Определение направленности личности (ориентационная анкета Б.Басса) позволяет определить личностную направленность человека любой профессии.


Определение направленности личности (ориентационная анкета Б.Басса) позволяет определить личностную направленность человека любой профессии.

Басс выделяет три вида направленности личности:

  • 1. Направленность на себя (Я) -- ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
  • 2. Направленность на общение (О) -- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям; ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
  • 3. Направленность на дело (Д) -- заинтересованность в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Испытуемый должен выбрать сначала ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и затем тот, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.

Обработка результатов. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» -- 0, оставшийся невыбранным -- 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются отдельно для каждого вида направленности.

3. Шкала определения самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда -- тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

PT=?1 - ?2 + 50,

где?1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ?2 -- сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

ЛТ = ?1 - ?2 + 35,

где?1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ?2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более -- высокая тревожность.

Шкалу самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.

Результаты исследования представим с помощью следующих таблиц.

Вопрос 11. Методики, направленные на исследование мотивации. Ориентационная анкета Б. Басса. Тест Рокича, опросник В.К. Горбачевского.

Методика оценки уровня притязаний личности

Опросник В.К. Горбачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Опросник заполняется испытуемым после завершения одного из этапов какой-либо продуктивной деятельности (учебной, спортивной, производственной и т.п.). Предполагается, что после ответов на вопросы теста В. Горбачевского испытуемый продолжает дейст­вовать над завершением учебного или производственного зада­ния. Время на его выполнение не ограниченно. Задание не обязательно должно быть выполнено в один день, на одном за­нятии. (Можно применять в ходе диагностики, прерывая работу.)

Инструкция по заполнению опросника В.К. Горбачевского

По завершении одного из этапов предложенного вам задания, когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте пе­рерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В.К. Герба­чевского.

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказыва­ний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием - +3; если просто согласны - +2; если скорее согласны, чем не сог­ласны, - +1; если вы совершенно не согласны - -3: если про­сто не согласны - -2; если скорее не согласны, чем согласны, - -1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0. Все высказывания относят­ся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в мо­мент, когда работа над заданием прерывается.

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации ряда по­требностей, среди которых выделяются познавательные, соци­альные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей субъект оценивает значи­мость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозные оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчиты­вается сумма баллов с помощью ключа и правил пе­ревода испытуемого в баллы.

Подсчет баллов с номерами высказываний, отмеченных звез­дочками (*), осуществляется по правилам обратного перевода.

Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим ком­понентам устанавливается в сравнении с другими компонента­ми индивидуального личностного профиля испытуемого), мож­но воспользоваться следующими экспериментальными показа­телями уровня притязаний:

низкий уровень: 3-9 баллов;

средний уровень: 10-16 баллов;

высокий уровень: 17-21 баллов.

Ориентационная анкета

Для определения личностной направленности в настоящее время используется Ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" – О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)– стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Тест Рокича. Ценностные ориентации.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Определение направленности личности (анкета Б. Басса)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, которая впервые была опубликована Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов – суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответа, соответствующие трем видам направленности личности. Испытуемый должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Набранные по всем 27 пунктам баллы суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются три вида направленности:

  • 1. Направленность на себя (Я). Связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
  • 2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям; ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
  • 3. Направленность на дело (Д) – направленность на задачу. Отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИСПЫТУЕМЫХ

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответа: "а", "б", "в". Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие – то варианты ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас отобрать только один из них, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ ("а", "б", "в"), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (от I до 27) под рубрикой "Больше всего". Затем по каждому пункту выберите ответ, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен этот ответ, вновь напишите на листе для записи ответов с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "Меньше всего". Таким образом, для ответа на каждый вопрос вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально откровенными. Нет ответов хороших или плохих, поэтому не старайтесь угадать, какой из них является правильным или лучшим для вас.

Время от времени контролируйте себя: правильно ли вы записываете ответы, рядом ли с теми пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно.

БЛАНК ОТВЕТОВ

суждения

суждения

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Наибольшее удовлетворение я получаю:
    • а) от одобрения моей работы; б) от сознания того, что работа сделана хорошо; в) от сознания того, что меня окружают друзья.
  • 2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
    • а) тренером, который разрабатывает тактику игры; б) известным игроком; в) выбранным капитаном команды.
  • 3. По – моему, лучшим педагогом является тот, кто;
  • а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход; б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
  • 4. Мне нравится, когда люди:
    • а) радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают в коллективе; в) стремятся выполнить свою работу лучше других.
  • 5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
    • а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляется возможность; б) были верны и преданы мне; в) были умными и интересными людьми.
  • 6. Лучшими друзьями я считаю тех:
    • а) с кем складываются хорошие взаимоотношения; б) на кого всегда можно положиться; в) кто может многого достичь в жизни.
  • 7. Больше всего я не люблю:
    • а) когда у меня что – то не получается; б) когда портятся отношения с товарищами; в) когда меня критикуют.
  • 8. По – моему, хуже всего, когда педагог:
    • а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними; б) вызывает дух соперничества в коллективе; в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
  • 9. В детстве мне больше всего нравилось:
    • а) проводить время с друзьями; б) ощущение выполненных дел; в) когда меня за что – нибудь хвалили.
  • 10. Я бы хотел быть похожим на тех, кто:
    • а) добился успеха в жизни; б) по – настоящему увлечен своим делом; в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
  • 11. В первую очередь школа должна:
    • а) научить решать задачи, которые ставит жизнь; б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика; в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
  • 12. Если бы у меня было больше свободного времени, то охотнее всего я использовал бы его:
    • а) для общения с друзьями; б) для отдыха и развлечений; в) для своих любимых дел и самообразования.
  • 13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
    • а) работаю с людьми, которые мне симпатичны; б) у меня интересная работа; в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
  • 14. Я люблю, когда:
    • а) другие люди меня ценят; б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы; в) приятно провожу время с друзьями.
  • 15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
    • а) рассказали о каком – либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать; б) написали о моей деятельности; в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
  • 16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
    • а) имеет ко мне индивидуальный подход; б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету; в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
  • 17. Для меня нет ничего хуже, чем:
    • а) оскорбление личного достоинства; б) неудача при выполнении важного дела; в) потеря друзей.
  • 18. Больше всего я ценю:
  • 19. Я не люблю людей, которые:
    • а) считают себя хуже других; б) часто ссорятся и конфликтуют; в) возражают против всего нового.
  • 20. Приятно, когда:
    • а) работаешь над важным для всех делом; б) имеешь много друзей; в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
  • 21. По – моему, в первую очередь руководитель должен быть:
    • а) доступным; б) авторитетным; в) требовательным.
  • 22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
    • а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; б) о жизни знаменитых и интересных людей; в) о последних достижениях науки и техники.
  • 23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
    • а) дирижером; б) композитором; в) солистом.
  • 24. Мне бы хотелось:
    • а) придумать интересный конкурс; б) победить в конкурсе; в) организовать конкурс и руководить им.
  • 25. Для меня важнее всего знать:
    • а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; в) как организовать людей для достижения цели.
  • 26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
    • а) другие были им довольны; б) прежде всего выполнить свою задачу; в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.
  • 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
    • а) в общении с друзьями; б) просматривая развлекательные фильмы; в) занимаясь своим любимым делом.

КЛЮЧ

Номер суждения

Номер суждения

Для определения личностной направленности в настоящее время используется Ориентационная (ориентировочная) анкета , впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция : «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.
Определение направленности личности 1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности
ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с
людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным;
Б. Авторитетным;
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
Б. Композитором;
В. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Бланк тестируемого__________________

NN

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего

Ключ

Я

(ориентационная анкета)

С помощью методики выявляются следующие направ­ленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, и частность, склонность к соперничеству, раздражитель­ность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ори­ентация на совместную деятельность, но часто в ущерб вы­полнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, за­висимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способ­ность отстаивать в интересах дела собственное мнение, ко­торое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: “Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, ко­торый лучше всего выражает Вашу точку зрения по дан­ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов отве­тов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы про­сим Вас отобрать из них только один, а именно тот, ко­торый в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напиши­те на листе для записи ответов рядом с номером соот­ветствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зре­ния, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубри­кой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответ­ствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записыва­ются.

СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРАВДИВЫМ!

Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В слу­чае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно.”

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
B. Сознание того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удо­вольствием углубляют свои знания в этом предмете;
B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для это­го представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
B. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

A. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
B. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпа­тичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который препо­дает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. Впервую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способно­сти ученика;
B. Воспитывать качества, помогающие взаимодейство­вать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю когда:

A. Другие люди меня ценят;
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось чтобы:

A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связан­ном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
Б. Написали о моей деятельности;
B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

A. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хоро­шие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я пред­почел бы быть:

A. Дирижером;
Б. Композитором;
B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен строиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
B. Занимаясь своим любимым делом.

Ключ