Икона богородицы призри на смирение. Икона Богородицы “Призри на смирение”: чудеса и верующим, и неверующим



29 сентября празднуется чудотворная икона Призри на смирение.

Икона «Призри на смирение» была явлена в 1420 году на Каменном озере в Псковской области во время «морового поветрия» - голода. В Псковской летописи запечатлено: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя Богородицы, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16, на память святыя великомученицы Евфимии». Икона была перенесена в Псков, в соборный Троицкий храм, в память о чём и было установлено празднование 16/29 сентября.

До наших дней древний чудотворный образ не дошёл. Но сегодня одна из самых почитаемых святынь Украины и России - это чудотворный список с иконы «Призри на смирение», хранящийся в Киевском Введенском монастыре.

Икона Божьей Матери «Призри на смирение» была передана схимонахиней Феодорой, которая хранила ее у себя на протяжении 55 лет.

Упоминание именно об этой иконе относится уже к 1937 году. Она была келейной иконой клирика Свято-Введенского, тогда еще женского, монастыря - протоиерея Бориса Квасницкого. В 37-м году его репрессировали. Перед своим арестом он успел передать икону духовной дочери - монахине Феофании. И матушка была хранительницей святыни целых 55 лет. Перед Великой Отечественной войной монастырь был закрыт, но оккупационные власти снова открыли его. Обитель действовала с 1941 года вплоть до 1960-го. С новой волной антирелигиозной деятельности при Хрущеве монастырь вновь был закрыт и открылся лишь в 1992 году. Матушка, хранившая икону, была переведена во Флоровский монастырь. В этой обители она впоследствии и закончила свой земной путь.
А перед кончиной матушка Феофания приняла схиму с именем Феодоры.
Когда схимонахиня Феодора узнала о том, что в бывшем монастырском Свято-Введенском храме возобновляются богослужения, она передала туда икону Божией Матери "Призри на смирение". Тогда эта икона еще не являлась чудотворной. Но матушка Феодора очень желала вернуть святыню на свое прежнее место и, по милости Божией, дожила до этого времени. Случилось это незадолго до ее кончины

Свято-Введенский монастырь.Киев

В августе 1993 года произошло чудо-образ Богородицы с младенцем странным образом отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Киевские ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что изображение является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду.

Приказом Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года святой образ Божьей Матери «Призри на смирение» был признан чудотворным.

Ризы таких икон по давней традиции украшали ценным металлом и драгоценными камнями. Поэтому в 1996 году святой лик Богородицы был оправлен в драгоценную ризу, которая, по мнению специалистов, имеет высокую художественную ценность.

История, о которой я поведу речь, из области чудесных. Как хорошо, что посылаются нам такие истории, и как хорошо, что у нас есть возможность о них поведать.

Славный своей историей Псков и «матерь городов русских» Киев друг от друга неблизко. Но так уж случилось: оказались они связаны прочными духовными нитями, для которых, как известно, расстояние не помеха. На озере Каменном под Псковом в 1420 году была явлена икона со странным, на первый взгляд, названием «Призри на смирение». Чуть позже ее перенесли в Псков, и с тех пор день перенесения иконы — 16 сентября (ст.ст.) — празднуется как день ее памяти. Божья Матерь изображена на иконе сидящей. На голове корона. В правой руке скипетр. Левой Она поддерживает Богомладенца. А Сам Богомладенец не сидит, как очень часто изображается на иконах, а стоит на коленях Матери. При этом правой рукой прикасается к Ее ланите, а левой держит шар — символ власти над миром. Долго находилась эта чудная икона в соборном храме Пскова и еще бы находилась, да только подоспел черный 1917 год... Куда девалась потом икона, сказать трудно. Только лет двести назад был сделан с нее список небольшой — 110 на 70 см, и попал этот список в Киевский Введенский храм. Как только богоборческие годы пришли, одна монахиня по имени Феодора стала хранить эту икону у себя, как благословил ее духовный отец Борис Квасницкий. Самого-то его в 1931 году расстреляли. И вот в Киеве вновь открывается Введенский храм. И вот «Призри на смирение» возвращается обратно. Начинается новая жизнь древней иконы. И, как оказалось, жизнь удивительная, необычная. Вот что рассказывает настоятель храма игумен Дамиан:

— Летом 1993 года на стекле иконы изнутри появилась небольшая муть. Все думали, что-то произошло с самой иконой, решили отдать ее в реставрацию. И вот когда сняли раму со стеклом (их-то зачем нести в реставрацию), то увидели на стекле... отпечаток точно такой же иконы.

А вот что рассказал заместитель старосты прихода Максим Парамонов:

— Как сейчас помню, было 1 августа 1993 года, воскресенье. Я и два моих товарища, Юрий и Алексей, осторожно вынимали икону из киота, из-под стекла, под которым она находилась. Смотрю: на стекле какой-то отпечаток. Я испугался: вдруг повредили икону. А потом присмотрелся: Матерь Божия чудесным образом отобразилась на стекле...

Что же это за чудо такое? Чудо и чудо. Прихожане Введенского храма с великой благодарностью приняли это событие.

— Конечно, чудо. Великая Божья милость к нам, к нашему храму, прихожанам. Мы что, мы обычной христианской жизнью живем, но икону «Призри на смирение» у нас очень любят. Скольким она помогла, скольких исцелила, не знаю, но идут к ней постоянно, припадают с надеждой. Разве можно зафиксировать все чудеса, не каждый станет рассказывать, афишировать. Получив исцеление, многие благодарят Божью Матерь, дарят что-нибудь к иконе или просто с благодарностью молятся. О чуде или исцелении узнают самые близкие. Приходит, например, человек, заказывает благодарственный молебен перед иконой «Призри на смирение». Мы спрашиваем: «По какой причине?» — «Поблагодарить хочу Божью Матерь за милость, которую на оказала». — «А какую милость?» — «Да я об этом говорить не буду...» Не станешь ведь пытать человека: расскажи да расскажи. Стекло, на котором отобразилась Божья Матерь, теперь выносится на поклонение верующим. Одержимые нечистым духом люди с трудом приближаются к этому стеклу. Кажется, внешне люди нормальные, а, подходя к стеклу, они начинают кричать, бросаться в сторону, без помощи постороннего приложиться к стеклу не могут. Так что, та благодатная сила, которой обладают икона и стекло, реальна и действительна.

Это слова отца Дамиана.

— А что скажут ученые, как они объяснят необычное явление в Введенском храме?

— Надо сказать, что киевские ученые очень заинтересовались чудом. Вот что сказал один из них, заведующий кафедрой Киевского политехнического института, доктор технических наук Антон Сильвестров:

— Подобные события поднимают дух нашего народа, который долгое время был оторван от своих религиозных традиций. Положительные результаты исследований могут способствовать восстановлению этих традиций. Если исследования подтвердят нерукотворность изображения, а значит, подлинность чуда, то люди пойдут сюда большими толпами на поклонение и получат реальную возможность восстановить свои отношения с Богом.

И началась кропотливая исследовательская работа. Конечно, ученые в большинстве своем скептики. И здесь первое, что им хотелось выяснить, нет ли на стекле следов кисти или напылений. Заведующий лабораторией лазерных методов исследования Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Юрий Попов и другие ученые с благословения отца Дамиана приступили к исследованию иконы и ее отпечатка на стекле. Используется ультрафиолетовое излучение, берутся соскобы красок, сравниваются под микроскопом, анализируются на современных микроспектрометрических приборах. Всякая фальсификация была исключена. И вот икону вернули на прежнее место, установили новое стекло. Верующие вновь выстроились к ней на поклонение, а ученые тем временем занялись подведением итогов исследования. Вывод один: изображение на стекле нерукотворное. А вот каким образом оно произошло?.. И опять ученые стараются все добросовестно разложить по полочкам. Юрий Попов придерживается такого мнения:

— Я провел химический анализ красочных слоев иконы, частицы краски брались как с самой иконы, так и со стекла. Совпадение морфологических признаков на стекле и на иконе свидетельствует о том, что данные участки находились в близком контакте и от этого произошло прилипание. Когда стекло снималось, то частицы остались на стекле.

Пусть так. Но кто явился источником этого явления? В результате какого «спускового крючка» оно произошло?

Вот что говорит художник-реставратор Сергей Кулаков:

— Мне кажется, надо разделить исследование этого феномена на две части. Наше исследование — это механическая часть. В результате каких-то физических процессов возникло изображение. Вне всяких сомнений, все исследования проведены на высочайшем уровне. Другой вопрос — кто явился источником этого дела? Икона находится в храме, она называется «Призри на смирение». Богоматерь наблюдает за своими смиренными чадами. Для прихожан это большая святыня, и мне кажется, все понимают, что есть вещи, которые невыразимы на языке рациональной науки.

Многие ученые отмечали и другое. Если бы имела место, говоря языком специалистов, диффузия вещества краски, если бы изображение с иконы просто механическим образом перенеслось на стекло, оно бы распределилось по стеклу равномерным слоем. А мы видим четкое изображение иконы. Божья Матерь, корона, скипетр... Давайте прислушаемся к словам кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой:

— Я убеждена, что чудотворность икон — это реальность. Они, действительно, как бы оживают иногда, от них исходит энергия, как от святых мощей. Эта энергия и могла спровоцировать подобную диффузию. Когда я впервые увидела исследуемое изображение, у меня дыхание остановилось... Я немного занималась вопросами Туринской Плащаницы. Могу сказать: это аналог Туринской Плащаницы.

Икона «Призри на смирение» явила чудо, перед которым неверующему человеку можно и растеряться. Но растерянность не так страшна, она естественна, когда человек сталкивается с непонятным, таинственным, чудесным. Более страшна поспешность отмахнуться от чуда: да полноте, мы взрослые люди... Наша непомерная гордыня не позволяет нам опуститься даже до растерянности. И мы торопимся объяснить необъяснимое, постичь непостижимое. Хорошо, что этого апломба не было у киевских ученых. Они взвесили все «за» и «против», они досконально изучили непонятное им явление. И, может быть, не случайно здесь оказалась икона «Призри на смирение»? Божья Матерь призывает к смирению нас — горделивых, всезнающих, образованных. «Не торопитесь, — говорит Она нам, — возгордиться живостью своего ума и широким диапазоном ваших знаний. Есть то, что нельзя постичь. А только — принять сердцем. Смиренным сердцем, обязательно смиренным. Призри на смирение»...

Нерукотворный образ Божьей Матери на стекле по-прежнему в Введенском храме. Сколько радости и утешения посылает он православным людям. А сама икона оказалась под новым стеклом. До срока... прошло не так много времени, и отец Дамиан вновь приглашает в храм ученых. На новом стекле, (а оно теперь на приличном расстоянии от самой иконы), вновь появилось... изображение Божьей Матери. Пречистая Дева укрепляет тех, кому недостаточно убедительным показалось первое чудо. Вот оно вам — второе, только уверуйте, только не прячьте сердце ваше под жестким панцирем всезнайства и цинизма, ничего не стоят они рядом с чудом.

Вот еще один нерукотворный образ появился в Введенском храме города Киева. Церковная история знает несколько нерукотворных образов. Первый из них - Нерукотворный Спас — Эдесский образ Иисуса Христа. Когда ученые начинали свои исследования, один из них сказал замечательные слова:

— Совершая этим экспериментом грех неверия, мне бы очень хотелось, чтобы его результатами усилилась вера.

Да, народу в Введенском храме прибавилось. Приходят, вглядываются, удивляются, прикладываются, молятся и просят.

— Вот ведь какие удивительные события посылает вашему храму Божья Матерь, отец Дамиан...

— Когда праведный Иаков был взят на небо и ходил по Царству Небесному, он созерцал, где живут святители, мученики, кто какие наследовал блаженства. Когда он все осмотрел, то спросил Ангела: «Скажи, а где же Божья Матерь?» Ангел ответил ему: «Ее здесь нет. Она среди многострадального народа». Может быть, этим чудом Божья Матерь напомнила, что Она всегда с нами, среди нас.

Как не согласиться со словами батюшки. И добавить-то к ним нечего.

Призри на смирение. Икона на стене Свято-Введенского монастыря

Икона "Призри на смирение" в храме

Интервью с с монахом Киевского Свято-Введенского монастыря, иеродиаконом Авениром

- Отец Авенир, за всю историю христианства более тысячи икон Божией Матери прославились чудесами. Кто и как решает, что тот или иной образ является чудотворным?

В Украине - специальная комиссия при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, возглавляемая митрополитом, на основании наличия множества достоверных, документально подтверждённых фактов дарования конкретной помощи, исцеления, спасения и т.д. Таких чудес от иконы было получено множество.

- О самых ярких расскажите, пожалуйста. Два-три примера хотя бы.

В Киеве на Днепре женщина с дочкой катались в лодке. Мама отвлеклась и не заметила, как ребёнок упал в воду. Когда она спохватилась, девочки уже не было видно. Женщина взмолилась Божией Матери, и в водах реки, как на стекле, отобразилась икона «Призри на смирение». Богородица подняла малышку со дна, и та была спасена.

Однажды после молитвы перед иконой глухонемая девочка заговорила. Удивлённая бабуш-ка стала расспрашивать её, как это произошло. - «Тётя на меня подула», - сказала внучка, указывая на чу-десный образ Богоматери.

Был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом во время беременности. Врачи говорили, что болезнь губительно скажется на здоровье мла-денца, и требовали сделать аборт. Но женщина побоялась взять на себя грех, совершить убийство собственного ребёнка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, прося о помощи. Повторные анализы показали отсутствие в крови вируса гепатита. Родившаяся девочка была совершенно здорова.

Но самое главное - икона несёт душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к Исповеди и Причастию.

- Когда и как случилось, что икона «Призри на смирение» была официально признана чудотворной?

Летом 1993 года настоятель Введенской общины игумен Дамиан обратил внимание, что ико-на, находящаяся в деревянной раме под стеклом, потускнела, будто вуалью покрылась. Пригласили реставраторов, чтобы опреде-лить причины изменения красочного слоя.

Однако когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что на самом деле краски на иконе не изменились. Они казались потемневшими потому, что на стекле с обратной стороны появился серебристый отпе-чаток, в точности повторяющий силуэты Богоматери и Мла-денца.

Верующие с ог-ромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы. Но некоторые люди были убеждены, что это фальсификация. Они потребо-вали проведения всестороннего изучения отпечатка на стекле, а также самой иконы, чтобы разоблачить обман. Митрополит Ки-евский и всея Украины Владимир дал своё благословение на проведение исследовательских работ. Но при усло-вии, чтобы икона и стекло с отпечатком не выносились из хра-ма: это было бы непочтением к об-разу Божией Матери.

В храм была привезена специальная аппаратура. Целый год ведущие со-трудники Института судебной экспертизы, Политехническо-го и других научных учреждений г. Киева проводили тщательные исследования. Учёные сразу же высказали несколько гипотез, однако в конце концов пришли к заключению, что процесс появления отображения современная естественная наука пока ни объяснить, ни вос-произвести не может. Они установили, что отпечаток на стекле светло-серого цвета имеет органическое происхожде-ние и является нерукотворным. Отражение Лика Богоматери и Младенца на тёмном фоне выглядит негативом, а на белом - позитивом. Украинские учёные, доктора наук, заведующие лабораториями и кафедрами, имеющие в своём распоряжении современную аппаратуру и новейшие методы научных исследований, были единодушны во мнении: речь идёт об одном из чудес XX века.

22 ноября 1995 г. Священный Синод УПЦ, заслушав сообщение Митрополита Никодима о чудесном отображении на стекле иконы Божией Матери «Призри на смирение» и последующих исцелениях, постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной.

- Я видела фильм режиссера Лесового «Киевское чудо», запечатлевший эти события, он есть в видеотеках при наших храмах. Каждый может посмотреть.

А почему на иконе висит множество золотых украшений - драгоценные кресты, кольца?

Конечно, Богородица не нуждается в наших дарах, но люди так выражают свою благодарность. Или усиливают свою молитвенную просьбу. Например, одна женщина в Якутске принесла ожерелье, её дочь не может иметь детей, и мать хочет, чтобы этот материальный знак её молитвы был рядом с иконой.

Люди молятся и перед самим образом, и перед его чудесным отпечатком (стекло с отображением было установлено рядом с иконой для поклонения), возжигают свечи, преклоняют колени, благоговейно прикладываются к ней, прося благодатной помощи во всех житейских невзгодах, и, конечно, благодарят.

Современные чудеса

Одним из первых подтверждений чудотворности образа был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, требовали немедленно прекратить беременность, считая что болезнь губительно скажется на здоровье младенца. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех убийства во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, прося о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова.

Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась по всей стране, и отовсюду стали стекаться паломники. Почтить православную святыню приходят и гости из-за рубежа, католики и протестанты.

За последние годы чудотворная икона пребывала по приглашению во многих местах Украины. И где бы она не была, сила благодати Божией от этой святой иконы проявлялась в исцелении недужных, которую Божия Матерь подавала от многоцелебного своего образа.

Так, получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом.

Затем, в Вольнянске, исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, она повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!».

Известен случай, когда мальчик, получивший 60 процентов ожога тела, был исцелен елеем от чудотворной иконы.

История этой иконы началась в глубинке России, во Псковской губернии. Во времена благочестивого князя Московского Василия I на землю Псковскую просто посыпались несчастья: голод, мор, а еще и враги со всех сторон одолевают. Беда, да и только. И вот на берегу Каменного озера, что в окрестностях Пскова, она явилась людям.

И не просто явилась. Из ее глаз капали кровавые слезы. Это поразило псковичей до глубины души! С почестями, на какие только они были в тот момент способны, измученные болезнями и набегами врагов, люди перенесли обретенную икону в Троицкий храм.

И с тех самых пор день обретения иконы – 29 сентября – ежегодно празднуется на Псковской земле. Кровавые слёзы Царицы Небесной были истолкованы как указание на то, что Богородица всецело сопереживает жителям попавшего в беду Пскова и готова прийти к ним на помощь. Ведь измученные и обессиленнные люди уже не знали, откуда им ждать помощи и милости! И вот тогда икона «Призри на смирение» стала предметом всеобщего почитания, и вскоре Богородица явила через неё свою милость, благополучно избавив город и от моровой язвы, и от нашествия иноплеменников.

Город ожил! Образ Богородицы стал почитаем, с ним совершались крестные ходы. Народ поверил в чудо!

Но, увы… Впоследствии город претерпел много несчастий, бед, пожаров, грабежей… И икона, так чудно обретенная, была утрачена.

Сегодня, посещая Троицкий кафедральный собор Псковского кремля, можно увидеть справа от алтаря лишь список с того образа. Оригинал, к сожалению, безвозвратно утрачен. Один из списков, выполненный в конце XVII века, хранится в храме Флоровского женского монастыря в Киеве, а другой находится там же, но в Свято-Введенском мужском монастыре.

Список, находящейся в Введенском монастыре, был выполнен со старинного оригинала некоей княгиней, принявшей монашество под именем Марии. Эта благочестивая женщина была наделена свыше художественным даром и служила Богу в иконописной мастерской женской обители. И благодаря ее трудам мы увидели эту замечательную икону.

Сохранились даже воспоминания о том, что свои краски она замешивала на святой воде. И поэтому, как говорили после, икона обрела дар чудотворения. Всё же это список, а какой благодатью напитан!

А вот уже в наши дни стали происходить с иконой «Призри на смирение» совершенно невероятные события! Дело в том, что в 1993 году было принято решение произвести реставрацию иконы, так как краски поблекли, и изображение сделалось тусклым.

Когда же икону извлекли из киота, все были поражены! Она не утратила своих ярких красок абсолютно, как это казалось вначале. Случилось другое. На стекло проступил, отпечатался образ Богородицы с Её Предвечным Младенцем. Это ли не чудо?

Икона Божией Матери «Призри на смирение»

Изображение напоминало рисунок, выполненный лёгкими меловыми штрихами, причём оно являлось как бы негативом с оригинала. Светлые участки иконы сделались на стекле тёмными, тёмные ― светлыми. Это поразило ученых, и чтобы проверить, что всё же произошло, икону вновь поместили в киот, но в более глубокий. Икона теперь находилась от стекла на более внушительном расстоянии.

«После этого чуда об иконе узнали все и потянулись к ней»

И в 2001 году на нём вновь необъяснимым образом проступили черты Богородицы. Вот тут об иконе узнали все. Узнали и потянулись к ней. Именно это новое чудо стало причиной паломничества в монастырь многих тысяч людей, страдающих недугами и обременённых житейскими невзгодами.

Сначала исцелилась глухонемая девочка. А потом одно чудо стало следовать за другим. Народ вереницей потек в Введенский монастырь молиться этой чудотворной иконе.

Давайте рассмотрим внимательно эту икону и мы. Она относится к иконам «Одигитрии», но несколько особенная. Смотрите сами. Голову Божией Матери венчает корона. А вот у Младенца Христа она отсутствует. В правой руке Богоматерь держит скипетр, являющийся символом царской власти, а Христос в левой руке держит державу, второй из символов. Правая рука Младенца нежно касается щеки Богоматери.

Богоматерь на этой иконе показывается неким путем ко Христу, ведь через Нее Он принял человеческое естество. Здесь Они разделяют царскую власть (скипетр и державу), но лишь голова Богородицы увенчана короной. Здесь, на этой иконе, – все почести наши – Ей. Пока Младенец возрастает в силе, Она, Богоматерь – Ему опора. Опора, которая Сама есть – смирение.

Ведь Бог избрал юную Отроковицу, которая во всем была послушна Создателю и Творцу. Послушна, проявляя смирение и кротость. Именно то, чего нам сегодня катастрофически не хватает. И то, о чем мы молимся перед «Призри на смирение».

Недавно эта икона посетила и канадскую землю. Мы, как и многие другие христиане, смогли помолиться у этого чудного образа, испросить для себя благ и напитаться той чудодейственной силой, которую привезла с собой «Призри на смирение»!

Я желаю мира вашим душам, смирения и упования во всем на Господа Нашего!

Храни вас Бог!

Вконтакте

Впервые в истории записи об иконе Божьей Матери «Призри на смирение» (что означает – смотри, как мы смиренны перед Тобой) встречаются в летописях 15 века. Откуда она появилась в Псковской области – неизвестно. Известно только то, что появилась она во время эпидемии, постигшей людей, проживающих на этой земле.

Чудеса, творимые иконой

Производя службы в храме, священнослужители заметили, что икона начала мироточить. Священники увидели в этом знак свыше, перевезли ее в Псков, стали усердно этой иконе и совершать с ней различные богослужения. После этого эпидемия в Псковской области постепенно сошла на нет и икону Божьей Матери «Призри на смирение» объявили чудотворной. Вот чем помогла икона Божьей Матери «Призри на смирение» целой области.

Еще один случай. Беременная женщина заболела желтухой. Врачи были единого мнения – младенец родиться либо с отклонениями, либо не выживет. Но будущая мать не теряла надежды и в течение трех дней молилась перед иконой Божьей Матери. Через некоторое время после сдачи повторных анализов выяснилось, что болезнь внезапно начала останавливаться. Женщина родила абсолютно здоровую девочку.

К сожалению, изначальный образ Божьей Матери «Призри на смирение» не дошел до наших дней, потому что в 19 веке в Псковской области часто бушевали пожары, и икона исчезла. Однако сохранилось несколько списков (копий, написанных от руки по памяти). Один из них находится на территории Свято-Введенского монастыря на Украине.

Изображение иконы

На иконе изображена Богородица с царским венцом на голове. В одной руке у нее либо свиток, либо царский скипетр. Другой рукой она поддерживает младенца у которого в одной руке держава, а другой рукой он нежно касается щеки Божьей Матери.

Поскольку единого стиля написания этой иконы не существует, то Младенец Божий может находиться как с левой стороны на коленях у Божьей Матери, так и с правой.

Значение иконы Божьей Матери «Призри на смирение»: возьми смиренных рабов Твоих Господи, которые с молитвой просят Твоего заступничества.

Икона "Призри на смирение": описание, значение, в чем помогает

Икона "Призри на смирение". Описание. Значение иконы. В чем помогает. Какую молитву читать. Чудодейственные происшествия. Характерные особенности.

По всему миру есть большое разнообразие икон Пресвятой Божьей Матери, однако имеется один необычайный образ, с которым связано несколько неимоверно необычайных явлений. Между эти двумя чудесами протекает дорога в шестьсот лет. Это чудотворный образ Богородицы «Призри на смирение», который сотворил огромное количество неимоверных див.


Явление псковичам спасительного образа

В 1420 году в первый раз про эту святую икону было прописано в летописях. В них рассказывается, что в период правления государя Московского Василия первого, грянуло на землю псковскую огромное число несчастий. За прегрешения на жителей псковских местностей разгневался Всевышний. От ярости он нагнал на них много бедствий, от который каждый день гибло много людей. А последней каплей их страданиям стал литовский государя, который вторгся на их местность со своей женой.


В то нехорошее время и произошло чудо, когда мужчины нашли образ Богородицы «Призри на смирение». В летописях сказано, что нашли её неподалёку от города Пскова, она лежала около озера Каменного. Людей, которые первые увидели этот блаженный образ поразило до глубины души то что из правого глаза Непорочной Божьей Матери стекала кровь будто бы слезинки. Кровавые слёзы катились по иконе до тех пор, пока её не довезли в город. Нашедшие икону люди после увиденного, ввезли в город её с огромными почестями. Святой образ приняли решение разместить в Троицком монастыре. Теперь верующие люди ежегодно празднуют двадцать девятого сентября, как день приобретения в православии блаженной иконы.


Помощь, ниспосланная через икону

Потоки крови, которые источались из глаз Пресвятой Божьей Матери верующие люди истолковали так, что Царица Небесная весьма сильно переживала за жителей Пскова, которым припала судьба с огромными неприятностями. Богородица всегда готова поддержать людей, что нуждаются в её помощи. У образа «Призри на смирение» псковичи молили о пощаде их народа, возвеличивали и почитали его, и в следствии чего Пресвятая Богоматерь явила через икону свою милость, избавив жителей города от чумы и набегов иноплеменников.


Троицкий монастырь в котором находилась икона источавшая удивительные чудеса при своём существовании выдерживал большое количество бедствий. Огромные пожары, природные катаклизмы, недобрые людские помыслы, многие из этих несчастий причинили огромный вред убранству монастыря и бесценным реликвиям которые в нём сохранялись. Большая часть святынь, что находились в стенах храма не сохранилась до наших дней. Самой большой утратой стала исчезновение святого образа Богородицы «Призри на смирение». Это была та самая икона, которая в пятнадцатом столетия явилась отчаянным жителям города Псков. В восемнадцатом столетии в последний раз об ней упоминалось, и после чего её след потерялся. Никто не знает то ли она была украдена, то ли уничтожена.


На сегодняшний день мы можем только лицезреть в Троицком кафедрального монастыре копию иконы «Призри на смирение», которая располагается с правой стороны от алтаря. Не для кого не секрет что чудодейственный образ является достаточно крайне редкой иконой. Один из дубликатов который сотворён в семнадцатом столетии, прибывает на сохранении в монастыре Флоровского храма для женщин в городе Киев. В том же самом городе имеется и ещё одна копия непорочного образа, которая находится в стенах Свято – Введенского храма для мужчин. На стене монастыря где размещена икона украшает такое же изображение, только произведенное в мозаичной технике.


Создание списка с древнего оригинала

С образом, что находится в Свято – Введенском мужском монастыре связано неимоверно удивительный случай что произошёл уже в наши дни. Истории известно, что эту икону производила со старинного подлинника княгиня, которая решила принять монашество под именем Марии. Эта добродушную девушку Всевышний Господь наделил огромным талантом, она могла великолепно рисовать.


Имеются свидетельства что чудотворную икону она рисовала не обычной кисточкой как это делают все художники, а особенной. Её кисть была изготовлена из непорочных мощей. Краски, которыми она рисовала были растворены в священной воде. В момент исполнения этой святой иконы Мария постоянно проговаривала молитвенные слова Всевышнему Господу. В конечном итоге, образ, который сотворила женщина был нарисован в Благодати Божьей и в следствии чего он имеет способность творить чудеса.


Во времена большевистского переворота и гонения на церковную религию что проходили не один десяток лет, чудодейственный образ из Введенского храма забрали к себе домой послушницы Феодоры. Когда окончились страшные годы для церкви монахини возвратили блаженную икону назад в стены мужского монастыря.


Чудо, происшедшее в наши дни

Непосредственно со вторым приобретением и сопряжено диво дивное, повергнувшее в благоговейное волнение как насельников храма, так и множественных странников. В 1993 году священнослужители церкви приняли решение реставрировать образ, по той причине, что краски уже от времени потеряли свой первозданный цвет и икона стала иметь тусклый внешний вид. Когда же служители храма сняли стекло, которым была прикрыта икона то от увиденного их повергло в шок. Под стеклом они обнаружили, что изображение вовсе и не поменяло свой цвет с годами, а просто стекло с внутренней стороны оказалось в налёте вековой пыли. На самом же стекле священнослужители обнаружили неописуемое чудо, изнутри его проступил образ Божьей Матери с Её Сыном Господним.


Рисунок будто бы был исполнен мелом и на первый взгляд напоминал негатив самого изображения. Участки холста на которых было прорисовано изображение светлыми красками на стекле были тёмными, а с тёмными оттенками наоборот. Естественно учёные города Киева весьма сильно заинтересовались этим необъяснимым чудом. Они совершили кропотливое исследование и сделали вывод, что рисунок на стекле изображён не рукой человека, и его сущность не способна приобрести разъяснение на основе нынешних академических методик.



Новое чудо и всеобщее поклонение святыне

Верховное правительство Христианского Храма Украины вынесло распоряжение, на основе которого образ «Призри на смирение» надлежало относить к уровню чудодейственных. После этого постановления икону поместили обратно под стекло, однако в этот раз его разместили подальше. В 2001 году каким - то магическим способом вновь на стеклянной защите чудодейственной иконы проступили черты Божьей Матери с Её Малышом.


Это необъяснимое диво побудило верующих людей, которые страдают от неизлечимых болезней, от неразрешимых жизненных ситуаций, от утраты смысла жизни приезжать в стены монастыря и молиться у святой иконы «Призри на смирение». В чём сможет помочь и какие молитвенные слова принято проговаривать пред иконой? Об этом не устают повторять люди, которым икона Пресвятой Богородицы помогла излечиться от страшных болезней, при которых даже врачи не давали ни каких шансов на выздоровление, и при разрешении сложнейших ситуациях в жизни и прочие чудеса.


Был один случай в истории иконы. К святому образу пришла девушка в «интересном положении» у которой врачи обнаружили гепатит. Беременная три дня непрестанно молилась у иконы Богородицы после чего прошла повторный анализ в больнице, к неимоверному удивлению заболевания не было обнаружено.


Икона «Призри на смирение»: значение её для верующих

Приходя в Храм Божий, как и любой иной иконе Непорочной Богоматери можно доверять все свои заветные намеренья и тревоги. Пресвятая Дева Мария помогает всем людям, которые обращаются к её святому образу с искренними просьбами, она всех одаривает щедростью и милостью Своей. Для Богородицы и для Отпрыска Её нет ничего на свете невыполнимого. По этой причине каждая ваша мольба будет услышана и выполнена, только в том случае если вы просите что-либо хорошее и что не принесёт не какого вреда окружающим людям. В этом и проявляется её несказанно огромное значения для всех людей, которые исповедывают православную религию.


Однако кроме всего прочего имеется единственная важная особенность, которой владеет непорочный образ «Призри на смирение». Помощь, которой она одаривает все живых что обращаются к Ней мы уже рассмотрели, однако вознося перед святым ликом молитвы за умерших людей, что не желали уходить из этого мира, раскаяться в свершенных проступках. Священнослужители церкви считают, что моления о даровании умершим людям прощения и Нескончаемого Существования очень действенны.


Характерные особенности иконы

В завершение немного слов об описании этой иконы. Святой образ Пресвятой Божьей Матери «Призри на смирение» принадлежит к виду «Одигитрия», что обозначает «Путеводительница». На иконе мы можем лицезреть изображение Непорочной Девы Марии на голове которой находится корона и в правой руке она удерживает скипетр. С левой стороны у неё находится Её Сын Божий которого она придерживает рукой. Младенец стоит на Её коленях и в левой ручке он удерживает державу, которая обозначает символ правительства над всем миром.


Правая ручка Сына Божьего поднята вверх. Именно это свидетельствует о латинском возникновении прообраза иконы, по той причине, что на Западе Малышу довольно часто давали обличье говоруна, который вставал на защиту всех несчастных и не имеющих кров над головой людей.



Слова молитвы, которые произносятся у иконы Пресвятой Божьей Матери «Призри на смирение»

О, Благословенная Владычица Мира, Непорочная Богоматерь,
высший Ангел и Откровенная Серафим, Господом выбранная Женщина!
Посмотри с возвышенности небесной благосклонным Твоим взглядом на нас, безнравственных невольников Твоих,
с растроганностью и со слезами на глазах, произносящих молитву перед Блаженным обликом Твоим;
не отними у нас Твоей защиты и покровительства Державного
в путешествии этом дольнем, в котором присуще много печалей и тревог.
Спаси нас в гибели и горестях настоящих,
воздвигни из глубины проступков,
просвети разум наш, окутанный плохими влечениями
и вылечи раны душ и туловищ наших!
О, Великодушная Мать любящего людей Правителя!
Подай нам изобильную благосклонность Твою,
закрепи бессильную волю нашу к деланию предписаний Божьих,
смягчи закостенелые сердца наши симпатией к Господу и близким,
подари нам сожаление душевное и раскаяние подлинное,
да вычисти нас от мерзости безнравственной,
сподобимся спокойной православной смерти
и хорошего решения на Страшном и беспристрастном Суде Всевышнего нашего Спасителя Христа,
Ему ведь с Безначальным Его Родителем и Непорочным Сыном, Добрым и Животворящим Духом,
подобает любая известность, почтение и преклонение, в настоящее время и всегда и в вежды столетий.
Аминь.


Эта икона ХІХ века является списком чудотворного образа 1420 года, который явился на Каменном озере в Псковской области. В Свято-Введенский монастырь икона Божьей Матери «Призри на смирение» была передана схимонахиней Феодорой, которая хранила ее у себя на протяжении 55 лет.

В августе 1993 года образ Богородицы с младенцем странным образом отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Киевские ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что изображение является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду.

Приказом Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года святой образ Божьей Матери «Призри на смирение» был признан чудотворным.

Ризы таких икон по давней традиции украшали ценным металлом и драгоценными камнями. Поэтому в 1996 году святой лик Богородицы был оправлен в драгоценную ризу, которая, по мнению специалистов, имеет высокую художественную ценность.

В разные времена со многих почитаемых икон делались списки (копии). Что же касается иконы «Призри на смирение», то таких списков известно немного. Один список конца XVII ст. находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, и второй - икона Божией Матери «Призри на смирение» - украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.

Поскольку в литературе и в архивных документах дореволюционного периода не встречаются какие-либо упоминания о ней, почти невозможно с точностью определить время ее написания и установить имя, несомненно талантливого иконописца, создавшего этот образ. Предположительно, киевская икона была написана в конце XIX ст.

Икона «Призри на смирение» (XIX в.) была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. В то время при храме еще существовала община, которую возглавлял игумен Дамиан. Икона явилась в эту святую обитель, в которой едва затеплилась монашеская жизнь, и благословение в лице чудотворной иконы, пришедшей в нее Промыслом Божиим и освятившей храм, послужило знамением к возрождению обители и ее дальнейшему процветанию.

Схимонахиня Феодора (в миру Тоцкая Феодосия Дмитриевна) родилась в 1906 году в селе Хрещатое Черниговской губернии. С раннего детства она имела желание поступить в Киевский Введенский монастырь, где несла свое послушание ее родная тетя монахиня Фотиния. В Великий пост вместе с мона-хиней этого же монастыря, девочка в возрасте 12 лет пришла в обитель и поступила послушницей с именем Феодосия. Обладая хорошим слухом, несла послушание регента, управляла хором, во многом помогала игумений Еливферии, которая заботилась об обучении и воспитании девочки. С ранних лет Феодосия пользовалась уважением сестер. Со временем она приняла монашеский постриг с именем Феофания.

В 20-х годах священником Введенского женского монастыря был отец Борис Квасницкий, который вместе со своей семьей проживал при обители. Этому священнику и принадлежала икона «Призри на смирение». В 30-е годы, уже после закрытия монастыря, отец Борис был репрессирован. Незадолго до аре-ста, как бы предвидя свою трагическую судьбу, он обратился к монахине Феофании с просьбой позаботиться о его семье и сохранить икону. Просил также вернуть эту икону сыну Михаилу при благоприятных обстоятельствах. Выполняя наказ своего духовного отца, матушка Феофания помогла отправить сына священника к родственникам в Москву, а икону бережно хранила у себя.

После закрытия Введенского монастыря, матушка Феофания вынуждена была оставаться в миру и работала домработни-цей, а, когда после оккупации Киева немцами, в 1941 году мона-стырь возобновил свое существование, вернулась в обитель, принеся с собой икону Божией Матери.

В 1960 году монастырь был вторично закрыт, матушка Феофания, став насельницей Флоровского Вознесенского монастыря, разместила икону в своей келье. Все это время монахиня поддерживала связи с сыном священника - Михаилом, который вернулся в Киев через много лет уже со своей семьей. Он был настолько напуган расстрелом отца, что, стремясь оградить от возможных неприятностей свою семью, никогда и никому, кроме дочери, не рассказывал о трагедии. Михаил часто наведывался во Флоровский монастырь к матушке Феофании и радовался, что удалось сохранить икону. В течение всех этих лет икона «Призри на смирение» находилась в келье у монахини, которая со временем приняла схиму с именем Феодора. Каждый год, 16/29 сентября, в день памяти иконы, в келье у матушки вечером читался акафист «Благовещения Пресвятой Бо-городице», а утром, с благословения игумений монастыря, служился молебен с водосвятием, в котором принимали участие насельницы обители. По воспоминаниям матушки Магдалины, в последний год пребывания иконы в этом монастыре, произошло событие, запомнившееся многим. Схимонахиня Феодора, в то время уже немощная и слепая, практически не выходила из своей кельи. Ее келейница, монахиня Магдалина, приводила в порядок келью, готовясь к утреннему молебну. Время было позднее, она прилегла отдохнуть и не заметила, как уснула. Проснулась внезапно, как будто кто-то толкнул ее в бок, и с ужасом увидела, что келья заполнена дымом. От свечи, стоявшей перед образом в массивном подсвечнике, воспламенилась бумага на столике, рядом обгорела стена. Пламя уже готово было перекинуться на занавеси, и тогда могло произойти непоправимое. Но Божия Матерь отвела несчастье, пожар был вовремя замечен и потушен.

По рассказам старицы схимонахини Феодоры, у иконы Божией Матери «Призри на смирение» исцелилась глухонемая отроковица, которая молилась вместе со своей бабушкой. Однажды девочка вдруг позвала: «Бабушка». Удивленная бабушка стала расспрашивать внучку, как это произошло? - «Эта тетя на меня подула» - проговорила девочка, указывая на чудесный образ Богоматери.

Незадолго до своей кончины, схимонахиня Феодора пригласила к себе Михаила с тем, чтобы решить, как в дальнейшем поступить с иконой. Матушка предложила оставить икону во Флоровском монастыря, поскольку много лет она хранилась и почиталась здесь. Но Михаил отказался. В память об убитом отце, он пожелал, чтобы образ обрел себе достойное место в том храме, где мог бы стать действительно почитаемой святыней, доступной многим верующим. Он знал, что Введенская церковь вновь была открыта, в ней возобновились богослужения, и передал икону возрожденной обители. Таким образом, икона «Призри на смирение» оказалась в храме, где она пребывала прежде, и где отсутствовала долгих и трудных 30 лет.

Для иконы, размером 110×72 см, изготовили специальный киот, и она была установлена в храме, слева от иконостаса.

Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к так называемому типу изображения Богородицы - «Одигитрия» (Путеводительница), о котором упоминалось выше. Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

Традиционно на иконах этого типа Богоматерь держит Младенца на левой руке, причем Иисус изображается фронтально, взирая на молящихся и благословляя их правой рукой. В этом величественном единстве, благородной гармонии особенно подчеркивается Божественность Христа, Его неземная власть и сила. Киевская икона «Призри на смирение» соответствует этому типу изображения Богородицы с Младенцем. Образ Богородицы, наделенный Божественной силой, высокой духовностью, торжественен и строг. Все в Ее облике овеяно какой-то удивительной тонкой красотой и изысканностью. В лице, почти классическом по правильности пропорций, особое внимание привлекают ее огромные, внимательные глаза, которые смотрят на тебя, в какой бы части храма ты не находился. Столько в них глубины и понимания, от этого проницательного взора ничего невозможно скрыть. Причем, выражение глаз бывает разным: иногда Богородица строга и серьезна, а в другой раз Ее глаза светятся добротой и участием, и едва заметная улыбка просветляет Лик. Это трогательный образ материнской любви, хрупкости и призрачности материнского счастья в жестоком мире. Нежность сочетается с задумчивостью, тревогой и печалью Матери, предчувствующей гибель Сына. Такой представляли образ Матери, разделившей с Сыном тернистый жизненный путь, наши предки, такой Она предстает перед верующими и ныне, через тысячелетие после принятия христианства.

Идеальный образ Богоматери, вместе с чертами человеческой скорби, обретает просветленное неземное величие, что пе-редается в композиционном решении чудотворного образа. Икона строится по принципу текста - каждый элемент прочитывается как знак, символ, имеющий определенное значение. Толкование чудотворных икон раскрывает духовную значимость Богородицы, способствует пониманию христианских добродетелей.

На иконе Богородица облачена в красный мафории - это верхняя одежда в виде четырехугольного плата, покрывавшего голову, окутывавшего грудь и спадавшего на спине мантией. Мафорий был частью одежды замужней женщины. Пурпурный цвет мафория Богородицы означает Ее материнство, а голубой цвет туники, длинного платья с расшитыми узкими рукавами, - символ целомудрия, девства и небесной чистоты. Пурпурный цвет, (по-русски - багряный), был выражением красоты, драгоценности и принадлежности к царскому роду. Пурпурные одежды и обувь носили только императоры.

Орнаментальная кайма на одежде Богородицы - это знак Ее прославления, а три золотых звездочки на мафорий символизируют Ее Приснодевство. Поверх мафория изображена ко-рона, которая является символом Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа. Святой Кирилл, архиепископ Александрийский (V век) называл Богородицу «досточтимым сокровищем всего мира, неугасимым светильником, венцом девства, скипетром православия, храмом неразрушимым». В правой руке Богородица держит жезл, скипетр православия, который является также атрибутом царской власти и свидетельством происхождения из царского рода. Левой рукой Она нежно поддерживает Младенца, стоящего у нее на коленях. Спаситель облачен в белый хитон. Белый цвет - соединение всех цветов, символ чистоты, непорочности, причастности Божественному миру. В руках у Иисуса мы видим державу, которая символизировала царственную власть над миром. Золотые нимбы, из-лучающие Божественный свет, служат выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.

Редкое и не понятное, на первый взгляд, название иконы, которое можно истолковать по-разному. В хвалебной песне Богу сама Пресвятая Дева рекла так: "…яко призре на смирение рабы своея «(Еванг. от Луки, гл. 1, ст. 48). Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость - воплотить слово Бо-жие, и чрез это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту Богоматерь, как бы говоря ей: „Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их“. И те, кто поклоняется несравненной и лучезарной святыне Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, те, над которыми сияющий в смирении Ее образ имеет великую силу, пусть почтут Ее тем самым смирением, каким была Она полна. Будем смиренны перед Богом, чтобы чувствовать все Его благодеяния и испытывать благодарность к Нему.

Икона своей необычайной красотой привлекала к себе вни-мание верующих, которые часами могли молитвенно простаивать перед образом. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе. Но вскоре произошло событие, которое стало выдающимся в истории этой обители и взволновало не только прихожан, но и всю общественность Киева.

Летом 1993 года, настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя.

Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Многие иконы в храме находятся под стеклом, это древняя традиция, имевшая своей целью предохранение от повреждений и сохранение святых икон, которые зачастую были украшены драгоценными окладами. Но подобного явления с остальными иконами в Введенском храме не произошло, хотя все канонические иконы священны, благодаря своему духов-ному содержанию и смыслу. Киевское чудо можно было сравнить со знаменитой Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток тела Христа. Весть о произошедшем чуде быстро распространилась по городу, в храм стали приходить не только паломники, чтобы принести молитву Небесной Заступнице, но и люди, имеющие к церкви весьма отдаленное отношение, которых сюда привело простое человеческое любопытство.

Свято-Введенский монастырь в Киеве

Отношение к произошедшему событию с самого начала было неоднозначным. С одной стороны, верующие люди с огромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы Божией Матери, и само явление не вызывало никакого сомнения. В то время, как некоторые киевские ученые были убеждены, что это - очередная фальсификация. Они потребовали проведения всестороннего исследования отпечатка на стекле, а также и чудотворной иконы, с тем, чтобы разоблачить обман. Его Блаженство Владимир (Сабодан) Митрополит Киевский и всея Украины дал свое благословение на проведение исследовательских работ. При этом было поставлено одно условие, чтобы икона и стекло с отпечатком не выносились из храма, ибо подобное деяние явилось бы явным непочтением к образу Божией Матери.

В течение года проводились тщательные исследования сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. С этой целью в храм была привезена специальная аппаратура. Учеными высказывалось много научных гипотез, однако, было установлено, что произошедший процесс наука пока что не может ни объяснить, ни воспроизвести, поскольку подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что светлосерого цвета отпечаток изображения на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом - позитивом. Таково заключение украинских ученых, которые имеют в своем распоряжении современную аппаратуру и новейшие методы научных исследований. Ответы на многие вопросы так и не найдены, но все были единодушны во мнении, что речь идет об одном из чудес XX века. Все эти волнующие события были запечатлены в видеофильме режиссера А. Лесового „Киевское чудо“, который можно и сейчас приобрести в обители.

Тайна подобных знамений смущает многих скептиков. Почему мы всегда хотим докопаться до сути, всему дать объяснение? Чудо - это сверхъестественное событие, прямое действие Промысла Божиего в нашем земном мире, совершаемое Господом по Его благой воле, по заступничеству Своей Пречистой Матери или молитвам святых угодников для нашей душевной и телесной пользы. Чудо, произошедшее в Введенском храме, это достоверный факт, который случился в окружающем нас реальном мире. Однако, это событие нельзя объяснить никакими известными нам законами природы. Чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить наше воображение, а имеют конечной целью укрепить веру и помочь нам исправить нашу жизнь. Святитель московский Филарет писал: „Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие - нет? На сие могу отвечать просто - не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы, то как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, несомненно, выше и сокровеннее действий и тайн природы. Объясните, каким образом силы природы у одного и того же растения, - лилии, дают листку зеленость, а цветку, возникающему из зеленого стебля, белизну? Как же можно объяснить, каким образом сила благодати простирает свое действие через один избранный предмет и дает ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия… Если бы не было сокровенного и неизъяснимого, к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим, открытое и объясненное просто знаем.“

Из истории церкви мы знаем, что наибольшие чудеса происходят во времена потрясений, как это было, например, в период первых гонений на христиан. В то время Апостолы и мученики творили неисчислимые благодатные чудеса. В истории Православной церкви еще не было периода, когда чудесные явления от икон были бы столь многочисленны и следовали одно за другим, как это наблюдается в наше время. Так например, обновилась Барская икона Божией Матери, которая находится сейчас в Киево-Печерской Лавре, а Боянская икона (с. Бояны, Черновицкой обл.) начала источать слезы. Отпечатались на стекле лик святителя Спиридона в Иерусалимском храме и образ Спасителя во весь рост в церкви в Симферополе. Можно привести еще множество примеров, поскольку чудеса, таинственным и непостижимым образом посылаемые Господом через иконы, безчисленны и многообразны, и рождают в человеке радость и трепет от близости Господа, Его участия в нашей жизни.

День явления чуда в Введенской обители стал началом непрекращающегося праздника, непреходящей радости оттого, что отныне мы, как недавно наши предки, имеем возможность припадать еще к одному чудесному образу Божией Матери, этому великому и неисчерпаемому источнику милостей и щедрот роду человеческому. Милость Божия, даже явленная в одном месте, принадлежит всем. Храм, точно осиянный ее светом, преобразился. Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.

22 ноября 1995 года в Киево-Печерской Лавре состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана). Священный Синод заслушал сообщение Митрополита Никодима о чудесном явлении от иконы Божией Матери „Призри на смирение“ в Киевском Свято-Введенском монастыре и последующих исцелений, произошедших как от самого образа, так и от отпечатка на стекле. Священный Синод постановил считать Киевскую икону Божией Матери „Призри на смирение“ - чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год, 19 июля/1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, в обители так же торжественно отмечается день явления чуда.

Перед иконой возжигают свечи, преклоняют колени, к ней благоговейно прикладываются, испрашивая благодатной помощи во всех житейских невзгодах. С древнейших времен существует обычай украшать Святые иконы окладами - ризами». Красота окладов именно Богородичных икон говорит о богатстве, чистоте и святости души Богородицы, украшенной множеством духовных дарований. Это свидетельство особой любви и почитании Ее в православном народе, за постоянные молитвы к Господу о спасении, просвещении и очищении душ человеческих. Оклад чудотворной иконы отличается особым мастерством и красотой исполнения. Тончайший сканный орнамент покрывает поле иконы, оставляя открытыми фигуры Христа и Богоматери.

Присутствие в храме чудотворной иконы распространяет особую благодать. Главным основанием для почитания образа чудотворным всегда было удостоверенное дарование конкретной помощи, будь то исцеление, спасение и т. д. Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.

Но самое главное, икона несет душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к исповеди и причастию. Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась не только по нашему городу, но и по всей стране. К ней стали стекаться паломники со всех концов земли. Приходят сюда и гости из-за рубежа, католики и протестанты, чтобы почтить православную святыню, и остаются глубоко взволнованы встречей с чудотворной иконой.

Многие прихожане имеют возможность приобрести святый елей от чудотворной иконы. Помазание елеем от иконы накладывает на нас обязательства быть милосердными в своих поступках. Святой елей обладает еще и даром телесного врачевания. И наглядным подтверждением этому явился случай исцеления мальчика из Борисполя, получившего 60 процентов ожога тела.

Ежедневно в церкви за богослужением произносятся песнопения, воспевающие величие и славу Богородицы. В конце литургии, по заамвонной молитве, перед иконой Божией Матери читается канон «параклисис». «Богородицу и Матерь Света» возглашают перед чудотворной иконой. В пятницу, по 6-ой песне канона на утрени читается акафист «Невеста Неневестная», а на Похвалу Пресвятой Богородицы перед чудотворной иконой читается часть акафиста. Стало традицией, по воскресеньям, после литургии, совершать молебное пение с чтением акафиста, посвященного иконе «Призри на смирение».

Богородичных акафистов существует более 20, одни из них касаются событий из благодатной жизни Богородицы, другие написаны в честь некоторых Ее чудотворных икон. Первыми были составлены в Константинополе акафисты ко Благовещению и Успению Божией Матери. Дальнейшее развитие этого вида православной церковной гимнографии связано с историческим бытием Русской церкви. Киевской чудотворной иконе «Призри на смирение» тоже был посвящен акафист, составленный Архимандритом Дамианом и иереем Анатолием Шереметьевым. Молитвами и пением акафиста славится Пречистая Божия Матерь, и в чудных словах слышится не только преклонение пред Ней, но и радость оттого, что город наш не забыт Царицей Небесной и что у него опять появилась благая Заступница, надежно оберегающая его покой.

За последние годы чудотворная икона пребывала по приглашению во многих местах Украины и России. И где бы она не была, сила благодати Божией от этой святой иконы проявлялась в исцелении недужных, которую Божия Матерь подавала от многоцелебного своего образа. Самое первое свое путешествие икона совершила в Запорожье, где состоялась первая не только в нашей стране, но и в мире, церковно-светская конференция, посвященная 2000-летию Рождества Христова, которая называлась «Аще возможно, будьте в мире со всеми». Для делегации из Киева, которую возглавлял Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, авиакомпанией «Моторсіч» был предоставлен специальный самолет, вылет которого в назначенное время не состоялся из-за неблагоприятного прогноза погоды. Не принимал самолет из-за метели и аэропорт Запорожья. Участникам конференции, в числе которых был губернатор Запорожья Головко А. С. и видные бизнесмены, предложили совершить свое путешествие на поезде, но в таком случае делегация не успела бы к началу форума. "Полетим, с нами Пречистая"- произнес Блаженнейший Владыка. И вечером, в 18 часов, самолет все-таки поднялся в воздух. Полет прошел успешно, несмотря на непогоду. Сама Пречистая сопровождала свою икону, и самолет благополучно приземлился в Запорожье, где святыню торжественно встретили Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий, епископат и многочисленные верующие. Утром перед иконой был совершен молебен, и торжественно открылась конференция, на которой сама чудотворная икона была символом мира и любви.

В тот же день работники аэропорта рассказали о том, что они явились свидетелями явления, с которым им не приходилось сталкиваться до сегодняшнего дня. Радары, следившие за полетом самолета, в котором находилась чудотворная икона, показали, что авиалайнер летел в воздушном коридоре, вокруг которого бушевала стихия. Участники события полностью подтвердили этот рассказ.

В Запорожье Чудотворная икона посетила все храмы города и многие церкви области, где она даровала особое общение с собой и совершила множество чудес. Так, от иконы получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом. Затем, в Вольнянске, исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, женщина повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!»

Поездка по Киевской и Черниговской областям была отмечена радостным ожиданием встречи с чтимым образом Божией Матери, который ожидали паломники во многих храмах, скитах и монастырях.

Памятным было путешествие чудотворной иконы по Елисаветградской епархии по приглашению Архиепископа Елисаветградского и Александрийского Василия. Посещение иконой этой епархии было отмечено также многочисленными исцелениями, особую благодать получили люди, страдавшие заболеваниями рук.

Сердечную благодарность выразил Наместнику Свято-Введенского мужского монастыря Архимандриту Дамиану Епископ Херсонский и Таврический Иов за предоставленную возможность посещения иконой Херсонской епархии, что способствовало духовному благосостоянию епархии и ограждению от раскольников. Почти целый месяц чудотворный образ пребывал на Волынской земле, которая занимает огромную территорию и включает в себя несколько епархий. Были получены приглашения от Епископа Владимире-Волынского и Ковельского Симеона, Архиепископа Луцкого и Волынского Нифонта и Архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея. За это время икона посетила свыше 300 храмов в различных районах области.

В октябре 1998 года верующие Днепропетровской епархии имели великую радость лицезреть образ Божией Матери на прославленной чудотворной иконе. Здесь она находилась по приглашению Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Икона посетила все основные храмы, в которых в этот период собралось огромное множество православных христиан, с одним единственным желанием, хотя бы увидеть святыню.

«К концу пребывания святого образа в нашем городе действительно люди поняли, какая это великая милость Матери Божией. Это не только то, что над собором очень ярко светила многоцветная радуга, было и другое сияние - в сердцах, человеческих душах» - сказал Архиепископ Ириней. Пребывание Иконы в Днепропетровской епархии широко освещалось в печати, как и те чудеса и исцеления, которые были ниспосланы Милостью Божией. Так, отец Георгий, настоятель храма в честь Св. Равноапостольного князя Владимира, рассказывал, что в тот день, когда икону привезли в храм, была очень плохая погода, шел дождь с мокрым снегом, и только над храмом не было ни облачка.

Все притекающие к Иконе люди, измучившись от невзгод, потерявшие веру в свои силы, пришли к последнему упованию и получали Божию Милость. Прошло воспаление после прививки на руке у девочки. Родители приложили к чудотворной иконе копию с изображением Богородицы и затем этой копией обернули руку.

Торжественным было завершение пребывания чудотворного образа «Призри на смирение» в епархии. Ни один человек не остался без утешения, верующие с честью и благодарностью смогли отправить икону в Киев.

Впереди у нее еще длинный путь, ее приглашают в Россию, в Белоруссию, и возможно, «…эта икона действительно совершит великую святую просветительскую миссию среди народов Святой Руси, которая начиналась в незыблемом единстве и пребывает духовно такой по сей день», - сказал Архиепископ Днепропетровский Ириней.

Обычно в зимний период икона пребывает дома, в храме, в котором она всем явила чудо. С самого раннего утра и до позднего вечера, пока открыт храм, постоянно приходят к иконе люди со своими бедами и радостями, подолгу стоят перед Образом, доверчиво обращаясь к Небесной заступнице, как к родной матери, поверяя ей свои тайны и надеясь на ее заступление и теплое участие. И просветленные лица многих говорят о том, что уходят они с надеждой и утешением, чтобы вскоре опять вернуться сюда, потому что уверены, - Божия Матерь готова выслушать и подать Свою помощь просящим Ее об этом. Со временем сложилась такая традиция, перед началом важного дела приходить к чудотворной иконе за благословением Божией Матери на свои труды. Безмерная благодатность Девы Марии выражена в ответ на молитву глубоко верующего человека, взывающего к ней из глубины своего сердца. И как правило, такая молитва к Божией Матери находит отклик.

Икона Божьей Матери «Призри на смирение»

Икона Божьей Матери «Призри на смирение» Введенский монастырь

Киевское чудо Призри на смирение О чудотворной иконе Божией Матери