Сочетание цветов в композиции. Секреты флористики Типирование цветов во флористике


Цветы – это прекрасные создания нашей планеты. Радуга цветов и неповторимый аромат этих растений делают их замечательным подарком. Цветочные композиции могут быть украшением мероприятия или стать частью интерьера.

Начинающие флористы при составлении букетов используют популярные цветы. Информации о таких растениях много. Изучив ее, можно изготавливать букеты в домашних условиях. Главное, приобрести для этого необходимые материалы.

SL84ECBA88 флористической школы .

Создание букетов – это целое искусство, которое учит не только формировать композиции, но и сочетать расцветки. Правильно подбирать растения, чтобы букет долго не увядал. Изучать язык цветов, кому дарить какие растения.

Не только новички, но и мастера флористики используют распространенные цветы. Каталог популярных срезанных цветов, произрастающих в отечественной природной зоне, и экзотических растений представлен ниже.

Срезанные цветы для букетов

Названия цветов и их краткое описание дают начинающим флористам представление о популярных цветах, которые можно использовать при составлении букетов.

Альстромерия Астра

Альстромерия. Радует богатой цветовой палитрой и отличной стойкостью. В срезке могут простоять 3-4 недели. Подойдут для людей с повышенной чувствительностью к ароматам, поскольку не имеют запаха.

Цветок называется ветреницей за легкие и нежные лепестки, опадающие при сильном ветре. Цветовая гамма анемонов, похожих на маки, разнообразна. Но больше всего их любят добавлять в зимние букеты. Необычно и завораживающе выглядит насыщенно синий анемон. Частый гость в оформлении синих свадебных букетов. У нас даже есть отдельная статья, посвященная только синим цветам в композициях. Нажмите , и статья откроется в новом окне.

Астра. Это любимый цветок в осеннем букете. Астру, похожую на звезду, дарят не только учителям, но и прекрасным женщинам. В свадебной композиции астра будет интересным элементом.

Правильно собранный букет из гвоздик по своей красоте не уступит букетам из роз, поэтому многие флористы выбирают нежную гвоздику для букетов невест.


Солнечная гербера придаст яркость любому букету. Цветы похожи на разноцветные ромашки и символизируют радость жизни. Герберы хорошо сочетаются с ирисами и орхидеями.

Весенние цветы с нежными оттенками, которые хорошо смотрятся в пастельных букетах.

Пышное соцветие гортензии позволяет создавать прелестные монобукеты, которые трогательно смотрятся в руках у невесты.

Букет из ирисов смотрится утонченно, такая композиция – отличный подарок на день рождение или юбилей для женщины или мужчины.


Цветок из маленьких лилий – это хороший подарок для молодых девушек. В свадебной флористике букет ландышей дополняют украшениями.

Букет из лилий – это королевский подарок. Лилии в цветочной композиции можно соединять с розами, которым они немного уступают по популярности.

– это символ юности. Белые и кремовые маки добавляют в букеты молодых невест, алые маки создают яркий акцент в любой композиции.

Бело-желтые цветы нежно смотрятся в букете и подходят на подарок романтичным женщинам.


Пионы хорошо смотрятся в композиции с другими цветами, букеты выглядят свежо и объемно.

Цветок — маленькое солнце, символизирует удачу и богатство, восхитительно смотрится как в свадебном букете, так и в букете на юбилей.

Розовые цветы прекрасно смотрятся в монобукетах. У рододендрона много видов. Листопадный рододендрон известен под названием азалия. Рододендрон даурский в простонародье называют багульник. Но настоящий багульник относится к вересковым.

Это самый красивый и популярный цветок на планете. Самое большое количество букетов, которые составляют флористы, включают в себя розы.


Цветок символизирует влюбленность. Букеты из ромашки выглядят милыми, а их простота позволяет добавить в букеты различные украшения. Более подробно о языке цветов вы можете почитать в статье .

Простые и махровые, белые и красные, разноцветные тюльпаны – это универсальные цветы для любых букетов, особенно весенних.

Если желаете добиться трогательности в букете, ничто так лучше не подойдет, как этот цветок. «Стеклянная» фактура придает хрупкость и утонченность этому цветку. Используется в весенних композициях, чтобы передать пробуждение природы. Подойдут для свадебной флористики и прочих композиций, где необходимо задать нотку романтичности.

Похожая на ромашку хризантема с большим количеством лепестков в сольной композиции или как акцент смотрится прекрасно благодаря своей объемности и расцветкам.

Экзотические цветы для составления букетов


Экзотические цветы в букетах все чаще и чаще используются флористами. Агапантус, геликония, калла, плюмерия, стрелиция, целозия и другие цветы встречаются в композициях.

Самые популярные среди всех экзотов – это орхидеи . Хрупкие цветы орхидей, родом из Центральной Америки, символизируют красоту и любовь. Эти цветы прекрасно смотрятся в любой композиции, их можно декорировать любыми украшениями.
У орхидеи много разновидностей. В свадебных букетах используются следующие цветы: аскоценда, ванда, дендробиум, фаленопсис.
Букеты с орхидеями долго сохраняют свой первоначальный вид, что делает их привлекательными для свадебной флористики.

Не менее популярны во флористике сочетание различных трав, фруктов и ягод с цветами.

Травы в цветочных букетах

Для составления букетов используют не только цветы, но и различные травы.

Самые распространенные травы, которые добавляют в букет, представлены следующим списком:



Гипсофила – это нежное травянистое растение, на котором расположены в большом количестве маленькие белые цветочки. Растение символизирует скромность. Флористы предлагают букеты с гипсофилой для робких и молодых девушек и невест.
Ажурные цветочки могут не только дополнять любой букет, но и прекрасно смотреться отдельно. Восхитительные букеты получаются из сочетания гипсофилы с орхидеями, ранункулюсом, розами и тюльпанами.


Ковыль – это изящная пушистая трава, из которой флористы любят составлять различные букеты в сочетании с цветами.
Наиболее часто ковыль используют для оформления сухих композиций. Ковыль с засушенными розами или полевыми цветами впишется в оформление любого интерьера.
Шелковые колоски ковыля модно увидеть и в живом букете. Весенние и осенние свадебные композиции с этой травой создают в нежно-пастельных и серебристых тонах.


Лаванда символизирует любовь и счастье. Нежно-сиреневый и фиолетовый цвет, приятный аромат растения притягивают к себе внимание.
В букетах свадебной флористики лаванда частый гость. В свадьбах стиля Прованс букет смотрится стильно и оригинально.


Пижма – это лекарственная трава с золотисто-желтыми соцветиями. Растение имеет камфорный запах, поэтому из него предпочитают составлять сухие букеты для помещений. Из засушенной пижмы составляют осенние и зимние композиции.
Живая пижма прекрасно смотрится с различными луговыми цветами, особенно с ромашками. Держат букеты из пижмы на открытой террасе или в часто проветриваемом помещении.

Разнотравье
Не менее популярны розмарин , шалфей и другие травы.

Флористы используют травы не только для разбавления букетов, но и составляют целые композиции из нескольких видов трав с цветами. Букеты из разнотравья становятся хорошим дополнением к сельским и винтажным свадьбам.

Ягоды в цветочных букетах

При составлении букетов ягоды добавляют летом и осенью во время роста или созревания плодов. В летних букетах популярны несозревшие плоды, которые не испачкают платье невесты, а осенью – твердые плоды кустарников и деревьев.

В летней флористике можно встретить ежевику, клубнику, малину, зверобой. Плоды в осенней флористике носят одноименные названия, как кустарники и деревья, — боярышник, калина, рябина, шиповник. Многие из этих ягод можно добавлять в букеты круглогодично.

Рассмотрим описание некоторых ягод поподробнее.

Ежевика и малина


Ягоды ежевики и малины имеют интересную форму. Освежающий вид и сладкий аромат ягод станут приятным дополнением к любому букету. Ежевика и малина символизируют богатство и счастье, поэтому они популярны в свадебной флористике.

Обращаем внимание, что в данном случае ежевика и малина несут только декоративное значение в букете, в отличие от съедобных букетов. О них мы писали . Фруктово-овощная флористика предполагает практичность, когда используемые фрукты, ягоды или овощи в букете можно употреблять в пищу в течение 1-2 суток.

Зверобой


Зверобой или Гиперикум – это лекарственное растение с ярко-желтыми цветами. Но в букетах популярны плоды растения.
Ярко-красные ягодки зверобоя восхитительно вписываются в букеты с ирисами, каллами, подсолнухами и розами. Несозревшие плоды белого, зеленого и желтого оттенков у зверобоя подходят для создания романтичных букетов.

Калина

Красная калина издавна была украшением свадеб. Веточки калины развешивали в помещении и ставили на столе, добавляли в букет невесты.
В наше время флористы добавляют в букеты калину, подчеркивая очарование невесты. В букетах калина хорошо сочетается с герберами, каллами, маками, и розами.

Клубника


Душистая клубника в цветочной композиции символизирует плодородие. При добавлении в букет выбирают плотные и слегка недозревшие ягоды.
Клубника хорошо сочетается с цветами пастельных оттенков, но можно добавлять и яркие растения, такие как лилии, розы, эустомы.

Рябина


Оранжевые или красные ягоды рябины прекрасно смотрятся в осеннем букете, как на подарок, так и составленный для невесты. Гроздья рябины можно добавлять в любые цветочные композиции, но более интересно они смотрятся в букетах белого, бордового, оранжевого и фиолетового цветов.

Фрукты в цветочных букетах


Флористы при составлении букетов используют разнообразные местные и экзотические фрукты. Интересно смотрятся цветочные композиции с гранатом, инжиром и бергамотом. Фото растений отображают как гармонично смотрятся их .

Профессионально обучиться флористическому искусству рекомендуем в онлайн-школе Екатерины Андрюковой . Только для посетителей нашего сайта действует специальный промокод SL84ECBA88 , который дает право 10% скидки при покупке любого продукта флористической школы .

Как сделать букет и украсить им дом или квартиру, подробно рассказано в видео ниже.

Золотое сечение во флористике

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2: 3, 3: 5: 8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, далее - это правило будет "срабатывать" автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1 ) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2,3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2 ) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3 ) По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы - 5 частей.

4 ) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках.

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи).

1 :1:2:3:5:8:13:21:34.

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

Цвет и его воздействие

Одно из свойств материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее средство художественной выразительности в искусстве флористической аранжировки.

Цвет - уникальный "инструмент" дизайнера, позволяющий добиваться потрясающих эффектов. Безусловно, выбирая цветовую гамму для оформления дома, надо прислушиваться к своим чувствам, но, чтобы интерьер выглядел стильным, цветочная аранжировка должна идеально вписываться в общий ансамбль. Один из традиционных, неизменно популярных вариантов - использование в композиции оттенков, уже присутствующих в интерьере.

Чтобы понять значение цвета как средства выражения художественного образа необходимо разобраться в его природе. Сам по себе феномен цвета не прост: в нем содержатся и объективное начало (свет), и субъективное (зрение). Только свет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействия цвета на человека, его восприятия всегда привлекала людей. Для флориста очень важно знать, что цвет является сильным эмоциональным фактором и может использоваться для того, чтобы создать или поддержать настроение. С помощью различных оттенков в аранжировке можно усилить или, наоборот, смягчить общее цветовое воздействие оформления, внести в него новые штрихи, создать акцент.

Из всего цветового разнообразия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета - красный, желтый и синий, а также два ахроматических - черный и белый. Когда говорят о цветовом решении, то в основном оценивают впечатление от двух или нескольких цветов. Цветовая гармония принадлежит к наиболее сложным аспектам эстетики, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов. Как правило, оценка определяется чувством, вызванным данным сочетанием тонов. Природа зачастую предлагает просто великолепные примеры гармонии цвета, которые можно перенести в свою работу, а современное многообразие растительного материала позволяет воплощать в аранжировках практически любые цветовые решения.

Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными, или первичными, цветами. Это - желтый, красный и синий. В основе теории цвета лежит цветовой круг. Круг состоит из многочисленных чистых цветов, у каждого из которых есть светлые и темные оттенки. Существуют три основных способа гармоничного создания этих цветов.

Самый смелый - сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг напротив друга, самый спокойный - сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству, а самый изысканный - использование разных оттенков одного цвета.

Цвета различаются по свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень выразительны, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Желтый, например, рядом с тусклым черным очень выделяется, а рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Построение цветочной композиции на основе цветового контраста позволяет достичь богатого напряжения, живого воздействия, акцентирования внимания на конкретных элементах. Посредством выбора определенного цветового контраста можно привести особые свойства цветов к экспрессивному воздействию. Чистые, ясные цвета светятся, например, более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков.

Каждый оттенок цвета имеет свое воздействие. Оно исходит из свойств краски, имеющей свою освещенность и чистоту. У каждого человека свои цветовые предпочтения, но в целом люди воспринимают цвета одинаково.

Рассмотрим некоторые оттенки цвета и их воздействие. При этом рассматривать будем не только чистые цвета, но и смешанные, так как они составляют значительную часть цветочных композиций.

Белый цвет . Чувственные и оптические явления: светлый, чистый. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, связаны со спокойствием и праздничностью. Воздействие внутри цветовой комбинации: дает свет.

Желтый, золотисто-желтый цвет . Чувственные и оптические явления: лучистый, струящийся, солнечный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - взбудораживающие, бодрящие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит широту и лучистость в картинку, добавляет живость.

Бежевый, песочный цвет . Чувственные и оптические явления: матовый, сухой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие, но не охлаждающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: тихий, контрастный или промежуточный тон.

Цвет молодой листвы и цвет липы . Чувственные и оптические явления: свежий, зовущий прислониться. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - дружественные. Воздействие внутри цветовой комбинации выражается в необходимости партнера, который бы поддерживал (коричневый, темно-зеленый, темно-синий).

Розовый цвет, цвет лососины . Чувственные и оптические явления: нежный, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит дружественную, мягкую освещенность в игру цвета, без темных партнеров смотрится тускло, блекло, слабо.

Светло-голубой, цвет неба . Чувственные и оптические явления: воздушный, свежий, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - мечтательность, освобождение.

Нежно-лиловый, пастельно-фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: бессильность, нерешительность. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - сдержанность, пугливость.

Светло-серые тона . Чувственные и оптические явления: светлые, бесцветные, туманные.

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, успокаивают, отвлекают. Воздействие внутри цветовой комбинации - средние и сильные контрасты располагаются нейтрально.

Черный, антрацит, темно-серый . Чувственные и оптические явления: темные, мрачные, безжизненные, спокойные. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, сдержанность. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят глубину и бесконечность, слишком мрачные.

Фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: тяжелый, глубокий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, обдуманность. Воздействие внутри цветовой комбинации: углубляет и успокаивает.

Синий цвета ночи, синий ультрамарин . Чувственные и оптические явления: спокойные, отрезвляющие, ясные. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - господство без возбуждения чувств. Воздействие внутри цветовой комбинации: заставляют светиться "солнечные" тона.

Пурпурно-красный . Чувственные и оптические явления: полный мягкой жары. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возвышает, создает чувства существенного. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит наполненность и глубину.

Черно-коричневый . Чувственные и оптические явления: массивный, крепкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - стабилизирующие. Воздействие внутри цветовой комбинации - притупляет напряжение живых цветов.

Темно-зеленый . Чувственные и оптические явления: спокойный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: подчеркивает естественность.

Красный, кресс . Чувственные и оптические явления: активные, неспокойные, громкие. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возбуждающие, активизируют, направлены наружу. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят напряжение, оживленность.

Оранжевый . Чувственные и оптические явления: теплый, живой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - веселые, оживляющие. Воздействие внутри цветовой комбинации - активизирует, не оттесняя.

Зеленый . Чувственные и оптические явления: пассивный, спокойный, естественный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: естественная натуральность, подчеркивает рост.

Бирюзовый, голубой лед . Чувственные и оптические явления: холодные, влажные. Цветовые настроения - охлаждающие, приглушающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: привлекает, охлаждает, подчеркивает "солнечные" тона.

Ржаво-коричневый , каштаново-коричневый, медно-коричневый. Чувственные и оптические явления: теплые, крепкие, стабильные. Цветовые настроения - вызывают чувство уюта и комфорта. Воздействие внутри цветовой комбинации: создает связи, укрепляет и обогащает.

Кофейно-коричневый , шоколадно-коричневый. Чувственные и оптические явления: солидные, приземленные. Цветовые настроения - придают уверенность, прочность.

Серый . Чувственные и оптические явления: безжизненность, затемненность. Цветовые настроения - нейтрализует, приглушает. Воздействие внутри цветовой комбинации: может быть слишком стерильным, является посредником между белым и черным.

Цветовое настроение композиции зависит от:

1 . Количества. В большинстве случаев тот цвет, которого использовано больше, задает тон и определяет, успокаивает или пробуждает, веселит или заставляет задуматься, действует расслабляюще или приятно волнует цветочная аранжировка.

2 . Выбранной гармоничности. Сочетание с незначительным контрастом смотрится не так напряженно, мягче, чем гармоничность с большим контрастом.

3 . Качества. Использование множества чистых красок может легко привести к пестроте, в которой ни один цвет не может передать особое настроение. Смешанные цвета, наоборот, соединяют и смягчают, создают обрамление, в котором чистый цвет может расширить свое воздействие.

4 . Расположение красок. Если краска однородно распределена в композиции, ее воздействие несильное. Если же она сосредоточена в одном месте, ее воздействие значительно усиливается.

Следует помнить, что правила построения произведений из цветов исходят из ассоциативного восприятия цвета.

Зная основы колористики и правила сочетания цветов, вы без труда сможете составить удивительные , где каждая деталь будет удачно гармонировать с соседней. Наверняка, вам иногда приходилось замечать, что красивое изделие или букет можно запросто испортить одним неудачно добавленным цветом. Чтобы такого не случилось, на помощь придут законы колористики – науке о цвете: следуя несложным правилам, ваши поделки станут образцом отличного вкуса.

Колористика – наука о гармонии цвета

Колористика - наука о гармонии цвета, содержащая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, контрастах, смешении цветов, колорите и цветовой гармонии.

Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе позволяют работать с широкими палитрами цветов и составлять те или иные сочетания для достижения определенного эмоционального состояния.

Сочетания цветов в колористике между собой могут быть контрастными, дополнительными, монохроматическими (комбинации оттенков различной яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета), родственными, родственно-контрастными и нейтральными.

Принципы колористики успешно применяются во всех сферах, близких к изобразительному искусству и творчеству, в том числе и во флористике.

При сочетании контрастных оттенков в букете цветы лучше всего разделить зеленой листвой или же небольшими цветками промежуточных и нейтральных окрасок, обеспечивающих плавный переход от одного активного цвета к другому. Наиболее гармоничные контрастные сочетания - оранжевый с синим, фиолетовый с желтым, красный с зеленым.

Хорошо смотрятся букеты в монохроматической гамме, например композиция с тонким переходом от алого цвета через насыщенный к бледно-розовому.

Основные и вторичные цвета в колористике

Три основных цвета колористики – это желтый, красный и синий. Если смешивать все три базовых цвета, то, в зависимости от их концентрации, образуются серые тона той или иной интенсивности.

Из основных получаются вторичные (составные) оттенки:

желтый+ красный = оранжевый;

красный + синий = фиолетовый;

синий + жёлтый = зелёный.

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с основными. Затемняя или осветляя эти тона в большей или меньшей степени, мы получаем всю возможную гамму оттенков.

Белый цвет - цвет чистоты, поэтому он обязательно присутствует в свадебном букете. Букет невесты обычно составляется из цветов, сочетающихся с белыми и выгодно оттеняющих их: розовых, бледно-желтых, светло-зеленых.

Мягко и гармонично смотрятся композиции из цветов, окрашенных в приглушенные, неброские тона.

Многоцветная гармония возникнет в букете, если при его составлении вы используете три и более красок, которые в колориметрическом круге находятся на равных расстояниях друг от друга. Так, например, вы можете сочетать в одном букете цветы с , синей и окраской или , оранжевые и зеленые растения.

Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.
В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.
Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный
Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый – 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого.

6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Задача флориста – сделать цветочную композицию негромоздкой и гармоничной. Один из способов этого добиться – воспользоваться цветовым кругом. Правильно подобранная цветовая гамма и контраст позволяют:

  • мягко расставить акценты;
  • создать букет в необходимом стиле: классическом, французском, деревенском и пр.;
  • эмоционально воздействовать на человека: в зависимости от повода можно передать радость, печаль, нежность, страсть и т.д.

Виды цветов на круге

Цветовой круг используют не только флористы, но и дизайнеры, художники, фотографы, визажисты. Понятие цветового круга возникло в связи с разработкой теории цвета.

Круг состоит из основных и смешанных цветов с их оттенками. В зависимости от расположения на круге выделяют основные и смешанные тона. Основные находятся в центре круга, их невозможно получить в результате смешения. Это красный, желтый и синий. Эти цвета являются основой для создания других оттенков. В результате соединения двух основных цветов получаются цвета 2-го порядка. При смешении цвета 2-го порядка и основного получаются цвета 3-го порядка и т.д.

Способы создания цветочных композиций

Выделяют 4 основных способа создать гармоничную цветочную композицию с использованием цветового круга:

  1. сочетать противоположные цвета;
  2. сочетать схожие цвета;
  3. сочетать различные оттенки одного цвета;
  4. применять цвета из различных частей круга.

Контрастные сочетания

Контрастные сочетания создаются с использованием противоположных цветов. На круге они находятся друг напротив друга.

Создавая подобные композиции, придерживайтесь следующих правил:

  1. не делайте сочетание очень ярким, оно оптимистично само по себе;
  2. не создавайте сочетания с равным количеством одной и другой окраски: в гармоничном контрасте один цвет усиливает другой;
  3. чтобы подчеркнуть окраску растения, применяйте чистые цвета: например, синий с оранжевым;
  4. чтобы создать приглушенный контраст, используйте пастельные тона;
  5. допустимо использование светлых оттенков одной краски и темных оттенков противоположной.

Аналогичные сочетания

Аналогичные сочетания создаются с использованием 2-4 цветов, находящихся на спектральном колесе по соседству. Создавая подобную композицию, соблюдайте следующие правила:

  1. не ограничивайтесь чистыми цветами, прибегайте к оттенкам: они придадут букету изысканность;
  2. не применяйте одинаковое количество каждого цвета: важно, чтобы один из них лидировал;
  3. если вы создаете сочетание в пастельных тонах, используйте белый материал-наполнитель: он оживит композицию;
  4. обыгрывайте эмоции: красный и фиолетовый придадут жизнерадостности, синий и лиловый наоборот приглушат эмоции.

Монохроматические сочетания

Монохроматическое сочетание предполагает использование одного цвета со всеми его оттенками: от светлых до темных. При создании такой композиции большое значение имеет фон:


Помните: монохроматическая композиция требует особой формы. В связи с этим, используйте цветы различного формата, учитывайте размер, форму, текстуру и т.п.

Монохроматические букеты прекрасно передают настроение, поэтому ответственно отнеситесь к выбору цвета. Красный придает букету драматизма, желтый – жизнерадостности, синий — спокойствия. А переход от тусклых цветов к насыщенным передает ощущение движения и делает букет энергичным.

Полихроматические сочетания

Полихроматические сочетания предполагают использование цветов из разных частей спектрального колеса. Иногда такие композиции называют радужными, поскольку они многоцветны, как радуга. При создании полихроматической композиции, придерживайтесь следующих правил:

  1. старайтесь выбирать более бледные оттенки, иначе композиция рискует стать кричащей;
  2. равномерно распределяйте цветы в букете, чтобы композиция не получилась пятнистой;
  3. воспользуйтесь небольшой хитростью: подберите несколько главных оттенков, а остальные сделайте «подчиненными» и возьмите в меньшем количестве, замените недостающее количество наполнителем аналогичного цвета, материал создаст переходы между главными частями.

Каждый флорист должен руководствоваться не только сводом правил и цветовым кругом, но и своими вкусом, интуицией и флористическим чутьем. Только сочетание всех этих факторов позволит создать уникальную цветочную композицию. Не бойтесь экспериментировать! Главное, не забывайте о магии цвета. Ведь выбор оттенка, способен повлиять на настроение и эмоциональный мир человека.