Обучение холерика. Особенности проявления темперамента у школьников


Отношение к детям и особенности их воспитания зависят не только от возраста. Крайне важно учитывать специфику темперамента ребенка. Воспитывать детей «холериков» по темпераменту нужно по особым схемам.

Характеристика

Часто встречается мнение, что любые дети легко возбуждаются, бурно проявляют эмоции, беспрерывно и активно. Но даже на общем фоне ребенок холерик сильно выделяется. У него эмоции бьют через край. Чтобы справиться с таким «живым испытанием», надо основательно изучить особенности подобного темперамента.

Настроение у таких детей меняется непредсказуемо то в одну сторону, то в другую. При этом все дела проходят циклично. Холерики предпочитают игры, в которых много участников. Общение для них обычно не представляет проблемы и даже желательно. Но высокая контактность уже в детском саду омрачается, обесценивается повышенной склонностью к обидам и конфликтам. Наблюдающие за детьми сразу отмечают, что они:

  • любят шалости;
  • постоянно суетятся;
  • неугомонны в своих занятиях.

Ребенок холерик не только хорошо виден, но и прекрасно «слышен». У него, независимо от пола, проявляются:

  • громкость голоса;
  • быстрота речи;
  • активная жестикуляция.

Подобный темперамент приводит к быстрому расходу психической энергии. Ведь нервная система детей работает нестабильно. Погружаясь во всякое дело, во всякий поступок без остатка дети тратят почти все свои силы. Но неустойчивость дает о себе знать все равно: она выражается в отсутствии усидчивости. Воспитание холериков - дело сложное, требующее внимания и аккуратности.

Этот темперамент (и у подростков, и отчасти даже в дошкольном возрасте от 2 лет) выражается в лидерских наклонностях. Холерики почти всегда, в какой бы компании ни оказывались, выступают заводилами. Именно под их влиянием другие начинают и оставляют игры. Отношение к играм не просто серьезное: попытки прервать такие развлечения встречаются с раздражением. Из всех игр безусловным приоритетом пользуются те, где требуется рисковать и проявлять физическую активность.

Оказавшись в учебном заведении, в коллективе дети холерики оказываются вынуждены тормозить свои желания и побуждения. Но за пределами школы или детского сада (во дворе, на улице, а в особенности дома) самоконтроль ослабевает. Потому воспитательный процесс дополнительно осложняется, требует крепких нервов и хладнокровия. Чтобы точно убедиться, что ребенок именно холерик, полезно рассмотреть все четыре темперамента на примере конкретной ситуации.

Например, приходит время уходить с детской площадки. Сангвиники постараются оттягивать уход до последнего, лихорадочно займутся «дополнительным строительством», рытьем ям, скатятся с горки. Меланхолики будут огорчены и выразят это эмоционально. Однако все же выполнят просьбу. Флегматики меньше всего доставят проблем родителям и воспитателям - они сразу оставят все игры, как бы увлечены ни были, и пойдут куда им скажут.

Холерики по эмоциональному напряжению превзойдут всех. Они не просто будут бороться, упираться, кричать и плакать, некоторые способны мешать другим детям, ломая «построенное» ими, лезть в драку. В этом месте надо сделать отступление. Может показаться, что малыши с холерическим темпераментом - это просто любители агрессии, совершенно неуправляемые личности. На самом деле, у них есть еще и сильные стороны:

  • меньшая склонность к одиночеству и самокопанию;
  • сравнительно редкое плохое настроение;
  • умение налаживать контакты и отстаивать свое «Я», свое мнение в общении с другими людьми;
  • легкое приспособление к необычной для себя обстановке (не только детям, но и взрослым).

Дурные черты, которые надо преодолевать воспитателям при развитии личности холериков, таковы:

  • повышенная конфликтность;
  • склонность участвовать в конфликтах, заводить врагов;
  • неготовность подчас завершать начатые дела;
  • резкая смена отношения к отдельным людям, предметам и вещам.

У подростков с холерическим темпераментом есть свои особенности, немного не такие, как у других возрастов. Знать их нужно хотя бы потому, что в эту группу входит свыше 50% юношей и девушек. Такие несовершеннолетние не просто активны, они еще физически сильны и тренированы. Другими отличительными чертами являются:

  • предприимчивость;
  • склонность к общественно значимой деятельности;
  • стремление преодолевать даже серьезные трудности;
  • готовность и умение брать на себя разрешение трудностей других людей;
  • не слишком высокая результативность в учебе;
  • приоритет в школе и устремленность на то, что нравится или преподается лично симпатичными педагогами;
  • умение быстро реагировать на нестандартные ситуации;
  • способность легко запоминать информацию;
  • ориентация на новые и необычные вещи.

Мальчика

При всей универсальности темпераментов существует все же значимая специфика в зависимости от пола. Если сын в семье относится как раз к этой группе, он неизбежно будет крайне неусидчив. Преодолевать эту проблему нужно, вводя четкие и последовательные правила. К примеру, в выходные дни вся семья начинает свой день не раньше определенного часа. Или после окончания работы давать взрослым 1 час покоя.

Каждое правило должно соблюдаться очень строго и неукоснительно. Тут многое зависит от взрослых, от их последовательности. Если они решили, скажем, что надо придерживаться определенного графика, отдавать приоритет отдельным занятиям - отступать от этого надо только при очень веских обстоятельствах. Желательно детям сразу объяснять, почему так решили. Они должны твердо знать, что капризы, истерики, скандалы и выходки не позволят добиться своей цели.

Бывает так, что какое-то дурное свойство холерика скорректировать, исправить не получается. Многие дети очень долго не могут днем заснуть в одиночку. Родителей крайне раздражает, что они теряют много времени на это. Еще одним негативным моментом часто становится излишняя детская говорливость. В таких случаях надо для начала изменить отношение к проблеме, отыскать в ней плюсы для себя - а затем уже попытаться ввести ситуацию в определенные рамки. Затрачиваемое время можно использовать на:

  • раздумья о минувшем;
  • планирование дальнейших поступков;
  • прослушивание аудиокниги через наушники;
  • другие подобные дела.

А вот к стремлению доминировать, несмотря ни на что, нельзя относиться столь же благодушно. Очень важно переломить эту тенденцию, иначе мир пополнится еще одним семейным тираном. Зато нужно ориентировать, особенно в подростковом возрасте, на заботу о других членах семьи. Это свойство и без того характерно взрослым холерикам, но важно помочь его формированию. Надо добиваться того, чтобы негативные эмоции, полученные в учебном заведении, на работе и в общественных местах в дальнейшем не выплескивались бы дома.

Что касается быстроты реакции, умение очень быстро принимать решение стоит поощрять. Следя, однако, чтобы принимаемые решения не были легковесны и эмоциональны. Если родители сумеют внушить, что надо принимать во внимание всю информацию, будет только лучше. При воспитании следует обращать внимание и на работу с такой чертой, как общительность. Тяга к общению, к появлению новых друзей должна ограничиваться умением разбираться в людях.

Девочки

У них несколько меньше подобных проблем, чем у мальчиков. Но основные черты холерического темперамента все равно проявляются. Надо мириться с тем, что у девочки появятся сильный характер, крепкая воля, что скоро возникнут серьезные амбиции. Опытные воспитатели учитывают эти обстоятельства и стараются сделать поведение мягче, гибче, научить обходить новые углы. Кстати, об обучении: девочки-холерики без проблем осваивают новые умения, обожают пробовать то, что раньше было им незнакомо.

Потому их легко «переключить» с нежелательных увлечений на те, которые родители считают лучшими для детей. А вот попытки преодолеть недостаточное внимание к модным тенденциям, нежелание носить украшения и различные аксессуары вряд ли дадут результат. Такие девочки несколько мужеподобны, а при воспитании надо учитывать, что они больше ценят комфорт и возможность действовать. Манерность, неторопливая деятельность - это не для них.

В подростковом возрасте родители должны учитывать высокую вероятность агрессии, раздражения из-за любого ограничения, запрета, даже случайного замечания.

Особенности воспитания

Правильно воспитывать холериков непросто. Справиться с избытком энергии можно, перенаправляя ее в полезные области. Так, девочки будут спокойнее при занятиях:

  • фигурным катанием;
  • конькобежным спортом;
  • легкой атлетикой;
  • сценическим искусством.

Мальчики холерики успокаиваются при занятиях греко-римской борьбой, восточными единоборствами, футболом и баскетболом, плаванием. Но необязательно концентрироваться на этих видах спорта - подойдут любые активные занятия. Дополнительно стоит сокращать количество раздражителей. Если какой-то предмет выступает раздражителем, его убирают. Если возникают частые конфликты с кем-то из других детей, приглашать их домой не следует.

Но эти приемы дадут положительный результат только в том случае, если активные периоды будут периодически меняться элементарными играми с малой подвижностью. Желательно, чтобы такие занятия носили интеллектуальный характер и позволяли реализоваться. Увлечения подбирают индивидуально, ища не то что удобно в первую очередь себе, а оптимальное компромиссное решение. Стремиться найти хотя бы какое-то хобби нужно в любом случае - это позволит упорядочить жизнь и повысить организованность. При этом надо стараться убеждать детей в необходимости завершать все, что начато, даже если это уже не нравится или появилось новое увлечение. Такой подход надо применять во всем:

  • в общении;
  • в обучении;
  • в игре.

При этом стараться переломить ребенка не надо. Правильнее в каждом случае проявить участие и показать, насколько радостно бывает завершенное дело.

А вот в контроле за поступками компромисс недопустим. Да, это сложно, и даже встречает сопротивление, однако, иначе дети могут совершить вред, причинять боль. Лучше несколько утрировано, но твердо показать, как дурные поступки неприятны конкретному родителю, воспитателю.

При всей тяжести и напряженности работы с холериками, категорически нельзя повышать голос, тем более применять физическую силу. Эти приемы лишь усилят негативные последствия, вдобавок могут вызвать отторжение. Нередко дети из чувства противоречия начинают только еще больше нарушать установленные правила. Другие стараются делать это скрытно, маскируясь от родителей и от окружающих. Постепенно такое поведение входит в привычку, и если возникнут серьезные проблемы, можно узнать о них слишком поздно.

Бывает так, что уговоры и рациональные разъяснения, мягкое подталкивание в нужную сторону не дают результата. Чтобы не сорваться, лучше избрать тактику молчания и игнорирования. Подчеркнутая холодность со стороны родителей очень быстро чувствуется детьми. Непременно требуется обучить малышей-холериков правилам вежливости в самых распространенных ситуациях. За соблюдение этих правил в каждом случае надо хвалить, а за нарушение - порицать.

Очень важно уметь сопереживать и прислушиваться к детям. Они должны знать, что родителям не все равно что они делают и даже говорят. Непременно следует показывать на своем примере, на примерах из своей жизни, что хорошо, а что плохо. А вот стремиться переделать девочку или мальчика бессмысленно. Многие знаменитые люди, имевшие холерический темперамент, достигали огромных успехов.

При очень сильной эмоциональности помогают лепка и рисование, игры и хобби, вырабатывающие усидчивость. Сеансы должны занимать строго определенное время и проводиться по графику. Детям-холерикам надо давать четкие обязанности, последовательно инструктируя их. Должна оговариваться конкретная цель и этапы.

Всякую ситуацию, когда из-за спешки, раздражительности наступили негативные последствия, можно обратить в пользу; ее разбирают, старательно указывая на ошибки.

Я и сама, в детстве, была холериком:) Им, собственно, и осталась:)

Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях ребенок нуждается в щадящем режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень уж переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка скорее всего появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Игры, полезные холерикам:
. Метание в цель,
. Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
. Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
. Перебрасывание и катание мяча друг другу,
. Лазание по канату, шведской стенке,
. Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

“Плюсы” характера ребенка-холерика?

Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д.

“Минусы” характера ребенка-холерика?

Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, горячный, конфликтный и т.д.

Как ребенок-холерик общается с окружающими?

* “Театр-одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители.

* В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному.

* Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

Какой холерик на занятиях в детском саду?

Навыки любой деятельности холерик усваивает легко, соответственно своему возрасту. Но, как правило, предпочитает делать только то, что интересно.

то нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика?

Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.

Что нужно для избежания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика?

В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием, под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика?

Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

Все новое - сказки, стихи - ребенок схватывает мгновенно, но в основном детали, и таке легко и быстро забывает их через короткий срок.

Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

ХОЛЕРИКИ В ШКОЛЕ.

Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...

Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.

Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Чему нужно научиться родителям холериков?

Поскольку дети-холерики - эмоционально нестабильны, то их родителям следует научиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

О чем нужно всегда помнить родителям холериков?

* Учитывая все минусы и плюсы холерического темперамента, не подавляйте, а управляйте им.

* Воспитывая, не пытайтесь превратить холерика в сангвиника или флегматика, то есть. в того, кто угоден и удобен для вас.

* Подавленный темперамент - тот же тигр в клетке. Человек, с подавленным темпераментом, устает от борьбы с самим собой, от внутреннего раздвоения.

Ребенок холерического темперамента вспыльчив, смел до дерзости, упрям и самолюбив.

Вся фигура, осанка, походка, лицо, речь немногословная, но выразительная, показывает преувеличенное сознание не только личного достоинства, но и превосходство над другими, сознание не хвастливое, а как бы невольное. Очень желает быть постарше. Желание быть постарше иногда доходит до смешного.

Внешние проявления этого желания:

  1. поднимает плечи,
  2. хочет говорить басом,
  3. избегает общества сверстников, сторонится детских игр и занятий,
  4. старается держаться поближе к взрослым и принимать участие в их разговорах,
  5. хорошо знакомыми людьми пытается руководить и даже командовать.

Если же входит в детское общество, то

  1. резко вносит в него свое "я" и некоторую серьезность,
  2. захватывает роль устроителя и распорядителя,
  3. устанавливает собственные порядки, урегулирует ссоры, споры,
  4. требует подчинения себе.

А в случае протестов или когда приходится играть подчиненную роль, он уходит, иногда расстраивая общее занятие, общую игру. Смелость и решительность ребёнка холерического темперамента нередко доводит до рискованных выходок, до полного пренебрежения всякими опасностями, лишениями и наказаниями, часто вызывая у других детей невольное уважение и даже удивление.

Трудная жизнь, как видите. Как жить холерику в гармонии с собой .

Холерик в школе

1. В школе такой ученик бывает затейщиком и руководителем борьбы класса с нелюбимым педагогом. И нелегко учителю справиться с этим неприятелем и соперником, потому что класс легко попадает под влияние и с большим трудом от него освобождается.

Это влияние служит неистощимым источником духа вражды и противодействия. А сам ученик способен бороться упорно и продолжительно. Чтобы победить и смирить класс, надо победить этого смелого, гордого и находчивого руководителя, сильного порой не физической, а нравственной силой.

Тут властью и наказаниями ничего не сделать, а можно довести школьника до крайнего озлобления и до гибели. Но ведь не в этом должна заключаться победа педагога.

2. Мысль холерика глубока, остра, напряженна. Он учится не оттого, что к этому принуждают, не из угождения кому-нибудь, не из посторонних расчетов. Есть к этому внутренняя потребность: школьник хочет все знать - и знать не как-нибудь, а как можно полнее. Он не довольствуется учебником и объяснениями учителя, школьнику холерического темперамента свойственно критическое отношение и к учителю, и к книге, и к школьным порядкам. Оттого легко впадает в преувеличенное самомнение, искреннее и убежденное, но чуждое хвастливости.

3. Чувства человека холерического темперамента как эгоистические, так и альтруистические, глубоки и сильны. Мысль, чувство и желание сразу же переходят в дело. Делу холерик отдается не в половину, а полностью. Упорно добивается цели, не жалеет труда, не отступит ни перед препятствиями, ни опасностями.

Как действовать на ученика?

Так как сущность холерика обнаруживается стремлением подчинить все окружающее собственному авторитету, то и педагогу отношение к нему лучше всего обосновать на том же.

Это факт, что человек холерического темперамента, стремясь и умея подчинить себе других, склонен и сам без оглядки подчиняться авторитету другого, более сильного человека, общества, государства, идеи, убеждения, что он соединяет этот авторитет с собственной личностью, старается и других подчинить ему, как собственному авторитету. Большая часть фанатиков, положивших жизнь за идею, за науку, за отечество, за религию, были холерики.

Следовательно, вся задача педагога тут заключается в том, чтобы авторитет свой и школы поставить выше авторитета ученика.

Неуместны

Здесь неуместны уступки, ласка, снисхождение, легко кажущиеся признаками слабости.

Нужна твердость, последовательность и безукоризненная справедливость, чтобы школьник уважал учителя.

Конечно, для этого нужна не столько сила внешней власти, сколько нравственная сила и убежденность. Ими только и можно воздействовать на этого ученика. Им он подчиняется охотнее, нежели грубому насилию, всегда пробуждающему в ответ противоречия и враждебность.

Ребёнку холерического темперамента педагогу не только можно, но и просто необходимо объяснять свои требования доводами, доказательствами, потому что доводы не пропадут даром. Если учителю удастся таким путем подчинить "я" ученика холерического темперамента авторитету своего "я", он приобретает такого преданного друга, который много поможет: будет благотворно влиять на весь класс, и на него всегда можно будет положиться.

Поощрение

Если холерика хвалят и одобряют, то это:

  1. с одной стороны, положительно действует на школьника, усиливая стремление к самосовершенствованию,
  2. с другой - еще более развивают в нем свойственное самомнение.

Потому учитель благоразумно поступит, если, оставаясь безукоризненно справедливым, будет сдержан в своих одобрениях и похвалах и ни в коем случае не позволит себе явно выделять этого ученика из ряда товарищей какими-либо преимуществами или исключительными льготами .

1. Пусть этот способный и самолюбивый школьник привыкнет довольствоваться собственным сознанием, что выполнил дело хорошо, как лучшей наградой.
2. Пусть он полюбит дело и труд ради самого труда. Принцип для холерика: если у тебя нет работы - придумай её.
3. Пусть получат преобладающее значение не эгоистические эмоции, как гордость, тщеславие, честолюбие, а более возвышенные, как чувство долга.

Особое внимание надо обращать на отношение холерика к товарищам и направлять на оказание им помощи, давая выход его самолюбию, которое удовлетворялось бы благородным сознанием своей полезности другим.

Таков холерик в школе.

Сильные и слабые стороны холерического темперамента в видео ролике. Эти характерологические черты обязательно надо иметь в виду, чтобы правильно воспитать.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее. Сегодня мы поговорим о том, как определить, какими темпераментными особенностями обладает ваш ребенок, и как эти самые особенности могут отразиться на его обучении.

О темпераменте

Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.

О темпераменте говорили еще древние ученые. Наибольший вклад в развитие учения об этой характеристике внес древнегреческий медик Гиппократ. Он выделял четыре типа темперамента, каждый из которых, по его мнению, был обусловлен преобладанием в организме человека определенной жидкости:

  • Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
  • Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и очень подвижным
  • Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере
  • Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным

Холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

Сегодня психофизиологи также выделяют четыре типа темперамента, которые имеют аналогичные названия, но, разумеется, никакой речи о преобладании определенной жидкости в организме не идет.

Наиболее ярко темпераментные особенности проявляются у маленьких детей. Но чем старше становится человек, тем более сглаженным становится его темперамент. Это объясняется адаптацией к окружающей среде и различными компенсаторными механизмами. Однако предрасположенность действовать определенным образом в большинстве ситуаций сохраняется, и на основе этого можно сделать вывод, черт какого темперамента в человеке больше. Эта предрасположенность может быть как полезной, так и мешающей в процессе обучения. Поэтому очень важно учитывать темпераментные особенности вашего ребенка при организации его учебной деятельности.

Холерик

Люди, обладающие данным типом темперамента очень энергичные и подвижные, страстные и увлеченные. Они способны полностью отдаваться любимому делу, тратя на него все свои силы и энергию. Действия холериков можно охарактеризовать как резкие, порывистые и чересчур энергичные. Такой человек очень эмоционален, способен испытывать совершенно различные по знаку эмоции, которые отличаются большой силой, склонен к резким, иногда немотивированным переменам настроения. Такие люди могут быть слишком агрессивны по отношению к другим, «вспыхивают» из-за любой мелочи. Неудачи холерики переживают очень эмоционально и «тяжело», негативно реагируют на критику.

Особенности обучения

У детей-холериков в школе могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:

  • Увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету
  • Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания
  • Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям
  • Поговорить с учителем и попросить его излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбивать работу на блоки и давать время на отдых, если нужно выполнить слишком много
  • Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими
  • Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву»

Известные холерики: Суворов А.В. и Пушкин А.С. и

Сангвиник

Люди-сангвиники очень энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, они находятся в приподнятом настроении и склонны реагировать смехом на различные жизненные ситуации. Их движения очень живы и стремительны, речь быстра, а мимика очень подвижна и разнообразна. Для человека с таким типом темперамента очень важны новые впечатления, и он будет стремиться постоянно получать их любым доступным способом. Такие люди очень общительны, легко вступают в контакт с другими. В некоторых случаях данный темперамент приводит к поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на каком-то предмете, чересчур поспешным действиям. Сангвиники легко переживают неудачи, на критику реагируют спокойно и с юмором.

Особенности обучения

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

  • Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее
  • Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности
  • Адекватные похвала и критика
  • Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку)
  • Разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения)
  • Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки
  • Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее

Известные сангвиники: Наполеон и Лермонтов М.Ю. и

Меланхолик

Людей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.

Особенности обучения

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:

  • Формирование уверенности в себе и собственных силах
  • Создание доброжелательной атмосферы
  • Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания

Известные меланхолики: Гоголь Н. В. и Достоевский Ф. М. и 2

Флегматик

Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человек с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.

Особенности обучения

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:

  • Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания
  • Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности
  • Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
  • Своевременная подготовка к урокам и заданиям: заранее просмотрите с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, подготовьте с ним ответы на возможные вопросы и задания
  • Заинтересованность в деятельности
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)

Известные флегматики: Кутузов М.И. и Крылов И.А. и

Темперамент – это природная особенность человека, которая сильно влияет на его поведение и успехи. Однако не бывает плохих или хороших темпераментов – у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Чтобы ребенок с любыми особенностями обучался успешно, необходимо просто обратить внимание на эти самые особенности и создать для него наиболее оптимальные условия деятельности.