Австрийская пл. Площадь австрийская


  • Австри́йская площадь - площадь в Петроградском районе Санкт-Петербурга на пересечении Каменноостровского проспекта с улицей Мира (бывш. Ружейной).

    Статус площади и название появились 29 октября 1992 года в знак дружественных отношений между Россией и Австрией. Причиной, по которой в 1992 году был выбран именно этот перекрёсток, была схожесть архитектурного стиля зданий (модерн) с архитектурой австрийской столицы. Первоначально градоначальниками предполагалось назвать площадь Венской, но затем выбор остановился на Австрийской. До этого отдельного названия у перекрёстка не было, дома нумеруются по Каменноостровскому проспекту и улице Мира. Размер площади около 0,8 га.

Связанные понятия

Связанные понятия (продолжение)

Биржевой дворец (Дворец биржи, порт. Palácio da Bolsa) - историческое здание в португальском городе Порту, построенное в XIX веке городской Коммерческой ассоциацией Порту (порт. Associação Comercial do Porto) в неоклассическом стиле и располагается на площади Инфанта дона Энрике, в историческом центре Порту.

Виа Джулия (итал. Via Giulia) - улица длиной около 1,5 км в историческом центре Рима. Большая часть улицы находится в районе Регола, и лишь северная часть расположена в районе Понте.

Весёлый Посёлок - исторический район Санкт-Петербурга. Расположен на правом берегу реки Невы. Входит в состав Невского района. Является частью исторического района Правый берег Невы.

Студенческая площадь (серб. Студентски трг) - площадь и одноимённый квартал в центре Белграда, столице Сербии. Расположена в муниципалитете Стари-Град.

Венский международный центр или просто «Город ООН» (Vienna International Centre, VIC; UNO-City) - комплекс зданий, где размещены многие организации ООН в Вене. Является третьей штаб-квартирой ООН после Нью-Йорка и Женевы.

Здание Парламента штата Виктория (англ. Parlament House) - расположено в Мельбурне, Австралия, является местом пребывания Парламента штата Виктория с 1855 года, за исключением периода с 1901 по 1927 годы, когда здесь располагался федеральный Парламент Австралии. Здание было построено в основном в XIX веке и стало крупнейшим гражданским сооружением в Австралии в этот период. Здание Парламента Виктории считается одним из лучших образцов гражданской архитектуры Британской империи в мире.

Парк Марии-Луизы (исп. Parque de María Luisa) - главный городской парк Севильи. Располагается вдоль набережной реки Гвадалквивир. Появился вместе с площадью Испании в ходе подготовки города к проведению Иберо-Американской выставке 1929 года. Земельный участок, ранее сады дворца Сан-Тельмо, где был разбит парк, городу подарила в 1893 году Мария Луиза Фернанда Испанская, и парк был назван её именем. Благоустройство городского парка началось в 1911 году усилиями французского ландшафтного архитектора...

Сре́дняя Рога́тка - исторический район (до 1958 г. - посёлок) на юге Санкт-Петербурга (между станциями метро «Московская» и «Звездная»). Административно входит в состав Московского района.

Па́рковая доро́га - улица в Печерском районе города Киева, местность Аскольдова могила. Пролегает от Петровской аллеи до Днепровского спуска и площади Андрея Первозванного.

Дворец Национальной ассамблеи Венесуэлы (также известный как Капитолий) - историческое здание в Каракасе, Венесуэла, в котором ныне располагается Национальная ассамблея. Расположенный на юго-востоке площади Боливара, он был построен в 1872 году президентом Антонио Гусман Бланко по проекту архитектора Лучиано Урданета. Овальный зал, открытый в 1877 году, увенчан золотым куполом.

Карл-Маркс-Хоф (нем. Karl-Marx-Hof) - один из самых известных муниципальных жилых домов в Вене, расположенный в Хайлигенштадте в Дёблинге, 19-м районе города.

Архитектура Парижа, созданная в стиле Прекрасной эпохи в промежутке 1871-1914 годов, отличалась многообразием стилей - от неовизантийского и неоготики до классицизма, модерна и арт-деко. Она была также известна своим богатым убранством и творческим использованием новых и традиционных материалов, включая железо, листовое стекло, цветную плитку и железобетон. Примечательные здания и сооружения этого периода включают Эйфелеву башну, Большой дворец, Театр Елисейских полей, Лионский вокзал, универмаг...

Юнион-сквер (англ. Union Square) - одна из главных площадей Манхэттена, устроенная в начале 1830-х гг. там, где Бауэри соединялась с Бродвеем. Её название переводится как «площадь Объединения» - речь идёт об объединении двух центральных магистралей Нью-Йорка. В настоящее время участок Бауэри, прилегающий к Юнион-сквер, называется 4-й авеню. С XIX века площадь известна как место политических демонстраций и протестов. Четыре дня в неделю на ней работает рынок свежих овощей.

Соцго́род (Соцгородок) - жилой микрорайон комплексной застройки типа соцгород в Ленинском районе Новосибирска (один из первых в левобережье). Соцгород расположен за улицей Станиславского и по улице Плахотного (ранее Лагерной).

Ба́шня Пика́ссо ́ (исп. Torre Picasso) - небоскрёб, один из символов Мадрида, столицы Испании. Небоскрёб находится на площади Пикассо в квартале AZCA, Архитектором небоскрёба является Минору Ямасаки - автор зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В 1988-2002 годах - самое высокое здание страны (по состоянию на 2014 год занимает в этом списке 9-ю строчку), а в 1988-2007 годах - самое высокое здание испанской столицы.

Дворец сенаторов (итал. Palazzo Senatorio) - ренессансное общественное здание, построенное в 1573-1605 гг. по проекту Микеланджело на Капитолийском холме в Риме. Сейчас в нём располагается мэрия города Рима.

Русский Самарканд - широко распространённое в архитектуре и истории название западной части города Самарканд, который находится в Узбекистане. В некоторых источниках также именуется «Европейским» или «Новым» Самаркандом, а также «Южным Петербургом». Начал формироваться в 1870 году.

Мамила (Мамилла, ивр. ‏ממילא‏‎) - район Иерусалима, основанный в конце XIX века за пределами Старого города, к западу от Яффских ворот. До 1948 года это был смешанный еврейско-арабский деловой район. Между 1948 и 1967 годами он располагался вдоль линии перемирия между израильским и иорданским секторами города, и многие здания были разрушены в результате обстрела Иорданией. После Шестидневной войны правительство Израиля одобрило проект по обновлению города Мамиллы, распределив земельные участки под...

Давно собиралась написать про Австрийскую площадь, я часто хожу через неё на Ленфильм и всякий раз радуюсь красивым домам архитектора В.В. Шауба. Площадь можно было бы назвать его именем, что было бы справедливо не только потому, что три здания из четырех, её образующих, построены по его проектам, но и потому, что Шауб - один из самых плодовитых петербургских зодчих и далеко не худших.

Однако площадь была названа Австрийской в годы перестройки и при "открытии" Анатолий Собчак танцевал там вальс, а дома были украшены горшками с геранью, что как-то не прижилось у местных жителей.

Улица Большая Ружейная, теперь улица Мира, в месте пересечения с Каменноостровским проспектом не всегда была площадью, хотя планом 1831, а потом 1880 годов это подразумевалось. Однако Петроградская сторона стала активно застраиваться только в начале 20 века и тогда, одно за другим здесь выросли доходные дома разных владельцев.

Глядя на её план можно предположить симметрию градостроительного решения, в строгие времена классицизма вряд ли отошли -бы от симметрии, но были другие времена, ранний модерн, и ансамбль из четырех домов получился живым и неординарным, каждый дом со своим лицом и своими акцентами. К тому же можно проследить развитие идей модерна между первым и вторым домом.

Шауб, русский немец, стал проводником немецкой линии модерна, югендстиля. В плане площади легко заметить общий прием - архитектор отходит от жесткой линии главным фасадом, заглубляя его. Этим он поддерживает другого архитектора - А.И. Ковшарова. который первым построил дом для Лепенберга. Дом ничем особенно не выдающийся.

Шауб строит свой первый дом (под номером 10) для купца Горбова в 1901-1902 годах, в 1907 году он получил почетный диплом на городском конкурсе фасадов. Фасад почти симметричен.



Дом Горбова еще далек от идей модерна, он скорее построен в историческом стиле с влиянием идей барокко. Но именно барокко ближе всего к модерну своими кривыми изломанными линиями.
Декор фронтона уже вполне в стиле модерн.

Шауб ставит на углу башню. За время модерна Каменноостровский был украшен несколькими башнями, на доме Лидваля, уже за речкой Карповкой, и другими.

Шауб показывает мастерство и тщательность проработки деталей. Обратите внимание, как аккуратно выполнена башенка на изломе улицы Мира, все фальцы металлического покрытия продуманы, их линий красиво обтекают форму башенки.

Дом под номером для художника Э.К. фон Липгарта, построенный в 1905-906 годах, отвечал дому Горбова барочными мотивами. Барочные решетки и характерная для модерна мелкая расстекловка окон.

Фасад дома своеобычен из-за больших стекол мастерской художника.

Третий дом на площади, построенный для К.Х. Кельдаля в 1902-03 годах, наиболее близок к модерну и наиболее хорош.

Автор свободно решает объемно-планировочное решение здания, асимметрия, свойственная модерну, использована осознанно и найдено равновесие между элементами фасада. Вставки зеленой майолики, разнообразный декор - маски, картуши,стилизованные цветы, использование силуэта - к сожалению три шатровых завершения были утеряны позднее - все это делает дом одним из прекрасных образчиков архитектуры этого периода.

Напротив, на северо-западной стороне площади, должен был быть построен аналогичный дом для Исаковой.

Австрийская площадь является редким для Петербурга ансамблем начала века, когда почти все дома построены одним архитектором. Её особенность в том, что все дома словно глядятся друг в друга, но отражения отнюдь не равнозначны.

В этом году дом Кельдаля привели в порядок и покрасили, можно за него порадоваться и помечтать, что когда-нибудь все дома Петербурга будут выглядеть хорошо.

Австрийская площадь – одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Площадь открылась в 1992 году и была названа в честь дружбы Российского государства с Австрией. Для установления -площадки, как её называли местные жители, решили выделить именно этот перекресток с архитектурой в стиле модерн, так напоминающий Вену.

История

Австрийская площадь лишь недавно приобрела свой современный облик. В начале 18 века здесь находились специально построенные — мазанковые строения , принадлежавшие мастеровым людям, работающим в Оружейной канцелярии. Позднее, эти дома стали принадлежать Посольскому двору. А в 19 веке это место было отведено под земельные участки с садами и огородами, деревянные и каменные жилые дома. К концу 19 века план площади был кардинально изменен и ансамбль её зданий стал напоминать восьмиугольник.

Архитектура

Пять зданий , возвышающихся на Австрийской площадью сегодня, имеют уникальную и богатую историю . Здесь проживали:

  • знаменитые актеры
  • художники
  • архитекторы
  • писатели
  • академики

В 1901-1906 годах, Василий Шауб , один из самых известных архитекторов прошлого столетия, удостоился чести спроектировать четыре дома , благодаря которым площадь приобрела свою знаменитую форму. Эти 4 изящных здания стали воплощением модерна Санкт-Петербургской архитектуры.

Дом №16, увенчанный небольшой башней со шпилем и украшенный барочными элементами, служил доходным домом Эргнеста Липгарта, известного русского художника и главного основателя картинной галереи Эрмитажа. Здесь он жил и трудился в своей личной мастерской.

Доходный дом №20 , принадлежавший Михаилу Горбову, главе города Петергофа, увенчан башней с куполом и маленьким шпилем. Здание было отмечено на городском конкурсе фасадов в 1920 году, выиграв почетный диплом.

Многоэтажный дом №13 , с шатрами и шпилями, — доходный дом Константина Кельдаля , стал еще одним образцом чистого модерна. Здание привлекает внимание разнообразием и ритмикой фактур, красивых линий и орнамента. На мансарде здания создавались архитектурные проекты и театральные постановки. В доме №13 некоторое время жил писатель Л. Н. Андреев . В его квартире нередко проводились литературные встречи , чьими частыми гостями были А. А. Блок, Ф. К. Сологуб и другие. Здесь же долгое время проживал архитектор В. А. Щуко , одной из работ которого является знаменитый памятник Ленину у Финляндского вокзала.

В то же время был построен и дом №18 , однако, на фоне других эффектных домов он уже не так примечателен.

Полвека спустя на площади появилось пятое здание №15 , изящно вписавшееся в ансамбль этой маленькой площади.

Что находится рядом

  • Каменноостровский проспект , на котором расположилась площадь, представляет из себя оживленную красивую магистраль, которая протянулась на более, чем три километра — от Троицкого моста до Каменного острова. Прогулки по проспекту впечатлят интересными фасадами зданий
  • В этом же районе неподалеку располагается знаменитый памятник исламской культуры , Санкт-Петербургская соборная мечеть . Она является одной из самых красивых и вместительных мечетей в Европе. Здание отличается изящной самаркандской архитектурой
  • Также, на пересечении Большого и Каменноостровского проспектов располагается площадь Толстого . Здания площади выполнены в стиле ретроспективизма. В пределах площади немало архитектурных достопримечательностей.

Сейчас это место – одна из излюбленных и обязательных к посещению достопримечательностей Санкт-Петербурга. Здесь царит атмосфера старой Европы . Особенно красиво по ночам, во время включения праздничной иллюминации.

Австрийская площадь придется по вкусу не только любителям долгих прогулок, но и настоящим ценителям архитектуры

Где находится

Адрес

Знаменитая достопримечательность находится в месте пересечения Каменноостровского проспекта с улицей Мира.

Метро

Горьковская, Петровская

Как добраться

Австрийская площадь находится в Петроградском районе по Каменноостровскому проспекту. Добраться до неё с помощью метро можно, выйдя на станции Горьковская или Петроградская.

Удивительно, но до самого момента своего торжественного открытия в 1992 году, Австрийская площадь не имела официального названия . Жители северной столицы нередко называли площадь Ватрушкой. Иногда в разговорной речи можно встретить и другое имя — Площадь Звезды

Австрийская площадь расположена на пересечении Каменноостровского проспекта с улицей Мира. Площадь имеет в плане восьмиугольную форму. На этом месте в 20-х года XVIII века располагались девятнадцать мазанковых строений, принадлежавших Оружейной канцелярии. Они были построены для «хамовных» мастеровых людей, которых в 1711 году перевели в Санкт-Петербург. Затем мастеровые переехали в специально выстроенные для них дома на Моховой улице, рядом с Фонтанкой. Старые здания были переданы Посольскому двору и просуществовали здесь до середины XVIII века.

В XIX веке эту территорию занимали земельные участки с садами и огородами, деревянные с каменным низом одно- и двухэтажные постройки.

Сначала площадь имела дугообразные очертания, но в 90-х годах XIX века ее перепланировали, и площадь приобрела многогранную форму. Официального названия у нее не было, на картах того времени ее именовали просто Площадью или Площадкой. Дома № 13, 16, 18 и 20, выходящие на площадь, являются здесь самыми старыми – они были построены в начале XX века. Дом № 15 выстроен чуть позже – в 1952 году. Дома №13, 16 и 20 построены под руководством архитектора Василия Васильевича Шауба и образуют единый архитектурный ансамбль в стиле модерн, один из немногих в Санкт-Петербурге.

Дом под номером тринадцать также примечателен тем, что в нем в 1907 – 1908 годах жил известный писатель Леонид Николаевич Андреев. На литературных вечерах, которые проходили в его квартире, присутствовали среди прочих А.А. Блок, Ф.К. Сологуб и другие. В доме на Австрийской площади в 1924 – 1935 годах жил также архитектор Владимир Андреевич Щуко, среди работ которого можно выделить пропилеи у Смольного, дома № 63 и 65 по Каменноостровскому проспекту, памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала.

Торжественная церемония наименования площади, на которой в частности присутствовали мэр города Анатолий Собчак с супругой и супруга канцлера Австрии Кристина Враницкая, прошла 28 сентября 1992 года. Планировалось создание в этом месте сети австрийских магазинов, кафе, аптеку с характерными вывесками и даже с австрийскими урнами и контейнерами для мусора, однако этим планы, к сожалению, пока не осуществились.

Город Санкт-Петербург не перестает очаровывать величием своих памятников, красотой набережных и монументальностью храмов. Особенно восхищают являющиеся главными свидетельствами их царственного происхождения. Не менее интересны и для познания славной многовековой истории города, среди которых и Австрийская площадь.

Общая информация

Практически все площади Северной столицы России хранят в себе память о многих исторических событиях города: трагичных, радостных, торжественных. Есть среди них и полностью утратившие первоначальный облик, а есть и не изменившиеся с момента их возникновения.

В любом случае все эти священные места, хранящие память о былом, способны подарить волнительное чувство, ощущаемое на пороге величайшего открытия, называемого прошлым...

Местоположение Австрийской площади в Санкт-Петербурге

Правильной восьмиугольной формы площадь расположена на пересечении проспекта Каменноостровского с ул. Мира. Входит она в состав Петроградского района Санкт-Петербурга. Для совершения прогулки по площади необходимо с любой станции метрополитена проехать до станций «Горьковская» или «Петроградская».

Австрийская площадь СПб необычна не только своей формой, но и уникальными фасадами пяти зданий, образующих по периметру тот самый восьмиугольник. Площадь ее территории составляет примерно 0,8 га.

О названии

Любопытным фактом является то, что сформировавшийся в начале XX столетия ансамбль площади довольно длительное время не имел наименования. Лишь в 1992 году ей дали первое официальное название - Австрийская. В народе эту оригинальную площадь величают «Ватрушкой», а за ее красоту ей дано более подходящее неофициальное имя - «Площадь Звезды». Связано это с огромной неоновой конструкцией в виде звезды, которой в советские времена украшали это место в праздничные дни. Название площади появилось в знак дружбы между Австрией и Россией, а причиной выбора именно этого перекрестка стала схожесть стиля зданий этой части города с архитектурой столицы Австрии.

Первоначальное предполагаемое название - Венская, но затем выбор был остановлен на Австрийской.

Краткие исторические сведения

Вместо нынешней Австрийской площади в двадцатых годах XVIII века на этом месте располагались 19 мазанковых строений, которые принадлежали Оружейной канцелярии. Возведены они были для «хамовных» мастеровых людей, переведенных в Санкт-Петербург в 1711 году. Для них были выстроены специальные дома на улице Моховой, у Фонтанки, а старые строения были переданы Посольскому двору. Просуществовали они здесь до середины XVIII века.

В XIX столетии на этом месте находились земельные участки с огородами и садами, а также деревянно-каменные одно- и двухэтажные дома. Изначально территория имела очертания дугообразное, а в 1890-х годах она была перепланирована и стала многогранной. Так как площадь не имела названия, на картах ее именовали просто Площадкой или Площадью.

Дома

Здания, выходящие на Австрийскую площадь Петербурга, были возведены в начале XX века. Это дома под номерами 13, 16, 18 и 20. Здание под номером 15 было построено в 1952 году. Автором первых трех зданий является архитектор В. В. Шауб, создавший ансамбль в стиле модерн.

В доме № 13 в 1907-1908 годах жил писатель Л. Н. Андреев. В квартире № 20 он устраивал литературные вечера. Среди посетителей были Ф. К. Сологуб и А. А. Блок. В этом же доме в 1924-1935 годы жил архитектор В. А. Щуко, создавший пропилеи у Смольного, памятник у Финляндского вокзала В. И. Ленину и дома № 63 и 65.

Дом № 15 сооружен в 1952 году (проект архитекторов Гурьева О. И. и Щербенка А. П.). На этом месте планировалось построить четвертый дом архитектора Шауба, но задумка эта не осуществилась. Хоть построенное здание и не похоже на дома В. В. Шауба, но оно прекрасно сочетается с теми домами по форме и пропорциям. С 1953 по 1988 год в одной из квартир дома жил выдающийся певец Лаптев К. Н. - народный артист СССР. На доме в память об этом событии установлена мемориальная доска.

Дом № 16 на Австрийской площади был построен в 1905-1906 годах. Это доходный дом академика живописи Липгарта Э. К. - выдающегося историка живописи и художника эпохи Возрождения. Он был главным хранителем Картинной галереи в Эрмитаже. В доме № 16 академик жил до 1921 года.

Здание под номером 20 - тоже доходный дом (строение 1901-1902 годов). Хозяином его был городской голова и Горбов М. М. Здание это в 1907 году было удостоено почетного диплома городского конкурса фасадов.

Дом № 18 (строение 1899-1901 годов, проект архитектора Ковшарова А. И.) - пример рядовой обычной застройки. Здание плотно примыкает к соседнему дому № 16. Принадлежало до 1905 года Липгарту Э. К.

В заключение

На Австрийской площади, после ее официального открытия планировалось организовать кафе, сеть австрийских магазинов, аптеку с характерными для Австрии вывесками, контейнерами для мусора и урнами. Но и сейчас перекресток имеет некоторую схожесть стиля архитектуры со стилем столицы Австрии, на что и было обращено внимание много лет спустя.