Что такое гармония в человеческой. Значение слова гармония


от греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, а также созвучие, согласие, в эстетике как существенная характеристика прекрасного. В философии Пифагора - организованность космоса, в противоположность хаосу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГАРМОНИЯ

от греч. ??????? – связь, стройность, соразмерность частей) – категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное толкование, связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы в представления о человеке, природе и обществе. В Древней Греции термин "Г." непосредственно связывался с человеч. практикой. У Гомера Г. означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо "согласие", "договор", "мирное сожительство" людей. В др.-греч. философии Г. означала организованность Вселенной, противостоящую хаосу. Так, согласно пифагорейцу Филолаю, "все произошло по необходимости и согласно с гармонией" ("О ритмах и мерах"). Мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к к-рым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям муз. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие "Г.", понимая ее как единство противоположностей: "Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу" (Аристотель, Никомахова этика, VIII 2, 1155 в 4). У Гераклита Г. – не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство, основанное на существенной связи: "Скрытая гармония лучше явной" (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге "Тимей". Кроме того, он придал понятию "Г." социальное, нравств. значение, понимая ее как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях ("Государство" III 400 Е). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершенность целого, как единство в многообразии, применяя это понятие решительно ко всем областям действительности. Он пользуется этим понятием прежде всего в музыке (Probl. XIX, 917 в17 – 923а3). Разные Г., т.е. различного рода последовательность тонов, имеют, по Аристотелю, разное этич. и обществ. значение; поэтому для воспитания тех или иных обществ. групп Аристотель рекомендует пользоваться специфич. Г. (Polit. VIII 7). Свою теорию подражания Аристотель постоянно связывал с ритмами и Г. (там же, I5, 1254 а 33), однако он не ограничивал Г. формально- математич. отношениями, выступал с опровержением пифагорейской теории души как Г. тела (De an. I4). В антич. эстетике Г. явилась отражением незрелых социальных отношений антич. полиса, в к-ром еще недостаточно развились обществ. антагонизмы. В последующие эпохи Г. греч. классич. иск-ва часто воспринималась как образец Г. вообще. Значит. место понятие "Г." занимало в эстетике Возрождения. Поиски Г., попытки научно сформулировать ее законы характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке, к-рое стало знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеч. тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источникам прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, "...гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота" (Избр. произв., т. 2, М.–Л., 1935, с. 76). В 18 в. понятие "Г." усиленно разрабатывалось метафизиками-рационалистами (Лейбниц, Вольф, Баумгартен, Бияьфингер, Г. Ф. Мейер). Лейбниц учил о "предустановленной" Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу, и это соответствие установлено богом ("Монадология", § 51 сл.): в частности, соответствуют друг другу душа и тело (там же, § 78). У Лейбница это учение развито в целую филос. систему, к-рая оказала влияние на материалистов 18 в., напр. на Кондильяка (см. "Трактат о системах", М., 1938, ч. 2, § 5). Просветители-материалисты согласованность в природе и в жизни объясняли объективной необходимостью, а идею Г. приписывали субъективным измышлениям человека (Гольбах, Система природы, М., 1940, ч. 1, гл. 5; Гельвеций, Бог, природа и человек, Харьков, 1923, гл. 5; Робине, О природе, М., 1936, ч. 1, гл. 1). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчеркивала ее воспитат. значение. Англ. философ Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравновешенности различных аффектов. Эта Г. достигается не хладнокровным размышлением, а полнотой человеч. чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1–3, 1711). Понятие "Г." было широко использовано в эстетике классицизма бурж. просветителей (Винкельман, Гете, Шиллер). Кант, перенеся источник Г. в человеч. субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью ("Критика способности суждения"). В 19 в. наиболее развернутую теорию Г. создал Гегель. "Гармония есть... соотношение качественных различий и притом совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи" (Соч., т. 12, М., 1938, с. 143). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувств. определенность материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазия характерна для сравнительно ранних этапов истории, для "героического века" и особенно для Древней Греции. По мнению Гегеля, Г. не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несет в себе "романтическое искусство", т.е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Признав дисгармоничность бурж. общества, Гегель воспринял ее как неизбежный итог истории, как окончат. и безвозвратную утрату человеком и иск-вом Г. Выступая против фаталистич. концепции Гегеля об утрате иск-вом Г., марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены путем социалистич. революции и построения коммунизма – неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека. Проблема Г. как проблема эстетич. воспитания всесторонне развитой человеч. личности приобретает большое значение в период развернутого строительства коммунистич., общества, к-рое "открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 67). Тем самым создается реальная почва и для Г. в иск-ве. Отрицая нормативистскую трактовку Г., как внешней согласованности частей, как бесконфликтность, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположностей и закономерности развития действительности. В произведениях социалистич. реализма Г. не противоречит драматич. конфликтам жизни, а вытекает из необходимого революц. их разрешения и борьбы сов. народа за построение коммунистич. общества. См. ст. Идеал, Мера, Симметрия. Лит.:

Неполное определение ↓

Что такое гармония в человеке? Для многих – это влекущее понятие, которое является маяком, путеводной звездой в жизни. Однако очень часто ищущие ее сталкиваются с заблуждениями по поводу того, что это такое и как ее достичь.

Поиск внутренней гармонии и гармонии с миром был для меня тем вечным двигателем, который толкал к действию. Я понимала, что достижение этого состояния требует большой внутренней работы, однако ни один из предложенных методов самопознания и духовного развития не давал даже понимания, что такое гармония, не говоря уже о прикосновении к этому состоянию.

В ходе моих поисков я, конечно же, столкнулась с разными моделями построения мира и человека. Например, всем известная семицентровая модель человека, когда каждый центр (чакра) отвечает за определенную область его жизни и психики. Или для меня долгое время была рабочей трехцентровая модель, где низ отвечает за физическую устойчивость, материальное благополучие, середина (сердце) – за чувства и эмоции, а верх (голова) – за интеллект и духовное развитие.

Попытки привести себя в равновесие, опираясь на эти модели, почему-то никак не хотели заканчиваться успехом. Памятуя известные слова Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно», я изо всех сил старалась развить в себе то, что никак не хотело развиваться. Например, ходила на курсы ораторов, чтобы научиться говорить и выступать на сцене, но это совершенно не помогло мне в моих проблемах – я по-прежнему не любила говорить и чувствовала себя дискомфортно перед публикой. Более того, я абсолютно не получала от этого удовольствия. А ведь в моем понимании гармония – это когда есть целостность всех частей человека, их согласованность и развитость. И это очень хорошее внутреннее состояние. Почему же тогда развитие «отстающих» частей не дает переживания удовольствия? Что такое гармония? Этот вопрос оставался без ответа.

Что такое гармония в человеческой жизни? Самодостаточность?

Надо сказать, что побочным эффектом моих попыток достижения внутреннего равновесия стало представление о том, что гармоничный человек является полностью самодостаточным, способным быть абсолютно независимым от других людей. Этакая отдельная Вселенная, совершенно не нуждающаяся во вливаниях извне. «Я сама!» — было фактически девизом моей жизни. Я бралась за все, но это было непосильной ношей. Я думала, что все могу, но как сильно я заблуждалась! К какой усталости это приводило! И к ощущению, что стенки моего кокона, в который я все больше заворачивалась, становятся все толще и толще, что жизнь идет где-то там, а у меня нирвана и полное спокойствие. Только вот жизнь ли это?

Позднее, когда я попала на тренинг по системно-векторной психологии, Юрий Бурлан очень точно определил это состояние – «самодостаточный аутист». И как же оно далеко от состояния гармонии, которое только на тренинге, наконец-то, обрело свои очертания. Что такое гармония в человеческой жизни , стало наконец-то понятно, а также – сколько мифов связано с этим понятием и к чему нужно стремиться.

Что такое гармония Википедия так определяет это понятие

Само определение гармонии не дает четкого ответа на вопрос, как же ее достичь.

Но человек, обладающий системным мышлением, сразу понимает, о чем идет речь. Это вовсе не ответ на вопрос «Что такое гармония в искусстве? ». Это о мире и человеке. Наилучшая модель гармонии, которая существует на сегодняшний день – это матрица Ганзена-Толкачева, основа новейшей науки о психическом – системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Согласно этой модели весь мир может быть описан с помощью четырех квартелей – «Пространство», «Время», «Информация» и «Энергия». В свою очередь каждая из квартелей делится еще на две части – вектора. Четыре вектора являются внутренними частями квартелей и четыре внешними.

Вся целостность матрицы, то есть мира, является как раз тем отображением гармонии, для которой свойственны «упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности». Вектора и квартели находятся в разных отношениях между собой. Одни комплементарны друг другу (близки по свойствам, усиливают и поддерживают друг друга), другие контрарны (противоположны, конфликтуют по свойствам). Однако все они объединены в одно целое, которое может существовать в равновесии, только если каждый из векторов будет занимать в общности свое место.

Что такое гармония в отношениях? Гармония целого

Если исходить из того, что через человека проявляются не все восемь векторов, а часть из них, можно сделать вывод, что человек сам по себе не может быть уравновешенной, гармоничной, самодостаточной системой. Проще говоря, если во мне природой не заложен оральный вектор, сколько бы я не развивала свое ораторское мастерство, я никогда не буду успешной в нем и не буду получать удовольствия от говорения.

Полного равновесия человек может достичь только при взаимодействии с целым и только вместе с целым, только в рамках всей матрицы. Из этого вытекает два простых практических вывода. Во-первых, каждый человек может быть счастлив на своем месте, реализуя свои вектора, но не будет успешен в той области, в которой природа не одарила его способностями. Во-вторых, вся матрица будет успешна, если каждый будет выполнять свою роль в ней. Человек не может быть гармоничен в одиночку, когда не реализуются и страдают остальные части матрицы. Равновесие между внутренним и внешним – вот основа гармонии. И поэтому только личностное развитие, без вклада в развитие общего, не дает ощущения окончательной гармонии. Мы все в одной лодке, в одной матрице.

Что такое гармония в человеке? Стержень доминанты

Если говорить о гармонии внутри человека (или о состоянии, приближенном к ней), то внутренняя работа, направленная на ее достижение, должна быть сосредоточена на принятии себя и осознании своих приоритетов. Внутри человека тоже могут присутствовать противоположные вектора, которые дают противоречивые желания, нарушающие равновесие и дающие вследствие их непримиримости плохие состояния. Но знание о доминирующих векторах позволяет выстраивать тот стержень внутри себя, который и является основой целостности. Такой человек производит впечатление гармоничного человека, хотя и не является «мастером на все руки», как довольно часто представляют нам его портрет различные эзотерические учения.

Мой поиск гармонии, к счастью, завершился встречей с системно-векторной психологией, которая дает очень точные ориентиры для ее достижения. И хотя сейчас есть понимание, что в одиночку я никогда не достигну состояния полной гармонии, что я несу свою долю ответственности за все, что происходит в этом мире, а значит, ноша моя стала тяжелее, все же сейчас я гораздо более близка к этому состоянию. Понимание себя, своего потенциала, умение улаживать внутри себя природой заложенные противоречия ради высшего смысла жизни дает ранее недостижимое чувство равновесия, устойчивости, силы, которые и есть проявления настоящей гармонии в человеке.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно векторной психологии Юрия Бурлана

Если стараться ответить на вопрос: что такое гармония, коротко, то это некий внешний и внутренний баланс человека, согласованность его сердца и ума, и равновесие между жизненными целями и реальными действиями. Как правило, выделяется два вида личностной гармонии – внутренняя и внешняя.

Что такое внутренняя гармония

Под этим термином подразумевается баланс внутреннего мира человека, который обеспечивает жизненную силу и мир в душе. Проявляется внутренняя гармония в согласованном взаимодействии подсознания и сознания. Люди, постигшие внутреннюю гармонию, отлично понимают, что они хотят в глубине души. Это значит, что у внутренне гармоничного человека мысли соответствуют глубинным убеждениям, для него не существует накопленных негативных эмоций или внутренних противоречий. У таких людей чистое сознание, поддерживающее сбалансированное подсознание, а также внутренний мир.

Увы, в жизни большинства людей этой согласованности не существует. И если люди совершают то, с чем не согласны в глубине души, то порождают в себе дисгармонию и внутренний дисбаланс. Если ум и подсознание работают не сообща, то человек живет против собственной истины. В итоге можно зайти в область полнейшей дисгармонии, а вследствие и физических недугов.

Что такое внешняя гармония

Под этими словами «скрывается» баланс человека в отношениях с миром, то есть в разных сферах жизни – отношениях, работе, финансах, хобби, личностном и духовном развитии. Внешняя гармония предполагает равную удовлетворенность человека в каждой области жизни.

Если жить в гармонии с собственными ценностями и внутренними убеждениями, то можно легко достичь мира в душе, который обеспечит внутреннюю силу и возможность добиться всего – успеха, счастья и материального благополучия.

Очень редко современные люди понимают, что такое гармония, а это ведь всего лишь означает что жить, и поступать необходимо в соответствии и с умом и с сердцем. Гармоничная личность осознает и верит во все, что делает и прекрасно понимает, чего хочет. Она не просто прислушивается к своим глубинным убеждениям, но и все время совершенствует их.

В наше время очень редко случается так, что люди сами по себе или в результате воспитания становятся полностью гармоничными личностями. Достичь этой цели помогают различные духовные техники и практики, которые последние 50 лет все больше и больше приобретают популярность.

Согласованность в сочетании чего-либо

  • муз. , стройность звучания; благозвучие
  • муз. теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов
  • лингв. в ряде языков - по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм
  • муз. клавишно-пневматический с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
    • Когда бутылки наполовину пустели, студенты начинали петь, играть на гармонии и кого-нибудь посылали за Райко, который считался специалистом по бубну.
  • благозвучие
  • греческое "созвучие"
  • дочь Зевса
  • ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист м. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника ж. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками
  • мать амазонок
  • мир и согласие между людьми
  • опера немецкого композитора П. Хиндемита "... мира"
  • прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма в древнегреческой мифологии
  • пушкин алгеброй ее поверил
  • раздел теории музыки
  • раздел теории музыки, изучающий созвучия
  • сборник американского поэта Уоллеса Стивенса
  • согласованность в семье
  • (греч. harmonia, от harmoso - приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях. 3) согласие с кем-либо в мнениях или поступках. 4) вообще созвучие, благозвучие, согласие, соразмерность, 5) греческая богиня согласия, дочь Арея и Афродиты.
  • 1) благозвучное соединение нескольких звуков в один аккорд; 2) отдел теории музыки, рассматривающий построение аккордов, модуляции, интервалы и проч.; 3) вообще - единодушие, согласие.
  • 1) в музыке одновременное соединение различных тонов в один аккорд, представляющей благозвучие; 2) наука, рассматривающая аккорды и модуляции, отношения интервалов и пр., иначе - теория музыки; 3) вообще согласование, созвучие.
  • греч. harmonia, от harmozo, приводить в порядок. а) Наука о созвучиях. b) Созвучие. с) Согласие двух лиц. d) Соразмерность. е) Греческая богиня согласия.
  • (гр. связь, порядок) 1) область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении (основной тип созвучия - аккорд); 2) раздел теории музыки, изучающий созвучия
  • 1. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании
  • 2. Наука об аккордах, их связях и последовательностях, приводящих к созданию различных музыкальных построений
  • 3. Учебный предмет в системе музыкального образования
  • 4. Название отдельных аккордов или созвучий как определение их выразительности
  • 5. Характерная для творчества какого-либо композитора последовательность аккордов и созвучий, специфическое использование гармонических функций
  • благозвучие, мелодичность
  • в греч. миф. дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма, от которого получила ожерелье, имевшее свойство приносить несчастье владельцу; вместе с мужем превращена в дракона (миф.)
  • клавишно-пневматический инструмент, предшественник аккордеона и баяна
  • согласованность, стойкое сочетание разных качеств, предметов, явлений, частей целого
  • согласованность, стройное сочетание, соразмерность (разных качеств, предметов, явлений, частей целого)
  • согласованность, стройность в сочетании чего-либо
  • средство музыкальной выразительности
  • таинственная сообразность разнородного
  • Опера немецкого композитора П.Хиндемита «... мира».
  • Мать амазонок.
  • Сборник американского поэта Уоллеса Стивенса.
  • Прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма в древнегреческой мифологии.
  • Раздел теории музыки.
  • Греческое «созвучие».
  • опера немецкого композитора П. Хиндемита «ГАРМОНИЯ мира»
  • греческое «созвучие»
  • Синонимы к слову гармония

      • благозвучие
      • согласованность
      • соразмерность
      • стройность

    Антонимы к слову гармония

      • дисгармония
      • диссонанс

    Однокоренные слова для гармония

    • наречия

      • гармонично

      прилагательные

      • гармоничный

      существительные

      • гармоничность

    В музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, "договаривает", дополняет мысли, заложенные в ней. Вместе с тем, гармония в музыке - это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств. Что такое гармония в музыке? Определение - это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

    Определение

    Гармония - многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий "благозвучие", и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.

    Гармония - неотъемлемая часть художественного мышления

    Гармония - приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что "благозвучие"

    Гармония - слово греческого происхождения, которое означает стройность, соразмерность, пропорциональность, созвучность.

    Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.

    Гармония - одно или группа созвучий

    Гармония - учение о последовательности созвучий

    Гармония в узком значении - это системные принципы организации звуковысотных соотношений

    Гармония в широком значении - любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы.

    Гармония - объединение звуков в созвучия и их связное последование

    Гармония - научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из важнейших сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связей между ними

    Действительно, определения гармонии разнообразны. Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов. Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все...). Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она - одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.

    В современном значении термин "гармония" начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.

    Особенности гармонии

    Как видно из определений, гармония - наука непростая. Главное, что изучается в гармонии - аккорд. Как и гармония в музыке, аккорд имеет несколько значений, различные авторы учебников трактуют его по-разному.

    Аккорд - созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям

    Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.

    Аккорд - созвучие из трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.

    Каждый аккорд обладает рядом характеристик: строение, его функция в ладу. В курсе обучения классической гармонии много места отводится изучению функций аккордов, последовательности их применения, особенностям разрешения аккордов той или иной функции, правильности голосоведения при соединении аккордов (переходе одного аккорда в другой).

    Виды гармонии в музыке

    Разновидности гармонии в основном связаны с историческими периодами и музыкальными стилями, в которых гармония видоизменялась.

    Появление гармонии связано с многоголосной музыкой. К XI веку в григорианском хорале появилось деление на голоса, и запоминать все хоралы наизусть стало практически невозможно. С этим фактом связано и появление нотной грамоты, и развитие всех музыкально-теоретических дисциплин. В XVI веке появились серьезные труды по гармонии, автором одного из которых стал Царлино.

    В итоге, можно выделить 4 основных вида гармонии:

    • В эпоху венского классицизма сформировались основные правила классической гармонии. На этих правилах так или иначе базируются все остальные виды.
    • Романтическая гармония свойственна для XIX века и связана с эпохой романтизма.
    • Джазовая гармония появилась в XX веке вместе с соответствующим музыкальным направлением.
    • Современная гармония также сформировалась в XX веке.

    Классическая гармония

    Классическая гармония с ее правилами, законами окончательно сформировалась в творчестве венских классиков: Йозефа Гайдна, Кристофа Клюка, Вольфганга Моцарта, Людвига ван Бетховена.

    В классической гармонии существуют 3 основных функции: тоника - Т, субдоминанта - S, доминанта - D. Главный функциональный оборот - Т-S-D-Т. Именно в таком порядке по своему разрешению следуют функции. И, например, если варианты сочетаний T-S-T, T-D-T, S-D возможны, то переход D в S в классической гармонии не допускается. Не допускаются, например, соединения аккордов с образованием параллельных квинт или октав. Важным показателем является устойчивость аккордов, ясность тональности и функций. Преобладают консонирующие аккорды - мажорные и минорные трезвучия. Ведущая роль - у мелодии, гармония в основном поддерживает ее.

    Довольно яркий пример - сонатина Соль мажор Диабелли.

    Если посмотреть на первые 4 такта, то можно увидеть следующую последовательность аккордов T 5 3 -II 6 -D 7 -T 5 3. Вторая ступень принадлежит к субдоминантовой функции, поэтому классическая последовательность функций полностью сохраняется.

    В целом, главным показателем классической гармонии является строгое соблюдение правил.

    Романтическая гармония

    Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

    С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в голосоведении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой - сами созвучия, аккорды становятся более сложными. Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков. Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как "расширенная тональность", в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии. Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления "именных аккордов", применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта - VI минорная.

    В опере Р. Вагнера "Тристан и Изольда" появляется так называемый "Тристанаккорд", с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.

    Увертюра к опере "Тристан и Изольда" особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия - все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!

    Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.

    Джазовая гармония

    Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония - один из самых демократичных типов.

    Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.

    Вместо привычных функций - T-S-D-T - используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:

    • C - до;
    • D - ре;
    • E - ми;
    • F - фа;
    • G - соль;
    • A - ля.

    Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В - не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.

    • H, B - си

    Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m. Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C 6 - это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля. Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E - до мажор с басом ми.

    • M, maj, maj7, Δ - большая септима (относится только к септиме в аккорде)
    • m, mi, min - минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
    • °, dim, verm - уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
    • Ø - малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
    • aug - увеличенный
    • 7, х - малый мажорный (доминантовый)
    • add - добавленная ступень
    • sus - задержание (замена ступени, как правило терции например: Csus4 - получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 - большая секунда)
    • omit - пропуск ступени
    • - , ♭- понижение ступени аккорда
    • +, ♯ - повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

    Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского - "Гамма-джаз".

    В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.

    Современная гармония

    Современная гармония - область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.

    Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга - "Лунный пьеро".

    Учебные пособия по гармонии

    Основным учебником, который изучают почти все музыканты в среднеспециальных учебных заведениях, является бригадный учебник гармонии. Его составили 4 автора: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин и В. Соколов. В данном учебнике подробно, с примерами, последовательно изложены все необходимые правила в порядке возрастания сложности и значимости функций аккорда. Сперва проходятся главные трезвучия лада (а также наиболее используемые септаккорды), затем добавляются побочные трезвучия. Затем начинаются более масштабные темы.

    Альтернативой является учебник А. Мясоедова. Логика изложения в данном учебнике иная. Если изучаются трезвучия, то сразу и все (главные и побочные). Аналогично - септаккорды. В целом логика интересная, правда, следует очень внимательно относиться к тексту - иногда встречаются неточности.

    Существуют также труды Е. Абызовой, Т. Мюллера.

    Грандиозный, основательный труд по гармонии создан В. Берковым. Многие темы освещены в учебнике гораздо более подробно, чем в двух предыдущих. Но, все же, лучше сначала изучить бригадный учебник, а затем приступать к более сложным пособиям.

    Для самых отважных, смелых людей, изучающих гармонию, существуют труды Ю. Холопова. Без базовых знаний гармонии эту книгу лучше не открывать. Как не стоит открывать ее, если вы боитесь множества страшных слов. Существуют 2 учебника этого автора: теоретический курс, где теория Юрия Николаевича изложена тематическими блоками, и практический, где можно на практических заданиях познакомиться с гармонией различных эпох.

    Довольно сложным для восприятия и, в то же время, очень интересным является учебник Л. Дьячковой. Чтобы полностью понимать, о чем идет речь, придется основательно изучить учебник Ю. Холопова. Наиболее любопытными являются 2 книги: Гармония в западноевропейской музыке IX - начало XX века и Гармония XX века.

    Гармония - одна из самых удивительных областей музыкального искусства, которую интересно изучать несмотря на всю ее сложность.