Базилика Св. Николая в Бари


У каждого есть места, особо дорогие сердцу. Среди них парки, музеи, дворики, переулки, кофейни, площади и храмы. Я периодически бываю в церквях и базиликах, но лишь немногие находят отклик в душе и становятся тем местом, куда искренне стремишься вернуться. Базилика Святителя Николая в – одна из самых любимых, где я испытывала невероятные эмоции, от которой веет теплом, спокойствием и верой.
Свою историю она ведет с 11 века, когда барийцы привезли мощи святителя из Мир Ликийских и сделали самого любимого на сегодняшний день русского святого покровителем приморского Бари. Об этом солнечном городе я давно слышала от своих друзей, которые открыли для себя сокровища Апулии лет 10 назад. Но вот добраться до него было сложно, и мои пути упорно обходили город стороной. В итоге я получила «волшебный пендель» - в Бари меня привело чудо. Я получила помощь от Святителя Николая в очень непростом деле, и больше не могла искать себе оправдания и тянуть с визитом в Бари. Так я обрела один из самых любимых городов и базилику, где от радости и переполняющих эмоций просто наворачиваются слезы.



Все началось в 1087 году, когда барийцы отплыли к берегам тогдашней Византии. Бари был в незавидном положении: подавленный норманнами, он потерял статус столицы (а некогда он являлся столицей византийских владений в южной Италии), да и экономически ослаб. Есть легенда, что Святитель Николай явился во сне некоему священнику и сказал привезти его мощи в Бари. Мероприятие, затеянное жителями города, удалось, и 9 мая (по православной традиции 22 мая) они с триумфом вернулись в столицу Апулии.



Началось строительство базилики. Не обошлось без конфликта – население во главе с моряками поругались с архиепископом, а Рожер I (норманский князь) приказал выделить место под храм и начать его строительство. Крипта была освящена папой римским Урбаном II, в ней и сейчас хранятся останки Святителя Николая Мирликийского.



Это самая старая часть храма с разнообразными капителями на колоннах. Алтарь и мощи закрыты решеткой, которая открывается только на православных литургиях. А 9 мая – в день торжественного перенесения - открывают гробницу для того, чтобы взять накопившееся миро.



Миро – это прозрачная жидкость, которую мощи Николая Чудотворца источают на протяжении многих лет. Даже в Мирах Ликийских моряки увидели непонятную воду, когда разбили мраморный саркофаг. После изъятия миро смешивают со святой водой и продают всем желающим в магазинчике рядом с базиликой. Называется он Sala di offerte. Вашему вниманию редкий кадр – снимок гробницы святого, специально открытой для получения мира. Блик внизу – это отражение вспышки в образованной за год жидкости.



Базилика всегда получала щедрые подарки от русских князей и царей. Посещал храм и Николай II, оставивший в книге почетных гостей лаконичный автограф, и подаривший икону своему святому покровителю. На его же средства был заменен мраморный пол в крипте.



Короли и королевы (например, польская королева Бона из миланского дома Сфорца, похороненная в алтаре базилики) много жертвовали на украшение храма. Сербский царь Урош II в 1319 г. устроил серебряный престол в крипте над гробом Святителя. Его сын Урош III в 1325 г. пожертвовал запрестольный образ Святителя Николая Угодника в качестве благодарности за чудесно возвращенное зрение. Эта икона и сейчас располагается рядом с мощами. Вот она на фото.



В нижнем храме есть еще одна святыня – старинная колонна. По легенде она находилась в храме в Мирах, и сама приплыла в Бари, словно следуя за кораблем с мощами Николая Чудотворца. Многие люди видели своими глазами, как в ночь перед освящением храма, Николай водружал ее на место с помощью ангелов. Часто к колонне прикладываются и получают многочисленные исцеления.



В соборе есть еще и реликварий, куда не часто заходят верующие. В погоне за вечно уезжающими автобусами и уплывающими кораблями, паломники не удостаивают его своим вниманием. В нем хранятся: шип из тернового венца Спасителя, святые мощи апостолов Иакова Алфеева и Иакова, равноапостольной Марии Магдалины, мученика Лонгина Сотника. Здесь же собраны драгоценные дары всех времен: лампады (одна из них подарена великим князем Константином, братом русского царя Александра II в 1859 г.), иконы, кресты, различные литургические предметы и многое другое.



Верхний храм очень светлый и просторный, с шикарным золотым потолком. Здесь стоит чтимая для католиков статуя Святителя, которую выносят на праздничные шествия. Обычно рядом с ней валяется гора записок, что верующие пишут Николаю со своими тайными желаниями, прошениями и благодарностями. У храма какая-то неописуемая атмосфера, фотографировать кажется лишним и ненужным.



А надпись «Tomba del santo» около лестницы, ведущей в крипту, показалась в свое время самой долгожданной и важной на свете. Я не могу назвать себя сильно верующей. Я иногда читаю Евангелие и соответствующую литературу, понимаю, что откуда берется, но не хожу в храм каждое воскресенье, почти не соблюдаю посты и причащаюсь крайне редко. Я была во многих храмах России, у наших очень почитаемых Святых, но нигде и никогда я не ощущала ТАКОГО! Почти фактического присутствия, невероятной персональности и накрывающей любви и заботы. Святитель Николай умер в 4 веке, но остается с нами...всегда.



Я знаю, что у многих просто перевернулось мышление и жизнь после посещения этого Святого. Даже у людей, далеких от религии, он вызывает теплые чувства и душевный трепет. Около мощей Святителя я просто рыдаю. От счастья. Я ему бесконечно благодарна за помощь и участие в моей жизни. Там с легкостью отстаиваешь по три часа, терпишь человеческую наглость (и такое бывает) и суету, видишь абсолютно разных людей. Кто словно с пляжа, кто в монашеских облачениях, кто с глазами, полными счастья – к этой встрече они шли всю жизнь. Все объединены одним, всех собрал Святитель Николай, всем есть, с чем к нему обратиться. И я уверена, что люди уходят с радостью и легким сердцем, и непременно, получают просимое. Иначе и быть не может.



Жители Бари Святителя Николая обожают и искренне любят. Иконы можно найти в каждом дворе, на стенах и в домах. Однако, северяне о нем даже не знают. Мой друг (православный батюшка) недавно сказал мне, что католическая церковь перенесла Николая Чудотворца в список местночтимых святых, исключив из общепочитаемых (возможно, я не совсем верно выражаюсь, но суть, вроде, ясна). Удивительно – самый любимый в России святой в Италии оказался в статусе местного. Но любви от этого меньше не стало. Все списки – банальная условность.



С каждым годом паломников к Святителю Николаю приезжает все больше, русскую речь частенько слышишь и около базилики, и на широких торговых улицах, и в рыбных ресторанах. Они никогда не забудут дорогу к самому дорогому святому, и, как и наши предки будут стремиться в славный город Бари. За помощью, за пониманием и за огромной радостью, что неизменно получаешь. Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!
Источники: путеводитель Е. Селищевой, статьи о Святителе Николае из книг и с сайтов. Верхнее фото - мое, все остальные с сайта nikola-ygodnik.narod.ru.

Русский народ всегда нуждался в постоянной молитве у мощей святителя Николая, именно поэтому в начале XX в. Церковь, русская православная общественность и сам император озаботились возведением в Бари храма и странноприимного дома для духовного окормления русских паломников, для внимания к их повседневным нуждам. На собранные по всей России народные деньги (в течение нескольких лет все сборы в храмах Русской Православной Церкви в дни Свт.Николая шли в фонд строительства), силами Императорского Православного Палестинского Общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли, архитектурный комплекс был в целом возведен к 20-м гг. XX в. и до 1917 г. успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях I мировой войны. Русскому храму Свт.Николая в Бари были переданы значительные вклады в виде икон и церковной утвари как от простых жертвователей, так и от представителей царствующей фамилии. Барградское Подворье Русской Православной Церкви с удобными помещениями для приема паломников, красивым храмом, прекрасным большим садом обещало стать со временем духовным оазисом для всех русских богомольцев у мощей Святителя.
Тогда этим надеждам, по попущению Божию, не суждено было сбыться. Трагические события революции 1917 г., тяжелым катком прокатившейся по судьбам миллионов людей и обрекшей Русскую Церковь и народ Божий на тяжелейшие испытания, жертвы и мученичество, отозвались и в далеком Барграде. Русские люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в эмиграции, оказались невольными хранителями русской церковной недвижимости за рубежами Родины. Барградское Подворье оказалось заброшенным, лишенным всяких средств к существованию, паломничество к мощам Свт.Николая прекратилось.
Единственной миссией русской эмиграции в Бари должно было бы стать всемерное сохранение Подворья для будущей возрожденной России. Однако, к сожалению, управление Подворьем в 20-е гг. самонадеянно взяли на себя люди, потерявшие веру в Россию, отчаявшиеся и потому утратившие надежду на ее избавление в будущем от ига безбожной власти. Один из них - князь Николай Давидович Жевахов, представлявший тогда эмиграционное Палестинское Общество, в 1937 г. своевольно и самочинно продал городским властям всю русскую церковную недвижимость в Бари, построенную на народные пожертвования. С тех пор Барградское Подворье перестало быть собственностью России и Русской Православной Церкви.
С тех пор храм лишился практически всего имущества – из нескольких десятков икон старого письма остались немногие единицы, бесследно исчезли ценные подарки, старинная утварь, прекрасная библиотека и т.п.
В этих условиях, после подписания соглашения в ноябре 1998 г. между Русской Православной Церковью в лице Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и мэром г.Бари г-ном С.Ди Каньо Аббреша в Бари при храме Свт.Николая Чудотворца было открыто Подворье Московского Патриархата, которое имеет своей целью развитие всесторонних духовных связей с Италией и с г.Бари в частности, а также занимается духовным окормлением русских паломников, во множестве притекающих к мощам Великого Угодника Божия. К 2000 г. было во многом воссоздано убранство храма Свт.Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни.

В июле 2001 Господь подарил мне возможность побывать в Италии поклониться мощам Святителя и Чудотворца Св. Николая и помолиться за всех и конечно, за наш приход, приложившись к раке Святого.
Мощи Святителя находятся в крипте (нижней части) базилики Св. Николая в итальянском городе Бари на побережье Адриатического моря. Хотя Базилика принадлежит римско-католической церкви и управляется монахами доминиканцами, предствители разных конфессий имеют разрешение на богослужения в крипте. Совместные службы здесь также не редкость.

Необыкновенное волнение охватывает от возможности соприкоснуться в великим сокровищем.
Вокруг Базилики толпы народа, говорящих на всевозможных языках, а в нижней части Базилики – в крипте у гробницы Святого стоит особая молитвенная тишина: христиане разных деноминаций из разных стран молятся в едином духовном единстве.

История перенесения Мощей Св. Николая

Бари, Италия

Фасад Базилики Св. Николая

Базилика построена в романо-норманском стиле. Строительство было полностью завершено в двенадцатом веке.

Базилика Св. Николая

Фрагмент главного входа

Верхний уровень

Потолки храма расписаны художником и архитектором Карло Роса в 17 веке в стиле Барокко.

Склеп Базилики

Эта икона Св. Николая находится за мраморным надгробием с мощами святого. Икона - подарок Сербского короля Уроша III в 1327 г. в знак благодарности Св. Николаю за чудесное возвращение потерянного зрения. Как многие полагают, икона была написана при жизни святого.

Лампада в форме лодки с сидящем в ней Св. Николам постоянно горит перед ликом Спасителя. Считается, что семья Св. Николая владела рыболовецким флотом, и что сам он был умелым моряком - ведь он является главным покровителем всех мореходов. Унаследовав состояние родителей, Св. Николай отдал большую часть его на благотворительность

Русская икона Св. Николая

В Базилике находится несколько икон Святого. Самая старая из них в богатом серебряном окладе - икона Тверской школы была написана в 18 столетии.

Православный Иконостас

В восточном пределе крипта находится Православный икотостас, предназначенный исключительно для православных богослужений. Иконы написаны Хорватским иконографом. В настоящее время предел используется в основном для служб румынской православной общины.

Монумент Св. Николаю Чудотворцу был создан Зурабом Церетели, Президентом Российской Академии Искусств и установлен во внутреннем дворе Базилики в 2003 году.

Эта церковь принадлежащая РПЦ была возвращена Русской Православной Церкви правительством Италии в 2009 году.

Русская Православная Церковь Св. Николая в Бари

Главный вход

В 1071 году город Бари – крупный торгоый порт и столица и Византийской Италии - был завоеван норманнами (варягами) и потерял свое экономическое значение. Барийцы решили отправиться в Миры Ликийские (Малая Азия, ныне территория Анталии, Турция), чтобы забрать мощи Св. Николая. Таким образом они надеялись на покровительство одного из самых почитаемых святых в Византии, который издавна считался покровителем моряков и купцов, и его помощь в поднятии авторитета и популярности города.
В 1087 году 62 Барийских мореплавателя отпраились в Миры, где под видом паломников проникли к гробнице святого и открыли ее. Вынув источающие миро мощи святого, им удалось отразить сопротиление греческих монахов и перенести мощи на корабль. В мае 1087 года корабль достиг берегов Бари. Первоначально, предполагалось разместить мощи в кафедральном соборе, но затем было решено построить специальный храм.
В июле того же года начались работы по воздвижению новой базилики. В 1089 году мощи Святителя были положены в крипту (подземную часовню) новой Базилики, где они находятся и по сей день.

Мироточивые мощи Св. Николая

С давних времен паломники из разных стран Европы стремились побывать в Бари помолиться у мощей Св. Николая Чудотворца, приложиться к раке и получить чудодейственное миро.
Миротечение продолжается и поныне. Миро собирается священниками раз в год – в праздник перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари 9 мая (22 мая С.С). Миро, которое источается мощами (итальянцы называют его манной) собирается из гробницы с помощью специального насоса в сосуд и разбавляется святой водой. Это миро разносится паломниками по самым разным уголкам света, принося людям, по молитвам Святителя, утешение и исцеление духовное и телесное. Миро можно приобрести в небольшом магазине при Базилике. Хотя оно содержит лишь капельку чистого миро, оно по молитве и по вере может давать удивительную помощь – миро можно пить и смазывать больные участки тела – чудеса, исходящие мощей святого, не прекращаются

Подворье Русской Православной Церкви с храмом св. Николая в Бари

В тридцати минутах ходьбы от Базилики Св. Николая находится Подворье Русской Православной Церкови Св. Николая, которая была официально передана РПЦ правительством Италии в марте 2009 года. Первоначально она была построена в начале ХХ века как храмовый комплекс для русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам Св. Николая. В результате гонений на Православную церковь в годы советского режима, церковь осталась заброшенной, и русские иммигранты передали храмовый комлекс муниципалитету города Бари.
В настоящее время церковь отреставрирована и православные паломники имеют возможность молиться в церкви и служить литургию на мощах Святителяю. Литургия на мощах Св. Николая служится еженедельно (по четвергам). Верующие могут прикладываться к раке со святыми мощами.

Город Бари, расположенный в регионе Апулия, был основан еще в V веке до н.э. В городе сохранилась разновековая архитектура, но прежде всего он известен многим верующим людям тем, что именно здесь находятся мощи, католический собор и православная церковь Николая Чудотворца.
Святой почитается православной и католической церковью, как покровитель сирот, путешественников, заключенных и избавитель от напрасной смерти и болезней.

Николай Угодник прослужил до своей смерти епископом города Миры. Еще при жизни его считали исцелителем и защитником. Когда несколько верующих исцелились, поклонившись его мощам, Мира стала центром святой веры. Но набеги мусульман ставили под угрозу целостность мощей и тогда барийские купцы отправились в Миру с целью вывести мощи Святого Николая Чудотворца в Бари. Все события разворачивались в 1087 году 20 апреля. Мощи были похищены и 8 мая корабли вошли в гавань Бари. На следующий день святыню торжественно перенесли в храм святого Стефана. С тех пор 9 мая с особым размахом отмечается праздник перенесения мощей. Барийцы реконструирую события многовековой давности, устраивая костюмированное представление с участием нескольких сотен человек.

Наиболее почитаем этот праздник в самом Бари, на территории России, Болгарии и Сербии.

Часть мощей осталась в Турции, так как барийцы не смогли собрать мелкие останки, и часть, после первого крестового похода, оказалась в Венеции.

До сих пор есть две точки зрения о событиях 1087 года. Барийцы и русская православная церковь считают перенесение мощей, их спасением, греческая церковь расценивает поступок, как кражу.

Мощи Николая Чудотворца относятся к мироточивым. Это выяснилось еще при их перевозке из Мир Ликийских. Люди, которые доставали мощи из гробницы, обнаружили скелет Святителя, плавающий в неизвестной жидкости. Священную жидкость православные называют «миро», а католики «манной святого Николая».

Бари: храм Николая Чудотворца

Строительство храма началось в 1087 году, когда из города Миры в Бари были перенесены мощи Николая Мирликийского. С этого момента Бари превратился в город Святителя Николая - одного из самых почитаемых святых.

Храм был построен в самом центре города и сразу же стал местом значимых исторических событий. Здесь проповедовал Петр Амьенский о начале крестового похода, проходил церковный собор, решающий вопрос объединения Западной и Восточной церквей.

Есть версия, что базилика была отстроена как новое здание, но предполагается, что она возведена на месте дворца катапана (губернатора), так как присутствуют определенные различия стилей и дисгармония элементов убранства.

Сейчас базилика оказалась в старой части города, расположившись прямо на побережье Адриатического моря. Она состоит из двух храмов - верхнего и нижнего, где и расположена гробница с мощами Чудотворца. Крипта (подземная церковь) относится более ранней постройки. Потолочный свод поддерживается 26 мраморными колоннами. В правом углу под сводом находится колонна из красного мрамора или как ее называют - чудодейственный столб. Считается, что сам Николай принес эту колонну в храм. Паломники прикладываются к колонне прося о исцелении и здоровье.

Рака размещена ниже уровня пола и огорожена каменными блоками. Округлое отверстие в передней части устроено так, чтобы священники могли проникнуть внутрь для сбора миро. С этой же цель пол гробницы имеет небольшой наклон к центру.

Доступ к святыне дозволяется только организованным группам паломников и с разрешения церковного начальства.

Справа от входа в верхний храм расположена сокровищница. Здесь хранятся подарки, сделанные паломниками базилике и христианские святыни, которым могут помолиться верующие. Наиболее ценным экспонатом является икона Святого Николая, подаренная сербским царем Урошем III в знак благодарности за возвращенное зрение. Здесь же хранятся реликвии, привезенные из крестовых походов: частицы мощей апостолов Фомы и Якова, шип из венца Иисуса.

В верхнем храме установлена статуя Святителя Николая, накрытая стеклянным куполом. Под него верующие кладут записки с просьбами. Раз в год 9 мая статую выносят из базилики и торжественным шествием проносят по городу. Праздник перенесения мощей - один из главных в Бари.
В базилике служатся не только католические мессы, но и православные молебны. Базилика открыта с 7 до 19.00.

Православная церковь Николая Чудотворца, Бари

Николай Угодник - один из самых почитаемых святых в России. Русская православная церковь и император Николай II предпринимали попытки восстановить церковь в Мирах, но они оказались неудачными. Тогда было принято решение учредить в Бари русское подворье для нужд российских паломников. Деньги на строительство собирали всей страной. Был установлен тарелочный сбор два раза в год в дни почитания Святого Угодника. Большой вклад внесла царская семья. В 1913 г на участке земли в 1,5 га был заложен фундамент будущего храма. Архитектором был выбран А.В Щусев, специализировавшийся на церковной архитектуре.

Летом следующего года был открыт временный приют для паломников, рассчитанный на 30 человек. В 1937 году подворье уже не являлось российской собственностью, а относилось к Константинопольскому патриархату. И только в 2009 г России вернули права на здание подворья. Сейчас комплекс занимает 0,7 га.

Православная церковь выдержана в псковско-новгородском стиле, поэтому является уникальным строением для Западной Европы. Перед строителями стояла цель построить комплекс по образцу строений XV века.

В верхнем части расположен одноярусный иконостас, образа которого расписаны французским художником А. Бенуа. И расположены по канонической схеме. В нижнем храме находится икона Святителя и частичка его мощей. Также достопримечательностью церкви является модель подворья, дающая полное представление о масштабах комплекса. Над одним из входом в храм размещена икона Космы и Димиана, почитаемых в провинции Апулия. В центре под сводным потолком находится большая люстра (паникадило), которое было изготовлено сербскими мастерами на деньги российских паломников.

В храме хранятся и другие значимые святыни:

  • частицы мощей Киево-Печерских отцов;
  • часть мощей Серафима Соровского и его икона;
  • икона Федора Ушакова с частицей мощей.

Храм расположен в 3 км от базилики Святого Николая в районе Каррацци.

Паломничество в Бари к Николаю Чудотворцу

Как показывают источники, паломничество православных к мощам Николая Угодника началось еще в XV веке. В XIX веке к мощам приезжали российская царская семья, известные деятели культуры, представители как высших, так и низших сословий.

На протяжении сотен лет у мощей Николая чудотворца происходят чудеса. В этом уверены сотни тысяч верующих, съезжающихся в Бари со всего света.

В православной церкви Николая Угодника почитают дважды в год 9 мая и 19 декабря. Именно в эти дни Бари принимает самый большой наплыв паломников.

В день перенесения мощей православный храм принимает больше двух тысяч верующих. Ежедневно в храме совершается молебен с акафистом, по четвергам служат литургию. Возможность причаститься у мощей увеличивает число паломников ежегодно.

Многие хотят получить миро, которое источают мощи святого. Священники собирают его специальным кувшином в день перенесения мощей. Миро добавляется в святую воду, которую забирают с собой паломники. Бутылочки такой воды можно приобрести в лавке базилики.

, «в крипте, в сев.-вост. углу, устроен правосл. придел». Однако на практике православные богослужения совершаются не в этом приделе, а непосредственно на престоле–саркофаге над мощами свт. Николая, по четвергам.

Базилика св. Николая относится к католической церкви, находится она в старой части города, на берегу Адриатического моря. Состоит из двух храмов - верхнего и нижнего - крипты, где собственно, и установлена рака с мощами Николая Чудотворца. Возраст крипты насчитывает почти тысячу лет, верхнего храма - чуть менее.

В 1087 году одному апулийскому священнику г.Бари явился во сне святитель Николай и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была предпринята, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые также имели намерение привезти мощи в свой город. Баряне, в составе 62-х моряков, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в торговые порты и ведя торговлю как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю, которая как и сам г. Миры, была разрушена сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Моряки, не зная точного расположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду отказа, применили силу и пытки. Один из монахов, смалодушничав, выдал место захоронения.

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта, она оказалась наполненной до краев благоуханным миром. Не имея возможности взять с собой большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заранее заготовленный ковчег и увезли с собой. Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча. Вначале мощи были помещены в церкви св.Евстафия. В том же году началось строительство базилики, частично разрушая, частично используя камни древнего дворца Катапана (византийского наместника г.Бари), заброшенного после захвата города норманнами и переноса столицы в г.Салерно. Стиль базилики получился смешанным - римско-норманнским. Позднейшие надстройки в стиле барокко были удалены в ходе реставрационных работ в 1925-1934 годах.

Зайдя в собор, вы сначала попадаете в верхнюю часть базилики: здесь можно увидеть кафедру первого настоятеля аббата Элии (+1096) - шедевр римской скульптуры; Портал Львов, на котором изображены сцены завоевания норманнской конницы; капителии (1120); мавзолей Боны Сфорцы, польской королевы (в апсиде - 1593); триптих Рико да Кандия (1451); позолоченный потолок, выполненный Карло Роза ди Битонто (1661). Сокровищница расположена справа от входа, здесь находятся великие христианские святыни, а также многочисленные подарки, сделанные православными и католическим паломниками со всего мира.

Но главная цель правосланого паломника - это крипта, где находится Гробница с мощами святителя Николая. Здесь можно полюбоваться византийскими и римскими капителиями (ХI века), помолиться у иконы святителя Николая, подаренной королем Сербии Урошем III Дечанским (1327), а также у чудотворной колонны.

Информация: http://www.bargrad.ru; http://www.basilicasannicola.it



Восточный придел в крипте Базилики

В 1966 году в крипте Базилики тщанием монахов-доминиканцев, хранителей мощей Св. Николая, появился так называемый Восточный придел (Capella orientale). Его появление обозначило важнейший поворот в межцерковных отношениях Запада и Востока: на Втором Ватиканском Соборе было определено, что православные являются "разделенными братьями", а не схизматиками, как считали католики прежде, а кроме того Патриарх Константинопольский и Папа Римский сняли взаимные анафемы. Все это позволило осуществиться уникальной инициативе, не имеющей аналогов в христианском мире - внутри "католического пространства" появился Восточный придел с иконостасом, отведенный исключительно для православных богослужений. Освятили придел совместно кардинал Паоло Джоббе и архимандрит Геннадий (Зервос), тогда настоятель греческой церкви в Неаполе, а ныне - митрополит Италии и Мальты (Константинопольский Патриархат). Иконы написаны хорватским иконописцем Златко Латковичем. Несколько позднее, в 1981 году, доминиканские монахи устроили также в крипте еще один придел - в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, братьев Солунских и просветителей славян. Этим действием они отметили как и прославление Католической Церковью этих Святых в чине "Небесных покровителей Европы" (в прибавление к преподобному Венедикту Нурсийскому), так и собственные чаяния на сближение разделенных христиан.

В настоящее время Восточный придел крипты используется преимущественно для богослужений румынской православной общины. Настоятель Подворья Московского Патриархата, о. Владимир Кучумов, обычно служит в прекрасной русской церкви, возведенной в Бари почти столетие назад как еще один видимый знак стремления россиян к главной барийской святыне, мощам Св. Николая Чудотворца.

Из книги "Мироточивые мощи Св. Николая Чудотворца и другие святыни Барийской базилики". Автор М. Талалай при участии о. Джеррардо Чоффари. Бари Св.-Николаевский исследовательский центр, 2013.