Как управлять вниманием. Управление вниманием


Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической дея­тельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.

Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи и взаимо­обусловленности овладения управлением внимания других людей с управле­нием собственным вниманием. Психолог Л. С. Выготский в свое время выдви­нул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управ­ление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению, представляет собой более вы­сокую ступень личностного развития.

Прежде чем перейти к рассмотрению упражнений по тренировке внима­ния и заданий для определения степени вашего внимания, нам хотелось бы подчеркнуть одно важное обстоятельство. Внимание относится к числу пара­метров психической деятельности, которые труднее всего поддаются трени­ровке.

Помните, 3 месяца-это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, вы заметите некоторые сдвиги в своем внимании. Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внима­ние, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения про­изводительности многих форм умственной и физической деятельности.

А теперь давайте проведем анализ вашего внимания по четырем наиболее важным показателям:

Концентрация внимания;

Устойчивость внимания;

Переключение внимания;

Объем внимания.

Концентрация внимания

Известно, что качественно, т. е. точно, быстро и аккуратно, выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собраны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.

Из курса физики вам знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, со­бранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева. Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.

Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что макси­мальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек., максимум- 90 сек. После этого срока внимание рассредоточивается и «собрать» его, на­править на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря опре­деленным усилиям, волевым и физическим. Таким образом, концентрацию внимания можно опеределить как активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта, как мы уже знаем, как раз и является отчетливо выраженная способность кон­центрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.

Таблица 5

Тест для определения концентрации внимания

Задание. Определение концентрации вашего внимания и возможности развития этой способности. Вам предлагается бланк таблицы с 25 строками цифр (табл. 5). За 7 мин. необходимо в каждой строке таблицы отыскать и подчеркнуть чертой снизу все пары рядом расположенных цифр, сумма кото­рых равна 10. Например:

А. 2 9 1 4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 8 83 12 3 4 5 6 7 8 9 8 7 6 5 4 3 7

Затем производится подсчет пропусков или неверно отмеченных пар цифр.За каждую ошибку присваивается один балл. Ваш результат по сериям занесите в табл. 6.

Таблица 6

Результаты выполнения теста “Концентрация внимания”

Задание выполняется в три серии, с тремя бланками. Для этого на трех листочках бумаги перепишите все цифры и буквы из табл. 5 (будьте вниматель­ны при выполнении работы). Между сериями перерыв в 3-5 мин. После окон­чания каждой серии нужно записать число штрафных баллов в табл. 6. Про­сматривая таблицу, следует концентрировать внимание на расположении цифр в строке, чтобы не пропустить искомую пару цифр. Работайте как можно скорее. Не возвращайтесь назад для перепроверки, это отразится на ваших резуль­татах. Через 7 мин. после начала работу прекращайте и начинайте подсчет пропусков.

Внимание! При незавершенной работе результаты не учитываются.

Ключ для подсчета и анализа результатов.

Всего в бланке 149 пар цифр, сумма которых равна 10. За каждую ошибку-про­пуск или неверно отмеченную пару цифр - присваивается один штрафной балл.

Таблица 7

Анализ результатов теста «Концентрация внимания»

Анализ ваших успехов проведите по результатам теста по табл. 7. Это задание можно выполнять и для проверки успешности развития своей способности к концентрации внимания. Первые полгода рекомендуется выпол­нять его раз в месяц, затем повторить проверку через полгода, а результаты следует хранить для сравнительного анализа.

Все мы знаем, что внимание весьма непостоянно, и этому есть множество причин. Однако можно научиться им управлять, чтобы в нужный момент сконцентрироваться на чем-то важном или привлечь к себе нужного человека. Поговорим о том, как научиться управлять вниманием.

Концентрация и тренировка внимания

Сначала рассмотрим, как можно повысить свое внимание. Концентрация внимания зависит от нескольких факторов:

  • Внимание постоянно варьируется в зависимости от интереса человека. Пока человеку интересно, его внимание сконцентрировано на том, что вызвало его интерес. Вывод: нужно стремиться вызывать и поддерживать интерес, любопытство. Чтобы вернуть потерянное внимание, нужно вновь разжечь интерес у человека;
  • Внимание зависит от внешних факторов. Сильные внешние раздражители не дадут человеку сконцентрировать внимание на чем-то определенном. Например, это сильный холод в помещении, плохое самочувствие, голод, сонливое состояние, встревоженность другими проблемами и т. д. Чтобы повысить внимание, нужно избавиться от таких раздражителей;
  • Важное значение имеет тренировка внимания. Так, чтобы сделать свое внимание максимально сконцентрированным, нужно его натренировать. О том, как это можно сделать, мы поговорим чуть ниже;
  • Чем меньше информации, на которой нужно концентрироваться, тем выше внимание, поэтому для повышения концентрации внимания нужно стремиться к минимуму того, на чем нужно концентрироваться;
  • Важно также распределение внимания - чем больше органов чувств задействовано одновременно, тем ниже внимание. Так, при одновременном чтении книги и прослушивании музыки внимание не будет максимальным ни для первого занятия, ни для второго. Чем меньше распределяется внимание, тем оно выше;
  • Переключение внимания. При смене деятельности внимание может снизиться, человеку может потребоваться время для того, чтобы вновь вернуть концентрацию внимания, которая была при предыдущем виде деятельности.

Однако свое внимание можно значительно развить и улучшить, если натренировать его. Тренировка внимания напрямую связана с только что рассмотренными факторами, влияющими на него.

Тренировка внимания: упражнения

Чтобы повысить внимание, выполняйте следующие упражнения.

  1. Внимание сильно влияет на память. Чем сильнее внимание в момент знакомства с новым, тем больше вероятность, что новое хорошо запомнится. Можно создавать у себя стойкие ассоциации и впечатления. Так, например, чтобы запомнить имя нового знакомого, проговорите его про себя, внимательно всмотритесь в лицо человека, - тем самым вы искусственно повысите внимание в момент знакомства, и имя вам запомнится. Чтобы, например, запомнить название книги или фильма, создайте для себя стойкую ассоциацию с чем-либо, что помните или знаете хорошо. Такое нехитрое упражнение улучшит как ваше внимание, так и память.
  2. Намеренно задействуйте разные органы чувств, стараясь концентрироваться на разных вещах. Так, например, можно одновременно слушать аудиокнигу и идти куда-то или совершать пробежку и т. д.
  3. Концентрируйтесь на чем-то одном в течение долгого времени, не позволяя себе отвлекаться на посторонние вещи. Для этого хорошо подходит чтение. Читайте книгу, например, час, вникая в ее сюжет и основную мысль, не отвлекаясь ни на что иное.
  4. Намеренно переключайте свое внимание и старайтесь сохранить его силу. Так, например, вы только что играли на музыкальном инструменте, а теперь изучаете статью в журнале и т. д.

Как добиться внимания окружающих

Узнать подробнее о том, как привлекать внимание людей, вы можете из нашей статьи . Здесь же мы дадим несколько простых и общих советов о том, как добиться большего внимания.

  • Говорите с людьми о них же или о том, что им интересно. Проявляя свое внимание к человеку, вы вызываете ответное внимание и интерес;
  • Будьте интересным. Это может выражаться в неординарном внешнем виде, манере общаться, улыбаться, двигаться и т. д. Интересные мелочи привлекают внимание;
  • Развейте харизму - харизматичный человек не остается без внимания;
  • Будьте позитивным, энергичным, улыбайтесь, относитесь к окружающим с теплотой. Положительная энергетика обязательно привлечет к вам внимание, притянет людей, словно магнитом;
  • Не бойтесь быть собой, но в то же время не бойтесь иногда и сыграть какую-то роль. Полезно иногда быть загадочным - загадка привлекательна;
  • И наконец, понаблюдайте за теми, кто привлекателен для вас. Как он привлекает ваше внимание, чем? Анализируя таких людей, вы выявите для себя, в чем же заключается их привлекательность, и сможете использовать это для себя.

Введение

Понятие о внимании

Качества внимания

Заключение

Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов - предметов и явлений - человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

2. Понятие о внимании

Внимание - это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании бо­лее отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.

Первоначальная форма внимания - ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание - внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание - внимание, на­правленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием како­го-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про-ji икнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

3. Качества внимания

Внимание представляет собой многосторонний процесс, характеризующийся рядом качеств, основными из которых являются: интенсивность, объем, концентра­ция, направленность, устойчивость, активность, пере­ключение и распределение

Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления и памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома чело­веку), чем больше влияние отвлекающих раздражите­лей, тем более интенсивным (напряженным) будет вни­мание.

Объем внимания - это качество, определяе­мое числом одновременно отражаемых объектов, зави­сит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки. Так, например, число одновременно воспринимаемых букв, когда они предъявляются раздельно,- не более шести. Если из них могут быть образованы слоги или слова, то число воспринимаемых и одновременно отражаемых букв может определяться количеством их в четырех - шести словах.

Концентрация внимания - это качество внимания, определяющее высокую его интенсивность при объеме в один объект.

Под направленностью понимают прежде все­го избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объек­тов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воз­действий, но и в более или менее длительном их сохра­нении (удержании образов в сознании).

Устойчивость внимания определяется дли­тельностью сохранения концентрированного внимания. Это - характеристика внимания во времени. Показа­тель устойчивости - высокая продуктивность деятель­ности (объем, точность работы) в течение некоторого промежутка времени Длительность интенсивного сосре­доточения зависит от ряда условий: характера и содер­жания деятельности, отношения к объекту внимания. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости внимания увеличивается с возрастанием сложности объекта внимания.

Активность личности имеет большое значе­ние для устойчивости внимания. Деятельность личности может проявляться во внешне выраженных практиче­ских действиях с объектами внимания или во внутренней мыслительной деятельности, связанной с решением за­дач, требующих наиболее полного отражения объектов внимания.

Переключение внимания - это быстрое пе­ремещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта опреде­ленной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности.

Эффективность переключения зависит от особен­ностей выполнения предыдущей и последующей дея­тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех пере­ключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение. Имеются значительные индиви­дуальные различия в переключаемости. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой. Для иных этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение - это непроизвольное отклонение вни­мания от основной деятельности на посторонние объек­ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­дражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выпол­нении однообразной работы действие побочных раздра­жителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слухо­вом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздей­ствиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

Под распределением внимания понимают такое его качество, которое определяет способность че­ловека одновременно выполнять несколько действии, рассредоточивая внимание между ними. Уровень рас­пределения внимания зависит от ряда условий: от ха­рактера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и разнородными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятель­ности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняе­мых видов деятельности знаком человеку, причем один - до некоторой степени привычен, автоматизиро­ван (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятель­ности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь перио­дический контроль сознания, отмечается сложная фор­ма внимания - сочетание переключения и рас­ пределения .


4. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредо­точение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, резкий за­пах - может невольно привлечь внимание. Особое зна­чение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Новизна - одна из важных особен­ностей раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание. Причем имеется в виду не только абсолютная новизна (раздражитель этот ранее никогда не воздей­ствовал на человека), но и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей).

Непроизвольное внимание может быть вызвано так­же чувствами, связанными с воспринимаемыми объек­тами. К причинам, вызывающим непроизвольное вни­мание, относится также влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у человека знаний и привычек.

Наше внимание и наша психика похожа на листок, который колышется на ветру. Нас постоянно отвлекают гаджеты, коллеги, друзья, ненужные мысли. Наше внимание принадлежит кому угодно, но только не нам. Так как же научиться концентрироваться в современном мире и научиться управлять своей психикой. Известный психиатр Эдвард Хэлловэлл написал книгу «Не отвлекайте меня» , в которой рассказывает о нескольких хитростях.

  1. Избавляемся от электронного рабства

    Для того, чтобы быть спокойным и сконцентрированным, вам придется внести целый комплекс вещей в свою жизнь (и, конечно, вынести из нее тоже). И, в первую очередь, нужно минимизировать вред от гаджетов. Самый простой способ сделать это — для начала завести дневник, в котором вы сможете отмечать для себя время, которое вы бесполезно проводите за своими гаджетами. После того, как вы увидите полную картину, спросите себя:

    • В какое время суток я провожу больше всего времени за гаджетами? Почему?
    • Как можно сократить это время?

    Еще один хороший способ перестать отвлекаться на гаджеты - это составить список небольших дел, которые вам нужно сделать, но руки никак не доходят. Например, позвонить дяде в Сыктывкар, прибраться в шкафу, почитать книгу, которая уже несколько месяцев ждет своего часа.

  2. Добавить спорта

    Без хорошего физического тонуса вам не светит умение быть сконцентрированным. Необязательно сразу начинать ходить в зал. Достаточно просто совершать прогулки хотя бы по полчаса в день. Найдите друга, который любит гулять, заведите собаку или слушайте аудиокниги, пока это делаете. В общем, придумайте что-нибудь, чтобы хотя бы 30 минут в день проводить на свежем воздухе.

    Кстати, помните, что совмещать приятное с полезным — это новый тренд. Многие бизнесмены встречаются и обсуждают свои дела во время прогулок или совместных пробежек. Не отставайте от сильных мира сего.

  3. Медитируйте

    Доказано: регулярные медитации улучшают многие психологические функции. Кроме этого, медитация помогает увеличить количество серого вещества в мозгу и улучшает лидерские качества. Многие считают, что для того, чтобы начать медитировать, нужно изучить какие-то особые приемы и техники. Это не так.

    Вам достаточно всего лишь найти спокойное помещение, сеть на диван или кресло, закрыть глаза и успокоиться. Теперь просто дышите. Вдох, выдох. Вдох, выдох. Сосредоточьтесь на дыхании, пусть мысли спокойно текут мимо вас. Даже если вы будете медитировать дважды в день по 3-5 минут, то улучшите не только концентрацию внимания, но у вас снизится артериальное давление.

  4. Забудьте про многозадачность

    Ученые уже неоднократно доказывали, что многозадачность — это миф. Конечно, если разговариваете по телефону с неинтересным собеседником и при этом гладите рубашку, то, возможно, вы и сможете совмещать два этих дела. Но если вы говорите по телефону с умным собеседником и при этом пытаетесь составить годовой отчет, то вряд ли у вас это получится без ущерба для качества этих двух занятий.

    Наш мозг не может мгновенно переключаться с одного занятия на другое. Для этого ему нужно время. Так что самый простой способ сделать все максимально быстро — это делать вещи последовательно.

  5. Разгрузите мозг

    Если вас постоянно что-то тревожит, то, наверняка, это вам помешает управлять своим внимание и своей психикой. Возьмите листок и ручку и выплесните все, что у вас накопилось. Напишите все, что вас тревожит, а потом разделите список на две части. В одной части пусть будут вещи, на которые вы можете повлиять, а в другой — вещи и события, которые от вас не зависят.

    С делами из первого списка начните разбираться немедленно, а дела из второго списка просто отпустите, и предоставьте Вселенной их «разрулить».

  6. Не тревожьтесь в одиночку

    Если вы чем-то сильно обеспокоены, то не тревожьтесь в одиночку. Найдите себе людей, которые смогут вас выслушать и помочь. Если вы будете долго вариться в своих проблемах, то они могут превратиться в настоящий кошмар. Когда другой человек вас слушает, вы становитесь более спокойным.

  7. Добавьте структуры во всем

    Когда в нашей жизни есть структура, мы становимся более сконцентрированными. Вот несколько вариантов структуры, которые приводит Эдвард: «Ежедневник с расписанием встреч; закрытая дверь; открытая дверь; распорядок, написанный в стихах; выключение устройства; день, выделенный для отдыха; грамматика; будильник; свод законов; таймер для варки яиц, стоящий рядом с вашим компьютером».

Вообще любой порядок — это хороший пример структуры. Так что начать вполне себе можно с того, чтобы просто убраться в комнате и за рабочим столом.

Управление вниманием

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Оно способствует повышению продуктивности, точности и скорости психических процессов. Внимание, как хорошо управляемый луч света, позволяет высвечивать тот или иной предмет, определенное явление или мысленно с четкой последовательностью фиксировать свои ощущения в различных частях организма.

Большое значение для овладения приемами саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Под концентрацией внимания понимают умение человека сосредоточить свое сознание на главном в данном моменте или объекте. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии внутренней среды. Однако можно научиться таким образом управлять вниманием, чтобы даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б. Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на решении сложных математических задач.

Внимание и восприятие временных интервалов тесно связаны с другими психическими функциями, в том числе с эмоциями. Это нетрудно проверить с помощью следующего теста.

Посмотрите на часы и постарайтесь запомнить пятисекундный интервал. Теперь засеките время и начинайте его мысленно отсчитывать. Отсчитав 10 пятисекундных интервалов, снова посмотрите на часы. Если вы возбуждены, то 10 интервалов будут отсчитаны быстрее, чем за 50 с. Чем больше вы возбуждены, тем быстрее счет. Тест можно упростить, если засечь время и мысленно просчитать до 20, стараясь «отмерить» 20 с. Если на это ушло меньше 16 с, значит, ваше возбуждение достаточно сильное.

Тренировка концентрации внимания осуществляется различными способами, в том числе сосредоточением на монотонном движении внешних объектов. Для этого можно использовать уже упомянутые часы. На начальных этапах тренировки необходимо фиксировать внимание на секундной стрелке, а затем на минутной. Далее следует переходить к концентрации внимания на некоторых предметах (пуговица, палец и т. д.). Начинать это упражнение нужно с одной минуты и, повторяя его несколько раз в день, следует довести период непрерывного сосредоточения внимания на одном предмете до 4–5 мин.

Для освоения приемов концентрации внимания можно использовать упражнение «три круга», предложенное К. С. Станиславским. Упражнение позволяет управлять объемом внимания. Занимающийся представляет себе три концентрических круга с определенным содержанием и мысленно переходит из большого в меньший. Целесообразно, чтобы мысленные образы большого круга включали представления улицы, дома, в котором живет занимающийся. Тогда легче перейти в средний круг, основным содержанием которого может быть комната, в которой проводится занятие психотренингом. Представив себе основные элементы окружающей его обстановки, занимающийся должен перейти в третий, малый круг своего внимания.

Приемы концентрации внимания при помощи упражнения «три круга» рекомендуется осваивать на первых 2-3-х занятиях, подкреплять их формулами мысленных команд: «Начинаю занятия по концентрации внимания. Мысленно представляю себе три круга: большой, внутри него – средний, а в среднем – малый, первый большой круг моего внимания – это все обозримое и воспринимаемое мной пространство. Это наш город, улица, дом, в котором я живу. В этом большом круге моего внимания есть другой, средний, ограниченный стенами этой комнаты, в которой я занимаюсь психотренингом. Мысленно внимательно рассматриваю стены и обстановку комнаты. Все здесь располагает к приятному и спокойному отдыху. В этой комнате есть еще один условный круг моего внимания, в котором нахожусь только я сам. Когда я обращаю внимание на себя, все окружающее исчезает, становится расплывчатым и туманным. Мысленным взором вижу только свое тело: лицо, руки, ноги, туловище…»

Непрерывное созерцание – находясь в удобной расслабленной позе, пристально разглядывайте какой-нибудь не слишком сложный предмет (коробок спичек, карандаш, стакан) в течение 3–5 мин, стремитесь не отводить взгляд от предмета (моргать можно). Разглядывайте предмет снова и снова, стараясь найти в нем как можно больше деталей. Делать это упражнение нужно до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

Ритмичное созерцание – вглядывайтесь в выбранный предмет на спокойном вдохе, а на выдохе закрывайте глаза, как бы «стирая» впечатление. Так повторять 30–50 раз. Можно выбрать и иной ритм: смотреть на выдохе, закрывать глаза на вдохе или разглядывать предмет в течение 5 счетов, а закрывать глаза на последующие 5 счетов. Ритмичное созерцание дается легче непрерывного.

Мысленное созерцание – непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3–5 мин. Затем, закрыв глаза, постарайтесь мысленно вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях (3–5 мин). После этого откройте глаза и сличите «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз. Цель упражнения – добиться отчетливого внутреннего «видения». Это упражнение заимствовано у выдающегося художника Леонардо да Винчи, который рекомендовал его своим ученикам.

Внутренний видеоскоп – внимательно разглядывайте 2–3 мин какой-либо простой предмет (коробок), затем другой (стакан). Закрыв глаза, мысленно «положите» коробок в стакан. Повторите это упражнение несколько раз, усложняя его и комбинируя.

Тренировать внимание можно и при помощи мысленной имитации мышечных движений, так называемых идеомоторных актов (от «идея» – мысль и «моторика» – движение). Для этого представьте себе, что вы держите пальцами руки теннисный мяч, постарайтесь ощутить его размер, вес, степень упругости и даже шероховатость поверхности, обшитой ворсистым сукном. Затем мысленно медленно сжимайте и разжимайте мяч пальцами, при этом следите, чтобы движения были только воображаемыми и пальцы не двигались. Необходимо не забывать про дыхание, оно должно быть спокойным, ритмичным и достаточно глубоким.

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства автора Козлов Николай Иванович

Управление вниманием Это одна из самых распространенных, простых и эффективных техник управления мотивацией через управление сенсорным полем: направляйте внимание человека на то, чем вы хотите его заинтересовать, и отвлеките от того, что ему видеть не надо.Возможно, вы

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Управление вниманием Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Оно способствует повышению продуктивности, точности и скорости психических процессов. Внимание, как хорошо управляемый луч света,

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Владеть своим вниманием Способность мудрого руководителя решать сложные, конфликтные ситуации и общаться с людьми, имеющими выраженные агрессивные и хаотические тенденции, объясняется его умением владеть своим вниманием и тем, что он «прочно стоит на земле». Человек,

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Управление вниманием Начинать формирование внимательности следует как можно раньше. Как только ребенок начал реагировать на голос матери, потянулся за игрушкой, сделал первый шаг в сторону заинтересовавшего его предмета, должен начаться процесс обучения, который будет

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Замечания по управлению вниманием Навыки управления вниманием аудитории очень важны для пропагандистов, руководителей и преподавателей. Как уже упоминалось, факторы, привлекающие внимание, разделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся прежде всего

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Из книги Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] автора Ли Маркус

3.2. Работа с вниманием Внимание – одна из важнейших составляющих хорошей памяти. Если вы невнимательны, не умеете сосредото?чиваться на чем-либо одном, вряд ли вы сможете сильно улучшить память. К счастью, внимание тоже можно и нужно тренировать. Например, прямо сейчас

Из книги Как завладеть аудиторией от собеседника до зала. Супер-советы автора Полито Рейналдо

46. Овладейте вниманием аудитории Если аудитория не обращает внимания на то, что вы рассказываете, ваша презентация потерпела фиаско. Поэтому приложите усилия к тому, чтобы с самого начала пробудить интерес у слушателей.Скажите что-нибудь такое, что вызовет эффект

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Привычка управлять своим вниманием Милая бусинка, ты наверняка заметила, что мы то и дело говорим о внимании. Даже двумя строчками выше мы упомянули этот великий транспортер энергии, а значит, и самой жизни. Наше внимание - великий артефакт женственности. Благодаря ему мы

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

§ 2. Манипуляция вниманием Важнейшими мишенями, на которые необходимо оказывать воздействие при манипуляции сознанием, являются память и внимание. Задача манипулятора – в чем-то убедить людей. Для этого надо прежде всего привлечь внимание людей к его сообщению, в чем бы

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Разница между вниманием публики и признанием – в самооценке Долгие годы я размышлял над тем, почему в детстве причинял столько неприятностей окружающим, и наконец пришел к выводу, что таким способом искал признания. Это совсем не то же самое, что желать внимания.

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Управление вниманием Сам процесс мышления всегда начинается с внимания.Как только возникает затруднительная ситуация, нужно в первую очередь понять, куда сейчас направлено ваше внимание. Все возможные варианты мыслей можно свести к двум. Вы возмущены тем,