Философия и практика лайя йоги. Лайя-йога и традиционный индуизм Лая йога


Сущность учения лайя-йоги и практики заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога - это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае мы перестаём жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Высшее учение лайя-йоги очень внутреннее. Оно вне любых рамок и ограничений. Только вы сами знаете - в присутствии вы в данную секунду или нет. Это очень высокий путь - реализация через осознавание, к которому обычно приходят йоги после достижения самадхи, что постигается через состояние внутренней тишины, или молчания. Только когда будет отброшена любая связь с концептуальным мышлением, вы можете постичь состояние безопорного ума (нираламбха манас) и войти в состояние нирвикальпа-самадхи (единства со всем сущим).

Цель и смысл духовной практики - получив указующие наставления Духовного Учителя и посвящения в методы, открыть Пробуждённое состояние нашего ума, которое проявляется как Бесконечный Свет. В йоге это именуется реализацией Брахмана и Освобождением, которое дарует неописуемую свободу и счастье человеческому существу, спасает его от страданий круга рождений и смертей.

Термин "лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм" - "растворение", т. е. возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом).

В различных первоисточниках - Упанишадах и других - считается, что 250 тысяч учений лайя-йоги впервые были поведаны Адинатхом (Богом Шива) через откровения сиддхам Матсиендранатху и Горакханатху.

"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей достижения лайи (растворения в недвойственности)..." (Сватмарама, "Хатха-йога-прадипика", 4.65).

Более древние источники утверждают, что источником лайя-йоги является Ниргуна Брахман (Бескачественная Трансцендентная Реальность). В различные эпохи он принимает бесчисленное множество форм в виде богов, божеств, аватаров, сиддхов, учителей и святых различных духовных традиций, непрерывно эманируя себя в бесчисленных мирах. Это продолжается и по сей день, поскольку Он не ограничен рамками какой-либо одной духовной школы. С этой точки зрения, учение лайя-йоги существует внутри и непрерывно проявляется в любой недвойственной духовной традиции как её внутренняя суть. В связи с этим подходом упоминается множество святых и сиддхов.

Первые упоминания о лайя-йоге содержатся в Упанишадах: "Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз - это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь, всегда размышляй об Атмане [о том, кто воспринимает]. Таков смысл лайя-йоги" ("Йога-таттва-упанишада", 23, 24).

В "Гхеранда Самхите" учитель Гхеранда утверждает: "Шива возвестил много истин - таких, как бессмертие растворения [лайя-амрита] и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко" ("Гхеранда Самхита", 7.22).

Считается, что первоначально лайя-йога не отделялась в самостоятельное учение от других видов йоги, а была их кульминацией, высшей ступенью и входила в так называемые "Хатха Видья" - бесчисленные учения об Освобождении через растворение путём управления внутренними энергиями тела. Эти знания были общими для традиций натхов, каулов, канпхатов и др.

В различных источниках утверждается, что в дальнейшем это учение передавалось таким великим Просветлённым, как Кабир, Гопичанд и гуру Нанак (основатель сикхизма). Нагарджуна, почитаемый как буддийский махасиддха, также был в числе их.

Учениками по линии Матсиендранатха были также великие сиддхи: йогин Канхапа (Канипанатх), Чарпатинатх (Чарпати), Джаланхаранатх (Джалантхара), почитаемые в каноне 84 махасиддхов и в традиции 9 натхов. О некоторых из них говорилось, что днём они практиковали индуистскую тантру, а ночью - буддистскую.

Различные источники упоминают о 250 тысячах видов лайя-йоги, особо выделяя из них нада-йогу (растворение ума через интеграцию с внутренними энергиями в виде звука "нада", слышимого в сердечной чакре).

"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей лайи. Главный из них - путь нада" (Сватмарама, "Хатха-йога-прадипика", 4.65).

"Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей [Чистое Cознание], мысль поглощается [Паравайрагья] и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение - лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну [Вишну Парампада]" (Сватмарама, "Хатха-йога-прадипика", 4.99).

В этом и состоит вездесущность, всепроникновение, универсальность лайя-йоги, которая не ограничена ни религиозными предрассудками, ни догматами концептуального мышления, ни культурными традициями.

Поскольку "состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений, так как они - суть продукт ума, не нужна ни санкхья, ни шайва, ни панчаратра или джайанизм, мимамсака или другие школы. Лишь накопление духовного опыта пробуждает сознание. Я - сознание чистое. Я - то, одно неуничтожимое" (Шанкарачарья. "Десять шлок об Атмане").

В ранних буддистских текстах упоминается, что Будда выполнял садханы (практики) лайя-йоги, предписанные его Учителем Уддалакой. В частности, говорится, что он выполнял мудры сосредотачиваясь на внутреннем Свете и звуке, закрыв уши и надавливая на глазные яблоки. Скорее всего речь идёт о шанмукха-мудре или йони-мудре. Путь растворения "я" в трансцендентном неконцептуальном сознании является сущностью буддизма, даосизма, бон, индуизма и, как мы здесь выяснили, и христианства тоже.

Таким образом, лайя - растворение "я" - является универсальным состоянием и вершиной любой садханы (практики), независимо от духовной школы, в которой она практикуется. Состояние лайи и путь лайи - имманентно присущи любому духовному пути и являются его тайной сердцевиной.

Лайя-йога имеет глубоко эзотерические линии учений, позволяющие реализовать Высшее Совершенство - "саруба-самадхи" и Бессмертное Лучезарное Тело - "Пранава-дэхам".

"В глубоком сне разрушены все различья. В нём осталось лишь Я - пустота неосознанной полноты. Я - то, одно неуничтожимое. Если даже Вселенная исчезнет - Я останусь. Я - блаженство и единство. Я - Атман [то, что воспринимает, находясь в постоянном единстве со всем]" (Шанкарачарья. "Десять шлок об Атмане").

Философской, концептуальной основой лайя-йоги безусловно является Адвайта-Веданта. Понимание недвойственности, тождество "я" и Брахмана - фундамент всех высших учений йоги и тантры.

"Подобно тому, как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии самадхи личное сознавание сливается с высшим сознанием" (Саубхагьялакшми-упанишада, 5.26).

"Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий - ни хороших, ни плохих. Я - тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?" (Даттатрея. "Авадхута-Гита", 1.59, 1.60).

Вселенная в лайя-йоге неиллюзорна - она ни реальна, ни нереальна. Почему? Потому что "от богов вниз, к этому материальному миру, всё пронизано единым Брахманом. Есть лишь единое Сат Чит Ананда [Бытие-Осознанность-Блаженство], всепроникающее и не имеющее себе равных" ("Шива Самхита", 1.52).

"Исполненное ясности тысяч светил, незагрязняемое, наполняющее дальнее и ближнее - это не самадхи, это не достижения в йоге, это не растворение ума - это единство с Брахманом" ("Махавакья-упанишада", 6).

Путь лайи - это обнажённое осознавание, живое присутствие вне концепций и мыслей, чистая реальность, передаваемая вне знаков и слов.

В лайе самадхи достигается за счёт естественного созерцания без усилий, а не за счёт метода. Также, в отличие от других видов йоги, в лайе нирвикальпа-самадхи - не самоцель, а всего лишь промежуточная ступень для достижения более высоких - сахаджа-самадхи и саруба-самадхи. Саруба-самадхи предполагает Просветление не только ума, но и энергии, тела, проявляющиеся как звук, свет, божества (нада, джьоти, дэвата). Практика с усилием на этом уровне прекращается и становится "не практикой" - "не методом" - "анупайя", "не медитацией", так как любое усилие является помехой.

Сахаджа-самадхи - это особое состояние сознания йога, когда он естественно, без усилий погружён в присутствие Атмана независимо от того, ест он, работает, говорит, спит, ходит или сидит. Такая погружённость и есть бхава (чувство). Ничего не отрицается, всё объединяется с присутствием в этом состоянии. Всё больше отдаваясь этому чувству ("прапати" - самоотдача), йогин растворяет "я" в Высшей Реальности Брахмана.

"Независимо от того, достигнуты сиддхи [сверхобычные силы] или нет, он погружён в непрерывное блаженство" (Сватмарама. "Хатха-йога-прадипика", 4.78).

Полностью отдавшись ему, он испытывает неописуемое состояние непрерывного естественного единства; без усилий, без отречения, без техник и медитаций, реализовав ум без опоры - "нираламбха". В этом самадхи он окончательно узнаёт своё "я" как тождественное Брахману (пратьябхиджня) и с этого момента не отождествляет себя ни с чем иным. Цель и средства здесь объединяются. Цель - погружённость в Атман, средство - тоже.

Для полной реализации этого состояния йогин использует "санкальпы" - особые медитативные формулы, медитации, шамбхави-мудру, нада-, джьоти-йогу, техники йога-нидры и кундалини-йоги.

"Лайя-сиддхи-йога-самадхи. Совершив йони-мудру, представляй, что ты есть Шакти, а Параматман - Пуруша. Эти двое соединяются. Так ты становишься полным блаженства и достигнешь Ахам Брахма Асми - Я есть Брахман" ("Гхеранда Самхита", 7.12).

Узнав своё сознание - Чити как безграничное пространство, подобное небу, йогин учится поддерживать его, не отвлекаясь на пути к высшей цели - саруба-самадхи - трансмутации физического тела. Для этого он учится воспринимать весь мир недуальным способом как манифестацию, игру сознания - Чити-Шакти. Весь мир он видит как свой ум, а ум не имеет ни качеств, ни основы; своё тело - как иллюзорное, а свою чистую энергию - как божества, звук - нада и свет - джьоти.

Силой созерцания только своего ума он пробуждает Кундалини и начинает растворять элементы физического тела.

"Пусть йогин сделает свой ум самоподдерживающим и не созерцает ничего иного" ("Шива Самхита", 5.170).

Наряду с непрерывным поддержанием естественной осознанности (сахаджа-стхитти), применяя особые мудры (шамбхави, шанмукти), нада-, джьоти-йогу и йога-нидру, йогин открывает свою внутреннюю энергию как звук и тончайший Свет, переживая четыре основные ступени реализации - "арамбха", "гхата", "паричайя", "нишпатти". На ступени "нишпатти" йогин осуществляет "кайя вьюха" - мистическую трансмутацию и достигает золотого саруба-самадхи - трансформации физического тела сначала в очищенное "Шудха-дэхам" (Совершенное Тело, тело из чистых субстанций), а затем в божественное Тело Света или Тело Славы - "Пранава-дэхам".

"Когда отпадают все желания, пребывавшие в сердце, тогда смертный становится бессмертным, и в этот момент он достигает Брахмана" ("Катха-упанишада", 2.3.14).

"Как бы и где бы йог ни умер, он сливается с Брахманом, подобно тому, как пространство, находящееся внутри кувшина, объединяется с бесконечным пространством, когда кувшин разбит" (Даттатрея. "Авадхута-Гита", 1.69).

"Возникнет сияющее божественное тело (дэва-дэхам). Это тело не может быть обожжено огнём, высушено ветром, смочено водой, укушено змеёй" ("Гхеранда Самхита", 7.12).

"Вместе с этим человеческим телом ты станешь снова и снова посещать небо [сварлока]. Быстрый, как разум, ты приобретёшь способность путешествовать в небе и сможешь отправиться куда пожелаешь" (Сватмарама. "Хатха-йога-прадипика", 3.69).

Сравним это с христианством: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12:2-4).

Высшим, окончательным, полным плодом лайя-йоги является саруба-самадхи - самадхи Божественного Света, результатом которого становится "кайя-вьюха" - великий Переход, и спонтанно происходит достижение одного из четырёх тел:

"- Шудха-дэхам - Совершенное Тело, тело, свободное от кармы, состоящее из очищенных таттв (элементов), не нуждающееся в еде, сне, свободное от старости и смерти;

Пранава-дэхам - Бессмертное Тело Радужного Света, его невозможно осязать, но возможно видеть;

Джняна-дэхам - Чистое Бесконечное Сознание, в котором реализована недвойственность;

Дэва-дэхам - Полное Единство с Брахманом, в том числе физическое. На этом уровне йогин не имеет фиксированной формы, но эманируется в бесчисленных телах" ("Шива Самхита", 3.62).

Продвинутые йогины реализуют сиддхи божественного Золотого Тела Милости ещё при жизни. Великие бессмертные сиддхи, подобно китайским бессмертным даосам, Матсиендранатх, Свами, Бабаджи, великий йогин Брахмананда, реализовав Тела Света, и поныне спонтанно играют в тысячах бессмертных световых Радужных Тел в бесчисленных мирах Мироздания. Йогины, реализовав такие тела в момент смерти, выполняя вознесение в сияющие Тела Света, как святой Тукарам, который, подобно пророку Илье, был "взят живым на небо".

В наставлениях сиддхов говорится так о величайшем для йогина достижении - саруба-самадхи:

"Каков признак достижения саруба-мукти (истинного освобождения тела и сознания)? Физическое тело начинает светиться огнём бессмертия" (Ромариши. "Песнь мудрости").

"Не вовлекаясь и оставаясь свободным от привязанности к телесному, элементам, уму, времени, Майе, соединившись с истиной безначального, вечного Брахмана, йогин достигает "вейя паракайя" - безупречного бессмертного тела" (Тирумулар. "Тиру-Мандирам", 643).

"Тот, кто обладает джняной [познанием] или обрёл понимание двадцать одного принципа Солнца, может достичь бессмертия, обрести преображённое тело, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, являющееся прекрасным воплощением божественного" (Тирумулар. "Тиру-Мандирам", 706).

"Я познал мастера джняны в единстве, в котором моё Я стало его Я. Я стал тем, от кого происходят все боги и кто являет собой лучезарный свет бесконечности" (Тирумулар. "Тиру-Мандирам", 239).

В конце IX века великий индийский святой из Вадулара (Тамилнаду) - Рамалинга Свами на своём опыте пережил все этапы великой трансформации. Рамалинга и поныне - один из самых прославленных святых Южной Индии.

В своем сочинении этот почитаемый святой пишет так:

"Я молился о лучезарном теле, которое было бы вечно, противостояло бы действию ветра, земли, неба, огня, воды, солнца, луны, планет, смерти, болезни, смертоносного оружия, злодеяний или чего-либо ещё. Он исполнил то, о чём я молился, и теперь у меня такое тело. Не думайте, что этот подарок - мелочь. О люди, ищите убежища в моём Отце - властителе Неописуемого Великолепия, делающего даже материальное тело бессмертным!" (Песнь 6, гл.13, стих 59).

Как известно, после достижения его Тело Чистого Света не отбрасывало тени. Согласно хроникам того времени, великий святой Рамалинга, попрощавшись со своими учениками, заперся в хижине Меттукупама и спустя некоторое время бесследно исчез, растворившись во вспышке фиолетового света, проявив высший плод реализации.

Лайя йога представляет собой древнюю форму медитации с концентрацией на чакрах, а также на энергетических центрах. Выделяют 2 основных энергетических центра в голове и 5 в позвоночнике. Цель Лайя йоги заключается в их активизации с помощью медитации. При этом Лайя йога при помощи разных практик, помогает разбираться человеку в своих недостатках, мысленно растворяя их. Считается, что благодаря Лайя йоге в дальнейшем негативные качества начинают проявляться в меньшей степени, и со временем они покидают человека полностью.

Способов и техник, применяемых в Лайя йоге, множество – звуки (нада) и янтры (формы), благодаря которым удается не просто контролировать сознание, а направлять его в нужном направлении. Практика Лайя йоги позволяет очистить и исцелить душу и тело. Большинство людей живут сегодня лишь на трех уровнях сознания: чувственном, материальном и эгоистическом. В отличие от обычной жизни, Лайя йога, используя внутренние тонкие звуки, а также энергетические вибрации, помогает открыть путь к высоким уровням сознания, совершенствуя его. Лайя это такое состояние, при котором человек забывает об окружающих объектах чувств, при этом сам становится объектом медитации.

Во время практики Лайя йоги, человек находится в состоянии глубокого покоя, обеспечивающего отдых нервной системе. Благодаря этому значительно уменьшается потребление организмом кислорода, ритм дыхания замедляется, также снижается ритм сокращения сердечной мышцы. Согласно многим исследованиям, во время практики Лайя йоги человеческий организм входит в физиологическое состояние, полностью отличающееся от состояния и сна, и бодрствования. Таким образом, человеку удается укрепить нервную систему, что в дальнейшем позволяет реагировать на окружающие проблемы с большей эффективностью.

Лая йога довольно тесно переплетается с Кундалини йогой, поскольку своей целью также имеет стремление к пробуждению энергии и ее объединению с высшим сознанием. Достичь этого можно при помощи глубокой медитации (дхьяна), контроля дыхания (пранаяма) и практики поз (асаны). Под воздействием этих техник, а также повторения мантр, тонкие каналы (нади) активизируются, благодаря чему человек переходит в состояние глубокой концентрации (дхарана).

Лайя йога, в качестве визуальных инструментов, применяет янтры, которые служат для концентрации внимания. Янтры применяют при медитациях как дополнение к мантрам (молитвам). Мантры же используются для выведения сознания из внешнего во внутренний мир (концентрация). Центральное место в Лайя йоге занимает понятие Кундалини-шакти - это, так называемая, змея, представляющая собой универсальную жизненную силу, которая живет в человеческом теле. Пробуждение, а также управление этой силой является главной целью, поэтому Лайя-йога считается высшей медитативной фазой Хатха йоги.

| Учение Лайя-йоги

Самайя или самая - важное понятие, присущее всем, абсолютно всем без исключения учениям тантризма, как буддийского так и индийского, и некоторым школам Адвайта-Веданты, йоги

Культура садху является фундаментом арийско-ведической культуры. Только заложив прочный фундамент из культуры, основанной на ценностях садху, возможно двигаться вперед по духовному пути.

Когда мы говорим, что Учение Лайя-йоги является тантрической традицией сиддхов , мы особо подчеркиваем её отличие от так называемого традиционного «бытового» ортодоксального индуизма...

УЧЕНИЕ ЛАЙЯ-ЙОГИ

"Десять миллионов раз восхваляема Лайя-йога. Стоишь, ходишь, спишь или ешь — всегда созерцай Недвойственного Царя" Йога Таттва Упанишада»

Учение Лайя-йоги является мистическим откровением, нисшедшим от богов сферы Брахма-локи из рода Сарасвати. Боги, в свою очередь, его получили от Пяти Великих Риши, олицетворяющих пять саморожденных мудростей изначального Бытия.

Эти знания дошли до наших дней практически без искажений, благодаря непрерывности особой традиции устных наставлений категории «упадеша», передаваемых от Учителя к ученику. Первое упоминание о Лайя-йоге содержится в поздних тантрических Упанишадах.

Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога - это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае мы перестаём жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Мы начинаем действовать не в результате команд своего эго, а становимся проводниками Божественных сил, живем в Боге.

Высшее учение Лайя-йоги вне любых рамок и ограничений. Это очень высокий Путь - реализация через осознавание, к которому обычно приходят йоги после достижения самадхи, что постигается через состояние внутренней тишины, или молчания. Только когда будет отброшена любая связь с концептуальным мышлением, вы можете постичь состояние безопорного ума (нираламбха манас) и войти в состояние нирвикальпа-самадхи (единства со всем сущим).

Термин "Лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм" - "растворение", т. е. возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом).


Лайя-йога
не ограничена ни религиозными догматами или концепциями нашего мышления, ни культурными традициями поскольку состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений.


Таким образом, Лайя - растворение "я" - является универсальным состоянием и вершиной любой садханы (практики), независимо от духовной школы, в которой она практикуется. Состояние лайи и путь лайи - имманентно присущи любому духовному пути и являются его тайной сердцевиной.


В различных первоисточниках - и других - сообщается, что 250 тысяч учений Лайя-йоги впервые были поведаны Адинатхом (Богом Шива) через откровения сиддхам и

"Шри Адинатха - Шива дал 250 тысяч путей достижения лайи (растворения в недвойственности)..." (Сватмарама, "Хатха-йога-прадипика", 4.65).

Корни Учения

Первые упоминания о Лайя-йоге содержатся в Упанишадах:
"Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз - это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь, всегда размышляй об Атмане [о том, кто воспринимает]. Таков смысл Лайя-йоги " ("Йога-таттва-упанишада", 23, 24).


Считается, что Учение зародилось около 3-5 тыс. до н.э. и окончательно оформилось в традицию в VIII-XI вв. По-видимому первоначально Лайя-йога не отделялась в самостоятельное учение от других видов йоги, а была их кульминацией, высшей ступенью и входила в так называемые "Хатха Видья" - бесчисленные учения об Освобождении через растворение путём управления внутренними энергиями тела. Эти знания были общими для традиций натхов, каулов, канпхатов и др.

Учение Лайя-йоги в традиции, которую проводит , представляет собой глубокую изысканную линию индуистского тантризма стиля (колесницы естественного пути), в свое время впитавшей идеи буддизма Ваджраяны, и которая по праву относится к разряду высших недвойственных Учений Ануттара - тантры. Бессмертные сиддхи-авадхуты являются живым воплощением самых глубоких и сокровенных принципов Учения Лайя-йоги, главные представители из которых махасиддхи Матсиендранатх, Горокхонатх, Великий Брахман , Бхагаван

Во взглядах на мир и творение вселенной за основу принята традиционная Адвайта-веданта в толковании Даттатрейи, Гаудапады, Взгляды близки кашмирскому шиваизму, идеям буддизма Ваджраяны (Дзогчен, Махамудра), а в некоторых аспектах неотличны от них. Подобный подход имеет место в виду «двоякой» принадлежности многих махасиддхов как к традиционному индуизму, так и к буддизму.

К примеру, Матсиендранатх, Горокхонатх, Сараха считаются одновременно и индуистскими, и буддийскими святыми, давшими начало школам куликов, натхов, канпхатов и школам Ваджраяны в Тибете. Много общего можно найти и в других близких по духу Учениях — даосизме, китайском дзен, Учении Кабира.

В ранних буддистских текстах упоминается, что Будда выполнял садханы (практики) Лайя-йоги, предписанные его Учителем Уддалакой. В частности, говорится, что он выполнял мудры сосредотачиваясь на внутреннем Свете и звуке, закрыв уши и надавливая на глазные яблоки. Скорее всего речь идёт о шанмукха-мудре или йони-мудре. Путь растворения "я" в трансцендентном неконцептуальном сознании является сущностью буддизма, даосизма, бон, индуизма и некоторых других религий.


Для реализации возможности проводить Учение Лайя-йоги последователи Учения и в 1995 г создали
Монастырь-Академию Йоги «Собрание Тайн». Монастырь расположен в Нижегородской области и проводит большую работу по распространению Учения как в России, так и за ее пределами.

Философия учения

Философской, концептуальной основой Лайя-йоги безусловно является -Веданта. Понимание недвойственности, тождество "я" и Брахмана - фундамент всех высших учений йоги и тантры.


"Подобно тому, как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии самадхи личное сознавание сливается с высшим сознанием" (Саубхагьялакшми-упанишада, 5.26).


"Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий - ни хороших, ни плохих. Я - тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?" (Даттатрея. "Авадхута-Гита", 1.59, 1.60).


Вселенная в Лайя-йоге неиллюзорна в высшем понимании - она ни реальна, ни нереальна. Почему? Потому что "от богов вниз, к этому материальному миру, всё пронизано единым Брахманом. Есть лишь единое Сат Чит Ананда [Бытие-Осознанность-Блаженство], всепроникающее и не имеющее себе равных" ("Шива Самхита", 1.52).


Иногда Философию Учения называют
Основа


Основа — это недвойственное видение Реальности, вне слов и концепций, достигаемое лишь в самадхи — чистом состоянии ума. В своем изначальном аспекте — это Всевышний Источник, Брахман Вед, Нерожденный Ум, Непостижимый, Бесконечный, Незапятнанный, Спонтанно Совершенный и Всепроникающий, он подобен бесконечному пространству сознания.

Это Исконное «Я», Основа есть «Сахаджья» — естественное состояние каждого, но оно затмевается покровом двойственных мыслей и клеш (омраченных состояний). Когда йогин может пребывать в созерцании, естественное состояние раскрывается, обнажая пустотную природу Ума.

Природа Ума абсолютно чиста, пустотна, непостижима и ее сокровенная сущность — лишенный качеств и образов, «внемысленный» Ясный Свет, который есть светоносная лучезарная ясность.

Основу объясняет Учитель, используя три вида передачи: неконцептуальную, символическую и логическую.


В Лайя-йоге самадхи достигается за счёт естественного созерцания без усилий, а не за счёт метода. Также, в отличие от других видов йоги, в Лайя-йоге нирвикальпа-самадхи - не самоцель, а всего лишь промежуточная ступень для достижения более высоких - сахаджа-самадхи и саруба-самадхи .


Саруба-самадхи
предполагает Просветление не только ума, но и энергии, тела, проявляющиеся как звук, свет, божества (нада, джьоти, дэвата). Практика с усилием на этом уровне прекращается и становится "не практикой" - "не методом" - "анупайя", "не медитацией", так как любое усилие является помехой.


Сахаджа-самадхи
- это особое состояние сознания йога, когда он естественно, без усилий погружён в присутствие Атмана независимо от того, ест он, работает, говорит, спит, ходит или сидит. Такая погружённость и есть бхава (чувство). Ничего не отрицается, всё объединяется с присутствием в этом состоянии. Всё больше отдаваясь этому чувству ("прапати" - самоотдача), йогин растворяет "я" в Высшей Реальности Брахмана.


"Независимо от того, достигнуты сиддхи [сверхобычные силы] или нет, он погружён в непрерывное блаженство" (Сватмарама. "Хатха-йога-прадипика", 4.78).


Полностью отдавшись ему, он испытывает неописуемое состояние непрерывного естественного единства; без усилий, без отречения, без техник и медитаций, реализовав ум без опоры - "нираламбха". В этом самадхи он окончательно узнаёт своё "я" как тождественное Брахману (пратьябхиджня) и с этого момента не отождествляет себя ни с чем иным. Цель и средства здесь объединяются. Цель - погружённость в Атман, средство - тоже.


Для полной реализации этого состояния йогин использует "санкальпы" - особые медитативные формулы, медитации, шамбхави-мудру, нада-, джьоти-йогу, техники йога-нидры и кундалини-йоги.

Путь


Путь — это методы созерцания, медитации, управления внутренней энергией. Путь состоит из трех главных принципов:
~ прямое введение в естественное состояние с помощью Учителя (шравана);
~ прояснение с помощью обдумывания и устранения сомнений (манана);
~ неуклонное продолжение созерцательного присутствия с помощью особых методов Лайя-йоги (нидидхьясана).

Главным же методом практики является непрерывная внимательность к естественному состоянию, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.


Путь достижения Просветления
описывается как видение, медитация, поведение.
Видение — это способность непрерывного пребывания в Основе в состоянии недвойственного созерцания, передаваемое лишь Учителем особыми методами «прямого постижения».

Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чем-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, пребывать за пределами концепций в естествен ном состоянии.

Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его Истинной Таковости. Он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.

Узнав своё сознание - Чити как безграничное пространство, подобное небу, йогин учится поддерживать его, не отвлекаясь на пути к высшей цели - саруба-самадхи - трансмутации физического тела . Для этого он учится воспринимать весь мир недуальным способом как манифестацию, игру сознания - Чити-Шакти. Весь мир он видит как свой ум, а ум не имеет ни качеств, ни основы; своё тело - как иллюзорное, а свою чистую энергию - как божества, звук - нада и свет - джьоти.


Силой созерцания только своего ума он пробуждает Кундалини и начинает растворять элементы физического тела.


"Пусть йогин сделает свой ум самоподдерживающим и не созерцает ничего иного" ("Шива Самхита", 5.170).

Медитация включает в себя пять путей или пять янтр Лайя-йоги:
~ Путь Мудрости (Праджня-янтра);
~ Путь Энергии (Шакти-янтра);
~ Путь Сновидений (Нидра-янтра);
~ Путь Звука (Нада-янтра);
~ Путь Света (Джьоти-янтра).


Путь Мудрости
(Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погруженностью в природу Ума (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.
К практикам сидячей медитации относятся:
~ упражнение-концентрация (дхьяна) для овладения однонаправленностью ума,
~ медитация на входящее и выходящее дыхание (Анапанасати),
~ медитация на чувство «я» (ахам-вритти),
~ медитация на пустотное состояние ума,
~ медитация на Великое изречение (Махавакью),
~ решение парадоксальных задач (аналог коанов дзен),
~ медитация на пространство неба,
~ медитация на просветляющие силы вселенной, пяти элементов и т.д.,
~ медитация на световое пространство и другие.
К практикам созерцательной ходьбы относятся:
~ наблюдение за телом,
~ наблюдение за дыханием,
~ ходьба с поддержанием санкальпы (аффирмации),
~ самовспоминание,
~ созерцание Света,
~ созерцание Бесконечного пространства,
~ настройка на нисходящие силы Вселенной,
~ интеграция с пятью элементами и другие.


Путь энергии
(Шакти-янтра) включает практики работы с каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для:
~ пробуждения Кундалини,
~ получения опыта нектара бессмертия,
~ выходов тонкого тела,
~ обретения непрерывного сознания в самадхи,
~ раскрытия четырех блаженств и пяти пространств в теле.
Для этого используются практики: асаны, мудры, бандхи, пранаямы, визуализации чакр, каналов, слияние с пятью элементами стихий и другие.


Путь сновидений
(Йога-нидра) включает обучение специальным методам ночных практик для:
~ осознавания себя во сне,
~ развития тела сновидений (Майя-дэха),
~ управления и трансформации сновидений,
~ вхождения в осознание сна без сновидений и Ясного Света.


Путь йоги Звука
(Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством Звука и пустотного осознавания.


Путь йоги Света
(Джьоти-йога) содержит в том числе некоторые тайные методы созерцания Света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств, мандалы, сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания», «исчерпания». Путь йоги Света считается очень глубокой садханой, позволяющей сделать быстрый скачок в практике — за одну жизнь реализовать бессмертное тело Света.

Основные способы практики, принятые в монастыре:
~ сидячая медитация (Махашанти),
~ созерцание при ходьбе (Чанкраманам),
~ практики Хатха-, Кундалини-йоги и др.,
~ соблюдение правил монашеской и йогической дисциплины (Виная и самайя).

Поведение. Принцип приложения осознанности ко всему — главный принцип в поведении. Если не прилагается осознанность, то любые действия, которые бы мы ни совершали, выпадают из общего рисунка нашей практики и становятся сансарными действиями, т.е. порождающими кармические отпечатки.

Во внешнем поведении йогин придерживается принципов Винаи, во внутреннем — самайи (т.е. в любых ситуациях проявляет «чистое видение»), в тайном — Единой самайи созерцания.

Высшим же повседневным состоянием в поведении является «самадхи текущей реки», «безумная мудрость», лила-буддхи — спонтанная игровая активность в поведении на благо живых существ (аналогии: «лила» в вайшнавизме и сиддханте, «чит-шакти виласа» в кашмирском шиваизме).

Критерии успешного самадхи — остановка дыхания и сердцебиения в медитации, способность осознавать себя во сне без сновидений, а также способность поддерживать состояние осознанности в повседневной жизни и проявлять сверхъестественные силы — путешествовать в тонком теле по другим мирам, контролировать энергию, управлять стихиями, событиями и т.д.

Плод


Плод или цель Учения
— это достижение трех бессмертных тел:

~ тела чистого сознания, подобного пространству (Джняна-дэха),

~ Радужного тела из световой энергии (Пранава-дэха), достигаемого при жизни или в момент смерти, когда физическое тело йога растворяется и исчезает, преобразуясь в бессмертное тело Света. Йогин оставляет после смерти пучок волос, двадцать ногтей и одежду, полностью исчезая,

~ Иллюзорного тела, подобного материальному, но обладающего чистыми элементами (Шуддха-дэха).

Высшим, окончательным, полным плодом Лайя-йоги является саруба-самадхи - самадхи Божественного Света, результатом которого становится "кайя-вьюха" - великий Переход, и спонтанно происходит достижение одного из четырёх тел:


"- Шудха-дэхам - Совершенное Тело, тело, свободное от кармы, состоящее из очищенных таттв (элементов), не нуждающееся в еде, сне, свободное от старости и смерти;

Пранава-дэхам - Бессмертное Тело Радужного Света, его невозможно осязать, но возможно видеть;

Джняна-дэхам - Чистое Бесконечное Сознание, в котором реализована недвойственность;

Дэва-дэхам - Полное Единство с Брахманом, в том числе физическое. На этом уровне йогин не имеет фиксированной формы, но эманируется в бесчисленных телах" ("Шива Самхита", 3.62).


Продвинутые йогины реализуют сиддхи божественного Золотого Тела Милости ещё при жизни. Великие бессмертные сиддхи, подобно китайским бессмертным даосам, Матсиендранатх, Свами, Бабаджи, великий йогин Брахмананда, реализовав Тела Света, и поныне спонтанно играют в тысячах бессмертных световых Радужных Тел в бесчисленных мирах Мироздания.

Йогины, реализовав такие тела в момент смерти, выполняя вознесение в сияющие Тела Света, как святой Тукарам, который, подобно пророку Илье, был "взят живым на небо".

В наставлениях сиддхов говорится так о величайшем для йогина достижении - саруба-самадхи:


"Каков признак достижения саруба-мукти (истинного освобождения тела и сознания)? Физическое тело начинает светиться огнём бессмертия" (Ромариши. "Песнь мудрости").


"Не вовлекаясь и оставаясь свободным от привязанности к телесному, элементам, уму, времени, Майе, соединившись с истиной безначального, вечного Брахмана, йогин достигает "вейя паракайя" - безупречного бессмертного тела" (Тирумулар. "Тиру-Мандирам", 643).


"Я познал мастера джняны в единстве, в котором моё Я стало его Я. Я стал тем, от кого происходят все боги и кто являет собой лучезарный свет бесконечности" (Тирумулар. "Тиру-Мандирам", 239).


"Вместе с этим человеческим телом ты станешь снова и снова посещать небо [сварлока]. Быстрый, как разум, ты приобретёшь способность путешествовать в небе и сможешь отправиться куда пожелаешь" (Сватмарама. "Хатха-йога-прадипика", 3.69).


Символ Учения

Главным символом Учения является ОМ в пятицветном радужном сиянии.

Священные тексты Учения Лайя-йоги


Авторитетными считаются следующие тексты:

Свод текстов Праджня-янтры:
~ спонтанные песни-откровения (песни «доха») махасиддхи Сарахи и других махасиддхов;
~ все тексты, переданные Авадхутой Даттатрейей: «Авадхута Гита», «Дживанмукта Гита», «Трипура Рахасья» и другие;
~ тексты Шри Ади Шанкарачарьи: «Атма Бодха», «Таттва Бодха», «Апарокшанубхути», «Вивека Чудамани», «Брахманачинтанам», «Даша-шлока», «Вакья-вриттих», «Брахма-сутра-бхашьям», «Атма-джняна-падеша-видхих».

Свод текстов Шакти-янтры: тексты традиции натхов:
~ «Шива Самхита»,
~ «Заветы Горакши» («Горакшападдхати»),
~ «Горакшашатака»,
~ «Хатха-йога Прадипика»,
~ «Гхеранда Самхита»,
~ «Шат-чакра Нирупана»,
~ «Йога-сутра» Патанджали.

Главный текст Нада-янтры: «Хамса Упанишада».

Главные тексты Джьоти-янтры:
~ «Адвайя Тарака Упанишада»,
~ «Мандала Брахмана Упанишада».

08.09.2015

В текстах даются следующие определения Лайя-йоги и её процессов:

«Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз – это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь – всегда размышляй об Атмане (о том, кто воспринимает). Таков смысл Лайя-йоги». («Йога-Таттва-Упанишада», 23, 24)

«Шива возвестил много истин – таких, как бессмертие растворения (Лайя-Амрита) и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко». («Гхеранда Самхита», 7.22 , Гхеранда)

«Когда прана достигает недвижности – это рассвет лайя-йоги. Посредством растворения (лайя) достигается счастье, высшее состояние блаженства собственной Сущности». («Йога-биджа», 151, Горакшанатх)

«Шри Адинатха объяснил один и четверть крора методов Лайи. Мы рассматриваем наданусандхану как наиболее эффективную из всех Лайа. Лайа-йога особенно превозносима. Но каковы характеристики Лайи? Лайя не возвращает в мир чувств, Лайя оставляет объекты опыта». («Хатха-йога ратнавали», 12-13 Шриниваса).

«Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них – путь Нада». («Хатха-Йога-Прадипика», 4.65, Сватмарама)

«Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение – лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)». («Хатха-Йога-Прадипика», 4.99, Сватмарама)

«Благодаря недвижению ума достигается равновесие праны, благодаря этому бинду становится неподвижным. Благодаря неподвижности бинду обретается вечная саттва и бессмертие тела (пинда-стхайрья). Над органами чувств ум – владыка, владыка ума – прана, владыка праны – лайя, эта лая заключена в наде. По устранении вдоха и выдоха, уничтожении стремления [ума] к объектам, йогин достигает растворения (лайя), свободного от движения и изменения. В спонтанно обретаемом состоянии лайи устраняются все санкальпы, порождающие всевозможную деятельность ума. Это состояние неописуемо». («Горакша-вачана-санграха», 132-135, Горакшанатх)

Методы Лайя-йоги

Считается, что Бог Шива Адинатха передал множество тысяч практик Лайя-йоги, основная из них – это наданусандхана, куда входят методы концентрации на звуке (нада), слышимом в анахата-чакре. Нада – это Шива-Шакти-самарасья. Обычно в текстах упоминаются 4 стадии практики: арамбха (начало) – развязывается узел «брахма-грантхи» и прана входит в сушумну, в сердце раскрывается ананда и слышны звуки анахата-нады. Далее следует «гхата-авастха» (сосуд), она соответствует развязыванию узла «вишну-грантхи», опыту ати-шуньи. «Паричайя-авастха» (нарастание), опыт «Махашуньи» и «Нишпати-авастха» – завершающая стадия, в которой происходит развязывание узла «рудра-грантхи», когда сжигаются все семена кармы. В этой стадии Лайя-йоги йогин обретает совершенное тело – дивья-деха или сиддха-деха. Существует много синонимов и определений этого достижения: кайя-сиддхи, пинда-самвит, дживан-мукта и т.д. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакшанатхом сказано:

«Йогин постигает состояние самарасья в своём теле, он познал микро- и макрокосм (Вьяшти-пинда и Пара-пинда). Он всё видит в себе и себя во всём».

Лайя-йога, как правило, включает в себя подготовительные практики, в которых используются пранава Ом или же бхрамари-пранаяма, т.е. грубая форма звука, от которой можно «оттолкнуться» и перейти к внутренним практикам. В них нада поглощается в свой источник проявления, т.е. бинду. Так же существует множество других методов Лайя-йоги, например: пранаяма, мудры, бандхи, дришти, аджапа-джапа или аджапа-гайятри, чакра-бхеда, концентрация на адхарах и лакшьях, все они являются составной частью практики Лайя-йоги.

Значение нады

Нада – это майтхуна (союз, соитие) Шивы и Шакти, соприкосновение пустоты и формы, при этом образуется мудра (отражение трансцендентного света в каком-либо объекте), в мудре образуется нада. При нарастании силы нады образуется бинду, из бинду – камакала (тройное бинду). Понятие того, где именно проявляется нада, часто очень разнится: ряд источников говорит, что в анахата-чакре, другие тексты натхов утверждают, что в области черепа (брахма-гуфе). Но нада сама по себе не ограничена рамками локализации в физическом мире, нада – это поток или движение Шакти. Шакти пульсирует в нади (каналах) как тонкого, так и грубого тела, когда мы закрываем уши, мы слышим пульсацию нады, все движения в этом мире – это Шакти. Без Шакти не может произойти ничего, никакого изменения, в том числе и духовного, поэтому все практики натхов, так или иначе, пробуждают Кундалини-шакти, или же подготавливают к этому тело, ум и дух человека.

Существует две реальности – пассивная и активная, которые не являются чем-то отдельным, а следовательно, через Шакти мы познаем Шиву, и наоборот. Сознание и энергия – нераздельны. Нада – это потоки праны в каналах, и нада также является Кундалини-шакти, она – Высшая трансцендентная реальность, «незатронутая», отображаемая во всех звуках и явлениях мира. Все явления растворяются в этой реальности, если в микрокосме мы испытываем этот процесс, то наши прана и сознание переходят на более высокий запредельный уровень, и мы достигаем самадхи. Этот процесс достигается посредством лайя-йоги, где и практикуется нада-йога. Можно по-разному называть этот процесс: поднятие Кундалини, Нивритти и т.д. Все практики, так или иначе, ведут к расширению ограниченного сознания и слиянию его со сверхсознанием «Парасамвит» или Сознанием Шивы.

Практика наданусандханы

В Натха-сампрадайе практика распознавания внутреннего звука анахата-нады, считается одной из самых основных, «анахата» на санскрите означает «незатронутая» реальность. Звук анахата-нада переводится как «непораженный» или тот, который не происходит посредством соприкосновения двух объектов. Звук – это проявление мысли, как сознание имеет свою градацию, так же ее имеет и звук. Сама практика называется «наданусандхана», «анну» означает «сверх», «сандхана» – соединение, т.е. предельное погружение ума в наду и растворение в ней. Это погружение в более тонкую звуковую вибрацию отражается на сознании: восприятие переходит в пустоту, в неизведанное, запредельное и само становится им, мысль растворяется в своем источнике – Читте. Наданусандхана является йогической техникой, где звук является методом погружения сознания в сердце своей сущности, которая пребывает в Атмане.

В этой практике вы познаете Бога внутри своего существа. Наданусандхану еще называют надопасаной (почитание нады), так как нада – это Шива и Шакти. Надопасана – это почитание (но весьма непосредственное) того, что не все способны выявить, что становится возможным благодаря хорошей шоддхане. Еще, безусловно, плоды такой внутренней практики, сказываются, в целом, на психофизическом состоянии практикующего, поэтому внутренняя практика отражается и на теле. Тело становится подобным пространству, в нем появляется легкость и много других признаков того, что практика высших разделов йоги идет в правильном ключе. В общем-то, тело – это не только инструмент, как многие практикующие йогу считают, это также и среда, в которой окончательно реализуется цель йоги.

Выполнение наданусандханы

Наданусандхана начинается с повторения Омкары или же медитации на звук бхрамари, подобному звуку пчелы. Тут, конечно, есть свои тонкости – в названии есть слово «бхрама» (трутень), этот трутень издает глухой звук, подобный гулу, который вы издаете при вдохе. А есть «бхрамари» (пчела самка), она издает звонкий гул, подобный звуку, который мы издаем при выдохе. Чаще всего выдох называют шуньякой, и он больше подходит для растворения ума, поэтому обычно многие выдох и используют в этой практике. Кумбхака – «кувшинная» задержка дыхания, здесь нет звука, вызванного процессом вдыхания и выдыхания.

Обычно бхрамари относят к разновидности кумбхак, в принципе, эта кумбхака может сама по себе стать кевали, если вы сможете услышать внутренний звук. Неслучайно такое название сравнивают с пчелой, так как она собирает нектар, но, в данном случае, бхрамари позволяет собирать нектар Нады. Этот нектар образуется внутри тела. Просто звук при вдохе и выдохе успокаивает нервную систему, снимает стресс, а вот внутренний, не произведенный звук уже погружает в глубокую медитацию, растворяя более инертные состояния сознания. К тому же, бхрамари – это, по сути, звук самой анусвары, она изображается в виде бинду – точки, расположенной поверх всех букв санскрита, которые являются лепестками чакр, каналами нади. Можно сказать, что звук бхрамари – это звук все проявленных звуков, ко всему прочему, он при своем завершении переходит в наданту (завершенное звуковое состояние, связанное со смолканием ума). Так как ум следует за звуком, то, когда звук смолкает, ум тоже растворяется. В таком состоянии пустоты уже можно перейти на более высокий уровень слышания звука из ничего, из пустоты и углубленного погружения в него.

В Надопасане, конечно, есть еще моменты, например, разные градации слышимого звука по тонкости. Звук связан с праной, поэтому бхрамари-пранаяма и помогает, посредством праны и звука, растворить ум. Считается, что благодаря смолканию ума внутренняя Шакти начинает пробуждаться и подниматься вверх через чакры. Внутренние звуки связаны с внутренней активностью праны, но эта практика более высокого уровня, в ней задействованы разные уровни пробуждающейся Шакти и сознательной силы. Внешне практика кажется простой, но все зависит от того, насколько вы хорошо понимаете, что такое нада, что такое анахата-нада, шабда-брахман, мантра как проявление чит-шакти. Чтобы от практики наданусандханы получить максимальную пользу, нужно действительно неплохо понимать теорию этой садханы натхов. В большинстве случаев, она людьми рассматривается часто поверхностно, просто как разновидность бхарамари-пранаямы.

Пранаяма – это всего лишь один из легкодоступных для понимания методов, но есть методы более глубокие, которые приводят к максимальной трансценденции человеческого сознания. Наданусандхана – одна из главных практик у натхов, хотя сами теории нады встречается во многих тантрических школах и соответствующие практики тоже. Например, в Кашмирском шиваизме тоже есть подобные техники, и даже теории о градациях звука, соотношения его с разными уровнями сознания, как и праны. У натхов, в основном, уделяют внимание ключевым моментам практик, связанных с надой.

Вопрос к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу

Осветите, пожалуйста, тему слышимых звуков. Что это, и почему они по-разному описаны в разных источниках?

Я считаю, что наилучшее описание этих звуков можно найти у натхов, в тантрах Кашмирского шиваизма, в Кубджика-тантрах и упанишадах, таких как «Матсьендра-самхита», «Падартхадаршана», «Кубджикамата-тантра», «Хамсопанишад», «Шарада-талака», «Брахмаямала», «Свачханда-танра», «Малинивиджая» и др. Звуки описаны как:

  1. звук «чини»;
  2. звук «чинчини»;
  3. звук сверчка – «чираваки»;
  4. раковина моллюска – «шанкхашабда»;
  5. звук музыкального инструмента – «тантригхоша»;
  6. флейта/воздух в полом бамбуке – «вамшарава»;
  7. тарелки «цимбалы» – «камшьятала»;
  8. грозовая туча – «мегхашабда»;
  9. лесной пожар – «даваниргхоша»;
  10. литавра – «дундубхисвана».

В «Дикшоттара-тантре» три первых звука соотносятся с идой, пингалой и сушумной, тремя основными нади. Действительно, где-то упоминается три звука, где-то десять или меньше. Думаю, что здесь такая же ситуация как и с количеством чакр, – все зависит от видения того или иного Гуру и системы, которой он учит. Не только количество, но и последовательность, в которой должен быть услышан звук, в разных источниках описана разная. Кстати, в «Сиддха-сиддханта-паддхати», нада вместе с Кундалини-шакти считается внутренней лакшьей, на которую нужно направить свое сознание и познать. Также говорится о том, что надо ее воспринимать в пространстве головы, что согласуется с описанием чакр и тем, что объяснено в Хатха-йога прадипике. Четыре стадии лайя-йоги, работа со звуком, с праной (пранаяма), – это одна практика.

По материалам форума dharmanathi.ru
Теги:

Вид йоги – лайя йога – можно назвать особенным. Освоить ее самостоятельно достаточно сложно. Но, кто владеет этой техникой достигает Освобождения и обретает бессмертное божественное тело (Дивья-Деха) на протяжении одной жизни.

Впервые о лайе йоге было сказано в Упанишаде – священном писании индуизма. Поначалу, это направление изучалось как самостоятельное учение. Лайя являлась частью учения Хатха Видья, основанной на управлении энергиями внутри организма с результатом абсолютного растворения и овладения наивысшей ступени – Освобождения.

В буддийских записях есть информация, что Великий Будда применял лайя йогу по совету учителя Уддалаки. Закрывая уши, Будда пальцами прижимал глазные яблоки, делая мудры. Все это осуществлялось для того, чтобы сосредоточиться на звуке и внутреннем Свете.

Метод растворения собственного «я» в сознании трансцендентации применяется во многих школах йоги. Состояние лайи является универсальным без религиозных предрассудков.

Накапливание опыта духовности приводит в активность сознание. Практика лайя помогает достигнуть высочайшей ступени, переходя в созерцание.

Философский взгляд Лайя йоги

С языка санскрита «лайя» трактуется как растворение. Достигая состояния Сознания йогин уходит от двойственности. В результате объединяется сознание и трансцендентное Бытие (Брахман). Оно как бы растворяется. Учение лайя располагается на наивысшей ступени по сравнению с другими учениями. Но это не означает, что оно превосходит какие-то практики, Лайя – вне них. Философия этого учения является основополагающей. В ее основе заложено не двойственное видение реальности, которое достигается в чистом состоянии ума (амадхи). Таких принципов придерживаются все религиозные конфессии, которые стремятся познать истину. Мастера, практиковавшие Лайя йогу исповедовали разные религии.

Наиболее действенный метод лайи – самбхава мудра. Когда йога концентрирует свое внимание только на одной чакре. Для эффективности в учении применяют упражнение Тратак (сосредоточенность взгляда). Используя практику грамотно, йог утверждается на наивысшей ступени – самадхи (освобождение). Такое состояние достигается благодаря естественному созерцанию, не прибегая к усилиям. Иначе практика перестает быть практикой. Каждое усилие становится помехой.

Самадхи имеет несколько ступеней:

  • нирвикальпа-самадхи;
  • сахаджа-самадхи;
  • саруба-самадхи.

На ступени Саруба-самадхи просветляются ум, тело, энергия.

Сахаджа-самадхи приводит к особенному состоянию. Йогин погружается в него с присутствием Атмана (Абсолюта) без напряжения. В таком состоянии он перебывает всегда (во сне, в работе, при ходьбе). Здесь нет отрицаний, происходит объединение всего. Чем больше йогин отдается такому чувству, тем быстрее он растворяет свое «я» в высшей реальности брахмана. Отдавшись целиком этому состоянию, человек испытывает такое чувство, которое невозможно описать. Он познает свое реальное «я» равносильное Абсолюту. После этого йогин перестает себя сравнивать с чем либо другим.

Для овладения Лайя необходимо пройти Путь – специальные практики.

Путь

Путь – это практика созерцания, медитации, умение управлять внутренней энергией. Он включает три важных основы:

  1. С наставником (шравна) перейти в состояние естественности.
  2. Обдумывая и устраняя сомнения (манана), получить прояснение.
  3. Применяя специальные методы Лайя йоги (индидхьясана), неуклонно продолжать созерцать присутствие.

Важно постоянно проявлять внимание к чувству естественности, созерцанию, самоосвобождению, двойственному восприятию в непрерывной осознанности.

Значение Созерцание в практике Лайя – бдительность осознания, не применяя усилий. Не стоит концентрироваться на чем-то. Йогины не зацикливаются на прошлом, не воображают будущее, не охвачены концепцией настоящего. Они вращаются за границами концепций в состоянии естественности. Чувство естественности – это как небо, не наделенное границами как внутри, так и снаружи. Когда ум находится в Истинной Таковости (на подобии пространства без качеств, из которого создаются все качества).

Определив свое настоящее сознание, йогины постоянно удерживают его, чтобы прийти к высшему совершенству – саруба-самдхи. Они смотрят на мир как на разум без качеств и основы (воспринимают тело как иллюзорность, чистоту своей энергетики).

Медитирование состоит из 5 путей (5 янтр) Лайя йоги:

  1. Праджня-янтра (Путь Мудрости);
  2. Шакти-янтра (Путь Энергии);
  3. Нидра-янтра (путь Сновидений);
  4. Нада-янтра (Путь Звука);
  5. Джьоти-янтра (Путь Света)

Непрерывно практикуя созерцание, йогин погружается в естество Ума (сахаджа-стихти). Медитирует он как сидя, так и в движении.

Упражнения для медитирования сидя следующие:

  • Дхьяна – сосредоточение с целью овладения ума в одном направлении.
  • Анапанасти – медитирование на вдох и выдох.
  • Ахам-Вритти – медитирование на чувство «я».
  • Медитирование на сознание ума, находящееся в пустоте.
  • Махавакью – медитирование на Великое изречение.
  • Решение антилогичных задач (коаны дзен).
  • Медитирование на небесный простор.
  • Медитирование на силы Просветления во Вселенной, световое пространство.

Совершая ходьбу созерцания используются такие практики:

  • Отслеживание состояния тела, дыхание;
  • Движение с аффирмациями;
  • Самовоспоминание;
  • Созерцание Света, пространства Бесконечности;
  • Настрой на работу силы Вселенной, низшей ниши;
  • Интегрирование с пятью элементами и др.

Путь Шакти-янтра (энергии) включает практикующие упражнения с Нади (каналы), Праной (ветер), Чакрами (энергетические центры). Все это делается чтобы:

  • Пробудить Кундалини.
  • Получить опыт бессмертия, как нектар.
  • Произошли выходы тонкого тела.
  • Постоянно находиться в сознании Самадхи.
  • Раскрыть четыре блаженства тела и пять пространств.

С этой целью применяются асаны, мудры, бандхи, пранаямы. Йоги визуализируют чакры, соединение с пятью элементами стихий и т.д.

Йога-Нидра (Путь сновидений) объединяет практики, которые проводятся ночью:

  • Осознание себя во время сна.
  • Майя-дэха – совершенствование тела сновидений.
  • Перевоплощение и руководство сновидениями.
  • Вхождение в осознанность сна, исключая сновидения.

Йога Нада (Путь Звука) включает 10 этапов фокусирования на внутренних звуках в сознании пустоты.

В Джьоти-йога (Путь Света) генерируются световые видения (божества, мандалы, световые сферы и др.).

Тренируясь с созерцанием, йогин испытывает видения в четырех стадиях:

  • Начало.
  • Сосуд.
  • Нарастание.
  • Исчерпание.

Путь Света является достаточно глубинной садханой, помогающая за короткое время (в течение одной жизни) достичь бессмертности тела Света.

Вехи великой трансформации

Обычные люди имеют желания, находящиеся в сердце. Если они отпадают, смертный человек переходит на ступень бессмертия. Он соединяется с Брахманом (Богом). Когда и в каком месте не постигла бы смерть йога, произойдет его слияние с Брахманом. Это имеет подобие того, как внутренний простор разбитого кувшина соединяется с пространством бесконечности.

Божественное тело сияет (дева-дэха). На нем нет ожогов от огня, высушенных ветром мест, мокроты от дождя, укусов змеи. Оно часто совершает визиты в небо (сварлока). Молниеносно, подобно мысли, йогист приобретает дар путешествия небесными просторами.

Последним плодотворным этапом Лайя — саруба самадхи (божественный свет) – перемещение тела в одно из четырех тел:

  1. Шудха – освобожденное от кармы, тело составлено из чистейших компонентов. Ему не нужно питание, сон, оно освобождено от состояния старения и смерти.
  2. Пранава-дэхам – бессмертность тела с радужным отсветом, неосязаемое и невидимое.
  3. Джаняна-дэхам – чистейшее сознание без границ, где есть недвойственность.
  4. Дэва-дэхам – единение с Брахманом не только на духовном, но и физическом уровне. Здесь нет определенных границ, но йогин эманируется в многочисленных телах.
  5. У самых опытных йогинов в течение жизни исполняется сиддхи (божественное золото).

Знаменитые бессмертные сидхи, как китайские Даосы, реализовывают свое тело света и до настоящего момента, характеризующегося бессмертностью во многих мирах мироздания.

Когда в момент смерти йогин осуществляет такие тела, он, как святой Тукарам, возносится в сияние тела света. Показателем выхода тела в истинное освобождение является то, что оно освещено огнем бессмертия.

Все вехи Великой трансформации в конце 19 столетия прошел знаменитый святой из Вадулара – Рамалинга Свами. Он и в настоящий период является великим святым Южной Индии. Он молился о вечном лучезарном теле, имеющем противостояние к ветру, земли, огню, воде, солнцу, смерти, болезням, злодеянию и т.д. Тело Святого сияло чистым светом и не отдавало тени.

После прощальной беседы с учениками Святой Рамалинга закрылся в хижине и спустя какое-то время исчез, не оставив следа. Он растаял в фиолетовой световой вспышке.

Связь с Кундалини йогой

Йога Лайя тесно связана с Кундалини йога, т.к. способствует пробуждению энергии Кундалини, размещенной в основании позвоночника. Сохраняется данная энергия в канде. От нее отходит 72 тысячи ответвлений (астральные каналы), имеющие называние нади.

Наиболее значительные из них такие:

  • Ида – проходит по левой части спины и отвечает за женскую (лунную) охлаждающую энергию.
  • Пингала – проходит по правой стороне спины. Пингала отвечает за солнечную энергию (горячую).
  • Сушумна – проходит вдоль позвоночной оси.

Задача ляйя йоги – успокоить каналы ида и пингала. Тогда энергия Кундалини будет двигаться кверху по каналу сушумна, что способствует очищению всех чакр. В идеальном варианте она достигает сахасрары (верхний центр). Здесь энергия Кундалини сливается с энергией шива.

Для достижения сознания лайя (растворение) систематически применяют разные практики:

  • медитирование;
  • пранаяму;
  • проговаривание мантр;
  • комплексы асан.

Данные практики активизируют физические вибрации, чтобы произошел самопроизвольный толчок выброса энергии Кундалини.

Цель духовной практики – достичь Пробужденного состояния ума в форме Бесконечного Света. Все это делают на основе наставлений Духовного Учителя. Это имеет название – реализация Брахма и Освобождение. Когда достигается такое состояние, человек чувствует неимоверное чувство свободы, счастья, избавление от страданий.

Он уже не живет в прошлом или будущем. Он поддерживает состояние постоянной осознанности и систематически добивается единения со всем сущим.

Практикующих лайя йогу поначалу подготавливают к чувствам, которые проявляются после активации Кундалини.