Ведьмы в чехии. Чешский калейдоскоп


Прага - один из наиболее мистических городов Европы, а возможно, и всего мира. Г. Майрипк, писатель и финансист (по слухам, использовавший в борьбе с конкурентами запрещенные оккультные приемы), дает свое определение уникальности Праги: "Другие города, какими бы древними они ни были, кажутся мне невольниками тех, кто в них обитает; они как будто дезинфицированы какой-то сильной стерилизующей кислотой - Прага же управляет своими жителями как марионетками: дергает их за ниточки с первого до последнего вздоха"... Магическая сущность города лучше всего проявляется в низкий сезон, когда осенние или весенние туманы, вступающие в Прагу от реки Влтавы - Мольдау, возвращают призракам разных веков и эпох полноценные права гражданства.

Современную столицу Чехии составили четыре города: Градчаны (выросший вокруг королевской крепости - Града), торговый и университетский Старый Город (Старе Место), заложенный для немецких колонистов королем Пржемыслом Отакаром II квартал Мала Страна и, наконец, возведенный императором Карлом IV Новый Город (Нове Место). Каждый из этих городов имел свои законы, права и привилегии. В единую административную систему они слились только в 1784 году. Если прибавить сюда древний рыцарственный Вышеград и Старый Еврейский город, объединенный с Прагой лишь в 1850 году, то пражских городов получится уже шесть.

Древнеславянский город был основан в IX веке княгиней-пророчицей Либуше близ городка Мелник, где у слияния вод Влтавы и Лабы разошлись пути Чеха, Леха и Руса.

Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиполами,- имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение.

Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник - безголовый рыцарь - появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. (Народное поверье в своем поэтичном видении не считает отсутствие головы препятствием для этой задачи). Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

Легенда повествует, что Либуше в сопровождении юных дев часто ходила в купальню под стенами Вышеграда. Считается, что когда сумерки ниспадают на Прагу, красавицы из прошлого тысячелетия появляются на месте, где они служили своей госпоже, и до припозднившегося путника может донестись их чарующее пение. В действительности же романтичная купальня Либуше с южной стороны крепости представляет собой руины сторожевой башни XV века: речные суда подвозили сюда продовольствие и по ложбине в скале его поднимали наверх.

Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой (850-895 гг.), вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Произошло это в 927 году. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры.

Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными - внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан. Другое предание говорит, что не получившая упокоения душа княгини раз в год появляется в образе огненной собаки у костела св. Микулаша.

Современный собор св. Вита (XIV в.) включает древнюю капеллу, посвященную покровителю чешских земель, святому страстотерпцу Вячеславу (Вацлаву), сыну Воротислава и Драгомиры, убитому в сентябре 935 года. В роскошно украшенную часовню ведет дверь с ручкой в форме львиной головы - именно за нее схватился князь-мученик, падая под смертельными ударами. Из часовни св. Вацлава есть проход в сокровищницу, где хранятся королевские регалии - их показывают публике только по особому поводу. В этой кладовой хранится и корона св. Вацлава. Легенда утверждает, что каждый, кто осмелится примерить венец святого князя, умрет страшной смертью. Последним, кто возложил на себя корону, был германский протектор Богемии и Моравии Гейдрих. Вскоре после этого его автомобиль был подорван чехословацкими диверсантами.

Карлов мост, построенный мастером Петром Парлержем по заданию короля Карла IV из Люксембургской династии, соединяет не только Малу Страну со Старым Городом - этот мост словно переброшен через столетия. В эпоху крестовых походов здесь располагалась важнейшая стратегическая переправа на пути, который должен был завершиться в Иерусалиме. Имеются сведения, что Карлов мост был возведен в соответствии с астрологическими и нумерологическими предписаниями. Его скульптурная галерея хранит память о сакральных рубежах чешской истории. По легендам, место, где стоит известный пражский рыцарь, в древности было отмечено языческим капищем, а идол, свергнутый отсюда, до сих пор лежит на дне реки. Перекрываемый мостом остров Кампа отделен от Малой Страны протокой под названием Чертовка. Имя это возникло не случайно - здесь издревле стояли мельницы (а мельники, как известно, знаются с нечистой силой). Один из домов остался в пражской истории под названием «У семи чертей».

Но на мосту присутствует и дух святости. Между шестым и седьмым пролетами находится статуя святого епископа Яна Непомуцкого (Непомука). С этого самого места в 1393 году пражский архиепископ был сброшен в реку. Предание гласит, что король Вацлав IV обрек его на смерть за отказ выдать тайну исповеди королевы. Сегодня не слишком, в общем-то, религиозные чехи, приходят к статуе, чтобы доверить Яну Непомуку свои самые сокровенные тайны и загадать желания (которые, как верят, будут исполнены).

Мы не назвали здесь еще очень многих пражских призраков. На Вратиславовой улице появляется серебряный всадник - король Пржемысл Отакар II; на Целетной, близ университета Каролинум, можно встретить призраков проститутки и священника (когда-то разгневанный служитель Божий убил здесь блудницу и сам внезапно скончался от удара); в пивной «У Рибара» (а говорят, что и во многих других пивных тоже) припозднившийся посетитель не застрахован от встречи с тоскливым магистром Палехом, который когда-то предал на смерть Яна Гуса. Большое количество привидений связано со средневековым сообществом алхимиков и с еврейской диаспорой.

Высказывалось мнение, что обилие в Праге привидений объясняется каким-то природным феноменом, например, наличием в земле радиоактивных порол. Но и сама Прага, с ее архитектурным ландшафтом, остается сильнейшим фактором воздействия на сознание человека. Г. Майринк, не устававший удивляться городу на Влтаве, признавался: «Эта фантастическая готика с ее скульптурами, словно отлитыми из запекшийся крови! Сколько бы я ни смотрел на нее, она не перестает волновать мою душу».

Новость отредактировал Elfin - 1-11-2013, 07:06

Ночь с 30 апреля на 1 мая в Чехии и многих других странах мира называется Вальпургиевой ночью, или Ночью ведьм. Традиция сегодняшних веселых празднований «сожжения ведьм» берет начало еще в дохристианские времена. В языческий период костры жгли, чтобы вырастить богатый урожай: считалось, что пепел делает землю более плодородной. Женщины прыгали через костер, чтобы быть красивыми и плодовитыми. В древности чехи верили, что в эту ночь открываются пещеры с сокровищами.

Традиция жечь ведьм появилась во времена инквизиции, когда женщины с необычной внешностью и способностями подвергались гонениям. Люди верили, что в ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы слетаются на шабаш. Чтобы защититься от ведьм, они жгли на возвышенностях костры, в которые позже стали кидать и чучела волшебниц.

Сейчас люди по всей Чехии отмечают Ночь ведьм днем: они собираются у костров, устраивают пивные фестивали, поют, играют, запекают колбаски, сжигают кукол в виде ведьм и веселятся. Некоторые переодеваются в костюмы нечисти и отправляются на карнавальные шествия, а потом сжигают соломенное чучело под музыку.

Портал «сайт - Чехия Онлайн» подготовил список самых интересных мероприятий на 30 апреля и 1 мая, куда можно отправиться всей семьей.

Бржевновское сожжение ведьм и пивной фестиваль

Где : Břevnovský klášter, Praha 6

Весенние бржевновские ярмарки с сожжением ведьм и пивной фестиваль будут проходить у Бржевсновского монастыря в Праге 6 два дня подряд. 30 апреля днем здесь будут продавать свои товары ремесленники и фермеры. Вечером у монастыря будут жечь чучела ведьм на костре. Посетителей ждет живая музыка, а 1 мая - пивной фестиваль с закусками, дегустацией пива и лимонадом для детей.

Ведьмы на Ладронке

Где : Ладронка, Park Ladronka, Praha 6

В Парке Ладронка в Праге 6 уже в 11 раз будет проходить крупнейшее празднование сожжения ведьм. Гостям обещают живую музыку, выступления театральных актеров, творческие и спортивные мастерские, конкурсы, развлечения для детей. Ладронка завлекает на праздник и любителей вкусно поесть: в парке можно будет попробовать бургеры, блинчики, запеченные колбаски и традиционные блюда из разных стран мира.

Ведьмы на Летнянах

Где : торговый центр Летняны, Veselská 663, 190 00 Praha 9

Торговый центр «Летняны» тоже подготовил яркую и забавную программу. Днем здесь пройдет детский конкурс, в котором выберут самую красивую маленькую волшебницу. В программу войдут выступления акробатов, конкурсы на лучшую маску, концерт группы Michal Tučný Revival Plzen, мастерские для детей, файер-шоу и др.

Волшебный парк, или ведьмы Праги 4

Где : Парк Влтавану, Vltavanů 229, Praha 4 - Bráník.

Вновь открывшийся парк Влтавану 229 приглашает всех желающих на акцию «Волшебный парк, или ведьмы Праги 4». Парк подготовил богатую программу для детей и взрослых с конкурсами, химической лабораторией Бабы Яги, косметическим салоном MAGIE и интересными развлечениями и играми. В этот день в парке торжественно откроют новый ресторан.

Ведьмы на Хвальском рынке: конкурсы, рок-концерт и фейерверк

Где : Хвальский замок, Na Chvalské tvrzi 857, 193 21 Praha 9 - Horní Počernice

Хвальский замок подготовил особенно богатую и пеструю программу. С 14:00 здесь будут проходить музыкальные, танцевальные и спортивные выступления, игры для детей, конкурсы и другие развлечения. В 19:00 возле замка разожгут большой костер, после чего выступит группа Queenmania a Peter „Paul“ Pačut, а в 20:40 начнется выступление главной звезды вечера - известного рок-исполнителя AMIL STŘIHAVKA & Leeders. Завершится празднование фейерверком в 21:50.

Комплекс Жлуте-Лазне - открытие сезона

Когда : 30.4.2016, 14:00 - 21:00

Где : Podolské nábřeží 3/1184, Praha 4

30 апреля откроется целый рекреационный комплекс Жлуте-Лазне. Здесь пройдет традиционное празднование в кантри-стиле. В этот день в комплексе будут работать все бары, рестораны и спортивные площадки, которые были закрыты зимой. Детская программа начнется в 14:00. Для семей комплекс подготовил множество развлечений: конкурсы, рисунки на лице, творческие мастерские, запекание колбасок, игры и др. Вход на открытие сезона традиционно свободный.

Трасса для бобслея: гриль, творческие и спортивные игры

Когда : 30.4.2016, 14:00-22:30

Где : Bobová dráha Prosek, Prosecká 36 Praha Prosek

Оригинальное празднование пройдет на трассе для босблея Prosek в Праге. Как и в прошлые годы, здесь подготовили творческие и спортивные игры для детей на тему ведьм. Всем детям, участвующим в программе, комплекс предложит колбаски для запекания на огне. В 19:00 возле трассы зажгут главный костер. На акции можно будет попробовать мясо и колбаски на гриле, а также другие вкусности от ресторана Bobovka.

Как бы не выпендривались противники сувениров, все-таки любому нормальному человеку хочется привезти из той страны или города, который он посетил, хотя бы что-нибудь на память.
И я думаю, что это совершенно естественное желание!

Вариантов сувениров может быть великое множество: от традиционных продуктов или, что более популярно, алкогольных напитков (ну как не привезти из Италии, например, граппу, а из Испании - херес? О великолепных винах я вообще не говорю!) до традиционных магнитиков на холодильник (сам грешен, ибо теперь думаю, что же мне делать: то ли прореживать магнитики, то ли покупать ещё один холодильник :) .

Но при этом в каждой стране (и, наверное, в каждом городе) есть такие сувениры, которые нетревиальны, оригинальны и при этом останутся приятным воспоминанием. Наверно, каждый сможет привести свои примеры. Я же пока ограничусь небольшим рассказом о сувенире, который я привез из Чехии - страны, которая мне очень нравится, и столица которой - Прага уже давно и думаю, что навсегда остается для меня одним из любимейших европейских городов.

Всем уже давно хорошо известно, что Прага является одним из самых привлекательных туристических мест для наших как организованных, так и самостоятельных путешественников. Каждый сам для себя может объяснить, почему это так. Одним интересна великолепная архитектура этого с одной стороны средневекового, а с другой - вечно молодого города. Другим нравятся цены в пражских и вообще чешских "господах" и "пивницах" вкупе с безумно вкусной едой и, как я думаю, лучшим в мире пивом. А некоторые вообще не могут объяснить, почему их так и тянет в Прагу вновь и вновь, но все-таки тянет.
Я сам себя отношу ко всем этим категориям туристов. И несмотря на то, что я был в Праге уже не однократно (а также в Карлштейне, Ческом Крумлове, Кутной Горе; вот только Карловы Вары меня как-то не привлекают), я снова намылился в этот мой любимый город: на этот раз в начале января (летнюю и осеннюю Прагу я уже видел, а вот зимнюю пока ещё нет).

Впрочем, меня в очередной раз занесло в сторону признания любви к Праге. Хотя почему бы и не признаться в этом еще раз в стихотворной форме.

Эти стихи были написаны в августе 2013 года (кстати, перед, а не после очередной поездкой в Прагу). Они так и называются:

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ К ПРАГЕ

Да будь ты хоть "негр преклонных годов",
Или совсем молодая невеста,
Готов я поспорить на стадо коров,
Что в Праге придёшь ты на Старое Место.

По этой брусчатке пройдешь не спеша,
Любуясь на шпили, высокие башни,
И сразу свободнее станет душа,
Светлее, просторнее и бесшабашней.

И в пивнице в кружку мокнув длинный ус,
За Прагу душевный скажи долгий тост,
Тебе подмигнет непременно Ян Гус.
И двигайся дальше, ведь ждёт Карлов мост
.

Толкаясь в толпе таких же как ты,
Узнаешь, тебя ожидает награда
Какой-то почти неземной красоты:
Величие древнего Пражского Града.

Известны давно и затерты до дыр,
Но, к счастью, ещё не совсем позабыты
Простые слова: "Красота спасёт мир".
Как жаль, что они - не святого Вита!

И жаль, что они не от "бравого Швейка",
Которому нужен большой пьедестал.
"Колено от вепря" - свинячия шейка
Ведь тоже красива, когда ты устал.

Я в городе этом совсем бесшабашный,
По всем мостовым, узким улочкам Праги
Хоть в позе младенца на Жижковой башне
Готов проползти, несмотря на овраги.

Прекрасны Градчаны и Вацлавка тоже
Осенней и зимней, и летней порой!
И я, без сомненья, заеду по роже
Тому, кто небудет согласен со мной!

Впрочем, возвращаюсь к теме сувениров.

Что обычно привозят из Праги (и вообще из Чехии)?
Знаменитую "Бехеровку" (но она далеко не всем нравится, в отличие от меня); пиво (но ведь разливное пиво не привезешь, а бутылочное и уж тем более баночное почти ничем не отличается от того, что продается в наших магазинах); пивные кружки (у меня уже их небольшая коллекция из разных стран, но все-таки, они все похожи друг на друга); магнитики (о них я уже говорил).

Но вот почему-то мало кто обращает внимание на такие замечательные сувениры, которыми уже давно славится Прага, как марионетки . Эти куклы на ниточках бывают самыми разными, но на мой взгляд, наиболее интересными являются ведьмы .
Как, например, вот эта:

Эта ведьма, которую я купил в Карлштейне во время своей первой поездки в Чехию, настолько очаровательна, несмотря на свой ведьмовской вид, что многие из гостей моего дома загорелись идеей иметь у себя дома такую же. Пришлось привозить.
Например, моей тёще подобный сувенир пришёлся очень даже по душе (не подумайте лишнего, у меня с тёщей вопреки общепринятым стереотипам очень хорошие отношения!).

Такие чешские ведьмы на самом деле являются одним из самых популярных сувениров из Праги. Советую всем, поскольку они реально поднимают настроение!

О том, почему ведьмы, скелеты, а также другая нечисть стала в Чехии популярными персонажами для сувениров, ничуть не уступающими в популярности многочисленным святым (более того, что-то среди сувениров я не наблюдал ни святого Вацлава, ни святого Вита, ни даже Яна Непомуцкого и Яна Гуса), можно написать отдельный пост. Но скорее всего в этом нет необходимости, так как и без того всё понятно. Среди населения Чехии, большинство из которого казалось бы должно придерживаться католического вероисповедания, католиков меньше, чем атеистов. Чехия - одна из самых атеистических стран в современном мире, погрузившемся в очередную волну мракобесия, за что ей честь и хвала. Нет, никакого гонения на верующих в Чехии нет, есть лишь сдержанно-скептическое отношение к реставрации клерикализма. Вот бы и нам с них взять пример здравого отношения ко всей религиозной мифологии!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Приезжая в Злату Прагу, путешественники непременно бредут по протоптанной туристической дорожке. Обязательно нужно пройтись по королевскому Карловому мосту, украшенному вереницей статуй святых и запечатлеть себя на фоне набережной Влтавы. Непременно нужно дождаться, когда знаменитые астрономические часы старинной городской ратуши на Староместской площади начнут свое маленькое представление. Нельзя пропустить смену караула возле дворца, где расположена резиденция президента. И, наконец, попасть на один из старинных пивоваренных заводов, которыми славится Богемия. Высокое качество пива обеспечено давней традицией. Начиная с XIV века, недобросовестные производители пива сажались на городской площади в ошейнике с цепью и поливались их же некачественным напитком любым прохожим, желавшим отомстить за испорченное удовольствие. После дневной прогулки по городу не стоит торопиться обратно в отель или засиживаться в одном из многочисл енных ресторанов, ведь все свои загадки и тайны Прага раскрывает в полночь.

Лишь только на город спускаются сумерки, и тьма окутывает старинные средневековые улочки, вокруг все преображается. Именно такая – сумрачная Прага вдохновляла Франца Кафку и Густава Майринка на создание мистических произведений. Каждый дом, каждая дверь, каждый сад старого города имеет свою историю. Многие из них стали достоянием всего человечества, а не только любителей чешского фольклора. Всемирную известность получила история доктора Фауста и легенда о раввине Лёве, создателе искусственного существа – Голема.

В историю Праги органично вплелись мистические элементы, привносящие особый колорит. Даже само основание города овеяно весьма своеобразной легендой. Жившая в IX веке княжеская дочь Либуша обладала крайне полезным для правителей навыком – ясновидением. Однажды, стоя на возвышении над рекой Влатвой, она ощутила очередной прилив «силы» и тут же изрекла пророчество о том, что вскоре будет основан город, слава которого достигнет небес. Местом основания должен был стать порог дома, который в тот момент мастерил какой-то мужчина.

Княжеские слуги отправились на поиски этого места и вскоре нашли простого пахаря по имени Пршемысл, который как раз делал праг («порог» по-чешски). Взяв его в мужья, княжна основала не только династию князей Пршемысловичей, но и город Прагу. Кто знает, было ли то пророчество откровением или просто желанием знатной дамы совершить эксцентричный поступок, выйдя замуж за мужчину низкого сословия, но благодаря этой мистико-романтической истории на просторах Богемии появился прекрасный город Прага.

Но настоящей столицей мистики город стал во времена императора Священной Римской Империи Рудольфа II. Этот весьма необычный монарх посвятил свою жизнь не войнам, и не открытию новых земель, как это было модно в его эпоху, а поиску философского камня, способного превращать в золото любой металл. С 1583 года, когда Рудольф переехал в новую столицу, со всей Европы в Пражский Град стали стекаться ученые, алхимики, астрологи, метафизики, лекари и просто шарлатаны, в надежде снискать расположение императора.

Некоторых из них Рудольф приглашал лично, спонсируя не только переезд в столицу, но и проживание. Под его покровительством работали такие ученые как Тихо Браге и Иоганн Кеплер, знаменитые астрологи Эдвард Келли и Джон Ди. По легенде, Злата уличка как раз и была тем местом, где по ночам чудодействовали ученые, звездочеты и алхимики всех мастей. Не мудрено, что каждый дом был настоящей алхимической мастерской, овеянной тайнами.

Однако не только Злата уличка славится жуткими историями про алхимические эксперименты средневековых ученых. На одном из углов Карловой площади стоит дом. Местные жители уверены, что в нем какое-то время жил печально известный доктор и чернокнижник Иоганн Фауст – прототип многих литературных и музыкальных произведений. Вообще в этом доме жило немало загадочных личностей, он словно притягивал к себе все странное. До сих пор на чердаке проклятого дома веет жутким холодом, а его мрачный сад считается последим пристанищем души Фауста, так и не обретшей покой. Изучая магические формулы в старинных книгах, Фауст нашел возможность вызвать дьявола. Заключив с ним договор, Фауст продал свою душу и получил в обмен исполнение любых желаний. Когда же пришел срок отдавать долг, чернокнижник заклинал дьявола повременить, но тот был неумолим. Он схватил Фауста и вылетел с ним из дома прямо через крышу, выбив дыру в черепице. Как бы не заделывали эту дыру последующие обитатели дома, на следующий день она разверзалась снова. Сегодня в проклятом доме располагается больница. Но следы пребывания Фауста и дьявола до сих пор остаются в верхней части дома: неисчезающее и несводимое пятно отмечает то место, откуда вылетел дьявол с несчастной душой доктора.

Вернемся к императору Рудольфу. После массового изгнания в конце XV века из Испании и Португалии всех евреев, они нашли своей приют во владениях Рудольфа, поскольку его в большей степени интересовала не астрология или алхимия, не западная европейская наука, а древнее иудейское мистическое учение – Каббала. В кварталах еврейского гетто Праги в XVI веке жил выдающийся знаток Каббалы – ученый раввин Йехуда бен Бнцалель, известный как рабби Лёв. Тридцать лет он был главой иудейской общины и раввином Староновой синагоги – самой старой синагоги Европы. Молва приписывала ему исключительную мудрость и обладание секретным знанием формулы из мистической книги Зогар («Сияние»). В этой книге, содержащей чуть более тысячи слов, сокрыта тайна имени Бога, творения и смысла жизни. Благодаря знанию формулы, Лёв смог создать из глины Голема – живое существо, выполняющее приказы своего создателя. Своеобразный средневековый робот носил на своем лбу слово «правда», оживлявшее его. Каждую пятницу рабби Лёв «дезактивировал» Голема, чтобы тот не накапливал чрезмерно энергию и остывал. Однажды он забыл это сделать и Голем, взбунтовавшись, чуть не разрушил синагогу и все гетто. Лёву пришлось стереть первую букву на лбу Голема, превратив начертанное в слово «смерть». В одно мгновение Голем превратился в груду глины. Раввин собрал ее и разместил на чердаке Староновой Синагоги. Вход на чердак он замуровал. Сегодня Синагога открыта для посещения, и говорят, что до сих пор в ночное время можно увидеть тень Голема, маячащего на чердаке.

Мистическая аура окутывает Прагу и в наши дни. Если вы отважитесь отправиться в полночь в Вышеград, у вас есть шанс увидеть немало жуткого и загадочного. Здесь есть свидетели встреч с умершими, которые являются во время полуночных месс. Часовые одного из артиллерийских складов, расположенных рядом со старым кладбищем, не раз покидали свой пост, прячась от черной загробной кареты, управляемой обезглавленным кучером и влекомой обезглавленными черными лошадьми. Особый ужас на припозднившихся пешеходов наводит черный призрачный пес с кровавыми глазами и огненным языком. Если вам посчастливилось выжить после встречи с псом, и вы заприметили место, где он крутился колесом, у вас есть шанс отыскать вход в подвалы Вышеградской горы, где хранятся несметные сокровища.

На одном из городских кладбищ есть могила с изображением девочки Анички. Говорят, что во время рождения ребенка в семье бедного музыканта произошла ошибка, и в новорожденную девочку была вселена душа непоседливого ангелочка. Так на земле появился ангел, озаряя своей прекрасной душой все вокруг. Аничке жилось не легко, она сердцем чувствовала, что должна помогать всем – и честным людям, и преступникам. Многие зачастую злоупотребляли ее добротой. Наконец Бог смилостивился, и забрал ангелочка обратно на небо – Аничка играла у окна и, потянувшись за игрушкой, выпала из него.

Текст: Ганна Ролинска

сайт - Новости Чехии. В Чехии существует праздник, посвященный ведьмам, точнее, расправе над ними – Чародейнице или Вальпургиева ночь. Отмечают ее в ночь с 30 апреля на 1 мая. Во многих европейских странах в эту ночь проходит языческий праздник прихода весны.

А вы знаете, что в Чехии активно сжигали ведьм? Страну не обошло массовое помешательство, жертвами которого стали тысячи девушек. Сейчас даже есть возможность пройти или проехать на велосипеде по следам ведьм в Моравии…

Многие трюистические агентства зазывают: «Познайте Есеник с другой стороны, по следам ведьм за тайной, которую магические горы скрывают уже сотни лет!» Мало кто знает, что кроется за столь ярким слоганом. А мы расскажем.

Одна из самых печальных страниц в истории Северной Моравии была написана в конце XVII века, тогда жертвами инквизиции или попросту охоты на ведьм стали сотни женщин, девушек и девочек. В лесах неподалеку от городков Шумперк и Есеник можно увидеть места, где, собственно ведьм и казнили.

Больше информации о маршруте «По следам ведьм» на сайтах:

Магия или невежество и зависть?

На этом маршруте вы не увидите чего-то колдовского, наоборот, это отличное напоминание о том, что с людьми делает невежество, жадность, власть.

У чешской инквизиции есть свое кровавое лицо – жадный, хитрый и беспринципный инквизитор Франтишек Боблиг из Эдельштадта. Нашлись и смелые люди, которые пытались противостоять варварским заблуждениям. Среди таких известен заступник образованный и смелый священник Криштоф Лотнер из города Шумперк. Но судьба его не была счастливой. Мужчину заточили в тюрьму, где он пробыл около пяти лет, а потом сожгли с женщинами обвиняемыми в колдовстве в 1687 году.

Не сбиться с маршрута вам помогут знаки с изображением вельмы на велосипеде. Маршрут «По следам ведьм» неслучайно начинается в городе Могельнице, там и сожгли смелого Лотнера. О жестокой участи, которая постигла сотни невинных жертв напоминают многочисленные остановки, памятные доски и мемориалы. Вам обязательно надо увидеть и Вернировице, где началась охота на ведьм, а также замок Велке Лосины, где заседал судебный трибунал. В Беле можно узнать о последних жертвах охоты на ведьм. Здесь мать заставили смотреть на обезглавливание дочери, прежде чем ее подвергли такому же наказанию.

Ведьмы обитали и в столице Чешской Республики – Праге. В память о колдуньях установили скульптуру в центре столицы. Ведьмы-полетухи уютно устроились в Франтишканском саду, неподалеку от католического храма. Постамент трех ведьм-полетух – это образец классической французской парковой архитектуры. Он был выполнен известным скульптором и архитектором Йозефом Климешем.

Скульптура представляет собой трех каменных барышень, раскинувших руки и устремившихся друг за дружкой в ритуальном танце. О том, что скульптурные ведьмы именно танцуют, говорят их летящие одежды и убранные с лица волосы. Ведьмы украшают постамент небольшого фонтана.

Прообраз скульптуры трех ведьм – летающие злые колдуньи, которых, по легендам, видели здесь несколько веков назад.