Почему у растений нет пищеварительной системы. Некоторые приемы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания биологии


Ответьте на вопросы. Чем процесс питания животных отличается от питания растений? Почему у растений нет пищеварительной системы? Есть ли сходство в питании растений и животных? Может ли быть питание без пищеварения? А пищеварение без питания? 20.

Слайд 20 из презентации «Питание животных» . Размер архива с презентацией 1265 КБ.

Биология 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Версии происхождения человека» - Промысел Божий. Частичка космоса. Колыбель человечества. Душа стремится ввысь. Совершенный биологический продукт. Эволюция. Происхождение человека. Череп первобытного человека. Версии происхождения человека. Обезьяны. Эволюционная теория Чарльза Дарвина.

«Рост и развитие животных» - Разгадайте кроссворд. Мышцы. Рост и развитие животных. Игра «Да или нет» (+, -). Составить предложения из слов в группе. Бластула. Цели и задачи. При двойном оплодотворении растений две мужские гаметы сливаются. Нервная система. Стадии развития лягушки и особенности ее строения. Выделение. Ребус. Гаструляция. Пищеварительная система. Найдите ошибки Незнайки. Разделите живых организмов по типам развития.

«Бабочки Костромской области» - Гипотеза «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды…». Винный бражник Отряд Чешуекрылые Семейство Бражниковые Статус III категория. Проект по биологии Красная книга Костромской области: оценка и прогноз. По итогом изучения раздела «Экология» в 6 классе. Быстрая голубянка Отряд Чешуекрылые Семейство Голубянковые Статус I категория. Охранять природу- значит охранять Родину! Гипотеза В Костромской области можно встретить бабочек из Красной книги.

«Первые цветы» - Рекомендации. Ветреница лесная. Первоцветы. Калужница болотная. Прострел поникший. Фиалка удивительная. Сохраним первоцветы. Мать-и-мачеха. Что я могу сделать для сохранения первоцветов. Васильево. Медуница лекарственная. Берегите же красоту наших лесов. Цветущие растения. Адонис весенний.

«Многообразие растений» - Съедобные растения. Разнообразие растений. Методы изучения древних растений. Ядовитые растения. Растения Тульского края. Листья. Многообразие растений и их происхождение. Проверь себя. Заполните предложенную схему. Основные этапы развития растений.

Одной из задач современной школы является развитие интеллектуальных способностей учащихся. Курсы природоведения и биологии позволяют научить выделять главное, определять понятия, сравнивать, обобщать, выявлять взаимосвязи и закономерности, выдвигать гипотезы, доказывать и опровергать.

Но в реальной жизни учителям довольно часто приходится сталкиваться с невысокой мыслительной активностью учащихся на уроках. Если звучит вопрос, требующий размышления, то, как правило, думают над ним лишь те ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью говорения учителя. Если даже ученик додумался до правильного ответа, то совсем не обязательно, что спросят именно его… И нет гарантии, что в следующий раз он будет вновь прилагать усилия. Много лет назад случайно было изобретено простенькое спасение от этих бед. Называется это спасение мыслительный лист.

Это обычный лист нелинованной бумаги не самого хорошего качества (парадоксально, но почему-то на белых тетрадных листах мысли рождаются гораздо хуже). На этих листах по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления. Ученик обязательно должен высказать любую версию (пусть даже неправильную и невероятную!). Все ответы обязательно проверяются и оцениваются следующим образом:

+ (плюс) – хорошая мысль;
| (пол плюса) – идея есть, но недостаточно чётко сформулирована, не совсем правильное пояснение;
+! означает «Блеск!» и приравнивается к полутора плюсам.
Неверный ответ оценивается не минусом, а точкой (.), которая как бы предполагает дальнейшее развитие мысли.

Все эти знаки выставляются на лист учёта знаний. Когда в сумме набирается пять плюсов, ученик получает заслуженную (и очень ценную!) мыслительную пятёрку. Кто-то заработает её достаточно быстро, кому-то потребуется значительно больше времени, но каждый (!) обязательно (!) рано или поздно эту отметку получит и начнёт «собирать плюсы» на следующую. Кажущаяся на первый взгляд сложной система учёта на самом деле проста, проверка ответов обычно много времени не занимает, а удовольствие от процесса мышления всего класса стоит этих весьма незначительных дополнительных усилий.

Количество заданий для работы на мыслительном листе может быть разным. Иногда это один-единственный вопрос: мыслительная разминка в начале урока или обобщающий вопрос в конце, иногда это довольно большой блок вопросов для осмысления изученного материала (и тогда учащиеся имеют возможность выбрать те вопросы, которые им «по зубам»). Иногда по ходу урока мы несколько раз обращаемся к мыслительному листу. Чаще всего учащимся предлагается ответить на проблемные вопросы, хотя бывают и другие задания: угадать, что лежит в таинственной шкатулке; придумать вопрос (или угадать вопрос учителя); пояснить эпиграф; определить тему урока, исходя из интригующего вступления; закончить стихотворные строки и. т.п. Изредка следует предлагать вопросы и задания, которые по силам даже самым слабым ученикам.

Если урок начинается с «мыслительной разминки», то после того, как листы сданы, выслушиваются разные варианты ответов; автор правильного (или самого оригинального) ответа получает хрустальную сову – переходящий приз за красивую идею, оригинальное решение, точный ответ.

Иногда правильный ответ на мыслительный вопрос мы находим в учебнике или он может прозвучать по ходу урока, а иногда бывает целесообразно вернуться к мыслительному вопросу после изучения нового материала. Если работа на мыслительных листах завершает урок, обсуждение ответов и награждение лучшего мыслителя обычно переносятся на следующий урок.

Приведём примеры некоторых заданий для работы на мыслительном листе, которые можно предложить шестиклассникам, изучающим биологию по УМК Н. И. Сонина.

Тема «Строение клетки» .

  • Как вы понимаете слова Дж. Кендрью: «Клетка – это своего рода атом в биологии»?

Тема «Организм как единое целое».

  • Один – в земле копается, другой – в лучах купается. И хотя они друзья – поменяться им нельзя. Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в этой загадке? Почему они названы друзьями? Чем и почему им нельзя поменяться?

Тема «Питание живых организмов».

    Почему у растений нет пищеварительной системы, а у животных есть?

    Может ли жить растение без света?

    Может ли жить растение без почвы?

    Может ли быть животное без пищеварительной системы?

    Почему растения в садах и огородах нуждаются в постоянной подкормке, а в лесах и на лугах прекрасно растут и без удобрений?

Тема «Скелет – опора организма».

    Демонстрируется скелет птицы и часть ствола дерева. Можно ли считать эти образования аналогами? Ответ необходимо пояснить.

    Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а у животных – различны?

Тема «Движение».

    Из слов «ползают, плавают, ходят, поворачиваются, бегают, прыгают, летают» выберите «лишнее» и поясните свой выбор.

    Почему животные более активны, чем растения?

    Почему у разных животных – разные способы передвижения?

Тема «Деление клетки» или «Половое размножение животных».

Начало жизни, дорогие детки,
Несут, конечно, половые клетки.
Давайте сформулируем вопрос
Про половые клетки и мейоз!

Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.
Способствует этому и проведение особых уроков, на которых учащимся предлагается система упражнений, направленных на развитие мышления.
Это могут быть уроки решения проблемных или изобретательских задач, а также особые обобщающие уроки, который мы называем уроками развития мышления. Предлагаем познакомиться с методикой проведения подобных уроков на конкретном примере.

Урок развития мышления по теме «Клетка». 6 класс.

Цель: повторить основные понятия темы; развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся.

На доске записаны два эпиграфа:

На свете нет ничего дороже мысли.

С. Каронин , русский писатель 19 века.

Думать – самая трудная работа; вот, вероятно,
почему этим занимаются столь немногие.

Г. Форд , американский промышленник.

Ход урока:

Учитель : у нас сегодня не совсем обычный урок. На этом уроке мы не изучаем новое и не повторяем уже известное. Более того, наш урок пока не имеет названия, но зато имеет целых два эпиграфа. Прочитайте их внимательно и решите, чем мы с вами будем сегодня заниматься, что мы будем делать? (Думать!)

Каждый урок имеет цель. Цель сегодняшнего урока – стать умнее, поэтому в качестве девиза я хочу предложить вам слова древнеримского поэта Горация: «Решись быть мудрым!». (Учитель открывает часть доски, на которой записаны эти слова рядом с изображением совы.) Сегодня с нами наша любимая сова, которая обычно хорошо помогает нам думать. По ходу урока вы будете делать записи на рабочих листах; у каждого из вас есть возможность не только стать умнее, но и получить хорошую отметку.

Задание № 1. В центре нашего внимания на последних уроках была клетка. Поэтому сейчас я предлагаю вам подобрать к понятию клетка 3 самых главных прилагательных, 3 глагола, записать 1 очень важное предложение о клетке и закончить следующую фразу:

Мне кажется, что я похож на ……………………….. (назвать часть клетки или органоид цитоплазмы) , потому что ……………………………..

Это задание способствует формированию умений выделять главное, обобщать и устанавливать аналогии.
Учащиеся в течение 3 минут делают записи на рабочих листах, затем желающие зачитывают свои варианты вслух. Конечно, наибольший интерес вызывает последняя часть задания: ребятам приходится не просто вспоминать строение и функции органоидов клетки, а соотносить их с особенностями своего характера.

Задание № 2. Найдите в каждой строке «лишнее» понятие, вычеркните его. Если это необходимо, вместо вычеркнутого добавьте нужное. Поясните свой выбор.

Азот – кислород – углевод – водород.
Белки – минеральные соли – углеводы – жиры.
Углеводы – крахмал – гликоген – клетчатка.
Рибосомы – митохондрии – лизосомы – хлоропласты.
Оболочка – ядро – цитоплазма – хромосома.
Хромосомы – ядро – ядрышко – хлоропласты.

Это задание направлено на формирование умений анализировать, классифицировать и обобщать. Кроме того, делается акцент на типичных ошибках (учащиеся иногда путают хлоропласты и хромосомы и похожие по звучанию слова углерод и углевод). Возможность классификации органоидов клетки разными способами способствует развитию дивергентного мышления.
Технология работы прежняя: самостоятельная работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение.

Задание № 3. В видеофрагменте, который вам предстоит посмотреть, представлены 5 аргументов, доказывающих определённый тезис. Ваша задача во время просмотра выделить эти аргументы и затем, обобщив их, сформулировать хорошо знакомый вам тезис.

Задание направлено на формирование умений анализировать, обобщать, доказывать; оно способствует конкретизации понятий «аргумент» и «тезис».
Для работы предлагается видеофрагмент «Жизнедеятельность растительной клетки», в котором показан рост клеток, их деление, поглощение и выделение веществ, движение цитоплазмы и раздражимость. Именно эти аргументы должны увидеть учащиеся, а затем сформулировать обобщающий вывод: клетки живые, так как они обладают признаками живого.
Краткие записи на рабочих листах учащиеся делают по ходу видеофрагмента; анализируют полученную информацию и обобщают её в виде тезиса в течение 2-3 минут после просмотра. Итоги индивидуальной работы озвучиваются.

Задание № 4. Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

…………все живые организмы состоят из одних и тех же веществ ……..
…………клетки всех живых организмов имеют сходство ………………..
…………в плазматической мембране имеются поры ……………………..
…………в клетках растений содержатся хлоропласты ……………………
…………для жизни клетки нужна энергия …………………………………
…………важнейшей частью клетки является ядро ………………………...
…………клетки делятся ……………………………………………………...

Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.
Для самостоятельной работы учащимся предлагается 5-7 минут. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Задание № 6. Придумайте название нашему уроку и запишите его на первой странице рабочего листа.

После проверки учителем записей учащихся, лучшие работы могут быть оценены. Понятно, что за работу на этом уроке в журнал выставляются только отличные и хорошие отметки.

Возможны варианты…

В идеальном варианте каждый ученик по ходу урока делает записи на своём рабочем листе, где заранее напечатаны задания и оставлено место для их выполнения. При отсутствии технических возможностей для этого учащиеся работают на обычных тетрадных листах. В этом случае советуем тексты каждого задания предложить учащимся в печатном варианте или написать на доске.
В слабом классе можно разрешить во время выполнения заданий пользоваться учебниками и тетрадями.
Данный урок может быть проведён как урок-диагностика. При этом учащиеся самостоятельно выполняют задания, но по ходу урока они не обсуждаются и не комментируются. При проведении урока в этом варианте советуем разработать систему оценки каждого задания в зависимости от его сложности. В этом случае общий итог работы каждого ученика можно будет выразить в баллах или определить % выполнения работы (от максимально возможного количества баллов). Сравнительный анализ итогов выполнения учащимися разных заданий позволит оценить степень сформированности отдельных логических операций и поможет определить основные направления последующей коррекционной работы, как с целым классом, так и с отдельными учениками. После проведения урока-диагностики необходимо познакомить учащихся с вариантами правильных ответов.
На наш взгляд, диагностическая деятельность является одним из условий эффективности учебного процесса. Она не только позволяет учителю видеть результаты своей работы, но и помогает каждому ученику реально оценить себя, определить свои проблемы и затруднения.
Нами разработана система диагностических работ , позволяющих определять уровень сформированности ведущих учебных умений.
Принципы составления диагностических работ и приёмы работы с ними рассмотрим на конкретном примере.
При изучении небесных тел в курсе природоведения 5 класса проводится урок-диагностика , основная цель которого – выявление уровня сформированности следующих умений: давать определения понятий, сравнивать, обобщать, находить в тексте информацию для точного ответа на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности.
Для работы учащимся предлагается текст, составленный по материалам учебника А. А. Плешакова и Н. И. Сонина:

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Солнце так же как другие звёзды, представляет собой раскалённый шар. Вокруг Солнца вращаются планеты. Это довольно крупные шарообразные тела, хотя по размерам все они значительно меньше Солнца. В отличие от звёзд, планеты не раскалены и поэтому не испускают собственный свет. Между орбитами Марса и Юпитера вокруг Солнца движется огромное количество небольших неправильной формы небесных тел, диаметром от одного до нескольких десятков километров. Это малые планеты – астероиды. Несмотря на своё название (астероид в переводе с греческого означает «звездоподобный»), они не испускают собственного света, хотя в телескоп действительно выглядят как звёзды. Иногда обломки астероидов попадают в атмосферу Земли, и, не успевая сгореть, падают на поверхность планеты. Обычно масса таких метеоритов колеблется от сотен граммов до нескольких килограммов. Если в атмосферу Земли попадают мелкие частички космической пыли, остатки разрушившихся комет, они вспыхивают, проносясь по чёрному небу яркой светящейся черточкой. Эти вспышки учёные называют метеорами, а обычные люди говорят о падающих звёздах и спешат загадать желание.

После того, как учащиеся внимательно прочитают этот текст, необходимо выяснить, есть ли в тексте слова, смысл которых учащимся не совсем понятен. Если такие слова будут обнаружены, следует пояснить их смысловое значение.

1. Озаглавьте текст.

2. Найдите в тексте не обходимую информацию и сформулируйте определения следующих понятий:

а) Солнечная система;
б) звезда;
в) планета;
г) метеорит;
д) метеор.

3. Сравните астероиды и планеты.

4. Ответьте на вопросы:

1) Почему планеты не испускают свет?
2) Почему в телескоп астероиды выглядят как светящиеся точки?
3) Почему астероиды назвали звездоподобными малыми планетами?
4) В чём заключается главное отличие метеоритов от метеоров?
5) Могут ли быть метеоры на Луне? Ответ поясните.

Первое задание позволяет выяснить, умеют ли учащиеся обобщать основное содержание текста. При проверке работ обращается внимание на точность обобщения (один из возможных вариантов заглавия – небесные тела Солнечной системы).

Второе задание позволяет проверить, как учащиеся умеют давать определения понятий. В диагностический текст заложена информация для проверки этого умения на разных уровнях. Определение понятия «Солнечная система» учащиеся находят в тексте в готовом виде. К определению понятия «звезда» учащимся необходимо самостоятельно подобрать родовое понятие (небесное тело) и найти в тексте существенные признаки (раскалённое, шарообразное). Существенные признаки понятия «планета» необходимо собрать вместе из трёх предложений, а определения понятий «метеоры» и «метеориты» учащимся приходится формулировать самостоятельно, опираясь на данные в тексте представления.

При проверке третьего задания выявляем наличие в сравнении признаков сходства и различия, учитываем последовательность и полноту сравнения, отмечаем, выделяют ли учащиеся критерии, по которым они сравнивают предложенные объекты, и обращаем внимание на оформление результатов сравнения.

Четвёртое задание позволяет проверить, как учащиеся умеют устанавливать причинно-следственные связи, отвечая на вопросы разного уровня сложности: ответ на первый вопрос содержится в тексте. Во втором вопросе учащиеся должны увидеть два направления рассуждения: почему светящиеся? почему точки? Отвечая на третий вопрос, необходимо объяснить, почему астероиды звездоподобные, почему – малые, и почему планеты. Четвёртый вопрос этого задания позволяет выявить, удалось ли учащимся найти самое существенное различие между метеорами и метеоритами, а пятый вопрос позволяет увидеть, умеют ли учащиеся обобщать полученную информацию, связывать её с уже известной и устанавливать закономерности.

Проверка работ осуществляется на специальных аналитических листах, где выделены отдельные элементы каждого задания. На этих листах отмечается наличие или отсутствие каждого элемента в работе каждого ученика. Затем подсчитывается сумма баллов по каждому умению (количество выделенных элементов при выполнении задания), определяется общая сумма баллов.
Дальнейшая работа с учащимися предполагает не только ознакомление с результатами диагностики, но и анализ основных ошибок в ходе последующей коррекционной деятельности. На следующем уроке целесообразно в ходе беседы с учащимися сформулировать наиболее полные и точные варианты ответов и сопоставить их с тем, что написали ребята в своих работах. Таким образом, каждому ученику становится понятно, что и почему у него пока не получилось и как избежать подобных ошибок в дальнейшем.
Анализ результатов диагностики позволяет чётко увидеть общие проблемы пятиклассников и наметить пути дальнейшей деятельности по формированию данных умений.
При изучении курса природоведения и биологии аналогичные работы проводятся неоднократно, что позволяет определить продвижение каждого ученика в овладении системой ведущих учебных умений.

Ответы к школьным учебникам

Питание - это процесс получения организмами веществ и энергии. Пища содержит химические вещества, необходимые для создания новых клеток и обеспечения энергией процессов, происходящих в организме.

2. В чем сущность пищеварения?

Пища, попав в организм, в большинстве случаев не может усвоиться сразу. Поэтому она подвергается механической и химической переработке, в результате которой сложные органические вещества превращаются в более простые; затем они всасываются в кровь и разносятся ею по всему организму.

3. Расскажите о почвенном питании растений.

При почвенном питании растения с помощью корня поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, которые по проводящим тканям попадают в стебли и листья.

4. Что такое воздушное питание растений?

Основными органами воздушного питания являются зеленые листья. В них через специальные щелевидные клеточные образования - устьица поступает воздух, из которого растение для питания использует лишь углекислый газ. Хлоропласты листа содержат зеленый пигмент хлорофилл, обладающий удивительной способностью улавливать солнечную энергию. Используя эту энергию, растения путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ (углекислого газа и воды) образуют необходимые им органические вещества. Этот процесс называется фотосинтезом (от греч. «фотос» - свет и «синтез» - соединение). В ходе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую, заключенную в органических молекулах. Образовавшиеся органические вещества из листьев перемещаются в другие части растения, где расходуются на процессы жизнедеятельности или откладываются в запас.

5. В каких органоидах растительной клетки происходит фотосинтез?

Процесс фотосинтеза происходит в хлоропластах растительной клетки.

6. Как осуществляется пищеварение у простейших?

Пищеварение у простейших, например у амебы, осуществляется следующим образом. Встретив на своем пути бактерию или одноклеточную водоросль, амеба медленно обволакивает добычу с помощью ложноножек, которые, слившись, образуют пузырек - пищеварительную вакуоль. В нее из окружающей цитоплазмы поступает пищеварительный сок, под действием которого содержимое пузырька переваривается. Образовавшиеся в результате питательные вещества через стенку пузырька поступают в цитоплазму - из них строится тело животного. Непереваренные остатки перемещаются к поверхности тела и выталкиваются наружу, а пищеварительная вакуоль исчезает.

7. Из каких основных отделов состоит пищеварительная система позвоночных?

Пищеварительная система позвоночных обычно состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника и анального отверстия, а также многочисленных желез. Пищеварительные железы выделяют ферменты (от лат. «ферментум» - брожение) - вещества, обеспечивающие переваривание пищи. Самые крупные железы - печень и поджелудочная железа. В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной. Здесь под влиянием ферментов слюны и начинается процесс переваривания, который продолжается в желудке. В кишечнике пища окончательно переваривается, и питательные вещества всасываются в кровь. Непереваренные остатки выводятся из организма.

8. Какие организмы называются симбионтами?

Симбионтами (от греч. «симбиозис» - совместная жизнь) называют организмы, которые питаются сообща. Например, грибы - боровики, подберезовики, подосиновики и многие другие - растут у определенных растений. Грибница гриба оплетает корни растения и даже врастает внутрь его клеток, при этом корни дерева получают от гриба дополнительную воду и минеральные соли, а гриб от растения - органические вещества, которые он, не имея хлорофилла, синтезировать сам не может.

10. Чем пищеварительная система планарии отличается от пищеварительной системы дождевого червя?

В пищеварительной системе планарии, как и у гидры, имеется только одно ротовое отверстие. Поэтому пока пищеварение не закончится, животное не может заглотить новую добычу.

Дождевой червь имеет более сложную и совершенную пищеварительную систему. Начинается она ротовым отверстием и заканчивается анальным, и пища по ней проходит только в одном направлении - через глотку, пищевод, желудок и кишечник. В отличие от планарии, питание дождевого червя не зависит от процесса переваривания.

11. Какие хищные растения вы знаете?

На бедных почвах и болотах обитает росянка. Это небольшое растение ловит насекомых с помощью клейких волосков, которые покрывают ее листья. К ним и прилипают неосторожные насекомые, привлеченные блеском клейких капелек сладкого сока. Они вязнут в нем, волоски плотно прижимают жертву к листовой пластине, которая, загибаясь, схватывает добычу. Выделяется сок, напоминающий пищеварительный сок животных, и насекомое переваривается, а питательные вещества всасываются листом. На болотах растет и другое хищное растение - пузырчатка. Она охотится на мелких ракообразных с помощью особых мешочков. А вот венерина мухоловка своими листьями-челюстями может захватить даже молодого лягушонка. Американское растение дарлингтония заманивает насекомых в настоящие ловушки - ловчие листья, имеющие вид ярко окрашенного кувшина. Они снабжены нектароносными железками, выделяющими ароматный сладкий сок, очень привлекательный для будущих жертв.

12. Приведите примеры всеядных животных.

Примерами всеядных животных служат приматы, свиньи, крысы и др.

13. Что такое фермент?

Фермент - особое химическое вещество, обеспечивающее переваривание пищи.

14. Какие приспособления к поглощению пищи встречаются у животных?

Мелкие растительноядные животные, питающиеся грубой растительной пищей, имеют крепкие жевательные органы. У насекомых, питающихся жидкой пищей, - мух, пчел, бабочек - ротовые органы превращены в сосущий хоботок.

Ряд животных имеют приспособления для отцеживания пищи. Например, двустворчатые моллюски, морские желуди отцеживают пищу (микроскопические организмы) с помощью ресничек или щетинообразных усиков. У некоторых китов эту функцию выполняют ротовые пластины - китовый ус. Набрав в рот воды, кит процеживает ее через пластины, а потом заглатывает застрявших между ними мелких ракообразных.

Млекопитающие животные (кролики, овцы, кошки, собаки) имеют хорошо развитые зубы, с помощью которых они откусывают и перетирают пищу. Форма, величина и количество зубов зависят от способа питания животного,

Продолжение. См. № 11, 12, 13, 14/2004

Уроки биологии: развитие, творчество, комфорт

В IV четверти учащимся можно предложить, например, следующие вопросы.

1. Имеет ли какое-нибудь отношение бодяк (с. 123) к глаголу «бодаться»?
2. Чем интересны листья гусиной лапки? (С. 124.) За что это растение получило свое название?
3. Что означает название «ирис»? (С. 125.) Оправдывает ли этот цветок свое название?
4. Какую страну и почему называют страной тюльпанов? (С. 125.) А какая страна считается родиной этого цветка?
5. Чомга (с. 131) относится к отряду поганок. За что отряд получил такое обидное название?
6. Почему в индуизме павлина (с. 131) считают священной птицей?
7. Почему папоротник (с. 136) на Руси называли «Перунов огнецвет»?
8. Из-за какой особенности водосбор (с. 140) получил свое название?
9. Почему герань (с. 141) в народе называют «журавельник»?
10. За какую особенность липа (с. 142) получила свое название? Какой месяц на Украине называют «липень»? Почему?
11. Почему пятнистую саламандру (с. 148), называют еще огненной?
12. Чем интересны глаза и язык хамелеона? (С. 149.)
13. Почему сова (с. 149) считается символом мудрости?
14. Почему в Египте страус (с. 149) считался символом справедливости?
15. Как называются три растения, изображенные на с. 159? Чем полезно каждое из них?
16. Какова роль длинного хвоста в жизни тушканчика? (С. 160.)
17. Какие звуки издает бекас? (С. 160.) Как связано слово «снайпер» с названием этой птицы?
18. Как еще называют кипрей? (С. 166) Почему?
19. Научное название сорокопута (с. 166) переводится на русский язык как «палач-караульщик»? Почему его так назвали? А что означает название «сорокопут»?
20. Почему растение (№4), изображенное на с. 170 получило название «след белого человека»?
21. Наш замечательный учебник выпущен издательством «Дрофа». Чем интересна эта птица? Попробуйте отыскать ее изображение на страницах учебника.

Перечень предлагаемых вопросов довольно большой, но у учащихся есть возможность выбора: для получения отметки «5» достаточно правильно ответить на 10 любых вопросов, для получения отметки «4» – на 7.

    Информационные подборки. Учащимся предлагается найти в дополнительной литературе 10–15 интересных фактов по изучаемой теме. Это могут быть материалы рубрик «Знаете ли вы, что...», «Это интересно...», «Самые-самые...», «Удивительные сведения о...».

    Правда ли, что... Некоторые из приведенных сведений неверные, а другие, несмотря на кажущуюся неправдоподобность, являются правдой. Учащиеся выясняют, что верно, а что нет, и при необходимости вносят уточнения. Подборки такого рода можно использовать как интригующее введение в тему или как интересное домашнее задание по дополнительной литературе. Можно предложить учащимся самостоятельно создавать подобные коллекции интересных фактов.

Правда ли, что... (тема «Питание животных»)

1. ... голодая по полгода, планарии могут «съедать» до 6/7 собственного тела, уменьшаясь за это время в размерах в 7 раз?
2. ... постельные клопы могут обходиться без пищи до полутора лет?
3. ...ласточки питаются планктоном?
4. ... зубы гиен, разгрызая кости, развивают давление до 5 тыс. атмосфер?
5. ... бобры питаются не только древесиной, но и рыбой?
6. ... сочные ягоды проходят пищеварительную систему птиц всего за 10–15 мин?
7. ... гидра «выстреливает» в свою добычу капсулу с парализующим ядом?
8. ... птица скопа, изображенная на с. 60, всегда держит свою добычу головой вперед?
9. ... корова выделяет за сутки более 40 л слюны?
10. ... зайцы запасают пищу на зиму?

    Мини-рефераты . Учащимся, увлеченным биологией, можно предложить написание работ реферативного характера по нескольким источникам информации. От обычных рефератов работы шестиклассников будут отличаться более конкретными темами, меньшим объемом (3–5 с.) и количеством изученных источников (2–3).

Возможная тематика работ для учащихся 6-го класса

1. Кто чем питается?
2. Кто как видит?
3. Кто как слышит?
4. Кто как спит?
5. Как общаются животные?
6. Думают ли животные?
7. Обитатели деревьев.
8. Полет в живой природе.
9. Забота о потомстве у животных.
10. Защитные приспособления у животных.
11. Защитные приспособления у растений.
12. Животные-путешественники.
13. Растения-путешественники.
14. Животные-изобретатели.
15. Растения-изобретатели.

Обязательным условием при выполнении любых заданий по дополнительной литературе является указание источников информации, т.е. библиографических данных используемых книг.

Мини-рефераты не являются обязательными заданиями и выполняются по желанию, но, как показывает опыт, многие шестиклассники охотно пишут их, т.к. сам процесс поиска интересной информации доставляет им огромное удовольствие.

Чтобы полученная информация стала интеллектуальной собственностью ученика, она должна быть не только переосмыслена, но и прочувствована. Многие дети с радостью берутся за выполнение творческих заданий, получая возможность показать свое оригинальное, нестандартное видение учебного материала.

Примеры возможных творческих заданий по курсу 6-го класса

1. Сказочные истории (сказка о клеточном царстве-государстве; спор органов растения или животного о том, кто из них главнее; сказка о путешествиях плодов и семян и т.п.).
2. Самый волшебный цветок (описание, рисунок или модель цветка, обладающего универсальными приспособлениями к опылению).
3. История одного семечка (рассказ о развитии конкретного растения от семени до семени).
4. Фантастическое животное (моделирование животного, способного передвигаться во всех средах обитания всеми возможными способами).
5. Биография лягушки (бабочки, стрекозы, колорадского жука...).
6. Один день из жизни... (учащиеся выбирают конкретное растение или животное и описывают, каким образом происходят в этом организме основные процессы жизнедеятельности в течение одного дня).
7. Страницы из дневника... (задание аналогично предыдущему, но описывается более длительный период жизни организма).
8. Отчеты о фантастическом путешествии по клетке, растительному или животному организму. (При выполнении подобных работ очень важно изменение точки зрения: учащиеся должны увидеть и описать изученные объекты как бы изнутри.)
9. Подслушанный разговор... (участниками этого фантастического «разговора» могут быть органоиды клетки, органы растения; органы или системы органов животного; организмы, обитающие в одном сообществе, и т.п.)
10. Интервью (учащиеся придумывают интересные вопросы по определенной теме (питание, дыхание, размножение...) и формулируют ответы на них от имени каких-либо организмов. Очень важно, чтобы ответы не повторяли информацию учебника, а расширяли ее.)
11. Интервью на основе рисунков учебника (учащиеся внимательно рассматривают рисунки по определенной теме, обращают внимание на интересные особенности строения того или иного организма и, сформулировав «для него» вопросы, ищут ответ в дополнительной литературе.)
12. Сочинение рассказов, сказок, стихов, загадок, загадочных стихов и рассказов, рассказов с ошибками и т.п. по любой изученной теме.
13. Усовершенствование учебника (учащиеся изучают текст параграфа, читают дополнительную литературу по теме и предлагают свой вариант текста учебника).

Многие из этих заданий можно выполнять не только в словесной форме, но и в виде рисунков, комиксов, поделок, аудио- и видеозаписей, инсценировок...

Для выполнения творческих заданий можно использовать не только дополнительною литературу, но и обычный материал учебника.

1. На основе информации урока написать статью для одного из журналов («Веселые картинки», «Почемучка», «Наука и жизнь» ...)
2. Пересказать материал урока так, чтобы он стал понятен воспитанникам детского сада (ученикам начальной школы, столетней бабушке...).
3. Основное содержание темы изложить в жанре развлекательной или научно-популярной программы радио или телевидения.
4. Написать сценарий видеоклипа по материалу урока.
5. Заядлые компьютерщики (а их немало среди шестиклассников) с радостью возьмутся за создание рисунков, моделей, анимаций, презентаций, веб-сайтов на основе содержания учебного материала.

Понятно, что задания подобного типа нельзя предлагать в обязательном порядке всем учащимся и на каждом уроке. Они выполняются только по желанию, хотя, наверное, можно одно творческое задание раз в четверть (или в год) сделать обязательным (особенно для претендентов на хорошие и отличные отметки).

Чтобы не возникало проблем с оцениванием творческих работ, заранее договоритесь о критериях оценки. Конечно, для разных типов работ критерии будут отличаться, но, на наш взгляд, любая творческая работа должна быть нестандартной, интересной и познавательной (то есть наличие определенной научной информации в творческой работе обязательно). Нелишним будет и напоминание об аккуратности выполнения работы и разборчивости почерка.

ТРАДИЦИИ УРОКА

Cкука и однообразие меня раздражают, поэтому уроки, которые я провожу, при соблюдении всех методических канонов все-таки носят черты нестандартности. Постепенно сформировались определенные приемы, которые помогают моим ученикам учиться с увлечением. Поскольку приемы эти обычно используются в системе, периодически повторяясь, то их вполне можно назвать традициями урока.

    Хрустальная сова – символ мудрости. Переходящий приз за красивую идею, оригинальное решение, интересный вопрос, точный ответ и т.п. Вручается сова в начале урока (например, по итогам работы на «мыслительных листах») или по ходу урока, когда обсуждается проблемный вопрос. Отношение моих учеников к этому призу крайне серьезное: сова для них – не игрушка, а очень значимая награда, которая всегда принимается с гордостью и радостью.

    «Мыслительный лист». Когда на уроке звучит вопрос, требующий размышления, то, как правило, думают над ним те ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью речи учителя. Если даже ученик додумался до правильного ответа, то совсем не обязательно, что спросят именно его. Поэтому нет гарантии, что в следующий раз он будет вновь размышлять над подобным вопросом. Много лет назад случайно было изобретено простенькое спасение от этих бед. Называется это спасение «мыслительный лист».

Это обычный лист нелинованной бумаги не самого хорошего качества (парадоксально, но почему-то на белых тетрадных страницах мысли рождаются гораздо хуже). На «мыслительных листах» по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления. Ученик обязательно должен высказать любую версию (пусть даже неправильную и невероятную!). Все ответы обязательно проверяются и оцениваются следующим образом:

+ (плюс) – хорошая мысль;
+? (плюс со знаком вопроса) – идея есть, но недостаточно четко сформулирована, не совсем правильное пояснение и т.д.;
+! (плюс с восклицательным знаком) – «Блеск!», оценка приравнивается к полутора плюсам.
(точка) – неверный ответ, оценивается не минусом, а точкой, которая как бы предполагает возможность дальнейшего развития мысли.

В некоторых случаях дополнительные плюсы могут выставляться за очень интересные мысли по ходу урока. Иногда предлагается не совсем обычное домашнее задание для желающих заработать дополнительный «плюсик» (при этом их обычно получают только 3–5 учеников, которые первыми дадут правильный ответ).

Все эти знаки выставляются на лист учета знаний. Когда в сумме набирается пять плюсов, ученик получает заслуженную (и очень ценную!) «мыслительную пятерку». Кто-то заработает ее достаточно быстро, кому-то потребуется значительно больше времени, но каждый(!) обязательно(!) рано или поздно эту отметку получит и начнет «собирать плюсы» на следующую. Кажущаяся на первый взгляд сложной система учета на самом деле проста, проверка ответов обычно много времени не занимает, а удовольствие от процесса мышления всего класса стоит этих весьма незначительных дополнительных усилий.

Количество заданий для работы на «мыслительном листе» может быть разным – иногда это один-единственный вопрос: разминка в начале урока или обобщающий вопрос в конце, иногда это довольно большой блок вопросов для осмысления изученного материала (и тогда учащиеся имеют возможность выбрать те вопросы, которые им «по зубам»). Иногда по ходу урока мы несколько раз обращаемся к «мыслительному листу». Чаще всего учащимся предлагается ответить на проблемные вопросы, хотя бывают и другие задания: угадать, что лежит в «таинственной шкатулке»; придумать вопрос (или угадать вопрос учителя); пояснить эпиграф; определить тему урока, исходя из интригующего вступления; закончить стихотворные строки и т.п. Изредка следует предлагать вопросы и задания, которые по силам даже самым слабым ученикам.

Если урок начинается с «мыслительной разминки», то после того, как листы сданы, можно заслушать разные варианты ответов. Автор правильного (или самого оригинального) ответа получает хрустальную сову.

Иногда правильный ответ на вопрос мы находим в учебнике или он может прозвучать по ходу урока, а иногда бывает целесообразно вернуться к вопросу после изучения нового материала, чтобы уточнить или дополнить ответ. Если работа на «мыслительных листах» завершает урок, обсуждение ответов и награждение лучшего «мыслителя» обычно переносятся на следующий урок. Приведем примеры некоторых заданий для работы на «мыслительном листе».

Тема: «Строение клетки»

Как вы понимаете слова Дж.Кендрью: «Клетка – это своего рода атом в биологии»?

Тема: «Системы органов животных»

После изучения пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной систем можно предложить ответить на вопросы: что объединяет эти четыре системы? Как они взаимосвязаны?

Тема: «Организм как единое целое»

Один – в земле копается,
Другой - в лучах купается.
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.

– Ответьте на вопросы: о чем идет речь в этой загадке? Почему они названы друзьями? Почему им нельзя поменяться?

Тема: «Питание и пищеварение»

– Почему у растений нет пищеварительной системы, а у животных есть?
– Прокомментируйте строки В.Солоухина:

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь,
Поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше
Нигде не могли.
Он умеет такое,
Что никто на Земле не умеет...

– Демонстрируется скелет птицы и часть ствола дерева. Можно ли считать эти образования аналогами? Ответ необходимо пояснить.
– Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а у животных – различны?

Тема: «Движение»

– Из слов «ползают», «плавают», «ходят», «поворачиваются», «бегают», «прыгают», «летают» выберите лишнее и поясните свой выбор.
– Почему животные более активны, чем растения?
– Почему у разных животных разные способы передвижения?

Тема: «Деление клетки» или «Половое размножение животных»

Начало жизни, дорогие детки,
Несут, конечно, половые клетки.
Давайте сформулируем вопрос
Про половые клетки и мейоз!

Одна из тем, где речь идет об отличительных признаках растений, – «Признаки живого», «Движение», «Рост и развитие растений» .

Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может».

Закончите строки:

Конечно, это ясно и ребенку:
Деревья двигаться – увы – не могут,
Как движутся животные и люди,
Зато они…

(…всю жизнь свою растут; впрочем, здесь могут быть и другие варианты ответов.)

    Таинственная шкатулка (аналог черного ящика). В ней могут находиться различные объекты, имеющие отношение к изучаемому материалу. Учитель интригующе описывает содержимое шкатулки, а задача учеников – догадаться, что в ней спрятано. В случае затруднений можно разрешить несколько наводящих вопросов, на которые учитель будет отвечать «Да» или «Нет».

Тема: «Фотосинтез»

В шкатулке – солнечная энергия, которая была «законсервирована» 350 млн лет назад. (Каменный уголь. )

Тема: «Скелет – опора организма»

– В шкатулке – скелеты существ, благодаря которым мы становимся умнее. (Мел. )
В шкатулке – наружный скелет уникального существа, которое одновременно имеет два скелета: и наружный, и внутренний. (Панцирь черепахи. )

Тема: «Рост и развитие растений»

В шкатулке – недавнее изобретение человечества, подсказанное растениями, которые сами широко используют человека и животных в «корыстных» целях. (Застежка «липучка». )

Тема: «Семя»

Объект, который находится в шкатулке, мог бы сказать о себе следующее:

Во мне есть все:
Я должен стать красивым,
Большим, зеленым,
Как родитель мой.
Еще чуть-чуть –
И я взойду счастливым,
Покинув мир,
Хоть тесный, но живой.

Тема: «Бесполое размножение»

Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне, создала для них благоприятные условия, в которых они начали интенсивно питаться и размножаться. Кто продолжает размножаться, даже находясь в этой шкатулке? (Дрожжи).

Продолжение следует

Фото М.Кабанова