Певчие птицы - почему птицы поют. Почему поют птицы


Почему поют птицы?

Пение птиц - это одни из самых прекрасных звуков в природе. Иногда, попадая за город, мы слышим пение птиц, и нам может показаться, что они переговариваются друг с другом.

Действительно, птицы общаются между собой, так же, как и многие другие животные. Конечно, птицы могут выражать удовольствие, так же, как и мы, когда восклицаем «Ох!» или «Ах!».

Курица издает звуки, предупреждающие ее цыплят об опасности и призывающие их пригнуться к земле. Затем она подает другой сигнал, созывающий их вместе.
Когда дикие птицы летают по ночам, они кричат. Это позволяет им держаться вместе и помогает потерявшимся вернуться в стаю.

Но язык птиц отличается от нашей речи. Мы используем специальные слова, которые выражают наши мысли. Птицы же не учат свой язык.
Это врожденный инстинкт.


В одном эксперименте цыпленка изолировали от петухов и кур, так, чтобы он не мог слышать производимых теми звуков. Но когда он вырос, то издавал те же звуки, что и цыплята, жившие в курятнике.

Но это вовсе не означает, что птицы вообще не учатся пению. На самом деле некоторые птицы могут воспроизводить пение других. Вот откуда и получил свое название пересмешник многоголосый. Если воробей находится среди канареек, то делает огромные усилия, чтобы петь как они. Если канарейка попадает в общество соловьев, то может довольно хорошо имитировать их пение.

И мы хорошо знаем, как попугай подражает звукам, которые он слышит. Так что можно сказать, что хотя птицы и рождаются с умением петь, но некоторое обучение все же имеет место.
Знаете ли вы, что у птиц есть свои диалекты?

Оказывается, песни одного и того же вида птиц звучат по-разному в разных частях мира. Это говорит о том, что помимо инстинкта многое в жизни птиц влияет на умение петь.



Весенние песни, будь то мартовские кар­канья ворон, барабанные дроби дятлов, чуфыканья тетеревов, хохот и взвизгива­ния филинов, перезвоны синиц или май­ские соловьиные трели, «плач» иволги, щебет ласточек, всегда связаны с на­ступлением предбрачного периода.
Каждый самец исполняет свою характер­ную песню, оповещающую о том, что его гнездовая территория занята. Когда са­мец поет, он словно говорит: «Здесь живу я, и другому тут нечего делать!»
Песня служит как бы визитной карточкой, по которой птицы одного вида отличают своих собратьев от чужих.

Каждый самец исполняет особую мелодию, так что со­седям ясно, с кем они имеют дело.

Территория, охраняемая пением, будет принадлежать не только самому певцу. Вскоре она станет местом жительства все­го его семейства.
Следовательно, пение птиц имеет еще одно назначение: звонкая серенада должна привлечь самку, обещая ей безопасное место для гнездования.


На вопрос Почему поют птицы? заданный автором Полосовой лучший ответ это Пение птиц - это одни из самых прекрасных звуков в природе. Иногда, попадая за город, мы слышим пение птиц, и нам может показаться, что они переговариваются друг с другом.
Действительно, птицы общаются между собой, так же, как и многие другие животные. Конечно, птицы могут выражать удовольствие, так же, как и мы, когда восклицаем «Ох! » или «Ах!» .
Курица издает звуки, предупреждающие ее цыплят об опасности и призывающие их пригнуться к земле. Затем она подает другой сигнал, созывающий их вместе.
Когда дикие птицы летают по ночам, они кричат. Это позволяет им держаться вместе и помогает потерявшимся вернуться в стаю.
Но язык птиц отличается от нашей речи. Мы используем специальные слова, которые выражают наши мысли. Птицы же не учат свой язык.
Это врожденный инстинкт.
В одном эксперименте цыпленка изолировали от петухов и кур, так, чтобы он не мог слышать производимых теми звуков. Но когда он вырос, то издавал те же звуки, что и цыплята, жившие в курятнике.
Но это вовсе не означает, что птицы вообще не учатся пению. На самом деле некоторые птицы могут воспроизводить пение других. Вот откуда и получил свое название пересмешник многоголосый. Если воробей находится среди канареек, то делает огромные усилия, чтобы петь как они. Если канарейка попадает в общество соловьев, то может довольно хорошо имитировать их пение.
И мы хорошо знаем, как попугай подражает звукам, которые он слышит. Так что можно сказать, что хотя птицы и рождаются с умением петь, но некоторое обучение все же имеет место.
Знаете ли вы, что у птиц есть свои диалекты?
Оказывается, песни одного и того же вида птиц звучат по-разному в разных частях мира. Это говорит о том, что помимо инстинкта многое в жизни птиц влияет на умение петь.
Весенние песни, будь то мартовские кар­канья ворон, барабанные дроби дятлов, чуфыканья тетеревов, хохот и взвизгива­ния филинов, перезвоны синиц или май­ские соловьиные трели, «плач» иволги, щебет ласточек, всегда связаны с на­ступлением предбрачного периода.
Каждый самец исполняет свою характер­ную песню, оповещающую о том, что его гнездовая территория занята. Когда са­мец поет, он словно говорит: «Здесь живу я, и другому тут нечего делать! »
Песня служит как бы визитной карточкой, по которой птицы одного вида отличают своих собратьев от чужих.
Каждый самец исполняет особую мелодию, так что со­седям ясно, с кем они имеют дело.
Территория, охраняемая пением, будет принадлежать не только самому певцу. Вскоре она станет местом жительства все­го его семейства.
Следовательно, пение птиц имеет еще одно назначение: звонкая серенада должна привлечь самку, обещая ей безопасное место для гнездования.

Ответ от Просвещение [гуру]
Привлекает представителя комплементарного пола своего вида и предупреждает, что участок занят. Сейчас песня птиц - это токование.


Ответ от Двутавровый [новичек]
Эх! ! Вот стать бы мне птицей, тогда скажу!; -)


Ответ от Владимир Жуков [гуру]
Не всегда! А под настроение и в хорошую погоду!

Страница 2 из 2

Пение птиц

У птиц звуки возникают в горле, почти так же, как у людей. Но их голосовой аппарат (сиринкс) находится в нижней части трахеи (нижняя гортань), тогда как у человека - в верхней (верхняя гортань). У таких низкоголосых птиц, как американский журавль и лебедь-трубач, трахея очень длинная - 90-120 см. У европейского белого аиста вообще нет голоса, поскольку у него отсутствует голосовой аппарат.

Большинство птиц поют по утрам или вечерам, а днем молчат. Козодой кричит в сумерках, пересмешники и соловьи поют ночью. Для тренированного человеческого уха пение каждого вида птиц так же специфично, как и внешний облик. Те, кто наблюдает за птицами, умеют по звуку распознать некоторые виды мухоловок, которые зрительно неразличимы.

Почти у всех видов птиц самцы поют выразительнее самок. Пение самец заявляет свои права на определенную территорию, для чего иной раз повторяет песню тысячи раз на дню, прыгая с ветки на ветку по своим владениям. Пение достигает своего пика непосредственно перед периодом размножения, а с его окончанием большинство птиц перестают петь.

Для человека пение служит средством общения разве только в искусственных ситуациях, вроде мюзикла или оперы, но и у птиц оно не служит для «бытового» общения. Например, когда птицы ссорятся, зовут птенцов, просят есть, они общаются прежде всего при помощи призывных сигналов. Эти сигналы помогают им не отбиться от стаи. Звуковая коммуникация - будь то пение или призывные сигналы - особенно важна в лесу, где зачастую гораздо легче услышать, чем увидеть.

Почему птицы не падают с ветки, когда спят?

Певчие птицы, как правило, невелики, но и не все они миниатюрны. И не всякая певчая птица издает красивые звуки. Однако у этих четырех с лишним тысяч видов, бесспорно, есть общая способность - умение сидеть на жердочке. Пальцы ног приспособлены к плотному захвату - будь то веточка, тростник или телефонные провода.

По способу захвата ветвей лапами певчие птицы относятся к насестным. Секрет сидения на насесте заключается в расположении пальцев. У певчих птиц четыре пальца, три из них смотрят вперед, а один, самый сильный, - назад. Когда птица садится на ветку, задний палец захватывает ее снизу, а сухожилия автоматически стягивают все пальцы в крепкий замок, так что упасть невозможно.

Певчие птицы могут схватиться лапами не только за ветку, но и за другие предметы. Ласточки, у которых маленькие и слабые ножки, предпочитают электрические провода. Луговой трупиал поет, сидя на заборе. Болотный короткоклювый крапивник балансирует на качающемся тростнике. У птиц, ходящих по земле, таких, как трясогузка и рогатый жаворонок, пальцы длиннее, а когти более прямые. У птиц, лазающих по коре деревьев, например поползней и американской пищухи, когти сильные и изогнутые. Цепкие лапы оляпки позволяют ходить под водой по скользким камням.

В XVI веке предки комнатных канареек были привезены в Европу с Канарских островов. Дикие птички не очень походили на сегодняшних домашних любимцев. У них была зеленоватая с более темными полосками спинка и желтовато-зеленое брюшко. Путем кропотливого искусственного отбора было получено большое разнообразие форм и окраски, включая всем знакомую ярко-желтую, «канареечную», а также причудливые породы с хохолками и воротничками.

В качестве комнатных птиц с канарейками соперничают различные мелкие вьюрки из Африки, Азии и Австралии, отличающиеся поразительным разнообразием оперения. Например, у зебровой амадины наряд темный. Очковые амадины, астрильды и воскоклювые ткачики щеголяют ярко-красными перьями, а в окраске гульдовой амадины сочетаются все основные цвета. Эти птицы никогда полностью не приручаются, и их радостные переливчатые песни слышны редко, зато жизнерадостности им не занимать. В неволе канарейки плохо себя чувствуют в одиночку, но если живут в клетке «компанией», то хорошо размножаются.

Практически ровно 95 лет назад, 21 января 1924 года, председатель Совета народных комиссаров СССР, председатель Совета труда и обороны все того же СССР и прочая, и прочая, Владимир Ильич Ульянов, также известный под псевдонимом Ленин, скончался в усадьбе Горки после продолжительной болезни на 54-м году жизни.

Уже на следующий день по решению коллег Ульянова его тело забальзамировали. Оно лежит в специально сооруженном для этого мавзолее по сей день. Впрочем, Ленин не одинок: по всему миру можно найти немало аналогичных забальзамированных тел.

Вообще-то, тело В. Ульянова изначально планировалось сохранять лишь в течение нескольких дней: до похорон, назначенных на 27 января. Но уже спустя несколько дней было принято новое решение: тело вовсе не хоронить, но выставить в саркофаге на Красной площади, чтобы, как писали в воззвании рабочие Путиловского завода, «Ильич физически остался с нами и чтобы его можно было видеть необъятным массам трудящихся», то есть чтобы сделать его объектом поклонения всех прогрессивных людей сначала Страны Советов, а затем и целого мира.

Уже 27 января 1924 на Красной площади появился первый, деревянный мавзолей - маленький, тесный и невзрачный. Весной того же года, когда тело Ленина отправилось на новое бальзамирование - на этот раз не временное, а постоянное, - первый мавзолей заменили вторым, тоже деревянным, но более внушительным. Он прослужил местом пребывания тела вождя до 1929 года, когда началось строительство нынешнего, гранитного мавзолея. Тело «переехало» в новое помещение осенью 1930 года. Там оно и находится (за вычетом 4-летней командировки-эвакуации в Тюмень в 1941–1945 гг.) вот уже почти 90 лет.

«Да как им такое в голову пришло!»

В мавзолее Ленина соединились сразу две традиции увековечивания памяти умершего, известные с глубокой древности, - сохранение тела от естественного разложения и помещение его в заметное, возвышающееся над землей сооружение. Собственно, мавзолей - это и есть сооружение, постройка, предназначенная для захоронения умерших не в земле, а на поверхности.

Название такой постройки пошло от имени карийского царя IV века до н. э. Мавсола, которому его вдова, царица Артемисия, возвела памятник в Галикарнасе, ставший одним из древних чудес света. Хотя и до того самые разные культуры сильно преуспевали в строительстве заметных памятников-усыпальниц, и египетские пирамиды - только один, самый известный пример.

Примечательно, что традиция эта жива до сих пор, причем строителями надземных усыпальниц руководит не только тщеславие и желание оставаться у всех на виду даже после смерти, но и чисто практические воображения: мавзолеи используют, когда захоранивать покойников в земле по какой-то причине оказывается невозможным - например, если почва слишком каменистая или топкая или если ее просто недостаточно.

Надо сказать, что и экстравагантная по нынешним меркам идея выставлять напоказ специально забальзамированное тело покойника в 1924-м не была новой. Первые опыты в области намеренной мумификации трупов проводили еще представители культуры чинчорро, развившейся на тихоокеанском побережье Южной Америки не менее 9000 лет назад.

Крупными специалистами в области сохранения тел умерших уже в 3-м тысячелетии до Рождества Христова были египтяне. Независимо от них техники бальзамирования и мумификации развились также в Центральной и Южной Америке, в Китае и Тибете, на территории нынешней Нигерии. Однако, насколько известно, законсервированные таким образом трупы не выставлялись там на десятилетия на всеобщее обозрение.

Другое дело, когда тело бальзамировали на короткий срок, чтобы все желающие могли проститься с покойным или чтобы довезти его от места смерти до места захоронения. Так поступают и сегодня.

Традиция выставлять забальзамированное тело на всеобщее обозрение зародилась позже и не в связи с распространением христианства. Мощи святых тут не могут считаться примером, так как их тела в абсолютном большинстве случаев не подвергаются бальзамированию, хотя римских пап таким образом сохраняли на длительный срок, и некоторые такие тела можно увидеть до сих пор, но об этом позже.

Речь о бальзамировании с научными целями, чтобы можно было изучать устройство человеческого тела. Этим люди занимались еще в Средневековье.

И лишь в XVIII–XIX веках разглядывание выставленных напоказ покойников стало странноватым по нашим понятиям развлечением. Впрочем, если учесть, что не меньшим развлечением тогда считались публичные казни и «цирки уродов», это кажется не таким уж удивительным.

А вот макабрическая мода на выставление забальзамированных в мавзолеях на долгие годы тел правителей началась, несомненно, именно с В. Ульянова-Ленина.

Вожди, генералиссимусы, президенты

Вслед за Ильичом последовал советский большевистский деятель Григорий Котовский, застреленный в 1925 году и тоже помещенный в мавзолей в Подольске Одесской области Украины. А там подтянулись и другие: в 1949-м в собственном мавзолее оказался руководитель Болгарии Георгий Димитров, в 1952-м - монгольский коммунистический диктатор Хорлогийн Чойбалсан (правда, он делил усыпальницу с основателем монгольской республики Сухэ-Батором и тела их хранились в замурованных саркофагах), в 1953 году Ленина на Красной площади потеснил Сталин, и в том же году на обозрение публики выставили тело чехословацкого президента Клемента Готвальда, заболевшего на похоронах Сталина и умершего вскоре после этого.

В 1969-м скончался лидер коммунистического Вьетнама Хо Ши Мин, в 1976-м - председатель КНР Мао Цзэдун, спустя три года - первый президент независимой Анголы (страна 27 лет существовала в состоянии кровавой гражданской войны) и строитель социализма Агостино Нето, в 1985-м - находившийся у власти почти сорок лет глава Гайаны Линдон Форбс Бернхем. Все они были забальзамированы и оказались в мавзолеях. Наконец, в 1994 году к этому «клубу» присоединился вечный президент Северной Кореи генералиссимус Ким Ир Сен, а в 2012-м с ним в Кымсусанском дворце Солнца воссоединился его сын и тоже генералиссимус Ким Чен Ир.

Немногие из перечисленных правителей надолго упокоились в устроенных для них усыпальницах. Так, К. Готвальда в рамках ослабления коммунистического режима и критики культа личности захоронили в 1962 году (а еще потому, что его тело, будучи неудачно забальзамированным, стало портиться), за год до того у Кремлевской стены похоронили И. Сталина, а тела Г. Димитрова и Х. Чойбалсана, А. Нето и Ф. Бернхема были погребены в 1990-е после падения коммунизма, при этом мавзолеи в большинстве случаев были снесены. В 2016-м предали земле останки Г. Котовского - мавзолея он лишился раньше: его уничтожили оккупационные немецкие войска, после чего фрагменты тела хранились в небольшом склепе.

На своих местах, помимо Ленина, сегодня остаются Мао Цзэдун, Хо Ши Мин и оба Кима. При желании и по возможности можно посетить усыпальницы всех четверых, хотя и придется отстоять немалые очереди бок о бок с местными жителями и туристами, пройти неоднократные проверки охраны и сдать фотографирующую технику.

Примечательно, что процедуре бальзамирования подвергались не только коммунистические отцы нации, но и политики иного толка с большими заслугами. Так, с 1953 года в закрытом саркофаге в мавзолее Аныткабир в Анкаре хранится тело основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, умершего в 1938-м.

С Чан Кайши, президентом Китайской Республики (Тайвань), история интереснее: его забальзамированное тело находится в закрытом саркофаге в резиденции ыху, теперь ставшей мемориалом и в некотором смысле мавзолеем, а в центре столицы острова Тайбэе стоит 70-метровой высоты мемориальный комплекс - Национальный мемориальный зал Чан Кайши. Любопытно, что второй президент Тайваня, старший сын Чан Кайши Цзян Цзинго тоже забальзамирован и лежит в отдельном мавзолее в километре от отца на территории мемориального комплекса.

Также были забальзамированы, но затем захоронены тела многолетнего президента Филиппин Фердинанда Маркоса и первой леди Аргентины Эвы Перон.

В этом ряду особняками стоят римские папы, которых столетиями бальзамировали для лучшей сохранности во время длительных процедур прощания, а затем захоранивали на территории Ватикана. Не всех, впрочем, ждало окончательное упокоение. Так, папа Иоанн XXIII, скончавшийся в 1963 году, был по ватиканскому обычаю забальзамирован, отпет и погребен, но 2001 году снова потревожен. Дело в том, что его объявили святым, и тело выставили в соборе Святого Петра для поклонения. Процедура бальзамирования была выполнена столь качественно, что его тело и сейчас выглядит так, будто папа скончался не полвека, а пару часов назад.

Маленькая девочка в сомнительной компании

В Катакомбах капуцинов в Палермо, на Сицилии, имеется небольшой застекленный гроб, в котором хранится забальзамированное тело маленькой Розалии Ломбардо, не дожившей нескольких дней до двухлетнего возраста. Она скончалась от пневмонии в начале декабря 1920 года.

Отец ребенка был безутешен и обратился к Альфредо Салафии, химику, известному всей Италии и за рубежом вплоть до США как успешный бальзамировщик. Тот, воспользовавшись своими фирменными методами, законсервировал тело Розалии настолько удачно, что то сохранялось на протяжении восьми десятков лет посреди часовни Св. Розалии почти без изменений - по свидетельству очевидцев, девочка выглядела так, будто только что заснула, но вот-вот откроет глаза.

И только в начале этого века на теле проявились первые следы порчи, хотя оно и сегодня не захоронено, а находится в капсуле, заполненной азотом и в более сухом и темном месте, чем раньше.

Сколько прекрасных слов сказано о птичьем пении! Как любезно оно поэтам и влюблённым! «Так уж случается, если влюбляются – слушают все соловья», – поётся в одной старой песне… А некоторых птиц человек даже одомашнил ради пения – может, канареечные яйца и деликатес, но всё-таки чаще этих птичек держат в клетках именно ради их голоса. Более того – канареек даже учат пению, сводя для этого с особо искусными певцами, устраивают для них певческие конкурсы…

Если человеку птичье пение нужно для эстетического удовольствия – то для чего оно самими птицам? Ведь их мозг не настолько развит, чтобы мыслить такими абстрактными категориями. Тут есть несколько аспектов.

Во-первых, для птиц пение – это своего рода «территориальная метка» (так же, как для собак – след пахучей жидкости): территория, на которой слышно песню данного самца – это «его» территория, и чужаку, вторгнувшемуся туда, не поздоровится. В ряде случаев для того, чтобы заставить другую птицу убраться с «чужой территории», «хозяину» бывает достаточно громко запеть, но уж если такой «сигнал» не понят или проигнорирован – тогда, вероятнее всего, последует драка.

Второе назначение птичьего пения – это брачный призыв самца, привлекающий самку. К слову, точно такое же значение имеет кукование кукушки: это не «плач вдовушки», тоскующей по брошенным детям, как гласят легенды – это такой же брачный зов, как и воспетая поэтами соловьиная трель (а то, что люди это песней считать не согласны – это уже дело вкуса). По характеру песни самка опознаёт самца своего вида. Примечательно, что обратный процесс – опознание самки самцом – происходит благодаря… танцу: самка проделывает особые движения. Разница между танцами самок разных видов неочевидна для нас, но весьма значима для птиц. Например, в наших городах живут три вида воробьёв – и они никогда не спариваются друг с другом, и помогает в этом именно «танцы» самок.

Зато у тех птиц, у которых пение достаточно сложное, качество песни может становиться решающим признаком, по которому самка выбирает самца. В таких условиях больше шансов «передать дальше» свои гены было у тех самцов, которые могут включать в свою песню всё больше и больше элементов – поэтому певчие птицы сравнительно легко обучаются, причём не только у других птиц – например, их можно научить повторять короткие простые мелодические ходы, которые они особенно хорошо «считывают», если их насвистывать.

Поскольку пение у птиц – «носитель» информации, певчие птицы, живущие рядом с человеком, проявляют интерес к тому, что на него отдалённо похоже – тоже строится на соотношении звуков разной высоты – т.е. к музыке. Зачастую музыка провоцирует птиц на пение. Интересно, что у птиц могут возникать даже свои «музыкальные предпочтения» – так, у меня когда-то была канарейка-вагнерианка: она пела исключительно под Вагнера – музыка других композиторов не вызывала у птички никакой реакции.

Учитывая природное назначение птичьего пения (территориальная метка и призыв, обращённый к самке), нетрудно догадаться, что «певческим талантом» обладают только самцы. И это действительно так – во всяком случае, в естественных условиях. В неволе же могут происходить разные неожиданности. Так, одной учительнице музыкальной школы подарили канарейку, утверждая, что это самец, и новую хозяйку беспокоило, что кенар совсем не поёт. Она решила «распеть» питомца – и взялась за дело: каждый день включала запись с голосами весеннего леса, произведения Паганини в исполнении Л.Когана и другую классическую музыку, пела возле клетки под гитару, насвистывала – и в конечном итоге питомец начал весьма неплохо петь, а потом… начал откладывать яйца. Птичка оказалась самочкой! Тем не менее, в результате усилий человека она запела. Правда, здесь мог иметь место некий генетический сбой: среди потомков этой птички было немало поющих самок (включая упомянутую поклонницу Р.Вагнера).

Так или иначе, пение птиц – каким бы оно ни было – всегда будет для нас образцом природного совершенства.