Конспект урока "синонимы, их роль в речи". Организационный момент


Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синонимы"

Цель:знать определение синонимов, о различие синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью, о словарях синонимов; о роли синонимов в речи;

уметь: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарями развивать их логическое мышление; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. После работы выполняется взаимопроверка).

    Все слова языка (лексика).

    Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).

    Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

    Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

    Слова с переносным значением (метафора).

    Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

    Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (омофоны).

    Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

III. Диктант с последующим частичным синтаксическим и пунктуационным разбором.

(Первое предложение дети разбирают в тетрадях, а второе и третье выполняется двумя учениками на доске).

Задание:

    Луна – небесное тело.

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)

    Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)

Задание: объяснить пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.

IV. Объяснение нового материала.

Учитель:

Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).

Посмотрите на рисунки: какой из них вы подписали бы словом луна, а какой – словом месяц? Почему? (в разговорной речи и в художественной литературе луну называют и луной, и месяцем. Но обычно, если слышим или читаем слово «месяц», то представляем луну «молодую, серповидную, двурогую. И определения при слове месяц так же будут: молодой, новый, озорной).

Сравниваем по стилю первое предложение со вторым и третьим; убеждаемся, что в нем слово луна заменить словом месяц нельзя.

Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».

Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Учитель:

И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.

Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.

Учитель: что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию).

V. Знакомство со словарными статьями словаря синонимов.

VI. Закрепление материала.

1. Синонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, выразить мысль более точно. В первоначальном варианте одного из своих стихотворений Ф.Тютчев написал: «С горы бежит ручей проворный».

В последствии, работая над стихотворением, поэт заменил слово ручей на синоним. На какой? (Поток) Докажите, что данные слова являются синонимами.

Как вы думаете, почему поэт заменил слово? (Слово поток изображает стремительное и быстрое течение воды с гор, оно образнее, чем слово ручей.

2. Выразительное чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Вьюга».

Вьюга снежная, пурга
На пряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели.
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

Учитель:

Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение.

(Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).

Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.

Учитель:

Для чего используют синонимы в речи? (Ответы детей).

3. Посмотрите сценку-миниатюру «Синонимы» из книги Ф.Кривина «Принцесса Грамматика».

Давайте разберемся, кто кому – синоним, а кто – антоним.

Синонимы:

свежий – теплый (о хлебе),
черствый – холодный (об отношениях к товарищам)
холодный – прохладный, свежий (о воздухе)

Антонимы:

свежий – черствый (о хлебе)
свежий – теплый (о воздухе)

4. Физкультминутка (дыхательная гимнастика)

А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

5. Игра: «Назовите слово». (Какое единое слово можно употребить для выделенных слов?)

а) Вспыльчивый человек, страстное желание, напряженный день (горячий).
б)Безошибочное суждение, справедливый человек, нормальное биение сердца (правильный).
в)Железная воля, незыблемое решение, крутой характер (твердый).
г) Прочный стол, насыщенный раствор, глубокий сон, здоровый организм, верная дружба (крепкий).

6. Игра: (Назовите слова, которые определены следующим образом)

а) в одном значении синоним слово множество, в другом – антоним слова суша (море)
б) синоним луны и омоним двенадцатой части года.(месяц).
В) синоним слову победа и омоним слову, обозначающему сорт клубники (виктория)
Г) синоним к фразеологизму на краю света, антоним к в двух шагах (за тридевять земель).

VII. Обобщение материала.

Над какой темой работали?

Что такое синоним?

Для чего употребляются синонимы в речи? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке? Могут ли знания по данной теме пригодиться нам в жизни?

VIII. Домашнее задание: решить кроссворд из тетради.

Цели:

  • познакомить с понятием “синонимы”,
  • учить находить сходство и различие слов - синонимов,
  • развивать речь учащихся,
  • формировать навыки работы в парах и группах,
  • воспитывать положительное отношение к учебе.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами,
  • предметные рисунки,
  • карточки со словами синонимами,
  • карточки с тестовыми заданиями,
  • учебники, тетради.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы. Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые знания.

II. Каллиграфическая минутка.

С чего мы обычно начинаем урок? Буква, над написанием которой мы будем работать, обозначает непарный согласный твёрдый звук в словах, которые вы сейчас записали.

На что надо обратить внимание при написании строчной буквы эр ?

На второй строчке напишите сочетание букв –оро- ? На что посоветуете обратить внимание здесь? (Соединительный штрих.) В каких словах встречается сочетание -оро-?

III. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Какую букву надо запомнить?

Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

2. Закончите стихотворение:

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ----------- смех. (И.Суриков. “Детство”)

Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал?

Запишите слово ребята.

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему?

3. Посмотрите на рисунок и скажите, как то, что здесь изображено, назвать одним словом? (Одежда)

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

Составьте предложение с этими словами.

(Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде.

Тёплая одежда спасает ребят от мороза.)

Одно предложение запишите в тетрадь.

Кто хочет написать предложение с комментированием на доске?

IV. Ведение в новую тему.

Что вы сейчас записали? (Предложение)

Чему учились вчера на уроке? (Составлять текст.)

Чем текст отличается от предложения?

Прочитайте то, что записано на доске.

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите.

V. Работа над новой темой.

Поработайте в парах над вопросами:

Чем отличаются тексты? Какой интереснее?

(Ответы учащихся.)

Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются.

Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).

Малыши, дети, детвора.

Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.

Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)

Откройте учебники (стр.40), прочитайте

О чём вы узнали? Как называется тема урока? Синонимы.

Запишите её в тетрадь.

Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?

VI. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40.

Рассмотрите вначале рисунки. (см. рисунки 1-4)

Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова

Работа в группах. Проверка.

(На доске рисунки 1-4 и карточки со словами погасить, потушить, выключить, задуть.

От каждой группы выходит один ученик, подбирает к рисунку карточку).

Что объединяет эти слова и чем они различаются? (В каждой группе приведены

слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.)

VII. Физминутка.

Дует ветер, ветки гнёт,
А потом затихнет.
Вдруг деревья шевельнёт
И совсем утихнет.

VIII. Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами.

Упр. №2, стр. 41, часть 1.

Прочитайте задание.

Расскажите, что будете делать.

Как называются слова, записанные в скобках?

Что значит изменить форму слова?

Самостоятельная письменная работа.

Взаимопроверка.

IХ. Выполнение задания в тестовой форме.

1. Отметь галочкой слово с непроверяемой орфограммой.

Холод
стужа
мороз

2. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.

Дети
ребята
малыши

3. Отметь галочкой синоним к слову друг. Х. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке я...

Задайте вопросы по теме урока классу.

ХI. Д. з.: правило на стр. 40-41.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
___________________Синонимы._______________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Медова Надифа Мухматовна

Место работы

Гимназия

Должность

Преподаватель

Предмет

Русский язык и литература

Класс

Тема и номер урока в теме

Лексика 5-й урок

Базовый учебник

    Цель и задачи урока

Цель: углубление знаний о синонимах, полученных в начальной школе.

Задачи:

- обучающие: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями,; обучить самостоятельно пополнять свои знания.

- развивающие: дать определение синонимов, научить различать синонимические оттенки, значения, эмоциональные окраски и стилевую неоднородность, работать со словарями синонимов.

- воспитательные: развить чувство гордости за столь богатый синонимами язык.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, игровая.

    Необходимое техническое оборудование: презентация, медиапроектор, словари, листы самоконтроля.

Структура и ход урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент

Проектор(1)

Демонстрация

Чтение, осмысление

Проверка домашнего задания

Проектор(1)

Демонстрация

Повторение

Объяснение новой темы

демонстрация

Освоение новой темы

Закрепление изученного

Интерактивная доска(3)

демонстрация

Закрепление изученного

демонстрация

Закрепление изученного

_______Синонимы___________________________________

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Проектор

Текст и изображение

Иллюстрация, препрезентация.

http :// www . .

http://school-collec .

Изображение

Презентация

http : .

Интерактивная доска

Презентация

http : .

    Организационный момент. Эпиграф

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский). (слайд 1)

Учитель: Слова бывают разные-

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово - утешения

И слово – удушения… (В. Полторацкий).

Обратите внимание на эпиграф нашего урока,\. Как вы понимаете его значение?

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цели.

    По следам домашнего задания. (слайд 2)

- Продолжим изучение раздела лексика. Проведем небольшую разминку, чтобы повторить изученное.

*Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Лексика).

*Вспомните, что мы уже знаем о лексике.

*Что такое омонимы? Дайте определение.

*Назовите омонимы, которые вы записали дома. (Упр. 345).

*О каких словах идет речь? (слайд 3)

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу - далеки.

(Я.Козловский)

(Речь идет об омонимах).

*Что такое троп?

Приведите примеры тропов из текста. (На столах карточки с заданием. Работа в парах). (слайд 4)

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

(С.Есенин)

III . Переход к изучению новой темы.

Диктант с последующим частичным синтаксическим и пунктуационным разбором.

(Первое предложение дети разбирают в тетрадях, а второе и третье выполняется двумя учениками на доске).

Задание:

    Луна – небесное тело.

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)

    Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)

Задание: объяснить пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.

Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).

Сравниваем по стилю первое предложение со вторым и третьим; убеждаемся, что в нем слово луна заменить словом месяц нельзя.

Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».

Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.

Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.

Что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию). (слайд 5)

Составление синонимических рядов. (слайд 6)

Учащиеся объясняют значение каждого синонима в ряду, указывают в чем различие.

Красавица, жара, запальчиво, молва, лось.

С л о в а д л я с п р а в о к: зной, красотка, жар, задорно, пекло, жарища, чаровница, жарынь, несдержанно, слух, толк, слава, сохач, разговоры, сохатый, слушок.

Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.

    Знакомство со словарными статьями словаря синонимов.

(Учитель разъясняет структуру и правила пользования со словарем синонимов).

    Закрепление материала.

    Работа с теоретическим материалом (стр. 144-145).

    Выполнение упражнения № 349 (устно).

3. Игра: (Назовите слова, которые определены следующим образом)

а) в одном значении синоним слово множество, в другом – антоним слова суша (море)
б) синоним луны и омоним двенадцатой части года (месяц).
в) синоним слову победа и омоним слову, обозначающему сорт клубники (виктория)
г) синоним к фразеологизму на краю света, антоним к в двух шагах (за тридевять земель).

V . Выполнение заданий по группам.

(Ученики делятся на три команды: «Умные», «Смышленые», «Мудрые»).

Ваша задача в том, что вы должны правильно ответить на вопросы и набрать баллы. В конце по количеству баллов узнаем, какая команда оправдала свое название.

(Вопросы и задания отображаются на интерактивной доске).

(призатруднениях учащиеся обращаются к словарю синонимов).

Задание 1.(слайд 7) Подберите синонимы к словам:

Аплодировать-

Способный-

Задание 2.(слайды 8-14) Подберите синонимы к словам:

Перстень-

Вопрос. (слайд 16) Чем отличаются синонимы в образованных парах?

Задание 3. (слайд 17) Продолжите синонимический ряд:

Охранять-

Бесконечный-

Задание 4. (слайд 15) Замените эти иноязычные по своему происхождению слова русскими синонимами:

Актуальный, имитация, антракт, триумф, пресса, финал, шеф.

VI . Опишите картину, используя как можно больше синонимов и синонимических рядов. (Репродукция картины). (слайд 18)

Усвоения новых знаний 1 Распределительный...Урок

... конспектов уроков , которые проиллюстрируют наши предложения. Технология анализа урока Цель посещения урока ... урока теме и цели урока ? Каких этапов урока здесь недостает? 43. Ознакомьтесь с планом урока в I классе. Тема ... словотолкование, синонимы , ...

  • Конспект урока по химии Тема: «Ковалентная химическая связь, ее виды»

    Урок

    Гуленина Ксения Александровна 2012 г. Конспект урока Тема урока : «Ковалентная химическая связь, ... дом - 1 мин План -конспект урока Основные этапы урока , время Методы Содержание учебного... вы должны помнить, что синонимом ковалентной связи является атомная...

  • Синонимы

    Цели урока: формировать у учащихся знаний о синонимах, развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности, учить подбирать синонимы к данному слову. строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи, воспитывать положительные качества у учащихся.

    Ход урока

    Организационный момент

    Сообщение целей урока.

    Мы с вами уже познакомились с многозначными словами и омонимами, сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли,что опоздали.)

    Не сердитесь на нас.

    Не обижайтесь.

    Не дуйтесь.

    Где вы были?-спрашивает учитель.

    В школе, тут близко.

    Совсем недалеко.

    Рядом.

    Что же вы там делали? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.

    Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их ещё называют синонимами.

    Учитель: Да, тема нашего урока называется «Синонимы».Проходите, присаживайтесь. Откроем тетради, запишем число и тему урока.

    Синтаксическая пятиминутка.

    Кусты опушились блестящим инеем.

    Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

    Какие орфограммы есть в этом предложении?

    Какими ещё словами можно описать иней?(сверкающий, сияющий, переливающийся, искрящийся).

    Одинаковое или разное значение у этих слов?

    Совпадает ли у них звучание и написание?

    Делается вывод о том, какие слова называются синонимами.

    Прочитаем правило в учебнике. Всё ли мы сказали о синонимах? А чем синонимы отличаются от омонимов? Знакомство со словарём синонимов.

    3. Упражнение на экране.

    Найти слова, похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?

    Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было,что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.

    (в тетрадь выписать слова-синонимы, проверить себя по словарю)

    А теперь поучимся доказывать, что данные слова являются синонимами. Упражнение 349.

    Ученики записывают в тетрадь слова и доказывают, что они являются синонимами.

    Игра »Третий лишний»

    Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

    Огонь, дым, пламя.

    Алфавит, азбука, чистописание.

    Лошадь, конница, кавалерия.

    Бросать, кидать, ловить.

    Ураган, дождь, буря.

    Шалун, озорник, тихоня.

    Физминутка

    Запишем слова в два столбика.

    Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

    Неразговорчивый рассеянный

    Невнимательный молчаливый

    Неправильный простой

    Неудачный безуспешный

    Несложный легкомысленный

    несерьезный ошибочный

    Продолжить загадки

    Простое слово »промежуток»:

    В театре несколько минуток,

    Пока начнётся новый акт,

    Мы называем их …(антракт).

    На время что-то прекратив,

    Мы объявляем… (перерыв).

    В борьбе, в труде устали слишком,

    Дают уставшим… (передышку).

    После урока непременно

    Нужна ребятам …(перемена).

    Упражнение 351(самостоятельно).

    Есть у нашего народа такая пословица:»Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые, а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой- никогда.

    (В.Крупин)

    О чём говорится в этом тексе? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберём синонимы к слову добрый. Можно пользоваться словарём синонимов(добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения)

    Вот и заканчивается наш урок. Давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились? Чем они отличаются от омонимов? Где можно найти эти слова? Какие задания для вас были лёгкими, трудными? Что больше всего понравилось на уроке?

    Отройте дневники, запишите домашнее задание. П. 68, придумать и записать 5-6 предложений со словами –синонимами, используя материал сегодняшнего урока.

    Тема урока: Синонимы – слова, близкие по значению.
    Тип урока : Открытие нового знания.
    Мотивация учащихся: проблемная ситуация, «открытие» новых знаний через формулировку учебных вопросов и поиск их решения.
    технология сотрудничества (групповая)
    Цель урока: расширение представлений о синонимах.
    Задачи:
    Предметные:
    - умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
    - находить слова – синонимы в тексте и отличать их от однокоренных слов;
    - работать со словарём;
    - подбирать родственные слова, определять части речи;
    - использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании небольшого текста.
    Метапредметные:
    Создать условия для развития у учащихся:
    - умения принимать и сохранять учебную задачу;
    - умения определять общую цель и пути её достижения;
    - навыков работы с учебной книгой;
    - навыков активного использования речевых средств для развития коммуникативных и познавательных задач;
    - готовности слушать собеседника и вести диалог;
    - умения выделять информацию из словаря в соответствии с учебной задачей.
    Обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс» автор Н.В.Нечаева, 2013г., часть 2.
    Примечание: ЛУУД – личностные УУД
    РУУД – регулятивные УУД
    КУУД – коммуникативный УУД

    Ход урока:

    I Организационный момент
    Включение в деловой ритм урока.
    - Здравствуйте. Ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к работе.
    II. Актуализация знаний
    На доске:
    Труд, плакать, дело, рыдать, смелый, отважный.
    - Рассмотрите запись. Что вы можете сказать о данной записи?

    Какую «работу» выполняют слова в нашей речи?
    - Распределите слова на три грамматические группы.
    - Что можно сказать о группах слов?
    (Каждая группа обозначается карточками с названиями частей речи).
    III. Новый материал. Определение темы урока, постановка проблемных вопросов.
    - Синонимы – это и есть тема урока. На какие вопросы по теме урока хотели бы сегодня найти ответы?
    1. Работа по учебнику
    - Вернёмся к словам. Напомните, почему ваш товарищ назвала эти слова синонимами.
    (На доске появляются записи- опорные слова, которые помогут «собрать» правило, что такое слова – синонимы:синонимы, слова близкие по смыслу.
    _ Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу ещё одним словом – синонимом, используя словарь – синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарём?
    На доске:
    Имена сущ. Имена прилаг. Глагол
    труд смелый плакать
    дело отважный рыдать
    работа храбрый реветь
    - Проанализируйте группы слов. Что ещё можете сказать о синонимах?
    На доске:синонимы, слова близкие по смыслу,они относятся к одной части речи.


    - Сделайте вывод, используя опорные слова.
    - Откройте учебник с.60, прочитайте правило… Совпал ли ваш вывод с выводом учебника.
    - Что ещё нового узнали из статьи.
    - Вспомните, какие вопросы о синонимах ставили перед изучением темы…
    - Вы нашли на уроке ответы на эти вопросы?
    IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику - упр.321
    - Познакомьтесь с заданием 321.Прочитайте выразительно.
    - Определите основную мысль стихотворения.
    - О чём оно?
    -Что рассказывается об осинке?
    - Спишите, так как в учебнике, проговаривая слова орфографически.
    - Подчеркните грамматическую основу, укажите части речи.
    - Докажите, что слова «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет» - синонимы.
    - Можно ли утверждать, судя из ваших выводов, что эти глаголы имеют один смысл - это слова родственные?
    - В словаре - синонимов найдите синонимы к слову «дрожать».
    - Как вы думаете, зачем столько много синонимов?
    - Хорошо. Давайте вернёмся к стихотворению и найдём существительные к схеме: корень суффикс окончание.
    Запишите их и разберите.
    V. Физминутка
    Покажем действиями стихотворение.
    V. Применение новых знаний
    - Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте предложения. Что заметили?
    Текст на карточках в таблице слева:
    Мальчик упал с дерева.
    Кот перекатился через себя и упал на землю.
    Подъёмный кран, издавая громкий скрежет железа, упал с корабля в реку.
    - Ой, обратно упал – сказал продавец апельсинов неведомому зверьку».
    Слова на карточке в таблице справа:
    чебурахнуться
    свалиться
    рухнуть
    шмякнуться
    - Попробуйте заменить глаголы синонимами и запишите предложения. Воспользуйтесь словами в списке.
    - Как лучше звучит, как было или как вы зачитывали?
    - Почему? Зачем нужны слова – синонимы?
    - Откройте словарь – синонимов на стр. 3, найдите и прочитайте пятый абзац. Найдите ту информацию, где говорится о роли синонимов.
    VI. Рефлексия
    - Какое открытие вы сделали?
    - Всем ли было комфортно на уроке?
    - Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
    VII. Итог
    - Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. Оцените свою работу на ступеньках успешности.
    Д./з. упр. 325

    Скачать Конспект урока русского языка, 2 класс. Синонимы