Как улучшить свою дикцию и речь упражнения. Как развить дикцию


Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    И снова здравствуйте! Сегодня речь пойдет о том как улучшить дикцию. Ни для кого не секрет, что отменная дикция очень важна для человека в повседневной жизни. Но порядка 30% людей в мире страдают в той или иной степени нарушением дикции. Если вы попали на данную страницу значит Вы действительно хотите улучшить свою дикцию, поэтому я предлагаю сразу перейти к решению данной проблемы.

    Упражнений для улучшения дикции:

    1) Скороговорки

    Они известны нам с самого раннего детства. Для тех кто забыл, это своего рода ритмичные предложения с подбором слов, где зачастую попадаются определенный звуки. Регулярное проговаривание скороговорок может значительно улучшить вашу дикцию, сделав вашу речь быстрой и четкой.

    Начинать стоит с самых простых скороговорок. Для начала скорость произношения не должна быть слишком высока, доведите до четкости произношение звуков и слов. Далее можно переходить к более сложным и многоуровневым скороговоркам.

    Закончив и с этим можно добавить препятствие во рту, чтобы стало сложнее говорить с правильной артикуляцией. В рот можно положить грецкий орех, виноградную пробку или то, на что у вас хватит фантазии. Это также значительно улучшит вашу дикцию.

    Скачайте сборку скороговорок в pdf формате

    Https://yadi.sk/i/tfiAY1PMqtx7N h3>2) Дыхания

    При долгой четкой и красивой речи зачастую мы сталкиваемся с нехваткой дыхания. Особенно это проявляется при , в виде прерывистой и не выраженной речи. Исправить это можно с помощью тренировки диафрагмы. Тренировать диафрагму можно тоже разными способами. Начните с надувание воздушных шариков. Потом начните тянуть гласные звуки, по началу будет получаться плохо, но со временем можно выйти на 20 - 30 секунд. После этого можно поменять высоту голоса.

    3) Артикуляционные упражнения

    • Опустите нижнюю челюсть. Медленно подвигайте ей вправо и влево, затем в вверх и вниз.
    • Встаньте и положите руки в районе груди. Наклоняясь, на выдохе говорите гласные «у» и «о» длительно и растянуто низким голосом.
    • Откройте рот и улыбнитесь, далее начните двигать языком от одного угла губ к другому. При этом челюсть и губы должны оставаться не подвижны.
    • Закройте рот и облизывать зубы под нижней, а потом и под верхней губой. Следите, чтобы челюсти и губы оставались без движения.
    • Откройте рот и улыбнитесь, и плавно проведите языком по верхним зубам, дотрагиваясь до каждого зуба, словно пересчитываете их. Следите, чтобы челюсти не двигалась. Потом такое же действие только по нижним губам.
    • Закройте рот и напряженным кончиком языка упираетесь то в левую, то в правую щеку.
    • Откройте рот и улыбнитесь. Поднимайте язык к носу, затем опускать к подбородку.

    Регулярные тренировки дикции приведут к её непоправимому улучшению. Выполняйте данные упражнения ежедневно и результат не заставит вас ждать. Желаю вам всяческих успехов в улучшении дикции!

    А напоследок вам явный пример отменной дикции 😉

    magazine

    4.3

    Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

    "Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

    Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

    Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

    Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

    1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

    2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

    3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

    4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

    5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

    6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

    7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

    8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

    9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

    10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

    11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

    Скороговорки для развития дикции

    12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

    13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

    15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

    16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

    17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

    18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

    19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

    20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

    21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

    22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

    23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
    Поселились в Ярославле.
    В Ярославле живут славно
    Ярослав и Ярославна.

    24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

    25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

    26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

    27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

    28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

    29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

    30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

    31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

    32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

    33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

    34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

    35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

    36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

    37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

    38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

    39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

    40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

    41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

    42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

    43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

    Скороговорки для дикции

    44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

    45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

    46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

    47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

    48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

    Русские народные скороговорки

    49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

    50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

    51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

    52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

    53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

    54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

    55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

    56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

    57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

    58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

    59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

    60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

    61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

    62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

    63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

    64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

    65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

    66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

    67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

    68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

    69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

    70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

    71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

    72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

    73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

    Народные скороговорки

    74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

    75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

    76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

    77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

    78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

    79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
    Купил Ипат пяток лопат.
    Шёл через пруд - уцепился за прут.
    Упал Ипат - пропали пять лопат.

    80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

    81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
    На три пары полосатых поросят.
    Побежали поросята по росе,
    Простудились поросята, да не все.

    82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

    83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

    84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

    85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

    86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

    Скороговорки для развития речи

    87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

    88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

    89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

    90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

    91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

    92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

    93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

    94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

    95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

    96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

    97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

    98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

    99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

    100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

    101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

    102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

    103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
    Матрос принёс на борт матрас.
    В порту Мадрас матрас матроса
    Порвали в драке альбатросы.

    104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

    105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

    106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

    107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

    108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

    109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

    110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

    111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

    112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

    113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

    114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

    115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

    116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

    118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
    Там расцвёл чертополох.
    Чтобы сад твой не заглох,
    Прополи чертополох.

    119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
    Охапки хины хватает на щи.

    120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

    121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

    122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

    123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

    124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
    Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
    Жили-были три китайки
    Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

    Вот они переженились:
    Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
    Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

    И у них родились дети:
    У Яка с Цыпой - Шах,
    У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
    У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
    С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
    Шах-Шахмони-Лимпомпони.

    125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

    126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

    127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

    128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

    129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

    130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

    131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

    132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

    133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

    134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

    135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

    136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

    137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

    138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

    139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

    140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

    141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

    142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

    143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

    144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

    145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

    146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

    147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
    не жужжит, тихо скользит.

    148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
    Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

    149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
    А солнышко - на подсолнушки.

    Но подсолнухов много у солнышка,
    А солнышко одно у подсолнушка.

    Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
    Созрел, подсох, склевался.

    150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

    151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
    Сушек высушил штук шесть.
    И смешно спешат старушки
    Сушек Сашиных поесть.

    152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
    Колпаки переколпачены, новы,
    Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

    153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
    Что шурша шушере шуршать мешала.

    154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

    155. (Ш,к) - Трошкина шавка
    Укусила Пашку.
    Бьёт Пашка шапкой
    Трошкину шавку.

    156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
    Жили-были четыре старушки,
    Все четыре большие болтушки.
    Целый день на пороге избушки
    Тараторили, будто индюшки.
    Замолкали на соснах кукушки,
    Выползали из лужи лягушки,
    Тополя наклоняли макушки -
    Услыхать, что болтают старушки.

    157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

    158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

    159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
    Но точно не выпущу.

    160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
    Есть у жаб своя жилплощадь.
    Здесь живёт ещё жилец -
    Водяной жук-плавунец.

    161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

    162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

    163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
    Этой чищу башмаки,
    Этой чищу свои брюки,
    Эти щётки все нужны.

    164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.

    Дикция. Упражнения.

    Хотите научиться говорить так, чтобы вам внимали с открытым ртом и восхищенным взглядом? А может, вы хотите с успехом выступить в аудитории или даже блестяще пройти конкурс на диктора? Может быть, вы хотели иметь такую специальность, в которой очень важна постановка голоса и красивое звучание, но в силу неразвитости и бедной окраски тембра своего голоса даже и не пытаетесь осваивать желанные просторы?

    Не огорчайтесь! С помощью упражнений, предложенных в статье, вы можете поработать над своим речевым аппаратом и добиться объемного и полного звучания собственного голоса, красивого по тембру, с большим диапазоном. И что очень важно – улучшив дикцию речи, вы почувствуете уверенность в себе и повысите свою самооценку. Ваши шансы найти высокооплачиваемую работу, предполагающую широкие контакты с людьми различных социальных групп и лидеров верхушки, заключение всевозможных сделок и договоров, продвижение какого-либо продукта существенно возрастут, поскольку приятный и легко модулирующий голос, принимающий в нужной ситуации определенные оттенки, быстрее расположит к вам слушающего человека.

    Вводные упражнения:
    Прежде чем начинать выполнение упражнений, позаботьтесь о соответствующей обстановке. Выберите достаточно просторное место или комнату, чтобы ничего не отвлекало вас и не мешало, даже было бы неплохо убрать лишние вещи, чтобы обеспечить достаточную акустику.

    Рекомендуем отвести на выполнение каждого из упражнений по развитию дикции 5-10 минут и переходить к следующему только после того, как достаточно хорошо освоили текущее.
    В первую очередь надо поработать над дыханием. Во время выполнения этого упражнения вы должны постоянно дышать через нос, следите за этим.

    1. Работа над вдохом-выдохом
    Одним из первых упражнений для улучшения дикции является правильное дыхание Выдох: расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и сделайте медленный выдох через маленькое отверстие в губах так, чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами. При этом мысленно проговаривайте любое четверостишие, какое придет в голову.
    Проделайте такое упражнение в сочетании с ходьбой, бегом, имитацией кошения травы, колки дров, подметания веником и т.д.
    Правильный выдох будет ровным, эластичным, он не должен сбиваться при различном положении тела и вы ощутите напряжение нижереберных мышц, тренируя которых, добьетесь нужного выдоха.
    Вдох: наклонитесь медленно вперед так, чтобы спина была прямой и сделайте вдох; выпрямляясь назад, сделайте выдох и тяните звуки «ги-м-м-м…» с одновременной ходьбой.
    Теперь вернитесь к начальному положению, снова неторопливо наклонитесь на вдохе, раскиньте руки в стороны и сведите их за головой. В таком положении выпрямляйтесь на выдохе и тяните: «гн-н-н…» с одновременной ходьбой.
    Вслед за этим необходимо выполнить еще одно упражнение для улучшения носового дыхания.
    При закрытом рте делаем короткий вдох носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопываем по ним своими пальцами.
    Повторяя предыдущее упражнение, на выдохе тянем звуки «М» и «Н» и постукиваем кончиками пальцев по ноздрям в порядке очередности каждую.
    При открытом рте делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот, так повторяем несколько раз, не закрывая рта.
    Теперь сделайте массаж: нажимая, поглаживайте межреберные мышцы, затем мышцы живота синхронными круговыми движениями рук, что поможет улучшить кровообращение в мышцах и подготовит их к дальнейшим упражнениям.

    2. Тренировка мышц неба
    Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».
    Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.
    Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.

    3. Тренировка губ и языка
    Тренировка губ и языка Для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
    Придайте расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнесите «И», «Э», повторите несколько раз.
    Придайте языку форму изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».
    Тяните звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.

    4. Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов
    Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными.
    Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, т.е. определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.
    То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.
    Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.
    Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (и так выполняйте во всех положениях тела).
    После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений.

    Упражнения для улучшения дикции:

    После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

    1. Слабая нижняя челюсть
    Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.
    То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

    2. Мягкое небо
    Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.
    Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.
    Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

    3. Вялый язык и губы
    Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

    проговаривайте «БЯ» , положив язык на нижнюю губу;
    произносите звуки «АС» , быстро высовывая и убирая язык за зубы;
    произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ» ;
    для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;
    сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М» , затем улыбнитесь.

    4. Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта
    При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

    При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!» , которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».
    Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М» , затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

    5. Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов
    Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ» ) – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
    Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.
    Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

    6. Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе
    В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.
    Упражнения для улучшения дикции Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание, МирСоветов рекомендует снизить темпы и постепенно их увеличивать, доводя до максимума.

    7. Развитие диапазона и усиление голоса
    Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.
    После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.
    По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

    Ещё один ряд очень полезных упражнений, выполнение которых в короткие сроки даст ощутимый результат:

    1. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:

    А – О – У – Э – Ы – И

    Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании.

    2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

    ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ­ -П ТИ
    ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ­ -ХТИ
    КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ­ -КТИ
    Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ­ -Т-ТЫ-Т-ТИ
    НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ­ -НТИ
    МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ­ -МТИ
    ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ­ -ФТИ
    РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ­ -РТИ

    3. Следующие строфы из В.БРЮСОВА следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить к скороговорке:

    ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
    РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.
    ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ
    РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ.
    ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
    ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
    МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
    ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.
    ТЬМАМИ ВСАСЫВАЮЩИМИ ОПОЯСЫВАЕМЫЕ,
    ЗАМЕТАЛИСЬ, ЗАТЕРЯЛИСЬ В ОКЕАНЕ КОРАБЛИ,
    С НЕУДЕРЖИВАЕМОСТЬЮ ПЕРЕБРАСЫВАЕМЫЕ,
    ВОДОЗМЕИ, ОГНЕЗМЕИ ИХ В ПУЧИНУ ЗАВЛЕКЛИ.
    ЧЕМ ОБМАНЫВАЕТЕ ВЫ? НЕ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
    ИЗГИБАНИЙ, ИЗВИВАНИЙ ДЛИННОВЫТЯНУТЫХ ТЕЛ?
    И ЗАЛАСКИВАЕТЕ ВЫ НЕ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
    ЛАСК ПЬЯНЯЩИХ, УВОДЯЩИХ В НЕИЗВЕДАННЫЙ ПРЕДЕЛ?

    Скороговорки (ещё больше скороговорок Вы можете найти на нашем сайте ):

    У быка бела губа была тупа;
    Обычай бычий, ум телячий;
    Купи кипу пик;
    От топота копыт пыль по полю летит;
    Пол четверти четверика гороху без червоточинки;
    Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
    На дворе трава, на траве дрова Раз дрова, два дрова, три дрова;
    Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши;
    Под жгуче-желтым абажуром жук летает и жужжит;
    Король-орел, орел-король;
    Топоры остры до поры, до поры остры топоры;
    Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши;
    Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшим­ ся в Константинополе;
    Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

    Гекзаметры:

    1. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
    Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
    Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;
    После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
    Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
    Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
    Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
    Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
    Все собралися они и собрание сделалось полным,
    С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
    Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
    Образ его несказанной красой озарила Афина,
    Так что дивилися люди, его подходящего видя.
    Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.

    2. Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
    Дева печально сидит, праздный держа черепок.
    Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
    Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

    3. Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
    Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
    Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
    Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
    Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
    Каждый из этих стихов говори на одном выдыханьи,
    И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
    И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
    Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -
    Паузу краткую выдержи точно, во время которой
    Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
    Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
    Гласные звуки, согласные правильно артикулируй;
    Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
    Звук же вперед направляй, дабы он резонировал “в маске”.
    Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
    В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука;
    Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал;
    Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
    Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
    Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.

    1. Широко отрыть рот, закрыть рот
    Верхнюю губу подтянуть вверх, обнажая зубы
    Нижнюю губу подтянуть к нижним деснам, обнажая зубы
    Чередовать движение верхней и нижней губ
    Открыть рот и делать скользящие движения верхней губы, натягивая ее на зубы
    Открыть рот и нижнюю губу натягивать на зубы, затем оттягивать губу вниз, обнажая нижние зубы
    Губы вытянуть вперед в трубочку, растянуть в улыбке
    Рот открыт, язык вытянут вперед, тянуться языком к кончику носа и подбородку поочередно
    Рот полуоткрыт, губы сомкнуты, языком делать «уколы» то в одну, то в другую щеку
    Рот полуоткрыт, высовывать язык наружу «жалом», затем вернуть в исходное положение
    Губы сомкнуты, вращательное движение языком под губами в одну и в другую сторону
    Рот открыт. Присасывание кончика языка к альвеолам (бугоркам на верхнем небе) и резкие отпускания. Должен раздаваться звук «цоканье»

    2. Упражнение “Аквалангист”

    Это упражнения на развитие грудного дыхания. Нужно стараться произносить слова, первые буквы которых подчеркнуты, как бы изнутри, из живота, на выдохе. Попробуем?


    Я становлюсь Аквалангистом
    Все ниже опускаюсь, ниже
    А дно морское ближе, ближе
    И вот уж в царстве я подводном
    Хоть опустился глубоко
    Но голосом грудным свободным
    Распоряжаюсь я легко
    Чтоб овладеть грудным регистром
    Полезно стать аквалангистом

    3. Упражнения для развития дикции. Упражнение А.В. Прянишникова:

    Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении
    Следует клетку грудную расширить слегка при этом
    Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку
    Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
    Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье,
    И последи, чтобы грудь не сжималась в течении речи,
    Так как при выдохе движется одна диафрагма.
    Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
    Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
    Воздуха сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
    Четко следи, чтобы каждое слово услышано было:
    Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
    Рот не ленись открывать, чтоб для голоса звук был свободен.
    Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
    Прежде, чем убрать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
    Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох вести экономно, с расчетом на каждую строку:
    Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -
    Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражнении.

    3. Трудновыговариваема­я

    Мы все знаем, что в некоторых словах встречаются очень сложные для выговаривания буквосочетания. В этом коротеньком упражнении собраны все самые “трудновыговариваем­ые” слоги. если вы научитесь проговаривать их, вам ничто не страшно.

    ЛРИ - РЛИ, ЛРЭ - РЛЭ, ЛРА - РЛА, ЛРО - РЛО, ЛРУ - РЛУ, ЛРЫ - РЛЫ
    МНИ - НМИ, МНЕ - НМЕ, МНА - НМА, МНО - НМО, МНУ - НМУ, МНЫ - НМЫ
    КПТИ - ГБДИ, КПТЭ - ГБДЭ, КПТА - ГБДА, КПТО - ГБДО, КПТУ - ГБДУ, КПТЫ - ГБДЫ
    ПТКИ - ГБДИ, ПТКЭ - ГБДЭ, ПТКА - ГБДА, ПТКО - ГБДО, ПТКУ - ГБДУ, ПТКЫ - ГБДЫ
    ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ

    5. Скороговорки (ещё больше скороговорок Вы найдете на нашем сайте):
    Мы все знаем пользу скороговорок, вот небольшая подборка тех, которые мне очень нравятся или по содержанию, или по своей сложности:

    От топота копыт, пыль по полю летит
    Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла
    Рыла свинья белорыла пупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла подрыла
    У нас на дворе - подворье, погода размокропогодилась
    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
    Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи
    Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали
    Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшего­ ся Николку
    Интервьюер интервента интервьюировал
    Бомбардир бомбардировал Брандербург
    Константин констатировал
    А мне не до недомагания
    Не велик бицепс у эксгибициониста
    Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал лорингиты
    Из-за пригорка, из-под приподвыподверта зайчик расприподвыподверну­ лся
    К Габсбургам из Страсбурга, приехал Вахмистр с Вахмистершей и Ротмистр с Ростмистершей, но Вахмистр с Ротмистершей, а Ротмистр с Вахмистершей из-под Сыктывкара
    На мели мы лениво, налима ловили, для меня вы ловили линя. О любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня
    Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку, за скороговорочкой
    Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,­ надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить­ и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь
    Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу промолчал, а говорил что у гусыни усов не ищи - не сыщещь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола - колокола, что у осы не усы, не усища, а усики
    Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшим­ ся в конституционном городе Константинополе и спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные­ пневмомешковыколачи­ ватели

    Упражнения для развития мышц языка.

    Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

    1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
    2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
    3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
    4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
    Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

    Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

    Прочтите слоги.
    1. па, по, пу, пы, пэ
    пя, пё, пю, пи, пе
    та, то, ту, ты, тэ
    тя, тё, тю, ти, те
    са, со, су, сы, сэ
    ся, сё, сю, си, се
    жа, жо, жу, жи, же

    2. ап, оп, уп, ып, эп
    ат, от, ут, ыт, эт
    ас, ос, ус, ыс, эс
    аш, ош, уш, ыш, эш

    Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

    Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

    Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

    Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
    Прочтите скороговорки:

    Прохор и Пахом ехали верхом.
    Галка села на палку, палка ударила галку.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    У быка бела губа была тупа.
    Водовоз вез воду из водопровода.
    У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
    На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
    Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
    Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
    Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
    Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
    Чешуя у щучки, щетина у чушки.
    Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
    На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
    Корабли лавировали, да не вылавировали.
    Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь­ .

    Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

    Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется причтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнеснием согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

    Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

    При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

    От природы лишь некоторые владеют чётким, правильным произношением. В детском возрасте с проблемой речи сталкивается практически каждый второй ребёнок, но и решить её намного легче. Взрослый, задумывающийся о том, как улучшить дикцию, сталкивается с собственной привычкой говорить неправильно. Это усложняет работу над собой, и исправление речи занимает больше времени. «ЛегкоПолезно» предлагает вам 5 шагов, позволяющих улучшить качество речи. Если вы решили прорабатывать свою речь, следует бороться с желанием отложить на потом: только частые занятия дадут результат.

    Шаг 1: тренируем органы артикуляции

    Эти упражнения разработаны логопедами и направлены на исправление детских недостатков в произношении. Но на взрослых они действуют ничуть не хуже. К органам артикуляции относятся губы, зубы, челюсти, нёбо, альвеолы, язык. Повторение упражнений: для детей – 5 раз, для взрослых – 25-30 раз.

    • рот открываем как можно шире, напрягая мышцы лица и шеи, удерживаем и на счёт «5» закрываем;
    • сомкнутые губы сложить в трубочку, вытянуть вперед, удержать 5-10 секунд;
    • игра в «змею»: быстро показывать и прятать язык, улыбнувшись;
    • показать язык, «протащить» его сквозь сомкнутые зубы туда-назад, массируя его;
    • поочередно надувать щеки и постукивать по ним кончиками пальцев, массируя;
    • «исследовать» рот языком: водить кончиком по нёбу, щекам, зубам;
    • качели: широко открыть рот, улыбнувшись, на счет «раз» — опустить язык на нижнюю челюсть, «два» — поднять к верхним зубам;
    • неподвижно и расслаблено удерживать высунутый язык на нижней челюсти минимум 5-10 секунд.

    Для взрослого человека эта тренировка не так трудна, как для ребёнка. Если малыш устал и не хочет выполнять нужное количество повторений, можно продолжить через пару часов. Нельзя заставлять заниматься: это только усугубит ситуацию, и ребёнок попросту закроется от вас.

    Шаг 2: усложнённая тренировка артикуляции

    Все занятия выполняются в домашних условиях и подходят для взрослых и детей. Если ребёнок уже умеет читать или рассказывать стихи, можно адаптировать все занятия и для него.
    Читать вслух, чтобы повысить чёткость речи – это отлично, но для более качественной отработки звуков рекомендуется использовать обычную пробку. Закусываем её зубами (сильно не надо, просто удерживать) и читаем книгу вслух, поём любимую песню, повторяем за диктором аудиокниги. Губы должны быть напряжены. Достаточно заниматься 10-20 минут в день.

    Читаем стихотворение или книгу вслух, стараясь чётко произносить все звуки и выполняем физические упражнения. Подойдут бег, приседания, махи ногами и руками. Важно, чтобы дыхание начало сбиваться. Тогда произносить привычные слова станет тяжелее, потребуются дополнительные усилия. Лучше гимнастики и не придумаешь.

    Это упражнение только для взрослых, так как детям не рекомендуется давать облизывать мелкие предметы. Нужны простые, гладкие, чистые камушки. Такие можно купить или найти в реке и прокипятить.
    Кладём в рот несколько камней, чтобы говорить было сложно, и начинаем читать, разговаривать сами с собой. Такое занятие прекрасно тренирует чёткость произношения.

    Произношение странных бессмыслиц даёт отличный результат. «БДТТТРЗ, ВВГГРРРРХС, МРЦЦЭПН» – важно хорошо проговаривать середину этих слов, не проглатывать окончание.

    Эта зарядка позволяет быстро улучшить дикцию. Для ребёнка можно ко всему прочему посоветовать надеть на шею чистые мамины бусы на прочтой нитке, нижний конец их взять в рот и перебирать бусины языком, сначала в одну сторону, затем – в другую. Многие родители делают специальные бусы для этого упражнения, нанизывая бусины разной фактуры, размера.

    Если ребёнок очень плохо говорит для своего возраста, не спешите вести его к неврологу. Посетите стоматолога для осмотра рта, измерения уздечки под языком и губами.

    Шаг 3: логопедический массаж

    Массаж повысит кровоток в органах речи, улучшит дикцию и чёткость речи. Прорабатывая каждый сантиметр языка, мы усиливаем кровоток, заставляем даже самые слабые части мышцы работать. Массаж можно делать и взрослым, главное – знать, как правильно.

    • для маленьких детей массаж важно проводить с общением, интересной сказкой, чтобы не допустить появление отвержения;
    • выдерживаем плавный переход от массирования лица и шеи к работе с языком;
    • движения мягкие, нежные: попеременно то поглаживаем, то стучим кончиками пальцев, чтобы получилась вибрация;
    • можно использовать для массажа языка ложечку, зубную щётку;
    • большими пальцами делаем круговые движения на обеих сторонах языка, рисуем восьмерки;
    • под язык подкладывается платок или салфетка, чтобы избежать капающей слюны.

    Шаг 4: скороговорки

    Про речевые упражнения с помощью скороговорок написано немало. Жаль, что многие упорно игнорируют эту простую тренировку речевого аппарата. Даже несколько повторений в день поможет в улучшении артикуляции. Добавив упражнение с камушками во рту или пробкой, можно увеличить эффект скороговорки в два раза.
    Главное правило выбора текста для занятия – акцент на звуках, с которыми у ребёнка есть проблемы. Чтобы усовершенствовать занятия, можно придумывать свои скороговорки.

    Шаг 5: следим за дыханием

    Чтобы узнать, как обстоят дела с совершенствованием речи, очень полезно будет записать рассказ на видео или аудио. Порой нам кажется, что мы говорим чисто, но окружающим так не кажется. Для исправления речевых ошибок важно научиться полноценно дышать. Бывает, что слова и буквы путаются, потому что человек привык говорить, проглатывая половину слов. Приучите себя поддерживать ровное дыхание во время речи.

    От того, как быстро мы говорим, зависит понимание нашей речи окружающими. С детьми эта проблема решается примером взрослых. Если все в семье говорят правильно, размеренно, тогда у ребёнка перед глазами будет правильный пример.

    Не пренебрегайте возможностью улучшить свою речь и речь детей. Умение внятно, чётко, доступно излагать свои мысли пригодится во всех жизненных ситуациях. Успехов вам!