Из наследия дагестанского богослова – Саид Афанди аль-Чиркави: «Сокровищница благодатных знаний. Кем был саид афанди для северного кавказа В какую ночь родился саид афанди


Первое полугодие 2012 года на Кавказе прошло в относительном спокойствии, лишь иногда редкие вылазки террористов беспокоили силовиков, зачастую операции террористов предотвращались еще в процессе подготовки. Казалось бы, наступил тот долгожданный мир и спокойствие, о котором так долго ждали, о котором денно и нощно молили наши богословы и простые верующие. Апофеоз торжества истины наступил в тот момент, когда в Чеченскую Республику были доставлены Святыни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которые веками хранились в семье достопочтенного шейха аль-Хазраджи. Тысячи верующих со всей России, Северного Кавказа и даже Средней Азии целыми колонами потянулись в столицу Чеченской Республики, в город Грозный, дабы лицезреть священные реликвии мусульман. В эти дни, которые были отмечены рядом божьих знамений, когда все мусульмане, не смотря от их приверженности различным мадзхабам, тарикатам и вирдам, собрались в «Сердце Чечни». Казалось, больше никогда на Кавказе не будут греметь взрывы и рваться бомбы. Казалось, что все верующие мусульмане, которые по тем или иным причинам находятся в горах, или из-за пределов страны критикуют власть, наконец, осознают, необоснованость их претензий и наконец, сложив оружие, вернутся к своим родным очагам, однако наши выводы оказались слишком скоропалительными.
28 августа после нескольких дней окончания Священного месяца Рамадан был убит известный духовный наставник Дагестана, устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов, досточтимый шейх Саид Афанди. Саид Афанди аль-Чиркави, родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района, и к моменту своей гибели был в почтенном возрасте. Шейх Саид Афанди Ацаев заслуженно почитался многими дагестанцами, как духовный наставник и устаз.
К Шейху не редко обращались как простые жители Дагестана, так и руководители Республики. Рассказывают, что нынешний руководитель Дагестана Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов не предпринимал ни одного важного шага, предварительно не посоветовавшись с Шейхом.
Весть об убийстве Шейха буквально взорвало общественность России, не смотря на различие вероисповеданий, все государственные и общественные деятели однозначно осудили убийц Саида Афанди. В СМИ сразу же появилась масса комментарий и версий этого убийства. Надо отметить, что мне следящему за публикациями в социальных сетях, как сегодня модно говорить «мониторящему СМИ» ни разу не попалась статья или комментарий даже противников традиционалистов, которые оправдывали это преступление. Все были шокированы бессмыслицей и жестокостью данной акции, ведь известно, что Шейх Саид Афанди часто высказывался за налаживание диалога с «салафитами» и призывал к примирению сторон. Он не был бескомпромиссным борцом с инакомыслящими, которых «традиционно» взрывают террористы. Именно эта позиция Шейха Саида Афенди и заставило многих усомниться в том, что за этими убийствами стоят именно те силы, которых принято винить в подобном преступлении. Многие аналитики задумались над тем, а не стоит ли за этими убийствами, некая третья сила, которая задумала создать новый очаг напряженности на Кавказе. Для них духовные авторитеты подобные Саиду Афанди Ацаеву и убитому ранее в том же Дагестане Максуду Садикову, убитому недавно заместителя председателя Духовного управления мусульман Татарстана - Валиуллы Якупова, могут служить преградой к осуществлению их планов.
Вот только некоторые цитаты из высказанных опасений в СМИ и опубликованные в социальных сетях, цитирую:
«Убийство шейха Саида - афанди черкейского является политической провокацией, которая окончательно может стравить мусульман Дагестана между собой и довести их до полномасштабной гражданской войны в регионе. Враги Ислама и мусульман целенаправленно, за последние годы, проведя информационные провокации, физические расправы и покушения, доводят ситуацию в регионе до управляемого хаоса. По вине того, что мусульмане отучились от глубокого политического мышления, как в Дагестане, так и во всем мире, мы постоянно становимся используемым фактором в политических играх сильных мира сего. Сценарий повторяется в России и в Дагестане. Покушение и убийство в Татарстане, нападение на шиитскую мечеть в Хасавьюрте, покушение на руководителя ассоциации «Ахли сунна валь джамаат», и теперь это убийство Саида афанди. Все это звенья одной цепи», - пишет на своей страничке в фейсбуке автор под ником Абдуллах ибн Абдуллах.
(http://www.facebook.com/abdullah.ibnabdullah.98/posts/150385451767493).
«Саид Афанди Чиркейский был наиболее влиятельным и авторитетным шейхом самого распространенного в Дагестане суфийского течения ислама. У шейха десятки тысяч последователей, среди них много известных дагестанских политиков, а в духовном управлении мусульман численность сторонников шейха более 80%. С одобрения Саида Апанди Чиркейского полгода назад духовные лидеры двух враждовавших течений в исламе – суфиев и салафитов – заключили мир. Теперь многие опасаются срыва мирного процесса и начала репрессий против умеренных салафитов. Опасаются инквизиции и разжигания бытовой ненависти молодых сторонников разных течений.
Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов заявил о том, что в каждом городе, каждом районе, будут организованы отряды самообороны «дружин, состоящих из молодых людей, готовых под руководством и вместе с органами внутренних дел вести работу по обеспечению безопасности, по наказанию этих бандитов и террористов».
Один из главных сайтов боевиков опубликовал заявление, в котором отрицается их причастность к убийству шейха. «Не делайте поспешных выводов. За 12 лет джихада у нас было много возможностей убить Саида Афанди, но никогда ни одного покушения мы не предпринимали», - пишет «Новая Газета» (http://www.novayagazeta.ru/society/54195.html).
.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль вовсе выступил с радикальной версией, обвинив некие «глубоко законспирированные» структуры в убийстве шейха Саида Афанди, цитирую:
"Дагестан давно стоит в планах режима по переводу ситуации там в формат гражданской войны. Саид Афанди был обречён как миротворец. Саид Афанди, которого я, кстати, лично знал, добился договорённостей между суфиями и салафитами. Таким образом, он стал помехой для Системы. Система сейчас играет на обострение. Она примеряет конфронтационный сценарий. Ликвидация Саида Афанди - продолжение казанского дела. Нужно отметить, что перед этим в Дагестан федералы загнали большой силовой ресурс. Понятно, что случайные совпадения исключены. Следа настоящих радикалов в этой акции быть не может. У них были все возможности это сделать когда угодно на протяжении многих лет. Мы видим, что именно системные либералы и играющие против них силовики заинтересованы использовать Северный Кавказ во всероссийской разборке. Позиция невмешательства в российскую политическую борьбу со стороны Кавказа - наивна. Кавказская карта раз за разом разыгрывается центром. Внутридагестанские силы ещё не поняли, что им не удастся отсидеться вне «московских дел». Они ошибочно думают, «мол, наше дело сторона».
Технология устранения неугодных фигур «под ложным флагом» отработана ювелирно. Создаётся фальшивый «джамаат», куда втягиваются несведущие» (http://golosislama.ru/news.php?id=11055).

Негласный духовный наставник «Имарата Кавказ» гиперсионист Авраам Шмулевич, в своей аналитической статье «прокачал» все версии возможных организаторов убийства Саида Афанди. Как и следовало ожидать, он сразу же исключил участие в этом теракте представителей израильских, американских и грузинских спецслужб. Зато отметил, что этот заказ мог поступить от Ирана или «Аль-Каиды», цитирую:
«Иностранные спецслужбы: Израиль - США - Англия - КСА – Пакистан – Турция – Грузия, это основные кандидаты Вероятность этой версии я тоже считаю близкой к нулю. Во-первых, потому, что никто из них не заинтересован в том, чтобы взорвать регион. Во-вторых, потому что у них вряд ли хватит оперативных возможностей провести такую операцию без риска того, что российские коллеги представят неопровержимые доказательства их участия, со всеми вытекающими дипломатическими и кадровыми последствиями».
В завершении своего анализа Авраам Шмулевич выводит такие цифры вероятных заказчиков: - «50% - русские власти; 40% - лесные (или чисто местная инициатива, или приказ от Аль-Каиды); 10% - Иран» (http://avrom-caucasus.livejournal.com/188330.html).
Однако, не смотря на все мои антипатии к гиперсионисту Шмулевичу с ним нельзя не согласиться в том, что последствия этого убийства для Дагестана и России могут быть весьма серьезными, хотя конечно сравнение Шмулевича с убийством Папы Римского считаю, мягко говоря - нелепыми, цитирую:

«Значение этого убийства для Дагестана и вообще мусульман Кавказа, как Северного, так и Южного, можно сравнить со значением убийства Папы Римского для христианской Европы. Только не современного Папы. А Папы шестнадцатого века, эпохи Реформации. Когда глава Римско-католической церкви обладал реальной политической и экономической властью, а сам западно-христианский мир был расколот конфессиональной войной. И для одних Понтифик являлся наместником бога на Земле, а для других - еретиком и наместником Ада» (см. там же).
Во всей этой истории ясно одно - убийство Саида Афанди Ацаева совершили враги России, независимо от того, в каких лесах они прячутся или в каких высоких кабинетах сидят. Последствия этого убийства, конечно же, просчитаны организаторами теракта, и чудиться мне Авраам Шмулевич прав, когда говорит, что «Ангел смерти пришел за Дагестаном», и конечно «черному ангелу» совсем не нужны шейхи – миротворцы, как те, кто был убит до Саида Афанди: Шейх Муртазали Дагистани, муфтий, профессор Максуд-хаджи Садиков, суфийский шейх Сираджудин Хурикский, Муфтий Исмаил Бостанов (Исламский институт, Карачаево-Черкесия), имам центральной мечети Буйнакска Гитиномагомед Абдулгапуров и т.д. Все они выступали за примирение между "ваххабитами" и "суфиями".
Несомненно, что в этом списке погибших Саид Афанди Чиркейский является наиболее весомой фигурой. В случае развязывания в Дагестане войны по сценарию Чеченского конфликта 1999 года, Саид Афанди со своим авторитетом мог сыграть в Дагестане ту же роль, что сыграл тогдашний муфтий Чеченской Республики, а последствие Первый Президент Чеченской Республики, Герой России - Ахмат-Хаджи Кадыров. Саид Афанди, по замыслу врагов, мог бы стать помехой в их планах развала России, мог стать вторым Ахматом-Хаджи Кадыровым который своим авторитетом противостоял злу и сорвал планы врагов России по дестабилизации всего Кавказа с последующим его отделением от России.
Однако, как сказано в хадисе Пророка Мухаммада (С.а.С.):
«Удивительны дела верующего. Для него все – добро, и так происходит только с верующим. Когда с ним случается что-то хорошее, он благодарен, и в этом – благо для него. Когда с ним случается что-то плохое, он терпит, и в этом – благо для него»
(Муслим).

«Если вам выпадет удача, это огорчает их; если вас постигнет несчастье, это радует их. Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни ничуть не повредят вам. Воистину, Аллах ведает о том, что они вершат» (Коран, 3:120).
А это значит, что проявление терпения лучший выход для мусульман в таких случаях, ибо сказал Всевышний:
«Воистину, Аллах – с терпеливыми.» (Сура «Добыча», 66).

Ко всем своим регалиям, досточтимый Шейх Саид Афанди Чиркейский получил еще и степень шахида (Инша Аллах). Теперь он непременно станет очередным символом несокрушимой борьбы за идеалы Ислама, символом того, как следует себя позиционировать в мире, когда зло со всех сторон окружает твою страну, и пытается тебя заставить прибегнуть к твоим же методам борьбы.
Ризван Курбанов, депутат Государственной думы РФ, курировавший ранее силовой блок в правительстве Дагестана, свидетельствует, что Шейх всегда был против силовых действий, когда Курбанов спросил Шейха Саида Афанди, цитирую:
«Как же нам отвечать на убийства имамов, духовных лидеров, общественных деятелей, чиновников. Мы же должны дать ответ на убийства.
– Будут убивать, будем хоронить. Если ко мне придет убийца и наставит на меня пистолет, я не пойду на опережение. Зачем мне отвечать за его кровь перед Всевышним? Пусть он сам за мою отвечает».
В этом ответе кроется вся философия Шейха, он придерживался того же принципа непротивления злу насилием, который впервые был провозглашен на Кавказе Устазом и Овлия Кунта-Хаджи Кишиевым. Слова Шейха Саида Афанди:
«Если ко мне придет убийца и наставит на меня пистолет, я не пойду на опережение. Зачем мне отвечать за его кровь перед Всевышним? Пусть он сам за мою отвечает»,- свидетельствуют о том, что у Шейха было духовное родство с Кунта-Хаджи Кишиевым.
Саид Афанди Чиркейский, как и его великий предшественник - Шейх Кунта-Хаджи Кишиев, ушел не изменив своим принципам миротворца. Тем самым к своей святости Шейх Саид Афанди получил еще и степень мученика - шахида, и (Инша Аллах) воздаянием им за их праведный путь (тарикат) станет Рай «Фирдовс», в котором обитают Пророки, Овлия и Шахиды.
Чтобы стать святым мучеником не нужно взрывать ни в чем неповинных людей, для этого достаточно на зло, отвечать добром!

Известный устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов досточтимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдуррахмана.

Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгустились тучи: враги Ислама уничтожали тысячи исламских ученых (да будет доволен ими Аллах!), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Мухаммад Я’суби. В этот тяжелый период по Милости Аллаха в селении Чиркей родился мальчик.

Говорят, что это произошло в ночь, когда определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди (да возвеличит его Аллах!). По воле Аллаха, через общение с ним в последующем тысячи мюридов обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Я-син», обратился ко Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама и никогда не сворачивал с него и чтобы он стал ученым, который бы обучал вере новое поколение, ибо в то время враждебные для Ислама тенденции набирали силу с каждым днем.

Воистину, в ту ночь Лайлат аль-Бара’а, середине месяца ша’бан, который назван месяцем Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллах внял мольбе отца Саида-афанди.

Мать Саида-афанди, ‘Айша (да смилуется над ней Аллах), рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления сына на свет. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на муравейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно.

Часто отец, кладя Саида в люльку, читал ему на ухо суру «Аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался, вглядываясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпеливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы, даже со стороны детей. Еще в детстве ему снились особенные, мудрые сны.

Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь.

Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а к младшим был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к конфликтам, и даже когда кто-то был не прав, он всегда уступал.

Саид-афанди (да будет доволен им Аллах!) – достопочтенный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никогда не нарушающий данного им обещания.

У отца Саида-афанди было большое желание дать сыну исламское образование. Но он умер от внезапной болезни (да успокоит Аллах его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик читая Коран, дошел до суры «Я-син».

Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчивости матери, мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти сельские стада овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его призвали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он не пропускал ни намазы, ни посты и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, уводя отары овец в горы. Но и там, в горах, в любую погоду – метель, снег, дождь или ветер – он каждый раз, совершив омовение, сам произносил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз.

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

В течение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в нем образованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллаха ﷻ помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальных средств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путь шазилийского тариката.

К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время ученые Ислама Хаджи, сын Якуба, и Хаджи, сын Патала, обучили его религиозным наукам. В то время Саид был уже зрелым человеком, и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, он успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллахом ﷻ, он знал любую изученную им книгу, словно сам был ее автором.

Многие муршиды предвидели его дальнейшую судьбу. Так, тарикатский шейх Абдуль-Хамид-афанди из селения Инхо спросил у своего мюрида из Чиркея Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На краю вашего села есть дом, в котором живет благословенный сирота. Как его дела?». Говорят, он спрашивал об этом у многих чиркейцев. На самом деле, так и было: дом Саида-афанди находился на сельской окраине. Мухаммад Ариф-афанди часто говорил своим мюридам: «В Чиркее, дети мои, хранится волос Пророка; наступит день и это станет явным для всех».

Одним из лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему:«Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллаха, чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида-афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело. Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду-хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада-афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду-афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом. Несмотря на огромное число мюридов, которые приходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала.

Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида-афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте.

В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки:

На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,

Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.

Тайну и явь, как масло и мед,

Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:

Мы разговор о многом повести могли бы,

Когда б не страх, что будет он напрасен.

Но умному достаточно намека,

И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Известный устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов досточтимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдуррахмана.

Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгустились тучи: враги Ислама уничтожали тысячи исламских ученых (да будет доволен ими Аллах ﷻ!), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Мухаммад Я’суби. В этот тяжелый период по Милости Аллаха в селении Чиркей родился мальчик.

Говорят, что это произошло в ночь, когда определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди (да возвеличит его Аллах ﷻ!). По воле Аллаха ﷻ, через общение с ним в последующем тысячи мюридов обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Я-син», обратился ко Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама и никогда не сворачивал с него и чтобы он стал ученым, который бы обучал вере новое поколение, ибо в то время враждебные для Ислама тенденции набирали силу с каждым днем.

Воистину, в ту ночь Лайлат аль-Бара’а, середине месяца ша’бан, который назван месяцем Пророка ﷺ, когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллах ﷻ внял мольбе отца Саида-афанди.

Мать Саида-афанди, ‘Айша (да смилуется над ней Аллах), рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления сына на свет. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на муравейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно.

Часто отец, кладя Саида в люльку, читал ему на ухо суру «Аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался, вглядываясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпеливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы, даже со стороны детей. Еще в детстве ему снились особенные, мудрые сны.

Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь.

Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а к младшим был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к конфликтам, и даже когда кто-то был не прав, он всегда уступал.

Саид-афанди (да будет доволен им Аллах ﷻ!) – достопочтенный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никогда не нарушающий данного им обещания.
У отца Саида-афанди было большое желание дать сыну исламское образование. Но он умер от внезапной болезни (да успокоит Аллах его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик читая Коран, дошел до суры «Я-син».

Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчивости матери, мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти сельские стада овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его призвали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он не пропускал ни намазы, ни посты и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, уводя отары овец в горы. Но и там, в горах, в любую погоду – метель, снег, дождь или ветер – он каждый раз, совершив омовение, сам произносил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз.

В течение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в нем образованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллаха ﷻ помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальных средств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путь шазилийского тариката.
К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время ученые Ислама Хаджи, сын Якуба, и Хаджи, сын Патала, обучили его религиозным наукам. В то время Саид был уже зрелым человеком, и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, он успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллахом ﷻ, он знал любую изученную им книгу, словно сам был ее автором.

Многие муршиды предвидели его дальнейшую судьбу. Так, тарикатский шейх Абдуль-Хамид-афанди из селения Инхо спросил у своего мюрида из Чиркея Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На краю вашего села есть дом, в котором живет благословенный сирота. Как его дела?». Говорят, он спрашивал об этом у многих чиркейцев. На самом деле, так и было: дом Саида-афанди находился на сельской окраине. Мухаммад Ариф-афанди часто говорил своим мюридам: «В Чиркее, дети мои, хранится волос Пророка; наступит день и это станет явным для всех».

Одним из лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему:«Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллаха ﷻ, чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело». Глаза Саида-афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело. Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду-хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада-афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду-афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом ﷻ. Несмотря на огромное число мюридов, которые приходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала.

Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида-афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте.

В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки:
...На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,
Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.
Тайну и явь, как масло и мед,
Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:
Мы разговор о многом повести могли бы,
Когда б не страх, что будет он напрасен.
Но умному достаточно намека,
И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Да преумножит Всевышний Аллах ﷻ силы досточтимого шейха Саида-афанди и одарит счастьем обоих миров его семью, близких и всех тех, кого любит он и кто любит его! Аминь!

Известный устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов досточтимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдуррахмана. Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгустились тучи: враги Ислама уничтожали тысячи исламских ученых (да будет доволен ими Аллах!), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Мухаммад Я’суби. В этот тяжелый период по Милости Аллаха в селении Чиркей родился мальчик.

Говорят, что это произошло в ночь, когда определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди (да возвеличит его Аллах!). По воле Аллаха, через общение с ним в последующем тысячи мюридов обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Я-син», обратился ко Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама и никогда не сворачивал с него и чтобы он стал ученым, который бы обучал вере новое поколение, ибо в то время враждебные для Ислама тенденции набирали силу с каждым днем.

Воистину, в ту ночь Лайлат аль-Бара’а, середине месяца ша’бан, который назван месяцем Пророка (мир ему и благословение), когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллах внял мольбе отца Саида-афанди.

Мать Саида-афанди, ‘Айша (да смилуется над ней Аллах), рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления сына на свет. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на муравейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно.

Часто отец, кладя Саида в люльку, читал ему на ухо суру «Аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался, вглядываясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпеливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы, даже со стороны детей. Еще в детстве ему снились особенные, мудрые сны.

Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь.

Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а к младшим был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к конфликтам, и даже когда кто-то был не прав, он всегда уступал.

Саид-афанди (да будет доволен им Аллах!) – достопочтенный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никогда не нарушающий данного им обещания.

У отца Саида-афанди было большое желание дать сыну исламское образование. Но он умер от внезапной болезни (да успокоит Аллах его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик читая Коран, дошел до суры «Я-син».

Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчивости матери, мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти сельские стада овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его призвали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он не пропускал ни намазы, ни посты и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, уводя отары овец в горы. Но и там, в горах, в любую погоду – метель, снег, дождь или ветер – он каждый раз, совершив омовение, сам произносил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз.

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

В течение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в нем образованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллаха помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальных средств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путь шазилийского тариката.

К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время ученые Ислама Хаджи, сын Якуба, и Хаджи, сын Патала, обучили его религиозным наукам. В то время Саид был уже зрелым человеком, и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, он успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллахом, он знал любую изученную им книгу, словно сам был ее автором.

Многие муршиды предвидели его дальнейшую судьбу. Так, тарикатский шейх Абдуль-Хамид-афанди из селения Инхо спросил у своего мюрида из Чиркея Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На краю вашего села есть дом, в котором живет благословенный сирота. Как его дела?» . Говорят, он спрашивал об этом у многих чиркейцев. На самом деле, так и было: дом Саида-афанди находился на сельской окраине. Мухаммад Ариф-афанди часто говорил своим мюридам: «В Чиркее, дети мои, хранится волос Пророка; наступит день и это станет явным для всех» .

Одним из лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему: «Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллаха, чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело» . Глаза Саида-афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело. Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду-хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада-афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду-афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом. Несмотря на огромное число мюридов, которые приходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала.

Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида-афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте.

В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки:

На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,

Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.

Тайну и явь, как масло и мед,

Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:

Мы разговор о многом повести могли бы,

Когда б не страх, что будет он напрасен.

Но умному достаточно намека,

И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Да преумножит Всевышний Аллах силы досточтимого шейха Саида-афанди и одарит счастьем обоих миров его семью, близких и всех тех, кого любит он и кто любит его! Аминь!

Духовный лидер Дагестана, 74-летний суфийский шейх Саида аффанди аль-Чиркави погиб от руки террористки-смертницы. Вместе с ним погибла его супруга и еще пять человек, в том числе 12-летний ребенок. Еще три человека получили ранения. В Дагестане объявлен день траура. Следствие полагает, что за терактом стоит радикальное ваххабитское подполье.

Саид Абдурахманович Ацаев, известный в мусульманском мире как шейх Саид афанди аль-Чиркави (Чиркейский), проживал в аварском селе Чиркей недалеко от Буйнакска. Во вторник, 28 августа, к нему в дом вошла под видом паломницы женщина, которая не вызвала подозрений у охраны. Она подошла к шейху практически вплотную и привела в действие закрепленное на ней взрывное устройство.

Смертнице взрывом оторвало голову, но правоохранительные органы довольно быстро установили ее личность. Террористкой оказалась так называемая "черная вдова" Аминат Курбанова, урожденная Алла Сапрыкина 1982 года рождения. Она вышла замуж за мусульманина-ваххабита и сама приняла ислам. В 2012 году ее мужа убили в ходе спецоперации.

Курбанова с весны находилась в розыске. По оперативным данным, она входила в группу из пяти смертников, подготовленных для проведения терактов. Двух женщин удалось задержать накануне первомайских праздников в Северной Осетии. А 3 мая в пригороде Махачкалы на блокпосту подорвали себя брат и сестра Алиевы 23 и 19 лет соответственно. Погибли 12 человек, более сотни были ранены.

После теракта в Махачкале появились предположения, что Курбанова сама не была смертницей, а лишь занималась вербовкой террористов. Появились предположения, что она сама случайно погибла во время самоподрыва Алиевых. Кроме того, в мае же был уничтожен полевой командир Гусейн Мамаев, которого считали организатором теракта и группировка которого предположительно подготовила смертников. Возможно, все это в совокупности успокоило спецслужбы и интенсивность розыска Курбановой снизилась.

Убийство Саида Чиркейского стало самым резонансным покушением на религиозного деятеля в Дагестане. Хотя мусульманские священнослужители в республике довольно часто становятся жертвами экстремистов, но посягательств на духовных лидеров такого масштаба еще не случалось. Саид Чиркейский был духовным лидером, к мнению которого прислушивались верующие. Среди его мюридов числятся многие крупные бизнесмены и влиятельные чиновники. Саид Афанди не занимал никаких официальных постов, но его мюридом является муфтий Духовного управления мусульман Дагестана.

Биография шейха Саида афанди аль-Чиркави была достаточно обычной до определенного момента. Он учился в советской школе, работал чабаном в колхозе, служил в армии, был пожарником на Чиркейской ГЭС. Однако, в возрасте 32 лет он ушел с работы и целиком предался изучению Корана и трудов духовных наставников. Окончив всего 7 классов, он прочитал много литературы и писал свои труды по богословию в стихах, вызывая восхищение тех, кто их читал, в том числе Расула Гамзатова. Со временем шейх стал главой двух суфийских тарикатов Накшбанди и Шазилийя, которые составляют основу традиционного для Дагестана течения ислама. Еще один тарикат - Кадирийя - получил распространение в соседней Чечне. Поскольку шейх официально не назначил себе преемника, преемственность духовной власти сейчас прервана.

Погибший мученической смертью шейх Саид афанди аль-Чиркави предпринимал попытки наладить диалог с лидерами салафитских общин, чтобы предотвратить их дальнейшую радикализацию. Он категорически осуждал с богословских позиций тех, кто совершает преступления во имя веры.

Наступление экстремистов на традиционный ислам в последние годы осуществляется по всем фронтам. В Дагестане в октябре 2011 года застрелили еще одного суфийского шейха Сиражутдина Хурикского, который пользовался наибольшим влиянием на юге Дагестана. В том же ряду стоят убийства муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, заместителя муфтия Ставрополья Курмана Исмаилова, ректора дагестанского Института теологии Максуда Садикова и покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова.

Гибель Саида Чиркейского вызвала в Дагестане настоящий шок. Проститься с шейхом приехали почти сто тысяч человек со всей республики. Они повергнуты в шок и негодование убийством своего любимого духовного наставника. Глава республики Магомедсалам Магомедов собрал экстренное заседание Совета безопасности, на котором потребовал от правоохранительных органов найти и уничтожить организаторов теракта. Также было принято беспрецедентное в своем роде решение о создании в городах и районах отрядов самообороны из молодых людей, которые займутся борьбой с ваххабитским подпольем.

Ваххабиты освоили и такой метод террора, как внедрение своих сторонников на военные базы. Практически одновременно с убийством шейха пришли сообщения, что в другой части республики, на границе с Азербайджаном, пограничник-контрактник открыл огонь по коллегам-силовикам. Жертвами стали двое военнослужащих внутренних войск и пятеро сотрудников СОБРа из Алтайского края, командированные в Дагестан. Ответным огнем ваххабит был убит. Информация о связи сержанта Рамазана Алиева с ваххабитами у компетентных органов была и его перевели на работу, не связанную с боевыми действиями - в отдел материально-технического обеспечения. Тем не менее, он продолжал ходить в караул с закрепленным за ним автоматом. И в этот день он также находился на дежурстве.

"Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского - еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов нашего общества, мужественных и незаурядных личностей, которые и сегодня являются нравственными ориентирами для всех дагестанцев, - говорится в заявлении руководства республики.- Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей".
"Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался непререкаемым авторитетом в республике и за ее пределами, - отмечается в заявлении. - Его мудрое слово на протяжении долгих лет служило духовному просвещению общества, направляло на путь мира и согласия, наставляло молодежь следовать высшим нравственным ценностям ислама, дагестанской культуры, гуманистическим традициям наших народов. Ему верили, доверяли, за его советом и поучением шли тысячи людей". Шейх Саид Афанди "твердо стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм во взглядах и действиях, открыто выступал против экстремизма и терроризма".
Органы власти Дагестана подчеркнули, что "будут предприняты все необходимые меры, чтобы преступники получили по заслугам". "Преступникам не удастся расколоть Дагестан, разрушить наше единство, посеять страх и ненависть на дагестанской земле, где веками мирно сосуществовали представители разных народов, религий, культур. Авторитетное слово духовных лидеров Дагестана будет жить в делах их многочисленных последователей", - говорится в заявлении.