Стресс и на психическом уровне. Стадии стресса


10099 0

Происхождение стресса объясняется инстинктом выживания. Все животные рискуют подвергнуться нападению хищника или столкнуться с непредвиденной опасностью. Они должны быть способны защитить себя от угрозы либо вступив в борьбу, либо спасаясь бегством. Тело готовит себя к этому, выпуская в кровь определенные гормоны.

Современная жизнь также таит в себе огромное количество стрессов для разума, чувств и эмоций, поэтому тело проходит через похожие процессы, даже если источник стресса является психологическим, а не физическим. Способность индивида справляться со стрессом играет важную роль в его умственном (психическом) здоровье. Ниже перечислены некоторые причины и последствия стресса.

Необходимость стресса. Человеческое тело и разум так устроены, что им необходим определенный стресс. Для многих людей сильный стресс является источником удовольствия, так как подразумевает, что человек должен с ним справиться. Такие люди бывают среди спортсменов, а также карьеристов, которые находятся в состоянии постоянного стресса.

Психические расстройства. Около 12 процентов населения России страдают от психических или психологических нарушений в тот иЛи иной период жизни. Все больше людей лечится в больницах и в домашних условиях, хотя время их пребывания в больницах укорачивается. Мы расскажем о некоторых возможных способах их лечения.

Речь идет, скорее, не о возрастающем количестве случаев психических заболеваний, а о том, что все больше людей обращаются за лечением, сознавая, что у них возникли проблемы психического или психологического характера. Клеймо, однажды поставленное на психических болезнях, постепенно исчезает. Но начало психического расстройства может быть и незаметным; ниже мы рассказываем, на какие симптомы необходимо обратить внимание, что делать, прежде чем обращаться за профессиональной помощью.

Физические проявления стресса

Диаграмма внизу показывает, где можно обнаружить следы стрессового состояния. Инстинктивная реакция тела на стресс - это борьба или бегство.

1 Кора головного мозга получает и анализирует информацию об источнике стресса через органы чувств.
2 Затем головной мозг посылает инструкции в «центр тревоги» в нижней своей части, чтобы тело было готово действовать.
3 Гипофиз высвобождает в кровь адренокортикотропный гормон (адренокортикотропин, АКТГ).
4 Этот гормон доходит до надпочечников, находящихся прямо над почками. Эти железы выделяют два гормона - эпинефрин (адреналин) и норэпинефрин (норадреналин), а также кортизоны. Эти вещества помогают телу приготовиться к неожиданной атаке.
5 Сердцебиение усиливается, сердце быстрее качает кровь.
6 Частота дыхания увеличивается, воздушные пути в легких расширяются, чтобы доставить больше кислорода к мышцам.
7 Кровеносные сосуды сужаются, кожа бледнеет.
8 Кровеносные сосуды в желудке сужаются.
9 В результате действий 7 и 8 к мышцам и мозгу приливает больше крови.
10 Селезенка сокращается, высвобождая в кровь красные кровяные тельца, которые несут больше кислорода.
11
Печень выделяет сахар, в кровь также поступает холестерин. Оба вещества добавляют телу энергии.
12 Кожа начинает потеть, она готова избавиться от излишка тепла.
13 Активизируется система свертывания крови. Количество белых кровяных телец возрастает.
14 Гормоны стресса снижают количество половых гормонов.

Осложнения после стресса

Стресс может привести и к психологическим проблемам:

Депрессия. Мало людей страдает от маниакальной депрессии, которая проявляется сменой периодов эйфории и тяжелой депрессии.

Послеродовая депрессия вызвана гормональными изменениями, проблемами ухода за ребенком, отлучением от него или недостатком уверенности в себе.

Шизофрения часто вызывается стрессом в семье. Симптомы включают деградацию личности, нелогичность суждений, появление видений, галлюцинаций, воображаемых голосов и манию преследования (паранойю).

Нервная анорексия - это голодание, истощение, обычно возникающее у неуверенных в себе людей или подростков, а также людей, испытывающих психологическое давление.

Агрессивное поведение также может быть вызвано стрессом.

Зависимость от наркотиков (или лекарств) - результат сильного стресса.

Неврозы
, например приступы паники, сильное сердцебиение, фобии, ипохондрия, истерия, амнезия, навязчивые идеи - всему этому подвергается человек, стремящийся избавиться от стресса.

Стресс является причиной следующих физических нарушений:

1 Головные боли
2 Истощение
3 Излишнее потоотделение
4 Приливание крови к лицу
5 Катаральный ринит
6 Приступы астмы
7 Высокое кровяное давление
8 Порок сердца, болезни сердца
9 Кожные заболевания
10 Нарушения пищеварения и язва желудка
11 Боль в спине
12 Диабет
13 Диарея
14 Ревматизм и артрит

Психический стресс это состояние психики (в первую очередь), а не организма. Психический стресс это более напряжённое состояние, чем обычное мотивационное. Обычно оно требует для своего возникновения восприятия угрозы. Явления психического стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как психический стресс возникает главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определённой ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Здесь от фактора личности зависит очень много. В системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряжённости нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги . Признаки тревоги:

Ощущение неопределённой угрозы;

Чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

Неопределённое беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса (что вытекает из уже упоминаемого, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает её биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности).

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая ещё не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

1). Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было при­своено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром.

Позже это определение было уточнено: психологический стресс это реакция или процесс, в котором тре­бования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую си­туацию. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональ­ный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физио­логи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конеч­но же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение дан­ного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и да­же примат эмоций в комплексной реакции.

Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме чело­века.

Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типич­ные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий крут психических явлений как негативного, так и позитивного характера.

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоцио­нального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержа­ние в связи со следующими обстоятельствами:

Эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и живот­ным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

Эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоцио­нальными реакциями, а в развитии психологического стресса пре­обладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

Термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиолога­ми, а термин «психологический стресс» - психологами. В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии - тревоги, адаптации и истощения.

Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по раз­личным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологическо­го, психологического и эмоционального стресса.

2). Особенности психологического стресса

Таблица. Отличие между биологическим и психологическим стрессом

Параметр Биологический стресс Психологический стресс
Причина стресса Физическое, химическое или биологическое воздей­ствие на организм Социальное воздействие или собственные мысли
Характер опасности Всегда реальный Реальный или виртуальный
На что направ­лено действие стрессора На жизнь, здоровье, физи­ческое благополучие На социальный статус, чувст­во самоуважения и т. д.
Наличие реаль­ной угрозы жиз­ни или здоровью Есть Отсутствует
Характер эмо­циональных переживаний «Первичные» биологические эмоции - страх, боль, испуг, гнев «Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с ког­нитивным компонентом - беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.
Временные гра­ницы предмета стресса Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)
Влияние лич­ностных качеств Незначительное Очень значительное
Примеры Переохлаждение, вы­званное долгим купанием

Ожог горячим паром

Интоксикация, вызванная приемом алкоголя

Вирусная инфекция

Обострение гастрита по­сле приема острой пиши

Травма (ушиб, перелом)

Выговор, полученный от начальника

Повышение квартплаты

Страх полетов на само­летах

Семейный конфликт

Беспокойство за здоровье близких родственников

Несчастная любовь

Беспокойство по поводу будущего

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, опи­санного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфиче­ских особенностей, среди которых можно выделить несколько важ­ных* особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. В отличие от животных человек реагирует не только на действи­тельную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вы­зывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене.

Другая особенность психологического стресса - сущесвенное зна­чение оценки человеком степени своего участия в активном воздей­ствии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. По­казано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуа­ции обусловливает преобладание парасимпатических реакций

Механизм развития психологического стресса можно продемонст­рировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или под­сознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка со­бытия. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоцио­нальная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

3). Дифферениировка стресса и других состояний

Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний доста­точно сложна и в большинстве случаев условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность.

При доста­точной интенсивности и длительности такие эмоциональные явле­ния, как страх, тревожность, фрустрация, психологический диском­форт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационно­го синдрома. Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от про­цесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальны­ми и вегетативными изменениями, а утомление определяется высши­ми этажами нервной системы, в первую очередь - корой больших по­лушарий. Утомление обладает способностью к на­коплению, постепенно переходя в качественно новое состояние - пе­реутомление.

Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно со­стояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него - перегрузку. По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представля­ют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. Касандра Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения - страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Близким к состоянию психологического стресса, по мнению неко­торых исследователей, является также состояние эмоциональной на­пряженности. Данные авторы считают, что эмоциональная напря­женность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напря­женности.

Психологический стресс представляет собой следствие, итог сильнейшего нервного перенапряжения, которое спровоцировано тем или иным переживанием. Каждая эмоция, положительная либо отрицательная способна привести к данному виду , как реакции организма на раздражитель.

В свою очередь психологический стресс бывает информационный и эмоциональный.

Особенности психологического стресса…

Спровоцировать психологический стресс может все что угодно – психологическая травма или же обидное слово, ссора или же низкая температура.

Что характерно, реагировать человек будет одинаково, как на реальную угрозу для него, так и на вымышленную, в то же время особенность поведенческих реакций на стресс у каждого человека индивидуальна, но суть в корне будет одной. И это есть психологический стресс.

Он может возникнуть как в стенах своего родного дома, так и вне его предела – на работе или же в магазине, в школе или ином месте. В любом из случаев и ситуаций он может спровоцировать весьма тяжелые и серьезные проблемы со здоровьем.

… и отличия от физического

Физический и психологический стресс разняться в себе и не только причинами своего появления и развития, но и последствиями. Так причинами, которые провоцируют физический стресс, могут быть физические, химические либо же биологические факторы, а вот психологический – скорее социальное влияние, а так же собственные мысли.

В отношении характера потенциальной опасности, то физический провоцирует реальная угроза, а вот психологический – такая угроза может нести как реальный, так и виртуальный характер.

При физическом стрессе – негативное действие, его последствия направлены на здоровье всего организма, органов и систем, а при психологическом – на социальный статус, уровень самоуважения и иные социальные параметры.

В отношении эмоционального переживания – физический стресс проявит себя в виде первичных эмоций, таких как страх и боль, испуг или же гнев, а вот эмоциональный проявит себя в виде беспокойства и депрессивного угнетения, тревоги и тоски, ревностью или в виде зависти.

В вопросе временных рамок физический стресс проявит себя только в настоящем времени или же недалеком будущем, имея конкретные рамки, а вот психологический будет иметь размытые временные рамки.

Современные теории

В вопросе существующих теорий о психологическом стрессе достаточно выделить следующие самые популярные:

Особенности и стадии поведенческой реакции

Сам процесс течения психологического стресса условно можно поделить на такие стадии:

  1. Эмоциональная тревожность . Именно на этом этапе проявляются самые первые признаки, ответная реакция на внешние раздражители. По своей продолжительности она может разниться – тут все индивидуально и по времени может варьировать от нескольких минут и до нескольких дней. Даже недель.
  2. Стадия сопротивления и адаптации . В этом случае человек максимально приспосабливается и усиливает внутреннее и внешнее сопротивление организма внешнему и внутреннему раздражителю. Если раздражение идет достаточно длительное – имеет место постепенное приспособление к нему, как к привычной среде обитания. Именно на данной стадии пациент может эффективно анализировать ситуацию и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант развития событий и способ побороть стресс.
  3. Стадия истощения . Если пациент исчерпывает свои силы, при длительном влиянии стрессовых факторов, пациент будет ощущать утомление и усталость, хроническое опустошение. К этим неприятным ощущениям присоединяется чувство тревоги и безысходности – на данном этапе способность адаптироваться и приспособиться утрачивается полностью, особа просто теряет способность предпринимать те или иные действия.

Клиника стрессовой ситуации

Стресс может проявлять себя по-разному – тут симптомы исключительно индивидуальны. При чем симптоматика будет разниться с учетом того, на какой стадии развивается психологический стресс. Тем не менее, практикующие психологи выделяют следующие психологические симптомы стресса:

Корень проблемы — его нужно знать и уметь искать

В вопросе , которые провоцируют развитие эмоционального стресса практикующие психологи называют в первую очередь противоречие, имеющееся меж внутренними представлениями и реальным миром.

Помимо всего прочего, стрессовое состояние может быть спровоцировано и иными факторами и событиями, которые существуют во вне, так и в человеческом сознании. Главное, что это событие – значимое для человека и уже не столь важно, положительное оно или же отрицательное.

Психологи выделяют следующие значимые для особы события:

  • смерть близкого или родного человека, расторжение брака или же расставание со своей второй половинкой;
  • заключение в тюрьму и поражение здоровья серьезной патологией;
  • увольнение с работы или же изменение в социальном положении человека;
  • наличие долговых обязательств, при чем на большие суммы, и ухудшение в финансовом положении особы;
  • болезнь родных и близких, проблемы, возникающие с правоохранительными органами и беременность;
  • проблемы в сексуальной сфере или же смена места жительства или же работы;
  • изменения в собственных привычках, режиме питания и условиях работы, ухудшение отношений в семье.

Причин и факторов может быть масса – сколько людей, столько и их разновидностей, да и они имеют плохое свойство накапливаться, подавляя все больше и больше.

Механизм формирования

В сфере психологии имеют место 2 группы механизмов, запускающих стресс – это физиологические и психологические. Так при рассмотрении физиологической группы запуска стрессового механизма – в этом случае будут задействованы:

  • субкортикальная система – она активирует работу коры мозга человека;
  • симпатическая нервная система – она готовит организм к неожиданному влиянию стрессовых, провоцирующих факторов, стимулирует понижение выработки глюкозы и сердечной деятельности;
  • задействуются субкортикальные двигательные центры , управляющие инстинктом, движениями и мимикой, пантомимой;
  • начинают работать органы внутренней секреции и запускается сам механизм обратной афферентации.

Если речь идет о подсознательных установках – таковые будут защищать психику каждого человека от влияния неблагоприятных факторов и к таковым практикующие психологи относят:

  1. Подавление – механизм, лежащий в основе большинства иных метод и представляет собой постепенное вытеснение эмоций, памяти и воспоминаний в область подсознания и пациент постепенно начинает забывать о самой неприятной для него ситуации.
  2. Проектирование – в этом случае человек, недовольный собственным поступком, мыслями, будет проектировать их на свое окружение, приписывая тому или иному человеку подобное действие. Запускается такой себе процесс самооправдания.
  3. Регрессия – в этой ситуации пациент просто уходит от собственной реальности, когда он переступает порог беспомощности, становясь полностью безучастным, не принимает решения и не делает первый шаг.
  4. Рационализация – один из способов оправдать себя и состоит в поиске того единственного виновника, который и спровоцировал всю негативную, неблагоприятную ситуацию.
  5. Сублимация – наиболее благоприятная из всех реакция, которая может развиваться на стресс, эффективна как на уровне подсознания, так и в реальности. В этом варианте развития событий человек преобразует неприемлемое поведение, например, страх или агрессию, в рамках допустимого, выражая его в боксе, спортивных играх или ином действии.

Методы восстановления

Оказавшись в неприятной ситуации, когда психологический стресс поражает и сковывает, стоит знать каким образом стоит поступать, как разрядить обстановку и восстановить собственные силы. В этом случае на помощь могут прийти следующие способы и методики:

Среди иных методов восстановления можно выделить и релаксацию, а также отвлечение внимания, смену обстановки и физическую активность, которые в сочетании с любимыми музыкальными произведениями и общением позволят вывести пациента из неблагоприятной для него психологической ситуации.

Предлагаем послушать музыку для снятия стресса и нервозности прямо сейчас:

Не дай себе стресснуть

В вопросе нет ничего сложного, и любой может постичь азы предотвращения и ограждения себя от негативных ситуаций и соответственно эмоционального, психологического стресса. Практикующие психологи отмечают много методик, которые способны помочь пациенту, его организму на физическом и психологическом уровне.

В первую очередь – чаще гуляйте в парке, возле озера или реки, просто на свежем воздухе. Это прекрасная, а главное эффективная профилактика стресса.

Не менее действенным есть и ведение дневника или же составление собственного списка дел и мыслей – данная метода помогает научиться структурировать собственные мысли, находя оптимальное решение в той или иной ситуации.

Если вы переутомились, психика на эмоциональном уровне истощена – поможет восстановиться путешествие, поход или же простое общение с приятным для вас человеком, животным в спокойной и располагающей к общению обстановке.

Усилить положительный эффект помогут и специальные методики расслабления – дыхательная гимнастика или же принятие расслабляющей ванны, любимое хобби. И, конечно же – физическая активность.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

  • 1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  • 2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
  • 3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса. Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

  • · стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
  • · стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
  • · явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе "человек-среда" уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. При любом нарушении сбалансированности "человек-среда" недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:

  • -- ощущение неопределенной угрозы;
  • -- чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
  • -- неопределенное беспокойство, Представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

  • 1. ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
  • 2. гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
  • 3. собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
  • 4. страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
  • 5. ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
  • 6. тревожно-боязливое возбуждение - вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает. При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует "фазе истощения" общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней. Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

  • 1) аллопсихический механизм - действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее.
  • 2) интрапсихический механизм - обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.

Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:

  • 1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
  • 2) фиксация тревоги на определенных стимулах;
  • 3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;
  • 4) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе "человек-среда", она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений. Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса. Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микро социального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями. Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие. Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.