Долгорукий большое гнездо. Всеволод большое гнездо и его потомки


Всеволод Большое Гнездо правил в Киеве в феврале-марте 1173 г., а затем во Владимире с 1176 г. При нем Владимирское княжество достигло наивысшего процветания и экономического благополучия. В российской истории носит имя Всеволода Большое Гнездо или Всеволода Третьего.

Свое прозвище Всеволод получил благодаря тому, что, подобно отцу, имел большое количество детей.

Во время своего правления Всеволод Большое Гнездо основную ставку делал на боярство и дворянство в городах, в которых ранее эти классы были довольно слабыми. Благодаря своей новой политике и экономике, Всеволоду удалось значительно увеличить казну своего княжества и улучшить жизнь во Владимирском княжестве. В Повести временных лет Всеволод был назван Великим князем и признан одним из самых успешных князей того периода.

Краткая биография Всеволода Большое Гнездо

Всеволод родился в семье Юрия Долгорукого, имел тринадцать братьев и сестер, которые впоследствии также стали князьями и правили Киевской Русью. После смерти Юрия Долгорукого на Руси началась междоусобная война за власть между наследниками. Всеволод вместе с матерью и братьями Василько и Мстиславом был изгнан еще одним братом Андреем (князь Владимиро-Суздальский) и нашел пристанище в Константинополе. Позднее вернулся на родину и участвовал в междоусобных войнах за власть; в итоге правил сначала Киевом, а затем и Владимиром.

Борьба Всеволода Большое Гнездо за власть во время междоусобицы

Как и остальные наследники Юрия Долгорукого, Всеволод не оставлял надежды захватить престол и подчинить себе различные русские княжества.

1169 г. - Всеволод вернулся из Константинополя, помирился с братом Андреем и совместно с другими князьями участвовал в походе на Киев.

1173 г. - Киев был захвачен, а Всеволод стал его управителем. Однако спустя всего пять недель был свергнут с престола напавшим войском из Смоленского княжества и захвачен в плен. Вскоре освобожден из плена братом Михаилом.

1174 – 1176 гг. – совместно с братом Михаилом, а позднее самостоятельно совершал регулярные походы во Владимир с целью захватить власть во Владимиро-Суздальском княжестве.

1176 – 1177 гг. – Пользуясь поддержкой Святослава Всеволодовича нанес поражение Мстиславу, Глебу Рязанскому и Ростиславичам. В это же время становится правителем Владимиро-Суздальского княжества.

1180 г. – разрывает союз со Святославом. Святослав предпринимает карательный поход против Всеволода, который, однако, не увенчивается успехом.

Правление Всеволода Большое Гнездо

Во время правления Князя Всеволода Юрьевича, центральная власть сместилась с Киева во Владимир, и началась эпоха зарождения самодержавия на Руси, идею которого активно поддерживал сам Всеволод.

Внутренняя политика Всеволода Большое Гнездо

Основная идея внутренней политики Всеволода – усиление сотрудничества между Владимиром и Киевом. Всеволод активно принимал участие в междоусобных войнах, путем обмана и хитрости сталкивая между собой других князей, чтобы их власть ослабла. Таким образом, постепенно, он добился того, что стал самым могущественным из всех правящих князей.

Всеволод добился для себя права выбирать епископа (ранее князья не имели такого права), установил единоличную власть в своем княжестве, полностью подчинив себе бояр и дворян.

Всеволод действительно стремился к единоличной власти и это ему удавалось. Впервые в истории Руси ему удалось подчинить себе Новгородские земли и установить там власть князя вместо власти вече (народного собрания).

Внешняя политика Всеволода Большое Гнездо

Всеволод предпринимал неоднократные походы на Мордву и Волжскую Булгарию в 1183-1185 годах, также продолжал борьбу с половцами, которые на протяжении многих лет угрожали безопасности Руси.

Однако большее внимание во внешней политике Всеволод уделял торговле, именно поэтому его правление ознаменовалась настоящим подъемом экономики. Военные походы, которые предпринимал Всеволод, основной своей целью имели завоевание новых земель и торговых путей. Благодаря тому, что он завоевал часть территории Булгарии, удалось не только расширить земли, принадлежащие Руси, но и значительно увеличить объем торговли благодаря новым территориям и доступу к соседним государствам. Княжение Всеволода Большое Гнездо ознаменовалось огромными экономическими победами.

Смерть Всеволода Большое Гнездо

Итогом правления Всеволода Большое Гнездо стало объединение значительной части Руси вокруг Владимира, расширение восточных границ и значительный рост экономики.

После смерти Всеволода Владимиро-Суздальское княжество распалось на несколько отдельных, а власть Владимирских князей значительно ослабла из-за междоусобицы сыновей Всеволода Большое Гнездо.

В 1176 г. Михалко (Михаил Юрьевич) умер, и владимирцы призвали к себе Всеволода.

ВСЕВОЛОД III БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО

Всеволод (1154-1212 гг.) - сын Юрия Долгорукого и Ольги - дочери греческого императора.
Имел большое потомство - 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище «Большое Гнездо».

В 1162 г. вместе с матерью и братом был изгнан Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу. В пятнадцатилетнем возрасте вернулся на Русь.
В 1169 г. мы видим его в громадной рати Андрея, взявшей приступом Киев 8 марта. Всеволод остался при дяде Глебе, которого Андрей посадил в Киеве. Глеб вскоре умер (1171), и Киев занял Владимир Дорогобужский. Но Андрей отдал его Роману Ростиславичу Смоленскому, а потом брату своему Михалку Торческому; последний сам не пошел в разоренный город, а послал туда брата Всеволода.
Оскорбленные Ростиславичи ночью вошли в Киев и захватили Всеволода (1173). Вскоре Михалко выменял брата на Владимира Ярославича Галицкого (1174) и вместе с ним ходил, при войсках Андрея, на Киев, для изгнания из него Рюрика Ростиславича.

Князь Переславский: 1175 - 1207 гг.

После победы Михаила и Всеволода (Большое Гнездо) Юрьевичей над своими племянниками Мстиславом и Ярополком Ростиславичами 15 июня 1175 г. братья поделили свои владения на две части: княжество Владимирское, где сел Михаил, и княжество Переяславское, отданное Всеволоду.

Город Суздаль продолжает расти стихийно. Значительно расширяется выросший еще при Юрии торговый посад с восточной стороны, между кремлевским валом и речкой Гремячкой.
При впадении Гремячки в Каменку на месте низвергнутого языческого идола Яруна строится Козмодамианский монастырь
На большой ярославской дороге за посадом в 1207 г. основывается Ризоположенский девичий монастырь
С юго-восточной стороны кремля, при впадении реки Мжары в Каменку, на широком плато раскинулась Михайлова слобода, принадлежащая брату Всеволода Михалке.

В западной стороне на горе, за рекой Каменкой, на Владимирской дороге расположился древний Дмитриевский монастырь со своими земельными угодьями, полученными от епископа Ефрема еще в XI в.
Расположенные по возвышенным берегам заречной стороны старые родовые поселения превращаются в пригородные слободки, принадлежащие духовной знати Суздаля. Однако, несмотря на территориальное расширение, в политическом отношении Суздаль становится уже городом второстепенным.
В 1947 г. на северной стороне в Борисоглебской церкви в Кидекше были открыты фрагменты фресок, датируемые 1180-ми гг., выполненные в розово-коричневой гамме. Ученые предполагают, что создавались они по повелению князя Всеволода III, пожелавшего украсить храм, возведенный отцом (Юрием Долгоруким). Две женские фигуры среди деревьев райского сада - святой Марии и императрицы Евфросинии - четко видны на белом фоне в окружении тропических пальм с красными плодами, под которыми прохаживаются павлины. На южной стороне храма видны фигуры двух всадников: по одной версии, это скачущие волхвы, по другой - князья-страстотерпцы Борис и Глеб.
В 1202 г., уговорившись с Романом, Всеволод отдал Киев Ингварю Ярославичу Луцкому. Изгнанный из Киева Рюрик попытался было в следующем году вернуть его, но был вновь побежден Романом и вынужден был целовать крест великому князю Всеволоду и детям его, то есть отказаться от старшинства в роде и по смерти Всеволода.
Позже Рюрик вновь получил Киев из рук Всеволода, а в дальнейшем Всеволод сажал здесь Ростислава Рюриковича (в 1203 г.) и Всеволода Святославича Чермного (в 1210 г.).
Киев принадлежал Всеволоду: он мог приехать в этот город и распоряжаться всеми окружными волостями.
Всеволод стремился утвердить дружелюбие среди князей новым свойством: свою дочь выдал замуж за племянника Святославова Киевского (Ольговича); дочь Верхуславу выдал замуж за Ростислава Рюриковича Белгородского (Ростиславовича); сына своего десятилетнего Константина женил на внучке Романа Ростиславовича Смоленского.

Отношения с Рязанью

В 1207 г., когда Всеволод собирал рать для того, чтобы посчитаться с Олеговичами за изгнание сына Ярослава из Чернигова и пригласил для участия в походе рязанских князей, вдруг в их рядах вскрылась измена. Вот что пишет об этом Соловьев:
«Все рязанские действительно явились с дружинами, их было восьмеро: Роман и Святослав Глебовичи, последний с двумя сыновьями, да племянники их,сыновья умерших Игоря и Владимира, двое Игоревичей - Ингварь и Юрий, и двое Владимировичей - Глеб и Олег. Всеволод принял их всех радушно и позвал к себе на обед; стол был накрыт в двух шатрах: в одном сели шестеро рязанских князей, а в другом - великий князь Всеволод и с ним двое остальных рязанских, именно Владимировичи - Глеб и Олег. Последние стали говорить Всеволоду: «Не верь, князь, братьям нашим: они сговорились на тебя с черниговскими». Всеволод послал уличать рязанских князей князя Давыда муромского и боярина своего Михаила Борисовича: обвиненные стали клясться,что и не думали ничего подобного; князь Давыд и боярин Михаил долго ходили из одного шатра в другой, наконец, в шатер к рязанским явились родичи их - Глеб и Олег и стали уличать их; Всеволод, слыша, что истина обнаружилась,наконец, велел схватить уличенных князей вместе с их думцами, отвести во Владимир, а сам на другой же день переправился через Оку и пошел к Пронску,где сидел сын умершего Всеволода Глебовича, Михаил; этот князь, слыша, что дядья его схвачены и Всеволод приближается с войском к его городу, испугался и убежал к тестю своему в Чернигов - знак, что он был также на стороне схваченных князей и на стороне черниговского князя, своего тестя: иначе для чего было бы ему бояться Всеволода, всегда благосклонного к отцу его?» («История России»)
Жители Пронска пригласили себе в князья третьего из Владимировичей, Изяслава и отказались впустить в город Всеволода. У обывателей осажденного города не хватало воды и съестных припасов, но они держались крепко, время от времени делая вылазки к реке за водою. Однако суздальцы стерегли ворота, мешая осажденным пополнять запасы. После трехнедельной осады проняне вынуждены были сдаться. Всеволод дал им в князья Олега Владимировича, а сам отправился к Рязани. Обеспокоенные рязанцы выслали ему навстречу своих посланцев во главе с епископом Арсением, которые клятвенно заверили великого князя Всеволода, что выполнят все его требования, если он не будет разорять их город. Всеволод просьбам внял и пошел назад через Коломну во Владимир. Требование Всеволода состояло в том, чтобы рязанцы выдали ему всех остальных князей с княгинями. Рязанцы повиновались, и в следующем, 1208 г., Всеволод прислал к ним на княжение своего сына Ярослава. Рязанцы присягнули было новому князю, но потом стали хватать суздальцев и бросать их в погреба. Ярослав обратился за помощью к отцу, и Всеволод немедленно откликнулся на его зов. Великий князь приказал рязанцам явится к реке на княжий суд. Рязанцы вышли, но их речи не понравились Всеволоду Юрьевичу. По приказу Всеволода Рязань была сожжена, а ее жители расселены по разным городам суздальщины.
С 1179 г. рязанские князья находились в воле Всеволода.

Отношения с Новгородом

С 1203 г. Всеволод самовольно распоряжался в Новгороде. Сначала он посадил там своего малолетнего сына Святослава, потом заменил его Константином, чье княжение сопровождалось волнениями среди жителей города. Вот что пишет об этом Соловьев:
«Новый посадник Мирошкинич с братьею и приятелями, опираясь на силу суздальского князя (Константина), захотели обогатиться на счет жителей и позволили себе такие поступки, которые восстановили против них весь город; в числе недовольных, как видно, стоял какой-то Алексей Сбыславич; брат посадника, Борис Мирошкинич, отправился во Владимир ко Всеволоду и возвратился оттуда с боярином последнего, Лазарем, который привез повеление убить Алексея Сбыславича, и повеление было исполнено: Алексея убили на Ярославовом дворе - без вины, прибавляет летописец потому что обычного условия с князем - не казнить без объявления вины, не существовало более: Всеволод распоряжался самовластно в Новгороде».
Недовольство в Новгороде, однако, нарастало, и Всеволод вынужден был отозвать Константина и вернуть в Новгород Святослава. Однако подобная замена ничего в сущности в городе не меняла: сыновья Всеволода находились в подчинении своего отца и не могли самостоятельно принимать решения. За них это делали либо новгородские посадники, либо суздальские бояре, порождая все новые распри в городе. Новгородцы послали людей в Торопец к тамошнему князю Мстиславу, сыну знаменитого Мстислава Храброго, с просьбой избавить Новгород от суздальских притеснений. Мстислав на зов новгородцев откликнулся с охотою и, приехав в Новгород, тотчас же двинулся к Торжку, потому что Всеволод захватил купцов новгородских по своим городам и направил сыновей с войском к новгородской границе. Однако битвы не случилось. Осторожный Всеволод договорился с Мстиславом. Новгородцы вернули огорченному отцу его сына Святослава, а великий князь отпустил новгородских купцов.

В 1206 г. смоленский епископ Михаил приезжал во Владимир, чтобы великий князь простил их князя за союз с Ольговичами.

Всеволод укреплял безопасность внешних границ. Кочевники - половцы беспокоили южные владения Руси, особенно Рязанские. Он загнал половцев в глубину степей, и их ханы с ужасом бежали с берегов Дона к морю.
Всеволод княжил благоразумно, от самой юности строго соблюдал правосудие. Воспитанный в Греции, уважал древние обычаи, но требовал покорности от князей, но без вины не отнимал у них престола, желал властвовать без насилия. Повелевая новгородцами, льстил их любви к свободе. Мужественный в битвах и всегда победитель, не любил кровопролития бесполезного. Он был рождён царствовать.

ОБУСТРОЙСТВО ВЛАДИМИРА

На склоне к реке за Золотыми воротами в XII в. стояла деревянная церковь Николы, а за ней на высоком отроге располагались деревянные постройки Вознесенского монастыря.


Церковь Николая Чудотворца. 1732 г.

Из летописного рассказа о большом городском пожаре 1185 г. мы узнаем, что во Владимире сгорело 32 храма. Деревянными были жилища рядовых горожан и хоромы богатого купечества и боярства.
Во времена Всеволода III Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего расцвета. Стороительство достигло небывалого размаха. Были построены крепости во Владимире, Суздале, Переславле-Залесском.

В 1185 г. во время городского пожара, когда пострадал сам Успенский собор, сгорели 32 деревянные церкви; в 1192 г. сгорели 14 церквей; в 1199 г. в пожаре сгорели половина города и 15 церквей.

Владимирский детинец

Во Владимире была построена стена Владимирского детинца (внутренняя крепость 1194 - 1196 гг.).
Лаврентьевской летописи под 6702 1194 г. мы читаем: «Того же лета заложи благоверный князь Всеволод Юрьевичь детинець, в граде Володимери, месяца июня в 4 день на память святого Митрофана патриарха Костянтинаграда».
Это строительное мероприятие Всеволода стоит в ряду других осуществленных им крепостных сооружений этого времени:
- в 1192-1194 гг. обновляются дубовые стены Суздальского кремля. Мономахов тын был заменён рубленным (соединённые срубы клетей с засыпкой глиной). Успенскому собору Кремля потребовался ремонт, который был сделан в 1194 г. по повелению Всеволода. Епископ Иоаанн I украсил отремонтированный Суздальский собор вставкой в его фасад большого белокаменного закладного креста с высеченной надписью «похвалой кресту». После ремонта собор простоял 28 лет. В 1222 г. он был разобран, и на его месте в 1222-1225 гг. при сыне Всеволода был построен новый белокаменный собор Святой Богородицы. Собор был трёхглавым, самым красивым сооружением Суздаля XIII в. Здание простояло без повреждений более 200 лет;
- в 1195 г., одновременно со строительством Владимирского детинца, Всеволод посылает тиуна своего возобновлять укрепления далекого Остерского городца и закладывает деревянный «город» по гребню валов Переславля-Залесского, законченный в том же году.
В 40-45 м. к северу от колокольни Успенского собора под землей лежат открытые в 1936-1937 гг. остатки белокаменных укреплений владимирского детинца, сооруженных Всеволодом III и епископом Иоанном I в 1194-1196 гг. и отрезавших от города их дворы и дворцы.
Ворота детинца были уменьшенной и упрощенной копией Золотых ворот. В их широкой западной стене шла лестница на верхнюю боевую площадку, в центре которой стояла маленькая надвратная епископская каменная церковь Иоакима и Анны построенна двумя годами позже закладки детинца, в 1196 г., епископом Иоанном I. Которая вскоре и освящается. Лаврентьевская и Воскресенская летописи сообщают, что эта церковь была поставлена «на воротех святое Богородици», т. е. на воротах Успенского собора. По позднейшему житию владимирского князя Георгия Всеволодовича, епископ Иоанн I заложил эту церковь «на своем дворе». Таким образом выясняется, что ворота детинца с надвратной церковью Иоакима и Анны были в то же время воротами, ведшими к епископскому собору.


Успенский собор во Владимире и его колокольня - бывшие ворота (по рис. 1801 г.)

Это было изящное сооружение, видимо, не уступавшее по красоте городским соборам: при раскопках были найдены фрагменты колончатого пояса, украшенного резьбой портала, майоликовые зеленые плитки пола боевой площадки и цветные майоликовые тонкие фигурные плитки от мозаичных полов храма. Его своды, возможно, поддерживались легкими круглыми колоннами, бракованные обломки которых были использованы строителями в кладке стен детинца. Стены, сложенные из белого камня и плит пористого туфа, смыкались на западе с валом Среднего города, а к востоку шли до Димитриевского собора.

Исходя из размера ворот, помещавшаяся на них церковь могла иметь размеры не более 8-9 м. по стороне: вокруг нее должен был оставаться обход верхней боевой площадки. При этих миниатюрных масштабах церковь не могла иметь столбов, которым отвечали бы лопатки фасадов, скорее всего она была бесстолпною церковью, подобной с-в. капелле-усыпальнице Черниговского Спасского собора, также имевшей на стенные лопатки. Можно, однако, предполагать, что заложенные в основание западного крыла детинца бракованые обломки белокаменных сравнительно легких колонн могли иметь отношение к конструкции надвратной церкви. Не имела ли она круглых колонн, поддерживавших своды? Все это, как и вопрос о верхе надвратной церкви, остается в области догадок. Епископская церковь имела такую же богатую отделку как и епископский Успенский собор. Полы покрывались плиткой. Если принять среднюю площадь, подлежащую вымостке, в 100 м2, потребность в плитке выразится в количестве 3460 штук. Данный заказ, насколько можно судить по сохранившимся фрагментам, исполнялся в пяти мастерских.
Наборные из поливных плиток полы впервые появились в архитектуре Киевской Руси, а в XII в. получили широкое распространение в зодчестве русских княжеств. Они известны в Софийском соборе в Киеве, Зарубском монастыре, храме и гражданских постройках Белгорода, Псреславле Южном, киевских храмах так называемого «Симеона на Кудрявце» и Никиты, Зверинецких пещерах под Киевом, далее во Владимире Волынском, Галиче, Дрогичине и Гродно. На севере они известны в Смоленске, Старой Рязани и в Нередицкой церкви под Новгородом. Но едва ли не наиболее широко этот прием был развит в архитектурных памятниках Владимирской земли. Наиболее ранние поливные плитки встречены нами при раскопках в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском, далее в Боголюбовском дворце, в церкви Спаса во Владимире 1164 г. Есть указания, что подобные же плитки находились при раскопках К.Н. Тихонравова под Владимиром - на Федоровском холме, с которым связывается предание о постройке здесь князем Андреем церкви Федора Стратилата. Следовательно, в строительстве Боголюбского мы имеем первый опыт производства и применения этого отделочного материала. При Всеволоде и позже этот род убранства получает дальнейшее развитие. Подобные плитки были найдены в соборе владимирского Рождественского монастыря, построенного почти одновременно с детинцем (1192-1195 гт.), в соборе Княгинина монастыря во Владимире (1200-1202 гг.), и, наконец, в Суздальском соборе (1222-1225 гг.). Плитки надвратной церкви детинца ближе всего к плиткам Княгинина собора, на их тыльной стороне есть выпуклая рамка, а в центре также выпуклый кружок или квадрат.
Владимирские плитки по сравнению с белгородскими отличаются большей грубостью техники и рисунка; белые известковые глины юга, дающие плотный прочный черепок, допускали минимальную толщину плитки (1 - 1.5 см), владимирские плитки из красной грубо обработанной глины толсты (до 3 см) и велики, цветной рисунок не достигает сложности и изящества южных прототипов. Расписанная внутри фреской, с полами из цветных плиток и наборных узоров, она была, однако, не менее пышной постройкой, чем княжеский придворный собор.
Древняя надвратная церковь Иоакима и Анны получила в XVII в. шатровый верх. В таком виде ее запечатлела гравюра по рисунку 1764 г. и акварельный рисунок из «Губернского атласа» 1801 г.
Рядом с Успенским собором размещались епископский двор (1158-1160 гг.) с церковью Иоанна Предтечи (1194 г.) и княжеский каменный дворцовый комплекс (1195-1196 гг.). Княжеский дворец был связан переходами с белокаменными лестничными башнями Дмитриевского собора (1195 г.).
Всеволодовская цитадель, опоясавшая камнем епископский и княжеский дворы во Владимире не ограничивались территорией епископского двора. Она шла далее на восток, охватывала княжеский двор с Димитриевским собором и, наконец, смыкалась со стеной придворного Рождественского монастыря, занимавшего юго-восточный угол Среднего города.
Монументальный боевой характер укреплений детинца свидетельствует об остроте и напряженности классовой борьбы в городе, не потухшей после восстания 1174 г. и убийства Андрея Боголюбского. «Мятеж» 1177 г., с которым столкнулся и Всеволод, какое-то городское волнение, связанное со страшным пожаром Владимира 1185 г., когда «на крестьянском роде страх, колебание и беда упространися», наконец пожар 1193 г., когда сгорела половина укреплений города, а двор Всеволода едва отстояли, но «много зла учинися» - все эти факты говорят о тревожной атмосфере в столице. Трещина в «союзе горожан и королевской власти» углублялась. Но Всеволод мог, опираясь на свое установившееся могущество, не считаться со своими союзниками. Каменный панцырь детинца стал между княжеско-епископским двором и городом, он гарантировал безопасность владимирских владык от неожиданных осложнений и прикрывал их хоромы и храмы от опасного соседства горючего деревянного города.

Был перестроен после пожара пятиглавый Успенский собор - 1185-1189 гг.


Владимирский Успенский собор

Детинец, помимо двора духовного владыки, включал и княжий двор у Дмитриевского собора. Возможно, что детинец при этом захватывал с восточной от Дмитриевского собора стороны большую территорию, чем предполагал Н.Н. Воронин. Гораздо восточнее предполагаемой границы детинца, между Дмитриевским собором и Рождественским монастырем в 1993 г. вскрыт небольшой раскоп площадью 80 кв. м, где обнаружен непотревоженный слой домонгольского времени с остатками двух деревянных построек XII - XIII вв. и коллекцией интересных находок. В их числе оказалось 9 фрагментов витражных стекол, фрагменты восточной поливной керамики, медная с позолотой рельефная накладка в виде дракона или, скорее, грифона, а также бронзовая иконка XIV в. - вещи явно княжеского обихода.
Во Владимире был построен пышный каменный дворец с придворным Дмитриевским собором (1194-1197 гг.). См. Дмитриевский Собор .

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

По преданию мужской монастырь был основан в 1175 г. владимирским князем Андреем Боголюбским.
При Всеволоде была построена вторая внутрення крепость с собором Рождества Богородицы 1192-1195 гг.


Четырехстолпный трехапсидный одноглавый собор был выстроен в традициях, характерных для Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества XII в.


Блок архивольта портала собора Рождества Богородицы. 1192-1196 гг. Известняк; теска, резьба 75 х 35 х 20. В 1862 г. при перестройке собора по проекту архитектора Н.А. Артлебена использован в кладке нового собора.

До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось «великое священие» храма. С 1230 г. в монастыре существовала архимандрия, затем он стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси.
В 1263 г. в монастырском соборе похоронили князя Александра Ярославовича Невского, мощи которого были открыты в 1381 г.
Роль первой обители Владимирской (а затем Московской) митрополии принадлежала Рождественскому монастырю до 1561 г., когда он стал вторым после Троице-Сергиевой Лавры.
В сер. XVII в. в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня в виде высокого восьмигранного столпа с шатром (не сохр.), в 1659 г. построены казенные кельи. В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным.
При архимандрите Викентии в 1678-1685 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохр.), тогда же возвели братский корпус. Во 2-й пол. XVII в. строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один объем. Какие-то здания XVII в. существовали на месте Архиерейских палат.


Новопостроенный Богородице-Рождественский собор

См. Богородице-Рождественский мужской монастырь .

КНЯГИНИН МОНАСТЫРЬ

Жена князя Всеволода Мария Шваровна основала в городе Княгинин монастырь с кирпичным Успенским собором, возведённым в 1200 - 1202 гг. Летописи не дают точных сведений о происхождении Великой княгини Марии. Одни источники (Нестерова, Никонова летописи, Степенная книга) называют ее дочерью чешского князя Шварна, другие (например, Игнатьевская летопись) указывают на ее происхождение от одного из князей кочевавшего по югу Руси племени ясов, возможно, взятого в плен и принявшего христианскую веру. Мария Шваровна была матерью восьмерых сыновей и четырех дочерей Всеволода. Поводом к основанию монастыря стала болезнь Великой княгини после рождения сына Иоанна, в силу чего она решает уйти в монастырь и принять иночество.
О приобретении княгиней земли для монастыря говорится в Никоновской летописи и Степенной книге: «Боголюбивая великая княгиня Мария сотворила дело достойное памяти: подражая праву праведного Авраама, она купила ценою часть земли на строение церкви и монастыря во славу Богу и пречистой Богородице».
Из книги архимандрита Порфирия мы узнаём точную дату основания монастыря: «каменный монастырский храм был заложен 15-го июля 1200 г. самим Великим князем Всеволодом и епископом Иоанном I, а освящен 9 сентября 1202 г., вероятно, тем же самым епископом».
В житии святого Георгия так описывается это событие: «В лето 1200 Великий князь Всеволод Георгиевич совет положил со своею Великою княгиней Мариею, и с благословления блаженного епископа Иоанна I создали церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы Успения в монастыре Княгинине; и составили обитель монахиням, и всяким довольством и имением снабдили».
В отличие от белокаменных сооружений этого периода, собор был сделан из плоского плиточного кирпича размером 12-20 ×12-25 × 3,5-6 см, на крепком известковом растворе со швами 3-5,5 см, носившего название плинфы и сохранившегося до настоящего времени в нижних частях стен этого памятника.
Тяжело заболев, Великая княгиня решает постричься в новом монастыре. С тех пор монастырь получает имя Княгинина и служит местом захоронения Владимирских княгинь и княжон.
Располагаясь в непосредственной близости от Орининых ворот, монастырь, вероятно, играл и стратегическую роль, представляя собой одну из оборонительных точек Владимира.

Начальные архитектурные формы XII-XIII вв. этого сооружения до нас не дошли. Вероятнее всего, как пишет в своей книге «Предварительные исследования Успенского собора Княгинина монастыря» И.А. Столетов, они повторяли сложившиеся формы владимиро-суздальских храмов этого периода, и, в частности, формы Дмитриевского собора, но с более простой архитектурной обработкой, отвечавшей как монастырскому характеру этого собора, так и новому материалу - кирпичу. Храм был богато украшен на средства Великой княгини. О судьбе собора в последующие столетия мы мало что знаем. На протяжении веков он подвергался неоднократным переделкам.



Успенский собор Княгинина монастыря

Сохранившийся Успенский собор монастыря возведен на месте старого в конце XV – нач. XVI в.
Он представляет собой мощный куб с трехчастным делением фасадов, с галереей и приделами у восточных углов. Снаружи стены завершаются закомарами, над которыми расположены двумя ярусами килевидные кокошники, увенчанные мощным световым барабаном. Успенский собор неоднократно подвергался значительным переделкам. В результате реставрационных работ памятнику в основном возвращен вид XVI в. Внутри собора сохранились фрески сер. XVII в. московской школы живописцев под руководством Марка Матвеева. На северной и южной его стенах изображены сцены из жизни Богородицы, в алтаре видны фигуры апостолов, а на пилонах храма, несущих своды и купол, художники поместили изображения епископов и великих князей. Есть и напоминание о расплате за грехи - сцена «Страшного суда».


Фрески алтарной апсиды Успенского собора. XVII в.

19 марта 1206 г. скончалась первая жена великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо Мария Шварновна и была погребена на северной паперти Успенского собора «своего», Княгинина монастыря.


Великая княгиня Владимирская Мария Шварновна

В некрополе Успенского собора похоронены обе супруги Всеволода III, жена и дочь Александра Невского, а также находились мощи святого мученика Авраамия Болгарского .
На Лазареву субботу, 10 апреля 1991 г., состоялось торжественное освящение Успенского собора монастыря. Из кафедрального Успенского собора крестным ходом был перенесен мощевик с частицей мощей святого мученика Авраамия Болгарского, Небесного покровителя обители.
В 1992 г., в Великую Среду, по ходатайству архиепископа Евлогия была принесена из Владимирского краеведческого музея в Благовещенский придел Успенского собора монастыря чудотворная Боголюбская икона Божией Матери , написанная по повелению святого благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Пресвятой Богородицы. Еженедельно перед образом Царицы Небесной совершались молебны.
23 мая 1993 г., в Неделю о слепом, чудотворная Боголюбивая икона Божией Матери была перенесена из Благовещенского придела в главный храм и поставлена в северной части иконостаса.

Марьино-владельческая усадьба

«Марьинка» во Владимире находится между объездной дорогой («пекинкой») и проспектом Строителей, к северу от Черёмушек, за "Факелом" между улиц Чернышевского и Лакина. Индивидуальная застройка.
В XII веке здесь находилось имение с загородным дворцом супруги великого князя Владимирского Всеволода III Большое Гнездо - чешской принцессы, которую на Руси называли Марией Шварновной.
Субботин А.П. пишет, что в 1877 году здесь «вблизи густой орешник, речка Содышка, мельница».




План Владимира XII-XIII вв. (по Н.Н. Воронину)

Цифрами на плане обозначены: I - город Мономаха (Печерний город); II - Ветчаной город; III - Новый город; IV - детинец; 1 - церковь Спаса; 2 - церковь Георгия; 3 - Успенский собор; 4 - Золотые ворота; 5 - Оринины ворота; 6 - Медные ворота; 7 - Серебряные ворота; 8 - Волжские ворота; 9 - Дмитриевский собор; 10 - Вознесенский монастырь ; 11 - Рождественский монастырь; 12 - Успенский (Княгинин) монастырь; 13 - Торговые ворота; 14 - Ивановские ворота; 15 - ворота детинца; 16 - церковь Воздвижения на Торгу.

Вошедший в Средний город попадал в центр столицы. Справа, за белокаменной стеной детинца, были видны златоглавый Успенский собор с вышками епископского двора, здания дворца Всеволода по сторонам Димитриевского собора и за ними - собор Рождественского монастыря. Налево была площадь торга с церковью Воздвижения, за которой виднелись поднимавшиеся к горизонту поля. Впереди, на склоне плато Среднего города, лежал восточный пояс его стен с Ивановской проездной башней. За ним начинался торгово-ремесленный конец города - его посад, где дома и храмы были исключительно деревянными. Здесь городской треугольник сужался, и его застройка походила на большую деревню, расположившуюся вдоль дороги. Это впечатление усиливалось широким внегородским ландшафтом, открывавшимся отсюда к югу и востоку. Центральная улица проходила сквозь белокаменную арку Серебряных ворот и сливалась с дорогой на село Доброе, Боголюбово и Суздаль. Мы достоверно не знаем, как располагались поперечные улицы. Можно думать, что при небольшой ширине Ветчаного города-посада на главную улицу выходили, как и теперь, короткие проулки. В Среднем городе значительную площадь занимал торг, к которому, вероятно, сходились улицы из северо-восточной части. В Новом городе, по-видимому, была поперечная улица, шедшая вдоль валов Среднего города по оврагу к Волжским воротам на Клязьме и к северным Медным, к Лыбеди. На северо-запад, может быть, шла улица от Торговых к Ирининым воротам. Город открывался сменяющимися разнообразными ансамблями не только изнутри. Едва ли не более важным в его замысле были его наружные «фасады», явно рассчитанные на восприятие с далеких расстояний и разных точек зрения. Строители Владимира, мастерски используя богатый рельеф береговой гряды, создали широко открытый во внешний мир городской ансамбль. Со стороны Юрьевской дороги, с полого приподнятых к северо-западу полей город открывался немного сверху и почти целиком во всей многоликости своих частей. С холмов, по которым спускалась с востока дорога от Суздаля, город представлялся спокойно поднимающимся в гору; впереди стояли Серебряные ворота, за ними лепились жилища горожан с группой высоких рубленых храмов, выше их вдали лежал пояс стен Среднего города с Ивановскими воротами и башнями, а дальше и слева сверкали купола соборов Рождественского монастыря и детинца. Но главным аспектом городского ансамбля был, несомненно, его южный «фасад», обращенный к реке и шири пойм и лесов, среди которых шла дорога на Муром. Отсюда город был виден во всей своей величавой протяженности, напоминая панораму Киева над Днепром. На холме с запада стояли деревянные здания Вознесенского монастыря и церковь Николы. С южного угла Нового города спускалась вниз крепостная стена, чтобы из оврага от Волжских ворот снова круто подняться к углу Среднего города. В полукруглой впадине за ней по склонам горы стояли утопавшие в садах дома горожан, а над ними, по высокому краю плато, располагались княжеские дворы с храмами Спаса и Георгия и возвышались острые кровли теремов. Высоко на углу Среднего города вздымал свои купола Успенский собор - центральное звено панорамы; в ряд с ним, почти на равных интервалах, были видны меньшие по объему соборы Димитриевский и Рождественский. Поставленные на самом краю плато, они создавали обманчивое впечатление, что и вся глубина города наполнена подобными же белокаменными зданиями. От высшей точки - Успенского собора - профиль города медленно и ритмично понижался. Панораму низменного посада - Ветчаного города - определяли верхи деревянных храмов, создававшие вместе с шатрами крепостных башен вырезной зубчатый и более дробный силуэт. Особенно величественной и сказочной предстает южная панорама в ранние часы рассвета, когда пойма и городские высоты тонут в молочном море клубящегося тумана и пламенеющие в первых лучах солнца белокаменные соборы кажутся фантастическим видением. Не представляет сомнения, что как «интерьеры» города, так и его ярко выраженная «фасадность» не были «счастливой случайностью», но являлись результатом большой творческой работы владимирских горододельцев.

1206 г. сына его Ярослава Всеволод Чермный, князь Черниговский, выгнал из Южного Переяславля. Великий князь выступил в поход; в Москве к нему присоединился старший сын его Константин с новгородцами, а потом муромские и рязанские князья. Все думали, что пойдут на юг, но обманулись: Всеволоду донесли, что рязанские князья изменяют, дружат с черниговскими. Великий князь, позвав их на пир, приказал схватить их и в цепях отправил во Владимир; Пронск и Рязань были взяты; последняя выдала ему остальных своих князей с их семействами. Всеволод поставил здесь сначала своих наместников и тиунов, а потом - сына Ярослава. Но против последнего рязанцы возмутились, и Всеволод опять подошел к Рязани с войском. Приказав жителям выйти из города, он сжег Рязань, а рязанцев расселил по Суздальской земле; той же участи подвергся Белгород (1208). Два рязанских князя, Изяслав Владимирович и Михаил Всеволодович, избегшие плена, мстили Всеволоду опустошением окрестностей Москвы, но сын Всеволода, Юрий, разбил их наголову; те укрепились на берегах реки Пры (или Тепры), но Всеволод вытеснил их и отсюда; затем, при посредстве митрополита Матфея, нарочно приезжавшего во Владимир, Всеволод примирился с Ольговичами Черниговскими и скрепил этот мир брачным союзом сына своего Юрия с дочерью Всеволода Чермного (1210 г.).


Владимиро-Суздальское княжество в XIII в.

Незадолго до смерти Всеволод хотел отдать старшинство старшему сыну Константину, а в Ростов посадить Юрия. Но Константин был недоволен, он хотел взять себе и Владимир и Ростов. Тогда Всеволод «созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна I , и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди» (Воскресенская летопись) и передал старшинство младшему сыну - Юрию. Нарушен был коренной обычай, что повлекло за собой усобицы и разногласия.

Всеволод скончался в 1212 г. Мощи хранятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

После смерти Всеволода в Северо-Восточной Руси образовались удельные княжества: Суздальское (князь Юрий Всеволодович), Переяславское (с Тверью, Дмитровом, князь Ярослав Всеволодович), Ростовское (с Белоозером, Устюгом), Ярославское, Угличское, Юрьевское (князь Святослав Всеволодович), Стародубское (князь Иван Всеволодович), Ростовское княжество достаётся Константину Всеволодовичу.

Основными итогами правления Всеволода была расправа с боярами Ростова, противившимися княжеской власти, расширение территории Владимиро-Суздальского княжества, украшение Владимира Дмитровским и Рождественским соборами, кремлём-детинцем.
Летописец говорит о его религиозности и нищелюбии и прибавляет, что князь судил судом истинным и нелицемерным.

Находки


Энколпион. Кон. XII нач. XIII вв.
Белый металл, литье, гравировка.13,7x7,6x1,5 см. С округлыми лопастями, оформленными парными каплевидными выступами. С остатками желтого металла, с оглавием в виде биконической полой бусины. С рельефными изображениями. На лицевой стороне: Распятие (в центре) и Богоматерь, Иоанн Богослов и Иоанн Креститель - погрудно в медальонах на боковых и верхнем концах креста. Все изображения подписные. На оборотной стороне: Богоматерь с мла денцем (Одигитрия?) и, на боковых и верхнем концах креста погрудно в медальонах святые воины: Георгий, Дмитрий, Нестор (?). Внутри энколпиона: коричневая масса с крестовидным углублением с остатками древесного тлена. Место находки: «Ветчаный город» Владимира. Клад 1993 г.

.
Переяславско-Залесское княжество. .
Князь Константин Всеволодович . 1216-1219 гг. – великий князь владимирский.
Князь Юрий II Всеволодович . 1212-1216 гг. и 1219-1238 гг. - великий князь владимирский.

Дмитриевский собор.
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.
Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Киевский, а затем владимиро-суздальский князь; один из самых заметных политических деятелей своего времени. Прозвище получил за то, что имел много детей и большую семью.

Краткая биография Всеволода Большое Гнездо

Смерть Юрия Долгорукого, который имел множество наследников, привела к тому, что между ними началась борьба за власть. Старший брат Владимира, Андрей Боголюбский, после смерти отца стал во главе Владимиро-Суздальского княжества и изгнал в Константинополь собственную мать и братьев, в числе которых был Всеволод.

Однако в 1169 г. Всеволод возвращается обратно и вступает в борьбу за власть в возрасте 16 лет. Сначала вместе со своим войском при поддержке других братьев и дяди Всеволод становится во главе Киева, однако правление Всеволода Большое Гнездо в Киеве длится недолго, всего пять недель, после чего его изгоняют и даже берут в плен. Из плена он был освобожден братом Михаилом.

В 1173 г. в результате заговора бояр погибает Андрей Боголюбский, а следом и Михаил, и Владимиро-Суздальское княжество остается без князя. Воспользовавшись моментом, на г. Владимир нападает Мстислав с новгородским войском, однако Всеволод дает отпор. В этом же году Всеволод становится князем владимиро-суздальским, и начинается длинный период расцвета княжества и смещения власти центральной с Киева на Владимир. Всеволод Большое Гнездо правил во Владимире до самой смерти.

Политика Всеволода Большое Гнездо

Князь Всеволод Юрьевич считается одним из умелых политиков и руководителей Киевской Руси, так как именно ему удалось положить начало идее самодержавия и захватить власть в своем княжестве, а также подчинить себе половину всей Руси.

Во внешней политике Всеволод больше всего отметился следующими делами:

  • военные походы в Мордву;
  • военные походы в Булгарию в 1183-1185 гг.;
  • борьба с , для которой Всеволод объединился с другими князьями.

В целом Всеволоду удалось значительно расширить восточные территории Руси благодаря захвату земель Булгарии. Однако изначальной целью своих военных походов Всеволод ставил вовсе не военное превосходство, а завоевание новых торговых территорий и путей, так как именно экономику и развитие торговли он считал первостепенной задачей.

Во внутренней политике среди его побед были:

  • завоевание власти во Владимире и становление единоличным управителем своих земель (бояре и дворяне не имели при нем существенной власти);
  • тесные отношения с Киевом и окружающими землями, благодаря чему во время своего княжения Всеволоду Большое Гнездо удалось значительно увеличить свое влияние на киевского князя и переместить центр власти во Владимир;
  • завоевание власти над Новгородскими землями и подчинение себе их князей.

Итоги правления Всеволода Большое Гнездо

Благодаря умелой политике и мудрости Всеволод сумел сосредоточить в своих руках власть над значительной территорией Руси, расширить границы государства, открыть новые торговые пути и поднять экономику. За свою деятельность Всеволод Большое Гнездо получил титул великого князя и был отмечен в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве» и других значительных произведениях.

Он завещал своим сыновьям продолжать его политику и, боясь междоусобицы, заранее распределил между ними власть, однако дети Всеволода Большое Гнездо его не послушались. В результате после 1212 г. единое мощное княжество, которое так долго создавал Всеволод, развалилось на несколько частей, а Русь снова погрязла в междоусобных войнах.

С пра-вящим классом — крупной земельной аристократией и предводите-лями городских общин. Благодаря их поддержке ему удалось стать сильнейшим правителем Руси. Владимирскому «самовластцу» бес-прекословно подчинялись воинственные соседи — рязанские кня-зья. Опираясь на свои наследственные владения, он всегда мог ска-зать решающее слово в спорах о власти в Южной Руси. Материал с сайта

Однако и всего могущества Всеволода не хватило для того, чтобы остановить колесо истории . В ту эпоху большие княжества повсюду распадались на части — уделы. Князь-отец считал своим долгом выделить каждому из сыновей отдельную область, где он мог чувствовать себя хозяином. К тому же аристократия повсюду хотела иметь собственного предводителя, защитника и устроите-ля края. В 1206 г. ростовская знать уговорила Всеволода ещё при жизни выделить Ростов в удел старшему сыну Константину . Боя-ре надеялись, что, став великим князем, Константин перенесёт свой престол в Ростов. Однако этим планам решительно воспротивились владимирцы. По их настоянию Всеволод завещал великое княжение не Константину, а следующему по старшинству брату — Юрию. Та-кое решение, естественно, вызвало междоусобную войну, в которой приняли участие шесть сыновей Всеволода — Константин, Юрий, Ярослав , Владимир , Иван и Святослав . И каждый из них звал на помощь своих друзей и союзников. В итоге Северо-Восточная Русь в течение нескольких лет оставалась ареной ожесточённых сражений. Самое страшное из них произошло в апреле 1216 г. на берегах реки Липицы близ Юрьева-Польского. Князь Константин Всеволодович и его союзники-новгородцы разгромили дружины Юрия и Ярослава.

Кровавая усобица окончательно за-вершилась лишь с кончиной Константи-на в 1218 г.

Внешняя политика Всеволода Большое Гнездо

Следуя по стопам отца и брата, Всеволод совершил несколько походов на Волжскую Булгарию. Свои победы он отмечал построй-кой великолепных белокаменных храмов.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий, 1154 - 15 апреля 1212) - великий князь владимирский с 1176, в течение пяти недель (с февраля по 24 марта 1173) был великим князем киевским. Десятый сын Юрия Долгорукого, единокровный брат Андрея Боголюбского, византиец по матери. Имел большое потомство - 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище «Большое Гнездо». В российской историографии иногда называется Всеволодом III.

Ростовцы и суздальцы не питали симпатии к Андрею Боголюбскому, ибо он не чтил старейшие города Северо-Восточной Руси, отдавая предпочтение молодому городу Владимиру-на-Клязьме. Владимир был заселен преимущественно простыми людьми, жившими строительным ремеслом.
«То наши холопы каменщики», - отзывались о владимирцах спесивые жители Ростова и Суздаля. После смерти Андрея они отдали великокняжеский «стол» не сыну его Юрию, который правил тогда в Новгороде, а племянникам Ярополку и Мстиславу Ростиславичам. Владимирцы же пригласили к себе младшего брата Андрея Боголюбского - Михаила Юрьевича.

Это немедленно вызвало вражду между старыми и новым городами. Ростиславичи, присоединив к своим дружинам полки муромские, переяславские, рязанские, осадили Владимир. Владимирцы долго сопротивляться не смогли и, пережив семь недель осады, попросили князя Михаила покинуть город. Так Ярополк утвердился на владимирском столе, а Мстислав стал князем ростовским и суздальским.

Новые князья повели себя в северо-восточной столице как завоеватели. Ярополк, например, в первый же день пребывания во Владимире завладел ключами от ризницы Успенского собора, отнял у собора земли, пожалованные еще Андреем Боголюбским, и в конце концов отдал главную святыню города - икону Владимирской Божьей Матери - рязанскому князю Глебу. Не отставала от князя в деле наживы и дружина.

Оскорбленные беспрестанными грабежами, жители Владимира вновь призвали на княжение Михаила Юрьевича. Его войско сумело одолеть дружину Ростиславичей, и великий князь Михаил «с честью и славой» вступил в стольный город..

Первое, что он сделал, войдя на владимирский престол, - вернул церкви Успения Богородицы все имущество и привилегии, отобранные Ярополком. Была возвращена во Владимир и чудотворная икона. Тем самым князь завоевал искренние симпатии горожан.

Но недолго продолжалось ликование владимирцев: в 1176 году Михаил скончался. Жители города дружно присягнули на верность его брату Всеволоду Юрьевичу.

Судьба Всеволода поначалу складывалась незавидно. Сосланный братом Андреем Боголюбским в Византию, он несколько лет мыкался с матерью и двумя братьями на чужбине, затем вернулся на родину и княжил, по некоторым сведениям, в Городце.

Заняв владимирский престол, Всеволод Юрьевич правил 36 лет, все эти годы продолжая политику брата Андрея, расширяя и укрепляя Владимиро-Суздальское княжество. Ему приходилось усмирять и собственных подданных, так как, в отличие от Южной Руси, где враждовали между собой княжеские роды (при равнодушном отношении городского населения), на северо-востоке шла борьба старых городов Ростова и Суздаля против молодых: Владимира, Переславля- Залесского, Юрьева- Польского, Москвы и других.

Сразу же по вокняжении Всеволода ростовцы призвали к себе Мстислава Ростиславича, провозгласили его князем и потребовали подчинить Владимир. Осторожный Всеволод готов был уладить дело миром. Но переговоры зашли в тупик, пришлось воевать. В битве под Юрьевом владимирцы разбили войско Мстислава. Так был окончательно покорен Ростов Великий.

Мстислав не мог с этим смириться и обратился за помощью к Глебу, рязанскому князю. И снова Всеволод Юрьевич одержал победу над непокорными родичами, захватив в плен самого Мстислава, Глеба и сына его Романа. Радость победы не остудила того ожесточения, которое накопилось у жителей Владимира против плененных князей. «Суд без милости тому, кто сам не знал милости», - вынесли они приговор.

Чтобы успокоить горожан, Всеволод заключил пленников в тюрьму и вынудил рязанцев выдать ему Мстиславова брата Ярополка. Но ему не хотелось проливать кровь Рюриковичей. Тем более что за узников просили и Святослав, князь Черниговский, и епископ черниговский, и рязанская княгиня. Два года Всеволод оттягивал решение судьбы пленных князей. За это время скончался рязанский князь Глеб, а его сына отпустили домой при условии полной покорности великому князю.

С Ростиславичами - Ярополком и Мстиславом - получилось иначе. Владимирцы, узнав, что идут переговоры об их освобождении, подступили к княжескому двору с требованием ослепить ненавистных разорителей святынь. Пришлось князю выполнить волю бунтующих жителей, после чего Ростиславичей отпустили в Смоленск. (По другим сведениям, миролюбивый Всеволод только имитировал ослепление, потому что бывшие узники вскоре «прозрели», молясь в церкви Святых Бориса и Глеба.)

Таким образом, Всеволоду Юрьевичу удалось утвердить свое могущество на северо-востоке и окончательно закрепить главенство Владимира-на-Клязьме. Всеволод первым принял титул великого князя Владимирского. В конце XII века он основал города Тверь и Хлынов (Вятку) и заставил подчиниться рязанских князей. Во избежание междоусобных смут Всеволод, по примеру Андрея Боголюбского, изгнал племянников из их волостей и стал «самовластием» на Северо-Восточной Руси.

Борис Чориков.Великий князь Всеволод освобождает из темницы Романа. 1177 год.

Не покидая берегов Клязьмы, Всеволод правил и Южной Русью. Там после смерти Боголюбского с новой силой разгоралась вражда Мономаховичей и потомков Олега Гориславича, осложненная распрями внутри этих династий. Киевский «стол» продолжал считаться великим, но ни один правитель не чувствовал себя на нем уверенно без благосклонного отношения к себе князя владимирского. В 1194 году на «златстол» был посажен «из руки» Всеволода смоленский князь Рюрик Ростиславич, безоговорочно признавший старшинство владимирского князя.

Укрепившись, Всеволод властно обращался и с Господином Великим Новгородом. Он своей волей сажал и смещал там князей, нарушал новгородскую «старину», безвинно казнил новгородских «лучших людей». В 1210 году новгородцы не признали правителем сына великого князя Всеволода, Святослава, и разграбили его двор. Всеволод в отместку пресек пути сообщения Новгорода с хлебными районами и оставил город без продовольствия. Тогда новгородцам оказал помощь князь Мстислав Мстиславич Удалой, внук смоленского князя Ростислава, правнук Мономаха. Он уже готов был выступить против Всеволода, но тот не стал доводить дело до войны и ограничился обменом пленных.

Даже в далекой Галицкой Руси ощущали руку владимирского «самовластца». Когда сын Ярослава Осмомысла, князь Владимир, с помощью иноземных наемников изгнал сына венгерского короля из Галича, то, чтобы укрепиться в городе, попросил Всеволода Юрьевича: «Удержи Галич подо мною, а я Божий и твой со всем Галичем и в воле твоей всегда».

Авторитет могущественного Всеволода поддерживался доблестью его войска и удачливостью отважного правителя в битвах. Обычно он старался уладить конфликт мирно, но ее- ли дело доходило до мечей, расчетливый князь не бросался, подобно Боголюбскому, очертя голову во главе дружины в сражение «без времени и места». Всеволод заранее подбирал удобную, господствующую позицию и на ней терпеливо поджидал противника. Сбросить его с той позиции было весьма непросто. Недаром автор «Слова о полку Игореве» сетовал на отсутствие Всеволода в Южной Руси в годину княжеских раздоров и половецких набегов: «Великий князь Всеволод! Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека отчий золотой стол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать!»

Годы правления Всеволода Большое Гнездо оказались благотворными для Северо-Восточной Руси. Набегов извне не было, а внутренние раздоры князь преодолел. Это был период, когда интенсивно развивались хозяйство и культура Залесской земли. Прекрасным памятником той эпохи является Дмитриевский собор во Владимире, «дивно украшенный» резьбой по камню. Строгий и величественный, храм напоминает сказочного богатыря, стерегущего границы родного края. И если церковь Покрова на Нерли можно сравнить с лирической поэмой, то Дмитриевский собор - былина о суровом и героическом времени.


Заказанная Димитрием-Всеволодом икона с изображением тезоименитого ему святого

Из камня возводились не только храмы, но и гражданские сооружения. При Всеволоде каменные укрепления опоясали Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, черниговский Остёр. «Архитекторами» были в основном греки, но постепенно стали появляться мастера и среди русских людей: не случайно жители Ростова и Суздаля называли искусных в зодчестве владимирцев «каменщиками». Когда пришлось обновлять церковь Богородицы в Суздале, то и в этом городе нашлись и зодчие, и каменных,дел умельцы.

Всеволода Юрьевича прозвали «Большим Гнездом» за его многочисленную семью. У него было двенадцать детей. И всех сыновей своих он постарался наделить вотчинами. От Всеволодовичей пошли династии московских, суздальских, тверских князей. И вновь разделив земли на уделы, Всеволод посеял рознь между братьями. Гибельные всходы этой вражды стали прорастать еще при его жизни.

В 1212 году великий князь, уже тяжело больной, вызвал из Ростова Великого княжившего там старшего сына Константина. Всеволод прочил его себе в наследники и приказал уступить Ростов брату Юрию. Константин заупрямился, так как боялся не удержать старшинство за Владимиром-на-Клязьме, и просил отца оставить за ним оба города. Разгневанный Всеволод, по совету епископа, лишил старшего сына великокняжеского стола, а преемником своим назначил Юрия Всеволодовича. В апреле того же года Всеволод Большое Гнездо скончался.
Но только в 1218 году князю Юрию удалось взять власть над старшим братом и овладеть завещанным престолом. Этим была окончательно нарушена старая традиция наследования власти по старшинству. Отныне воля «единодержца» стала значить более, чем вековая «старина».

Семья и дети

1-я жена - ясская княжна Мария Шварновна, сестра жены Мстислава Черниговского.

Мария Шварновна (ок.1171- 19 марта 1205(1206), г.Владимир) - супруга Великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, ясская княжна (в поздних источниках ошибочно называется чешкой).

В браке с великим князем Всеволодом Юрьевичем (Георгиевичем) родила 12 детей, в том числе 8 сыновей (из которых четверо (Константин, Юрий (Георгий), Ярослав, Святослав), в дальнейшем были, в разное время, Великими князьями Владимирскими) и 4 дочери.

Последние годы своей жизни, великая княгиня Мария тяжело болела и дала обет основать монастырь, и в 1200 году по её настоянию в г. Владимире был заложен Успенский монастырь, который стал называться в дальнейшем в её честь Успенским (Княгининым) монастырём. Благодаря её стараниям и покровительству обитель быстро строилась и развивалась. Сама Мария приняла постриг и в монашестве получила имя Марфа. Умерла и похоронена в Успенском соборе монастыря. Монастырь в дальнейшем служил родовой усыпальницей княгинь и княжён владимирского великокняжеского дома.

2-я жена - Любава, дочь Василька Брячиславича Полоцко-Витебского.

Константин (1186-1218) - новгородский князь, ростовский князь и великий князь владимирский;

Борис (†1188);

Глеб (†1189);

Юрий (1188-1238) - великий князь владимирский;

Ярослав (1191-1246) - великий князь владимирский;

Владимир (1193-1227) - князь стародубский;

Владимир (Дмитрий) Всеволодович (26 октября 1192 - 6 января 1227), удельный князь Переяславский (1213-1215), Стародубский (1217-1227), сын великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо и княгини Марии Шварновны.

В возрасте 15 лет сопровождал отца в походе на Чернигов, после смерти Всеволода Большое Гнездо (1212 г.) остался в Юрьеве-Польском. По воле сложившейся после смерти отца ситуации вынужден был принимать участие в междоусобной войне старших братьев: Константина и Юрия (Георгия).

В 1213 году он ушёл из Юрьева (так как Юрьев-Польский был получен в удел от отца его братом Святославом) сначала в Волок Ламский, а затем в Москву и занял её, отняв у Юрия (Георгия) Всеволодовича. Позже вместе со своей дружиной и москвичами ходил на г. Дмитров (город его брата Ярослава Всеволодовича). Дмитровцы сожгли все посады, затворились в крепости и отбили все приступы. Владимир, получив известие о приближении дружины Ярослава, ушёл от города назад в Москву, потеряв часть своей дружины, которую перебили дмитровцы, гнавшиеся за отступавшими. Ярослав совместно с Юрием (Георгием) пошли к Москве, и князь Юрий (Георгий) Всеволодович послал сказать Владимиру:… «Приезжай ко мне, не бойся, я тебя не съем, ты мне свой брат». Владимир принял предложение и в ходе переговоров братья решили, что Владимир отдаст Москву назад Юрию (Георгию), а сам отправится княжить в Переяславль-Южный. Здесь Владимир женился на княжне Ефимии - дочери князя Черниговского Глеба Святославича и княжил до 1215 года, когда в битве с половцами он был взят в плен, из которого освобождён в 1218 году. После освобождения из плена получил в удел Стародуб, где княжил до своей смерти.

Согласно Лаврентьвской летописи, Владимир в 1224 году вместе с племянником Всеволодом Константиновичем был послан братом Юрием в военный поход, однако, цель похода летопись не указывает, помещая событие между поставлением в Киеве митрополита Кирилла (произошедшим 6 января 1225 года) и масштабным вторжением литовцев в Новгородскую землю и Смоленское княжество, закончившееся битвой под Усвятом (до весны 1225 года). Новгородские летописи сообщают, что в возглавляемом Ярославом походе против литовцев участвовали Владимир с сыном, но о детях Владимира ничего не известно. Возможно, речь идёт о брате Мстислава Удатного Владимире Мстиславиче и его сыне Ярославе.

Владимир умер, приняв схиму, в 1227 году. Княжество Стародубское вновь вошло в состав земель Великого княжества Владимирского.

Святослав (1196-1252) - великий князь владимирский;

Святосла́в Все́володович (27 марта 1196 - 3 февраля 1252) - великий князь владимирский (1246-1248), сын Всеволода Юрьевича, в крещении Гавриил. За время своей жизни князь Святослав княжил в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире.

Четырёхлетним ребёнком он был назначен на княжение в Новгороде, а затем был сменён старшим братом, Константином в 1206 г. и снова возвращён в Новгород в 1208 г.

В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский. При его княжении в 1230-1234 на фундаменте белокаменной церкви святого великомученика Георгия был построен Георгиевский собор, «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В соборе находится рельефная композиция, называемая по традиции «Святославовым крестом», в основании которой стоит камень с надписью-посвящением Святослава Всеволодовича.

В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция была речной и закончилась победой русских войск у Ошеля.

В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена.

В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу.

В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный.

В 1234 году Святослав заложил в Юрьеве-Польском церковь св.Георгия.

В 1238 году принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.

В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем Хоробритом, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле Гуюка досталось Андрею Ярославичу.

В 1250 году Святослав со своим сыном Дмитрием ездил в Орду. По мнению историка А. В. Экземплярского, это была безрезультатная поездка с попыткой возвращения великокняжеского престола. Историк В. А. Кучкин замечает, что хотя летописи не говорят явным образом о цели этой поездки, такие путешествия русских князей с сыновьями-наследниками к ханам обычно совершались тогда, когда речь шла о закреплении за Рюриковичами их княжеств-отчин. Учитывая, что внук Святослава уже носил прозвище Юрьевского, Кучкин делает предположение, что к тому времени Святослав владел Юрьевским княжеством.

После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила.

Последние дни своей жизни святой князь прожил богоугодно, в посте и молитве, чистоте и покаянии. Скончался 3 февраля 1252 года. Тело его было положено в построенном им соборе святого великомученика Георгия. Мощи святого благоверного великого князя Святослава были вновь обретены в 1991 году и положены в Свято-Покровском храме города Юрьева-Польского «идеже и до ныне лежат Богом блюдомы и исцеления дар с верою приходящи подают».

Брак и дети
Супруга - княгиня Евдокия Давыдовна Муромская, дочь князя Муромского Давыда Юрьевича и его супруги княгини Февронии (в монашестве Евфросинии), которые являются почитаемыми святыми Петром и Февронией, покровителями семьи в России.

Свою жену Евдокию, князь Святослав отпустил в 1228 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём же была похоронена, останки находятся там и сейчас.

Сын: Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой

Иван (1198-1247) - князь стародубский.

Иван Всеволодович (28 августа 1197/1198 - 1247) - удельный князь стародубский с 1238 по 1247. Прозвище, по некоторым родословным, Каша, младший из сыновей Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо).
После смерти отца принимал участие в борьбе своих старших братьев, Константина и Юрия, за великокняжеский стол, держа сторону второго (1212-1213).

В 1226 году вместе со старшим братом Святославом возглавлял удачный поход владимирских войск на мордву.

После нашествия Батыя великий князь Ярослав Всеволодович дал в удел Ивану только что разорённый татарами Стародуб. В 1246 Иван ездил с Ярославом в Орду.
Имел единственного сына (жена не установлена) - Михаила.

***

История государства Российского