Непростая миссия профессии психолога. Основная задача и миссия психологии как науки


Как и среди остальных людей, среди психологов бывают мудрые и не слишком, но речь не об этом. Речь о еще одном искушении «сверхчеловечеством» - искушение ролью Великого Учителя, мессии, пастыря, гуру - искушение тем более соблазнительное, что многие приходящие за помощью готовы в психологе такового признать. Разумеется, есть психологи, на такую роль претендующие - как вообще достаточно людей, полагающих, что именно они ведают главные истины жизни и зовут (а то и тащат насильно) за собой, полагая, что именно они «знают, как надо». Но если кто–то и знает истину - то лишь Тот, кто Выше, а самообожествление, вероятно, лишь проявление мелкой гордыни и неудовлетворенного самолюбия. Психолог - не священник и не имеет права говорить от Божьего имени; он не вправе навязывать свой путь и свое мировидение, он может лишь постараться помочь другому увидеть собственный его - другого - путь или его возможность.

6. Психолог имеет дело с «ненормальными» людьми. Нормальный, здоровый человек к психологу не пойдет. Один из самых популярных мифов. Прежде всего, психолог чаще всего имеет дело со здоровыми людьми, имеющими те или иные трудности, проблемы. С психическими отклонениями имеет дело врач, психиатр. Психолог не имеет медицинского образования и даже не имеет права лечить. Что касается разделения психолог и психотерапевт , то оно не столь очевидно. Однако можно сказать, что психотерапевт имеет дело с более сложными случаями, более глубокими психологическими травмами, личностными проблемами. Психотерапия предполагает более глубокую и долгосрочную работу, в ходе которой довольно существенно может измениться внутренний мир клиента. Психолог же скорее консультирует, разбирается с частными случаями, дает рекомендации (к примеру, психолог вместе с клиентом может наработать список приемов, помогающих расслабиться или, наоборот, сосредоточиться и т.п.). Однако пока это разделение довольно условно. Да и работа, начавшаяся как консультация, может перерасти в серьезную и длительную психотерапию.

7. «Психоаналитик» и «психолог» – это одно и то же. На самом деле эти слова – не синонимы. Психоанализ – лишь одно из направлений в психологии, со своими принципами и спецификой работы. Именно работу психоаналитика вы наблюдаете, когда видите, как человек ложится на кушетку и начинает рассказывать о себе. Кстати, хоть кушетка и считается традиционно атрибутом психоанализа, но современные психоаналитики уже далеко не всегда ее используют. Кроме психоанализа существует еще несколько направлений (подходов) в психологии, в рамках которых могут работать психологи: гештальт-психология, когнитивная психология, экзистенциальная психология и др. У каждого подхода свои принципы, способы работы и т.д.



8. У психолога не должно быть проблем, иначе какой же он психолог и как может помочь другим?! Психолог – не Бог. У него могут быть и бывают проблемы. Единственное, что требуется от хорошего специалиста, это осознавать свои проблемы, держать их под контролем, чтоб вовремя отследить, если его проблемы начинают мешать эффективной работе с клиентом. Для этого, по-хорошему, психолог сам должен периодически проходить личную психотерапию.

Как показывает опыт, люди, приходящие на факультеты психологии, как правило, в той или иной степени ориентируются на один или несколько упомянутых мифов, стоящих за тем, как они формулируют причины своего профессионального выбора. Чаще всего звучит следующее:

«Хочу лучше в себе разобраться». Мотив по–человечески весьма достойный, но, согласитесь, разбираться в себе - это не профессия.

«Хочу помогать людям». Весьма достойно и красиво - если сказано честно. Действительно, практический психолог - один из тех (но не единственный), кто помогает другим. Но что за этим стоит? Почему выбрана именно психология? Ведь помогает другим и священник, и педагог, и социальный работник, и благотворитель, и милиционер, и многие другие.

«Хочу научиться владеть собой».

«Хочу научиться лучше общаться».

«Интересная наука».

Вообще говоря, за каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки, отчего становится иллюзорной и «искушающей», ведя по пути иногда опасному не только для себя, но и для других (о чем в дальнейшем будет специальный разговор).

Мифы о психологии и психологах:

1. Психология – наука, все знающая о человека и его душе, психолог – человек, «видящий людей насквозь».

2. Психолог – человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

3. Психолог – человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

4. Психолог – человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

5. Психолог – мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

За каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличено, обретает ложные оттенки,

По этим же причинам мотивы своего профессионального выбора будущие психологи озвучивают следующим образом:

- «Хочу лучше разобраться в себе»;

- «Хочу помогать людям»;

- «Хочу научиться владеть собой»;

- «Хочу научиться лучше общаться»;

- «Интересная наука».

Профессиональный выбор - центральный компонент формирования жизненного плана. Жизненный план – явление одновременно социального и этического порядка. Он возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся (И.С.Кон).

Выбор той или иной профессии молодым человеком помимо собственного интереса к ней, потребности в самоактуализации и самовыражении зачастую определяется ее социальной престижностью, образовательным уровнем, профессиями родителей, благосостоянием семьи, уровнем предполагаемой зарплаты. Любой выбор должен быть осознанным, особенно выбор профессиональный. Каждый человек должен хорошо представлять себе, насколько выбранная им сфера соответствует его склонностям, способностям, интересам, его призванию.

Профессиональное самоопределение – сложный, многомерный и многоступенчатый процесс, включающий осознание запросов общества на данный вид профессиональной деятельности, оптимизацию баланса своих предпочтений, интересов, склонностей и принятие решений на личностном уровне и процесс формирования индивидуального жизненного стиля, частью которого и будет выбранная профессия.

В любом случае профессия должная пробуждать любопытство, нравиться, быть романтичной, увлекательной, вызывать положительные эмоции, приносить удовлетворение, стимулировать непрерывный познавательный и практический интерес и обогащать духовную жизнь.

Принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их не способен увидеть. «Задача высшего образования заключается не в том, чтобы сделать человека умнее …, но и в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного познания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению»,- С.И.Гессен (1995). Метод научного познания может быть использован специалистом применительно и к самому себе, и к своей научно-практической деятельности, что составляет основу для его профессиональной рефлексии, то есть «видения себя со стороны».

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической и формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика. Специалист выбирает методики, адекватные поставленным задачам.

4. Особая ответственность психолога-профессионала. Задача профессионала – постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентом, а не брать всю ответственность на себя (как это делает «любитель»).

5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами. Это позволяет специалисту быть в курсе событий, обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты просто получать морально-эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку.

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании.

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала. Задача психолога – создавать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале – научить его обходиться без психолога. В этом проявляется уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем.

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию.

9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, он не истощается эмоционально и психически, как правило. Психолог должен уделять особое внимание сохранению своего психического и физического здоровья. Это делает его более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям.

10. Осторожное и критичное отношение к существующим и появляющимся методам. Профессиональная психология должна удерживать свой предмет науки и научные критерии анализа.

В полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога–профессионала могут даже далеко не все реально работающие психологи–специалисты. Да и некоторые психологи–любители все–таки могут приближаться к настоящим профессионалам. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической науки и практики.

Профессионализация вообще, и применительно к развитию психолога-профессионала в частности, является длительным и даже противоречивым процессом.

Говоря о профессионализации, выделяют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений, между которыми существуют довольно интересные взаимоотношения. Знания чаще носят осознаваемый характер (и поэтому они приобретаются гораздо быстрее). А вот умения - менее осознаваемые и приобретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания (хотя начинающий специалист еще не обладает настоящим умением, но он уже знает, как надо работать), затем по мере освоения умения оно все менее осознается, все больше «автоматизируется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший специалист с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо работает. Но иногда необходимо все–таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его) и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по–новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала–психолога.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями.

Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». Видимо, поэтому Е. А. Климов считает высшим уровнем развития профессионала уровень «наставничества», когда специалист не просто хорошо сам работает, но и способен передать свой лучший опыт другим специалистам (Климов, 1996). Но при этом специалист и сам продолжает свое развитие (продолжается его профессионализация), поскольку, объясняя что–то другим, он начинает лучше в этом разбираться - вот такой «парадокс» профессионализации.

Психолог–профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами (а также коллегами, администрацией, «заказчиками» и т. п.), но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Только преодолевая какую–то сложность, можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности. Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот «шанс» развития, ведь кризисы, к сожалению, иногда «ломают» человека. Поэтому кризисов надо не бояться, к ним надо готовиться.

В одно смотрели двое,
Один увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое,
В одно окно смотрели двое.
(Омар Хайям)

Омар Хайям - поэт, философ и ученый. Его светлые мысли, четверостишия зацепили меня в начале моей профессиональной деятельности. Уж слишком изящны и точны по глубине и форме его слова, трактаты и цитаты. Не так ли, друг мой!? «Да - да» - ответишь ты, и поддержу тебя я в этом! Поддержу, помогу, увижу «листвы зеленой вязь, весну и небо голубое» в тебе, мой ученик, коллега, ребенок иль клиент.

Моя профессия – психолог. Я так давно решила. Еще в детстве мне хотелось помочь всем, кому плохо и больно. Друзья удивлялись, как мне не скучно все это: чужие проблемы, чужие ссоры и конфликты. А нет!!! Я радовалась, когда мир вокруг становился добрее и прекраснее.

Миссия… Когда слышишь это слово, начинаешь думать о чем-то высоком, значимом. Кажется, что ты, отдельно взятый человечек, не можешь нести в себе все, что заключено в это понятие – не под силу. Профессия психолога наряду с некоторыми другими - например учителя или врача - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, психолог - помочь стать человеком, увидеть положительное даже там где его... Может и нет?А может оно так спрятано далеко, что понадобятся годы, чтобы взрастить его!

Психология зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии: быть всегда готовым оказать помощь, хранить тайну, внимательно и заботливо относиться к любому, действовать исключительно в его интересах, проявлять высочайшее уважение к жизни ребенка, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Психолог встречает ребенка в детском саду, в школе, центрах раннего развития, поликлиниках,... К нему обращаются за помощью родители, бабушки, дедушки, воспитатели, педагоги. Изо дня в день мы сражаемся с Нечто (равнодушием, злостью, агрессией, скукой), спасаем страну, Школу и ее жителей. Это определяет и особую ответственность профессии психолога, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Промахи и ошибки психологов не остаются без внимания.

Искусство психолога - это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с детьми, родителями, воспитателями, учителями. Психолог должен быть добрым человеком, чувствовать чужую боль, настроение другого.

Профессия психолога - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к ребенку, любовь к человеку, любовь даже к «трудному» подростку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Часто я возвращаюсь к словам «Сначала полюби - потом воспитывай, сначала полюби, потом обучай». Почему? Видимо сила этих слов в их глубоком понимании. Ведь часто в глазах детей я читаю «Люби меня таким, какой я есть, помоги мне, если можешь».

Эта профессия требует мужества, необходимости принятия единственно правильного решения, от которого зависит детская жизнь. Я бесконечно рада, когда ребенок говорит, что ему нравятся мои занятия, когда он не хочет уходить. Я очень долго шла к этой профессии, но моя ДОРОГА все-таки нашла меня, или я нашла ее, это уже неважно, важно, что кому-то я приношу пользу и для кого-то пусть на чуть - чуть делаю мир ярче и волшебнее.

Я от всей души желаю тебе, мой друг, удачи. Надеюсь, что мое письмо хоть немного помогло тебе по-новому взглянуть на некоторые вопросы, связанные с нашей нелегкой, но самой замечательной в мире профессией психолога!

Галактионова Юлия Сергеевна - педагог-психолог МОУ «Средняя школа № 12» г. Петрозаводска Галактионова Юлия Сергеевна.

Кто такой психолог? Кто такой психотерапевт?

Практикующий психолог - это человек, получивший профессиональную подготовку в области психологии и получивший соответствующий диплом государственного образца. Психолог работает с нормальными трудностями психически нормальных людей. Психолог не решает за клиента его проблему, а помогает клиенту самому найти выход из трудной ситуации.

Врач-психотерапевт - это врач, получивший профессиональную подготовку в области психиатрии и психотерапии.

Дадим самое общее определение психотерапии. Психотерапия (ее психологическая модель) - это помощь словом, которая оказывается человеку, страдающему от психологических трудностей.

В нашей стране психолог, получивший высшее психологическое образование, формально не может называться психотерапевтом. Но, по сути, психолог, прошедший подготовку в области клинической психологии и прошедший длительную программу по обучению психотерапии (дополнительно к вузовскому образованию), имеет все необходимые навыки для того, чтобы заниматься психотерапией.

Таким образом, существенным отличием между врачом-психотерапевтом и квалифицированным психологом является наличие медицинского образования и право выписывать лекарства. Что касается профессиональных психотерапевтических навыков, то и врач-психотерапевт, и клинический психолог, прошедший длительную программу по обучению психотерапии, обладают ими в равной степени.

Врач-психотерапевт (или врач-психоневролог) может использовать медикаментозную терапию вместе с психотерапией, или только медикаментозную терапию, если у пациента есть угроза суицида, есть психическое заболевание. Если психолог, работающий с клиентом, подозревает наличие этих факторов риска, то он консультирует своего клиента у врача-психоневролога для того, чтобы подкрепить психотерапию приемом медикаментов. В случаях, когда нет серьезного психического заболевания, медикаменты могут не помогать (или помогают на время), потому что снятие симптома с помощью приема таблеток не помогает решить психологическую проблему. Психологические трудности человека решаются не медикаментозным путем, а только психологическими методами.

Если у Вас остались вопросы после прочтения этой статьи, напишите мне о них на почту [email protected], я с удовольствием на них отвечу.

В чем различия между психологическим консультированием и психотерапией?

Психологические консультирование отличается от психотерапии сроками проведения и результатом. Методы проведения психологического консультирования и психотерапии схожи: в основном, это беседа, в психотерапии также используются рисование, проигрывание жизненных ситуаций, ролевых экспериментов, работа с пластилином глиной, песком и другие методы.

Коренное отличие консультирования от психотерапии - это результат работы. В результате психологического консультирования клиент осознает возможные причины своего поведения, видит те несоответствия между своим поведением и своими целями, которые раньше не видел, психолог может дать соответствующие рекомендации. Все это остается лишь на уровне знания клиента о своей проблемной ситуации.

В результате психотерапии клиент получает новые способности и новые возможности к тому, чтобы разрешить данную проблемную ситуацию, и, как правило, в ходе психотерапии он ее изменяет в лучшую для себя сторону, воплощает в жизнь найденные решения.

Таким образом, психологическое консультирование является лишь прологом для дальнейшей психотерапии.


Как психолог может помочь другому человеку решить его проблему?

В постсоветском обществе услуги психолога или психотерапевта еще относительно новы. Часто в трудных жизненных ситуациях люди пытаются использовать советы друзей: «да выкинь ты все из головы», «не переживай», «абстрагируйся и расслабься», и как правило, подобные советы мало помогают, потому что именно «забывание», подавление негативных переживаний ведет к их «застою». Только психолог может так направить клиента, чтобы переживание травмирующей ситуации было действительно завершено, а не «выкинуто из головы». Именно эта завершенность психотравмирующей ситуации рождает новый для человека смысл. Например: Какие уроки я извлекла из развода? Чему научил меня трудный опыт переживания конфликта на работе? Психологически грамотное завершение психотравмирующей ситуации гарантирует то, что человек перестает болезненно реагировать на неприятные воспоминания и обретет силы жить дальше уже с учетом извлеченных уроков.

Пример: женщина разводится с мужем, который ушел жить в другую семью. Эта драматическая ситуация сопровождается сложными переживаниями гнева на мужа, собственной вины за то, что оказалась плохой женой, страха перед тем, как теперь жить одной, как снова выстраивать отношения с другими мужчинами, отчаяния из-за того, что уже не так молода и никому не нужна, стыд от того, что оказалась брошенной, и так далее. Подавление, «забывание» этих переживаний, стремление «переключиться», «уйти с головой в работу» может привести к затяжной депрессии, которая может длиться годами. Подавленные переживания останутся в душе этой женщины. Каков же будет итог? И через десять лет она с болью будет вспоминать уход мужа как свое самое большое несчастье в жизни, и видеть в этом причину собственного одиночества, неустроенности, отсутствия интереса к жизни.

В данном случае работа с психологом может помочь женщине полностью выразить эти болезненные переживания, что всегда приводит к ослаблению психологического страдания, уменьшению душевной боли. Работая с психологом, женщина постепенно осознает, что, несмотря на то, что этот мужчина ее отверг, она продолжает оставаться женственной и привлекательной для других мужчин, у нее есть возможность собственного развития, как в личностном, так и в профессиональном плане. Она почувствует себя самодостаточной личностью, способной выстраивать свою дальнейшую жизнь независимо от пережитой психологической травмы. Бывшего мужа она будет вспоминать с благодарностью за то, что он был в ее жизни. Она будет испытывать благодарность за то, что, пройдя через это душевное испытание и окончательно пережив расставание с ним, она почувствовала свою силу, внутреннюю личностную цельность, не перестала ощущать себя желанной и привлекательной женщиной, способной создать семью с другим мужчиной. И достигнутое ощущение внутренней гармонии будет являться одним из важнейших составляющих ее счастья.

Психолог без ведома клиента никогда не пользуется гипнозом, внушением или какими то другими техниками, которые могут оказать влияние на психику клиента. Психолог помогает разговором, словом, и именно это является самой действенной помощью страдающему человеку.

«Люди извлекают пользу только из тех истин, которые они открывают сами» - это слова замечательного американского психотерапевта Ирвина Ялома. Именно этим принципом руководствуется квалифицированный психолог, который никогда не будет советовать или решать за клиента, как ему жить дальше. Но он всегда будет рядом с клиентом в подчас мучительном процессе поиска решения. Психолога можно сравнить с проводником альпиниста в горах. Проводник никогда не проходит вместо альпиниста трудный путь на вершину, но он подсказывает более легкую и верную дорогу, оберегает от трещин и обрывистых скал, протягивает руку помощи, когда в нем нуждаются. Точно также и психолог не сможет за вас пройти ваш путь в лабиринте поиска верного решения. Но, как акушер, помогающий в родах, психолог помогает родиться новому решению с максимальной эффективностью и быстротой, и наименее безболезненно для клиента.


Каковы гарантии, что помощь психолога будет эффективна, и клиент решит свою проблему?

Представьте себе, что человек пришел на прием к врачу с физическим недугом и спрашивает у него, может ли тот дать стопроцентную гарантию его выздоровления. Что ему ответит врач? Скорее всего, ответ будет приблизительно следующим: «Стопроцентную гарантию я Вам дать не могу, так как есть болезни, от которых люди, как правило, вылечиваются, а есть хронические заболевания, где требуется постоянная профилактика обострений. Ваше выздоровление во многом зависит от Вас, от Вашей дисциплинированности в выполнении медицинских процедур, от Вашей настойчивости в стремлении вылечиться. Я же, как врач, гарантирую создание тех условий, при которых выздоровление будет наиболее вероятно.»

Психолог, точно так же, как и врач, гарантирует создание тех условий, при которых выздоровление наиболее вероятно. И конечно же, как и в случае медицинских заболеваний, когда выздоровление во многом зависит от самого больного, успех в работе с психологом зависит от клиента, от его желания понять, как он живет, от его любопытства к своему внутреннему миру, от его настойчивости.

За что платят психологу, за разговор?

Да, за разговор. Но это не обычный разговор. Разговор психолога имеет свои особенности, особую душевность и искренность, теплоту и содержательность. Психолог, не умеющий в процессе беседы расположить к себе, вызвать доверие человека, вряд ли может рассчитывать на успех в практической работе.

Помощь, которую оказывает психолог, зачастую сводится именно к искренней, откровенной беседе с клиентом. Практически всегда, проговаривая, формулируя свою проблему в беседе с квалифицированным специалистом, человек неожиданно для себя совершенно по-новому начинает к ней относиться, понимать её суть. Профессиональная психологическая помощь и заключается в искусстве таким образом формулировать вопросы, так вести беседу, чтобы человек сам для себя нашёл выход из трудной жизненной ситуации. Консультация психолога является наиболее эффективной именно в таком случае, ведь решение, выход найден клиентом самостоятельно, без внешнего давления и подсказок. Соответственно и отношение к найденным решениям будет у человека более доверительное - ведь это его собственные мысли. Известнейший американский врач, психолог, психотерапевт Милтон Эриксон считал такой результат для практикующего психолога наилучшим показателем высочайшей степени квалификации.

Неискушённому наблюдателю работа психолога могут показаться делом лёгким и не требующим особенных навыков. Но это - призрачная лёгкость. За изяществом и непринуждённостью работы психолога всегда скрываются долгие годы обучения и практики, сотни часов работы под супервизией более опытных коллег, огромное количество прочитанной литературы, размышлений и дискуссий с коллегами. В работе с клиентом далеко не всегда правильный путь находится сразу. Работа психолога не ограничена временем его непосредственного общения с клиентом. Очень часто после окончания консультации идет тщательный анализ прошедшей беседы, сомнения «а все ли сделано правильно?», сочувствие клиенту, беспокойство за него. Все это - работа души.

Может ли психолог помочь за одну встречу?

Иногда - да. Если требуется лишь консультативная помощь, то двух - трех встреч бывает достаточно. Если клиент в ходе работы с психологом хочет добиться решения проблемной ситуации, а не получить знания о том, как это можно сделать самостоятельно (но далеко не все психологические проблемы человек способен решать самостоятельно, даже получив соответствующие рекомендации), то тут требуется более длительная работа. Порою требуется ряд еженедельных консультаций в течение нескольких недель.

Человек не способен быстро меняться в своих личностных проявлениях. Например, вспыльчивый эмоционально чувствительный человек не может быстро стать устойчивым и контролирующим проявления своих эмоций, а человек, не привыкший осознавать свои чувства, не может быстро научиться это делать. Любые быстрые изменения являются поверхностными и обратимыми. Поэтому, если взрослый человек хочет стабильных изменений своих личностных особенностей, то это, как правило, длительная работа.

В любом случае, первая встреча с психологом - всегда ориентировочная, когда двое присматриваются друг к другу. Клиент решает для себя, сможет ли он доверять этому специалисту, а психолог решает, возьмется ли он за работу с этим клиентом или порекомендует его коллеге, более опытному в данной проблематике. Если договоренность о дальнейшей работе достигнута, то тогда, как правило, намечаются первые 8 - 10 встреч, после которых подводятся предварительные итоги: чего удалось добиться, какие изменения у клиента уже произошли, каковы дальнейшие ожидания клиента от работы с психологом и так далее. Если через некоторое время клиент решает, что он уже готов самостоятельно справляться со своими трудностями без помощи специалиста, то для завершения работы (особенно, если она была длительной) требуется еще одна - заключительная встреча, на которой подводятся и осмысляются итоги совместной работы.


Может ли психолог «видеть» людей насквозь и сразу сказать человеку, какая у него главная проблема и как ее решать?

Нет, это невозможно. Не стоит доверять людям, которые предлагают такого рода услуги. Квалифицированный психолог избегает ставить какие-либо диагнозы, а тем более, давать готовые советы на все случаи жизни. Несмотря на то, что есть люди, схожие по чертам характера и типу личности, каждый человек - индивидуальность, которую невозможно прочесть, как открытую книгу. На все 100% человек никогда не поймет другого человека. И это, может быть, самое интересное во взаимоотношениях, когда есть место удивлению неповторимой сущности другого.

Может ли психолог ответить на вопрос клиента: «Нормален ли я?»

Очень часто людей мучает тайный вопрос: «А нормален ли я? Нормально ли, что я так мучаюсь от того, что часто и по пустякам плачу / раздражаюсь / обижаюсь / пугаюсь и так далее? Нормален ли я, если все окружающие вроде довольны жизнью, и только я в душе страдаю?»

Вопрос психологической нормы и не нормы - это очень сложный вопрос, так как границы между условно нормальным человеком, человеком с выраженными личностными акцентуациями и человеком с психическими нарушениями размыты и четко не определены. Очень часто вопрос о собственной нормальности возникает у людей, которые хорошо адаптированы и социализированы в обществе, ведут активную профессиональную деятельность, и достигают в ней определенных успехов. Но их личностная сфера имеет ряд особенностей. Во-первых, они эмоционально более чувствительны, чем окружающие люди. А это значит, что они легко ранимы, более тревожны, более подвержены воздействию стресса. И во-вторых, их уровень развития интеллекта позволяет им замечать и анализировать свои поступки и поступки окружающих, сравнивать себя с окружающими, задумываться о причинах частого несоответствия внешнего поведения человека и его внутреннего состояния. Этим людям часто нужно поверить в то, что они имеют право быть более эмоциональными, чем их окружение. И в этом помощь психолога неоценима. Так как очень часто психологами становятся люди именно с такой душевной организацией, но в силу полученных знаний и опыта прохождения собственной личной психотерапии, они способны оказать поддержку тем, кто мучается вопросами собственной «нормальности».


Нужно ли квалифицированному психологу самому иметь опыт личной психотерапии и работать с другим психологом в качестве клиента?

Да, для эффективной работы с клиентом квалифицированный психолог проходит собственную психотерапию в качестве клиента у более опытного специалиста. Это необходимо для того, чтобы собственные психологические проблемы психолога не мешали ему в работе с клиентом. Это необходимо для устойчивости психолога при встрече с различными тяжелыми переживаниями клиента. Прохождение более 50 часов собственной психотерапии (50 часов - это еженедельное посещение психолога в течение целого года) является необходимым условием сертификации психолога при завершении долгосрочных обучающих программ (обычно такие программы длятся от 2 до 3 лет) профессиональной подготовки психотерапевта.


Зачем психолог в работе с клиентом уделяет такое большое значение самопознанию клиента?

Зачем нужно самопознание, если многие люди живут прекрасно и без него, особенно не углубляясь в размышления о себе?

Представьте, что человек хочет поехать на автомобиле, но совершенно не знает, с какой стороны к нему подойти. Для того чтобы двигаться в нужном направлении, сначала надо узнать, как машина может передвигаться, откуда берется энергия для движения. Чтобы эффективно достигать намеченных целей человек должен знать себя, свои истинные потребности (которые не всегда являются осознанными и ясными), свои способы налаживания контакта с окружающим миром. Особенно это важно, когда наступает пробуксовка, что-то не получается, когда «хочу, но не могу»: хочу, но не могу найти новую работу, помириться с другом, поладить с ребенком, избавиться от острого чувства одиночества и так далее. Вот тогда надо обратиться к своему внутреннему миру и исследовать то, что же мешает мне достичь того, что я хочу? Ведь не только же злой шеф, требовательная мама, капризный ребенок, невнимательный друг виноваты в том, что у меня не складываются отношения с ними? Что-то ведь зависит и от меня? И даже больше: очень многое в моей жизни зависит от меня. Только я являюсь творцом моей собственной жизни!

Работу психолога часто можно сравнить с работой врача. Точно так же как и врач, психолог, в первую очередь, руководствуется принципом «не навреди». Точно так же, как и в кабинете врача, в работе психолога соблюдается строгая конфиденциальность. Путь выздоровления от физического недуга может лежать через физическую боль (например, при хирургической операции), также и выздоровление от психологического недуга часто лежит через боль от горестных, тягостных переживаний. Рождение новой личности не обходится без психологической боли, точно так же, как и рождение человека не обходится без родовых болей. Встреча с душевной болью (печалью, горем, отчаянием, страхом, обидой, виною) - это шанс от нее избавиться, так как только выраженные и прожитые чувства ослабевают и перестают мучить человека.

В работе психолога и врача прослеживается еще одна параллель. Достоверно известно, что подавляющее большинство заболеваний имеют психосоматическую природу. Они возникают не тогда, когда в организме человека что-то нарушается, а когда нарушается гармония на психологическом уровне. Так, на фоне развода у человека вдруг возникает язва желудка, или начинает болеть голова после «замятого» конфликта, или после разрыва отношений с мужчиной у женщины вдруг воспаляются лимфатические узлы (воспаление также внезапно исчезает после работы с психологом, направленной на осознавание болезненных переживаний расставания с некогда близким человеком). Пока заболевание еще не стало хроническим, когда симптомы только появились, психолог может эффективно помочь осознать клиенту, на какое травмирующее воздействие из его окружения тело отвечает болью. Когда подавляется боль от психологической травмы (нас же всех в детстве учили, что не надо переживать, показывать свои чувства, нельзя злиться, обижаться, завидовать и так далее), то болью отвечает тело, потому что тело и душа - это неразрывное единство, название которому - человек.

В ожидании появления на свет своей третьей дочери мне иногда было немного страшно, иногда у меня появлялась уверенность, что я справлюсь. Когда я была полна сил и энергии, я относилась к родам как к чему-то волшебному и удивительному, как к великой ценности. Однако, дочка, которая сидела в моем животе ничего не знала о том, что ей предстоит. Она не знала, что ей предстоит пройти через боль и страх, она не знала, что ей придется потерять многое из того, чем она тогда обладала, что являлось все ее миром. При этом, все ее существо готовилось к этому испытанию. У большинства деток, которым предстоит появиться на свет, есть достаточно ресурсов, для того чтобы справится с этой задачей. И все же, в некоторых случаях деткам нужна помощь.

Мы приходим в этот мир через боль. Через радость и счастье зачавших нас папы и мамы и через боль. Проходя свой жизненный путь, мы встречаемся с большим количеством разных испытаний, которые формируют нас. Мы встречаемся с радостью и болью, мы много чего теряем, но многое и приобретаем. Перед каждым из нас стоит задача понять устройство этого мира, научится жить в нем и выбрать свою личную дорогу воплощения и самореализации. Решая эти задачи, мы часто встречаемся с болью. Как правило у каждого из нас есть свои внутренние силы, свой ресурс для того чтобы справится с болью, которая встречается нам по жизни. Для каждого из нас очень важно на определенном этапе пути опираться на близких людей в момент боли, а так же иметь возможность разделять свою радость с ними…

Однако мир устроен сложнее, чем описанная выше модель. По каким-то причинам, наши родители далеко не всегда могут быть рядом с нами в нужный момент… Иногда они уходят слишком рано… Иногда у них есть ресурс только для того чтобы дать нам жизнь… Есть события, в которых наши родители теряют власть и не могут нам помочь… Есть ситуации, когда нам нужно больше, чем помощь нашего родителя.

Каждого из нас увлекает и заряжает что-то свое. Кто-то чувствует музыку — он способен и желает донести через нее что-то важное, для окружающих его людей. Кто-то стремиться сделать жизнь людей свободнее автоматизируя производство. Не исключено, что изначальная идея при своем воплощении может принести вред – жизнь есть жизнь и мы просто люди имеющие свои ограничения.

Мне как психологу-психотерапевту важно помогать человеку в ситуации, когда ему больно, помогать проходить через боль. Повторюсь, не во всех ситуациях нам нужна помощь, но иногда она просто необходима… Иногда отсутствие помощи приводит к тому, что мы консервируем свою боль, так и не поняв, что произошло с нами.

Хорошо, когда младенец прошел через родовые пути, благополучно задышал и встретился с мамой. В этой ситуации, он многое испытал, многое потерял, однако он приобрел что-то удивительно ценное, он приобрел возможность идти по своему пути дальше, ведь жизнь в утробе, как бы она не была хороша, не может быть бесконечной…

Если же новорожденному трудно дышать, если он не имеет возможности встретится со своей мамой, если жизнь его после рождения не определена и не предсказуема… тогда все те испытания, которые он прошел в момент родов не могут быть присвоены, как личная победа в инициации. Тогда ему требуется помощь, чтобы выжить, требуется помощь, чтобы жизнь продолжалась.

Если кто-то из нас встретился с болью, смысл которой не понятен, если у нас не было достаточно сил, чтобы справится с той болью, которая захлестнула, если мы вынуждены были переживать боль в одиночестве, то наша психика сделает все возможное, чтобы эту боль спрятать в железный ящик под тяжелый замок – ведь иначе идти дальше по жизни становится невыносимо. Такая спрятанная боль, может разрушать нас годами, просачиваясь из этого ящика, пытаясь вырваться на свободу, напоминая о себе бесконечное количество раз. Такая боль будет мешать нам двигаться дальше по своему жизненному пути… Мы конечно будем расти и даже взрослеть… Раз мы пришли в это мир у нас будет ресурс и возможность как-то справляться с этой жизнью, но будет так же что-то, что тянет назад, что заставляет замирать, что не пускает двигаться вперед, что все время напоминает о себе…
Как много у каждого из нас таких событий, которые тормозят наш путь, которые как резинки тянут нас назад, которые раз за разом возвращаются в нашу жизнь, потому, что мы так и не смогли прожить их… У каждого свой набор, отпущенный судьбой.

Я вижу свою роль, свою миссию как психолога-психотерапевта, быть проводником в душевных страданиях… Иногда к ним надо найти дорогу. Ведь психика очень старательно прячет этот ящик, чтобы у нас была возможность просто жить. Иногда важно увидеть в болезненных переживаниях ценность – ведь они многому научили нас. Иногда важно найти ответственных и перестать винить себя за то, что не совершал. Есть ситуации, когда бывает достаточно понять, что именно болит, и дальше человек сам может найти помощь внутри себя или рядом со своими близкими. Ведь порой, то чудище, которое казалось в детстве непобедимым, легко может быть повержено, когда мы стали взрослыми. Но бывают ситуации, когда боль можно прожить, только рядом со специалистом. В этих случаях, боль найденная, рассказанная, описанная, разделенная, признанная – теряет свою силу и власть над нами. Психике нет необходимости тратить свои силы на то, чтобы удерживать ее под тяжелым замком и следить, чтобы она не проникала через ржавеющие углы.

Я вижу ценность психотерапевтического процесса в том, чтобы образовалось место, время и пространство, где мы с вами можем максимально безопасно встретиться с болью, понять ее, принять, дать ей право на существование, определить ее ценность.

Станете ли вы счастливее после прохождения психотерапии? Нет. Скорее вы перестанете быть несчастным. Станет ли ваша жизнь проще и понятнее, если вы начнете личную психотерапию? Нет. Скорее, вы поймете уникальность своего личного пути и будете лучше понимать устройство своего внутреннего мира.

Один семилетний мальчик, сходив на первую тренировку в бассейн и испугавшись тренера, спросил маму:
— А ты можешь плавать рядом, чтобы я знал, что ты близко?
— Я не знаю, как сегодня распределять тренировочные дорожки, возможно я буду плавать в соседнем бассейне… — ответила мама.
— Спасибо, мне этого достаточно, мне важно просто знать, что ты рядом.

Я точно могу обещать, что «буду рядом» (в том месте и в то время, о котором мы с вами договоримся), если вам понадобится помощь, чтобы справится с трудной ситуацией. Я точно могу обещать, что благодаря психотерапии вы научитесь сами себе оказывать помощь в таких ситуациях. Я точно знаю, что вам станет интереснее жить рядом с тем человеком, которого вы видите в зеркале (если вы в него заглядываете), а главное вы узнаете и поймете про него много важного. Я точно знаю, что в результате психотерапии ваши отношения с миром и людьми станут более ясными и понятными, а главное более предсказуемыми и менее болезненными. Я точно знаю, что это стоит вложенных вами сил, времени и денег, потому что сама 8 лет проходила личную терапию и по своему опыту знаю, какие удивительные открытия ждут вас на этом пути.

Быть психологом для меня - заниматься самым интересным делом в мире! Эта работа не всегда простая, но всегда интересная. Она заставляет все время учиться, узнавать окружающий мир с различных сторон.

Когда человек, обратившийся за помощью, говорит: "Мне стало намного легче!" или "Теперь я знаю, что я буду делать!" - я понимаю, что наша профессия существует не зря, и радуюсь.

Для меня быть психологом - это всё! Это образ жизни, который выбран осознанно и навсегда.

Эта удивительная профессия делает весь жизненный опыт - опытом профессиональным, стимулирует непрерывно ежедневно учиться, развиваться как личность.

Результат этой деятельности - положительные изменения в жизни человека. Любимая профессия, приносящая пользу другим - Высшее благо!

Быть психологом - значит ежедневно становиться лучше для улучшения жизни других.

Быть психологом - это открыться навстречу, быть рядом, идти вместе.

Для меня быть психологом - это быть открытым к разным сторонам человеческой жизни, быть открытой миру.

Помогать людям, понимать суть происходящего, узнавать новое, быть в тонусе, повышать свои умения и навыки.

Быть психологом - это ответственное дело, так как от каждого слова и действия многое зависит! Это нужно понимать и часто корректировать самого себя, своё поведение, не играть роль "всемогущего", а просто помогать по мере возможности, знания и силы!

Всем желаю быть хорошими психологами и всего наилучшего!

Для меня быть психологом - это реализовать свое предназначение.

Это переживать чудо таинства Встречи с Другим человеком.

Это, сохраняя и повышая свою компетенцию, оставаться собой, не смешивая личное и профессиональное.

Быть психологом - это столкнуться с тем, что психология невозможна без того изначального смысла, который вкладывали в это слово: без души. Психолог работает всей своей Личностью с Личностью.

Для меня быть психологом - значит уметь реализовать свои знания об общих закономерностях мышления, психики и поведения для помощи в решении каждой конкретной проблемы, с которой ко мне обращаются мои клиенты.

Для меня быть психологом - это не миссия, это сложная, но порой очень увлекательная работа, когда можно находиться рядом с человеком, который оказался в трудной ситуации, и попытаться помочь ему.

Я была, мягко говоря, в «шоке» от того, что можно решить свои проблемы и проблемы других людей. Иногда за один сеанс!

Люблю свою работу! Для меня быть психологом - это любовь ! Люди такие интересные, разные, странные, иногда сложные… но каждый из них заслуживает счастья, здоровья и радости. Хочется сделать все возможное для них. Жаль, что иногда они не хотят!

Для меня быть психологом - это мое физическое и психологическое здоровье ! Сколько решено моих личных проблем с детством, родителями, мужчинами, детьми. Я все еще «лечусь». Каждая проведенная группа личностного роста - это и мой личностный рост, всегда открывается что-то новое…

Для меня быть психологом - это благосостояние! Да, не надо стесняться - это и дом, и деньги , и участие в обучающих семинарах. Я вкладываю деньги в свой профессионализм, и они возвращаются мне сторицей. Я благодарна своей работе и Богу за возможность творить любимую деятельность и получать за это вознаграждение.

А еще это бесконечная учеба! Второе высшее (психологическое), трансперсональная психология, НЛП-практик, экзистенциальная психология - это только некоторые методы и направления, которые за последние годы стали любимыми у меня и моих клиентов.

И наконец - быть психологом для меня это образ жизни, формирование мировоззрения, позитивного мышления, создание новых моделей поведения, возможность передать эти знания другим людям, психологам. Возможность использовать свою личность как эффективный инструмент помощи людям, семьям , детям, коллективам.

Благодарю за такой вопрос! У меня еще раз возникли чувства счастья, удовлетворения и гордости за свою любимую психологию…

Быть психологом значит увидеть поистине волшебное превращение моего клиента из гадкого утенка в Великолепного Лебедя. Осознавать, что я к этому процессу имею прямое отношение - это самая дорогая награда для меня. Спасибо всем моим клиентам!

Уметь с улыбкой встречать возрастные кризисы как дополнительный ресурс для нового жизненного витка.

Иметь возможность вполне объективно помогать обратившимся людям.

В нужный момент уметь принять произошедшее насколько это возможно.

Научиться вновь обретать то, что, казалось бы, навсегда потеряно.

Иметь возможность видеть в людях их позитивное намерение.

С того момента, как я вступила на профессиональный путь психолога , моя жизнь стала более интересной, более насыщенной, более разнообразной и позитивной.

Воспользуюсь возможностью и поблагодарю всех людей, который были, есть и будут встречаться на моем жизненном пути: спасибо моим родителям, брату, мужу, сыну, преподавателям и моим друзьям за поддержку и помощь, а также спасибо за доверие тем людям, которые видят во мне человека, способного помочь на их жизненном пути.