Авель и Каин: история человечества в кратком пересказе. Каин
Когда родились Каин и Эвель?
Каин и Эвель (Авель) - дети первого человека, Адама, и его жены Хавы (в русском варианте - Ева).
Первый человек Адам был создан Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана - первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а ).
И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7 ), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот ). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б ).
На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21-22 ).
В ответе на вопрос когда родились Каин и Эвель, мнения мудрецов разделились.
Одни считают, что Каин и Эвель родились до изгнания [из Ган Эдена - Райского сада . Прим.ред .], а другие - что после. Например, в книге Сэфер Юхасин приводится мнение, что Каин родился в 15-ом году от Сотворения Мира, а Эвель - в 30-ом.
Однако, комментаторы часто приводят агаду из трактата Санхедрин (38 б ), из которой следует, что Каин и Эвель родились в первую пятницу, в восьмом часу [см. на сайте: Что такое Агада ].
На восьмой час дня Адам и его вторая «половина», названная им на святом языке Иша (Женщина), вступили в близость. Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б ) - в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1 ), и девочка (Раши, Берешит 4:1 ). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2 ), и двух его сестер (Берешит раба 22:2-3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б ).
Ссора
Вследствие греха, совершенного первым человеком , […] на двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б ). На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23-24 ).
В дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он [Адам] пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б ). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85 ).
За это время сыновья Адама женились на своих сестрах - Всевышний проявил милосердие к своим созданиям, разрешив тому поколению подобный близкородственный брак, чтобы «построить» мир, как сказано (Теилим 89:3 ): «Мир строится благоволением» (Йерушалми, Йевамот 11:1, Корбан аэда ). Каин женился на своей сестре Кельмане, а Эвель - на Бельвире (Абраванель , Берешит 4:1; Седер адорот ).
Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2 ).
На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан , сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель - лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35 ).
Затаив обиду, Каин предложил брату поделить мир: он взял себе всю землю, а Эвель - стада. И сразу между ними вспыхнула ссора, вызванная тем, что Эвель провел свое стадо по пашне Каина. Каин упрекал Эвеля в том, что тот пасет свой скот на его земле. А Эвель упрекал брата в том, что тот одевается в одежды, изготовленные из шкур его овец (Берешит раба 22:7; Танхума, Берешит 9; Сефер аяшар ). Еще одной причиной конфликта стало то, что Каин стремился забрать себе жену Эвеля, которая была самой красивой из всех сестер (Пиркей дераби Элиэзер 21 ).
В схватке Каин нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8 ) - и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21).
Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля , но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, - как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5 ).
У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17-22 ).
На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11 ) [ - прим.ред .].
После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25 ), и у них родился сын Шет . И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот ).
КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).
Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема .
Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову , Иосифу или Давиду ; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.
Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве . Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.
Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа . С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.
В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.
В священной Библии описано много интересных и загадочных историй, которые фантасты расхватывают на сюжеты фильмов и прочих легенд. Одним из таких событий, является первое братоубийство на земле. Каин и Авель были первыми людьми, рожденными на земле, это сыновья Адама и Евы.
Что произошло: история конфликта
После своего грехопадения Ева и Адам были возвращены на землю, и для выживания им было необходимо возделывать землю, заниматься животноводством и другим трудом. Семья старалась жить по заповедям Бога, желая обрести вновь небесное царство.
Со временем у них родилось двое сыновей Авель и Каин, которые также старались на всем протяжении жизни угождать Всевышнему. Авель занимался скотоводством, а старший сын выращивал растения.
Сыновья Евы приносили жертвы Создателю, желая Его задобрить и получить его милость, земледелец бросил в костер кучу свежий колосьев, а Авель ягненка. Господь видел искреннюю веру Авеля, который часто молился и всегда жил с верой в душе. Поэтому Создатель принял жертву младшего брата, а старшего оставил без внимания .
Авель и Каин приносят жертвы Создателю
Каин жил с гордостью в душе и начал завидовать Авелю и его удачливости. С каждым днем старший брат все больше ненавидел своего кровного младшего брата. Создатель пытался образумить грешника, внушить ему добрые мысли и любовь в сердце. Но злоба была сильнее, и старший сын убил младшего, принеся этим поступком горе своим родителям. Старший сын был слеп от своей ненависти и был уверен, что никто не узнал про его поступок, и в этом он был не прав.
Всевышний видит все.Бог спросил у Каина - «Где брат твой?», на что грешник ответил: «Откуда мне знать? Я не пастух ему». Этим вопросом Создатель давал шанс грешнику раскаяться. Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне.
Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.
Создатель решил наказать старшего сына Евы за такое поведение:
- отправил его подальше от своей семьи жить в чужой стране;
- клеймил его меткой убийцы, чтобы все люди вокруг знали, с кем имеют дело;
- ни на секунду Каина не оставляли муки совести за содеянное, не мог он найти душевного покоя.
Всю свою оставшуюся жизнь, убийца провел далеко от своей семьи и постоянно думал о том, как пролил невинную кровь родного человека. Каин продолжал заниматься растениеводством.
Родители сыновей очень горевали и поначалу не знали о том, что произошло, но коварный дьявол все в подробностях выложил перед Евой. Женщина не знала чем себя утешить и как жить дальше. С этой истории на человечество сошло самое большое горе в мире - потеря родного человека.
Горе Адама и Евы
Создатель сжалился над Евой и подарил ей еще одного ребенка, которого после рождения нарекли Сифом.
Важно! Эта история поучительная для многих людей, никто не вправе отнимать жизнь у человека, которую даровал ему сам Бог! Совершивший такой грех, будет мучиться душой до конца своей земной жизни и после нее.
Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился. Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести.
Почему Бог не принял дар Каина
Данная история подтверждает то, что Богу не важна жертва и ее размер, ему важна вера человека, состояние его души, отношение к ближним. Старший сын относился к своим родным и к Господу неподобающе, его мысли были только о своей выгоде и успехе, поэтому его жертву Создатель не принял.
Почему два брата были такими разными
Странно, что родившись в одной семье и получив одно воспитание, два сына были такими разными.
гласит о том, что при рождении каждая душа получает свободную волю, и человек становится таким, каким хочет быть . Для того, чтобы стать хорошим человеком и вести праведную жизнь нужно работать над собой каждую секунду. Тот, кем овладела лень скатывается в пучину грехов, из которой потом уже трудно вылезти.
Убийство Авеля
Каин был слеп душой и ленив, ждал удачи и божественного признания, ничего для этого не сделав, не поработав над своими мыслями и душой. Грех поджидал его за дверью, и старший сын с радостью принял его и разжёг в своей душе ненависть к младшему брату. Зависть и злость, совершив первое в истории человечества злодеяние - братоубийство.
Ветхозаветная Библия предлагает много разнообразных сюжетов, которые описывают сотворение и развитие существующего мира, повествуют о взаимоотношениях людей и Господа.
Первыми рожденными на земле людьми были Каин и Авель, история этих братьев известна практически каждому христианину. Через эту историю верующий человек может постигнуть глубокие истины об окружающем мире и себе самом.
Библия повествует о том, что после изгнания Адама и Евы из рая у них родилось двое детей, которых назвали Каин и Авель: первый был земледельцем, а второй пас овец.
В Библии каждое имя несет в себе значительную смысловую нагрузку, в этой книге нет малозначительных названий. Каин переводится как «получение, приобретение», «кузнец», то есть его смысл жизни заключен в производстве, приобретении чего-то.
Этот человек крепко связан с землей, ее ценностями, живет в основном плотскими заботами. После рождения первенца Ева произносит: «приобрела я человека от Господа». Авель (Гевель) — это отглагольная форма, глагол «гаваль» означает «дышать» или «дыхание», он менее привязан к земле, потому более духовен.
Каждый из молодых людей занимался своим делом и приносил Господу плоды от собственных трудов. Авель возлагал на алтарь часть от своих животных, а Каин – от своего урожая.
Обратите внимание! Легенда о двух братьях дает возможность проследить некоторые мотивы культурно-исторического развития древних народов.
Во-первых, перед нами фактически архетипические фигуры, которые представляют собой общества кочевников и фермеров, во-вторых, древняя традиция поклонения через принесение различных даров на алтаре.
Тем не менее, не станем акцентировать внимание на этой довольно-таки глубокой теме и рассмотрим подробнее, кто такие эти братья в контексте православной веры. Господь принимает жертву от Авеля, а от Каина не принимает, и последний начинает завидовать своему младшему брату.
Господь обращается к Каину, и смысл слов Творца состоит в следующем:
- ты делаешь доброе дело (приносишь подношение на алтарь), так почему не радуешься;
- ты можешь грустить, только если делаешь зло, то есть завидуешь;
- как только ты начинаешь впускать в свое сердце зависть, тогда грех оказывается у твоего «порога», но тебе нужно не подчиняться, а господствовать над ним.
Слово «грех» упоминается впервые в книге «Бытие». Здесь даются самые начальные наставления относительно того, как следует человеку обращаться с грехом – господствовать над ним и не впускать в свою душу.
Старший сын Адама и Евы оказывается грешником, который поддался искушению. Сильнейшая зависть подвигает юношу на убийство родного брата.
Господь пытается взывать к совести человека, но тот не раскаивается в содеянном, после чего появляется метка Каина, запрещающая кому-либо его убивать. Каин был обречен скитаться, не зная отмщения за свои дела
Как говорит Википедия и другие популярные источники, ссылаясь на различные писания, в дальнейшем земледелец продолжил свое путешествие, пока не пришел в землю Нод, где обосновался и взял в супруги одну из своих сестер (Аван или Сару), от которой получил потомство.
Про сыновей Каина есть сведения в Писании, но предположительно никто из его потомков не пережил потоп, призванный очистить землю от греха. Существуют разные мнения относительно данного факта, некоторые исследователи указывают не народность кенеев, которые были кузнецами и металлургами, так что могли оказаться потомками грешника.
Толкование истории двух братьев
В проповедях и книгах можно встретить разные трактовки того, за что Каин убил Авеля. Казалось бы, событие элементарное и однозначное, но несет в себе глубокий смысл.
Священники и проповедники приводят в пример эту легенду в различных ситуациях. Как многие другие события из Ветхого Завета, эта история истолковывается по-своему представителями многочисленных школ и направлений.
Кто-то описывает эту историю как символическое представление о развитии первобытных обществ, другие считают указанием на угодность принесения именно животных на алтаре.
Есть даже трактовки, которые изображают Каина орудием отмщения, который приравнял гибель животного (то есть его существование), которого принес Авель на алтарь, к гибели человека. Помимо этого, сюжет также прослеживает предпочтительность младших братьев в семье, которые во многих других историях Ветхого Завета тоже получают привилегии от Господа.
Нередко Авель рассматривается как своеобразный прообраз Христа, так как пострадал незаслуженно и является мучеником, при этом именно он более угоден Господу.
Обратите внимание! Согласно некоторым учениям, метка Каина является специальной отметиной от Люцифера, как знак соглашения между ними. Но это мировоззрение противоречит канонам церкви и более относится к апокрифам.
Конечно, во все эти подробности интересно углубляться с точки зрения развития эрудиции и изучения истории религий и верований, но для православного христианина история Каина и Авеля воспринимается как учение о:
- первом грехе и искушении;
- пагубности страстей, в данном случае — зависти;
- ошибочном выборе и его последствиях.
Первому человеку не стоило роптать на своего брата и обманывать Господа, а лучше порадоваться достижениям своего брата на пути служения Богу и смиренно продолжать приносить на алтарь продукты земледелия, проявляя упорство и смирение.
Тем не менее, в нем эти качества не оказались превалирующими, потому грех стал владеть человеком, а недобрые помыслы привели ко греховным делам.
Тяжесть греха
Назиданием для Каина, совершившего зло, стало изгнание и вечное клеймо. Как известно, человек сотворен по образу Всевышнего и, хотя фактическое изображение Бога в виде картинки людям недоступно, данная концепция принимается.
Таким образом, всякий задумавший убийство, покушается на самого Господа, что является тяжелейшим грехом. Бог дал временность этого тела и конечную гибель как инструмент для людей, вышедших из Эдема, позволяющий вернуться обратно к своему Создателю.
Люди, которые губят друг друга, используют этот инструмент совсем не по назначению, а в собственных интересах, то есть фактически восстают против божественного замысла.
Чем Каин убил своего младшего брата — камнем. Желая раскаяться, человек говорил Господу о собственной уязвимости, но Бог сделал его невредимым, а искупление греха равных образом невозможным.
Всякому православному полезно периодически читать эту историю, рассматривая первую трагедию в этом мире, исходя из концепции греха.
Чаще всего герой данной истории всячески порицается, считается отрицательным персонажем, однако нам не следует чрезмерно превозносить себя над ним, лучше поразмыслить о своем жизненном пути и не поддаваться периодически греховным помыслам.
Принятие дара
До сих пор не известно, почему Бог принял дар только от Авеля. Есть разнообразные трактовки, но в каноническом источнике об этом ничего не сказано.
Видимо, этот факт просто является сокрытым от людей и неведом. Об этом не следует задумываться, а если и размышлять, то только в рамках упражнений для ума.
Для духовного развития полезно размышлять не над этим, а над различием между людьми, которое наблюдалось с самого начала мира.
Вероятно, оно присуще этому миру, и разница будет существовать всегда.
Полезное видео
Подведем итоги
Люди всегда имеют выбор: идти по пути зла, подобно Каину, который в итоге ничего не приобрел для себя и принес только вред, либо двигаться по пути Авеля, заботясь о чистоте души и помыслов, выполнять заповеди из Нового Завета, следовать любви и смирению, которые не допускают в мир ни зла, ни греха.