Именины. Христианские имена


Как определить день своих именин (день ангела )

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня — день Ангела , день тезоименитства .

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов, — учит святой Феодор Едесский, — один из которых — Ангел хранитель — хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы... Святые не забывают нас и молятся за нас... Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти, повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый — соименный, с тем же именем), то вашим днем Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперед по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения — это день ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

Если ребенок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки — святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фекла и другие.

Мученики это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фекла, поэтому их называют первомучениками .

Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами . Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради — люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей еще называют блаженными.

Как подражать своему святому

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении: одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одной главой — Господом Иисусом Христом — и находятся в тесном общении между собой. Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной еще большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Как же мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Во-вторых, мы должны с благоговением и живой верой обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин — днем Ангела. Подобно Ангелам хранителям они — наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подражать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною , отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжателъности и послушания; мирянин не дает этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ духовных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого , как вы и делаете . Просим же вас , братия , уважать трудящихся у вас , и предстоятелей ваших в Господе , и вразумляющих вас , и почитать их преимущественно с любовью за дело их ; будьте в мире между собою . Умоляем также вас , братия , вразумляйте бесчинных , утешайте малодушных , поддерживайте слабых , будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5, 11—14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства — самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной и все лишения, соединенные с их многотрудной жизнью! Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковью за подвиг юродства о Христе.

Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имен, которые нарекла нам святая Церковь при крещении.

Как праздновать день своего ангела

День Ангела — особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом... Дни рождения и именин наших должны, преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляся к тленным вещам безрассудно, грешно... богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются святых Христовых Тайн.

В день именин дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же вообще на Светлую седмицу.

Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день все-таки желательно.

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36); будьте святы , потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Ее смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению; молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему; молящиеся святым да подражают их любви к Богу и презрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На это отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога... Мы не отдаем им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание ).

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся... Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст ).

Самая простая молитва своему святому:

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя ), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолиться за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь [песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо] своему святому... Помни: подобный подобного ищет» (святой праведный Иоанн Кронштадтский ).

Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак — это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.

В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: ищите ... прежде Царствия Божия и правды Его , и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Это «все» — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток. Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божней. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своем: обаче же не яко аз хощу , но якоже Ты хощеши .

Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники во многоглаголании своем .

Краткий месяцеслов с указанием дня ангела

День своего Ангела можно определить по краткому месяцеслову .

МУЖСКИЕ ИМЕНА (даты указаны по новому стилю)

АЛЕКСАНДР защитник людей (греч.). Святитель — 29 мая и 25 дек.; священномученик — 28, 29 марта, 25 авг.; мученик — 6 февр., 22, 26 марта, 23 апр., 26 мая, 2, 23 июня, 22, 23 июля, 14, 24, авг., 11 окт., 4, 22 ноября; преподобный — 8 марта, 30 апр., 3 мая, 22 июня, 12 сент.; благоверный князь — 12 сент., 6 дек.

АЛЕКСИЙ защитник (греч.). Святитель — 25 февр., 2 июня, 18 окт.; мученик — 22 авг.; преподобный — 30 марта, 7 мая, 11 окт.

АНАТОЛИЙ восточный (греч.). Святитель — 16 июля; мученик — 6 мая, 3 дек.; преподобный — 16 июля, 10 сент., 11 окт.

АНДРЕЙ мужественный (греч.). Апостол — 13 июля, 13 дек.; святитель — 17 июля; священномученик — 4 окт.; мученик — 28 апр., 31 мая, 1 сент., 6 окт.; преподобномученик — 30 окт.; преподобный — 25 июня, 17 июля, 23 сент., 15 дек.; благоверный князь — 5 июня, 6, 17 июля, 9 ноября; блаженный — 15, 23 окт.

ВАЛЕНТИН сильный (лат.). Священномученик — 12 авг.; мученик — 7 мая, 19 июля.

ВАЛЕРИЙ бодрый , крепкий (лат.). Мученик — 22 марта, 20 ноября.

ВАСИЛИЙ царский (греч.). Святитель — 14 янв., 12 февр., 25 апр., 12 мая, 23 июня, 16 июля; священномученик — 20 марта, 4 апр., 9, 13 мая; мученик — 14 янв., 19 июля, 11 дек.; преподобномученик — 24 авг., 11 окт.; преподобный — 13 марта., 8 апр.; благоверный князь — 17 марта, 5, 21 июня, 16, 28 июля; блаженный — 15 авг.; праведный — 5 апр.

ВИКТОР победитель (лат.). Мученик — 13 февр., 23 марта, 2, 28 апр., 1 мая, 29 сент., 24 ноября.

ВИТАЛИЙ жизненный (лат.). Мученик — 7 февр., 11 мая; преподобный — 5 мая.

ВЛАДИМИР (слав.). Равноапостольный — 28 июля; благоверный князь — 4 июня, 17 окт.; священномученик — 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

ВСЕВОЛОД всем владеющий (слав.). Благоверный князь — 24 февр., 5 мая, 10 дек.

ГЕННАДИЙ благородный (греч.). Святитель — 13 сент.; преподобный — 5, 28 февр., 5 июня.

ГЕОРГИЙ земледелец (греч.), (слав. Юрий). Святитель — 6 марта, 30 апр., 2, 29 мая, 31 авг.; мученик — 4 февр., 8 июня; великомученик — 6 мая, 16, 23 ноября, 9 дек.; преподобный — 21 янв., 17 апр., 10 июля, 6 сент.; исповедник — 26 мая; благоверный князь — 17 февр., 27 июня.

ГРИГОРИЙ бодрствующий (греч.). Святитель — 1, 23 янв., 7, 12 февр., 17, 25 марта, 3 мая, 12 сент., 18, 27, 30 ноября, 6 дек., 2-я Неделя Великого поста; священномученик —13 окт.; мученик — 11 окт., 11 дек.; преподобномученик —21 янв.; преподобный —18, 21 янв., 28 июня, 21 авг., 10, 12 сент., 11, 13, 18 окт., 3 дек.

ДИМИТРИЙ — Святитель — 5 июня, 4 окт., 10 ноября; мученик — 22 авг., 24 сент., 8, 28 ноября; преподобный — 24 февр., 8 ноября; благоверный царевич — 28 мая, 5, 16 июня; благоверный князь — 1 июня.

ЕВГЕНИЙ благородный (греч.). Священномученик — 20 марта; мученик — 3 февр., 20 ноября, 26 дек.; преподобный — 25 февр., 4 марта.

ИОАНН благодать Божия (евр.). Предтеча и Креститель — 20 янв., 9 марта, 7 апр., 7 июля, 11 сент., 6, 25 окт.; апостол — 21 мая, 13 июля, 9 окт.; святитель — 9, 12 февр., 1, 23 июня, 9 июля, 31 авг., 12, 15, 20, 27 сент., 16, 28 окт., 10, 25 ноября, 17 дек.; священномученик — 14 ноября; мученик — 4, 6 февр., 22 марта, 27 апр., 1, 12 мая, 4, 6, 15 июня, 25 июля, 12, 17, 22 авг., 6, 11 окт., 4 ноября, 11 дек.; преподобномученик — 25 апр.; преподобный —28 янв., 8 февр., 8 марта, 2, 9, 11, 12, 24 апр., 1, 2, 20 мая, 8, 25, 26 июня, 2, 9, 16, 25, 31 июля, 3 авг., 11 окт., 1, 22 ноября, 15, 16, 17, 20 дек., 11 янв., в 4-ю Неделю Великого поста; бессребреник — 13 февр., 11 июля; праведный — 9 июня, 7 июля, 1 ноября; блаженный — 5, 11 июня, 16 июля, 16 сент., 25 ноября, 23 дек.; благоверный князь — 1 июня.

КИРИЛЛ солнце (перс.). Равноапостольный — 27 февр., 24 мая; святитель — 31 янв., 31 марта, 3 апр., 11 мая, 22 июня; священномученик — 22 июля, 19 сент.; мученик — 22 марта, 11 апр.; преподобный — 17 февр., 17 мая, 22 июня, 20 ноября, 21 дек.

КОНСТАНТИН твердый , постоянный (лат.). Равноапостольный — 3 июня; святитель — 18 июня; мученик — 19 марта, 17 авг., 15 окт., 4, 22 ноября; преподобный — 8 янв., 11 авг.; благоверный князь —18 марта, 3, 5, 21 июня, 16 июля, 2 окт.

ЛЕОНИД подобен льву (греч.). Мученик — 23 марта, 29 апр., 18 июня, 21 авг.; преподобный — 30 июля.

МАКСИМ величайший (лат.). Мученик — 19 февр., 4 марта, 23 апр., 11, 13, 27 мая, 12, 24 авг., 18, 28 сент., 22 окт., 10 ноября, 5 дек.; преподобный — 3 февр., 26 авг.; праведный —29 янв.; блаженный — 26 авг., 24 ноября.

МИХАИЛ кто , как Бог (евр.). Архангел — 19 сен., 21 ноября; святитель — 5 июня, 13 окт.; преподобномученик — 5 июня, 11 авг.. 14 окт.; преподобный — 24 янв., 20 мая, 6, 25 июля, 31 дек.; мученик — 3 окт., 30 ноября; праведный — 5 дек.; благоверный князь — 27 февр., 27 марта, 3, 6 июля, 5 дек.

НИКИТА победитель (греч.). Святитель — 13 февр., 2 апр., 13 мая, 10 июня; великомученик — 28 сент.; преподобный —16 апр., 17, 27 мая, 5, 6 июня, 6 июля, 26 окт.; праведный — 22 сент.

НИКОЛАЙ побеждающий народ (греч.). Равноапостольный —16 февр.; святитель 22 мая, 19 дек.; мученик — 22 марта; преподобный — 6 янв.; 17 февр., блаженный — 13 марта, 9 авг.

ПАВЕЛ малый (лат.). Апостол — 12 июля; святитель — 20 марта, 12, 23 сент., 19 ноября, 5 янв.; мученик — 29 февр., 17, 23, 31 марта, 16 июня, 29 июля, 30 авг.; преподобный — 23, 27, 28 янв., 20 марта, 11 июля, 10, 23 сент., 17 окт., 20, 28 дек.

ПЕТР камень (греч.). Апостол — 29 янв., 12, 13 июля; святитель — 3, 22 янв., 16 мая, 6, 23 сент., 18 окт.; священномученик — 17 окт., 8 дек.; мученик — 10,: 25, 26 янв., 4, 8 февр., 6 апр., 31 мая, 22 авг., 16 сент., 6 окт.; преподобный — 14 февр., 5, 25 июня, 13, 14 июля, 26 сент., 22 окт., 8 дек.; праведный — 12 февр., 5 окт.; благоверный князь — 8 июля, 5 дек.

РОМАН римский (лат.); крепкий (греч.). Мученик — 11 февр., 23 авг., 1 дек.; преподобный — 6 июля, 14 окт., 10 дек.; благоверный князь — 16 февр., 15 мая, 5 июня, 1, 6 авг.

СЕРГИЙ (лат.). Мученик — 20 окт.; преподобный — 27 янв., 2 апр., 1 июня, 6, 11, 18 июля, 24 сент., 8, 11,20 окт.

ФЕОДОР Божий дар (греч.). Святитель — 9 янв., 5 мая, 5, 21, 28 июня, 6, 22 июля, 11 дек.; священномученик — 17 июля, 16 дек.; мученик — 21, 27 февр., 2, 7, 19 марта, 23 апр., 4 мая, 6, 21 июня, 25 июля, 17, 18, 25 сент., 3 окт., 20 ноября, 6 дек. и в субботу 1-й седмицы Великого поста; преподобномученик — 24 авг., 11 окт.; преподобный — 9 янв., 8 февр., 2 марта, 3, 29 мая, 18 июня, 24 авг., 10 сент., 5 окт., 24 ноября,; блаженный — 1 февр.; благоверный князь — 18 марта, 3, 5, 18 июня, 2 окт.

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

АЛЕКСАНДРА мужественная (греч.). Мученица — 2 апр., 6, 31 мая, 19 ноября. Мученица — 28 апр., 12 ноября, 4 янв.; преподобномученица — 11 ноября; преподобная — 23 марта.

АНАСТАСИЯ воскресение (греч.). Мученица — 28 апр., 12 ноября, 4 янва.; преподобномученица — 11 ноября; преподобная — 23 марта.

АННА благодать (евр.). Пророчица — 16 февр., 10 сент., 22 дек.; праведная — 7 авг., 22 сент., 22 дек.; мученица — 8 апр., 18 июля, 4 ноября, 3 дек.; преподобная — 26 июня, 11 ноября; благоверная княгиня — 23 февр., 25 июня, 15 окт.

АНТОНИНА приобретающая взамен (греч.). Мученица — 14 марта, 23, 26 июня.

ВАЛЕНТИНА сильная (лат.). Мученица — 23 февр., 29 июля.

ГАЛИНА тишина , спокойствие (греч.). Мученица — 23 марта, 29 апр.

ЕВГЕНИЯ благородная (греч.). Преподобномученица — 6 янв.

ЕВДОКИЯ благоволение (греч.). Благоверная княгиня — 6 июля; блаженная — 6 июля; преподобномученица — 15 марта, 17 авг.; преподобная — 30 мая, 30 июля.

ЕКАТЕРИНА всегда чистая (греч.). Великомученица — 6 дек.

ЕЛЕНА факел (греч.). Равноапостольная — 3 июня; мученица — 8 июня; благоверная княгиня — 24 июля; праведная — 12 ноября.

ЕЛИЗАВЕТА почитающая Бога (евр.). Праведная — 18 сент.; мученица — 4 ноября; преподобная — 7 мая.

ЗИНАИДА божественная (греч.). Мученица — 24 окт.

ЗОЯ жизнь (греч.). Мученица — 15 мая, 31 дек.; преподобная — 26 февр.

ИОАННА (ЖАННА ) благодать Божия (евр.). Праведная — в Неделю святых жен-мироносиц (3-я Неделя по Пасхе); 10 июля.

ИРИНА мир (греч.). Мученица — 29 апр., 18 мая, 1 окт.; праведная — 26 мая.

КСЕНИЯ странница (греч.). Преподобная — 6 февр.; блаженная — 6 февр.

ЛИДИЯ родом из Лидии (в Малой Азии). Мученица — 5 апр.

ЛЮДМИЛА людям милая (слав.). Мученица — 29 сент.

МАРИНА морская (лат.). Мученица — 30 июля; преподобная — 13 марта.

МАРИЯ госпожа (евр.). Равноапостольная — 4 авг., в Неделю свв. жен-мироносиц; праведная — 17 июня; мученица —19 февр., 20, 22 июня, 25 июля, 22 авг.; блаженная — 11 ноября; благоверная княгиня — 6 июля; преподобная — 8, 25 февр., 15 апр., Неделя 5-я Великого поста.

ПАРАСКЕВА пятница , приготовление (греч.). Мученица — 2 апр., 10 ноября; преподобномученица — 8 авг.; преподобная — 27 окт.

ПЕЛАГИЯ морская (греч.). Мученица — 17 мая, 20 окт.; преподобная — 21 окт.; праведная — 21 окт.

СВЕТЛАНА (ФОТИНИЯ ) светлая (греч.). Мученица — 2 апр.; преподобная — 26 февр.

СОФИЯ премудрость (греч.). Преподобная — 6 июля; мученица — 30 сент.; 1 окт.

ТАМАРА (груз., с евр.: Фамарь — пальма ). Праведная — 14 мая и в Неделю свв. жен-мироносиц.

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства.

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или Именины.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, – писал преподобный Силуан Афонский, – в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн – более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Как определить день именин?

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших именин, остальные же дни его памяти называются малыми именинами. Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого и праздновать именины в день его памяти. Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя и именины у него определяются по православному имени.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.

Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками .

Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.

Как определить свой день именин, если святых с этим именем несколько?

Имя святого, чья память следует за Вашем днем рождения определяется по святцам, например по православному календарю. Как правило, днем именин является следующий за днем рождения день памяти святого, чье имя носит христианин. Так например, у Анны, родившейся 20 ноября, день Ангела придется на 3 декабря – следующий за днем рождения день, когда вспоминается св. Анна, и ее святой будет св. мц. Анна Персидская.

Следует помнить такой нюанс: в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские: если вы крестились до 2000 года, то Ваш святой выбирается из святых прославленных до 2000 года. Например, если Ваше имя Екатерина, и Вас крестили до прославления новомучеников, то ваша святая – св. великомученица Екатерина, если Вы крестились после Собора, то можете выбрать святую Екатерину, чья дата памяти ближе к Вашему дню рождения.

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».

Женские православные имена

Как подражать своему святому?

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», – писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении (и празднует именины): одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом – и находятся в тесном общении между собой. Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому, как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной ещё большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Как же мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых мы носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Во-вторых, мы должны с благоговением и живою верою обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин – днём Ангела. Подобно Ангелам хранителям они – наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подрожать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжательности и послушания; мирянин не даёт этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ душевных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес. 5, 11-14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства – самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной, и все лишения, соединённые с их многотрудною жизнью! Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и, не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковию за подвиг юродства о Христе.

Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имён, которые нарекла нам Церковь при крещении.

Как праздновать день своего Ангела

День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Именины не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.

В день, когда наступают именины, дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же, вообще на Светлую седмицу.

Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день нужно обязательно.

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Её смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению. Молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему. Молящиеся святым да подражают их любви к Богу и призрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания…тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На этом отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию… Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога…Мы не отдаём им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание ).

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся…Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст ).

Самая простая молитва своему святому:

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя ), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолится за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь (песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо) своему святому…Помни: подобный подобного ищет » (святой праведный Иоанн Кронштадтский ).

Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак – это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.

В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: Ищите…прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, 33). Это «всё» – и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток. Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божией. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своём: обаче же не яко аз хочу, но яко же Ты хочеши.

Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники во многоглаголании своём.

День ангела что принято делать. В этот день надо сходить с утра в церковь и причаститься. Если у вас не получается сходить в храм, тогда помолитесь вашему ангелу-хранителю. На протяжении всей жизни он вас охраняет и ведет по правильному пути, если конечно вы понимаете все его подсказки. В этот день нельзя ругаться, сквернословить, а лучше делать только хорошие дела.

Имениннику в этот день надо преподносить всевозможные подарки, сувениры, устраивать праздник. Подарки должны быть заранее продуманы, исходя из увлечений виновника торжества. Сюрприз не обязательно должен быть дорогой, главное ваше внимание к имениннику.

В наше время редко встретишь людей празднующих день ангела. В старину этот праздник отмечался со всей пышностью русского духа. В этот день пекли пироги, накрывали столы. Пироги рассылали по родным и близким, чтобы они откушали их за здравие именинника. Пироги отличались размерами, в зависимости от того кому они посылаются. Крестным матери и отцу посылали сладкий пирог в знак искреннего уважения.

Гости пришедшие на празднование дня ангела приносили с собой подарки и сувениры. Батюшка благословлял образами, а мирные жители дарили отрезы ткани, кубки, красивые открытки с изображением ангела-хранителя. Дети в свою очередь преподносили имениннику ангелочков, сделанных своими руками.

День ангела у царя проходил несколько по-другому, выходя из церкви царь раздавал пироги всем. Тоже самое делала и царица. Царевич достигший совершеннолетия также раздавал пироги сам. За несовершеннолетних царевичей и малолетних царевен, пироги именинные раздавал царь. Если же именинником оказался кто-то из бояр, то они приходили с поклоном к царю и преподносили именинный пирог. Царь благодарил боярина, спрашивал его о здоровье и поздравлял с именинами. Затем именинник представлял свою особу царице и также преподносил ей пироги.

В день ангела царя, ему обязательно дарились различные подарки. Все торговые люди отсылали царю подарки всевозможные, на царском дворе их принимали и тут же продавали.

Празднование именин царя проходило очень помпезно, все усаживались за накрытые столы. Обязательно хором пели многолетие, после застолья царь одаривал всех приглашенных дорогими подарками. Затем все гости веселились, пели и плясали.

Обязательным атрибутом праздничного стола становились пироги с различной начинкой: капустой, мясом, сладкой начинкой, а также пирог с изюмом. Для этого пирога была подготовлена специальная роль на празднике, его разламывали над головой именинника, вся начинка сыпалась на него, а гости в этот момент приговаривали: «Как изюм сыпется, так пусть всю жизнь злато да серебро тебя осыпает».

До наших дней дошли рецепты именинных пирогов: Стакан сахарного песка, пачка маргарина, столовая ложка сметаны или кефира, два яйца, одна чайная ложка соды, одна столовая ложка уксуса. Все ингредиенты смешать до однородной массы, постепенно добавлять муку пока тесто не будет мягким и упругим. Разрезать тесто на два куска, один побольше, другой поменьше размером. Кусок побольше разложить на противне, сверху разложить сладкую начинку. В оставшийся кусок добавить еще муки и замешать более крутое тесто. После чего натереть его на терке и посыпать сверху открытого пирога. Поставить в печку на двадцать минут при температуре двести градусов.

Если вы не знаете свой день ангела, можете спросить у батюшки в церкви, он вам подскажет. Очень хочется возобновить традиции наших прадедов, и отмечать именины со всей ей присущей пышностью.

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при . Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день физического рождения человека. Это объясняется тем, что наречение именем святого даёт право на заступничество, помощь и поддержку с его стороны. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины — День Ангела, день памяти своего небесного покровителя.

Раньше обряд крещения младенца с имянаречением проводили ровно на восьмой день после рождения, не раньше и не позже. Семь – число сакральное во всех мировых религиях. Библия же повествует о сотворении мира, которое продолжалось семь дней, а день восьмой трактуется как символ Царства Небесного. В православии имя ребенку выбирается не произвольно, а в соответствии с церковным календарем — святцами . В зависимости от того, память какого святого отмечала церковь в день крещения, таким именем обычно и называли ребенка.

Сегодня эта традиция не поддерживается столь строго. Имена своим детям люди дают далеко не всегда под руководством святцев. Выбирают в соответствии с личным вкусом, с модой на имена или в память о ком-либо из родственников. Однако к выбору имени по святцам в последние годы прибегают всё чаще.

Именины на Руси в старину

На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье начинали варить пиво заранее, выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. В этот день обязателен был ритуал посещения церкви именинником, который вместе с родственниками приходил туда к обедне, о здравии своем молебен заказывал, ставил свечи и прикладывался устами к иконе своего святого небесного покровителя.

К вечеру же обязательно устраивали праздничный пир в честь именинника, на котором самыми почетными гостями были крестные родители . А украшением стола служил огромный именинный пирог, который позже превратился в торт. Правда, свечи на него не ставились. Праздничная выпечка – пироги да калачи — раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и одариваемых им родственников.

Что же касается царственных особ и представителей церковной иерархии, дни их именин назывались тезоименитствами . Это отдельная тема. Стоит только упомянуть, что согласно историкам, в дореволюционной России дни тезоименитств праздновались очень широко. К примеру, именины императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны превращались в государственные праздники.

Как определить свою дату именин — День Ангела

На сегодняшний день известно более 2000 имен христианских святых, канонизированных церковью. Однако, в выборе своего святого существует и определенная сложность. Многие святые имеют одинаковые имена и при этом разные даты чествования. Одних только святых Иоаннов упоминается в святцах более сотни. Но при этом святой покровитель у человека может быть только один, и день памяти этого святого (День Ангела, именины) отмечается всего один раз в году .

Чтобы не запутаться и не ошибиться в определении даты именин и вашего святого покровителя, существует следующее правило: нужно узнать ближайшую дату памяти святого, именем которого вы наречены, следующую после дня вашего рождения. Это и будет ваш День Ангела.

Например, есть два святых Валерия, что упомянуты в календаре. Мученик Валерий Мелитинский, день памяти которого 7 ноября (20 ноября по новому стилю), и Валерий Севастийский, поминаемый 9 марта (22 марта по новому стилю). Человек, названный Валерием при крещении, родившийся от 21 ноября до 22 марта, будет отмечать память Валерия Севастийского 22 марта по новому стилю. А Валерий, дата рождения которого пришлась на период с 23 марта по 20 ноября нового стиля, станет именинником 20 ноября — в день памяти Валерия Мелитинского.

Однако, во время таинства крещения священнослужитель может нарекать именем по церковным правилам, известным только служителям церкви. Поэтому в некоторых случаях даты именин могут не совпадать со святцами.

А хотите преподнести ОСОБЕННЫЙ подарок в День Ангела?

Светлана Румянцева

Справлять именины – давняя традиция. Сегодня она почти забыта. И даже среди верующих православных людей не каждый вспомнит о Дне Ангела. Откуда пришла эта традиция? Почему имеет такое название? Когда и в честь кого отмечают именины? Читайте дальше и все узнаете.

История появления понятия «именины»

В России активно праздновать именины стали в 17 веке, но история традиции уходит в далекое прошлое. Когда князь Владимир Ясное Солнышко крестил Русь, из православной Византии в нашу страну пришли новые традиции. Христианские православные верования смешивались с традиционными культами, складывалась новая картина мира. Вместе с верой в святых, на Руси закрепилось убеждение, что каждый день проходит под покровительством небесного угодника.

Изначально на Руси человеку давали два имени. Одно использовалось в миру, в соответствии с древними традициями, второе дети и взрослые получали во время крещения. Православное имя не использовалось для обращения к человеку, а указывало на его небесного покровителя. Ярослав Мудрый во время крещения получил второе имя – Юрий. То же случалось со всеми носителя исконно русских имен: Святослав, Святополк, Изяслав, Тихомир, Ярополк.

Спустя две сотни лет появилась новая традиция: когда младенец появлялся на свет, его покровителем становился святой, в чей день сучилось рождение нового человека. Соблюдать этот обряд было необязательно, но люди часто нарекали детей именем небесного покровителя, надеясь, что он станет хранителем человека на земле. Со временем традиция изменилась. Ребенку давали понравившееся имя, принадлежащее любому святому, и праздновали именины отдельно от Дня рождения, которому в то время не уделяли особого внимания.

Если имя не «святое»?

Имена святых перечислены в специальной церковной книге – святцах. Но сегодня в моде называть ребенка нестандартно и креативно. Кто при таком подходе смотрит в церковные книги? Иногда ребенок получает имя, согласно семейной традиции. Некоторые люди приходят в православие из других религий и при крещении приобретают новое наречение.

По какому принципу происходит получение церковного имени? Единого правила нет. Обычно выбирают вариант, близкий по звучанию. Анжелика становится Ангелиной, Оксана — Ксенией, Ричард – Романом. Но ничто не мешает Диане выбрать в покровительницы Ольгу или Екатерину.

Для некоторых имен существуют свои неглавные традиции. Викторию крестят Никой, используя аналогию значения, Светлану – Фотинией.

А что будет, если человек крестится, используя имя, не указанное в святцах? У него не будет небесного покровителя. Насколько это правильно и соответствует христианским традициям — каждый решает для себя сам.

В честь кого нарекли?

Дети, выросшие в православных традициях, своего святого покровителя знают с малых лет, как и день именин. Но для человек, проведшего основную часть жизни вне церковных традиций, узнать День Ангела – непростая задача. На сегодняшний день в православном российском месяцеслове насчитывают 5008 святых. Часть из них носит одинаковые имена: Александр, Иоанн, Андрей, Екатерина. Некоторые имеют несколько дней памяти.

Крещеный человек в покровители имеет право выбрать любого святого, носящего одно с ним имя. К примеру, Александр может поминать Александра Невского, Александра Иерусалимского или Александра Константинопольского. Обычно выбирают того святого, поклонение которому носит массовый характер. Важную роль играет наличие икон и храмов, посвященных покровителю.

Но существует и еще одна традиция: определение Дня Ангела по церковному календарю. В таком случае именины отмечаются в первый день поминания святого, чье имя досталось человеку при крещении.

Какие святые существуют в православной культуре?

  • Пророки – святые, согласно библии, жившие до пришествия Христа. Они предсказали появление мессии, его смерть и воскрешение.
  • Апостолы – 12 учеников Христа, которые распространяли учение его по всему свету. Перт и Павел за труды свои получили статус первоверховных апостолов. Есть и равноапостольные святые. В разные времена они распространяли веру в Христа и единого Бога. К ним относятся византийский император Константин и его жена Елена, креститель Руси – князь Владимир, просветители Кирилл и Мефодий.
  • Мученики – святые, подвергшиеся тяжелым испытаниям во славу Христову. Среди них выделяют исповедников – святых, перенесших мучения, но умерших при других обстоятельствах в мирной жизни. Еще одна категория – великомученики. Они перенесли особенно тяжелые страдания. К ним относятся святая Екатерина, Георгий Победоносец.
  • Святители – это угодные Богу епископы, чья жизнь особенно послужила вере Христовой. Самые известные и почитаемые: Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст.
  • Преподобные – праведники, вставшие на путь монашества с полным отказом от мирских соблазнов: Сергий Радонежский, Серафим Саровский.
  • Праведные – это святые, прославившиеся богоугодными делами в мирской жизни. Первыми праведными святыми принято считать Адама, Ноя, Авраама.
  • Бессребреники – целители болезней тела и духа. Помогали людям, не требуя ничего взамен, без всякого корыстного умысла.
  • Юродивые (блаженные) – люди, чьи поступки казались окружающим безумными. Но в действиях этих святых была скрыта особая духовная сила и мудрость.

Когда отмечают именины?

Чтобы определить день именин, нужно заглянуть в церковный календарь. Самый простой вариант – совпадение именин и Дня рождения. В ином случае именинами станет, ближайший день, в который поминается святой с вашим именем.

В 2000 году прошел Архиерейский собор, во время которого пополнились списки мучеников. Дети, рожденные после 2000 года, отмечают именины по новому памятному календарю. Остальные – согласно старым спискам.

Отдельные правила касаются високосных лет. С 29 по 13 марта именины празднуют на день раньше. 365-е сутки года добавляются по православному обычаю в Касьянов день 13 марта.

Можно ли изменить имя?

В редких случаях церковь допускает изменение православного имени, которое происходит во время таинства причастия. Обычно, этот ритуал используют, если крещеный человек не помнит своего церковного имени. Изменение записи в паспорте и прочих «мирских» документах на крестильное имя не влияет.

Полученное при крещении имя при желании верующего изменяют, если оно не присутствует в святках. Еще одна причина – получение церковного имени, несоответствующего полу.

Традиции

Православный человек, зная имя своего покровителя, первым делом должен прикоснуться к его истории и жизненному пути, познакомиться с писанием. В день именин верующий идет в храм, причащается, молится своему святому, а после зовет друзей и близких на празднование.

Традиция эта зародилась через пару веков после крещения Руси, когда новая религия полностью прижилась среди русских людей. Именинник с самого утра шел в храм, чтобы помолиться и причаститься. В этом и заключалось все празднование: поминание святого покровителя, чтение молитвы и поцелуй иконы с ликом своего хранителя.

Со временем к ритуалу добавились и домашние празднества с поздравлением именинника. Первая храмовая часть ритуала оставалась неизменной. А вот ко второй готовились заранее с вечера. Ближайшие родственники вместе с именинником варили пиво и пекли угощения. По традиции, ими становились калачи и караваи. Отсюда и шутливая детская песенка пошла: «…испекли мы каравай…»

Пока именинник исполнял утреннюю молитву и причащался, родственники в храме заказывали молебен за здравие. А после начинался обряд приглашений. Вместо пригласительных использовали пироги. Они разносились по домам будущих гостей. Чем больше угощение, тем важнее приглашенный. Особенное уважение в виде большого сладкого пирога оказывали крестному отцу и крестной матери.

Вечером наступала третья часть празднования. Гости приходили в дом именинника, начинались песни, пляски и пир горой. Главным угощением становился пирог с изюмом. Но есть его сразу строго возбранялось. По традиции, угощение разламывали над головой именинника. Изюм, который сыпался на виновника торжества, был символом богатства.

С особым размахом праздновала именины царская и императорская семья. День Ангела члена правящего семейства становился народным праздником и отмечался шумными гуляниями. От лица именинника простому люду разносили угощения, а затем проводили пышные парады.

До 1917 года в России не праздновали День рождения. Люди отмечали именины. Со сменой власти изменились традиции. Борьба с религией привела к появлению похожего, но отличного от именин праздника. – это именины на новый лад. Убрали традиционный поход в храм и поминание святого покровителя, зато оставили праздничную часть с гуляниями и подарками. С распадом СССР в Россию возвращаются старые традиции. Теперь люди не выбирают один из двух праздников, а отмечают оба: отдельно именины, отдельно День рождения.

Что дарить на именины?

Традиционно подарок имениннику имеет духовный подтекст:

Именная иконка. Этот подарок придется как никогда кстати. Даже если у именинника уже есть икона с изображением своего святого, этот вариант не утрачивает актуальности. Особенно ценным подарок окажется, если хранитель не входит в число массово почитаемых. Иконки с такими святыми пишут в мастерских на заказ. Маленьким детям по старому обычаю можно подарить мерную икону – изображение святого размером с самого малыша в день рождения.

Крестики. Золотые, серебряные, медные. Это одновременно и дорогой, и духовный подарок. Православный человек носит с собой крестик 24 часа в сутки. Возможны и иные варианты украшений: или .

Библия. Это главная священная книга христианства. Но много ли верующих ее читали? Библию для подарка выбирайте нарядную, с удобным для чтения шрифтом и оформлением. Для детей подойдет иллюстрированный и упрощенный вариант священной книги.

Духовные издания. Подобные книги найдутся в церковных лавках. Хорошо, если найдется подарок, рассказывающий о пути святого, чьим именем нарекли человека. Так именинник познакомится ближе со своим хранителем, узнает его историю.

Игрушки для детей. Хорошим подарком для малыша станет игрушка в виде ангела. Преподнести можно и книгу-игрушку с объемными листами–картинками. Такая вещь запомнится малышу и останется с ним надолго.

На именины не дарят деньги, сотовые телефоны, ноутбуки и прочие дары общества потребления. Это духовный праздник. Подарок на именины – это проводник к и развитию. Откажитесь от сервизов для распития спиртных напитков, портсигаров, наборов азартных настольных игр.

Празднование именин – увлекательная традиция прошлого. Сегодня она выглядит иначе, чем двести-триста лет назад, но духовная ценность ее по-прежнему высока.

27 января 2014, 10:26