Какое низкое давление опасно для жизни цифры. Давление жизни


Вопрос 1. Как Ж. Б. Ламарк объяснял много-образие видов и приспособленность организмов к конкретным условиям среды?

Ж. Б. Ламарк понимал эволюцию как процесс прогрессивных изменений от од-ной формы к другой, от простого к слож-ному. Согласно его идее, все биологиче-ские виды (их многообразие), включая че-ловека, произошли от других видов.

Теория Ламарка основывалась на на-следовании приобретенных свойств, по-лезных для данного организма и являю-щихся приспособлениями к конкретным условиям среды. Он полагал, что опреде-ленные органы или системы органов у животных и растений в процессе их жиз-недеятельности упражняются и совер-шенствуются, и эти усовершенствования закрепляются в следующих поколениях.

Вопрос 2. В чем состоят основные положения учения Ч. Дарвина?

Организмы изменчивы. Невозможно найти двух полностью тождественных кроликов, волков, ящериц или иных при-надлежащих к одному виду животных или растений.
Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.
Теоретически при благоприятных ус-ловиях любые организмы могут размно-житься настолько, что в состоянии запол-нить Землю, однако такого не случается, так как многие особи погибают, не успев произвести потомство.
Те организмы, которые располагают полезными свойствами, имеют большую вероятность выжить по сравнению с дру-гими. Выжившие передают эти свойства своему потомству. Следовательно, эти свойства закрепляются в череде после-дующих поколений.

Вопрос 3. На каких фактах Дарвин основывал доказательства своей теории?

Факты, на которых Дарвин основывал доказательства своей теории:

1) островные растения и животные рез-ко отличаются от близких видов на конти-ненте;

2) близкие виды на разных островах различаются по облику, размерам тела, жизненным привычкам на фоне разнооб-разных условий их обитания;

3) найдены ископаемые остатки гигант-ских ленивца и броненосца, существенно превосходивших размерами своих родст-венников, все еще населяющих Централь-ную и Южную Америку;

4) сохранение сумчатых и яйцекладу-щих именно в Австралии, где они оказа-лись в изоляции, а в других местах земно-го шара вымерли;

5) различия между разными породами одного и того же вида одомашненных жи-вотных, которые порой даже более значи-тельны, чем между разными видами ди-ких животных;

6) каждый организм способен продуци-ровать больше потомков, чем их может выжить, и только ограниченное количест-во из них выживает и оставляет свое по-томство.

Вопрос 4. Какие факты позволяют говорить о борьбе за существование? Как проявляется эта борьба в природе?

Живые организмы стремятся размно-житься в геометрической прогрессии и теоретически любой организм может за-полнить Землю очень быстро.

Фактически этого никогда не случает-ся, так как жизненные ресурсы ограниче-ны и достаются лишь немногим — тем, кто может одержать победу в борьбе за жизнь, или борьбе за существование. Материал с сайта

Внутривидовая борьба за существова-ние проявляется у разных видов, прежде всего, в конкуренции за кормовые ресур-сы и полового партнера. Как правило, прямому столкновению особей препятст-вуют различные приспособления, среди которых следует выделить метки, обозна-чающие индивидуальный участок: пение певчих птиц, оставление пахучих выделе-ний и т. п. Нарушение границ индивиду-ального участка нередко сопровождается боями. Реже встречается прямое взаимо-действие, например каннибализм.

Межвидовая борьба наиболее ярко про-является в конкурентных отношениях между видами, занимающими сходную нишу жизни. Типичный пример — вза-имоотношения черной и серой крыс. Кро-ме того, иногда к межвидовой борьбе от-носят взаимоотношения между хищни-ком и жертвой, паразитом и хозяином. Причем такого рода взаимодействия, как правило, идут на пользу обоим видам, и чем древнее связь, тем более эффектив-ным является взаимное приспособление и, как следствие, происходит сопряжен-ное эволюционное развитие.

1. В чём сущность законов Менделя?

Ответ. Законы установленные Г. Менделем закономерности распределения в потомстве наследств, признаков. Основой для формулировки законов Менделя послужили многолетние (1856-63) опыты по скрещиванию неск. сортов гороха. Современники Г. Менделя не смогли оценить важности сделанных им выводов (его работа была доложена в 1865 и вышла в свет в 1866), и лишь в 1900 эти закономерности были переоткрыты и правильно оценены независимо друг от друга К. Корренсом, Э. Чермаком и X. Де Фризом. Выявлению этих закономерностей способствовало применение строгих методов подбора исходного материала, спец. схемы скрещиваний и учёта результатов экспериментов. Признание справедливости и значения М. з. в нач. 20 в. связано с определенными успехами цитологии и формированием ядерной гипотезы наследственности. Механизмы, лежащие в основе законов Менделя были выяснены благодаря изучению образования половых клеток, в частности поведения хромосом в мейозе, и доказательству хромосомной теории наследственности.

Закон единообразия гибридов первого поколения, или первый закон Менделя, утверждает, что потомство первого поколения от скрещивания устойчивых форм, различающихся по одному признаку, имеет одинаковый фенотип по этому признаку. При этом все гибриды могут иметь фенотип одного из родителей (полное доминирование), как это имело место в опытах Менделя, или, как было обнаружено позднее, промежуточный фенотип (неполное доминирование). В дальнейшем выяснилось, что гибриды первого поколения могут проявить признаки обоих родителей (кодоминировапие). Этот закон основан на том, что при скрещивании двух гомозиготных по разным аллелям форм (АА и аа) все их потомки одинаковы по генотипу (гетерозиготны - Аа), а значит, и по фенотипу.

Закон расщепления, или второй закон Менделя, гласит, что при скрещивании гибридов первого поколения между собой среди гибридов второго поколения в определ. соотношениях появляются особи с фенотипами исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Так, в случае полного доминирования выявляются 75% особей с доминантным и 25% с рецессивным признаком, т. е. два фенотипа в отношении 3:1. При неполном доминировании и кодомииировании 50% гибридов второго поколения имеют фенотип гибридов первого поколения и по 25% - фенотипы исходных родительских форм, т. е. наблюдают расщепление 1:2:1. В основе второго закона лежит закономерное поведение пары гомологичных хромосом (с аллелями А и а), к-рое обеспечивает образование у гибридов первого поколения гамет двух типов, в результате чего среди гибридов второго поколения выявляются особи трёх возможных генотипов в соотношении 1АА:2Аа:1аа. Конкретные типы взаимодействия аллелей и дают расшепления по фенотипу в соответствии со вторым законом Менделя.

Закон независимого комбинирования (наследования) признаков, или третий закон Менделя, утверждает, что каждая пара альтернативных признаков ведёт себя в ряду поколений независимо друг от друга, в результате чего среди потомков второго поколения в определенном соотношении появляются особи с новыми (по отношению к родительским) комбинациями признаков. Напр., при скрещивании исходных форм, различающихся по двум признакам, во втором поколении выявляются особи с четырьмя фенотипами в соотношении 9:3:3:1 (случай полного доминирования). При этом два фенотипа имеют «родительские» сочетания признаков, а оставшиеся два - новые. Этот закон основан на независимом поведении (расщеплении) неск. пар гомологичных хромосом. Например, при дигибридном скрещивании это приводит к образованию у гибридов первого поколения 4 типов гамет (АВ, Ab, aB, ab) и после образования зигот - закономерному расщеплению по генотипу и соответственно по фенотипу.

2. Назовите основные положения эволюционного учения Дарвина.

Ответ. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.

Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:

1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.

4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

Третье и четвертое положение иногда объединяют.

Вопросы после § 57

1. Перечислите основные формы борьбы за существование.

Ответ. Дарвин различал три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы. Наиболее напряжённая из них – внутривидовая борьба. Яркий пример внутривидовой борьбы – состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса. Самые высокие деревья своими широко раскинутыми кронами перехватывают основную массу солнечных лучей, а их мощная корневая система поглощает из почвы растворённые минеральные вещества в ущерб более слабым соседям. Внутривидовая борьба особенно обостряется при повышении плотности популяций, например при обилии птенцов у некоторых видов птиц (многие виды чаек, буревестники) более сильные выталкивают из гнёзд более слабых, обрекая их на гибель от хищников или голода.

Межвидовая борьба может проявляться в различных формах, например в форме соревнования (конкуренции) за пищу или иные ресурсы или в форме одностороннего использования одного вида другим. Наглядный пример конкуренции за пищу дают хищники африканских саванн (гепарды, львы, гиены, гиеновые собаки и др.), которые нередко отнимают друг у друга пойманную и убитую добычу. Часто объектом соревнования являются привлекательные местообитания. Например, в борьбе за место в поселениях человека серая крыса, более сильная и агрессивная, со временем вытеснила чёрную, которая в настоящее время встречается лишь в лесных районах или в пустынях. Завезённая в Европу американская норка вытесняет аборигенный европейский вид. Ондатра (выходец из Северной Америки) перехватила часть ресурсов, используемых ранее местными видами, например русской выхухолью. В Австралии обыкновенная пчела, которую привезли из Европы, вытеснила маленькую туземную, не имеющую жала.

Третья форма борьбы за существование – борьба с неблагоприятными внешними условиями. Факторы неживой природы оказывают непосредственное и опосредованное влияние на эволюцию живого. Про растения в пустыне говорят, что они «борются с засухой», имея в виду развитие у них многочисленных приспособлений, способствующих добыванию воды и питательных веществ из почвы (особая корневая система) или снижению интенсивности транспирации (особое строение листьев). Условия неорганического мира оказывают значительное влияние на эволюцию организмов не только сами по себе, их влияние может усиливать или ослаблять внутри– и межвидовые взаимоотношения. При недостатке территории, тепла или света внутривидовая борьба обостряется, и наоборот, при избытке необходимых для жизни ресурсов ослабевает.

2. Какие факты позволяют говорить о «давлении жизни»?

Ответ. Давление жизн:

1) степень влияния биотического потенциала (прежде всего потенциала размножения) на окружающую среду, которая, в свою очередь, действует как лимитирующий фактор, препятствующий неограниченному размножению организмов;

2) у В. И. Вернадского - давление живого вещества, означающее, что в процессе эволюции биосферы живое вещество, по мере захвата жизнью все новых зон обитания, усилило свое преобразующее давление на окружающую неживую природу и на самое себя (например, воздействие жизни на симметрию атомов, на абиогенные химические элементы).

3. Почему внутривидовая борьба является самой напряжённой формой борьбы за существование?

Ответ. Внутривидовая борьба за существование (состязание) происходит между особями, принадлежащими к одному и тому же виду, например состязание между волками за пищу, между соснами за свет.

Эта форма борьбы наиболее напряженная, так как особи одного и того же вида нуждаются в одной и той же пище и подвергаются одним и тем же опасностям.

Яркую картину внутривидового состязания можно видеть в одновозрастном хвойном лесу. Самые высокие деревья широко раскинутыми кронами улавливают основную массу солнечных лучей. Они образуют множество шишек. Мощная корневая система доставляет из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами в ущерб более слабым соседям. Деревья-победители подавляют рост и развитие других деревьев до их засыхания и гибели. Дарвин считал самой напряженной так как у особей одного и того же вида потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы. Кроме того, особи-самцы некоторых видов конкурируют между собой за самку. Поэтому данный вид борьбы является наиболее острым.

На основе ваших собственных наблюдений подготовьте примеры, дающие описания борьбы за существование между организмами: а) одного вида; б) разных видов.

Ответ. 1. Внутривидовая борьба за существование - это борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточенная и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. В процессе этой борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, за пишу, за убежища, брачногопартнера, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.

1) борьба за самок у парнокопытных (оленей);

2) борьба за пищу ворон (более сильная ворона отнимает пищу у слабой);

3) борьба за солнечный свет у растений, например одуванчиков;

4) борьба за место на грядке у моркови.

2. Межвидовая борьба за существование - это борьба между особями различных видов. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам.

1) серая крыса вытесняет черную;

2) дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда;

3) в России таракан пруссак вытесняет черного таракана.

4) в Австралии ввезенная пчела медоносная вытесняет маленькую, лишенную жала, туземную пчелу.

1. По гипотезе эволюции, борьба за существование будет наименее ожесточенной, если на одной территории будут жить организмы:

а) многих разных видов

Б) двух разных видов

В) двух близких видов

Г) только одного вида

2. По гипотезе Дарвина, материалом для естественного отбора служит:

А) перекрест гомологичных хромосом при делении клеток

Б) случайное расхождение хромосом по гаметам

В) случайное сочетание гамет при оплодотворении

Г) постоянное появление мутаций в организме

3. Под борьбой за существование сторонники гипотезы Дарвина понимают:

А) выживание наиболее сильного организма

Б) конкуренцию с особями своего вида

В) конкуренция с особями других видов

Г) приспособление к условиям среды

4. В борьбе за существование менее

Приспособленные особи:

А) погибают все сразу

Б) не оставляют потомства

В) оставляют меньше потомства, чем более приспособленные

Г) не доживают до половой зрелости и гибнут

5. Дарвин предположил, что разные виды галапагосских вьюрков, питающиеся разной пищей, возникли в результате борьбы:

А) межвидовой б) внутривидовой

В) с условиями среды

Г) с человеком

6. После снежной бури уцелели преимущественно птицы со средней длиной крыла, а длиннокрылые и короткокрылые погибли. В этом случае действует... отбор.

А) движущий б) ликвидирующий

В) стабилизирующий

Г) дизруптивный

7. На зеленом лугу среди зеленых кузнечиков идет отбор по окраске тела, который называют:

А) дизруптивным б) движущим

В) стабилизирующим

Г) фенотипическим

Д) покровительственным

8. Дарвинисты важнейшим фактором эволюции считают:

А) мутационную изменчивость

Б) борьбу за существование

В) естественный отбор наиболее приспособленных

Г) географическую и экологическую изоляцию

Д) дрейф генов и популяционные волны

9. В борьбе за существование самым необходимым свойством вида

Эволюционисты считают способность:

А) адаптации к условиям среды

Б) к интенсивному спариванию

В) оставлять многочисленное потомство

Г) конкурировать с другими видами

10. Основные причины борьбы за существование в пределах популяции:

А) большая численность особей

Б) меняющаяся численность особей

В) меняющиеся условия среды

Г) неблагоприятные условия среды

Д) ограниченность кормовой базы

Е) естественный отбор

11. Борьба за существование может привести к:

А) вытеснению одного вида другим

Б) взаимной приспособленности видов в одном ареале

В) территориальному разобщению видов

Г) естественному отбору наиболее приспособленных

12. Неоднородность популяции - это фактор:

А) благоприятный для выживания

Б) вредящий выживанию

В) безразличный для выживания

Г) зависящий от саморегуляции

13. Что правильно?

А) взаимопомощь и сотрудничество свойственны только людям

Б) согласно Библии, раньше животные друг друга не поедали

В) адаптивная изменчивость связана с мономорфными генами

Г) естественный отбор стабилизирует генофонд популяции

Турнирные бои самцов в период размножения за право овладеть гаремом характерны для многих животных: слонов,зебр,олений и тд.О какой форме борьбы идет

речь? Какие еще формы борьбы за существование вы знаете?

РЕБЯТ, ОЧЕНЬ СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! ХОТЯ Б ЧТО-ТО ИЗ ЭТОГО!

1. в ряду предложенных терминов определите лишний и обоснуйте ответ: мутации, наследственность, борьба за существование, изменчивость, рекомбинация, естественный отбор.

2. объясните факт наличия хобота у слона с позиции учения Дарвина и синтетической теории эволюции.

3.объясните факт наличия рога у носорога с позиции учения Дарвина и синтетической теории эволюции.

4. французский ученый Ламарк в 19 веке предложил гипотезу, согласно которой тот или иной орган у животных может видоизменяться путем его "упражнения", и затем эти изменения передаются по наследству. Объясните факт наличия плавников у кита с позиций учения а) Ламарка; б) Дарвина

5. французский ученый Ламарк в 19 веке предложил гипотезу, согласно которой тот или иной орган у животных может видоизменяться путем его "упражнения", и затем эти изменения передаются по наследству. Объясните факт наличия длинного языка у муравьеда с позиций учения а) Ламарка; б) Дарвина

6. у обычного европейского крота глаза редуцированы и не функционируют, однако некоторые виды кротов, живущие в горах обладают зрением. Чем это можно объяснить?

7. сравните по различным критериям естественный и искусственный отбор, выявив черты сходства и различия.

8. у некоторых млекопитающих (кенгуру, тушканчик) передние конечности полностью утратили функцию органов движения. можно ли эти случаи рассматривать как аналогию формирования прямохождения у человека?

какие органы являются аналогичными? а)конечности позвоночных б)видоизменнения корня у растений в) видоизменения

листьев у растений г)роющие конечности крота и медведя.

какие органы возникают в результате конвергенции? а) гомологические б) аналогичные в) атавистические г) рудиментарные

с чем связянно исчезновение динозавров? а) биологическим прогрессом б) биологическим регрессом в) дивергенцией г)дегенерацией

какие приспособления у животных можно отнести к идиоадаптации? а) мимикрия б)четырехкамерное сердце в)возникновение скелета г)теплокровность

какие из перечисленных факторов антропогенеза не являются социальными факторами? а)борьба за существование б)трудовая деятельность в) общественный образ жизни г) речь и мышление

1. По гипотезе эволюции, борьба за существование будет наименее ожесточенной, если на одной территории будут жить организмы:

а) многих разных видов

Б) двух разных видов

В) двух близких видов

Г) только одного вида

2. По гипотезе Дарвина, материалом для естественного отбора служит:

А) перекрест гомологичных хромосом при делении клеток

Б) случайное расхождение хромосом по гаметам

В) случайное сочетание гамет при оплодотворении

Г) постоянное появление мутаций в организме

3. Под борьбой за существование сторонники гипотезы Дарвина понимают:

А) выживание наиболее сильного организма

Б) конкуренцию с особями своего вида

В) конкуренция с особями других видов

Г) приспособление к условиям среды

4. В борьбе за существование менее

Приспособленные особи:

А) погибают все сразу

Б) не оставляют потомства

В) оставляют меньше потомства, чем более приспособленные

Г) не доживают до половой зрелости и гибнут

5. Дарвин предположил, что разные виды галапагосских вьюрков, питающиеся разной пищей, возникли в результате борьбы:

А) межвидовой б) внутривидовой

В) с условиями среды

Г) с человеком

6. После снежной бури уцелели преимущественно птицы со средней длиной крыла, а длиннокрылые и короткокрылые погибли. В этом случае действует... отбор.

А) движущий б) ликвидирующий

В) стабилизирующий

Г) дизруптивный

7. На зеленом лугу среди зеленых кузнечиков идет отбор по окраске тела, который называют:

А) дизруптивным б) движущим

В) стабилизирующим

Г) фенотипическим

Д) покровительственным

8. Дарвинисты важнейшим фактором эволюции считают:

А) мутационную изменчивость

Б) борьбу за существование

В) естественный отбор наиболее приспособленных

Г) географическую и экологическую изоляцию

Д) дрейф генов и популяционные волны

9. В борьбе за существование самым необходимым свойством вида

Эволюционисты считают способность:

А) адаптации к условиям среды

Б) к интенсивному спариванию

В) оставлять многочисленное потомство

Г) конкурировать с другими видами

10. Основные причины борьбы за существование в пределах популяции:

А) большая численность особей

Б) меняющаяся численность особей

В) меняющиеся условия среды

Г) неблагоприятные условия среды

Д) ограниченность кормовой базы

Е) естественный отбор

11. Борьба за существование может привести к:

А) вытеснению одного вида другим

Б) взаимной приспособленности видов в одном ареале

В) территориальному разобщению видов

Г) естественному отбору наиболее приспособленных

12. Неоднородность популяции - это фактор:

А) благоприятный для выживания

Б) вредящий выживанию

В) безразличный для выживания

Г) зависящий от саморегуляции

13. Что правильно?

А) взаимопомощь и сотрудничество свойственны только людям

Б) согласно Библии, раньше животные друг друга не поедали

В) адаптивная изменчивость связана с мономорфными генами

Г) естественный отбор стабилизирует генофонд популяции

Турнирные бои самцов в период размножения за право овладеть гаремом характерны для многих животных: слонов,зебр,олений и тд.О какой форме борьбы идет

речь? Какие еще формы борьбы за существование вы знаете?

РЕБЯТ, ОЧЕНЬ СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! ХОТЯ Б ЧТО-ТО ИЗ ЭТОГО!

1. в ряду предложенных терминов определите лишний и обоснуйте ответ: мутации, наследственность, борьба за существование, изменчивость, рекомбинация, естественный отбор.

2. объясните факт наличия хобота у слона с позиции учения Дарвина и синтетической теории эволюции.

3.объясните факт наличия рога у носорога с позиции учения Дарвина и синтетической теории эволюции.

4. французский ученый Ламарк в 19 веке предложил гипотезу, согласно которой тот или иной орган у животных может видоизменяться путем его "упражнения", и затем эти изменения передаются по наследству. Объясните факт наличия плавников у кита с позиций учения а) Ламарка; б) Дарвина

5. французский ученый Ламарк в 19 веке предложил гипотезу, согласно которой тот или иной орган у животных может видоизменяться путем его "упражнения", и затем эти изменения передаются по наследству. Объясните факт наличия длинного языка у муравьеда с позиций учения а) Ламарка; б) Дарвина

6. у обычного европейского крота глаза редуцированы и не функционируют, однако некоторые виды кротов, живущие в горах обладают зрением. Чем это можно объяснить?

7. сравните по различным критериям естественный и искусственный отбор, выявив черты сходства и различия.

8. у некоторых млекопитающих (кенгуру, тушканчик) передние конечности полностью утратили функцию органов движения. можно ли эти случаи рассматривать как аналогию формирования прямохождения у человека?

какие органы являются аналогичными? а)конечности позвоночных б)видоизменнения корня у растений в) видоизменения

листьев у растений г)роющие конечности крота и медведя.

какие органы возникают в результате конвергенции? а) гомологические б) аналогичные в) атавистические г) рудиментарные

с чем связянно исчезновение динозавров? а) биологическим прогрессом б) биологическим регрессом в) дивергенцией г)дегенерацией

какие приспособления у животных можно отнести к идиоадаптации? а) мимикрия б)четырехкамерное сердце в)возникновение скелета г)теплокровность

какие из перечисленных факторов антропогенеза не являются социальными факторами? а)борьба за существование б)трудовая деятельность в) общественный образ жизни г) речь и мышление

Борьба за существование и ее формы


1. В чем сущность законов Менделя?
2. Назовите основные положения эволюционного учения Дарвина.

Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции , Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции, Ч. Дарвин обратил внимание на то, что всем живым существам присуща способность практически «безграничного» размножения. Самка аскариды, например, дает 200 тысяч яиц в сутки, серая крыса 5 пометов в год, в среднем по 8 крысят, достигающих половой зрелости к трехмесячному возрасту, в одном плоде кукушкиных слезок не менее 186000 семян. Способность к быстрому размножению приводит к важным последствиям: с ростом численности обострившейся конкуренции за ресурсы возрастает вероятность появления новых мутаций и создается «давление жизни», вследствие чего происходит борьба за существование. Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой. «Я должен предупредить, - писал Дарвин, - что применяю этот термин в широком, метафорическом смысле... Про двух собак или волков в голодное время можно с полным правом сказать, что они борются друг с другом за и тем самым за жизнь. Но про растение, растущее на "краю пустыни, можно сказать, что оно борется за жизнь против засухи». Наградой в борьбе за существование является жизнь и возможность ее продолжения в череде последующих поколений.

Формы борьбы за существование.

Дарвин различал три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы. Наиболее напряженная из них - внутривидовая борьба. Яркий пример внутривидовой борьбы - состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса. Самые высокие деревья своими широко раскинутыми кронами перехватывают основную массу солнечных лучей, а их мощная корневая система поглощает из почвы растворенные минеральные вещества в ущерб более слабым соседям. Внутривидовая борьба особенно обостряется при повышении плотности популяций например при обилии птенцов у некоторых видов птиц (многие виды чаек, буревестники) более сильные выталкивают из гнезд более слабых, обрекая их на гибель от хищников или голода.

Межвидовая борьба может проявляться в различных формах, например в форме соревнования (конкуренции) за пищу или иные ресурсы или в форме одностороннего использования одного вида другим. Наглядный пример конкуренции за пищу дают хищники африканских саванн (гепарды, львы, гиены, гиеновые собаки и др.), которые нередко отнимают друг у друга пойманную и убитую добычу. Часто объектом соревнования являются привлекательные местообитания. Например, в борьбе за место в поселениях человека серая крыса, более сильная и агрессивная, со временем вытеснила черную, которая в настоящее время встречается лишь в лесных районах или в пустынях. Завезенная в Европу американская норка вытесняет аборигенный европейский вид. Ондатра (выходец из Северной Америки) перехватила часть ресурсов, используемых ранее местными видами, например русской выхухолью. В Австралии обыкновенная пчела, которую привезли из Европы, вытеснила маленькую туземную, не имеющую жала.

Третья форма борьбы за существование - борьба с неблагоприятными внешними условиями. Факторы неживой природы оказывают непосредственное и опосредованное влияние на эволюцию живого. Про растения в пустыне говорят, что они «борются с засухой», имея в виду развитие у них многочисленных приспособлений, способствующих добыванию воды и питательных веществ из почвы (особая корневая система) или снижению интенсивности транспирации (особое строение листьев). Условия неорганического мира оказывают значительное влияние на эволюцию организмов не только сами по себе, их влияние может усиливать или ослаблять внутри- и межвидовые взаимоотношения. При недостатке территории, тепла или света внутривидовая борьба обостряется, и наоборот, при избытке необходимых для жизни ресурсов ослабевает.

Борьба за существование. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями.

1. Перечислите основные формы борьбы за существование.
2. Какие факты позволяют говорить о «давлении жизни»?
3. Почему внутривидовая борьба является самой напряженной формой борьбы за существование?

На основе ваших собственных наблюдений подготовьте примеры, дающие описания борьбы за существование между организмами: а) одного вида; б) разных видов.

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей