Крыльцо железобетонное. Как залить крыльцо из бетона своими руками? Крыльцо с тремя ступенями и сходами на три стороны


Жизнь в частном доме открывает намного больше возможностей в плане строительства и обустройства, нежели квартиры. То и дело хочется усовершенствовать свое жилье, сделать его интереснее, практичнее, удобнее. Некоторые мечтают выйти из дома, встать на красивое крыльцо и насладиться окружающим видом. Для этого нужно построить крыльцо. Проще всего сделать крыльцо из бетона.

Давайте разберемся, как именно выполнить поставленную задачу и на какие моменты следует особенно учесть в подобных постройках.

Что нужно учесть?

Строительство завершается удачно и правильно лишь тогда, когда грамотно подходишь к вопросу планирования. Ведь есть целый ряд моментов, которые следует обязательно принять во внимание. Чтобы не упустить ничего важного, требуется составить соответствующий проект.

В рассмотрение проекта включают:

  1. Строится ли веранда вместе с домом, либо она является пристройкой к готовому сооружению.
  2. Высота определяется от земли до нижней кромки порога дома.
  3. Ширина определяется в зависимости от того, сколько человек может проходить по лестнице одновременно, а также потребуется ли заносить в дом крупные вещи. Так, для одного человека необходим проем минимум 80 см. Чтобы пройти двум, потребуется как минимум 100 см.
  4. Ступени. Делается непарное количество ступеней, что позволяет удобнее подниматься и спускаться. Оптимальные размеры - высота от 12 до 20 см. и ширина 25 см.
  5. Крыльцо должно быть примерно на 5 см. ниже уровня порога входной двери. Это позволит пристройке не мешать открытию и закрытию дверей.

Приняв во внимание все эти параметры, вы сможете составить проект. Основываясь на чертежи, будет намного проще поэтапно выполнять работу, соблюдать установленные нормы, не допускать ошибок.

Обязательно следует принять во внимание материал, состояние грунта, нагрузка, которую будет оказывать пристройка. В некоторых случаях потребуется выполнить армирование.

Об основных ошибках припланирования строительства крыльца смотрите в следующем видео.

Планирование

План проведения работ подразумевает составление четкой последовательности ваших действий. Если заранее составить план, вы не будете путаться в этапах, сможете грамотно распределить собственное время. Ведь после некоторых работ требуется дать материалу подсохнуть и укрепиться. Для этого, кстати, рекомендуется заранее определить свойства того или иного материала.

При строительстве крыльца из бетона последовательность этапов выглядит следующим образом:

  1. Зачистка площадки под пристройку и подготовка территории;
  2. Определение размеров конструкции;
  3. Выполнение и монтаж каркаса;
  4. Заливка бетонной смесью.

А теперь про каждый шаг плана поговорим детально.

Подготовка почвы

Подготовка площади земли под будущее строительство играет чрезвычайно важную роль. Тут нужно не просто убрать весь мусор и снять слой накопившейся травы. Растения имеют огромную силу и способны пробиваться даже сквозь толстый слой бетона. Потому необходимо предусмотреть, чтобы растения не начали пробиваться под фундаментом после выполнения соответствующих работ.

Главная задача заключается в удалении всех насаждений, выкорчевывании деревьев и кустарников. Рекомендуется не просто удалять их под корень, а использовать специальные химикаты. Они препятствуют любому дальнейшему росту и развитию насаждений. А потому опасаться их разрушительных возможностей через пару лет после строительства крыльца не придется.

Как только подготовительные мероприятия на грунте будут завершены, вы сможете начинать заложение грунта.

Расчеты

Конечно же, строительство потребует определенных финансовых затрат на материалы. Вам важно определить, в какую сумму они обойдутся.

Определившись с размерами постройки, примите во внимание:

  • высоту крыльца,
  • ширину крыльца,
  • количество ступенек.

Это позволит правильно рассчитать количество бетона. Сколько цемента нужно на куб бетона , вы можете посмотреть в другой статье. Именно бетон - основа постройки и материал, требующий наибольшее количество средств.

Сделайте чертеж, и по нему проводите расчеты. Если вы собираетесь использовать готовую бетонную смесь, тогда достаточно рассчитать объем конструкции.

Для приготовления бетонной смеси для заливки крыльца из цемента марки М500 возьмите песок и щебень в следующей пропорции: 1 часть цемента на 2,2 части песка и 3,7 части щебня. Такое крыльцо выдержит давление 300 кг/см².

Также нужно определиться с арматурой и гидроизоляционными материалами. К примеру, для армирования на каждую ступень следует использовать два прута арматуры.

Строительство

Материалы и инструменты

Без соответствующих инструментов и материалов начинать работу не имеет смысла. Вы просто не сможете ее даже начать.

Перед строительством подготовьте следующие материалы и инструменты:

  • Песок
  • Цемент;
  • Щебень;
  • Листы фанеры;
  • Доски;
  • Лопата;
  • Арматура;
  • Гвозди на широких шляпах;
  • Бетономешалка;
  • Инструменты измерения (уровень, рулетка и пр.);
  • Шпатель;
  • Проволока из металла;
  • Битые кирпичи.

Фундамент

  1. Для фундамента потребуется котлован, а его глубина должна составлять примерно 30 см. Ширина ямы должна быть на 2,5 см. шире, чем ширина планируемой пристройки. Для крыльца, изготавливаемого из бетона, необходимо создавать соответствующий фундамент - мелкого заложения. Параметры его должны соответствовать определенным требованиям. Глубина должна быть на 20-30 см. ниже, чем уровень промерзания почвы.
  2. На дно ямы укладывается подложка. Ее делают из щебня и песка. Сперва утрамбовуют песочный слой в 10 см, а затем слой щебня - около 5 см. Подложка призвана защищать фундамент от грунтовой воды и укреплять основу. Подложка должна выходить за пределы фундамента примерно на 10 см.
  3. Если на месте фундамента имеются грунтовые воды, обязательно нужно организовать мероприятия по их отводу.

Армирование, создание каркаса

Выполнив подушки, пора приступать к строительству крыльца.

Крыльцу обязательно нужен каркас:

  1. Каркас представляет собой надежное основание, которое без проблем выдержит вес бетонной заливки, которым его будут заливать. По сути, опалубка - это сооружение из досок, фанеры и элементов кирпича, которое повторяет внешний вид вашего будущего крыльца, выполненного из бетона.
  2. Доски следует использовать прочные, но только не чрезмерно сухие, поскольку они могут растрескаться. Их толщина - минимум 2 см., а ширина - от 20 см.
  3. Высота создаваемой опалубки должны быть примерно на 30 см. выше самого планируемого крыльца, поскольку нижняя часть уйдет в грунт. Необходимо установить боковые элементы, составляющие части ступеней требуемой высоты и ширины. Элементы каркаса собираются в единое целое при помощи распорок. За счет этого достигается требуемая прочность.
  4. Боковины укрепляются ребрами жесткости, а дополнить их можно арматурой. Арматура укладывается с последовательностью шага в 20 см., принимая во внимание заранее составленный чертеж.
  5. Между каркасом и ребрами следует предусмотреть установку распорок. Все это засыпается грунтом примерно на 10 см. и утрамбовывается. Завершив сооружение опалубки, начинается заливка.

Ступени

На вопрос ступеней следует более детально посмотреть. Ведь они представляют собой наиболее важный элемент всей конструкции. Правильно их рассчитав и выполнив, вы сможете удобно подниматься и спускаться с крыльца. Допустив ошибку, вы можете пожелать о решении сделать крыльцо.

Количество ступеней напрямую зависит от высоты от пола у входной двери до земли. Ширина ступеней должна быть достаточно большой, чтобы нога полностью помещалась на элемент. Это обеспечит дополнительную безопасность.

Учтите еще один важнейший момент - если вам требуется соорудить больше трех ступенек, исходя из проведенных расчетов, желательно предусмотреть монтаж перил.

Угол наклона лестницы допускается от 27° до 45°.

При планировании высоты ступенек учитывайте, будут ли крыльцом пользоваться дети и пожилые люди. В этом случае высоту стоит сделать меньше.

Ширина ступени, см. Высота ступени, см. Угол наклона марша
40 10 14°
38 11 16°
36 12 18°
34 13 21°
32 14 23°
30 15 25°
28 16 29°
26 17 33°
24 18 37°
22 19 40°
20 20 45°

Заливка бетоном

  1. Конструкция будет прочнее и надежнее, если предусмотреть использование арматуры. Ее желательно предварительно нарезать на необходимые элементы. Они соединяются проволокой из металла. Также разрешается установка на слои заливки камней, битого кирпича. За счет этого потребуется использовать меньшее количество бетона без ущерба надежности конструкции.
  2. При замешивании раствора пригодится бетономешалка. Укладка бетона начинается лишь после завершения его замеса, что позволит максимально сохранить свойства и характеристики.
  3. Заливка осуществляется с нижней ступени.
  4. Каждый новый залитый слой тщательно утрамбовывается. Оставив пустоты, вы рискуете снизить долговечность и прочность конструкции. Если заливка оказалась выше необходимого уровня, излишки раствора удалите, утрамбуйте его. Строительным уровнем определяется правильность закладки.
  5. Выполнив заливку первого слоя, подождите, дайте смеси как следует застыть. Лишь после этого можно приступать к следующему слою. Завершается заливка последней ступенькой.
  6. Построенная опалубка не снимается сразу после заливки последней ступени. Нужно выждать около 7 дней, перед тем как ее демонтировать.

Почему многие владельцы частных домов выбирают для сооружения крыльца бетонный раствор. Все дело в прочности и долговечности бетонных конструкций и изделий. К тому же бетонное крыльцо можно отделать на свое усмотрение, используя достаточно большой список облицовочных материалов. Многим может показаться, что этот строительный процесс сложен. Конечно, не без этого, но сами мастера уверяют, что самое сложное в нем - это сборка опалубки. Что же в ней сложного?

Начнем с того, что определимся, что такое опалубка. Итак, это сборный короб, который собирается из досок или фанеры, металлических листов или плит ОСБ, так же могут быть использованы и другие плитные и листовые материалы. Ее основное назначение - придать форму, габариты заливаемой бетонной конструкции и точно расположить ее на местности. В состав опалубки входят так называемые формообразующие элементы, крепежные изделия и конструкции, которые поддерживают основную часть системы. Есть два вида опалубки: съемная и несъемная. Второй вид собирается навечно до демонтажа самой бетонной конструкции. По сути, она становится неотъемлемой частью бетона.

Так как разговор зашел о крыльце дома, то, значит, дело будет касаться съемного вида. Как его собрать своими руками? Здесь надо будет рассмотреть два варианта: из досок и из фанеры, которые могут быть бывшими в употреблении, то есть, материал остался после возведения самого частного дома.

Опалубка из досок

Для того чтобы сделать опалубку для крыльца из бетона, необходимы доски толщиною 20-30 мм. Чем шире доски, тем лучше. Но для формирования ступенек, высота которых варьируется в диапазоне 14-16 см, лучше применить доски шириною 150 мм.

В первую очередь необходимо подготовить площадку под крыльцо. Обычно по габаритным размерам выкапывается котлован глубиною 30-40 см, который бетонируется. Именно на эта плоскость и будет устанавливаться сама опалубка. Как правильно ее сделать?

Оптимальный вариант - собрать формообразующую часть прямо на земле, учитывая точные размеры самого крыльца. По сути, это боковинки, которые будут располагаться с торцов будущего бетонного сооружения. Здесь основное дело - сделать ступенчатую конструкцию. Поэтому часть досок надо будет подрезать под размеры ступенек, а точнее, их выступов. Поэтому замеряется выступ крыльца (это его ширина), в которую входит ширина первой (нижней) ступени. Этот размер переносится на доску, она по нему подрезается обычной пилой.

Все остальные доски подрезаются под размеры ширины части крыльца до краев второй, третей и так далее ступенек. Теперь все доски укладываются на ровную поверхность и скрепляются между собой досками, уложенными поперек сложенной боковины. Крепить можно саморезами или гвоздями.

Внимание! Все крепежные изделия пройдут насквозь сделанной деревянной конструкции. При ее установке по месту, необходимо учитывать тот факт, что концы крепежей должны смотреть наружу опалубки.

То есть, шляпки саморезов или гвоздей должны остаться внутри полого короба. То же самое касается и крепежных досок, которые после установки опалубки будут располагаться вертикально. Цель такого монтажа - демонтаж боковинок, чтобы торчащие элементы не застряли в бетоне и не повредили его.

Таким образом готовятся две боковые части, которые должны быть установлены по месту. Теперь их надо закрепить.

  • Во-первых, их скрепляют между собой досками шириною 150 мм, которые укладываются по месту формирования ступенек. По сути, эти элементы будут образовывать поверхность подступени. Количество вертикально установленных досок (на ребро, на попа) равно количеству ступеней.
  • Во-вторых, чтобы заливаемый бетон под давлением своей массы не раздвинул боковины в стороны, необходимо по всей их длине забить в землю опоры. Для этого могут быть использованы куски металлической арматуры, трубы или уголки. Чем шире крыльцо, тем больше опор придется вбить в землю.
  • В-третьих, для того чтобы уложенные и закрепленные вертикально доски не выгнул бетонный раствор, посередине их установки необходимо уложить и прикрепить доску во всю ширину всех ступенек. Крепить можно саморезами или гвоздями наискосок или использовать металлический крепежный уголок. Если крыльцо имеет большую длину, то крепежных досок надо будет не одна. Распределить их придется равномерно через каждые 1,5 м по всей длине конструкции.
  • В-четвертых, не стоит забывать и о верхней площадке крыльца. Здесь также придется равномерно расположить горизонтальные элементы, соединяющие две боковины. У краев установка производится обязательно.

Опалубка готова, остается лишь обработать ее внутренние поверхности раствором, который не позволит прилипнуть доскам к бетонной поверхности. Если раствора нет под рукой, можно использовать отработанное техническое масло, можно набить рубероид или полиэтиленовую пленку. Кстати, два последних варианта лучше, если для сооружения опалубки используются доски, бывшие в употреблении. Просто между ними обязательно останутся щели, через которые бетон будет вытекать. А этого допустить нельзя.

Опалубка ступенчатого крыльца

Посмотрите на фото, где показано крыльцо со ступеньками с трех сторон. Для того чтобы залить такую конструкцию, можно использовать упрощенный тип опалубки. Для этого используются все те же доски, которые сбиваются в короб, формируя первую ступень. Ставятся доски на попа и соединяются между собой саморезами или гвоздями, лучше дополнительно установить металлические уголки.

Этот короб устанавливается по месту, забиваются распорки в землю, сдерживающие давление бетона. Производится заливка раствора до верхних краев опалубки (не забываем провести армирование). После того как смесь подсохнет, можно устанавливать верхний короб, который будет формировать второй ряд ступенек. Он меньше первого на ширину проступи. Крепят второй ярус к первому укосинами (это доски или рейки, соединяющие короба по наклонной плоскости). заливается бетон. Третий и последующие ярусы, если они присутствуют в конструкции крыльца заливаются точно так же. Верхняя площадка - это залитый бетоном верхний ярус.

В принципе, по этой технологии сборки опалубки для крыльца из бетона можно соорудить и первую конструкцию. То есть, собирать ярусы постепенно, но заливку делать всей конструкции одновременно. Не забываем скреплять ярусы между собой вертикальными крепежными элементами (досками или рейками).

Опалубка из фанеры

Этот вариант сборки опалубки, можно сказать, и более простой, но есть в нем и свои сложности, если говорим о процессе - сделать своими руками. Очень важно правильно из фанерного листа сделать боковину, чтобы она точно повторяла форму самого крыльца. Здесь важно сохранить размеры ступенек и их прямоугольную форму в разрезе. Поэтому запланированную конструкцию с размерами переносим на фанерный лист. После чего полученных шаблон вырезаем пилой или лобзиком.

Необходимо отметить, что лучше выбирать фанеру влагостойкую толщиною 10-12 мм (она прочнее и выдержит нагрузки). Хотя о влагостойкости можно и забыть, так как такой вид не всегда может оказаться под рукой. Итак, если боковины готовы, устанавливаем их по месту и подпираем рейками или арматурой (трубой, уголком). Посмотрите на фото, расположенное ниже, верхний правый рисунок показывает именно фанерную опалубку.

Теперь боковины соединяются досками, которые будут формировать ступени крыльца. Если верхняя площадка имеет большую площадь, то у края фасада дома и посередине площадки надо обязательно установить две скрепляющие боковины доски. Они не дадут боковым элементам разойтись в стороны под давлением бетонного раствора. Кстати, фанерный вариант надежнее в плане полностью закрытой плоскости, через которую раствор не будет вытекать. Но все равно внутренние поверхности опалубки придется обработать техническим маслом.

Опалубка полукруглого крыльца

С опалубкой полукруглого крыльцо все немного сложнее. Основная сложность - это сформировать полукруглые поверхности, поэтому именно для них придется использовать листовой прочный материал, который можно будет согнуть по криволинейной линии, образующий края ступеней и верхней площадки. К примеру, это может быть листовое железо толщиною 1 мм или все та же фанера толщиною 4 или 6,5 мм.

С фанерой есть сложности, чтобы довести ее до кривизны, необходимо смочить подготовленную по ширине полосу (она должна быть равна размеру проступи) и в таком мокром состоянии согнуть точно по форме полукруга, используя шаблон. После высыхания фанера уже не разогнется. Данный процесс займет время, да и по проведению его есть много сложных моментов. Поэтому рекомендуется использовать листовое железо, лучше оцинкованное.

Что касается установки конструкции, то можно для этого дела использовать облегченную технологию. То есть, устанавливается первый ярус, затем второй и так далее. Каждый ярус заливается отдельно. У многих может возникнуть вопрос, а как скрепляются между собой залитые бетонным раствором ярусы крыльца. Все дело в том, что сделать крыльцо из бетона - это, значит, сделать прочную конструкцию. И здесь без армирования не обойтись. Поэтому совет: сделать объемный армокаркас на все крыльцо или сделать его по частям на каждый ярус. Эти части соединяются между собой по мере сооружения крыльца, соединение производится электросваркой или при помощи вязальной проволоки.

Внимание! Скривленные части фанерной опалубки обязательно соединяются между собой (как это показано на фото), для чего можно использовать укосины из реек или досок.

Крыльцо является обязательным элементом строительства индивидуального дома. Оно находится на виду, поэтому к его конструкции предъявляются особые требования.

В первую очередь, оно должно быть крепким и удобным для ходьбы. Во-вторых, должно соответствовать по размерам и стилю фасаду дома. Крыльцо может выполняться из металла, дерева или бетона. Бетонные конструкции можно отделывать плиткой, камнем, покрывать краской. Из-за гибкости решений, долговечности, надежности конструкции и простоты строительства бетон чаще всего используется для строительства входной группы.

Разновидности формы крыльца из бетона

Крыльцо - это площадка с примыкающей к ней лестницей из нескольких ступенек. Оно может быть встроенным, спроектированным вместе со всем зданием, пристроенным после завершения основного строительства, со своим фундаментом или приставным консольным.

Бетонное крыльцо может быть выполнено в форме:

  • прямоугольника;
  • квадрата;
  • трапеции;
  • круга.

Конструкция входной группы дома может быть с фронтальной стороны или сбоку и:

  • выполненной в форме веранды;
  • закрытой;
  • открытой.

Особенности строительства крыльца из бетона

Бетонное крыльцо своими руками сделать не так сложно. Нужно знать несколько правил и строго им следовать.

Расчеты размеров бетонного крыльца

Основные размеры при расчете крыльца из бетона:

  1. Общая высота крыльца. Это расстояние от грунта до нижней части порога;
  2. Ширина ступени. По строительным нормам ширина ступени должна быть шире дверного проема в среднем на 150 мм. При этом оговаривается, что ширина верхней ступени должна быть не менее 1000 мм, чтобы на лестнице могли свободно разойтись два человека;
  3. Высота ступеней 120– 200 мм. Высоту можно принимать в зависимости от удобства передвижения по ступеням. Если в доме есть маленькие дети и пожилые люди – это может быть 120– 150 мм. Для взрослого человека оптимальной является высота 200 мм;
  4. Ширина проступи от 270 мм;
  5. Количество ступеней. Разделив общую высоту крыльца на высоту одной ступени, можно определить количество ступеней. Дробное значение округляется до целого изменением высоты ступени. Лучше, чтобы ступеней было нечетное количество для удобства подъема по лестнице;
  6. Глубина площадки, если крыльцо выполняется в виде пристройки, должна быть не менее одного метра;
  7. Угол наклона лестницы - 26–45°.

Определив размеры и количество ступеней, нужно начертить эскиз , то есть составить проект крыльца, который понадобится при дальнейших этапах работ.

Материалы и инструменты для изготовления

Определившись с размерами и конструкцией сооружения, можно рассчитать необходимое количество материалов для того, чтобы своими руками сделать крыльцо. Материалы лучше покупать с запасом , чтобы не пришлось в разгар работ бегать в поисках недостающих килограмм смеси или метров проволоки. Если используется готовый бетон, то нужно только определить его объем. В случае, когда нужно готовить смесь, то расход материалов на один кубический метр бетона составляет:

  • цемента – 340 кг;
  • песка – 1,05 м³;
  • щебня – 0,86 м³.

В каркасе на каждую ступеньку должно приходиться два прутка арматуры.

Необходимые материалы:

  • листы фанеры и доски толщиной не менее 20 мм и шириной 200 мм для изготовления опалубки;
  • бруски 40× 40 мм для ребер жесткости;
  • гвозди с широкими шляпками, чтобы скреплять доски опалубки;
  • металлическая проволока для вязки каркаса из арматуры;
  • арматура диаметром 6,5–12 мм для каркаса;
  • битый кирпич;
  • гидроизолирующий материал;
  • цемент;
  • щебень;
  • песок средней фракции;
  • материалы для отделки.

Инструменты , чтобы сделать ступеньки для крыльца своими руками:

  • бетономешалка;
  • перфоратор со сверлами по бетону;
  • электропила;
  • вибратор для уплотнения бетонного раствора;
  • лопата штыковая. Совковая лопата может понадобиться, если бетон нужно будет вручную из тачки перекладывать в каркас;
  • инструмент для вязки проволоки;
  • молоток, шпатель, уровень, метр, рулетка.

Подготовка площадки

Когда строится новый дом и еще на этапе строительства выполняется единый ленточный фундамент, подготовка площадки заключается только в уборке строительного мусора . Но часто случается, что нужно заменить старое крыльцо, под которым нет фундамента, например, в дачном домике. Тогда выбранную для крыльца площадку очищают от мусора и старого крыльца, затем роют котлован под фундамент глубиной на 200– 300 мм ниже уровня промерзания грунта, то есть не менее 500 мм, шириной и длиной на 25 мм больше соответствующих размеров площадки. В фундаменте дома сверлят отверстия под арматуру, чтобы выполнить взаимное армирование.

Следующим этапом работ является устройство подложки. На грунт укладывается слой влажного песка толщиной около 150 мм, затем слоем в 200 мм засыпается и выравнивается щебень и трамбуется так, чтобы он утонул в песке, и опять слой песка около 100 мм. Опять все слои трамбуются и заливаются водой . После всех процедур пустоты в щебне будут заполнены песком. Такое основание защищает бетон от воздействия грунтовых вод.

На подложку укладывается рубероид или плотная пленка для гидроизоляции фундамента, которая защищает конструкцию от разрушающего воздействия поверхностных вод. Затем наступает черед армирующей сетки с ячейками 100×100 мм. И только потом заливается бетон, выравнивается и протыкается в нескольких местах прутком, чтобы вышел воздух.

Чтобы конструкция набрала первичную прочность, ее нужно оставить на несколько дней для застывания. Бетонный раствор для фундамента готовится в стандартных пропорциях: на одну часть цемента берется три части песка и пять частей щебня.

После того, как сформировалась подушка, можно приступать к устройству опалубки. Каркас должен быть крепким и устойчивым , способным выдержать вес заливаемого бетона. Он представляет собой коробчатую конструкцию из листов фанеры, толстых обрезных досок и соответствует внешнему виду и форме будущего крыльца.

На листе фанеры вычерчивается контур крыльца, начиная с нижней ступени. Выполняются подступенки и проступи под углом 90° для удобства разметки. Затем чертится площадка и верхняя проступь с наклоном 6 мм на каждые 300 мм длины, чтобы обеспечить сток воды. Возвращаясь к подступенкам, вычерчивается их контур с уклоном нижнего края на 15° вовнутрь. Окончательный контур вырезается болгаркой, и боковины каркаса готовы.

Фанера может не выдержать напора бетонной смеси, поэтому боковины опалубки укрепляют ребрами жесткости из бруса. Щиты соединяют досками, повторяющими форму и размеры подступенков. Для этого используют приготовленные гвозди. Желательно нижнюю кромку досок выполнить под уклоном, чтобы заливка бетоном получилась ровной. Полученный каркас устанавливается на расстоянии 10 мм от фундамента дома и с обеих сторон фиксируется распорками, которые упираются в колья. Колья же забивают в грунт на глубину не менее 250 мм на расстоянии около полуметра от щитов. Затем пространство между каркасом и кольями засыпается грунтом примерно на 100 мм и тщательно трамбуется.

Закончив изготовление опалубки, фундамент дома накрывают рубероидом, а поверх него наносят герметик, создавая, таким образом, температурный шов . На основание будущего крыльца укладывают пароизоляцию, опалубку с внутренней стороны покрывают смазкой, чтобы бетонный раствор не прилипал к опалубке.

Для того чтобы бетон не терял прочностных свойств, укладывать его нужно сразу после замеса. Поэтому чем ближе будет находиться бетономешалка к конструкции, тем лучше. Самый удачный вариант, когда бетон подается сразу из лотка.

Чтобы крыльцо было прочным и долговечным, нужно установить каркас из арматуры. Ее нарезают на куски нужной длины, и обвязывают проволокой. Длина прутьев должна быть на 40–50 мм короче ширины ступеней. Расстояние между слоями арматуры должно быть около 150 мм. Нельзя забывать укладывать прутья арматуры в заранее подготовленные отверстия в фундаменте дома. Во время вязки арматуры оставляют закладные элементы для установки перил и навеса, если они предусмотрены проектом. Тогда не придется бурить готовое бетонное основание для монтажа ограждающей конструкции. Чтобы уменьшить расход бетонного раствора, в каждый слой кладут битый кирпич и камни .

Укладку бетона выполняют, начиная с нижней ступени. Каждый залитый слой необходимо тщательно утрамбовывать, чтобы удалить все пустоты. Выступающий заполнитель (кирпичи) нужно утрамбовать вовнутрь кельмой или лопатой. С помощью уровня проверяют качество выполненной закладки бетона. Каждому слою нужно дать высохнуть, только потом приступать к заполнению следующего. Завершаются работы по бетонированию закладкой раствором верхней ступени и площадки. Законченное бетонное сооружение должно простоять в опалубке не менее семи дней.

Если строительство выполняется летом, бетон нужно периодически увлажнять , чтобы он не пересыхал. Через неделю опалубку, простукивая доски молотком, снимают осторожно, чтобы не повредить бетонное основание и при необходимости шлифуют поверхность крыльца.

Если проектировалось крыльцо с навесом, то опорные столбы для него устанавливаются на этапе монтажа опалубки и заливаются бетоном.

Отделочные работы

Отделку бетонного крыльца можно производить через 28 дней после снятия опалубки . Это срок, за который бетон набирает свою нормативную прочность.

Самое простое - оставить бетонное крыльцо в таком виде, как есть, или окрасить стойкой к атмосферному влиянию краской.

Интересный вариант отделки – узоры из гальки, которые можно выполнить своими руками во время закладки бетона. При этом время изготовления крыльца увеличится ненамного, все равно нужно дать время на высыхание слоя.

Чаще всего бетонные ступени и крыльцо отделываются клинкерной плиткой со специальным покрытием против скольжения.

Великолепно смотрится в отделке крыльца керамогранит, который несложно уложить своими руками.

Выбирая отделку нужно помнить, что здание и крыльцо должны быть выполнены в едином стиле и стыковаться по размерам.

Перила для короткой не более пяти ступеней лестницы можно не устанавливать, но они удобны для пожилых людей и придают любому крыльцу законченный вид. Если продумать дизайн перил и заполнение пространства под ними, то они могут украсить входную группу и сделать ее оригинальной.

При строительстве полукруглого крыльца выполняются те же этапы работ, только в расчетах добавляется определение центра окружности и сложней сделать опалубку для ступеней округлой формы.

Вот и все, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос о том, как сделать крыльцо из бетона своими руками.

Дом построен — теперь необходимо оформить вход в него, чтобы он выглядел эстетично, был надежным и долговечным. Одним из вариантов может стать бетонное крыльцо.

Как сделать крыльцо из бетона своими руками? Это достаточно простая задача, но она требует некоторых знаний технологии изготовления такой конструкции.

Визитная карточка дома

Постройка имеет ряд значительных преимуществ перед другими материалами:

  • Оно не повержено гниению и коррозии, как дерево или металл.
  • Простота монтажа – все работы можно выполнить своими руками, не требуется применение специальной строительной техники.
  • Невысокая стоимость всей конструкции.
  • Прочность и долговечность такого сооружения дополняются эстетической привлекательностью в случае его отделки.

На начальном этапе необходимо определиться с формой и размерами.

Формы

Наиболее простым вариантом является прямоугольная конструкция, но иногда хочется как-то разнообразить входную группу. Тогда можно сделать строение полукруглым, круглым, овальным или другой нестандартной формы.

Полукруглое

Главное — чтобы дизайн гармонично вписывался в общий стиль всего здания.

Размер

Размер тоже индивидуален: оно может быть небольшим, только для входа в дом. Можно комбинировать его с террасой или верандой.

Небольшое строение

Если размеры здания достаточно большие, то и вход в него можно выполнить просторным.

Проектирование конструкции

Определившись с конструкцией, можно заняться его проектированием.

Простая конструкция

Лучше всего будет заранее сделать чертежи с точными размерами:

  • Высота конструкции;
  • Ширина;
  • Длина всего сооружения.

Высота рассчитывается, как расстояние от поверхности грунта до низа проема входной двери. Обязательно необходимо предусмотреть запас на устройство облицовки поверхности.

Кроме того, общая высота конструкции должна быть ниже проема на 5 см, так как усадка дома и крыльца будут происходить неравномерно. Минимальная ширина конструкции должна быть больше проема входной двери примерно на 1,0 м — 1,5 м.

Облицовка из натурального камня — фото

Оптимальными размерами ступеней считаются:

  • Высота – 20 см;
  • Ширина – 30 см;
  • Длина – 150 см.

Можно взять и готовые варианты проектов, подходящих для конкретного здания.

Ограждение

При высоте крыльца более 1,5 м, лучше сделать его ограждение. Высота перил, как правило, берется от 80 см до 100 см. Возможно также устройство боковых стенок лестницы, которые будут выполнять роль ограждения.

Технология изготовления

Вне зависимости от выбранной формы и размера конструкции, технология изготовления заключается в обязательном выполнении нескольких основных этапов:

  • Разметка конструкции на грунте;
  • Устройство гидроизоляции;
  • Изготовление опалубки;
  • Укладка арматуры;
  • Приготовление бетонной смеси;
  • Заливка каркаса;
  • Отделка;
  • Облицовка ступеней.

Если сделать запрос в интернете «крыльцо своими руками из бетона видео», то можно найти достаточное количество видеороликов, показывающих последовательность выполнения работ.

Разметка и подготовка основания

Массивность и размеры фундамента под будущее крыльцо, зависят от размеров самой конструкции. Чем большего размера она планируется, тем серьезнее должно быть основание.

  • На грунте колышками размечается основание крыльца, согласно размерам по чертежу. Между ними натягивается веревка, которая будет очерчивать периметр будущей конструкции.
  • Далее снимается слой земли в 30 см – 60 см. Глубина заложения основания зависит от типа грунта и близости грунтовых вод.
  • Грунт тщательно трамбуется. Устанавливаются опорные бруски, к внутренней стороне которых набивается опалубка для устройства основания. По всему периметру насыпается щебень слоем 20 см и песок – 20 см.

  • Все это проливается водой и тщательно трамбуется. Сверху можно уложить слой гидроизоляции.
  • Затем укладывается нижний каркас из арматуры диаметром 10 мм — 12 мм.
  • Стержни скрепляются между собой стальной проволокой.
  • Под каркас лучше подложить бруски толщиной 5 см, чтобы арматура не лежала на щебне, а полностью была впоследствии защищена слоем бетона.
  • Далее весь периметр заливается бетонной смесью.

Основание требуется выполнить идеально ровным по горизонтали.

Строительство

Если гидроизоляция не была выполнена ранее, то рекомендуется сделать ее по верху основания. Кроме этого, рубероидом или другим гидроизоляционным материалом необходимо изолировать стену здания, к которой будет примыкать конструкция. К дальнейшей работе можно приступать через несколько дней, когда бетон основания наберет прочность.

Изготовление и установка опалубки

Опалубка под конструкцию может быть изготовлена из любых подручных материалов:

  • Деревянные доски, щиты;
  • Металлические листы;
  • Цементно-стружечные плиты, ламинированная фанера;

Использование деревянных элементов – самый простой и экономичный способ.

Изготовление

Для изготовления самой формы, используют в основном обрезную доску толщиной больше сантиметра или фанеру.

Если в дальнейшем планируется отделывать строение декоративными элементами, то лучше использовать нестроганую доску. Шероховатая поверхность бетона лучше подойдет для приклеивания деталей.

Металлические листы — это более дорогой способ, что является серьезным минусом при выборе материала при индивидуальном строительстве.

Металлическая опалубка

Однако, такой вид опалубки хорошо подходит для сложного по конфигурации, так как лист можно выгнуть под требуемую форму. При устройстве лестницы круглой формы, в качестве ограждения очень удобно также использовать влагостойкую фанеру.

Опалубка

  • Для устройства конструкций сложных форм, в качестве опалубки можно использовать и прочный пластик.
  • Все элементы должны быть тщательно подогнаны по размеру, вымерены по вертикальности с целью недопущения уклонов.
  • Мелкие щели затыкают подручными материалами, крупные – забивают планками.
  • Можно затянуть внутреннюю поверхность опалубки полиэтиленовой пленкой, рубероидом или бумагой, пропитанной воском – тогда внешняя поверхность получится очень гладкой.

Делаем строение– опалубка для сложной формы

По периметру всей конструкции устанавливаются дополнительные подпорки из бруса. Это предотвратит изгиб досок или щитов. Верхнюю часть укрепляют поперечными планками, чтобы опалубка не расползалась в стороны под давлением бетона.

Как из бетона сделать крыльцо более прочным? Необходимо применять армирование всей конструкции. После устройства опалубки внутрь ее укладывается арматурный каркас. Он изготавливается из двух сеток с ячейками 10 см на 10 см.

Одна из сеток располагается внизу яруса, а вторая – в верхней плоскости ступени.

Подготовка раствора

Предварительный расчет требуемого объема бетонной смеси, можно сделать по рабочему чертежу крыльца. Состав бетонного раствора ничем не отличается от фундаментного.

Он состоит из:

  • Цемента;
  • Песка;
  • Щебня или гравия;
  • Воды.

Цемент для изготовления выбирается не ниже марки М200.

Как построить

При большом объеме работ есть смысл заказывать готовый раствор. Качество изготовления его будет выше, чем приготовленного вручную.

Заливка каркаса

Начинать укладывание бетонной смеси необходимо с нижнего яруса. Заливку каркаса из опалубки лучше всего производить в один прием. Укладка раствора должна сопровождаться трамбовкой, чтобы удалить воздух из смеси, сделать ее максимально плотной.

как сделать заливку бетонной смеси

Каждый следующий ярус ступеней бетонируется только тогда, когда предыдущий высохнет полностью. Опалубка снимается не раньше, чем через неделю. За это время прочность бетона будет достаточно устойчивой. Но заниматься дальнейшей отделкой крыльца и ступеней не стоит раньше, чем через 28 дней.

Особенности устройства крыльца из блоков

Еще более простой задачей будет сделать крыльцо из керамзитобетонных блоков.

Как сделать правильно

Использование блоков из легких бетонов для крыльца, имеет массу преимуществ:

  • Снижение трудоемкости работы;
  • Увеличение скорости монтажа;
  • Цена на керамзитобетонные блоки достаточно низкая;
  • Общий вес конструкции значительно ниже, чем у монолитного варианта.

Основные этапы по проектированию и подготовке основания под укладку блоков, такие же, как и для монолитной конструкции.

По размерам лучше выбирать элементы с высотой 200 мм, и шириной 300 мм. Они оптимально подойдут для размера ступеней.

Если высота крыльца планируется более 80 см, то кладку из блоков стоит укрепить армирующей сеткой. Крепление перил или поручней в керамзитобетонных блоках выполняется при помощи специальных анкеров и дюбелей.

Пористая структура керамзитобетонных блоков подразумевает их дальнейшую отделку, чтобы защитить крыльцо от воздействия внешних факторов.

Финишная отделка

Общая конструкция крыльца выполнена — встает вопрос: чем облицевать крыльцо из бетона? Можно оставить поверхность без отделки. Это будет дешевле, но не долговечно.

Достаточно скоро бетон под воздействием влаги и отрицательной температуры начнет разрушаться. Далее дело дойдет до коррозии обнажившейся арматуры. Конструкция быстро начнет терять свою прочность.

Разрушение

В таком случае, придется заниматься его ремонтом, или полностью переделывать все крыльцо. По этой причине, лучше заранее продумать, чем покрыть сооружение на улице?

Больше информации по устройству вы можете получить, посмотрев видео в этой статье.

Материалы для отделки крыльца

Облицовка бетонных конструкций необходима для защиты от:

  • Перепадов температуры;
  • Воздействия осадков: снег, дождь;
  • Ультрафиолетовых лучей.

Также это защитит крыльцо от механического износа.

Защита поверхности

Отделать крыльцо можно различными материалами, но к ним есть общие требования, которым они должны соответствовать:

  • Стойкость к температуре и атмосферным воздействиям, влаге;
  • Нескользкая поверхность и простота в уходе.

Исходя из этих условий, облицовку крыльца и ступеней выполняют из:

  • Природного камня;
  • Керамических изделий;
  • Тротуарной бетонной плитки;
  • Дерева;
  • Террасной доски.

У каждого из этих материалов есть свои достоинства и особенности применения.

Конструкция с отделкой натуральным камнем

Натуральный камень обладает отличной прочностью и долговечностью, керамические материалы имеют широкое разнообразие дизайнерских вариантов.

Дерево для отделки бетона применяется не часто, но оно способно сделать крыльцо более естественным в условиях загородного дома. Также практичным решением будет отделка крыльца и ступеней террасной доской.

Основные этапы по отделке

Чтобы отделка крыльца прослужила долго и не потеряла своего внешнего вида, необходимо соблюдать технологию ее устройства.

Можно выделить основные этапы по отделке конструкции крыльца и ступеней:

  • Предварительная подготовка основания к отделке;
  • Выполнение стяжки и устройство уклонов для стока воды;
  • Гидроизоляция поверхности под отделку;
  • Отделка выбранными материалами.

Подготовка поверхности основания заключается в его выравнивании и укреплении. Устройство стяжки с приданием конструкции наклона, необходимого для удаления влаги, а также гидроизоляция основания защитят конструкцию от воздействия осадков.

Дальнейшие этапы работы зависят от выбранного материала.

Крыльцо к дому из бетона своими руками сделать достаточно несложно. Основной проблемой является правильная установка опалубки и армирование конструкции. Но если эта задача решена правильно, то крыльцо получится надежным.

Монолитное бетонное крыльцо – самая популярная конструкция для устройства входной группы. Такое основание не подвержено коррозии и гниению, оно очень прочное, долговечное и может отделываться самыми разными материалами. Да и сделать его несложно: главное, чтобы опалубка для крыльца своими руками была смонтирована правильно.

Как и из чего она делается, зависит от формы ступеней. Рассмотрим несколько самых доступных способов.

Что такое опалубка для ступеней крыльца легко представить тем, кто хоть раз сам заливал ленточный или столбчатый фундамент. Это съемный сборный короб, только более сложной формы, чем для фундамента, в который заливается бетонная смесь. Нужен он для того, чтобы жидкий бетон не растекался, а принял нужную форму.

Для изготовления опалубки используют самые разные материалы:

  • Обрезные или даже необрезные доски;
  • Фанеру;
  • ОСП или другие листовые плиты;
  • Металлические листы;
  • Пластиковые панели и т.д.

Жесткие материалы применяются для устройства опалубки для лестниц простой прямоугольной или многоугольной формы. А вот если вам нужна опалубка для круглого крыльца, придется поискать что-то прочное, но гибкое – металл, пластик, тонкую фанеру, вымоченную в воде.

  1. Но это будет только формообразующая часть конструкции. Также потребуются поддерживающие элементы в виде кольев, брусков и распорок, и крепеж.
  2. Если делать опалубку из нового материала, она значительно повлияет на стоимость крыльца. Поэтому в таких случаях часто используют строительные отходы или бросовые материалы, уже бывшие в употреблении.

Совет. Если вам предстоит большой объем работ с устройством нескольких лестниц, есть смысл купить готовую модульную опалубку многоразового использования. Цена может оказаться довольно высокой, но её можно отбить, сдавая модули в аренду другим застройщикам.

Способы изготовления

Теперь посмотрим, как сделать опалубку для ступеней крыльца из разных материалов. Но для начала нужен проект будущей конструкции с точными размерами.

Они определяются, исходя из высоты крыльца, равной расстоянию от уровня земли до входной двери, и рекомендуемых параметров ступеней:

  1. Ширина ступени – 26-30 см;
  2. Высота подступенка – 15-20 см.

Совет. Если над крыльцом планируется сделать навес, опорные столбы для него желательно установить на этом этапе.

Из досок

Доски можно брать любые, лучше обрезные, толщиной не менее 20-30 мм. Они должны выдержать давление бетонной смеси. Как сделать опалубку для ступенек крыльца, зависит от его формы.

Например, если у вас уже есть боковые стенки, останется только закрепить между ними доски, образующие подступенки, обрезав их по ширине и зафиксировав в заданном положении с помощью брусков.

Если таких стенок нет или вы хотите сделать крыльцо со спуском в любую сторону, задача будет сложнее. Рассмотрим два распространенных варианта.

Прямое одномаршевое крыльцо:

Изображение Описание

Для его заливки сначала нужно собрать два боковых щита ступенчатой формы. Проще всего сначала сколотить прямоугольный щит, а затем перенести на него «выкройку» ступеней и отрезать лишнее. Но можно взять доски, ширина которых соответствует высоте ступеней, и сразу делать ступенчатый щит, у которого каждая следующая доска короче предыдущей на ширину ступени.

Между собой доски скрепляются поперечными брусками, прикрученными саморезами. Поперечины располагают с внешней стороны щита. На внешнюю же сторону должны выходить и концы саморезов или гвоздей, если они проходят насквозь.

Готовые боковины устанавливаются на место и фиксируются с помощью распорок, которые не дадут им сдвинуться под давлением бетона. Помимо распорок можно вбить в грунт впритык к щитам металлические уголки или куски арматуры.

Между собой боковины скрепляются досками шириной, равной высоте подступенка. Они ставятся на ребро и прибиваются к вертикальным срезам боковин.

Если есть риск выгибания этих досок массой раствора, их тоже скрепляют между собой брусом, уложенным посередине лестницы от нижней доски опалубки до верхней.

Изнутри готовая конструкция промазывается отработанным машинным маслом, чтобы бетон не прилип к дереву, а опалубка после его высыхания легко демонтировалась, не повредив монолит.

Совет. Если между досками боковых щитов есть щели, лучше оббить их внутреннюю поверхность пленкой или рубероидом. Эти материалы не только предотвратят прилипание, но и не позволят раствору вытекать через щели.

И ещё один вариант крыльца – со ступеньками по периметру. Несмотря на более сложную конструкцию, опалубку для него сделать проще.

  • Доски сбиваются в короб, образующий нижнюю ступень;
  • Короб устанавливается в котлован или на подготовленную площадку и фиксируется распорками;
  • В него до краев заливается раствор и выравнивается по уровню;
  • После подсыхания смеси на сформированную площадку устанавливается короб для второго яруса ступеней, который меньше первого со всех сторон на ширину ступени;
  • Точно так же формируются и остальные ряды ступеней.

Опалубка под крыльцо может быть собрана и установлена и сразу, как показано на следующем фото, чтобы произвести заливку за один прием. В любом случае ярусы скрепляются между собой, а монолитной конструкцию делает арматура, которая должна выходить из одного ряда в другой.

Из листовых материалов

Чаще всего, решая, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками, выбирают влагостойкую фанеру толщиной 10-12 мм. Она ровная, гладкая, достаточно прочная для такой нагрузки. А низкая способность впитывать воду позволяет бетону сохнуть равномерно во всей массе.

  • Из листовых материалов удобнее своими руками вырезать боковины для крыльца. Главное – точно произвести разметку, перенося проектные размеры на шаблон.
  • Способы изготовления те же, что и в примере с досками. Но из фанеры толщиной 4-6 мм можно изготовить и опалубку для фигурных ступеней. Для этого её замачивают в воде, затем выгибают и высушивают на шаблоне.
  • Этот процесс трудоемкий и занимает много времени. Поэтому для заливки сложных форм лучше использовать листовое оцинкованное железо толщиной 1 мм или обычные пластиковые панели.

  • Листовые материалы позволяют создавать хорошо закрытые плоскости без щелей, через которые может вытекать раствор. Крыльцо, залитое в такую опалубку, получается ровным и гладким, что важно, если дальнейшая отделка не предусмотрена.

Заключение

Если вы намерены самостоятельно построить надежное бетонное крыльцо к дому, ознакомьтесь с видео в этой статье. В нем подробно показан весь процесс. В том числе и то, как сделать опалубку для лестницы крыльца.