князей: кафтан цвета стали и красно-розовый плащ у Бориса, вишневый кафтан и зеленый плащ у Глеба. Высокое мастерство, с которым написана эта икона, говорит о том, что она исполнена первоклассным мастером. Икона «Борис и Глеб на конях» является уникальным памятником московской школы дорублевского времени.


с. 250 ¦ 213. Борис и Глеб на конях 1 .

1 Изображение Бориса и Глеба на конях восходит к древнейшим представлениям о святых князьях. В относящемся к 70–80-м годам XI в. «Чтении о святых мучениках Борисе и Глебе» рассказывается: «В некоем граде беша мужи осужени от старейшин града того и всажени в погреб, и много время створше в нем, и недомыслящимся о том, что сътворити, беаху бо в печали мнозе. После же, въспомянувше бывающая чюдеса от святую Бориса и Глеба, начаша молити Бога и святую призывающе на помощь... И во едину нощь молящемъся им, и се внезапу открыся покров узници и свет восия в ней. Они же, въздевше очи свои, ти видеша святою на росну коню и отрока пред ними свещю держаща... ». Там же женщина, работавшая в праздник, увидела как «внезапу възехаша трие мужи на двор ея в белых ризах… И бе един стар [Никола], а два уна обапол его [Борис и Глеб]...». В «Сказании» конца XI в. об этих святых составитель обращается к ним: «Вы... нам оружие, земля Русьскыя забрала и утъвржение и меча обоюду остра...». ( , Пг., 1916, стр. 20, 23, 49). Сводку сведений о возникновении культа Бориса и Глеба в XI–XII вв. см. М. К. Каргер , К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде. («Советская археология», XVI, 1952); . (В кн.: «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР», т. XIII, М.–Л., 1957, стр. 45–46). См. также предполагаемое изображение конных Бориса и Глеба на фреске 80-х гг. XII в. в одноименной церкви в Кидекше близ Суздаля (раскрыта в 1948 г. под руководством Н. П. Сычева); см. Н. Н. Воронин , Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской, М., 1958, стр. 277, рис. 124. Иконография этой иконы восходит к изображению конных воинов-мучеников Сергия и Вакха , хранящемуся среди памятников XIII в. на Синае (см. книгу, изданную на греческом языке с французским переводом, G. Sotiriou et М. Sоtiriоu , Icones du Mont Sinai, Athènes, 1956, табл. 185).

1340-е годы. Московская школа 2 .

2 Возможно, что икона была написана в 1344–1346 гг., когда в Московском Кремле велись большие работы по росписи соборов Успенского, Архангельского, Спаса на Бору и церкви Иоанна Лествичника. Патриаршая летопись под 6852 г. (1344) свидетельствует: «Того же лета начяша подписывати две церкви камены на Москве пресвященный Феогнаст митрополит Киевский и всеа Русии, у своего митрополичя двора соборную церковь пречистыа Богородици Греческими мастеры, того же лета и совръшиша ю всею подписию; а другую церковь, у великого князя двора, святого архангела Михаила князь велики Семен Ивановичь подписывал Русскими иконники, в них же бе старейшины и началники: Захариа, Денисей, Иосиф, Николае, и прочии дружина их, и не дописаша ее того лета, величества ради и мелкаго писма» (ПСРЛ, т. X, стр. 216). Под 6853 г. (1345) в той же летописи говорится: «Того же лета подписаша в монастыри церковь святого Спаса велением и казною великиа княгини Анастасии Семеновы Ивановичя, а мастеры старейшины и началницы быша Русстии родом, а Гречестии ученицы: Гоитан, и Семен, и Иван и прочии их ученицы и дружина» (ПСРЛ, т. X, стр. 216). В 6854 г. (1346) «съвершиша подписывати три церкви на Москве камены: в монастыре святаго Спаса и святаго архаггела Михаила, и святаго Ивана Лествичника» (ПСРЛ, т. X, стр. 217).

Князья-братья восседают на торжественно выступающих вороном и гнедом конях. Они как бы плывут по воздуху над крутыми уступами желтых и зеленых горок. Князья одеты в кафтаны и короткие, подбитые мехом плащи. На головах их шапки, также опушенные мехом. В руках князей древки с прапорами. В правом верхнем углу - благословляющий поясной Спас. Вохрение в светах сильно разбеленной охрой с четкими белильными отметками и подрумянкой. Санкирь коричневый. Краски одежд и горок мягких притушенных тонов: зеленого (изумрудного оттенка), светло-оливкового, желтовато-зеленого, голубовато-серого (стального оттенка), иссиня-черного, красновато-желтого и светло-киноварного. Фон золотой. Поля светло-коричневые 3 .

3 При реставрации в 1913 г. заново дописан левый нижний угол с задними ногами коней и правлена борода кн. Бориса.

Доска липовая, без ковчега. Шпонки четыре, две из них врезные встречные, две сквозные (более поздние). Паволока, левкас, яичная темпера. 123 × 75.

Происходит из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля.

Святая Русь всегда была благодатной почвой для возникновения великих и благородных мужей, на которой родились, выросли и приняли мученическую смерть первые русские святые Борис и Глеб.

Всей своей короткой, но благочестивой жизнью они продемонстрировали людям, как стоит принимать Божию волю.

Памятные даты:

Житие Бориса и Глеба

Во времена, когда Русь еще была языческим государством и погрязла в идолопоклонничестве и жертвоприношениях, у князя Киевского Владимира и его болгарской супруги Милолики, в 986 — 987 годах родилось двое сыновей – Борис и Глеб.

На то время, у любвеобильного князя это был не первый языческий брак, и детей он имел множество. Так что братья Борис и Глеб были не первыми по рождению, и не имели право претендовать на великое правление. Первыми претендентами на княженье были старшие сыновья Владимира – Ярослав и Святополк, последний был усыновленным, но названным родным сыном.

Жизнь князя Владимира была насыщена постоянными военными компаниями, которые оканчивались победами и присоединением земель. Так в 988 году князь Киевский развязал русско-византийскую войну и начал осаду православного города Корсунь. Этот поход ознаменовался победой и женитьбой князя на Анне, сестре византийских императоров. Единственным условием для женитьбы, которое выставила Анна, было отрешение князя Владимира от поклонения языческим богам и сердечное принятие православия. Князь Владимир принял эти условия, и во время возвращения в Киев был крещен именем Василий. После чего в 989 году князь организовал крещение всех своих детей, где сыновья Борис и Глеб приняли христианские имена Давид и Роман.

Любимые сыновья Владимира Глеб и Борис воспитывались в благочестии, и получали самое лучшее образование. Они очень много времени проводили за чтением книг о жизни и деяниях святых отцов, привезенных из Греции, с горы Афон, и Святого Писания. Оба брата мечтали о духовных подвигах, с чем ежедневно обращались к Богу в молитвах. Разделяя между собой любовь к христианству, они опекали больных и обездоленных, относясь к ним с добросердечием и милосердием.

По прошествии лет, Борис поставлен на правление Владимиро-Волынским княжеством, находившегося у правого берега реки Луга, городом Муром, а позже, в 1010 году был посажен на княженье Ростовского удела. Его же младший брат Глеб получил в управление Муром. В управлении землями, молодые князья старались распространять православие и следить за соблюдением в своем окружении праведного и благочестивого образа жизни, чтобы это служило примером для всего народа.

В начале 1015 года князя Владимира обуяла страшная болезнь, и как некстати пришло известие о нападении многотысячного войска печенегов. Из-за недуга, князь не мог лично участвовать в сражении, и направляет отразить вражеский набег сына Бориса, который слыл не только рьяным христианином, но и опытным воином.

В сопровождении армии Борис отправляется в военный поход, но печенеги, испугавшись грозного войска решились на бегство. Возвращение княжеского войска обратно окрасилось в траурные цвета от известия кончины великого князя, смерть которого открыла дорогу для борьбы за престол между старшими братьями Ярославом и Святополком.

Убийство князей Бориса и Глеба

Старший брат Святополк, сразу после смерти отца, воспользовался отсутствием Бориса и узурпировал власть в Киеве. Но будучи обеспокоенным от всеобщей народной любви к младшему брату и тем, что все предпочитали видеть его на престоле, Святополк решается на его убийство. Он отправляет поверенных в свои замыслы бояр и верного служку Путшу к Борису, что бы те выполнили намеченное.

На тот момент Борис уже знал, что Святополк захватил власть, и что за этим последует его смерть. Он отпускает свои войска, которые уговаривали его вернуться в Киев и стать законным по праву правителем, и остается дожидаться у реки Альта своей участи. В расположенном на берегу шатре, Борис опечаленный предательством брата и смертью отца, возносил молитвы и песнопения об их душах.

Закончив свою службу, утомленный горестными раздумьями Борис ложится спать. Подосланные Святополком убийцы врываются в шатер и пронзают распростертого на постели Бориса, нанося многочисленные удары копьями и кинжалами. Убедившись, что кровавая работа выполнена, они тайком увозят тело князя в Вышгород. Там, в церкви Василия Великого тайно прошло погребение убиенного, которому на тот момент было всего 25 лет.

Святополк опасаясь мести со стороны других своих братьев, уже не мог остановиться, и задумал совершить очередные убийства. Его люди убивают князя Святослава. Касательно Глеба, Святополк решается известием о смерти отца выманить его в Киев, на что тот выезжает не раздумывая, но доехав до города Смоленск, тот получает новое известие от брата Ярослава. В этом послании говорилось об узурпации власти Святополком, об убийствах братьев и о том, чтобы Глеб поостерегся, ибо ему грозит та же участь, и отказался от поездки в Киев.

Не дождавшись приезда Глеба, Святополк отправляет своих людей совершить очередное убийство, которые застают князя у побережья реки Днепр, молящегося, как и его брат Борис, о душах убиенных родных. Глеб, как и Борис отказался от защиты и бегства, и покорно принял свою участь.

Убийцы не стали затруднять себя перевозкой тела князя, и захоронили его там, где его настигла смерть, на берегу реки Днепр. Убит был Глеб в возрасте 24 лет. Только спустя годы, стараниями Ярослава, тело Глеба было найдено и захоронено подле тела Бориса.

Собор Бориса и Глеба

Одной из первых церквей, посвященных Борису и Глебу, стала Вышгородская церковь Василия Великого, где нашли свое последнее пристанище тела князей страстотерпцев.

На ее месте, после пожара, в 1021 году была возведена новая Борисоглебская церковь, с перенесением в нее мощей братьев. С этого времени повсеместно начинается общее почитание мучеников и строятся новые храмы и монастыри названные в честь братьев.

Так в 12 веке в Чернигове, на территории внутренних крепостных стен Детинца, был возведен Борисоглебский собор. По задумкам архитекторов это должен быть храм со множеством глубоких ниш и усыпальниц.

За столетия, до середины 17 века, собор подвергался неоднократным разрушениям и восстановлениям. Так в это время собор приобрел восьмигранную ротонду и оделся в стиль барокко.

Во времена Великой Отечественной войны Борисоглебскому собору очень сильно досталось, он выгорел почти до основания. Но в 60-х годах был полностью восстановлен, и более того, собору придали прежний вид, с приданием ему древнерусских форм.

Благодаря реставрационным работам, восстановленным барельефам, рельефам и орнаментам, Борисоглебский собор выглядит монументально, статично и мощно.

Памятник Борису и Глебу

Первым русским святым заступникам и чудотворцам целителям Борису и Глебу был посвящен монументальный памятник, который расположился на территории Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове.

На высоком постаменте возвышаются, отлитые из бронзы, два конных всадника – святые князья Борис и Глеб.

Памятник был посвящен юбилею создания монастыря, и возведен в 2006 году. Художником и скульптором этого красивого монумента является Александр Руковишников.

Икона Бориса и Глеба на конях

Канонизация убиенных князей прошла по прошению Ярослава Мудрого. В то же время, в честь братьев, был написан текст Служб, в котором подчеркивалась не только знатное происхождение, воинская храбрость, княжеское достоинство, но и их искренняя готовность к принятию мученической смерти ради общих христианских дел.

Первоначально образы братьев были запечатлены на крестах-мощевиках и на рельефных изображениях, лишь спустя столетия стали появляться живописные иконы Бориса и Глеба, основанные на их описаниях в Сказаниях.

Так, в начале 14 века, кроме парных икон в рост, была написана икона, где братья изображаются на конях, как военачальники, с развевающимися флагами. Эта икона появилась под влиянием византийской традиции, которая соблюдала устойчивость в изображениях святых пар на конях, как бы отображая их заступническую и воинскую функцию.

На этой красочной иконе видно, что монументальная иконопись со временем изменилась, уступив дорогу грациозным и внешне красивым образам. Но лики святых, как и прежде, изображены с четко выраженной скорбью, смирением, спокойной сосредоточенностью и искренней божественной любовью.

В честь православных князей Бориса и Глеба, принявших мученическую смерть, написано большое количество икон и возведено монастырей, соборов и храмов. В летописях рассказывается о чудесных исцелениях, происходивших подле их усыпальниц, и о великих деяниях и победах свершавшихся с именами святых мучеников, чьи образы сохранны по сей день.

Икона Бориса князя является отображением великого князя Бориса.
Имена Борис и Глеб были первыми канонизированными святыми Русской Православной Церкви. Они были сыновьями князя Владимира. При крещении святой Борис был назван Романом, а Глеб - Давидом.

После смерти их отца в 1015 году престол должен был перейти именно Борису, но он не стал оспаривать свое право и отдал власть пасынку Владимира Святославу. Борис отослал посла со словами: «Ты будь мне отцом, ты мой старший брат». Святослав же отправляет к Борису убийц. Они дождались окончания молитвы, которую произносил Борис, который обратился к Господу: «Сподоби меня принять страдания не от врагов, а от брата» и лег в постель. В постели его убийцы пронзили копьем. Нанесенная рана не была смертельной, и он умолил своих мучителей окончить свое начатое дело. После рокового удара копьем Борис испустил дух.

Святослав не удовлетворился убийством брата и вызывает к себе Глеба. В послании Святослав говорит, что отец, который на самом деле умер, при смерти. По дороге к Святославу Глеб встретил гонца, посланного братом Ярославом Новгородским, сообщавшим о смерти Бориса. Он предупреждает Глеба о готовящейся засаде. Глеб решил остановиться и произнести молитву об успокоении души покойного брата. В это время вооруженные убийцы настигают Глеба. Его повар нанес смертельный удар. Бездыханное тело Глеба бросили в реку. На том самом месте возникло чудное сияние, и звучала ангельская песня.

В 1019 году нетленные мощи Глеба были обретены и доставлены в Киев, где покоилось тело святого Бориса.
Брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый просил, чтобы страстотерпцев зачислили к лику святых, но власти Константинополя отказывались это сделать, так как по их словам Русь не была еще просвещена светом Христовым и не могли там быть угодники Божии. В 1078 году состоялось православие покойных братьев. Это произошло, когда мощи Бориса стали перекладывать из старого гроба в новую раку, а в церкви появилось дивное благоухание. Митрополит Георгий, который противился прославлению святых мучеников, был поражен происходящим. Когда к святым мощам прикоснулся Святослав, сын Ярослава Мудрого, который был очень болен, он исцелился. После этого в честь братьев в Киеве была построена церковь. До 1240 года мощи братьев хранились в той церкви, но с приходом татарского ига они бесследно исчезли.

Подвиг братьев заключается в том, что они не стали отстаивать свою власть, не боролись за свою жизнь, склонили голову под меч убийц. Они как бы повторили подвиг Христа, который не стал сопротивляться и не сошел с креста, так Борис и Глеб принесли себя безмолвно в жертву брату и стали исполнителями закона Евангелия.
Братья Глеб и Борис, стали святыми, которых почитают христианские люди.