К. Паустовский "Телеграмма": анализ, герои, тема, проблемы


Сочинение по тексту

«Равнодушие - это паралич души», - писал известный русский писатель А.П. Чехов. Действительно, душевная чёрствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.

Передо мной фрагмент из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», в котором, на мой взгляд, автор тоже поднимает проблему равнодушия людей друг к другу.

Автор раскрывает её на примере взаимоотношений Насти и её матери - Катерины Ивановны. Писатель обращает внимание читателя на то, что старая мать любит дочь и мечтает в последний раз приласкать её. Но автор с горечью отмечает, что Настя бросила самого близкого ей человека («Как Катерина Ивановна жила … никому не известно»). К.Г. Паустовский, осуждает поведение Насти, поэтому не указывает причин, по которым она не навещает мать. А пейзажное описание осеннего сада создаёт символический образ холодного и тёмного мира, в котором угас свет человеческой любви. Горечь и сожаление звучат в словах рассказчика: «Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Изображая тёплое отношение героя-повествователя к Катерине Ивановне, автор подчёркивает в конце текста, что живые, любящие родители - это счастье!

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Какими бы ни были родители, дети не должны оставлять их беде. Русская литература не раз обращалась к этой проблеме.

Княжна Марья Болконская из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нём, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности её проявления, которые она готова простить.

А вот другой дочери - героине повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина - выпало счастье иметь мягкосердечного и нежного отца. Однако её роковая страсть к гусару заставляет совершить жестокость - она тайно бежит из дому, не получив благословения родителя и не сообщив ему о себе ничего. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле.

Читая печальные строки рассказа К.Г. Паустовского, начинаешь размышлять о том, как важно самому не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны, о том, что нужно всегда, несмотря ни на что, находить время для своих родителей, дарить им свою любовь и внимание, а также о том, что нельзя проходить мимо чужой беды. Внимание, сочувствие, сострадание - вот что может спасти нас, людей, от душевного холода.

Текст К.Г. Паустовского:

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.

(2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает - забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика, но на самом деле Константин Георгиевич описал взаимоотношения родителей и детей.

Сюжет рассказа повествует о жизни Катерины Павловна, эта женщина была уже старушкой и всё время ждала свою дочь Настю. Женщина понимала, что на самом деле Насте уже не интересна её жизнь, ведь девушка молода и у неё свои интересы и дела, но Катерина Павловна не винила свою дочь в этом, она все прекрасно понимала, и поэтому просто ждала.

Настя же в это время была занята обыденной жизнью, она находила возможность помогать и думать о других, в то время, когда забыла про самого дорого человека. Автор описывает девушку положительными качествами, подчеркивая в ней доброту, отзывчивость, красоту.

Терпение Катерины Петровны в итоге заканчивается, и женщина уже находясь в полном отчаянии, перестает верить в то, что дочь проведает её хотя бы перед смертью. В итоге мама Насти умирает, так и не дождавшись вестей от дочери. Это событие стало уроком для Манюшки и учительницы, у которой также была старушка мать. Произведение Константина Паустовского заканчивается тем, что Настя всё же приезжает к маме, но лишь через день после смерти.

Рассказ "Телеграмма" произвел на меня очень сильно впечатление, я сразу задумалась о своих родных, о том, что нужно быть более внимательной и уделять больше времени семье. Нужно чаще говорить близким, что любишь их, просто обнимать и беречь от бед. Может показаться, что только после этого рассказа я начала понимать важность своей семье, но самом деле это не так.

Просто такие произведения дают возможность лишний раз задуматься о полезном, подумать о том, какие ты поступки совершаешь, и что близкие делают для тебя. Ведь человек не всегда может понять значимость каких-либо факторов, пока что-то не потеряет. Я рада, что прочитала это произведение и советую его к прочтению. Автор показал трагичность жизни и то, как мы не ценим то, что имеем. Константин Георгиевич пытался донести, что нужно ценить и обдумывать поступки сразу, чтобы потом не жалеть о содеянном. К сожалению не каждый из нас имеет родителей, по той или иной причине.

Это значит, что любовь нужно отдать тем, кто тебя воспитал, кто вложил все силы в тебя.

Несколько интересных сочинений

Тема: «Пока не стало поздно»

(анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

    Обучение анализу прозаического произведения.

    Умение применять при анализе нужные литературоведческие термины.

    Воспитание любви и благодарности к ближнему, раскрытие лучших душевных качеств учащихся при помощи интеграции (взаимодействия музыки, живописи, литературы)

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Выставка репродукций картин художников России.

    Юрий Ракша, советский художник 1983 г

    Сергей Герасимов М, советский художник 1986 г

    Юрий Пименов М, советский художник 1986 г

    Изобразительное искусство 20 в. г. Челябинск

    Картины Саенко А.Б. «Мать», «Ожидание».

    Музыкальный диск «Одинокий пастух»

    Э. Мериконе «Профессионал»

    Витас «Мама»

    Тексты рассказа

    Презентация, слайды, ЦОР БЭНП

Журнал «Уроки литературы» № 2 2002 год.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА:

  1. Выставка репродукций картин известных художников («Материнство»)

    Оформление доски

    портреты

  • вопросы для проверки домашнего задания

    Выставка сочинений учащихся на тему «Моя мама».

ЭПИГРАФ : « Есть на свете прекраснейшее существо у которого мы всегда в долгу – это мать» (М.Горький)

СЕТКА ВРЕМЕНИ:

оргмомент (1 мин)

анализ сочинения (3 мин)

опрос (по терминологии) – 5 мин

слово учителя – 5 мин

Беседа о впечатлении от выставки – 3 мин

Рассказ от лица Бондарева – 1 мин

Беседа (фронт) по выяснению усвоения содержания – 7 мин

Групповая работа – 10-15 мин

Анализ текста – 20 мин – 30 мин

Сочинения учащихся – 10 мин

Слово учителя – 5 мин

Стихотворение Острового – 3 мин

Витас – 3 мин или Гурцкая «Знаешь, мама»

Письменная работа на выяснение восприятия «Мои мысли после прочтения рассказа»

    ХОД УРОКА

монолог метафора

диалог контраст

полилог цветовая гамма

1.оргмомент (анализ сочинений)

    3.мини-опрос (выразительное чтение)

4.Эпические произведения (прозаические)

Рассказ- повесть- роман = история человеческой жизни.

Повествование – описание – рассуждение

пейзаж эпитет портрет диалог метафора

портрет сравнение монолог полилог контраст

Ему было 104 года. Мужественное, суровое лицо… К.Г. Паустовский

Что говорят о нем другие? Юрий Бондарев «Мастер»

История создания рассказа «Телеграмма»

    Чтение учителем главы из книги «Зарубки на сердце»

    Музыка на диске (№2) ЦОР (смотри приложение)

    Что значит зарубки на сердце? (что-то неизгладимое, болезненный след в душе)

Итак, ребята, рассказ « Телеграмма». Тема: Взаимоотношения матери и дочери.

Почему же рассказ назван «Телеграмма» (загадка? символ? опасность?)

? Композиция рассказа:

1 часть Мать «Эх, горе, горе»

2 часть Дочь «Эх, ты сорока»

3 часть Телеграмма

4 часть эпилог (развязка событий)

? Признаки рассказа

    краткость

    малое количество действующих лиц

    история 1 семьи

    Анализ содержания рассказа

    Пейзаж (стр. 310 чтение учащихся)

    Эпитеты (холодный, ненастный)

    Метафоры (трава полегла, тучи тащились)

    Цветовая гамма (непрямая – почернели)

    Подсолнечник – символ – одиночество

Обратимся к сюжету:

Что мы знаем о Екатерине Петровне и Насте (дом под охраной областного музея, К.П. жила в Париже, была похоронах Гюго, Настя в Ленинграде)

Другие действующие лица (сторож Тихон, девочка Манюшка). Пейзажная зарисовка (стр 312), проанализируем по той же схеме), отличаются ли эти описания? Какое производит более тяжелое впечатление?

радация – усиление признака, запись в тетради.

    Как общаются К.П. и дочь (деньги – словно откупается)

    Как показана слабость К.П. (стр. 312) (мышь не боится, почтальон придерживал руку; забывала о старости)

Задание: работа в парах (подберите ряд эпитетов (синонимов или контекстных синонимов) к описанию К.П.

фото А. Заболоцкого «Старуха» (старая, слабая, беспомощная, беззащитная, брошенная, обиженная, забытая и т.д.)

Ученик работает со словарем синонимов. Нам очень важно проследить за душевным состоянием героини.

Стр.314. Чтение учителя (музыка № 5) (слайд)

  • Ребята, осень в природе и жизнь К.П. угасают вместе.?? Почему К.П. пишет письмо дочери? Что подтолкнуло ее? (поняла что умирает…)

    Только мастерство Паустовского, тонкого психолога, помогает нам понять это. Параллель: природа – К.П. = одно целое. Какие глаголы показывают потерю последней надежды (шла - побрела).

Метафоры: (позабытые звезды смотрели на землю, стоял озябший). Чем живет К.П. (воспоминаниями). Как относится К.П. к природе саду, (жалеет). В чем контраст? (она жалеет, а дочь ее не жалеет). А может все же кто-то жалеет? (Манюшка, Тихон), парадокс в том, что жалеть должны родные, а жалеют чужие. (рассказ Парадокс) Короленко.

Анализ части « Дочь» Групповая работа стр. 314-315 – 3 группы.

Настя – отношение к письмам. Контраст во внешности.

Портрет: Сольвейг – холодные глаза

Страница 315-316 – 1 группа

Расскажите о Тимофееве (маленький, злой, буркнул сердито, сказал угрюмо, приказал, остроносый, сутулый, крикнул, забегал) Мог ли он пробиться сам? (презентация,

Страница 316 –317 2 группа

Почему решила бороться за Тимофеева? Почему он не едет к матери? В чем парадокс поступков?

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ВЫСТАВКИ

Итак, выставка состоялась.

Чего добилась Настя? Что чувствует сейчас? (радость, гордость за себя что все хвалят?) и вдруг – телеграмма, страница 317- 318.

Настя вернулась « В наши дни», какие глаголы использует автор (незаметно открыла, ничего не поняла, скомкала, нахмурилась. Почему?)

Страница 318 – цепь событий.

Слова о доброте – внимательность художника – взгляд Гоголя. Почему не созналась художнику? – (стыдно) (слайд 5)

Почему Гоголь, а не Пушкин (сатирик, видит все насквозь)

Интересный прием Паустовского: воздействовало на Настю искусство. Скульптура Гоголя, так талантливо выполнена, что кажется одушевленной. Величие искусства и таланта воедино.

Есть три великие вещи в мире: музыка, живопись и слово. Я хочу, чтобы вы это почувствовали так, как почувствовала это Настя…

Страница 318-319 чтение эпизода учителем (музыка) ЦОР, Чайковский «Времена года»

    что поняла Настя? Почему плачет?

    Почему нашли билет для нее?

    Думает ли она о чем–нибудь?

Настя едет, а в это время в Заборье….

    Катерина Петровна не вставала 10-й день.

1 ряд – портрет К.П. (хотела подняться, не смогла бледная, маленькая)

2 ряд – 2 телеграмма. Почему догадалась К.П.

3 ряд – умерла К.П. сразу после этой телеграммы. Почему? (умерла надежда и умерла К.П.)

(Введение слайда 7.)

    За добро плати добром, не будь пустельгой

Кто это пустельга? (хищная птица семейства соколиных и пустой человек. А Настя и то и другое. Это ребята назидание всем.)

    Похороны . Индивидуальная карточка. Зачем введен образ учительницы?. Что хотел показать автор (пересказ эпизода и вывод)

    Пейзаж.
  • зачитаем цитаты

    что изменилось

    цветовая гамма

    что чувствует природа (печаль и радость)

    почему не было описаний Ленинграда – одного из красивейших городов мира(природу видят душевные, добрые люди, а не радушные, пустые)

    Эпилог

Чтение без музыки. О чем плачет Настя? Изменится ли? Почему уехала крадучись? (нет ей прощения, виновата перед матерью, не успела, опоздала)?

Мы любим своих мам, ребята, это видно из ваших добрых слов, которые вы написали больше месяца назад (узнать цитату из своего сочинения. Прочитать её). «Я расскажу вам о маме». Хочу чтобы чувства ваши сохранились всю жизнь.

(Введение слайда 9,анимация медленная)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Жестокость равнодушия. Стена.

Которая так часто холодна.

В кровь об неё мы расшибаем лбы.

Не чувствуя углов своей судьбы

Жестокость равнодушия,

Она не виновата в том,

Что холодна…

Да, чаще виноваты люди. Сегодня, ребята немного особенный урок. Мы анализировали замечательный рассказ К.Г. Паустовского « Телеграмма». Перед нами стояли обычные цели урока: научиться, суметь, развить, воспитать. И мы сегодня учились анализу прозаического произведения, умению находить в тексте различные художественные средства (эпитеты, метафоры и др). Но, для меня все же самое главное, если после этих двух уроков вы выйдете чуть добрее. Нельзя за 40 или 80 минут научить сочувствию, состраданию, сопереживанию, но все же мы вместе делаем шаг вперед на пути благородных и чистых чувств.

Главное – не опоздать. (стихотворение С. Острового – Мать).

Первое слово ребенок сказал: - мама

Вырос! Солдатом пришел на вокзал, - мама

Вот он в атаке на дымную землю упал

Мама! Встал. И пошел.

И губами горячими к жизни припал.

А у меня нет мамы. Она умерла.

Вот и еще одной мамою стала на свете меньше

Зачем же ты мама, в постель земляную легла?

Или жесткой кровать показалась тебе на рассвете?

А рассвет был из солнца, из зелени, из синевы.

Пенье птиц было слышно из самых далеких планет

Розоватые голуби вылетали из мокрой травы,

долго пили зарю и тонули в далеких просветах.

Ты ведь очень любила, когда зажигался рассвет.

Не опоздайте ребята. Мне повезло, моей маме80 лет, я счастлива общением с ней. Но лучше с юных лет сохранить нежное отношение к матери, чтобы потом ни о чем не жалеть.

Витас «Мама»,или Гурцкая «Знаешь, мама»

Итог урока. Оценки

Д/з «Мои мысли после прочтения рассказа»

Последующее задание: проверка знаний в конце курса (в виде теста или кроссворда)

ПРИЛОЖЕНИЕ «Зарубки на сердце» К.В. Паустовский

Одна из основ писательства – хорошая память…. Расскажу о том, как был написан мною рассказ « Телеграмма».

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем забыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги….

Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

Я приехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты…

Но потом перенес работу на вечер. Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по лесам и лугам, уже готовым к приходу зимы.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замершие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев…

Чем угрюмее были тучи, волочившиеся по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе ложились на бумагу слова…

Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах (их осталось очень мало, так как почти все гравюры у Катерины Петровны забрал областной музей); « Автопортрет Брюллова, « Несение креста», « Птицелов» Перова и портрет Полины Виардо.

Стекла были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему – то два раза.

Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы.

В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках « Париж», запыленный букетик камелий…

Было три толстых календаря – за 1848, 1850 и 1853 годов. Там в списках придворных дам я нашел Наталью Николаевну Ланскую – жену Пушкина и Елизавету Ксаверьевну Воронцову – женщину связанную с Пушкиным любовью. И почему – то мне стало грустно от этого. До сих пор не могу понять почему…

По вечерам я ходил в Катерине Петровне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала два раза или три раза в день для всяких хозяйственных поделок соседская девчонка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

Нюрка ставила самовар и пила с нами чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами: - Ну вот еще! Чего выдумали? Но на деле Нюрка пожалуй единственная любила то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце… Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там хранилась все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти – красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом – пожелтевшая фотография самой Катерины Петровны, когда она была еще девушкой – воплощение нежности и чистоты.

Катерина Петровна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Петровны не жизнь, а горе горькое. Настя вот уже как четвертый год не приезжает, - забыла, значить мать, а дни у Катерины Петровны считанные. Не ровен час так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы..

Настя присылала Катерине Петровне деньги, но и бывало с перерывами. Как Катерина Петровна жила во время этих перерывов- никому неизвестно

Однажды Катерина Ивановна попросила проводить её в сад, - в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

    Дорогой мой, сказала Катерина Ивановна, - уж не взыщите вы с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама..

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась возле обветренной липы, оперлась на неё рукой и заплакала. Я крепко держал её чтобы она не упала. Плакала она как очень старые люди не стыдясь своих слез.

    Не дай Вам бог, родной мой, - сказала она мне, дожить до такой одинокой старости! Не дай Вам бог!

Я осторожно повел её домой и подумал, как был бы я счастлив если б у меня была такая мать!

Вечером Катерина Ивановна дала мне связку желтых от старости писем, оставшихся от отца. Я читал эти письма как всегда ночью. Ветер проносился за стеной, шумел в мокрых, голых кустах, и лампа потрескивала, как бы разговаривая от скуки сама с собой. Почему – то странно и хорошо было читать эти письма из Рима именно здесь, в ненастную ночь, слушая как деревенский сторож стучит у околицы в колотушку.

А еще через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У нее ничего не болело. Жаловалась она только на усталость. Я послал Насте телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть поближе. Однажды ночью Нюрка сильно застучала мне в стенку и крикнула испуганным голосом: - Идите! Бабка помирает!

Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс – он не бился, а тихо дрожал, тоненький как паутина.

Я оделся, зажег фонарь и пошел в сельскую больницу за доктором. Больница была далеко в лесу. Черный ветер нес с порубки запах опилок. Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки.

Врач впрыснул Катерине Ивановне камфору, повздыхал и ушел…

Умерла Катерина Ивановна к утру. Мне пришлось закрыть ей глаза. Я должно быть никогда не забуду, как я осторожно прижал её полузакрытые веки и неожиданно из под них скатилась тусклая слеза.

Нюрка задыхаясь от плача, дала мне помятый конверт и сказала: - Тут Катерина Ивановна велела в чем её хоронить.

Я вскрыл конверт, прочел несколько слов, написанных дрожащей рукой, - приказ о том, что на неё надеть после смерти, - и отдал записку женщинам, что пришли утром прибрать Катерину Ивановну в последний путь.

Потом пришел на кладбище выбрать место для могилы, а когда вернулся, Катерина Ивановна уже лежала, прибранная на столе, и я остановился, пораженный.

Она лежала тоненькая как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг её ног. Из под него были видны маленькие черные замшевые туфли…

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон. Все рассказанное выше – это и есть тот писательский житейский материал, их которого рождается проза…

(Во время чтения проецируется слайд 2, 3 с применением ЦОР БЭНП «МХК», Музыка.

В приложение входят отдельно оформленные сочинения детей, написанные примерно за месяц, сданные для выставки в классе. Учитель предупреждает, что анализ будет дан позднее, и он откроет небольшой секрет. Предполагается, что дети должны узнать свой отрывок (сотри слайд 9)

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа - Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом - известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», - решает она.

Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.

Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.

Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая - ее дочери Насте, в третьей - история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.

Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».

Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.

Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.