Повторить правописание причастий и деепричастий. Правописание суффиксов причастий, деепричастий, наречий


Какие суффиксы причастий существуют в русском языке? Ответ на этот несложный вопрос вы найдете в материалах данной статьи.

Общая информация

Перед тем как представить суффиксы причастий, следует рассказать о том, что это вообще за часть речи. Причастием называют самостоятельную часть речи (или особую форму глагола), обладающую свойствами и имени прилагательного, и глагола. Как правило, оно обозначает признак какого-либо предмета по действию, а также отвечает на следующие вопросы: «каков?», «какой?», «что делавший?», «что делающий?», «что сделавший?».

Какие виды причастий существуют?

Те или иные суффиксы причастий формируются в зависимости от того, как именно было образовано слово. Таким образом, представленная часть речи подразделяется на следующие виды:

  • причастия страдательные наст. вр.;
  • причастия страдательные прош. вр.;
  • причастия действительные наст. вр.;
  • причастия действительные прош. вр..

Причастия страдательные наст. вр.

Страдательный вид образуется от переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида. Различают следующие суффиксы причастий:


Причастия страдательные прош. вр.

Такие причастия формируются от переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида. Они имеют следующие суффиксы:

1. -н(н)-. Данный суффикс используется в таких случаях:

  • Если причастие образовывается от глаголов на -ять, -ать или -еть (например, загнать - загнанный, обсмеять - обсмеянный, просмотреть - просмотренный).
  • Если причастие образовывается от глаголов, у которых есть следующие суффиксы: -ева-, ова- (например, шифр-ова-нный, марин-ова-нный).
  • Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) завязать → завязанный.

2. -ён(н)- или -ен(н)-. Такие суффиксы используются в следующих случаях:

  • Если причастие образовывается от глаголов, которые оканчиваются на -сти или -чь, а также на -ить (стричь - стриженный, унести - унесённый, решить -решённый, подстрелить - подстреленный).
  • Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) замесить → замешенный.
  • Если в полном причастии есть приставка (кроме приставки не-). Например: сварить → сваренный, покрасить → покрашенный.
  • Если у полного причастия есть зависимое слово. Например: крашенный забор.

3. -т-. Такой суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на -оть, -нуть, -ереть (свернуть - свернутый, колоть - колотый, бить - битый, запереть - запертый).

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Данные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида при помощи таких суффиксов, как:

1. -ущ- или -ющ-. Представленные суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 1-ого спряжения. Приведем пример: читать → чита(ют) → читающий; колоть → кол(ют) → колющий; писать → пиш(ут) → пишущий.

2. -ащ- или -ящ-. Такие суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 2-ого спряжения. Приведем пример: говорить → говор(ят) → говорящий; видеть → вид(ят) → видящий; клеить → кле(ят) → клеящий. Однако у данного правила есть свои исключения: брезжущий, зиждущийся, мучающий, меряющий, мерящий.

Причастия действительные прош. вр.

Названные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида при помощи следующих суффиксов:

1. -вш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на гласную букву. Например: устать - уставший, играть - игравший. Следует особо отметить, что перед -вш- пишется такая же гласная, что и перед суффиксом -л- в форме прошедшем времени, а также в инфинитиве перед суффиксом -ть (надеяться, надеялся - надеявшийся).

2. -ш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на согласную букву. Например: лезть → лез → лезший, нести → нес → несший.

Основные правила

  • Суффиксы причастий - это формообразующие суффиксы. Как правило, они не входят в состав основы слова при его морфемном анализе.
  • В суффиксе -ённ- страдательных причастий (или в краткой форме -ён-) прош. вр. после шипящих пишется «ё», если она находится под ударением (поражён - поражённый).
  • После шипящих щ, ж, ч и ш пишутся гласные а, и, е, у (например, печёный).
  • В суффиксах кратких причастий ставится одна -н.
  • Только страдательные причастия, образующиеся от переходных глаголов, могут иметь краткую и полную форму (например, склеен - склеенный).
  • Причастия страдательные прош., а также наст. вр. могут образовываться путем присоединения к форме действительного залога постфикса -ся (например, продава-вш(ие)ся).

Правописание окончаний причастий

У всех причастий имеются такие же окончания, что и у имен прилагательных. В связи с этим написание таких гласных проверяется при помощи соответствующих вопросов. Приведем пример: Море (какое?) бушующее; В море (каком?) бушующем; С морем (каким?) бушующим.

Подведем итоги

Зная все описанные правила постановки суффиксов в причастиях, вы можете легко и быстро создать грамотный текст. Также следует отметить, что очень важно уметь различать отглагольные прилагательные и причастия. Ведь правила их написания значительно отличаются.

Правописание суффиксов причастий.

1. Если действительное причастие настоящего -времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс -ущ- или -ющ- (летать - летающий, звать - зовущий),
Если же действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -ащ- или -ящ- (звонить - звонящий, смотреть - смотрящий),
Исключение: брезжить - брезжущий;
2. Если страдательное причастие настоящего ере- ,. мени образовано от глагола I спряжения, то пишется I суффикс -ем- или -ом- (рисовать - рисуемый, вести - ведомый),
Если же страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -им- (возить - возимый),
Исключение: движимый;
3. Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -ать, - ять, то пишутся суффиксы -анн-, -янн- (прочитать - прочитанный, развеять - развеянный),
Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -еть, -ить, -ти, -чь, то пишется суффикс -енн- (запрячь - запряжённый, спасти -спасенный);
4. В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ть в инфинитиве): клеи-вш-ий (клеи-л, клеи-ть), лелеявший (лелеял, лелеять).

5. Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени:

пишется -н- пишется -нн-
1 . В кратких страдательных причастиях прошедшего времени (развеян, прочитан);

2. В отглагольных прилагательных, образованных от причастий и не имеющих при себе приставок или зависимых слов (правленая рукопись)

1. В полных причастиях, имеющих при себе приставки (кроме не-): развеянный, запряженный;

2. В полных причастиях, если они имеют при себе зависимые слова (правленная редактором рукопись).

-нн-, если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть) есть гласные а, я, е: разрисова-нн-ый (разрисова-л, разрисова-ть);
-енн-, -ённ-, если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть) есть гласная и: выращ-енн-ый(вырастил, вырастить); если причастия образованы от глаголов, у которых перед суффиксом неопределенной формы -ти стоит согласная: привез-ённ-ый(привез-ти).

Суффиксы деепричастий

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (с помощью этого суффикса деепричастия образуются от возвратных глаголов), -ши: сказать — сказав, умыться — умывшись, влезть — влезши.

Деепричастия совершенного вида могут быть образованы и от основы простого будущего времени с помощью суффикса -а (-я): прочтут — прочтя, найдут — найдя. Особенно распространены деепричастия совершенного вида на -а (я) в устойчивых сочетаниях: положа руку на сердце; сложа руки; спустя рукава, сломя голову, скрепя сердце и др.

Глаголы с суффиксом -ва-, который выпадает в настоящем времени, в деепричастии сохраняют этот суффикс: признают — признавать — признавая (признавать)

Деепричастия от глаголов быть и красться имеют суффикс -учи-: будучи, крадучись.

Суффиксы наречий

1.Наречия с приставками на-, за-, в- имеют суффикс -о: направо, засветло, влево.
2.Наречия с приставками из-, до-, с- имеют суффикс -а: издавна, досуха, снова (но: смолоду, сходу).
Примечание 1. Некоторые наречия с приставками из-, до-, с- имеют суффикс -о, так как образованы от слов с указанными приставками: досрочно (досрочный), испуганно (испуганный).
Примечание 2. Некоторые наречия с приставкой по- имеют суффикс -у: попусту, помногу, помалу.

Лекция, реферат. Правописание суффиксов причастий, деепричастий, наречий - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
  • закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
  • закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
  • развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;
  • воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.

Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.

Оборудование:

  1. Таблица “Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”.
  2. Карточка-информатор (4 варианта).
  3. Карточки для индивидуальной работы.
  4. Тблица “Отличительные признаки причастия и деепричастия” (заполняется в процессе урока).
  5. Индивидуальные счетчики для подсчета заработанных баллов.

Эпиграфы:

Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В.Ломоносов

[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность

Д.Э.Розенталь

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.

Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.

В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.

II. Эпиграф.

К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.

(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот. )

III. Составление таблицы.

Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?

(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.

На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).

Отличительные признаки причастия и деепричастия
Грамматические признаки Причастие Деепричастие
1. На какой вопрос отвечает? Какой? Какая? Какое?

Думающий, сплетенный, рассказавшая

Что делая? Что сделав?

Играя, восхищаясь

2. Что обозначает? Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек Добавочное действие: смотрел, восхищаясь
3. К какому слову в предложении относится? К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь
4. Как изменяется? По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. Не изменяется
5. Какие признаки глагола имеет? Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись
6. Как образуется (суффиксы)? ащ-ящ (смотрящий);

ущ-ющ (тающий);

вш, ш (строивший, несший)

ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый);

енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый)

а, я (глядя, слыша)

в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши)

7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
8. Как выделяется на письме знаками препинания? Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи.

VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.

По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”

Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.

V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.

(на усмотрение учителя)

Подведение итогов урока.

Итог подводится по индивидуальным счетчикам:

26-28 баллов – “5”;

22-25 баллов – “4”;

17-21 балл – “3”.

Ученик из победившей команды, набравший наибольшее количество баллов, получает дополнительно оценку “5”.

Причастие и деепричастие - особые части речи, объединяющие в себе морфологические признаки нескольких частей речи. Этим они отличаются от остальных. Кстати, многие ученые-лингвисты относят причастие и деепричастие к глагольным формам, а не выделяют в отдельную часть речи. В данной статье будем говорить о них как о самостоятельных.

Понятие причастия

Причастие и деепричастие в русском языке объединяет то, что обе эти части речи заключают в себе некоторые морфологические признаки глагола: категории вида, возвратности и времени.

Однако причастие тяготеет к прилагательным и выражает признак какого-либо предмета или явления по его действию: читающий, слушающий, строимый, читаемый. Отвечает эта часть речи на вопросы что делающий? что сделавший?. От прилагательного причастие «унаследовало» род, число и падеж - таким образом они и согласуются с существительным, к которому относятся: написанная книга - написанные книги (мн. ч.) - о написанной книге (предложный падеж) - написанный роман (мужской род).

Также причастие может употребляться в полной и краткой формах. Врученный диплом - грамота вручена. В отличие от прилагательных в кратких причастиях пишется сугубо одна буква н. Туманная низина - низина туманна (краткое прилагательное); засеянное поле - поле засеяно (краткое причастие).

Причастия в зависимости от значения могут быть действительными (обозначать признак, создаваемый непосредственно действием - строящий) или страдательными (обозначать признак действия, испытываемого со стороны - строимый).

Понятие деепричастия

Деепричастие тяготеет по грамматическим признакам к наречию: от него часть речи переняла неизменяемость, а вот от глагола у деепричастия остался вид (слушая - прослушав) и возвратность (умывая - умываясь).

Деепричастие обозначает добавочное, дополнительное действие, его легко можно заменить однородным сказуемым.

  • Я шла по улице, радуясь весеннему солнцу. - Я шла по улице и радовалась весеннему солнцу.

Добавочное действие указывает, как действует основной глагол. Шла, радуясь, - деепричастие "радуясь" означает добавочный признак, эмоцию, с которой выполняется основное действие "шла".

Причастия действительные: образование, суффиксы

Причастие и деепричастие образуются от глаголов с помощью специфических суффиксов. Что касается действительных причастий настоящего времени, их производящая основа - глагол этого же времени. У последнего просто отметается окончание и приставляется характерный суффикс причастия: -ущ-/-ющ - и -ащ-/-ящ -.

Здесь следует помнить, что первые суффиксы характерны для причастий, образованных от глаголов первого спряжения, -ащ-/-ящ - употребляются у причастий от глаголов II спряжения.

  • Загорать - загораю (глагол настоящего времени, I спряжения) - загорающий (действительное причастие настоящего времени).
  • Клеить - клею (глагол настоящего времени, II спряжения) - клеящий (действительное причастие настоящего времени).

Эти же причастия прошедшего времени образуются от основы глагола этого же времени с помощью суффиксов -вш-, -ш- .

  • Нести - нес - несший, ползти - полз - ползший.

Так же проверяется безударная гласная перед суффиксом (слово ставится в прошедшее время) веять - веял - веявший.

Причастия страдательные: образование, суффиксы

Страдальные причастия настоящего времени необходимо образовывать от основы глагола I или II спряжения с помощью суффиксов -ем-/-им- соответственно.

  • Решать - решают - решаемый; носить - носят - носимый.

Суффиксы -енн-, -нн-, -т - используются для образования страдательных причастий прошедшего времени. Производящая основа - глагола-инфинитива: решать - решенный; мыть - мытый; прочитать - прочитанный. Следует помнить, что в суффиксе -енн - всегда пишется только буква е после шипящих. Например, сожженный, решенный.

Кроме того, в этом же суффиксе пишется всегда две буквы н . Этим причастия отличаются от отглагольных прилагательных. Последние не имеют приставок и зависимых слов - они пишутся с одной буквой н. Квашеная капуста (отглагольное прилагательное) - квашенная мамой капуста (причастие, есть зависимое слово) - поквашенная капуста (причастие, есть приставка)

Деепричастия: образование, суффиксы

Причастие и деепричастие похожи тем, что у тех и у других производной основой является глагол.

Если говорить о деепричастиях несовершенного вида, то берется основа глагола настоящего времени и к ней приставляется суффикс -а - или -я -.

  • Сторожат - сторожа; блестят - блестя; двигают - двигая; дышат - дыша.

Есть ряд глаголов, от которых образование деепричастия не представляется возможным: пахать, печь, шить, плясать.

Если говорить о деепричастиях совершенного вида, то их следует образовывать от основы инфинитива. При этом участвуют суффиксы -в-, -вши-, -ши -. Например, написать - написав, написавши; принести - принесши.

Таким образом, правописание суффиксов причастий и деепричастий зависит от вида глагола производящей основы, его спряжения. Также иногда следует учесть вид (особо это касается деепричастий). Суффиксы причастий и деепричастий различного значения следует знать наизусть, тогда их корректное написание трудностей не вызовет.

Правописание не с причастиями и деепричастиями

Следует сказать еще об одной орфограмме, часто вызывающей трудности. Как писать частицу не, причастие и деепричастие. Правила, касающиеся последних, достаточно просты: с деепричастием эта частица пишется раздельно, кроме слов, без нее не употребляющихся. Например: не делая, не думая, не схватив, не принесши, но негодуя, ненавидя.

Причастие будет писаться с не раздельно в следующих случаях:

  1. У него есть зависимые слова. Другими словами, если имеет место не одиночное причастие, а причастный оборот (Цветы, не сорванные вчера, расцвели во всей своей красе).
  2. В предложении есть противопоставление, построенное с помощью союза а (Это были не увядшие, а вполне свежие цветы).

Слитно не с причастиями будет писаться вне причастных оборотов: непрекращающийся ливень, невспаханное поле, непрочитанная книга.

Также пишутся слитно с не причастия, которые без этой частицы не употребляются: негодующий, ненавидящий.

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).