Виды диванов и механизмы их трансформации. Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы Трансформация листьев в оформлении букетов


Растения. Особенности срезки и ухода.

Восстановление живых растений.


Адиантум
Срезают растение в фазе полностью сформировавшихся вай. Их концы обжигают или опускают в кипяток.
Азалия
Срезают в стадии нескольких цветков. Концы побегов расщепляют на 2-5 см, прижигают или на несколько секунд опускают в спирт. Полагается опрыскивать растение водой и подливать воду в вазу.
Акация серебристая
После срезки концы стеблей раздробляют и помещают в кипящую воду, чтобы расцвели скорее бутоны. В противном случае они сморщатся и засохнут еще до раскрытия. Растение не любит сухого воздуха. Если цветки съеживаются, их держат над паром, чтобы они снова стали пушистыми. Мимозу полагается ставить в горячую воду и опрыскивать соцветия холодной водой.
Альстремерия
Срезают в стадии роспуска нескольких бутонов. Стебель отламывают от корневища, а потом обрезают. Срезка стоит 5-10 дней.
Амариллис (гиппеаструм)
Срезают в стадии первого распустившегося цветка. Концы полого стебля опускают в горячую (50 °С) воду на10-15 минут. Чтобы из стебля вышел воздух, его прокалывают сверху, а перед установкой в вазу в стебель наливают воду и сам срез затыкают, к примеру, ватой. Каждый цветок в срезке стоит 4-6 дней.
Анемон
Срезку проводят, когда лепестки окрасились, полностью развились, но цветки раскрылись только наполовину. Стебли срезают и процарапывают. Хорошо восстанавливается и распускается, если опустить в воду весь стебель.
Аспарагус
Подрезать рекомендуется в горячей воде, в ней растение оставляют на 5 минут, а потом ставят в холодную воду. Перед аранжировкой полагается завернуть во влажную бумагу или, связав рыхлые пучки, опустить глубоко в воду. Свежесть зелени дольше сохраняется в прохладном помещении.
Астра
Срезают при раскрытии соцветий не менее, чем на три четверти. Обязательно нужно удалить со всего стебля листья, так как они раньше увядают, чем цветки. Затем стебли надрезают, а в воду иногда добавляют спирт. На ночь растения рекомендуется ставить в раствор сахара -0,5 чайной ложки на 1 литр воды. Необходимо перед этим обновить срез. Если цветы увядают раньше времени, их погружают в воду до головки на ночь и ставят в прохладное помещение.
Бегония
После срезки концы стеблей нужно присыпать солью или опустить в спирт.
Вербена
Концы стебля перед установкой в вазу нужно присыпать квасцами.
Виола (фиалка)
После срезки цветы связывают в пучки и на несколько часов погружают в воду, чтобы стебли стали упругими. Чтобы сохранить запах фиалки душистой, после погружения в воду ее нужно завернуть в пергаментную бумагу и в таком виде опустить в холодную воду. Растения стоят в срезке 4-7 дней.
Гвоздика
Срезку проводят в фазе полураспустившихся, окрашенных бутонов. Цветы нужно не срезать, а обламывать в области утолщенного узла. После этого растения рекомендуется подержать в теплой воде в течение 3 -5 часов, предварительно удалив нижние листья. Способствует длительности сохранения цветов помещение их в 2 -5-процентный раствор сахара, добавление в. воду спирта или 1/3 таблетки аспирина. Можно опрыскивать водой. При соблюдении таких мероприятий вырезке стоит более 15 дней.
Георгин
Срезку проводят при полностью или на 2/3 распустившемся цветке. Концы стеблей рекомендуется обжигать, опускать на 15 минут в кипяток или присыпать солью. В воду с растениями можно добавить немного уксуса. В полый стебель вода впрыскивается шприцом или вставляется ватный фитилек. Цветы полагается обильно опрыскивать водой.
Герань
После срезки нужно обязательно удалять листья, а стебель расщепить или обжечь его конец. Чтобы поддерживать декоративность, на ночь растение полезно опускать в холодную воду. В срезке живет 5-8 дней.
Гербера
Стебли не срезают, а выдергивают у основания, когда соцветия полностью распустились и на них появляется пыльца. Стебли подрезают и опускают на 1 час в теплую воду (18°С) до основания цветка. Также растения можно выдержать в подсоленной воде в течение 0,5 - 1 часа или концы стебля подрезать на 4 - 5 см в горячей воде (60°С). Чтобы лучше поступала в стебель вода, его можно проколоть внизу и вверху иголкой или надрезать снизу вдоль. Необходимо часто менять воду и обновлять срез. В воду рекомендуется добавлять спирт или сахар - 2 чайные ложки на 1 литр воды. Если растения увядают из-за того, что стебли становятся мягкими и поникают, их нужно оживить в сосуде с водой, глубина «которого должна быть больше длины стебля. В этом случае стебель не будет касаться дна и через 1,5-2 часа станет опять упругим и стройным. В срезанном виде цветы стоят 7 -10 дней.
Гиацинт
После срезки концы стебля расщепляют по длине. Чтобы сохранить запах при хранении, растения нужно завернуть пергаментную бумагу. При преждевременном увядании цветов стебель необходимо обработать горячей водой. В срезке стоит 5 - 7 дней.
Гибискус (китайская роза)
После срезки концы стебля нужно разбить молотком. Рекомендуется поместить растение в спирт или в слабый сахарный раствор.
Гладиолус
Срезку проводят после полного раскрытия первого нижнего цветка. Рекомендуется даже срезать растение в середине дня, когда цветок слегка увянет. Если срезку проводят утром, цветы рекомендуется подержать полчаса без воды, чтобы размягчились их ткани и тем самым задержалось раскрытие бутонов. Затем, чтобы ускорить распускание цветков, нужно оборвать верхние бутоны. После подрезания стебли расщепляют и ставят на ночь в воду комнатной температуры. Рекомендуется помещать их в сосуд так, чтобы стебли не касались его дна, иначе они изогнутся. Соцветия и листья можно опрыскивать водой. Для продления жизни растений в воду рекомендуется добавлять аспирин или активированный уголь (1 измельченная таблетка на 1 литр воды), марганцовку или лимонную кислоту (несколько кристаллов на 1 литр воды), нашатырный или камфорный спирт (несколько капель на 1 литр воды), поваренную соль или борную кислоту (1 чайная ложка на 1 литр воды). Каждый цветок в срезке сохраняется 2 дня, а все соцветия 7 — 10 дней.
Глициния
После срезки конец стебля нужно на несколько секунд поместить в спирт.

Гортензия
Срезку проводят в период почти полного распускания.
Чтобы продлить жизнь быстро увядающим цветкам, концы стеблей расщепляют на 2 — 3 см и погружают на 30 секунд в кипящий уксус, спирт или кипяток на глубину 5 см, потом прижигают и ставят в холодную воду. Также можно поставить растения в воду с уксусом на 0,5-1 часа. Перед установкой в вазу цветки рекомендуется полностью погрузить в воду на 1,5-2 часа, чтобы они стали упругими. Затем стебли нужно процарапать или надсечь на 5 – 6 см.
Дицентра (разбитое сердце)
Срезают растение, когда на нем распустились 4-5 цветков. Стебель перед тем, как поставить в воду, полагается немного надрезать.
Душистый горошек
Срезка проводится, когда соцветие распустилось на три четверти. Чтобы продлить жизнь цветкам, их на несколько секунд опускают в спирт, а потом, ставят в 1,5-процентный раствор сахара (2 чайные ложки на 1 литр воды). Растение не рекомендуется опрыскивать.
Ирис
Срезку проводят при первом распустившемся цветке. Стебель перед установкой в воду нужно надрезать. В срезанном виде каждый цветок живет 1 - 2 дня, а все соцветие 7— 9 дней.
Калла
Срезать можно в любой стадии цветения, но в срезанном виде цветок не распустится до конца. Концы стеблей нужно подрезать и поставить глубоко в холодную воду. У листьев рекомендуется обрезать не только конец черешка, но и наружные края листовых пластинок, после чего погрузить их в воду на 1 час. Срезы растений присыпают солью, квасцами или золой и ежедневно обновляют. Чтобы вода лучше впитывалась, ее с помощью шприца впрыскивают в стебель. Соцветия стоят 10 15 дней.
Календула (ноготки)
Срезку проводят в фазе полураспустившихся бутонов. Перед тем как поставить растение в воду, лишние листья нужно срезать, а стебель процарапать.
Канна
Срезка проводится в стадии наполовину распустившихся соцветий. Конец стебля рекомендуется надрезать вдоль и поместить растение на 0,5 - 1 час в воду с уксусом.
Клематис (ломонос)
Цветки срезают, когда они раскрываются на три четверти. Стебли и листья после срезки помещают глубоко в воду. Чтобы восстановитъ свежесть растений, используют спирт или уксус (несколько капель на 1 литр воды). Срез можно присыпать солью или погрузить в спирт, а также в ментоловое масло.
Космея
На продолжительность сохранения в срезке стадия срезки цветка не влияет. Можно срезать растение и в стадии бутона, и полностью распустившимся. В срез рекомендуется втереть соль, можно также опустить в соленую воду на 0,5 — 1 час.
Крокус
После срезки коней стебля рекомендуется опустить на несколько секунд в спирт.
Ландыш
Слезать нужно, когда нижние цветтки распустились, а все бутоны окрасилась в белый цвет. Для того, чтобы сохранить аромат при хранении, цветы заворачивают в бумагу. Не рекомендуется ставить растения в сахарный раствор. В срезке могут стоять 3-7 дней.
Левкой
Срезку проводят при распускании соцветия на три четверти. Из земли растение можно вытаскивать с корнем. После этого нужно удалить листья, расщепить и размять конец стебля и поместить растение в очень холодную воду на глубину 5-7 см. При преждевременном увядании рекомендуется подрезать и расщепить концы стеблей в горячей воде. Если вы хотите ускорить распускание бутонов, этого можно добиться прищипыванием верхушки. В срезке цветок стрит 5 - 12 дней, что касается махровых форм, то они стоят еще дольше.
Лилия
Срезку проводят в период распустившихся цветков.
Концы стеблей рекомендуется расщепить на 3-5 см и
погрузить в холодную воду. Пыльники на тычинках нужно выщипывать, чтобы цветки не загрязнялись пыльцой и дольше цвели.
Люпин
Срезают в фазу раскрытия в соцветии половины цветков. Лишние листья нужно удалить, конец стебля расщепить и поместить на ночь в холодную воду. Растение любит опрыскивание холодной водой.
Мак
Срезку проводят при растрескивании бутона. Конец растения рекомендуется прижечь и опустить на несколько секунд в спирт или на 2 - 3 минуты в кипяток. Вместо этих процедур можно в срез втереть смесь соли и квасцов в пропорции 1:1.
Маргаритка
Срезают в период наполовину распустившегося соцветия. Конец с стебля нужно сразу прижечь.
Мускари
Срезают в период наполовину открывшегося соцветия. Рекомендуется растение не срезать, а осторожно срывать. Концы стебля подрезать и поместить в холодную воду. В срезанном виде стоят 3 - 5 дней.
Нарцисс
Срезают в фазе сформировавшегося окрашенного бутона. Рекомендуется срывать, я не срезать Чтобы из стебля не выделялся сок, растения нужно опустить соцветиями вниз, а также необходимо - обработать срезы теплой или горячей водой. Перед использованием в композиции цветы нужно выдержать в течение суток в холодной воде. Чтобы продлить цветкам жизнь, в воду надо добавить сахар (10 грамм - на 1 литр) или соль. Рекомендуется опрыскивание водой. В срезанном виде стоит 5 — 7 дней, а в холодном помещении - 7 - 10 дней. Сроки сохранения растения зависят от вида и сорта.
Настурция
Срезку проводят в период наполовину распустившихся цветков. После срезки конец стебля нужно опустить в спирт. Для продления жизни растения в воду рекомендуется добавлять соль.
Орхидея
Срезают после полного раскрытия цветка. Рекомендуется ставить в теплую воду, часто ее менять и регулярно подрезать на I - 2 мм конец стебля. После подрезки можно опустить срез в спирт, потом несколько его капель добавить в воду. Не рекомендуется опрыскивание растений.
Папоротники (адиантум, нефролепис)
После срезки концы вай (листьев) адиантума нужно подержать над пламенем свечи или опустить в кипяток Необходимо частое опрыскивание водой.
Пион
Срезают в период окрашенных бутонов. После срезки необходимо удалить лишние листья, концы стебля надсечь и расщепить на 5 см. Если нужно восстановить растение, его помешают на несколько минут в спирт, если этого не требуется, помещают сразу в холодную воду, где бутоны раскрываются до нужного состояния. Если цветки при срезке находились в стадии сильного и полного раскрытия, концы стеблей нужно погрузить на 10 - 15 минут в горячую воду, а потом в холодную, и цветки закрываются. В срезке стоят 7-8 дней.
Примула
Срезку проводят в фазу раскрытия в соцветии половины цветков. Рекомендуется немного расщепить конец стебля. Хранить цветки надо в теплой воде до использования в аранжировке. В срезке живут 5 - 8 дней, но срок жизни зависит от вида растения.
Пуансеттия
Срезку проводят в фазу полного распускания соцветий. Конец стебля после срезки необходимо обжечь над пламенем или обрезать в горячей воле, чтобы не выделялся латекс - млечный сок.
Резеда
Срезают соцветия, когда они распустились на три четверти. Рекомендуется концы стеблей обжечь.
Роза
Срезку проводят в период окрашенных бутонов, когда первые два чашелистика отогнуты. После срезки надо удалить ненужные листья и шипы, расщепить конец стебля и затем погрузить в воду на 1,5 - 2 часа. Чтобы растениям продлить жизнь, в воду добавляют аспирин – 1/2 таблетки на 1 литр, хлористый кальций - 5 г на 1 литр воды. Для оживления цветов стебли подрезают в воде на 4 - 5 см и концы их расщепляют, а каждый цветок заворачивают в бумагу. После этого концы стеблей в течение нескольких минут обрабатывают горячей водой, а потом ставят в холодную. На ночь розы необходимо ставить в глубокий сосуд в воду, погружая их до самых цветков. Можно предварительно растения завернуть в бумагу. Рекомендуется опрыскивать цветы водой. Срок жизни при правильном уходе до 10 дней.
Сирень
Срезку проводят в период рапускания в соцветии 2/3 цветков. Концы стеблей нужно раздробить молотком или расщепить ножом, затем снять с них под водой кору на 3-4 см. Необходимо удалить все листья и боковые побеги, но не надо выбрасывать, так как гас можно также использовать в аранжировке. После всех этих мероприятий растение надо погрузить на ночь в воду, закрыв соцветия сверху влажной газетой. Такую процедуру желательно устраивать каждую ночь. Также нужно опрыскивать сирень водой, погружать быстро в воду все соцветие и ежедневно обновлять срез и разминать коней стебля. Чтобы обновить подвядшие соцветия, их надо поставить в горячую воду. Сохраняется в срезке иногда более 7 дней, но срок зависит и от сорта.
Тюльпан
Срезают в стадии окрашенного бутона. После срезки растения нужно завернуть в бумагу, располагая цветки на одном уровне, и хранить в прохладном месте и в холодной воде. Чтобы бутоны не распускались раньше времени, на них надевают тонкие резинки или полоски полиэтиленовой пленки. Увядшие цветки можно оживить, опустив концы их стеблей на некоторое время в теплую воду, а затем выдерживая растения в течение 1 - 2 часов в прохладном помещении и в холодной воде. Срок жизни цветов зависит от принадлежности к садовым группам. В срезке держатся 5-11 дней.
Флокс
Срезку проводят, когда в соцветии распустилась половина цветков. Нужно расщепить конец стебля и опустить его глубоко в холодную воду. Чтобы оживить растение, его опускают в соленую горячую воду. В срезанном виде стоит 10 -12 дней.
Фрезия
Срезку проводят при распускании в соцветии первых бутонов. Конец стебля нужно надрезать на 2 - 5 см вдоль. Хранят во влажной бумаге. Чтобы продлить растению жизнь, рекомендуется на ночь выносить его в прохладное помещение, а для сохранения свежести надо обрызгивать его водой. В срезанном виде каждый цветок живет 2 - 3 дня, а все соцветие - 10- 12 дней.
Хризантема
Срезать надо при полном раскрытии соцветий. Рекомендуется не срезать, а выламывать стебель. Его конец
полагается расщепить или разбить на 5 -10 см в длину. При установке в вазу необходимо удалить нижние листья. Для продления жизни растения в воду добавляют ½ таблетки аспирина. Оживить увядшие цветы можно в горячей воде, добавив туда сахар - 1,5 - 2 чайные ложки на 1 литр воды. В этой воде их держат, пока она не остынет. После такой процедуры срез обновляют, и растение ставят в сосуд с холодной водой. В срезанном виде стоит 20
дней.
Цикламен
Растение не срезают, а выламывают цветки и листья и: клубня, чтобы не было остатков. Стебли нужно процарапать вдоль с помощью иглы, но не до конца, иначе конец стебля начнет закручиваться. После этого рекомендуется выдержать растение в течение ночи в холодной воде. Что бы оживить цветы, нужно обновить срез стебля и в течение 10 - 12 секунд опалить его, а затем погрузить холодную воду на 1,5-2 часа. Есть и другой способ: срез опустить в спирт, а потом в горячую воду. В срезке стоит 5 - 7 дней.
Цинерария
Срезают, когда в соцветии распустилось более половины цветков. Лишние листья нужно удалить, а стебель расщепить. Растение рекомендуется подрезать в теплой воде, тогда оно дольше сохраняется.
Цинния
Срезку проводят при полностью распустившихся соцветиях. Необходимо со стебля удалить листья и расщепить его концы. В срезанном виде стоит 7 - 8 дней.

В срезке могут использоваться и листья некоторых горшечных растений. Долго сохраняют свежий вид листья каллы, сансивьеры, драцены, аспидистры, монстеры, пальмы, бегонии. Рекомендуется эти листья после с резки обмыть водой и расщепить конец черешка. При использовании листьев бегонии в воду нужно положить соль - 1 чайную ложку на 1 литр воды.
При использовании в срезке веток цветущих и вечнозеленых кустарников (чубушника, форзиции, декоративной сливы и яблони и др.), их концы после срезания расщепляют или разминают на 3 - 10 см в длину, иногда также снимают кору на 5 - 8 см от конца стебля. Лишние листья удаляют. До аранжировки ветки хранят в теплой воде. Для того чтобы оживить ветки, их концы опускают в кипяток на 10 - 15 секунд, а потом в холодную воду. Необходимо следить за тем, чтобы пар не попади на цветки и листья. Ветки чубушника можно опустить в ментоловое масло. В воду, где стоят ветки кустарников «деревьев, рекомендуется добавить глицерин - 1 чайную ложку на 1 литр воды.

О совместимости срезанных цветов
Некоторые растения взаимно влияют друг на друга, причем влияние может быть как благоприятным, так и губительным. Объясняется это влияние выделением в воду или в воздух «вредных» или «полезных» веществ. Это необходимо учитывать, если вы хотите дольше сохранить срезанные цветы. Иногда приходится отказываться от составления некоторых цветочных композиций или разрушать удачно созданные, чтобы продлить существование отдельных растений.
Несовместимые цветы
Не переносят присутствия других цветов розы, гвоздики, нарциссы, лилии, мак. Они дольше сохраняются, если в воде стоят одни.
Срезанные розы выделяют в воду продукты обмена, токсичные для других видов цветов, и тем самым ускоряют их увядание. Аромат розы губителен для гвоздики. Несовместимы также розы различных сортов. К примеру, чайные розы быстро погибают, если стоят в одной вазе с темно-красными.
Неблагоприятно друг на друга влияют поставленные вместе нарциссы с тюльпанами, розами, фрезией, ирисами, гвоздикой; лилии — с васильками, маками, маргаритками. Если вы все же решили использовать в
аранжировке нарциссы с тюльпанами или другими цветами, необходимо в течение суток выдержать воде.
Плохо влияют на другие растения резеда, душистый горошек, черемуха, орхидеи, ландыши. Нельзя ставить вместе ландыши и фиалки, так как фиалки быстро погибнут; с ландышами в одном букете быстро завянут тюльпаны и незабудки. Желтые примулы не следует объединять с мускари или другими примулами. В одной вазе не проживут долго розы, ландыши и душистый горошек. Увядание цветов ускоряют ветки с ягодами облепихи и с яблоками, а также фрукты, находящиеся рядом с цветами. Это связано с тем, что плоды выделяют этилен. Этот газ сильно влияет на гвоздики, розы, ландыши, душистый горошек, фрезию и львиный зев. Этилен выделяется также листьями, пораженными грибными болезнями, и увядшими упавшими цветочными лепестками.
Табачный дым также способствует увяданию срезанных растений.
Совместимые цветы
Существуют вполне совместимые цветы, и даже растения, взаимно способствующие продлению жизни. К примеру, стоящая рядом ветка кипарисовика или можжевельннка не только удлиняет существование тюльпанов, но и делает более интенсивной их окраску.
Благотворно влияют друг на друга тюльпаны и туя, настурция и туя.
Поддерживают друг друга розы и лилии. Аромат розы усиливается от соседства обыкновенного лука.
Ландыши надолго сохранят свою свежесть, и у них усилится аромат, если в одной вазе с ними поставить несколько стеблей душистого ясменника или веточку жасмина.
На блеклую окраску кальцеолярии благоприятно влияют цикламены, меняя ее с тусклой коричневой на ярко-красную.

Флористические техники

Флористические работы могут выполнятся в различных техниках, в зависимости от предназначение работы и того эффекта, которого хочет добиться флорист.

Флористическая техника - это способ работы с материалом, его видоизменение.

Выделяют:

  1. Натуральные стебли .Чаще используется для букетов.
  2. Искусственные стебли или Техника тейпирования (). На искусственных стеблях делаются букеты для невест, например бидермейер или английский букет. Это важно, когда букет необходимо долго держать в руках, он получается легким. Техника: предварительно цветы напаиваются водой или раствором, каждый цветок насаживается на проволоку, добавляется мокрая вата или туалетная бумага (полевые цветы), покрывается тейп-лентой. Стебли собираются только параллельно, без закручиваний. Ручка, собранная из проволочных стеблей, тейпируется и декорируется лентой. Но нужно помнить о том, что цветы долго не живут (12 часов).
    Используется при добавлении в букеты цветов орхидей.
  3. Техника втыкания для композиций или для букета на портбукетнице. Потрбукетница – оазис, помещенный в пластмассовый каркас с ручкой. Можно сделать любой букет, с элементами выбросов или асимметричный.

    Последовательность сборки букета:

  4. замочить оазис
  5. укрепить портручку проволокой, чтобы крышечка держалась
  6. определить пропорции и форму
  7. задекорировать зеленью оазис, поставить цветы под углом 45 градусов, нижние цветы зашинированы.
  8. слить воду, перевернув букет
  9. задекорировать ручку, добавить декор

4. Смешанная техника . Работа выполняется в нескольких техниках, например живые и искусственные стебли, + плетение. Эта техника применяется в том случае, когда нужно сделать работу со сложными очертаниями или ниспадающими выбросами.

9. Техника нанизывания – надевание декора или ягод на стебли, ветви.

10. Техника привязывания .

11. Техника трансформации материала- видоизменение материала настолько, что его сложно узнать. Например, изготовление гламелии.
12. Техника пришпиливания . Пришпиливаем листья в венку с помощью булавок.
13. Техника заливки желатином, монтажной пеной...

Способы расположения материала в работах:

  1. Радиальный способ – растения в букете собираются по спирали на естественных стеблях. Идеально выполненный букет должен стоять без поддержки на плоскости. Композиции собираются так, что зрительно кажется, что растения выходят из одной точки.

2. Параллельный способ – стебли ставятся параллельно друг другу. Букеты собираются из пучков связанных вместе растений, каждый пучок – контрастный по цвету, фактуре или форме, на своей высоте. В композициях стебли ставятся параллельно выбранному направлению. Букеты и композиции могут быть высокими или низкими, должны стоять, а цветы доставать до воды. Для красоты линий добавляются дорогие экзотические цветы. Завязки – жгут, веревка, рафия (не делаются банты). Можно использовать камни, свечи. Центр букета или композиции на разном уровне: сверху, снизу, в середине.
3. Свободный способ. Растения располагаются свободно, непринужденно, без соблюдения строгих правил. Можно создать впечатление заросшего сада или лесной поляны.

Урок № 8. Рисунок с натуры

Цели и задачи : Рисунок с натурыцветка со стеблем из гербария или копирование ботанического рисунка. Формат А4, карандаш, гелиевая ручка. Рисунок занимает ½ листа.

Подача графическая.

Домашнее задание: выполнение зарисовок растительных форм.







Урок № 9. Силуэт

Цели и задачи : Плоскостное изображение выбранного объекта. Передача характерных особенностей цветка. Отсекание лишнего и незначительного.

Подача графическая (использование пятна).

Формат А4, карандаш, тушь, фломастер, белая бумага. Рисунок занимает ½ листа.

Домашнее задание: выполнение вариантов силуэтного решения растительных форм.

Урок № 10. Трансформация формы предмета

Цели и задачи: Изменение силуэтной формы предмета за счет изменения пропорций объекта:

· относительно вертикальной оси (расширение, сжимание);

· изменение пропорций предмета относительно горизонтальной оси (вытягивание, сплющивание);

· изменение пропорций между основными конструктивными элементами внутри изображаемого объекта.

Подача графическая (использование пятна и линии).

Формат А4, кисть, фломастер, белая бумага.

Домашнее задание: выполнение дополнительных вариантов трансформации растительных форм. Многообразие живой и неживой природы является неиссякаемым источником вдохновения для творческого человека. Только в контакте с природой человек познает ее красоту, гармонию и совершенство.

Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.

Трансформация - изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д.



В декоративном искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов художник создает декоративные на основе творческого воображения.

Задача художника никогда не сводится к простому украшательству. Каждая декоративная композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначение украшаемого предмета. Ее стилевое, линейное и цветовое решение основано на творческом переосмыслении натуры.

Трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы

Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение.

Растительный мир во многом ритмичен и орнаментален. Это можно проследить, рассматривая расположение листьев на ветке, прожилок на листе, лепестки цветка, кору дерева и т.д. При этом важно увидеть самое характерное в пластической форме наблюдаемого мотива и осознать закономерную связь элементов природного узора. На рис. 5.45 представлены зарисовки растений, которые хотя и передают их образ, но не являются абсолютной копией. Выполняя эти рисунки, художник прослеживает ритмические чередования элементов (веток, цветов, листьев), стремясь при этом выявить самое главное и характерное.

Для трансформации природной формы в орнаментальный мотив необходимо сначала найти убедительный по своей художественной выразительности объект. Однако, обобщая форму, не всегда нужно отказываться от мелких деталей, так как они могут придать форме большую декоративность и выразительность.

Выявлению пластических особенностей природных форм способствуют зарисовки с натуры. С одного объекта желательно сделать серию зарисовок с разных точек зрения и в разных ракурсах, подчеркивая выразительные стороны объекта. Эти зарисовки являются основой для декоративной переработки природной формы.

Видеть и распознавать орнамент в любом природном мотиве, уметь раскрыть и отобразить ритмическую организацию элементов мотива, выразительно трактовать их форму - все это составляет необходимые для художника требования при создании орнаментального образа.

Рис. 5.45. Натурные зарисовки растений

Рис. 5.49. Трансформация растительного мотива. Учебная работа

На рис. 5.49 представлены примеры работы над трансформацией растительной формы с использованием линейного, пятнового и линейно-пятново-го решения.

Рассматривая особенности трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы, следует отметить, что цвет и колорит природных мотивов также подлежит художественному преобразованию, а порой и кардинальному переосмыслению. Не всегда естественный цвет растения может быть использован в орнаментальной композиции. Растительный мотив может быть решен в условном цвете, заранее избранном колорите, в сочетании родственных или родственно-контрастных цветов. Возможен и полный отказ от реального цвета. Именно в этом случае он приобретает декоративную условность.

Трансформация форм животного мира в орнаментальные мотивы

Рисование с натуры животных и процесс трансформации их форм имеет свои особенности. Наряду с набросками с натуры существенным обстоятельством является приобретение навыков работы по памяти и по представлению. Нужно не копировать форму, а изучать ее, запоминать характерные черты, чтобы потом обобщенно изобразить их по памяти. Примером могут служить зарисовки птиц, представленные на рис. 5.50, которые выполнены линией.

Рис. 5.50. Зарисовки птиц по памяти и по представлению

Рис. 5.52. Примеры трансформации формы тела кошки в декоративный мотив.

Учебная работа

Предметом пластических переосмыслений животных мотивов может быть не только фигура животного, но и разнообразная фактура покрова. Нужно учиться выявлять орнаментальную структуру поверхности исследуемого объекта, чувствовать ее даже там, где она выступает не слишком ясно.

В отличие от изобразительного искусства в декоративно-прикладном выявление типичного происходит по-ино-му. Черты конкретного индивидуального образа в орнаментике порой теряют свой смысл, они становятся лишними. Таким образом, птица или зверь конкретного вида могут превратиться как бы в птицу или зверя вообще.

В процессе декоративной работы природная форма приобретает условный декоративный смысл; это часто связано с нарушением пропорций (важно четко представлять, для чего это нарушение допускается). Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира иногда приобретает черты сказочности, фантастичности (рис. 5.51).

Пути трансформации животных форм такие же, как и растительных, - это отбор самых существенных характеристик, гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация внешней и внутренней орнаментальных структур объекта. В процессе трансформации животных форм также применяются такие выразительные средства, как линия и пятно (рис. 5.52).

Итак, процесс трансформации природных форм можно разделить на два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным, лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы и ее фактурной орнаментации. Второй этап - это непосредственно творческий процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии орнаментального искусства.

Рассмотренные в данном параграфе пути и принципы трансформации природных форм позволяют сделать вывод о том, что важным, а может быть, и главным моментом в процессе трансформации является создание выразительного образа, преобразование реальности с целью выявления ее новых эстетических качеств.




Урок № 11. Геометризация формы

Цели и задачи : Приведениеизмененного по форме растительного объекта (цветка) к простейшим геометрическим формам:

· кругу (овалу);

· квадрату (прямоугольнику);

· треугольнику.

Подача графическая.

Формат А4, фломастер, белая бумага.

Домашнее задание: выполнение дополнительных вариантов геометризации растительных форм.


Раздел 3. Цветоведение

Характеристики цвета

Урок № 12. Цветовой круг (8 цветов)

Цели и задачи: Знакомство учащихся с цветовым кругом и с цветом как художественным материалом. Выполнение цветового круга на восемь цветов. Формат А4, гуашь, бумага, кисти.

Домашнее задание: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе на следующем уроке.

5. Цвет в декоративной композиции

Одним из важнейших композиционных и художественно-выразительных средств в декоративной композиции является цвет. Цвет - это один из главных компонентов декоративного образа.

В декоративной работе художник стремится к гармоническому соотношению цветов. Основой при составлении разных цветовых сочетаний является использование различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Эти три характеристики цвета дают возможность построить множество цветовых гармоний.

Цветовые гармонические ряды можно разделить на контрастные, в которых цвета противопоставляются друг другу, и нюансные, в которых сочетаются либо цвета одного тона, но разного оттенка; либо цвета разного тона, но близко расположенные в цветовом круге (голубой и синий); либо цвета, близкие по тону (зеленый, желтый, салатный). Таким образом, нюансными называются гармонические цветовые связи, имеющие незначительные различия по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Гармонические сочетания могут давать и ахроматические цвета, которые обладают только светлотными различиями и сочетаются, как правило, в двух и трех цветах. Двухцветовые сочетания ахроматических цветов выражаются либо как нюанс близкорасположенных в ряду тонов, либо как контраст далеко отстоящих по светлоте тонов.

Наиболее выразительным контрастом является контраст черного и белого тонов. Между ними находятся различные оттенки серого тона, которые в свою очередь могут образовывать (ближе к черному или белому) контрастные сочетания. Однако эти контрасты будут меньшей силы выразительности, чем контраст черного и белого.

Для составления гармоничных сочетаний хроматических цветов можно использовать цветовой круг.

В цветовом круге, разделенном на четыре четверти (рис. 5.19) на концах взаимно перпендикулярных диаметров, располагаются соответственно цвета: желтый и синий, красный и зеленый. По гармоничному сочетанию в нем выделяют родственные, контрастные и родственно-контрастные цвета.

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и содержат в своем составе хотя бы один общий (главный) цвет, например: желтый, желто-красный, желтовато-крас-ный. Существует четыре группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Родственно-контрастные цвета

располагаются в двух соседних четвертях цветового круга, имеют один общий (главный) цвет и содержат в себе контрастные цвета. Существует четыре группы родственно-контрастных цветов:

желто-красные и красно-синие;

красно-синие и сине-желтые;

сине-зеленые и зелено-желтые;

зелено-желтые и желто-красные.

Рис. 5.19. Схема расположения родственных, контрастных и родственно-контрастных цветов

Цветовая композиция будет иметь понятную форму тогда, когда она строится на ограниченном числе цветовых сочетаний. Цветовые сочетания должны составлять гармоничное единство, производящее впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.

Выделяют четыре группы цветовых гармоний: .

однотоновые гармонии (см. рис. 26 на цв. вкл.);

гармонии родственных цветов (см. рис. 27 на цв. вкл.);

гармонии родственно-контрастных цветов (см. рис. 28 на цв. вкл.);

гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов (см. рис. 29 на цв. вкл.).

Однотоновые гармонии цветов в своей основе имеют какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Цвета различаются между собой лишь по насыщенности и светлоте. В таких сочетаниях используют и ахроматические цвета. Однотоновые гармонии создают колорит, имеющий спокойный уравновешенный характер. Его можно определить как нюансный, хотя не исключен и контраст в противопоставлении темного и светлого цветов.

Гармоничные сочетания родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Сочетания родственных цветов представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму. Для того чтобы колорит не был однообразным, используют введение ахроматических примесей, т. е. затемнение или высветление некоторых цветов, что привносит в композицию светлостный контраст и тем самым способствует ее выразительности.

Тщательно подобранные родственные цвета дают большие возможности для создания интересной композиции.

Наиболее богатый в отношении колористических возможностей вид цветовой гармонии - это гармоничное сочетание родственно-контрастных цветов. Однако не все сочетания родствен-но-контрастных цветов способны составлять удачную цветовую композицию.

Родственно-контрастные цвета будут гармонировать друг с другом, если Количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. На этом принципе строятся гармоничные сочетания двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов.

На рис. 5.20 представлены схемы построения двухцветных и многоцветных гармоничных сочетаний родственно-контрастных цветов. Из схем видно, что удачно будут сочетаться два родственно-контрастных цвета, если их положение в цветовом круге определяется концами строго вертикальных или горизонтальных хорд (рис. 5.20, а).

При сочетании трех цветовых тонов возможны следующие варианты:

Рис. 5.20. Схемы построения гармоничных сочетаний цветов

если в круг вписать прямоугольный треугольник, гипотенуза которого при этом совпадет с диаметром круга, а катеты примут в круге горизонтальное и вертикальное положения, то вершины этого треугольника укажут на три гармонично сочетающихся цвета (рис. 5.20, б);

если в круг вписать равносторонний треугольник так, чтобы одна из его сторон являлась горизонтальной или вертикальной хордой, то вершина угла, противоположного хорде, укажет на главный цвет, объединяющий два других, расположенных на концах хорды (рис. 5.20, в). Таким образом, вершины вписанных в круг равносторонних треугольников укажут на цвета, образующие гармоничные триады;

гармоничным будет также сочетание цветов, находящихся в вершинах тупоугольных треугольников: вершина тупого угла указывает на главный цвет, а противоположная сторона будет являться горизонтальной или вертикальной хордой круга, концы которой указывают на цвета, составляющие с главным гармоничную триаду (рис. 5.20, г).

Углы вписанных в круг прямоугольников отметят гармоничные сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Вершины квадрата укажут на самый устойчивый вариант цветовых сочетаний, хотя и отличающийся повышенной цветовой активностью и контрастом (рис. 5.20, д).

Цвета, расположенные на концах диаметров цветового круга, обладают полярными свойствами. Их сочетания придают цветовой комбинации напряженность и динамичность. Гармоничные сочетания контрастных цветов представлены на рис. 5.20, е.

Все физические и психологические качества цвета, принципы построения цветовой гармонии обязательно учитываются в решении декоративной композиции.

Контрольные вопросы и задания

1. На какие две группы можно разделить цветовые гармонические ряды?

2. Расскажите о вариантах гармонических сочетаний ахроматических цветов.

3. Что такое родственные и родственно-контрастные цвета?

4. Назовите группы цветовых гармоний.

5. Пользуясь цветовым кругом, назовите варианты многоцветовых гармоний.

6. Составьте выкраски однотоновых, родственных, родственно-контрастных и контрастных цветовых сочетаний (по три варианта).

Урок № 13. Основные группы цветов

Цели и задачи: Выделить основные группы цветов по зрительному впечатлению:

· красный,

· желтый,

· зеленый.

Составить оттенки основных групп цветов.

Учитывая возраст учащихся, цветовая шкала может выполняться в необычной форме, например, в форме листа дерева, разделенного полосками.

Задания выполняются на формате А4 гуашевыми красками.

Домашнее задание:

Урок № 14. Насыщенные, ненасыщенные цвета

Цели и задачи: Изменение насыщенности цвета на три ступени за счет добавления белой и черной красок (для основной группы цветов).

Формат А4, гуашь, кисти, белая бумага.

Домашнее задание: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе, выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).

Урок № 15. Темные и светлые

Цели и задачи: Разделение цветов на темные и светлые: вырезать все имеющиеся оттенки цветов и разложить на средне - сером фоне, при этом:

· все цвета, которые на глаз будут казаться светлее фона, являются светлыми;

· все цвета, которые на глаз будут казаться темнее фона, можно назвать темными.

Задания выполняются на формате А4, аппликативно.

Домашнее задание:

Урок № 16. Теплые и холодные

Цели и задачи : Определение теплых и холодных оттенков цвета:

· все имеющиеся цвета разложить на средне - сером фоне;

· разделить на две группы - теплую и холодную;

среди цветов можно выделить тепловые полюса (голубой - холодный, а оранжевый – теплый).

Задания выполняются на формате А4 аппликативно.

Получение тепло-холодных оттенков цвета: любой цвет (кроме «полюсных») растянуть в теплую и холодную стороны.

Формат А4. Подача цветовая. Гуашь, бумага, кисти.

Домашнее задание: выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).

1. Изобразительные средства для создания декоративной композиции: точка, линия, пятно.

На начальном этапе обучающимся можно давать простые задания, в которых используются только два цвета — чёрный и белый. С помощью линий и пятен ученики могут изобразить всё, что угодно — растения, животных, насекомых, деревья, предметы быта и интерьера, человека. Главное условие, чтобы при этом они использовали только контуры и силуэты. Т. е. рисовали линией и заполняли силуэты сплошным цветом — в нашем случае чёрным. Такое ограничение побудит их развивать образное и ассоциативное мышление. Здесь нет промежуточных тонов — тёмно-серых, светло-серых.., нет объёма. Также, можно сначала дать задание пользоваться только линией. А потом дать задание в котором можно пользоваться только пятном (силуэтом).
После, можно сочетать и линию и силуэт. Такие упражнения помогают развивать образное мышление, которое лежит в основе декоративного искусства. В декоративной композиции чаще всего используется плоскостное решение, где отсутствует объём и пространство. Поэтому вышеуказанные упражнения хорошо помогут начинающим художникам в начале освоения декоративного искусства.

2. Ритм в композиционном построении: симметрия, ассиметрия, статика, динамика, сгущение и разрядка.

При выполнении предыдущих заданий, обучающиеся столкнутся с необходимостью размещать контуры и силуэты таким образом, чтобы это было интересно. Чтобы не было пустоты в листе, и не было тесно. Вот здесь как раз и нужно будет объяснять начинающим художникам про ритм. Ритм можно увидеть в чередовании форм, цвета, разных тонов, в чередовании и размещении различных объектов, а значит ритм есть везде — и в станковой композиции и в декоративной. Подобно ритму в музыке, ритм в изобразительном искусстве оживляет композицию. Если например стволы деревьев расположить в рисунке на одинаковом расстоянии друг от друга, то это будет скучно и неестественно. А если нарисовать одно дерево ближе к другому, третье дальше от предыдущего, то образуется как бы мелодия: ближе — дальше, крупнее — меньше, реже — чаще… То же самое применимо и к декоративной композиции.

Ещё очень важно передавать ритм в размерах различных объектов. Например, в натюрморте чаще всего ставят предметы по такому правилу: большое, среднее, малое. Т. е. предметы должны быть разной величины, разного размера. Это делает постановку интересной и динамичной. То же самое «правило трёх размеров» можно применить даже в рисунке дерева. К примеру, промежутки между листочками дерева т. е. просветы, где виднеется небо могут быть крохотными, среднего размера, очень крупные. Ветви дерева будут малые, средние, большие. И тут нужно не просто срисовывать дерево с натуры, а руководствоваться этим правилом и даже где-то изменять натуру, не копировать её.

Также следует отметить, что существует два основных типа композиционного построения — симметричный и ассиметричный. Симметрия — это когда правая и левая стороны одинаковы. Ассиметрия — это когда они разные. Если применить это к композиции, то композиционный центр может располагаться по буквальному центру листа, а может быть смещён в правую или левую стороны. Таким образом, художник может создать ощущение динамичности (движения) в композиции, а может создать и ощущение статики (неподвижности). Ведь симметрия ассоциируется со статичностью, а ассиметрия с динамичностью. Используя этот принцип можно создавать интереснейшие ритмы в любых видах композиции — как в декоративной, так и в станковой.

3. Понятие образа. Стилизация и художественная трансформация.

Образ — это подобие воспроизводимого обекта, где передаются лишь некоторые из его характеристик. В качестве примера возьмём рисунок кота. Если в станковой композиции художник может буквально его изобразить, подробно повторив силуэт со всеми деталями и придав ему объём, то в декоративной композиции художник может выделить ряд характерных для кошек черт и передать в рисунке только их. Например, это могут быть изгибы кошачей спины, которые художник легко нарисует только несколькими условными линиями, не изобажая всех деталей фигуры. Или это может быть треугольник, форма которого лежит в основе кошачей мордашки. Здесь художник просто уложит несколько пятен краски по форме треугольника, а в результате будет угадываться характер кошки. В итоге мы видим лишь некоторые черты, которые позволяют узнать в изображении кошку. Остальные, такие как расцветка кошачьей шерсти, подробный рисунок глаз, ноздри носа — будут остутствовать. Но художник может сделать и наоборот. Передать рисунок кошачьей шерсти, подробно нарисовать глаза, но при этом оставить без внимания форму кошачьей морды, форму изгиба спины и т. д.

Вышеописанный подход лежит в основе такого приёма как трансформация формы и её стилизация. Например, ту же кошачью морду можно «собрать» из геометрических фигур. А можно создать её силуэт из абстрактных пятен, штрихов, линий, точек и т. д. Т. е. художник трансформирует рисунок. Изменяет и преобразует его. Но характер изображаемого объекта остаётся узнаваемым. То, как художники и дизайнеры это делают во многом обусловлено их творческим мышлением. Используя основополагающие приёмы стилизации, нужно стараться избегать шаблонности. К основным приемам трансформации можно отнести создание силуэта по форме образующей линии. Образующая линия — это линия лежащая в основе формы объекта. Например, кувшин из натюрморта имеет определённую форму, не похожую на формы других кувшинов. Художник замечает характер этой формы и повторяет его, но уже в стилизованном и трансформированном изображении кувшина. Т. е. в основе такой трансформации будет лежать образующая линия. Автор может воплотить эту линию в геометрических фигурах, абстрактных пятнах, и т. д.

Хорошим примером трансформации и стилизации является создание знаков и логотипов. Приведу пример знака, в основе которого лежит силуэт животных. Например, это будет лев. При создании значка дизайнер может повторить силуэт льва как он есть. А может составить его из треугольничков или других геометрических фигур. Ещё может изобразить льва всего лишь одной линией, которая то утолщается, то становится тонкой, то даже исчезает на некоторых участках рисунка. Ведь знак это условная и упрощённая форма того объекта, которого изображают. Но характер этого объекта должен хорошо угадываться. Вот в этом и есть суть трансформации и стилизации. Художник приводит буквальное изображение к какому-либо стилю. Например, он может составить изображение из вертикальных мазков краски или вертикально расположенных штрихов. Это будет похоже на дождь. Все элементы рисунка будут изображаться только вертикально расположенными штрихами и линиями. Если это натюрморт, то и драпировки, и кувшины, и чашечки, и шкатулки — всё будет проработано только вертикальными штрихами. Получается единый стиль в проработке натюрморта. Это лишь один из возможных стилей. А их может быть огромное множество. При чём, стиль может проявляться не только в характере штриха или мазка краски. Стиль может проявиться в том, как решается силуэт — «рубленной» прямой линией, округлой линией, прямоугольниками или другими геометрическими фигурами. Т. е. стиль будет виден в характере самой формы силуэта. Далее, эти силуэты могут быть просто открашены одним цветом, а могут быть заполнены орнаментом или текстурой. И здесь мы подходим к следующему этапу в работе над декоративной композицией — проработка силуэтов.

После того как художник создал основные объекты композиции путём стилизации и трансформации, следует приступать к их декоративному решению. Что это означает на практике? Например, в предполагаемой работе присутствуют силуэты графина и яблока. Их можно целиком открасить просто одним цветом или заполнить текстурой (это будет обсуждаться в пункте №5). Но можно внутреннее пространство силуэта разбить на несколько частей. Форма этих фрагментов может быть разной, однако если она будет основана на образующей линии, повторяющей форму кувшина (см. выше), то это будет выглядеть гарантированно гармонично и хорошо. Например, наш воображаемый графин с водой будет иметь вытянутое горлышко и широкое дно. Подобным образом мы можем разбить весь силуэт этого графина на несколько частей. Они будут также иметь вытянутые верхние части и широкое приземистое основание. Т. е. характер этих фрагментов будет похож на характер всей формы. Далее, эти фрагменты можно заполнить цветом, текстурой или орнаментом. Заполнив внутреннюю пустоту силуэта таким способом, мы придадим ему особую выразительность и красоту. Хочу обратить внимание на то, что силуэт кувшина не целиком заполняется текстурой или открашивается краской, а открашиваются те фрагменты, которые мы создали уже внутри этого силуэта кувшина. Таким образом, кувшин будет состоять из замысловатых фигур, которые в дальнейшем прорабатываются краской или текстурой. Это, однако, не означает, что нельзя просто заполнить весь силуэт одним цветом или орнаментом с текстурой. Но это будет слишком скушным решением, которое лучше использовать вместе с тем, которое мы обсуждаем.

Кроме самих предметов, нам ещё нужно решить фон, на котором расположены наши воображаемые графин и яблоко. Но тут нужно помнить, что в декоративной композиции фон будет условным. Он не должен обязательно представлять из себя стол и стену. Он может быть абстрактным и состоять из вымышленных декоративных элементов.

При заполнении предметов и фона декоративными элементами, нужно ещё помнить о преобладании какого-либо мотива. Если представить себе композицию из треугольников, прямоугольников и окружностей, то какая-то одна из этих фигур должна быть главной. Декоративное заполнение силуэтов здесь тоже может состоять из орнаментов с прямоугольным, треугольным и круглым мотивом. Но какой-либо один мотив должен быть преобладающим и основным. Если главный в композиции — треугольник, то разумно сделать главным мотивом декоративного решения силуэтов — треугольный мотив.

5. Текстура и фактура.

В декоративной композиции изображение чаще всего не имеет светотени, а является плоским, т. е. условно-декоративным. При таком решении художник может просто открасить нужный фрагмент рисунка одним цветом. Но можно заполнить этот фрагмент ещё и текстурой. Это будет оживлять работу. Текстура (от лат. «textura») — означает внешний вид поверхности, который зависит от внутреннего строения материала: дерево, камень, штукатурка, кирпич, ткань, стекло, бумага и т. д. Т. е. на деле это будет рисунок из волокон, вкраплений, разводов.., который определяется внутренней структурой материала. Фактура (от лат. «factura») — означает внешний вид поверхности, который зависит не от внутреннего строения, а от характера обработки. Например, стекло будет гладким и глянцевым. Паста, нанесённая на холст мастихином, будет рельефной и «мазистой». А отшлифованная наждачной бумагой ДВП будет матовой.

В реальной работе над графической декоративной композицией эти фактуры и текстуры можно получить разным способом. Даже обычным карандашом, можно проработать плоскость «корявой» штриховкой, точечной, пунктирной… Можно взять зубную щётку и делать набрызг краской. Можно взять жёсткую щетинную кисть и протереть жидкой краской — в результате получится имитация волокон дерева. Ещё можно наклеивать кусочки ткани, фактурной бумаги, бумаги с нанесённой на неё рисунком фактуры, нити, кожу, обои и т. д. и т. п. Но здесь нужно быть осторожным. В композиции должна быть выбрана определённая техника исполнения. Это будет стилем технического решения. И если перемешивать различные техники исполнения как «рука возьмёт», то в итоге может получиться какофония. Поэтому не следует сильно увлекаться технической стороной дела. Бывает так, что лучше ввести одну-две текстуры, а остальное просто открасить краской (в станковой живописи слово «открасить» не применяется т. к. оно будет иметь негативный оттенок, а используется слово «писать», но в декоративной композиции это слово вполне приемлемо). Поэтому в использовании текстур важно чувство меры, также как оно необходимо и в любых других областях.

Эту тему нужно выделить особо. Хотя бы потому что она далеко не всем понятна. Но от этого она не менее важна. Дело в том, что обычно художники создают свои творения опираясь на какие-либо образы и формы из реального мира, который окружает нас. Если говорить о декоративной композиции, то за основу берутся силуэты предметов и объектов из того, что нас окружает: предметы быта, животные, растения… Далее, авторы могут трансформировать эти формы. Но для такой трансформации нужно обладать ассоциативным мышлением. Т. е. для создания нового образа нужно уметь мыслить абстрактно. И тут на помощь придёт беспредметная ассоциативная композиция. Это композиция в которой нет реальных объектов. Т. е. художник изображает только абстрактные фантастические формы, которые могут только лишь отдалённо напоминать что-либо из реального мира. Когда мы видим что-либо, и при этом на память приходят какие-либо образы или воспоминания — это называется ассоциацией. Если у художника развито такое ассоциативное мышление, то у него не будет проблем с трансформацией, созданием оригинального образа, твроческим процессом. Поэтому вышеупомянутая тема очень важна на уроках композиции.

Но дело не только в развитии творческого мышления. В любой декоративной композиции могут присутствовать не только стилизованные формы, но и абстрактные элементы рисунка. Взять к примеру орнамент на основе растительного мотива. Если это лепестки цветка, то кроме них, здесь могут присутствовать какие-нибудь абстрактные овальные формы, или замысловато закрученные линии. Если рассматривать декоративный натюрморт, то и в нём, рядом, например, с кувшином могут соседствовать какие-нибудь многоугольники, полоски, зигзаги и тому подобное. А ведь это и есть абстракция.

7. Настроение в декоративной композиции.

Произведения изобразительного искусства влияют на чувства зрителя подобно музыке. Они могут вызывать в людях различные эмоции. Это особенно применимо к абстрактной беспредметной ассоциативной композиции. Когда человек созерцает произведение, в котором ничего конкретного не изображено, то в нём начинает работать воображение и подключаются чувства. Если на картине изображена стремительность, скорость, полёт, то зритель это будет чувствовать. Если радость, веселье, мир, то и зритель должен почувствовать соответствующие эмоции. Но как художник может передать настроение вообще и в декоративной композиции в частности. Многие считают, что достаточно нарисовать что-нибудь вроде букета цветов на фоне солнечного неба — и будет передано радостное настроение. И хотя такой букет действительно передаст радость, этого будет недостаточно. Тут кроме сюжета нужно подключать цвет, тон, ритм, форму и её расположение. Т. е. если изобразить букет цветов в коричневых красках, на сближенных серых тонах, по центру листа, с одинаковыми размерами бутонов, то вряд ли такой натюрморт вызовет обилие радости. А если воспользоваться контрастом жёлтых, оранжевых и голубых цветов, выстроить динамичную композицию, где центральный бутон будет бросаться в глаза, а другие цветы уходить на второй план, где будет чувствоваться поток солнечного цвета, где формы будут ритмично расположены в листе — то тогда действительно, такой натюрморт вызовет массу положительных эмоций, чувство радости и эмоционального подъёма.

Когда говорят, что цвет способен влиять на чувства, то это интуитивно понятно большинству людей. Но как может форма передавать какое-либо настроение? Представим себе три геометрические фигуры: круг, квадрат и вытянутый не равносторонний треугольник. Какие из этих фигур вызовут ощущение стремительности, движения, неспокойствия? Скорее всего это будет треугольник. Ведь наш треугольник имеет остроконечную форму, словно пронизывающую пространство и устремляющуюся вперёд. Круг и квадрат имеют чёткий центр равноудалённый со всех сторон. Т. е. они более уравновешены, следовательно больше ассоциируются со спокойствием, чем с движением. Таким образом, мы видим, что кроме цвета ещё и форма предметов может влиять на эмоциональное восприятие произведений изобразительного искусства.

Но кроме цвета и формы существуют ещё тон и расположение объектов в композиции. Как они влияют на передачу настроения? Несколько слов о тоне. Если рядом расположить чёрное и белое, то они будут создавать контраст. Если тёмно-серое и светло-серое, то они будут мягко смотреться и не привлекать много внимания. Такой тоновой контраст или его отсутствие тоже можно использовать для передачи какого-либо настроения.

Если говорить о расположении объектов в листе, то давайте вспомним, что существуют статичные и динамичные композиционные решения. Статика чаще основана на симметрии, а динамика на ассиметрии. Поэтому, то как расположены предметы в листе, тоже может передавать различные ощущения. Но кроме симметрии и ассиметрии есть и другие проявления композиционного решения. Например, если расположить объекты композиции по очереди от крупного к малому, то движение будет затухать, как бы сужаться, переходя от большого к малому. А если наоборот, объекты расположить от малого к большому, то такое расширение будет ассоциироваться с увеличением, развитием. Подобно этому, сгущение или разрядка объектов композиции может передавать некое движение или настроение. Например, жёлтые осенние листья могут изредка появляться с правой стороны рисунка и становиться всё чаще и чаще с левой. Получается сгущение объектов слева и разрядка справа. Такое «перетекание» тоже может передавать различные ощущения. Например, ощущение дуновения ветра или ощущение лёгкости.

P.S. При работе над любыми заданиями по декоративной композиции учащиеся должны понимать и применять вышеизложенные основы. Они применимы к самым разным областям изобразительного искусства и к самым разным заданиям по декоративной композиции в частности. Ниже я привожу список примерных заданий по декоративной композиции и основам дизайна, которые преподаватели могут использовать в своей работе.

Список примерных тем для заданий по декоративной композиции в художественной школе и художественном училище:

  1. Композиция из трёх геометрических фигур — круга, квадрата и треугольника.
  2. Композиция «Орнамент»
  3. Композиция «Декоративный натюрморт»
  4. Композиция «Декоративное растение»
  5. Композиция «Декоративное животное»
  6. Композиция «Декоративная рыба»
  7. Композиция «Декоративное насекомое»
  8. Создание знака и логотипа
  9. Шрифтовая композиция «Буква-образ»
  10. Композиция «Декоративная стенка в интерьере»
  11. Моделирование костюма
  12. Дизайн упаковки
  13. Макетирование
  14. Макет декоративной композиции на основе растительного мотива (плоскорельефный и объёмный)
  15. Макет дизайнерского решения витрины
  16. Макет дизайнерского решения упаковки
  17. Макет дизайнерского решения интерьера (плоскорельефный и объёмный)