Кто мать тереза. Мать тереза и ее жизнь


26 августа 1910 года родилась католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», лауреат Нобелевской премии мира и причисленная в 2003 году Католической Церковью к лику блаженных Мать Тереза Калькуттская.

Сегодня мы решили продемонстрировать основные вехи ее жизненного пути и отобразить их в нашей классической фотоподборке.

Агнесса Гонджа Бояджиу родилась в семье албанского торговца в Македонии, в 1910 году. В 1919 году, когда Агнес было 9 лет, погиб её отец. Дружная и обеспеченная благодаря отцу семья пережила не только горе, но и впервые столкнулась с материальными трудностями.



Мать Тереза в юности

В 1928 году, в 18 лет, Агнесс окончила среднюю школу и задумалась о своём будущем. Однажды услышав, как священник читает письма от миссионеров из Индии, она заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии и послушала внутренний голос, который «призывал её стать миссионеркой в Индии». На этот раз девушка не стала противиться зову сердца, а решила «отправиться и поведать о жизни Христа людям». Для этого она уехала в Дублин (25.09.1928) и вступила в ирландский Орден сестёр Лорето, имевший миссию в Индии.


Молодая Мать Тереза

Зимой 1929 года после двух месяцев пребывания в ирландском Ордене сестёр Лорето и изучения английского языка Агнесс прибыла в монастырь Ордена в предгорье Гималаев, где и провела срок своего послушничества, готовясь к пострижению в монахини. По окончании срока её направили в Калькутту преподавать историю и географию в школу Св. Анны для девочек из обеспеченных семей. Здесь она выучила хинди и бенгальский язык. Здесь же впервые столкнулась с ужасающей нищетой Калькутты. 24 мая 1937 года Агнесс приняла монашеские обеты и стала директором школы Св. Анны.

«Мир начинается с улыбки»

Агнесс Гонджа Бояджиу взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье, французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.


«Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались»

10 сентября 1946 года сестра Тереза отправилась на ежегодное Святое Говенье в Дарджилинг, позже эту поездку она назвала «самым важным путешествием в её жизни ».


Под мерный перестук колёс в поезде она задремала, но внезапно проснулась оттого, что услышала голос, который был внутри неё: «Иди и живи среди бедных, а Я буду с тобой ». Это было божественное видение, смысл которого ей был ясен — Калькутта, беднейшая из бедных.


«Если вы судите кого-либо, то у вас не остается времени его любить»


Она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им. Это был приказ свыше, от самого Бога. Теперь я знала, что надо делать, но не знала как ».


Сестра Тереза была настойчива в своём стремлении — уйти из монастыря и жить среди бедных, но ни мать-настоятельница монастыря, ни сестры Ордена не поддержали её решения и даже стали относиться враждебно. Страдая от такого непонимания, сестра Тереза серьёзно заболела и едва не умерла. Во время болезни на неё снизошло видение, в котором она увидела себя на Небе стоящей перед Святым Петром. Между ними состоялся диалог:

- Зачем ты пришла сюда ? — спросил её Святой Пётр. — Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь ?
- Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из трущоб , — ответила ему монахиня.


«Самое важное лекарство — это нежная любовь и забота»

Оповещённый обо всём этом архиепископ Калькутты не знал, как поступить, и отложил принятие решения на год. Год спустя сестра Тереза (37 лет), ещё более уверовав в своё предопределение, вновь обратилась к архиепископу, а тот — в Ватикан к Папе римскому и в Ирландию в руководство Ордена. И, наконец, ещё год спустя, 16 августа 1948 года (38 лет) сестра Тереза получила разрешение покинуть Орден при условии, что она продолжит следовать обету нищеты, целомудрия и поста.


«Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит»

Навсегда простившись со спокойной, размеренной жизнью монастыря, сестра Тереза по ускоренной программе окончила курсы медсестёр и пошла в самый бедняцкий квартал Калькутты — трущобы Моти Джил. В первый день она просто говорила с нищими и помогала им, чем могла. На второй день взялась учить пятерых ребятишек из бедных семей алфавиту, рисуя буквы прямо на песке. Спала на соломенном полу в хижине, питалась, чем приходилось. Но уже некоторое время спустя, сумела снять небольшое помещение для школы, чтобы учить детей читать, писать и обслуживать себя, а также говорить с ними о Боге, который, несмотря на всю эту убогость, любит их.


«Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах»

Вскоре у неё появилась помощница, потом вторая, третья, четвёртая. Через год их уже было семеро. Все они тщательно отбирались, по самым строгим правилам их начальницы. Сестра Тереза была очень деятельной и целенаправленной, к тому же, не лишённой трудолюбия и не боящейся трудностей.


1950 год. Матери Терезе 40 лет — «время нонагонов» (Многие события, происходящие в это время, особенно начатые по инициативе самого человека, следует воспринимать как долг. Взятые в это время обязательства придётся выполнять ).


Мать Тереза и Принцесса Диана

Орден Сестёр Милосердия был открыт. Можно сказать, с этого времени сестра Тереза стала Матерью Терезой. В уставе своего Ордена к трём монашеским обетам (нищеты, целомудрия и поста) она добавила четвёртый — всеми силами служить беднейшим, ничего не требуя взамен. Поэтому дальше была работа — тяжёлая, неприятная, гнетущая, изматывающая, но с радостью в сердце и улыбкой на устах.


«Добрые слова кратки, произнести их легко, но эхо их продолжает звучать в вечности»

Ватикан никакой помощи не выделял, и сестры справлялись сами. Следуя уставу, они не имели никакого имущества, кроме одной смены одежды, спали на соломенных матрасах прямо на полу, питались рисом и овощами. Ежедневно вставали в 4 часа утра, усердно молились, а затем по 16 часов в день работали среди бедных. Чем занимались? Выпрашивали у богатых еду, тряпьё и лекарства с истёкшим сроком годности. Подбирали на улицах стариков, детей-калек, прокажённых, мыли их, обрабатывали раны, кормили и пр. (за 40 лет существования домов для умирающих сестрами Ордена с улиц Калькутты было подобрано 54 000 человек!).


«Радость — это сети любви для уловления душ»


Дом для умирающих посетил папа Иоанн Павел II (4 февраля 1986 года). Он был настолько потрясён всем происходившим, что не смог произнести ни слова, «с того самого дня Мать Тереза стала его правой рукой, его вторым «Я» в женском обличье». Сегодня первый Дом для умирающих («Нирмал Хирдай») стал молельней, доступной для всех желающих. В одном из его углов стоит статуя Божьей Матери с диадемой из золотых колец на голове. Когда-то эти кольца носили в носу женщины, которые умерли в этом Доме. «Вот так те, кто не имел ни гроша, подарили Божьей Матери золотую корону », — говорила о них Мать Тереза.


Фото: Мать Тереза отпускающая голубя

Исцелить их было нельзя, им помогали умереть. И бедняги, которым более всего на свете нужна была простая человеческая любовь, умирали с улыбкой на устах. В христианскую веру их не обращали, хотя и говорили им: «Хвала Иисусу в твоём лице, ведь это ты сейчас делишь с ним его муки». Хоронили по индусским обычаям. И так изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, без помощи и поддержки, всё только по воле Провидения…


«Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних»

Осенью 1950 года Орден Миссии Милосердия, в котором к тому времени было уже 12 сестёр, начал свою официальную деятельность (утверждён 7.10.1950 папой Пием XII). Сегодня тысячи сестёр Ордена Милосердия во всём мире отмечают 7 октября, как день основания единственного католического Ордена, возникшего в XX веке.


«Мы не можем творить великие дела — а только маленькие дела с большой любовью»

Мать Тереза сама удивлялась тому, как порой решались материальные проблемы. Сразу же после открытия Ордена один богатый господин продал им за бесценок свой дом, который стали называть «Домом Матери» (в нём жили сестры милосердия, прибывавшие из других городов Индии, а в дальнейшем — и со всего мира). Понемногу поступали подаяния от людей. С началом же экспансии Ордена по всему миру (1965 год) Мать Тереза стала получать премии и крупные пожертвования, которые всецело направлялись на помощь беднейшим из бедных.


«Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо»

Мать Тереза сама открывала новые отделения своего Ордена в разных странах. Сама или по просьбе Папы Римского отправлялась в зоны войн и катастроф; посетила палестинские лагеря беженцев в Ливане, Эфиопию во время засухи, Гватемалу после землетрясения, Советский Союз после Чернобыля и Спитака, Боснию и Герцеговину в годы их разрухи.


17 октября 1979 года мать Тереза получила Нобелевскую премию мира

Во время своих поездок Мать Тереза никогда не оставалась просто сторонним наблюдателем, она помогала людям, например, в разбомбленном Бейруте подобрала и чудом вывезла оттуда 60 изувеченных и больных малышей, в Спитаке открыла Дом милосердия для пострадавших от землетрясения. Когда же мир узнал о массовых изнасилованиях в Боснии, которые превратились едва ли не в орудие войны, Мать Тереза отправилась туда, в поездку по женским больницам. Она просила пострадавших боснийских женщин не делать аборты. «Отдайте их мне, если вы не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех отвергнутых детей», — говорила им Мать Тереза.


«Я чувствую себя карандашом в руке Господа. Бог пишет нами, и пишет хорошо, даже если мы — несовершенное орудие»

Католический орден, организованный Матерью Терезой, не смотря на строжайший аскетизм, пользуется огромной популярностью во всём мире. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, в который число желающих вступить превышает возможности конгрегации их принять.


«Любовь не должна и не может быть самоцелью, ибо в таком случае она теряет смысл и свое значение»

По данным 1997 года (года смерти Матери Терезы и подведения итогов её деятельности) в мире существовало 400 отделений Ордена Сестёр Милосердия в 111 странах, 700 Домов Милосердия в 126 странах, сотни тысяч людей получили медпомощь, в школах Ордена обучалось 20 000 детей. Бюджет Ордена составляет примерно 10−50 миллиардов долларов в год.


Памятник Матери Терезе в родном городе Скопье

Хотя Мать Тереза считала свою работу «каплей в море», её известность и признание в мире росли. Возросли и обязанности. Выйдя за рамки Калькутты, она стала посланником миссии милосердия в других городах и странах, а вместе с тем желанным и почётным участником многих общественных мероприятий и форумов. Её труд был отмечен многочисленными почётными наградами и премиями, особенно в 70-ые годы.

В октябре этого года, не только в армянской, но и в зарубежной прессе появились материалы, рассказывающие об армянском происхождении Матери Терезы. Эту информацию в одном из своих интервью подтвердил предстоятель Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Паргев Мартиросян.

По словам архиепископа, об этом Мать Тереза рассказала в ходе своего визита в Армению во время спитакского землетрясения в 1988 году.

«После Спитакского землетрясения 1988 года, когда Мать Тереза прибыла в Армению, она встречалась также с Вазгеном I. В ходе встречи Мать Тереза рассказала Католикосу о своем армянском происхождении. А сразу после встречи, когда мы, 20-25 представителей духовенства, собрались, Вазген I, которого это сообщение не только обрадовало, но и удивило, рассказал об этом нам» , - рассказал архиепископ Паргев Мартиросян.

Согласно имеющейся информации, Мать Тереза была армянкой по отцу. Ее отец – Никол Бояджян, был выходцем из Западной Армении, переселившимся в Албанию. Там он женился на албанке Дранфиле, матери Агнес (настоящее имя Матери Терезы).

Агнес Гондже Бояджиу (Бояджян) родилась 27 августа 1910 года в македонском городе Скопье (тогда это была территория Османской империи). В семье католиков, в которой выросла Агнес, большое внимание уделялось церкви, богослужениям, молитвам и благотворительности.

Никол Бояджян был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он был также членом муниципального совета, знал много языков, часто путешествовал и очень интересовался политикой.

После смерти отца, мать Гондже – Дранфиле, приютила шестерых сирот. Она воспитывала 9 детей (трое своих) подрабатывая шитьем и вышиванием.

С детства Агнес пела в церковном хоре вместе со своей сестрой Агатой. Гондже проводила много времени в ордене Святой Девы Марии. Она помогала священнику, который не знал языков, много читала о словенских и хорватских миссиях в Индии. Каждый год девочка совершала паломничество в Черногорию. Там у иконы Пресвятой Девы Марии она впервые ощутила призыв к служению Богу. Но двенадцатилетней девочке тогда еще не хотелось становиться монахиней и она заглушила в себе внутренний голос.

После этого Агнес много молилась и рассказала о случившемся матери и сестре. Некоторое время спустя она спросила у священника, как она может быть уверена в том, что действительно слышала голос Божий, на что тот ответил: «Прислушайся к своей душе. Если ты на самом деле счастлива, что Бог призвал тебя служить Ему, Ему и ближнему твоему, значит, это действительно был зов. Радость в твоей душе - это тот самый компас, который укажет тебе дорогу в жизни».

Позднее тот же голос призвал юную девушку стать миссионеркой в Индии. Единственным путем, который давал возможность воплотить в жизнь эту мечту, было вступление в конгрегацию миссионерок. Гондже предстояло поехать в Дублин и вступить в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии.

В 1929 году Гондже добралась до Калькутты. 24 мая 1937 года Агнес приняла монашеский обет и стала директором бенгальского отделения в школе Св. Анны. Она взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье - французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.

В 1948 году Мать Тереза покинула монастырь и поселилась среди бедных. Так ей велел Божий голос. Долгие годы она прожила в нищете вместе с многотысячным населением, помогая им. С каждым годом у нее появлялось все больше последовательниц, также желающих помогать бедным и больным.

Осенью 1950 года мать Тереза получила разрешение Ватикана на создание ордена сестер милосердия.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии действуют как правило в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Мать Тереза скончалась в 1997 году, в возрасте 88 лет. В 2003 году Католическая церковь причислила ее к лику блаженных.

Святая Тереза Калькуттская или мать Тереза – монахиня, основала женскую монашескую конгрегацию сестер-миссионерок, которые служили больным и бедным.

Людям свойственно мечтать о материальном – большой дом, шикарная машина(главное, чтобы лучше, чем у соседа), о деньгах и славе. А эта девочка с детства мечтала посвятить себя служению бедным, она хотела успокоить всех страждущих и накормить тех, кто голоден. Ее все звали мать Тереза, она удивительная женщина, таких, как она, больше нет. Миллионы людей восприняли ее смерть, как личное горе. Ее уважали все народности планеты Земля, ведь недаром Тереза удостоилась Нобелевской премии мира в 1979 году.

Детство

Родилась Агнес Гондже Бояджиу (настоящее имя матери Терезы) 26 августа 1910 года в городе Скопье Османской империи. Большинство жителей этого городка были мусульманами-албанцами. Ее родители Никола и Дранфиле исповедовали католицизм.

Отец имел собственное дело, мама прекрасно шила. Семья была достаточно обеспеченной и трое детей росли в достатке. Родители девочки отличались невероятной добротой и отзывчивостью, они постоянно кому-то помогали, даже если совершенно не знали этого человека. С ранних лет Агнес наблюдала, как милосердие ее родителей помогает людям бороться с трудностями, и вскоре поняла, что ей тоже нравится оказывать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.

Агнес была четырехлетней малышкой, когда прогремели первые залпы Первой мировой войны. Ее родина погрязла во внутренних конфликтах, в стране начинало развиваться национально-освободительное движение. По национальности отец семейства был албанцем, он стал активным участником народного движения. Никола умер в 1919-м, при невыясненных обстоятельствах. Предполагали, что смерть вызвало отравление.

Мама осталась сама с тремя детьми, времена наступили трудные, однако женщина не опускала руки. Она много работала, чтобы содержать детей, причем не только своих, но и шестерых приемных, которые появились в их доме сразу после войны. В юные годы Агнес очень нравилась церковная служба, поэтому она часто бывала на службе и много молилась. Однажды она прочитала в газете об индийских миссионерах, и с тех пор стала мечтать пополнить их ряды. Во время молитв девушка поняла, что ей близок монашеский путь, хотя об образе их жизни она ничего не знала.

В 1928-м Агнес решилась на поездку в Париж, где ей удалось пройти собеседование и стать одной из сестер ордена Лоретто. Прощание с родными было болезненным, с тех пор Агнес больше никогда не видела мать, только всю жизнь писала ей письма.

Вначале девушка отправилась в Ирландию, где ей предстояло в совершенстве выучить английский язык, без которого невозможно было отправляться с индийскую миссию. В те годы Индия была одной из Британских колоний. В начале января 1929-го юная Агнес оказалась в Калькутте, которая с тех пор стала ее вторым домом.

Религия и благотворительность

В 1931-м девушка взяла себе новое имя Мария Тереза и перешла в послушницы. Знание бенгальского языка помогло ей занять место учителя монастырской школы Лоретто. Город прозябал в нищете, и на этом фоне жизнь в монастыре напоминала сытый островок. Монахини воспитывали благополучных детей, жили уединено и тихо. Тереза не могла смириться с тем, что людские беды проходят мимо нее, потому что именно для помощи нуждающимся она забралась так далеко от родного дома.


1937 год стал поворотным в биографии Терезы – она стала монахиней, и теперь ее именуют мать Тереза. В это время она впервые пришла в школу святой Марии, где и осталась на протяжении почти двух десятков лет. Тереза стала преподавателем географии и истории. Когда началась Вторая мировая война, жители Калькутты страдали от жуткого голода. Поэтому мать Тереза и другие сестры стремились спасти умирающих от нищеты и голодной смерти местных жителей.

В 1946-м мать Тереза получила разрешение монашеского ордена на занятие благотворительностью. Она понимает, что правильнее было бы помогать нуждающимся там, где они живут, а не в стенах монастыря.

Тереза покидает обитель, и с тех пор живет вместе с нуждающимися на самих задворках. Она кормит и моет больных, обрабатывает раны и даже помогает с похоронами.

За два года ее примеру последовали и другие монахини, и со временем они организовались в общину. В 1950-м они назвали себя Орден миссионерок любви. Все монахини трудились безвозмездно, обет запрещал им брать любое вознаграждение за свой труд. Движение с каждым годом ширилось, и вскоре мать Тереза уже руководила строительством больниц, приютов, школ.

Это стало возможным благодаря незначительным пожертвованиям обычных людей и значительной меценатской помощи. Именно за эти средства строились объекты и существовало сообщество монахинь. Шло время, и благотворительная деятельность Ордена, руководимого матерью Терезой, распространилась по всей земле. Начиная с 1965-го и до настоящего времени, филиалы общества помогают выжить обездоленным и нищим во всех уголках мира.

Теперь имя матери Терезы было известно практически каждому землянину, ее уважали и любили. В 1979 году, в возрасте 69 лет она стала обладательницей Нобелевской премии мира, за проявленное милосердие и оказание помощи всем нуждающимся.

В 2016-м по инициативе католической церкви Тереза Калькутская была канонизирована.

Критика и разоблачения

Несмотря на всеобщую любовь и преклонение перед заслугами матери Терезы, находились и критики, которые сумели найти в ее биографии множество противоречий и провокационных фактов. Ей ставили в вину общение с криминальным миром, потому что именно средства диктаторов и разного рода мошенников оседали на ее счетах, и ни о какой прозрачности их расходования речь не шла. Остается неизвестным, куда могли пойти миллионы, которые проходили через руки женщины, всю жизнь проходившей в холщовом сари.

Матери Терезе ставили в вину халатность и непрофессионализм. Существует мнение, что на те средства, которые находились на ее счетах, можно было построить современные больницы, оснащенные по последнему слову техники. А по итогу оказалось, что в больницах и приютах процветала антисанитария. Ее обвиняли в том, что она возвела бедность в культ, и это не способствовало оздоровлению ее пациентов.

Критики уверены, что в отличие от других людей, сама мать Тереза никогда не доверяла свое здоровье докторам обычных клиник, предпочитая лечиться в дорогих и престижных. Так она и ее подопечные умудрялись жить по двойным стандартам, вопреки правилам, установленным ими самими.

Существовало мнение, что умирающих больных без их ведома крестили в католиков. В 1994-м на экраны выла документальная лента «Ангел из ада», в которой изобличали всю деятельность матери Терезы.

Личная жизнь

С юных лет Тереза стала «невестой Христовой», поэтому о семье и детях даже не задумывалась. Естественно, что и личная жизнь в прямом понимании этого словосочетания у нее отсутствовала.

Тереза никого не выделяла, и старалась в каждом разглядеть Божий образ. Хотя у нее было немало друзей, с которыми она любила общаться. Дружеские отношения связывали мать Терезу с принцессой Дианой, Индирой Ганди, Чарльзом Китингом, Мишелем Дювалье.

Смерть

Первое недомогание мать Тереза почувствовала в 80-х, именно тогда ее сердце начало шалить. Один за другим случились сердечные приступы, после которых доктора настояли на хирургическом вмешательстве и установке кардиостимулятора. Сердце так и продолжало беспокоить монахиню до самой смерти, и кроме этого она постоянно страдала от других болезней. Тереза переболела малярией, пневмонией и страдала от перелома кости.


Но даже тяжелые недуги не смогли вызвать у нее боязнь смерти, женщина говорила, что она готова к встрече с Богом и всеми, кому оказывала помощь при жизни. Эти слова не поддаются сомнению, потому что она говорила их с умиротворенным выражением лица.

Когда ее самочувствие стало совсем плохим, мать Тереза сдала полномочия руководителя Ордена, и уехала в Калифорнию на лечение в одну из клиник. К сожалению, лечение не помогло, слишком изношенным был ее организм и чересчур тяжелыми оказались ее ежедневные нагрузки. Ко всему этому добавилась и болезнь сердца, которая и стала причиной ее ухода в лучший мир 5 сентября 1997 года. Хоронили мать Терезу в Калькутте, видео траурной процессии транслировали телеканалы по всему миру в прямом эфире.

Дело, начатое матерью Терезой, продолжает жить. По-прежнему бедные и обездоленные могут обратиться за помощью и быть уверенными, что им не откажут в их просьбе. Высказывания этой умудренной жизненным опытом женщины поддерживают в людях веру в лучшие человеческие качества и в Бога.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

5 сентября 1997 года все газеты сообщили, что матери Терезы больше нет. Она умерла от остановки сердца, оставив после себя только два сари, Библию, молитвенник, несколько дневников и карандашей. Мать Тереза не доделала столько дел…

Узнав о гибели принцессы Дианы 1 сентября, мать Тереза сказала: "Я не всегда понимаю пути Господни. Наверное, эта трагическая утрата значит гораздо больше, чем мы можем предположить". Она умерла от болезни сердца через четыре дня.

Мать Тереза намеревалась произвести молитву за упокой души леди Дианы. Прощание с принцессой должно было состояться в соборе Святого Томаса в субботу 6 сентября, но до субботы мать Тереза не дожила один день. Утром 5 сентября она написала послание сестрам, братьям, отцам, миссионерам. Письмо оставалось только подписать…

Мать Тереза страдала болезнью сердца уже много лет. Впервые она попала в госпиталь с сердечным приступом в августе 1983 года. В 1989 году последовал еще один, гораздо более серьезный, сердечный приступ. Именно тогда врачи вживили ей электронный стимулятор сердца. В1990 году мать Тереза почувствовала себя настолько плохо, что должна была отказаться от должности главы ордена сестер милосердия. Ватикан искал новую кандидатуру, но так и не нашел. И мать Тереза, подлечившись, продолжила свою работу. 1991 год - снова госпиталь, на этот раз - кардиологический центр в Калифорнии. В1993 году во время поездки в Рим мать Тереза сломала три ребра, этот случай окончательно подорвал здоровье монахини.

С августа 1996 года она лежала в больнице шесть раз. Она просила докторов, чтобы ей дали спокойно умереть. "Я не могу пользоваться дорогостоящим медицинским обслуживанием, когда миллионы моих подопечных лишены такой возможности",- говорила мать Тереза. Она никогда не принимала обезболивающих препаратов, считая, что испытывать боль - значит приносить жертву Христу.

Монахини ордена милосердия, как могли, старались оберегать хрупкое здоровье матери Терезы. Ее любимым временем суток было утро. Утренняя месса начинается в 6 утра. Каждый вечер мать Тереза ставила будильник на 4. "Я хочу проснуться первой, чтобы увидеть Иисуса",- говорила она. Сестры просили ее поберечь себя, не вставать так рано. Им приходилось даже прятать будильник, чтобы мать Тереза поспала подольше. Когда она умерла, одна из монахинь сказала: "Теперь ей не нужен будильник, чтобы успеть увидеть Иисуса, Она сама отправилась к Нему. Теперь они навсегда вместе".

Похороны матери Терезы были величественны и помпезны. В Индии был объявлен всенародный траур. Так здесь хоронили только президентов и премьер-министров. Сама мать Тереза предпочла бы, наверное, скромную церемонию. Но друзья прославленной монахини, католическая Церковь и индийские власти настояли на том, чтобы похороны прошли с максимальными почестями.

В первые же часы после смерти тело матери Терезы было забальзамировано, но калькуттская 40-градусная жара и стопроцентная влажность все же давали основания для беспокойства. Мать Тереза умерла в штаб-квартире ордена сестер милосердия, поэтому сначала ее тело поместили в маленькую часовню при ордене. Там, в окружении живых цветов и молящихся монахинь, гроб простоял всего сутки. Часовня была слишком мала и не подходила для церемонии прощания.

Ранним воскресным утром 7 сентября гроб с телом прославленной монахини был перевезен в собор Святого" Томаса. Люди начали собираться у собора еще до рассвета, и к тому времени, когда гроб прибыл, часовню собора окружала толпа. Индийские касты и привилегии принимались во внимание даже здесь. Политики и высокопоставленные чиновники подъезжали к собору Святого Томаса на больших белых машинах и проходили в часовню через отдельный вход. Студенты, владельцы магазинов и лавок, дети, женщины терпеливо ждали, когда подойдет их очередь и можно будет хотя бы на несколько минут войти в часовню, чтобы проститься с матерью Терезой.

Собор Святого Томаса посетил премьер-министр Индии И.К. Гуджал. Он сказал, что мать Тереза была человеком, который посвятил свою жизнь бедным Индии. Именно И.К. Гуджал настоял на том, чтобы мать Терезу похоронили с почестями, которых в Индии удостаиваются только главы государства. Премьер-министр написал стихи, посвященные матери Терезе, в которых назвал ее "апостолом любви к человечеству".

Стеклянный гроб с телом матери Терезы находился в соборе Святого Томаса в течение целой недели, а затем был перевезен на стадион "Натаджи Индоор", где состоялась церемония похорон. Более миллиона человек вышли на улицы Калькутты, когда тело матери Терезы перевозили на стадион.

Гроб, покрытый национальным флагом Индии, везли по городу на том же орудийном лафете, на котором когда-то хоронили Махатму Ганди и Джавахарлала Неру - первого премьера независимой Индии. За гробом шла толпа длиной в семь километров. Под звуки траурного марша гроб с телом матери Терезы плыл по калькуттским улицам. В почетном кортеже были 12 монахинь, которые помогали матери Терезе создавать орден сестер милосердия в 1950 году.

На похороны приехала племянница покойной монахини Аги Бояджиу. Она сказала, что впервые увидела свою тетю, уже будучи двадцатилетней, но после они часто виделись в Риме, куда мать Тереза приезжала по делам ордена. "Я никогда не думала, что ее так почитают во всем мире, - сказала мисс Бояджиу. - Для меня она всегда была просто тетей".

Босоногие бедняки, знаменитые киноактеры и государственные мужи плакали и молились у гроба матери Терезы "Мать Тереза, мы никогда тебя не забудем!" - листок с такой надписью висел на шее у маленького мальчика. Ребенок горько плакал, слез было так много, что его самодельный плакатик совсем промок и буквы на нем расплылись.

Обитателям домов милосердия не разрешили прийти на стадион, чтобы попрощаться с матерью Терезой. Они наблюдали за церемонией по телевизорам, взятым напрокат. Многие из них смотрели телевизор впервые в жизни.

Мать Терезу похоронили во дворе штаб-квартиры ордена сестер милосердия, расположенной неподалеку от городских трущоб. При погребении присутствовали только близкие друзья покойной, несколько монахинь и высокопоставленные религиозные деятели из Индии и других стран, Вокруг "Дома Матери" собрались тысячи людей, чтобы хотя бы мельком увидеть, что происходит внутри. Мать Тереза была любима жителями Калькутты, почитаема за заботу о бедных, бездомных и брошенных. Эти люди уже давно считали ее святой.

Ватикан объявил, что потребуется по меньшей мере пять лет, чтобы решить, причислять ли мать Терезу к лику святых. В течение этих лет Церковь будет внимательно изучать жизнь матери Терезы и ее труды, чтобы не допустить ошибки. "Мы должны быть уверены, что эти труды находятся в полном соответствии с учением Христа", - заявил представитель Ватикана.

Однако многие священники, не дожидаясь официального решения, уже провозгласили ее святой. Так сделал, рискуя навлечь на себя недовольство папы римского, кардинал Нью-Йорка Джон О"Коннор. "Мы потеряли женщину, которая была в ореоле святости, как никто другой на свете", - сказал он.

Папа Иоанн Павел II не пытался скрыть слез, когда говорил о матери Терезе. Он назвал ее жизнь одним из величайших событий этого века. Американские мормоны назвали ее источником вдохновения для всего мира. Президент Ирана объяснил причину ее величия тем, что она возвратила достоинство и уважение падшим, черпая силы в своей искренней вере. Русская православная церковь особо отметила, что милосердие почившей монахини Терезы не знало границ, национальностей и рас: для нее всякий человек носил образ и подобие Божие. А глава армянской церкви сказал, что "она действительно была матерью для многих обездоленных людей".

"Мать Тереза была единственным человеком на Земле, который смел в какой угодно аудитории говорить о своем неприятии абортов. Даже папа римский не мог себе такого позволить, - говорит одна из сестер ордена милосердия. - Когда Иоанн Павел II обличал аборты в выступлении на специальной конференции ООН, он много цитировал мать Терезу. Видимо, ему так было удобнее".

Как только стало известно о смерти матери Терезы, в адрес миссий ордена сестер милосердия в разных странах стали приходить телеграммы и письма с соболезнованиями:
"Искренние соболезнования от жителей Бангалора (Индия) по случаю кончины нашей Матери Терезы. Она была Матерью каждого человеческого существа, Матерью бедных, Матерью больных, Матерью одиноких, Матерью нерожденных".
"Мать Тереза была бриллиантом в короне Индии. Она была живой святой. Сейчас она отправилась к Богу, чтобы молиться там за тех, для кого она жила и работала на земле".
"Она была послана в наш скорбный мир, чтобы одаривать милосердием больных, утешать безнадежных, кормить голодных, провожать в последний путь умирающих. И учить нас и тех, кто придет после нас, как следует отвечать на любовь, дарованную Богом человечеству".

настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у ; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi

католическая монахиня

Мать Тереза

Краткая биография

Святая Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у ; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi; 26 августа 1910, Скопье, Османская империя - 5 сентября 1997, Калькутта, Индия), известная во всём мире как Мать Тереза - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сёстры миссионерки любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). В 2003 году причислена Католической Церковью к лику блаженных, 4 сентября 2016 года - канонизирована (причислена к лику святых).

Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье и была младшим ребёнком в семье косовских албанцев Дранфиле и Николы Бояджиу. Позднее сама Мать Тереза называла своим «настоящим днём рождения» 27 августа - день её крещения. Ее родители были католиками. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того, Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей. Никола был убит во время нападения на сербскую деревню в 1919 году. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.

Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сёстры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни. 19 октября 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) католической церковью. 4 сентября 2016 года причислена к лику святых Римской католической церкви.

Религиозная жизнь

Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на её вере в Христа.

Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его.

Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии» как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (англ. Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры:

Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения, ... Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус , ты тоже неправда.

Ухудшение здоровья и смерть

В Риме в 1984 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.

В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда Мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.

13 марта 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена Матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.

Награды

  • Падма Шри (1962, Индия).
  • Премия Рамона Магсайсая (1962, Филиппины).
  • Премия имени Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание (1969, Индия).
  • Премия мира Иоанна XXIII (1971, Ватикан).
  • Темплтоновская премия (1973, США).
  • Международная премия Альберта Швейцера (1975, США).
  • Премия «Pacem in Terris» (1976, США).
  • Медаль Ла Сторта за службу человечеству (1976, США).
  • Орден Британской империи степени офицера (1977, Великобритания).
  • Премия Бальцана (1978, Италия).
  • Нобелевская премия мира (1979, Швеция).
  • Патрональная медаль (1979, США).
  • Бхарат Ратна (1980, Индия).
  • Почётное гражданство Скопье (1980, Македония)
  • Орден «Легион Почёта» (1980, Гаити).
  • Орден Австралии степени компаньона (1982, Австралия).
  • Орден «Охотник буйвола» (1982, Канада).
  • Орден Заслуг (1983, Великобритания).
  • Президентская медаль Свободы (1985, США).
  • Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира (1987, СССР).
  • Золотая медаль имени Льва Толстого от Российского детского фонда (1990, СССР).
  • Почётное гражданство Загреба (1990, Хорватия)
  • Премия ЮНЕСКО за мирное образование (1992, ООН).
  • Орден Королевы Елены (1995, Хорватия)
  • Почётное гражданство США (1996, США).
  • Орден Улыбки (1996, Польша).
  • Орден «Честь нации» (1996, Албания).
  • Золотая медаль Конгресса США (1997, США).

Память о Матери Терезе

  • Крупнейший международный аэропорт Албании назван в честь Матери Терезы.
  • В 2010 году в Индии выпущена в обращение монета достоинством в 5 рупий, посвящённая Матери Терезе.
  • 26 сентября 2011 в Москве на территории Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт памятник Матери Терезе.

Фильмы о матери Терезе

О матери Терезе снято несколько документальных и художественных фильмов:

  • В 1969 году вышел документальный фильм, а в 1971 году и книга «Something Beautiful for God» Малкольма Маггериджа о Матери Терезе.
  • Документальный фильм 1994 года «Ангел из ада (Hell"s Angel)» с критикой деятельности Матери Терезы.
  • В 1997 году снят художественный фильм с Джеральдиной Чаплин в роли Матери Терезы. Картина называлась «Мать Тереза: Во имя беднейших Господа», режиссёром выступил Кевин Коннор. Лента завоевала премию на Фестивале Киноискусств в 1998 году.
  • В 2003 году вышел фильм: «Мать Тереза Калькуттская (Madre Teresa)», который получил награду «CAMIE award» 2007 года. Главную роль исполнила известная британская актриса Оливия Хасси. Режиссёр картины - итальянец Фабрицио Коста.

Критика

Согласно докладу канадских ученых Сержа Лариве, Женевьев Шенар и Кэрол Сенехал, клиники Терезы получали пожертвования на миллионы долларов, но их пациенты не получали медицинской помощи, систематической диагностики, необходимого питания и достаточного количества анальгетиков для страдающих: «Мать Тереза ​​считала, что больной должен страдать, как Христос на кресте».

Когда 26 июля 1963 года её родной город Скопье в результате землетрясения сильно пострадал (там погибло 1070 человек и было разрушено 75 % зданий), Агнес Бояджиу отказалась выделять ему финансовую помощь от своего монашеского ордена.

Во время природных катаклизмов в Индии, жертвами которых становились сотни тысяч людей, мать Тереза призывала молиться о пострадавших, однако ни разу не пожертвовала деньги для помощи. Исследователи обращают внимание на сомнительные политические связи, огромные суммы денег, проходящие через её руки, и плохой уход за больными и умирающими в созданных матерью Терезой 517 миссиях в 100 странах. Прославленная монахиня придерживалась весьма жёстких и догматичных взглядов, полагая, что участь больных - страдать, поэтому запретила применять обезболивающие средства, а также резко возражала против разводов, абортов и контрацепции.

Приюты Миссии Милосердия зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и обезболивающих. Это нельзя было списать на недостаток средств - Мать Тереза получала деньги в избытке со всего мира. Робин Фокс (редактор медицинского журнала Lancet в 1990-1995) ещё в 1994 году отметил, что фонд имеет множество волонтёров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании.

Миссия Милосердия не делала различия между излечимыми и неизлечимыми больными, так что люди, которые могли бы выжить, подвергались риску смерти от инфекции и отсутствия лечения. Сама Мать Тереза называла свои объекты «Дома для умирающих» (Houses of the Dying). В отличие от условий, созданных в приютах, сама Мать Тереза обращалась за квалифицированной медицинской помощью для себя в известные медицинские клиники в Соединенных Штатах, Европе и Индии, что вызвало обвинения в лицемерии от критиков, таких как Кристофер Хитченс.

В 1981 и 1983 она посетила Гаити, где правил диктатор Жан-Клод Дювалье, и выступила со словами одобрения в его адрес, заявляя, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью». За это она получила от гаитянского диктатора деньги в размере 2,5 миллиона долларов и была награждена высшей наградой страны - орденом Легиона славы.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.Когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых. Хотя мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии заявила, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты, проверка, проведенная индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Одним из самых популярных критиков Терезы был английский журналист, литературовед и антитеист Кристофер Хитченс, автор эссе Миссионерская позиция: мать Тереза ​​в теории и практике (англ. The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice)(1995). В статье 2003 года он писал: «Это возвращает нас к средневековой коррупции церкви, которая продавала индульгенции богатым, проповедуя адский огонь и сдержанность для бедных. Мать Тереза не была другом бедных. Она была другом бедности. Она говорила, что страдание является подарком от Бога. Она посвятила свою жизнь препятствию освобождения женщин от принудительного деторождения аналогичного скотоводству, а также препятствию женской эмансипации, что является единственным действенным способом предотвращения нищеты в мире».Хитченс обвинил Терезу в лицемерии, когда она выбрала передовую клинику для лечения состояния её сердца.