Как выделяется деепричастный оборот? Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.


Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении обычно обособляется с двух сторон, может употребляться в начале, в середине или в конце речевой конструкции. Запятыми выделяют деепричастный оборот не зависимо от того, в какой позиции по отношению к сказуемому он находится.

Примеры: Перепрыгнув через лужу , мальчик пошел дальше. Школьники, решив задачу , сдали тетрадки. Мы обсуждали планы, гуляя по парку .

Когда деепричастный оборот не выделяется запятыми?

Существуют случаи, когда деепричастный оборот не обособляется (не выделяется запятыми):

  • Если деепричастный оборот является фразеологическим выражением.

    Примеры: Мужчины сделали работу спустя рукава . Они согласились помочь скрепя сердце .

  • Если деепричастный оборот является однородным членом предложения с другим необособленным обстоятельством (выраженным наречием) и употребляется после наречия и союза и .

    Примеры: Он быстро и иногда глотая окончания слов рассказывал эту историю. Женщина аккуратно и придерживая рукой несла цветок.

  • Если перед деепричастным оборотом употребляется частица и .

    Примеры: Можно работать и не уставая так сильно . Можно пересказать сюжет и не вдаваясь в детали.

  • Если деепричастие имеет зависимое слово который (которая, которое, которые) .

    Примеры: Учительница дала задание, сделав которое мы могли уйти раньше . Ваня задал другу вопрос, отвечая на который мальчик задумался .

  • Если деепричастие перешло в наречие.

    Примеры: Он справлялся с поставленными задачами шутя (шутя = в шутку). Автобус проехал весь путь не останавливаясь (не останавливаясь = беспрестанно).

Исключения . Если фразеологизм, в составе которого есть деепричастный оборот, является вводной конструкцией, то он выделяется запятыми. Пример: Они, по совести говоря , знали, что делали.

Деепричастие и относящиеся к нему (зависимые от него) слова представляют собой деепричастный оборот. Как и в случае с , расстановка запятых при деепричастных оборотах имеет свои тонкости.


Нашей отправной точкой станет общее правило: «Деепричастные обороты с обеих сторон выделяются запятыми». Но что надо учесть помимо этого?

* Если в предложении два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) деепричастных оборота соединяются союзом «и» (как и другими сочинительными или разделительными — «или», «либо» и пр.), то по аналогии с другими однородными членами предложения вокруг «и», «или» и других подобных союзов запятые не ставятся. То же самое касается одиночного деепричастия и деепричастного оборота. «Он подошел к дому, мечтая об отдыхе и думая о будущем ужине». Однако помните, данное правило касается только тех случаев, когда деепричастные обороты / деепричастия относятся к одному глаголу. Если же речь идет о разных глаголах, запятые будут ставиться: «Он подошел к дому, мечтая об отдыхе, и, думая о будущем ужине, открыл дверь».

* «Только» и «лишь», стоящие перед деепричастным оборотом, как правило, включаются в него, то есть запятая ставится перед данными словами.

* Деепричастный оборот не обособляется, если входит в придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который» (это же справедливо и для одиночного деепричастия). «У каждого из нас свои страхи, не дав отпор которым мы не сможем освободиться».

* Если деепричастный оборот соседствует с союзами «а», «и» и другими подобными, то, чтобы понять, ставить запятую до или после союза, определите, входит он в оборот или нет. Так, если союз принадлежит деепричастному обороту, то, как правило, при мысленном изъятии последнего из предложения, оставшийся союз нарушает структуру фразы. Особенно часто это касается союза «а». Если же при изъятии оборота, роль союза в предложении не меняется, значит, он в оборот не входит.

Сравните:

«Она долго не могла подобрать туфли к платью, а выбрав босоножки на шпильке, очень обрадовалась». -> Фраза «Она долго не могла подобрать туфли к платью, а очень обрадовалась» выглядит не совсем логичной.

«Она долго не могла подобрать туфли к платью и, взяв босоножки на шпильке, поняла, что они идеально подходят к наряду». -> Фраза «Она долго не могла подобрать туфли к платью и поняла, что они [босоножки] идеально подходят к наряду» вполне согласована.

* Не выделяются запятыми фразеологизмы с деепричастиями (такие как «не смыкая глаз», «спустя/засучив рукава»).

* Если между глаголом и сразу идущим за ним оборотом стоит усилительная частица «и», оборот не выделяется запятыми. «Я могу решить свои финансовые проблемы и не беря кредиты».

* Также не нужны запятые, если деепричастие выражает не дополнительное действие, а оттенок основного, о чем мы подробно говорили в статье про обособление одиночных деепричастий. Аналогичные конструкции могут представлять собой и целый оборот.

Напомним, что «несмотря на» и «невзирая на» — это предлоги, и они пишутся с «не» слитно (в то время как деепричастные обороты «не смотря на» / «не взирая на» — раздельно). Предлогами являются и такие слова, как «благодаря», «спустя», «начиная» и пр. При этом, конечно, не стоит забывать, что существуют и «аналогичные» деепричастия. Сравните: «Благодаря его подсказкам, я сдал экзамен» (предлог), «Благодаря его за подсказки, я протянул ему бутылку коньяка» (деепричастие). Некоторые из оборотов с подобными предлогами тоже обособляются, но по своим собственным правилам, а не по правилам обособления деепричастных оборотов.

В речевой конструкции деепричастный оборот может находиться в начале, в середине или в конце. При этом он обязательно должен выделяться знаками препинания. Однако из этого правила есть исключения, которые подробно описаны в этой статье.

Как выделяется деепричастный оборот на письме?

Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми словами. В предложении обычно обособляется с двух сторон, может употребляться в начале, в середине или в конце речевой конструкции. Запятыми выделяют деепричастный оборот не зависимо от того, в какой позиции по отношению к сказуемому он находится.

Примеры: Перепрыгнув через лужу , мальчик пошел дальше. Школьники, решив задачу , сдали тетрадки. Мы обсуждали планы, гуляя по парку .

Когда деепричастный оборот не выделяется запятыми?

Существуют случаи, когда деепричастный оборот не обособляется (не выделяется запятыми):

  • Если деепричастный оборот является фразеологическим выражением.

    Примеры: Мужчины сделали работу спустя рукава . Они согласились помочь скрепя сердце .

  • Если деепричастный оборот является однородным членом предложения с другим необособленным обстоятельством (выраженным наречием) и употребляется после наречия и союза и .

    Примеры: Он быстро и иногда глотая окончания слов рассказывал эту историю. Женщина аккуратно и придерживая рукой несла цветок.

  • Если перед деепричастным оборотом употребляется частица и .

    Примеры: Можно работать и не уставая так сильно . Можно пересказать сюжет и не вдаваясь в детали.

  • Если деепричастие имеет зависимое слово который (которая, которое, которые) .

    Примеры: Учительница дала задание, сделав которое мы могли уйти раньше . Ваня задал другу вопрос, отвечая на который мальчик задумался .

  • Если деепричастие перешло в наречие.

    Примеры: Он справлялся с поставленными задачами шутя (шутя = в шутку). Автобус проехал весь путь не останавливаясь (не останавливаясь = беспрестанно).

Исключения . Если фразеологизм, в составе которого есть деепричастный оборот, является вводной конструкцией, то он выделяется запятыми. Пример: Они, по совести говоря , знали, что делали.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Добрый день! Скажите, в каких случаях в бессоюзном сложном предложении перед тире ставится запятая. Ниже примеры: нужно ли ставить запятые, чтобы закрыть деепричастный оборот и определительные придаточные? От каких условий зависит постановка знаков в подобных случаях? Буду очень признательна за ссылку на подробный справочный материал. Обсуждайте дела, поддерживайте связь с семьёй, поздравляйте друзей с важными событиями. Вы можете переписываться в беседах, не отрываясь от разговора(,) - достаточно просто свернуть звонок. Безопасность вызовов обеспечивает сквозное шифрование, которое происходит на Вашем устройстве(,) - поэтому никто не может узнать содержание разговоров. Пересчитали комментарии с учётом только уникальных пользователей, которые оставляют меньше 11 комментариев в сутки (чтобы исключить ботов)(,) - всё равно рост от года к году.

Правило таково. При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а после нее тире. То есть тире не поглощает запятую. В справочнике Д. Э. Розенталя это глава "Сочетание знаков препинания".

Верно: Вы можете переписываться в беседах, не отрываясь от разговора, - достаточно просто свернуть звонок. Пересчитали комментарии с учетом только уникальных пользователей, которые оставляют меньше 11 комментариев в сутки (чтобы исключить ботов), - всё равно рост от года к году.

Второе приведенное Вами предложение сложноподчиненное, тире в нем лучше не ставить.

Вопрос № 299327

"Пишется хорошо, только живя в русской деревне." (И. Тургенев) Есть ли ошибка в этом предложении, и можно ли его использовать в качестве эпиграфа? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

По современным правилам деепричастный оборот использован неверно, но в XIX веке это считалось допустимым. Это точная цитата, и ее вполне можно использовать в качестве эпиграфа.

Вопрос № 299173

Уважаемая Грамота! Ответьте, пожалуйста (пишу третий раз), а то сразу после новогодних выходных надо сдать рукопись на верстку. Уточните, надо ли выделять запятыми словосочетание «недолго думая». В ответе на вопрос № 294847 Вы пишите: «Сочетание недолго думая запятыми выделяется, но не как вводное, а как деепричастный оборот», аналогичный ответ Вы даете и на вопрос № 288830. Ответ же на вопрос № 202641 звучит так: «_Недолго думая_ не обособляется. Этот оборот тесно связан со сказуемым и образует вместе с ним смысловой центр высказывания». Спасибо за Вашу работу.

Ответ справочной службы русского языка

Слова недолго думая чаще всего обособляются как деепричастный оборот, но в некоторых случаях, действительно, приобретают значение образа действия, непосредственно примыкая к глаголу, например: На его просьбу она ответила недолго думая.

Вопрос 202641 исправлен.

Вопрос № 298861

Наверное, здесь есть ошибка в употреблении деепричастного оборота. Если да, то посоветуйте, пожалуйста, как сказать правильно, не меняя смысл. (Это перевод.) "Образцы были осторожно измельчены с помощью пестика и ступки, избегая перемалывающего действия."

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастный оборот употреблен некорректно. Возможный вариант: Образцы осторожно измельчили с помощью пестика и ступки без перемалывания.

Вопрос № 298492

Добрый день! Нужно ли выделять запятыми название товара для интернет-магазина, если присутствует деепричастный оборот? Пример: "розовая блуза декорированная жемчугом"

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед причастным оборотом нужна: розовая блуза, декорированная жемчугом.

Вопрос № 297938

Добрый день! Очень нужна ваша помощь! Как быть с запятой после слова "сама" в предложении: Сидя на спектаклях, сама, будучи актрисой, она с ужасом представляла, каково это – выходить на сцену в отсутствии публики.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после сама не требуется, так как это слово входит в деепричастный оборот сама будучи актрисой .

Вопрос № 297889

Добрый день. В предложении "Узнать подробности вы можете[,] перейдя по ссылке" требуется запятая в указанном в квадратных скобках месте? Фраза "перейдя по ссылке" является деепричастным оборотом? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая нужна. Да, перейдя по ссылке – это деепричастный оборот.

Вопрос № 297804

И вот ещё вопрос в продолжение. "Он рассмеялся, но, заметив мое уныние, сразу осекся". Нужна ли запятая перед "заметив"? Или правильнее будет "но заметив мое уныние, сразу осекся"? Ведь "заметив" и "осекся" связаны между собой по смыслу, то есть он осекся, потому что заметил. Но я не знаю правило, которым следует руководствоваться в данном случае.

Ответ справочной службы русского языка

Все запятые нужны: Он рассмеялся, но, заметив мое уныние, сразу осекся . Деепричастный оборот обособляется, т. к. его легко можно отделить от союза и переставить в другое место предложения, ср.: Он рассмеялся, но сразу осекся, заметив мое уныние.

Вопрос № 297619

Правильная ли пунктуация, а то режет глаз: "Я стал предельно аккуратно и, стараясь не поднимать шума, рыться в шкафчиках"?

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны. Если деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена предложения с необособленным обстоятельством, то такой оборот не обособляется. Ср.: Алёша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Дост.)

Вопрос № 297540

Нужна ли запятая в предложении: И не будет ли лучше тренировать все это играя и получая удовольствие. Если да, то почему. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Обособляется деепричастный оборот: И не будет ли лучше тренировать все это, играя и получая удовольствие.

Вопрос № 296238

Подскажите, верно ли запятые: Парень не обгоняет и не мешается, а являясь будто помощником или даже слугой, следует по пятам.

Ответ справочной службы русского языка

Нужно обособить деепричастный оборот: Парень не обгоняет и не мешается, а, являясь будто помощником или даже слугой, следует по пятам.

Вопрос № 296068

Дорогая справочная служба, в ответе на вопрос № 284941 вы написали, что правильно «Пользуясь случаем...» Здесь же ошибка не только в знаках препинания: неправильно употреблён деепричастный оборот. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастный оборот, не выражающий действие подлежащего, может использоваться в безличном предложении при инфинитиве. В предложении из вопроса 284941 есть инфинитив поблагодарить, поэтому деепричастный оборот употреблен верно.

Вопрос № 295890

Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая или нет и почему в предложении: Это было красивое место, увидев которое, ты чувствуешь, как в душе рождаются, словно смутные стихи, самые неистовые грезы и где испытываешь настоящую тоску, почему-то не видя их вокруг.

Ответ справочной службы русского языка

Если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который , то деепричастный оборот не обособляется.

Также обратите внимание, что в предложении не хватает запятой после слова грезы (после придаточного).

Верно: Это было красивое место, увидев которое ты чувствуешь, как в душе рождаются, словно смутные стихи, самые неистовые грезы, и где испытываешь настоящую тоску, почему-то не видя их вокруг.

Вопрос № 295567

Здравствуйте, ответьте, пожалуйста, может ли употребляться деепричастный оборот в страдательных конструкциях (сказуемое был казнён)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Приведите, пожалуйста, пример интересующей Вас конструкции.

Вопрос № 294847

Здравствуйте! выделяется ли запятыми как вводное "недолго думая"? Они с Эммануэлем, недолго думая, решили поселиться в Елисейском дворце.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание недолго думая запятыми выделяется, но не как вводное, а как деепричастный оборот.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 7 КЛАСС

Тема урока:

«Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме».

Цели урока:

Активизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;

формировать умение находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

Формировать языковое чутьё, лингвистическую интуицию; развивать речевую культуру и речевое творчество;

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Технологии : дифференцированного обучения , эвристического мышления,

информационно-коммуникационные технологии , здоровьесберегающие технологии, технология концентрированного обучения «Погружение».

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА:

I .Организационный момент. Слайд 1.

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.

Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
П.Чесноков.

II. Фронтальный опрос. Слайд 2.

– Что обозначает деепричастие?

– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?

– Каким членом предложения является деепричастие?

– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь?

III . Презентация «Деепричастный оборот». Кластер. Задания на слайдах. ВЫВОД о значении деепричастий в речи.

IV . Запись в тетрадях.

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

V . Работа с текстом.

Задания.

    Найти деепричастия.

– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.

– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова. Что представляет собой причастие с зависимыми словами?

– А деепричастие с зависимыми словами?

– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?

– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?

– Определите место деепричастного оборота в предложениях.

– Когда обособляется причастный оборот?

– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.

V I. НАБЛЮДЕНИЕ по учебнику: Правило на стр.173.

Не выделяются на письме запятыми слова

молча, сидя, лежа, шутя, нехотя, не глядя ,

которые по значению сближены с наречиями.

Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.

– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

VII . Карточка №1

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом

Карточка №2

Блеснула

Насвистывал

Разложил

Улыбаться

Запереть

Работать

VIII . Орфоэпический диктант

Как говорит пословица:

«Хорошие речи приятно и слушать»

(Пословица)

Ребята, а теперь давайте посмотрим, какими особенностями обладают деепричастия при произношении.

Задание: Образуйте от данных глаголов деепричастия и расставьте в них ударения.

Созда ть- созд а в

Зан я ть- зан я в

Подн я ть- подн я в

Какую закономерность вы заметили? А теперь продолжите самостоятельно.

Начать-начав

Понять-поняв

Принять-приняв

Закупорить-закупорив

Облегчить-облегчив

Черпать-черпая (Слай6-проверка)

Ребята, я думаю, вы будете правильно употреблять эти слова в речи, и от этого она будет ещё красивее.

IX . Работа с текстом.

Деепричастия очень дружелюбны. Они очень часто появляются со своими слугами- зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот)

Что мы знаем о постановке знаков препинания при причастном обороте?

К.Паустовский сказал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»

Задание:

X . Роль деепричастий в речи.

Деепричастия, деепричастия…. Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим стихотворением «Лодорский водопад» (Слайд9) (Учитель читает стихотворение)

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Ребята, что помогает поэту передать дополнительное действие падающей воды? Благодаря чему мы слышим шум воды? В чём особенность расположения слов в тексте и строк? (Напоминает срывающийся с высоты и нарастающий поток воды.)

Таким образом, для чего же нужны деепричастия в речи? (Чтобы делать её более красочной и выразительной).

2) Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

3. Выборочный диктант.

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

2) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.

3) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

4) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

5. Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой.

4. Цифровой диктант .(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы,шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

XI . Редактирование предложений.

А теперь, ребята, немножко усложним задания. В тексте, над которым вы сейчас работали, знаки препинания были расставлены. А сейчас вам нужно будет в предложениях расставить недостающие знаки препинания.

1.Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром.

2.Волны играют друг с другом и, клокоча, спорят с ветром.

3.Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с ветром.

ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

XII . Работа по восстановлению текста (1 ученик работает у доски) (Слайд 13)

Цель: распространить деепричастия, пользуясь словами для справок; расставить знаки препинания.

Слова для справок:

А в это время 2 человека работают по карточкам

Карточка№1

Задание:

(Здороваться) со старшими, руки не протягивай,подожди, пока они сами этого на сделают.

Карточка №2

XIII .Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастный оборот фразеологизмом.

1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан.

2.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на минуту.

3.Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков.

4.Просители ушли, ничего не добившись.

Слова для справок: сломя голову; не солоно хлебавши; не смыкая глаз; раскрыв рот; не помня себя; затаив дыхание; не переводя дыхание.

Ребята, надо ли в предложениях с устойчивыми сочетаниями ставить запятые? (Нет, они не обособляются, так как деепричастие, которое входит в состав фразеологического оборота теряет свою силу как часть речи. Смысл фразеологического оборота не выводится из значения отдельных слов, которые его составляют.)

XIV . Игра «Подскажи словечко»

Задание: восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие из слов для справок.

1.Дружба как стекло,…. не сложишь.

2.Не …броду, не суйся в воду.

3.Не…. несчастья, счастья не увидишь.

4. …. человека, уважаешь себя.

Слова для справок: уважая, узнав, зная, разбив, посеяв.

XV . Итог урока.

Чем занимались?

Что запомнили?

Что понравилось на уроке?

А сейчас, ребята я хочу закончить наш урок таким стихотворением:

Вот закончен наш урок,

Прозвенит сейчас звонок.

Все трудились, не ленясь,

Не спеша, не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо деепричастию.

XVI . Домашнее задание:

Правило на стр.173, упр.293.

Приложение.

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

V I. Работа с текстом. . Закрепление изученного материала.

Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

Задания.

    Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

    Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.

    Найти деепричастия.

Карточка №1 Найдите и подчеркните деепричастие с зависимым словом.

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом

Карточка №2 Образуйте от глаголов деепричастия

Блеснула

Насвистывал

Разложил

Улыбаться

Запереть

Работать

Дополнить текст.

1 Свернув(с чего? куда?)_______________________ мы направились по утоптанной тропинке.

2.Мы остановились на большой высоте и глядя (куда?)___________________любовались водной поверхностью.

3.Корабль накренившись (как? куда?)_________________ не повиновался воле людей.

4.Извиваясь (как? где?)__________________быстро текла река.

Слова для справок: между деревьями и кустарниками; быстро влево; с дороги в лес; вверх.

Карточка№1

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Встречаться) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым.

(Здороваться) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого на сделают.

Карточка №2

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти вперёд старших.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Преображенская средняя школа»

Открытый урок

русского языка в 7 «А» классе