Начало правления ивана калиты век. Иван Калита


Иван Данилович

Предшественник:

Юрий Даниилович

Преемник:

Семён Гордый

Предшественник:

Александр Васильевич Суздальский

Преемник:

Семён Иванович Гордый

Рождение:

1288 год(1288) предположительно, Москва

Династия:

Рюриковичи

Даниил Александрович

1. Княгиня Елена 2. Княгиня Ульяна;

Сыновья: Семён Гордый, Иван II Красный, Даниил Иванович, Андрей Иванович (князь серпуховской). дочери: Мария, Феодосия.

Великий князь

(1288 - 31 марта 1340, Москва) - князь московский с 1325 до 1340, Великий князь владимирский (ярлык от хана в 1331) до 1340, князь новгородский c 1328 по 1337. Второй сын московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» получил за своё богатство (калита - старинное русское название денежной сумки).

До великого княжения

В 1296-1297 годах наместник своего отца Даниила Александровича в Новгороде. В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата Юрия Даниловича, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день явился из Москвы боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.

Когда в 1319 году Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана.

Главной чертой характера Ивана было умение ладить с ханом. Он часто ездил в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбека. В то время, как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии:

В 1320 году Иван Данилович впервые едет в Орду к Узбеку, утверждаться в качестве наследника Московского княжества.

В 1321 году Дмитрий Тверской признаёт законность власти Юрия Даниловича Московского и передаёт ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали хана Узбека. И в 1322 году Дмитрий Тверской (Грозные Очи) едет в Орду и получает там ярлык на великое княжение. Самого Юрия вызывают в Сарай-Берке. Находящийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович демонстративно ни во что не вмешивается, полностью отстраняясь от дел брата. Получив власть, Дмитрий пытается поймать Юрия на пути в Орду, но тот убегает в Псков, а потом в Новгород.

Когда в 1325 году Юрий Данилович приехал в Сарай-Берке и стал добиваться ярлыка на великое княжение, Дмитрий Тверской (Грозные Очи) при личной встрече, в припадке гнева, зарубил Юрия саблей. Дмитрий был схвачен ордынцами и по приказу хана казнён, а ярлык великого князя достался брату Дмитрия - Александру Михайловичу, а Иван I стал Московским князем, как утверждённый в 1320 году ханом, наследник брата Юрия.

В первый год своего правления Иван добился в 1325 году того, что в Москву из Владимира была перенесена резиденция митрополита Петра.

Княживший в Твери Александр Михайлович принял в 1327 году участие в народном восстании, в котором тверчане убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала) и всю его свиту. Узбек хан очень разгневался, узнав об убийстве Чол-хана, и послал за московским князем, но, по другим сведениям, Калита поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек выдал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска.

Великий князь

Был жестоким и хитрым в достижении своих целей правителем. Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками - другими русскими князьями.

Присоединив к себе ещё князя суздальского, Калита пошёл в Тверское княжество, где ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Кроме ордынцев в набегах Калиты, как правило участвовали князья рязанские со своей ратью.

Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков, а в 1329 году уехал в Литву.

Получив титул князя Новгородского в 1328 году, Иван Калита начал укреплять свою власть и там. В 1331 году Иван вступил со своей дружиной в Новгородскую землю в город Торжок. Там он и встретил архиепископа Василия (Калиточку), который не возвращался от митрополита Феогноста в Новгород.

Брат Александра Михайловича,мн Константин, управляя разорённой Тверской землей, угождал Ивану, как любимцу хана. После смерти Суздальского князя Александра Васильевича в 1332 году (князем Суздальским и Нижегородским стал его брат Константин), с которым Иван Калита делил великое княжение, Иван Калита поехал в Орду с множеством подарков желая получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только Владимир и Поволжье. Также он выкупил в Орде из плена Наримунта Гедиминовича, заручился его расположением, крестил его в православие и отправил в Литву, к отцу Гедимину. Новгородцы же опасаясь, как Калиты (в то время только титульный Новгородский князь) с ордынцами, так и шведов, пригласили Наримунта (на северные волости), дав ему в отчину Ладогу, крепость Орешек, Корельск (Корелу), Корельскую землю и половину Копорья, но тот передоверил управление ими своему сыну Александру (ореховский князь Александр Наримунтович), да и жил Наримунт больше в Литве, а в 1338 году, когда он не только не явился на зов Новгорода защищать его против шведов, он ещё и отозвал своего сына Александра.

В 1333 году Иван I растратив изрядные средства в Орде, да к тому же ещё затевая к приезду митрополита Феогноста строительство нового каменного храма в Москве, Иван потребовал от новгородцев выплаты дани в увеличенном размере, те отказали. Войска Ивана заняли кроме Торжка ещё и Бежецкий Верх. Новгородский архиепископ Василий (Калика) начал строительство нового каменного Детинца в Новгороде опасаясь войск Ивана и шведов. Но войска в бой не вступали. Велись переговоры, которые закончились тем, что архиепископ Василий поехал в Псков и заключил мир между Псковом и Новгородом.

Иван, после этих событий, заключает сепаратный мир с Гедимином при помощи митрополита Феогноста, только что приехавшего в Москву. Мир скрепляется браком наследника Ивана Калиты - Симеона Ивановича с дочерью Гедимина Айгустой.

Одну из своих дочерей Иван отдал за Василия Давыдовича Ярославского, а другую - за Константина Васильевича Ростовского для того, чтобы распоряжаться уделами своих зятьев.

В 1336 году при посредничестве митрополита Феогноста заключает мир с Новгородом. Иван наносит визит в Новгород. Новгород призывает его своим князем и выплачивает причитающиеся деньги, как князю Новгородскому. Иван также хотел направить войска на Псков, но Новгород этому воспротивился. В это время Гедимин совершил набег на Новгородскую землю, мстя за мир с Москвой. Иван в отместку направил свои войска на Литву, где они пограбили окраинные земли вблизи границы. Гедимин, занятый распрями с Ливонским Орденом, не стал начинать войны.

В 1337 году Александр Тверской покорился хану и взамен получил обратно своё княжество. В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом на Александра, после чего, тот получил приказ явиться к хану. Приехав к хану и Александр, и его сын Фёдор были казнены. Калита вернулся в Москву в великой радости, послал в Тверь, дабы унизить тверчан, приказал снять с церкви святого Спаса колокол и привезти его в Москву.

Иван I усилил московско-ордынское влияние на ряд земель Севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» - «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях, другая версия от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милости. Калита купил Углич. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, вдоль рек Мста и Киржач и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми и таким образом также имел возможность внедрять свою власть. Его внук Дмитрий Донской в своей духовной грамоте сообщил, что Иван Калита купил Углич, Галич Мерский и Белоозеро.

Погребён в Москве - в Архангельском соборе.

Семья

Супруги

  • Княгиня Елена (ум.1331 г.)
  • Княгиня Ульяна

Дети

  1. Симеон Гордый, (1318-1353)
  2. Даниил, род 1320
  3. Иван II Красный, (1326-1359)
  4. Андрей, (1327-1353)
  5. Мария (ум.1365), замужем с 1338 года за Константином Васильевичем (князем Ростово-Борисоглебским).
  6. Евдокия (ум.1342 г. , замужем за князем Ярославским Василием Давыдовичем Грозные Очи

– великий князь владимирский (1328–41), князь московский, первый собиратель Северо-Восточной Руси. В борьбе с другими князьями Иван Калита часто пользовался помощью татар. Еще при жизни своего брата Юрия Даниловича Иван принимал участие в управлении московским княжеством. В 1304 Иван оборонял недавно присоединённый Москвой Переяславль от тверских князей. Три дня Переяславль держали в осаде тверские полки боярина Акинфа. На четвертый день пришедший из Москвы боярин Родион Несторович, ударил тверичам в тыл, а Иван сделал вылазку из города. Тверичи были разбиты. Когда в 1319 году Юрий Данилович получил от хана ярлык на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в управление Ивана.

В 1322 ордынцы отняли у Москвы ярлык на великое княжение и вернули его тверичам. После убийства Юрия Даниловича в Орде тверским князем Дмитрием Грозные Очи (1325) московское княжение перешло к Калите. Дмитрий был казнён в Орде татарами, но великое княжение Владимирское хан Узбек отдал его брату, тверскому князю Александру. Однако вскоре положение резко изменилось. В Тверь прибыл с большой свитой ордынский вельможа Щелкан (Чолхан), сын того воеводы Дюденя, который в 1293 разорил Северную Русь с такой жестокостью, что его поход сравнивали с Батыевым нашествием. Щелкан держал себя в Твери с великой гордостью; его татары творили насилия на жителями. В народе ходили слухи о намерении Чолхана самому сесть на Тверском княжении и истребить православную веру. 15 августа 1327, в праздник Успения, татары попробовали отнять кобылу у тверского дьякона Дудко. Тот стал звать на помощь земляков. Тверичи ударили в набатный колокол; народ стал избивать татар. Остаток их заперся с Чолханом на княжем дворе, но горожане зажгли его. Все татарское посольство погибло; избиты были и находившиеся в Твери ордынские купцы.

Иван Калита обрадовался такому случаю погубить тверских соперников, поспешил в Орду, возвратился с 50-тысячным татарским войском и опустошил огнем и мечом всю Тверскую землю. В следующем году Иван получил от хана ярлык на великое княжение. Узбеку донесли, что тверское восстание разжигал сам князь Александр. Хан отдал Тверь брату Александра, Константину. Сам Александр бежал в Новгород, а потом в Псков. Калита и другие князья требовали, чтобы Александр ехал к хану в Орду, но псковичи не пустили его. Калита, другие князья и новгородцы пошли было на Псков; но, узнав о приготовлениях псковичей к обороне, решили действовать не оружием, а другой мерой: митрополит Феогност послал отлучение от церкви Александру и всему Пскову, если требование князей не будет исполнено.

Угроза Феогноста отлучить Псков от церкви заставила Александра на время уехать в Литву (1329). Князья оставили псковичей в покое. Вскоре Александр воротился в Псков под покровительством литовского князя Гедимина и правил этим городом несколько лет. Но он скучал о Твери; его мучила мысль, что его дети будут лишены княжения в Тверской земле. Александр отправил к хану Узбеку сына Федора, а потом и сам отправился в Орду с повинною. Узбек простил его и возвратил ему Тверское княжение (1337). Соперничество Ивана Калиты с Тверью грозило возобновиться. Некоторые тверские бояре были недовольны возвращением Александра. Они покинули Тверь и перешли на службу к более сильному князю Калите.

Калита отправился к татарам. По его внушению, хан послал Александру приказ явиться в Орду. Александр отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду; но, как и отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели навлечь татарское мщение на своих подданных. Когда провожаемый тверичами князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением, но и оно не побудило Александра отложить поездку.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября 1339 года. В этот день Александр и его сын Фёдор исповедовались и сами вышли навстречу убийцам, возглавляемым мурзой Товлубием. Татары пронзили Александра и Федора и отрубили им головы. Их тела бояре отвезли в Тверь, где снова сел княжить осторожный Константин Михайлович. Иван Калита вернулся в Москву из Орды с великим пожалованием и, торжествуя победу над Тверью, велел снять большой колокол тверского Спасского собора и перевезти его в Москву.

Самовластно распоряжался Иван Калита и в других княжествах. В Ростове его воеводы чинили всякие насилия над жителями и повесили за ноги старшего ростовского боярина Аверкия (1330). Князь Суздальский, Александр Васильевич, был покорным подручником Москвы. Одну из своих дочерей Иван Калита отдал за князя Василия Давыдовича Ярославского, а другую – за Константина Васильевича Ростовского и самовластно распоряжался уделами своих зятьев. В 1332 Калита начал войну с Новгородом, который отказался уплатить старинную дань («закамское серебро»), но вскоре заключил мир. В конце княжения он снова потребовал от новгородцев большую сумму и, когда они отказались уплатить ее, отозвал своих наместников. Эта распря окончилась уже при его сыне. Князья рязанские ввиду татарской угрозы тоже должны были повиноваться Ивану I. В 1340 Калита, по приказу хана, отправил войско на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и вместе с татарами опустошил Смоленскую область.

Иван Калита, с одной стороны, является с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде. Но, с другой, утверждения, что он «продавал Русь татарам», несправедливы и легковесны. Если бы это было так, то татарское иго над Северо-Восточной Русью при Калите должно было бы усилиться. Но на деле мы видим обратное: после окончательной победы Ивана I в борьбе с Тверью монгольское владычество над Русью не укрепилось, а значительно ослабло. Опустошительные татарские набеги после 1327 прекратились на целых четыре десятилетия. Владения Ивана Калиты и весь русский Северо-Восток стали пользоваться спокойствием и благосостоянием: «Бысть тишина христианам и престаша татарове воевать Русскую землю», – говорят летописцы, разумея в данном случае под Русской землей Владимирское и Московское княжества. Эта «тишина» продолжалась до середины 1360-х годов. При Иване Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с ханом. Ордынскую дань ранее здесь собирали приезжавшие мусульманские и иудейские финансисты. Они брали этот сбор на откуп у хана и потом жестокими насилиями взимали с русского населения гораздо большую сумму. Благодаря умной политике Калиты татары перестали допускать на Русь этих вымогателей. Ордынский «выход» теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, и это очень облегчило народ. Русь пока оставалась под верховной властью Орды, но получила гораздо более высокий, чем раньше, вассальный статус. В тех условиях это было крупным достижением.

Иван Калита был бережливым хозяином, старавшимся увеличить своё княжество и богатство. В своем завещании он заботливо пересчитывает все купленные им села и золотые сосуды. На эту черту его указывает прозвище Калита - мешок с деньгами, скопидом (Карамзин объясняет это прозвище иначе - тем, что Иван всегда носил при себе мешок с деньгами – «калиту» – для раздачи бедным). Иван Калита заботился о внутреннем устройстве своих владений. Он выстроил в Москве новый дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и часть посада. Москва стала быстро расти. К сильному князю Московскому стекались бояре из Твери, Чернигова, Киева и даже из Орды (мурза Чет). Иван заботился о внутренней безопасности своих владений, строго преследовал разбойников и воров.

Важным событием княжения Ивана Калиты было переселение митрополита Петра из Владимира в Москву на постоянное жительство. Калита приобрёл особое расположение митрополита и по его просьбе воздвиг в Москве каменный Успенский собор. Пётр умер в Москве и был погребён в ней. Новый митрополит Феогност, следуя примеру своего предшественника, также поселился в Москве. Кроме названного собора, Иван построил в Москве еще три каменных храма. Каменные церкви в разорённой татарами Владимирской Руси тогда были редкостью.

О земельных присоединениях к московскому княжеству в эпоху Ивана Калиты точных сведений нет. Приобретение им городов Галича, Углича и Белозерска, на которое указывает духовная Дмитрия Донского, сомнительно, так как сам Иван не говорит о них в своих духовных грамотах. По объяснению Соловьева, Калита купил эти города, но оставил за продавцами некоторые права владетельных князей. Перед смертью Иван Калита принял пострижение. Все свое имущество он разделил между тремя сыновьями и женою: Москву оставил в общее владение наследникам, сыну Симеону дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану - Звенигород, Кремичну, Рузу и 10 волостей, Андрею - Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми - 14 волостей.

(1288?-1340) великий князь московские

Он родился, когда еще были живы старики, испытавшие ужас первых набегов татар на Русь. Основным настроением, того сложного времени был страх, и Иван разделял его и своими современниками. В раннем детстве, он видел, как татары захватили Москву, а вместе с ней и его отца, князя Даниила Александровича. Возможно, поэтому, уже став великим князем, он всячески стремился избежать открытого столкновения с ними.

Как и подобало княжескому сыну, Иван рано приобщился к миру взрослых. Отец, а иногда и бояре рассказывали ему об истории и о том, что происходит на Руси. Уже в три года, Иван прошел обряд посага - был впервые посажен на коня. После этого дня, ребенок переходил от нянек и мамок на попечение воспитателей-мужчин. Его начали понемногу приучать к сложному княжескому ремеслу. По-видимому, отец - князь Даниил Московский - видел в Иване своего преемника, хотя главным наследником являлся его старший сын Юрий.

Даниил Московский считал, что осторожный Иван более подходит для княжеского престола, чем резкий и неуживчивый Юрий. Тем не менее после смерти Даниила в 1303 году власть перешла именно в руки Юрия. Ему было в то время двадцать два года, а Ивану не исполнилось и пятнадцати.

Первое время, Иван действовал заодно с братом. Он помог Юрию подчинить Владимирское княжество и положил немало сил на то, чтобы отобрать великокняжеский ярлык у тверских князей.

Но резкий характер Юрия и его неумение вести дипломатические переговоры, восстановили против него татарских ханов, и в 1325 году Юрий погиб во время поездки в Золотую Орду. Там сознательно устроили встречу двух враждовавших князей, и тверской князь во время драки, убил московского князя.

После смерти брата, на княжеский престол сел Иван. Он сразу же изменил политику в отношении Орды, понимая, что обострение отношений с многократно превосходящим его врагом приведет только к бессмысленным жертвам. Оказав помощь Орде, в подавлении восстания в Твери, Иван получил от хана Узбека ярлык на княжение в Новгороде и значительную часть Владимирского княжества. Иван укреплял Москву и одновременно присоединял к ней близлежащие земли.

Не менее важным было и право собирания налогов, также полученное от Орды. Иван прекрасно понимал, что только своевременные расчеты с Ордой помогут сохранить расположение ее правителей. Собранных таким образом денег хватало и на укрепление Москвы. Иван не только расширил и обустроил Кремль, окружив его новыми дубовыми стенами, но и помог строительству белокаменных церквей и соборов. Прозвище «Калита» (кошель для денег) князь получил потому, что собранные деньги тратил весьма продуманно, стремясь сделать Москву настоящим центром Руси.

Летописец упоминает и о том, что Иван Калита постоянно носил на поясе кожаный кошель, полный серебряных монет, и щедро раздавал их нищим. Нередко он покупал земли, деревни и даже города у обедневших князей. Так постепенно расширялись границы московского княжества. Он официально перевел столицу из Владимира в Москву и первым из князей в 1328 году назвался «великим князем всея Руси».

Бережливость Ивана Калиты стала залогом того, что он был едва ли не самым богатым князем на Руси. В его завещании сохранился список наиболее ценной домашней утвари: двенадцать золотых цепей, девять золотых поясов, четырнадцать женских золотых обручей, шесть золотых чаш и блюд, семнадцать штук другой посуды золотой и серебряной, одна золотая шапка и один золотой ларец.

Что же касается его взаимоотношений с Золотой Ордой, то он проявил себя как умный и осторожный политик. Он не мешал ханским баскакам и жестоко подавлял всякое сопротивление. В тех же землях, которые подчинялись власти Ивана Калиты, он требовал не только поддерживать порядок, но и «бороться с татем», то есть с теми, кто хотел бы поживиться, приписав разбой татарам.

В области внутренней политики, Иван Калита был также достаточно дальновидным правителем. Он прекрасно понимал, что Москва должна стать не только административным, но и духовным центром Руси. Поэтому в 1325 году он добился переезда в Москву митрополита Петра Волынца.

Всего через год, престарелый священник скончался и был погребен в только что построенном Успенском соборе Кремля. Через несколько лет у его гроба начали происходить чудеса, после чего митрополит был канонизирован как новоявленный святой земли русской. Таким образом, Москва, в которой находились мощи святителя Петра, и стала духовным центром Руси. В ней находилась митрополичья кафедра.

Как только Иван Калита сумел стабилизировать отношения с Ордой, в Москву начали переезжать на службу крупные боярские фамилии. Многих из них пригласил сам Иван. Так постепенно вокруг княжеского двора сложился круг новой московской аристократии.

Но гораздо более важным делом Ивана Калита, было другое: за сорок лет его правления татары ни разу не приходили на Русь с опустошительными набегами. В летописях, это время спокойствия на Руси обычно сравнивают с периодом спокойного, ничем не потревоженного сна. Как писал позже В. Ключевский, «в эти спокойные годы успели родиться и вырасти целых два поколения русских людей, не испытывающих безотчетного ужаса перед татарами. Позже они и вышли на Куликово поле».

Семейная жизнь Калиты складывалась вполне традиционно. В 1319 году Иван женился. Известно, что его жену звали Еленой. Но до наших дней не дошло упоминание о роде, к которому она принадлежала. У них родилось три сына - Симеон, Иван и Андрей. В 1332 году Елена умерла от неизвестной болезни, а через год Иван Калита вновь женился на некоей Ульяне, которая вскоре родила дочь.

Когда пришел срок, Иван Данилович Калита «умер в чернецех»: перед смертью он постригся в монахи. Он был погребен в Архангельском белокаменном соборе Московского Кремля. С этого времени вплоть до начала XVIII века там хоронили московских князей и царей.

Перед смертью Иван Калита написал завещание, в котором разделил свои земли между сыновьями. Москву же он отдал им в общее владение, специально оговорив, что она всегда должна быть столицей.

В правление Ивана Калиты, преемника Юрия Даниловича московского, продолжилась борьба с Тверью за великое княжение. Калите помог взять в ней верх неожиданный случай. Татарские послы с военными отрядами, часто приезжали на Русь для получения дани или для того, чтобы посадить на престол князя, пожалованного ярлыком, и пр. Эти посольские приезды сопровождались грабежом и разорением. Татары позволяли себе возможные обиды и насилия, вследствие чего местами происходили бурные вспышки и даже избиения ненавистных варваров. Еще при Александре Невском были народные восстания в северно-русских городах против жестоких откупщиков татарских даней. Такие мятежи, по-видимому, послужили к перемене самой системы этих сборов. В эпоху после Ивана Калиты мы уже не встречаем в северной Руси бесерменских откупщиков. Вместо того, сами князья собирают дань с своих владений и отвозят ее в Орду или вручают ханским послам. Это было уже значительным облегчением. Но обиды и насилия от ордынских послов продолжали вызывать кровавые столкновения с жителями. Подобное восстание произошло в 1302 году в Ростове.

Баскаки. Картина С. Иванова, 1909

В 1327 году к сопернику Калиты, великому князю Александру, прибыл в Тверь с большою свитою ордынский посол Чолхан (по-русски – Щелкан), сын того воеводы Дюденя, который жестоко разорил Северную Русь при сыновьях Александра Невского. Он занял в Твери старый княжий двор и держал себя с великой гордостью; его татары творили обиды и насилия жителям. В народе стали ходить слухи о намерении Чолхана самому сесть на Тверском княжении и о намерении татар истребить православную веру. Ничтожный случай послужил поводом к кровавому событию. Дьякон, прозвищем Дюдко, повел свою кобылу поить на Волгу. Татары Чолхана захотели отнять кобылу (15 августа, в праздник Успения). Дьякон завопил. Тверичи бросились ему на помощь. Татары начали рубить противников. Кто-то ударил в набатный колокол; народ собрался, пошел на татар и начал их избивать. Остаток их заперся с Чолханом на княжьем дворе, но разъяренная чернь зажгла его. Все посольство Чолхана погибло; избиты были и находившиеся в городе татарские купцы.

Разорение Твери, торжество Москвы в борьбе за великое княжение.

Иван Калита обрадовался такому случаю погубить своего соперника. Хану Узбеку донесли, что народное восстание было поднято самим великим князем Александром Михайловичем, хотя нет точных указаний на его участие в этом событии. 50 тысяч татар немедленно соединились с московскими войсками Калиты, которому хан поручил наказать мятежников. Это войско нагрянуло на Тверскую область и жестоко ее опустошило. Города, в том числе сама Тверь, были разорены; жители спасались бегством в леса. Александр Михайлович и не пытался прибегнуть к обороне. Со своим семейством он бежал от татар и Калиты в Новгород, но не был там принят из страха перед татарами и удалился во Псков.

В 1328 г. Иван Калита отправился в Орду, где получил от хана ярлык на великое княжение. А Тверское княжение хан отдал брату Александра Михайловича Константину, который вызвал жителей из лесов и восстановил разоренные города. Узбек велел русским князьям «искать» князя Александра. Калита и другие князья посылали в Псков склонить бывшего Тверского князя к поездке в Орду. Но Псковичи не пустили Александра, обещая умереть за него в случае нужды. Иван Калита с товарищами и новгородцами пошел было на Псков; но, узнав о приготовлениях псковичей к обороне, придумал такую меру: митрополит Феогност послал отлучение от церкви Александру и всему Пскову, если требование князей не будет исполнено. Александр уехал в Литву. Князья оставили псковичей в покое. Спустя короткое время, Александр воротился в Псков под покровительством Гедимина и княжил там несколько лет. Однако он скучал о Твери; его мучила мысль, что дети его и все потомство будут лишены княжения в Тверской земле. Александр отправил к Узбеку сына Федора, а потом и сам отправился в Орду с повинною. Узбек простил его и возвратил ему Тверское княжение. Но такой оборот дела не был по вкусу Ивану Калите. Соперничество возобновилось. Некоторые тверские бояре также были недовольны возвращением Александра: они покинули Тверь и перешли на службу к более сильному князю, т. е. в Москву.

Гибель Александра Михайловича тверского в Орде

Иван Калита с своими сыновьями отправился в Орду, черня пред ханом тверского князя. Узбек потребовал к себе Александра. Этот последний отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду от интриг Калиты; но так же, как отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели новым бегством лишить своих детей наследственного княжения. Когда, провожаемый своей семьей, боярами и гражданами, князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября (1339 г.). В этот день Александр исповедовался у своего духовного отца и принял св. дары; то же сделал и сын его Федор и бывшие с ним бояре; никто не чаял остаться в живых. Князь сам вышел навстречу убийцам. Варвары схватили его, сорвали с него одежды и нагого подвели к сидевшему на коне вельможе Товлубию. «Убейте», – крикнул Товлубий. Убийцы пронзили Александра и сына его Федора и отрубили им головы. Бояре отвезли тела своих князей в Тверь. На тверском столе снова сел смирный, осторожный Константин Михайлович. Иван Калита велел снять колокол у Тверского Спасского собора и привести его в Москву.

Россия во первой половине XIV века

Возвышение Москвы при Иване Калите

Иван Данилович Калита (т. е. денежный мешок или кошель, – скопидом) во время своего правления является, с одной стороны, с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде. С другой стороны, мы видим умного, заботливого хозяина своей земли, водворившего в ней спокойствие и безопасность от татарских разорений. «Седе на великое княжение Иван Данилович, – говорят летописцы, – и бысть тишина Христианом на многа лета, и престаша татарове воевати Русскую землю». Таковы обыкновенно бывали и в других странах основатели государственного могущества, собиратели какой-либо раздробленной народности, и потомство, пользующееся плодами их политики, обыкновенно вспоминает о нем с уважением и признательностью.

Как истый хозяин и скопидом, Иван Данилович Калита в своё правление возвысил Москву и значительно увеличил московское княжение. Он совершил это увеличение не оружием и кровопролитием, а денежною куплею. Он «примыслил» от соседних княжений несколько городов и волостей, которые покупал у обедневших князей, бояр и монастырей. В правление Калиты Московская земля, заключала в себе все течение реки Москвы с Можайском, Звенигородом, Москвою и Коломною; на юго-запад она простиралась вверх по Оке, с Каширою и Серпуховом; на северо-востоке владения московские охватывали уже часть Поволжья, заключая в себе волжские города Углич и Кострому. Иван Калита купил у обедневших князей (потомков Константина Всеволодовича Ростовского) не только Углич, но также Галич Мерский и Белоозерск; впрочем, пока оставил их во владении наследственных князей, довольствуясь полною покорностью последних. Для подчинения себе Ростовских князей Иван Калита выдал двух своих дочерей за Василия Ярославского и Константина Ростовского. Константин Ростовский, находился в совершенном повиновении у тестя: московские бояре распоряжались в его стольном городе. В 1330 году прибыл в Ростов московский наместник Василий Кочева и учинил великие притеснения гражданам, вымогая от них деньги (вероятно, для татарского выхода). Старшего ростовского боярина Аверкия они подвергли побоям, на время повесив его вниз головою. Другой зять Ивана Калиты Василий Ярославский, наоборот, не только не хотел подчиниться своему тестю, но даже по родовым отношениям считал себя старше московского князя и вступил против него в союз с Александром Тверским.

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Эти земельные примыслы эпохи правления Калиты сильно возвысили Москву, но стоили князю Ивану недешево. Еще более того приходилось ему тратить на татарские дани, подкупы ордынских вельмож. Необходимые на это средства Калита приобретал доходами с собственных земель и бережливостью. Благодаря наставшему в его время спокойствию, внутреннему и внешнему, возвысившиеся московские волости стали оправляться от прежних разорений; земледелие и промыслы оживились, возросли и княжие доходы. (Есть известие, что Иван Калита строго преследовал в своей земле татей и разбойников). Другим источником сделался сбор татарской дани. В годы своего правления Калита, по-видимому, добился от хана позволения самому взимать эти дани с областей Северной Руси и доставлять их в ханскую казну. Разумеется, от этих сборов немалая доля оставалась в руках великого князя. Так как это взимание всегда могло опираться на татарскую помощь, подчинение удельных князей возвысившейся Москве пошло успешнее. Надобно полагать, что и самые примыслы Калиты находились в связи с несостоятельностью некоторых удельных князей, разоренных татарскими данями. Важным источником великокняжеских доходов служил богатый Новгород . В годы своего правления Иван Калита при всяком удобном случае старался прижать новгородцев, чтобы более получать с них на татарские выходы. В 1332 году он потребовал себе «серебра закамского», т.е. даней, которые они взимали с чудских приуральских народцев. Новгородцы отказали; Калита пошел на них ратью, захватил их пригороды Торжок и Бежецкий Верх и начал опустошать Новгородские волости. Но соперник его Александр Тверской в то время сидел в Пскове подручником Гедимина Литовского. Новгородцы вошли в сношение с Александром и Гедимином, призвали к себе Гедиминова сына Наримонта; Калита переменил тон и помирился с Новгородом. В конце своего правления он снова потребовал от Новгородцев большую сумму, ссылаясь на требования выхода со стороны хана. Новгородцы опять уперлись. Иван Калита отозвал своих наместников, но вскоре умер, и распря окончилась уже при его сыне.

Тишина, безопасность и зажиточность московской области в правление Калиты привлекали сюда переселенцев, и население заметно стало умножаться. Многие бояре от удельных князей стали переходить на службу к Ивану Даниловичу. В Москву приезжали бояре из Твери, Чернигова, Киева, Волыни и т. д.; даже из Орды выезжали в возвысившуюся Москву знатные люди, которые принимали крещение, получали поместья и жалование. Знатнейшие из этих приезжих бояр иногда становились выше собственных московских думцев; уже в те времена началось между ними так называемое «местничество».

Иван Калита, митрополиты Петр и Феогност

Сметливость Ивана Калиты особенно выразилась в отношениях его к церковной власти. Оказывая глубокое уважение и защищая его от соперников, он сумел не только сделать его своим другом, но и побудил его оставить Владимир и переселиться в Москву. Переселение это совершилось еще в то время, когда спор за первенство между Москвою и Тверью находился в полном разгаре. Пребывание митрополита в Москве, сообщая ей значение церковной столицы, способствовало и ее перевесу над соперницей.

Объезжая русские области Пётр все реже возвращался во Владимир и все долее гостил в Москве, куда мало-помалу и перешёл центр митрополии. Получив в правление Ивана Калиты такое значение, Москва должна была иметь и большой соборный храм. Согласно житию Петра, митрополит начал просить Калиту выстроить в Москве такой же каменный собор во имя Успения Богородицы, как во Владимире. Утверждают, что Петр, обращаясь к князю, произнёс при этом пророчество: «если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой, и град сей возвеличится над всеми русскими городами; святители будут обитать в нем и руки его взыдут на плеща врагов его». Летом 1326 Иван Калита заложил в Московском Кремле основание каменного Успенского храма. В декабре того же года митрополит Петр скончался, едва успев приготовить в стене храма нишу для своей гробницы. На следующий год Успенский храм был окончен, однако он не мог ни размерами, ни внутренним убранством равняться с тем собором, который возвели во Владимире Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо . Русская архитектура и изобразительное искусство, процветавшие в конце XII – начале XIII века, сильно упали из-за тяжких последствий монгольского нашествия.

Погребение в Москве митрополита Петра подвинуло в ее пользу вопрос о перенесении митрополии, однако, окончательное решение зависело от его преемника. Этим преемником Константинопольский патриарх поставил грека – Феогноста. Когда Феогност прибыл во Владимир (1328 г.), спор за великое княжение между Тверью и Москвой уже решился в пользу последней. Естественно, что новый митрополит окончательно переехал на житье в Москву. Феогност сделался таким же преданным пособником Калиты, каким был Петр, и вскоре уже грозил отлучением псковичам, если они не изгонят Александра Тверского.

Постройки Ивана Калиты

Кроме Успенского собора, Калита в годы своего правления украсил Московский Кремль еще несколькими каменными храмами. На Боровицком холму, он построил, вместо прежней, деревянной, каменную церковь Спаса Преображения, устроил при ней монастырь и перевел сюда часть иноков и архимандрию из отцовского Данилова монастыря, подчинив его Спасо-Преображенскому. В честь своего ангела Калита выстроил каменную церковь Иоанна Лествичника (на месте позднейшей колокольни Ивана Великого). На самом краю Боровицкого холма стояла деревянная церковь Михаила Архангела, где покоились останки Юрия, брата Калиты. Князь Иван воздвиг на ее месте каменный храм, назначив ему служить усыпальницей для себя и своего потомства. Все каменные храмы, построенные в правление Калиты, были малых размеров и не отличались большим изяществом. Наглядным их образцом служит помянутый Спасо-Преображенский храм, отчасти уцелевший в прежнем своем объеме и более известный в народе под именем «Спаса на Бору». Храмами деревянными Москва уже давно обиловала; летопись сообщает, что в одном пожаре сгорело 18 церквей. Пожар однажды истребил и кремлевские стены. Иван Калита после построил новые, более крепкие стены из дубового леса.

Московский Кремль при Иване Калите. Художник А. Васнецов

Последним событием правления Ивана Калиты был поход против смоленского князя Ивана Александровича. Этот князь, по-видимому, вступивший в союз с Гедимином Литовским, оказался непокорным хану данником. Узбек послал на Смоленск татарское войско с воеводою Товлубием, приказав соединиться с ним северо-восточным русским князьям. Князья Рязанский, Суздальский, Ростовский и некоторые другие привели свои отряды; Иван Калита послал московскую рать с двумя воеводами. Ополчение опустошило окрестности Смоленска и, не взяв города, воротилось назад. Калита, может быть, не пошел лично в поход по причине тяжкой болезни. Он скончался 31 марта 1341 года.

Завещание Калиты

От Ивана Калиты дошло до нас два духовных завещания, относящиеся, впрочем, не к концу, а к началу его правления. Такие завещания, по-видимому, составлялись им перед каждою поездкою в Орду. В завещаниях Калита делит свою землю между тремя сыновьями: Симеоном , Иваном и Андреем. Старшему он отказывал лучшую часть земли с наиболее значительными городами, Можайском и Коломною, Ивану – Звенигород и Рузу, Андрею – Серпухов и Лопасну, и еще некоторые волости супруге своей Елене с дочерьми. Кроме волостей, Калита делит между ними свои одежды, утварь и украшения, как-то: золотые цепи, пояса, унизанные жемчугом и дорогими каменьями, золотые чаши и ковши и проч. Не забывает завещатель и о церквах.

С одной стороны, мы видим в завещательных грамотах времени правления Калиты все ту же удивительную систему, дробление земли между сыновьями. Но замечаем уже значительную разницу с прежнею системою. Во-первых, младших сыновей, жену и дочерей великий князь приказывает старшему сыну, отдает их под его покровительство. Во-вторых, сам раздел земли устроен так, что младшим сыновьям Калиты трудно выйти из повиновения устаршего. Их уделы не представляют особых, сколько-нибудь округленных владений; их волости отчасти окружены владениями старшего брата, отчасти перемешаны с ним. Уделы их довольно незначительны в сравнении с его частью. Город Москва хотя и отказан в общее владение всех трех сыновей Ивана Калиты, но, конечно, государем его был старший из них, а младшие пользовались лишь третьей частью известных доходов. Затем к старшему должны были перейти вся область Переяславля-Залесского и все дальние приобретения в Поволжье.

31 марта - день смерти великого князя Владимирского, хитрого, жестокого и умного политика Ивана Калиты. Период его правления оценивается неоднозначно. Одни исследователи считают этого князя великим собирателем земель русских, другие предателем народа и ревностным служителем золотоордынского хана Узбека. Его награждали эпитетатами: "скупец", "лицемер", "вероломный татарский угодник". Свое прозвище Иван получил, видимо, от привычки носить с собой постоянно кошелек ("калиту") с деньгами для раздачи милостыни.

Не известна и точная дата рождения и смерти Ивана Калиты. Историки указывают лишь приблизительный год его появления на свет 1288, хотя и в этом многие сомневаются (другие источники указывают 1283 год). Существует проблема и с определением даты смерти Калиты - 1340 или 1341 год. Будущий великий князь родился четвертым по счету сыном московского правителя Даниила Александровича и долгое время не мог рассчитывать на московский престол. В течение долгого времени Иван оставался в тени старшего брата московского князя Юрия Даниловича. Его великого деда Александра Невского часто сравнивают с Иваном Даниловичем, пытаясь найти истоки мирного сосуществования с Золотой Ордой.


Иван Калита, раздающий милостыню.Кошелев Р.

Официально Иван Калита был женат дважды. Первая его супруга – княгиня Елена, скончавшаяся в 1331 году, по-видимому, являлась его сверстницей. О том, какого рода была княгиня, сведений нет, однако известно, что родила она за период брака четырех сыновей и четырех дочерей, а перед кончиной приняла монашеский постриг и именовалась Соломонида. О дате заключения брака также ничего не известно, однако следует предполагать, что обвенчался князь, по обычаю, еще в юношестве. Елена приходилась матерью Симеону Гордому, Ивану Красному и Андрею Серпуховскому.

Вторая супруга Калиты - княгиня Ульяна, происхождение которой доподлинно не установлено. Известно, что княгиня была намного моложе Ивана Даниловича, родила дочь Марию и пережила мужа на двадцать лет. По завещанию князя ей достались немалые богатства и земли.

Исследователи называют имена восьми детей Калиты:
Симеон Гордый и Иван Красный (наследники и великие князья);
Андрей Серпуховский;
Даниил и Феотиния (сведения о них практически не сохранились);
Мария (жена Ростово-Борисоглебского князя Константина);
Евдокия (супруга Ярославского князя Василия);
Феодосия (княгиня Белозерского княжества, супруга князя Федора Романовича).

Московское княжество Иван Данилович получил в 1320 году. Для утверждения в качестве московского князя он отправился в Золотую Орду, где впервые встретился с ханом Узбеком. Уже при первой встрече хан проявил к Ивану Даниловичу свое расположение, но потребовал от него заставить Александра, князя тверского, явиться в столицу Орды.

В.П. Верещагин. Великий князь Московский Иван Калита

Политическая деятельность этого удивительного человека началась с оригинального и хитрого хода. Калита заручился поддержкой митрополита Петра, переманив его многочисленными обещаниями из Владимира в Москву. Требованием Петра был возведен храм Богоматери. Калита уже в ранние годы своего правления понимал всю силу церковного влияния на умы русского народа. Капиталовложение, как показала , себя оправдало. 1326 году на площади была заложена церковь Успения Богоматери, это была первая каменная постройка в Москве такого масштаба. После смерти Петра православная кафедра осталась здесь же, что сразу насторожило других влиятельных князей.

Этот напряженный период в истории раздробленной Руси характеризовался усилением Твери и многочисленными выступлениями против ордынского ига. Вокняжению Ивана Даниловича предшествовала кровавая распря между его братом Юрием Даниловичем и Дмитрием Тверским, в результате которой Юрий был зарублен. Немного позже Дмитрия Тверского убили в Орде, и княжеский престол перешел к вышеупомянутому Александру. Молодой князь отказался от поездки к хану за ярлыком и заключил договор с Новгородом. Мятежного Александра поддержал Псков и жители Твери. В ходе восстания в Твери были зверски убиты татарский посол Чол-хана и весь его двор, включая слуг, что вызвало негодование хана Узбека.

Иван Данилович воспользовался сложившейся ситуацией для того, чтобы устранить своих главных политических противников и направился в Орду. Хан вручил ему ярлык на великое княжение и снабдил пятидесятитысячным войском. Калита выступил во главе карательного татарского отряда против собственного народа. Под командование Ивана Даниловича встали также суздальцы. Как описывает события Карамзин, продвигался Калита медленно в надежде, что Александр одумается, но выяснив, что Тверь и Псков уступать не намерены, вынужден был подойти к Опоку. В качестве меры устрашения он уговорил митрополита наложить проклятие на восставших, но и это не заставило их повиноваться.

Татары под предводительством Калиты подавили восстание, выжгли села и полностью разорили Тверскую землю, огромное количество местного населения было угнано в рабство. Князь Александр, бросив свою юную супругу, сбежал в Литву, но затем вернулся и вновь вокняжился в Твери. В 1339 году Александр был вызван в Орду по доносу Калиты, где вместе с сыном казнен мучительным способом. Великокняжеский престол Иван Данилович получил кровью русского народа, хитростью и предательством. Однако с этого момента набеги на территорию не повторялись. Дань собиралась вовремя и регулярно направлялась Узбеку, хотя и была тяжела. Волнения Калита жестоко подавлял, собирая излишки в собственную казну.

Ивана Даниловича прозвали Калитой за его рачительность и хозяйственность. Несметные богатства, которые он скопил, собирая дань для хана, направлялись на расширение Московского княжества и укрепление его могущества. В начале правления территория княжества составляла всего 35 тысяч квадратных километров, а в конце Москва была одним из сильнейших центров Руси. Задолго до получения ярлыка на Владимирский престол Калита занимался скупкой небольших и средних участков земли и разоренных территорий своих соседей, расширяя тем самым границы своих владений. Например, куплены были сразу три города с округами - Углич, Белозерск и Галич. Калита не брезговал даже аморальными средствами, поэтому особой любви русского населения не заслужил. Большие территории были отторгнуты у Твери в период подавления непокорного Александра и восставших. Тем не менее, нельзя отрицать, что именно благодаря его политике Москва приобрела влияние на всей территории Северо-Восточной Руси. Калита диктовал свою волю таким свободолюбивым городам как Псков и Новгород, а также посылал сборщиков дани на Печору. Не раз новгородцы пытались откупиться от Ивана Даниловича, но хитрый князь всегда оставался непреклонен.

Сергей Ефошкин.Св. блг. князь Иоанн Калита

Во внутренней политике Иван Данилович проявил себя не менее успешно. Хозяйственный и экономный князь контролировал расходы, стараясь привлечь как можно больше торговых людей, развивая ремесло и сельское хозяйство. В 1339 году Кремль обнесли дубовой стеной, Москва пополнялась все новыми каменными постройками. Несмотря на видимую приверженность к канонам православия, Калита в решении вопросов о приеме на службу придерживался принципа веротерпимости. Предпочтение получали люди с выдающимися деловыми качествами. В Москву стекались татары, православные литовцы, русские, спасавшиеся от гнева удельных правителей. Темпы развития княжества оказались одними из самых высоких за всю историю Древней Руси.

В Москве жестоко карались уголовные преступления, поэтому уровень безопасности в княжестве значительно возрос. Большое внимание уделил Калита и законодательству в сфере гражданского оборота, в особенности наследованию.

Заслугой «беспринципной», как называют ее некоторые исследователи, политики Ивана Даниловича стало сорокалетнее спокойствие русских земель. Набеги прекратились, так как ордынский хан получал установленную им дань регулярно и в полном объеме, а дружеские отношения с Калитой позволяли оставаться Узбеку и его окружению уверенными в своем могуществе.

Иван Данилович сумел воспользоваться географическими преимуществами Москвы, сделав ее не только политическим, но и духовным, а также экономическим центром. Калиту заслуженно считают одним из первых правителей, начавших воссоединение раздробленной Руси.

Умер «собиратель земель русских» 31 марта либо в 1340, либо в 1341 году. Данные о его смерти путаются, также сегодня невозможно сказать, что именно стало причиной его кончины. Взошедшие на московский престол сыновья Калиты Симеон Гордый и Иван Красный продолжили политику своего отца, что позволило Московскому княжеству приобрести огромный политический вес и окончательно закрепиться в роли центра Руси.