Есть ли в русском языке суффикс. Суффиксы
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:
друг, друж-ок , рам-оч-к (а).
Формообразующие (словоизменительные) суффиксы
Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.
Например,
- суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
- суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .
Суффиксы –ть
(-ти
), -л-
не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после
: пойд(ем)-те,
поед(ем)-те
.
Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :
причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .
Возвратные суффиксы -ся, -сь
входят в основу слова и часто стоят после
:
Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь
Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.
Напомню, что:
- словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
- словообразование - это образование новых слов.
Словообразовательные суффиксы
С помощью словообразовательных суффиксов
образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-
:
лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.
Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :
сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.
Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи
.
Например, суффикс -ник
-, —от
— . —ок
— (гриб-ник, крас-от
(а), друж-ок
) служат для образования только существительных; -ск-
(флот-ск
(ий)
) — для образования только прилагательных; —ыва
-,-ива
— (обдум-ыва
-ть
) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:
Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:
- от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
- от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
- от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .
Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:
- суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
- увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
- суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
- для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
- для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
- выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .
Суффиксы (и
) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс —тель
в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель
),
суффикс —от
— — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а)
);
суффикс —ск
— — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий)
).
Суффикс может быть не обозначен буквами.
Суффикс или часть суффикса может быть скрытой
, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ
буквы Е, Ё, Ю, Я
обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:
врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].
Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :
- Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
- Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
- Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
- Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород-н (ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
- Вывод: стар-ин-н (ый) .
Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.
Более подробно см. Выделение суффикса в слове.
Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.
Суффиксы | Их работа | |
Образуют существительные | ||
-к- -ик- -ек- -ок- -еньк- -оньк- -ечк- -очк- -ушк- -юшк- |
рыба — рыбк
а ключ — ключик замок — замочек друг — дружок рука- рученьк а лиса- лисоньк а Ваня – Ванечк а игла – иголочк а дед – дедушк а поле — полюшк о |
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок |
-ник- -чик- -щик- -тель- -ниц- -к- |
лес — лесник
возить — возчик барабан — барабанщик учить — учитель учить — учительниц а радист — радистк а |
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий |
Образуют прилагательные | ||
-ист- -ск- -ов- -ев- -н- |
скала — скалист
ый город — городск ой горох - горохов ый шаль — шалев ый лето — летн ий |
|
Образуют глаголы | ||
-а- -и- -е- -ова-(-ёва-) -ива-(-ыва-) |
звук – звуча
ть рана –рани ть белый – беле ть зима – зимова ть кольцо — кольцева ть укачать — укачива ть открыть -открыва ть |
|
-ся-(-сь-) | учить — учиться —
учусь
лечить — лечиться — лечусь |
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова. |
Формообразующие суффиксы | ||
-ть- -ти- |
читать
нести |
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова. |
-л- | читаю – читал
; говорю — говорил |
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова. |
У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.
Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .
Слова в русском языке образуются при помощи значимых частей: приставок, суффиксов. Суффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Кроме того, они могут указывать для глаголов на их время, для существительных на род, число и падеж.
Значение и виды суффиксов
У каждой части речи есть свой суффикс, который обладает своим конкретным значением. Например, у имён существительных:
- суффикс - ец может обозначать лицо и предмет мужского рода, принадлежность к какой-либо группе: владелец, итальянец,
- суффикс - ик несёт уменьшительно-ласкательную функцию: столик, носик,
- при помощи этой необходимой значимой части слова образуются слова, обозначающие лиц мужского рода по принадлежности к определённой деятельности. Лингвист, флорист - такие слова, в которых суффикс - ист играет важную роль в определении того рода занятий, которым занимаются названные лица,
- слов, имеющих суффиксы, с помощью которых можно назвать кого-то или что-то нежно и ласково. К таким суффиксам относятся: -к - (шкурка), -ошк - (окошко), -ушк - (голубушка), -чик - (пальчик). А ещё: -ц -, -ышк -, -юшк -.
Прилагательные имеют довольно разнообразный список значений суффиксов. Достаточно привести несколько примеров.
- Суффиксы -ан- (-ян-) участвуют в образованииприлагательныхсозначением материала, из которого сделан предмет (деревянный, кожаный).
- Значение принадлежности выражается в суффиксах прилагательных - ев (-ов ): братов, слесарев.
- На географическую принадлежность указывают суффиксы -енск- (-инск-) . Например, кубинский и пензенский.
Суффиксы глаголов не так многочисленны, но значимость их велика. Только одна буква в суффиксе -л- может образовать прошедшую форму интереснейшей и сложной части речи. Для примера, можно назвать только несколько глаголов: знал, выл, кидал. Некоторые из глагольных суффиксов указывают на действие, которое направлено самим человеком на себя. Это суффиксы -сь - и -b- (наслаждаюсь).
Неопределённую форму глагола легко распознать по суффиксам -ти , -ть , -чь . Таких слов много. Во только некоторые из них: прийти, спеть, испечь.
Суффиксы местоимений и наречий надо просто запомнить, чтобы, благодаря полученным знаниям, распознать эти части речи.
Окраска и эмоции в суффиксах
Особняком в ряду морфем, участвующих в образовании новых слов, стоят суффиксы, имеющие эмоциональную и экспрессивную окраску. Эта окраска может быть разнообразной, от уменьшительной до презрительной. Между ними возможна ласкательная и преувеличительная окраска, выражающая своё отношение к предмету, герою или явлению. Люди по-разному относятся к окружающему миру, поэтому окраска меняется. Она может быть резко отрицательной или, наоборот, положительной.
Как разбирать слово по составу + ТАБЛИЦА СУФФИКСОВРазобрать слово по составу - значит сделать его
морфемный анализ
, или указать, из каких морфем слово состоит.
Морфема
- минимальная значимая часть слова.
Напомним, на какие части можно разбить слово:
Корень
главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.
В русском языке есть слова, которые состоят из одного корня:
гриб
,
метро
,
пер
о
,
остров
,
погод
а
.
Также, есть слова состоящие из двух корней:
тепл
о
ход
,
вод
о
пад
,
сам
о
вар
.
Из трех корней:
вод
о
гряз
е
леч
ебница.
Из четырех корней:
электр
о
свет
о
вод
о
леч
ение.
Суффикс
значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.
В некоторых словах может быть два суффикса: подберез ов ик - суффиксы - ов - и - ик - .
Приставка
это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.
Окончание
это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.
Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.
Например, в слове поездка .
Изменяя слово: поездк ой , или поездк у , то видно - изменяемая часть - а . Обведем её рамочкой, это окончание .
Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово - по езд , пере езд . Сравнивая эти слова - видим, что не меняется часть слова езд . Это и есть корень .
Затем найдем приставку , для этого надо опять подобрать однокоренные слова - по езд , под ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае - это часть слова по .
И наконец, найдем суффикс , который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае - это часть слова к .
У нас получилось:
Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:
суффикс |
пример |
к |
леп к а, лап к а |
ик |
луч ик , пакет ик |
ок |
волос ок , снеж ок |
чик |
лет чик , кузне чик |
щик |
гон щик , бан щик |
ник |
меха ник , двор ник |
ек |
платоч ек , веноч ек |
ёк |
кул ёк , парен ёк |
ишк |
дом ишк о, пальт ишк о |
ышк |
пятн ышк о, пер ышк о |
ушк |
весн ушк и, баб ушк а |
юшк |
гор юшк о, пол юшк о |
очк |
ламп очк а, дуд очк а |
ечк |
сит ечк о, сем ечк а |
оньк |
ябл оньк а, дев оньк а |
еньк |
руч еньк а, нож еньк а |
ищ |
изб ищ а, руч ищ а |
тель |
учи тель , строи тель |
ист |
такс ист , программ ист |
онок |
зайч онок , волч онок |
ёнок |
лис ёнок , тигр ёнок |
ат |
галч ат а, волч ат а |
ят |
лис ят а, тигр ят а |
Самые распространенные суффиксы имен прилагательных:
суффикс |
пример |
н |
суббот н ий, извест н ый |
ов |
образц ов ый, холщ ов ый |
ев |
кольц ев ой, ежедн ев ный |
оват |
бедн оват ый, мал оват ый |
еват |
молодц еват ый, син еват ый |
оньк |
мах оньк ий, лёг оньк ий |
еньк |
сер еньк ий, бел еньк ий |
ск |
белорус ск ий, монголь ск ий |
лив |
счаст лив ый, хваст лив ый |
чат |
дыр чат ый, дым чат ый |
Суффиксы у глаголов:
суффикс |
пример |
а |
прыг а ть, дрыг а ть |
я |
се я ть, ве я ть |
е |
тверд е ть, гляд е ть |
и |
глад и ть, езд и ть |
о |
мол о ть, кол о ть |
л |
прыгну л а, сея л и |
Образцы разбора слов:
пришкольный
1. Выделяем окончание, ищем однокоренные слова: пришкольн ому , пришкольным. Окончание ый .
2. Находим корень: пришкольный - школ а, школь ник. Корень школь
3. Ищем суффикс: холод н ый, молодеж н ый - прил. Суффикс в слове пришколь н ый - н .
4. Теперь приставка: при усадебный, при морский. То есть приставка при .
подосиновики
1. Окончание, изменяем слово: подосиновик, подосиновик ам , подосиновик ов . Окончание и .
2. Корень: подосиновик - осин а, осин ник. Корень осин .
3. Суффикс: орех ов ый, осин ов ый, - ов -. И суффикс - ик -: подберезов ик , мохов ик .
4. Приставка: под одеяльник, под березовик. Приставка под .
Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.
Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-
Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.
Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:
- команда - командовать;
- проба - пробовать;
- зависть - завидовать;
- волнение - волноваться;
- расход - расходовать;
- горе - горевать;
- беседа - беседовать;
- участие - участвовать;
- чувство - чувствовать;
- сочувствие - сочувствовать;
- штрих - штриховать.
Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:
- я сейчас танцую;
- я сейчас рисую.
Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.
Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:
- Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.
Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.
Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:
(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.
Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".
После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.
Примеры слов, в которых он выделяется:
Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.
Суффиксы в причастиях
Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.
Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:
Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним
В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:
- ослабе-ва´-ть;
- запоте-ва´-ть;
- поли-ва´-ть;
- проде-ва´-ть;
- напе-ва´-ть.
Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:
- ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
- запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
- полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
- продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
- напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).
Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.
Суффикс -е-
Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:
- почерн-е-ть (от чего?) от горя;
- посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
- заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
- побел-е-ть (от чего?) от старости.
В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.
Гласные перед суффиксом -л-
Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.
Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:
- вертеть - вертел;
- веять - веял;
- затеять - затеял;
- зависеть - зависел;
- измерить - измерил;
- каяться - каялся;
- кланяться - кланялся;
- лелеять - лелеял;
- надеяться - надеялся;
- объездить - объездил;
- отчаяться - отчаялся;
- приклеить - приклеил;
- реять - реял;
- слушать - слушал;
- сеять - сеял;
- чистить - чистил;
- чуять - чуял.
Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.
Задание для закрепления
Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.
В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.
Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.
Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.