Опера бородина "князь игорь". история создания, музыка, арии из оперы, половецкие пляски


Вместо эпиграфа: все события, описанные в выдающемся древнерусском литературном памятнике “Слово о полку Игореве” происходили на территории современной Украины. Сам Игорь был князем Новгород-Северским, которое образовалось в составе Черниговского княжества в 1097 году. Главными городами княжества Игоря были Курск, Трубчевск, Путивль и Рыльск. Сейчас город Новгород-Северский – райцентр Черниговщины на границе с Сумской областью Украины. Путивль, на городских стенах которого Ярославна озвучила свой знаменитый “Плач” сейчас – райцентр Сумщины на границе с Россией. Сбежав из половецкого плена, Игорь несколько дней пробирался степью и добрался до города своего Новгород-Северского княжества Донец, который под названием Донецкое городище теперь входит в черту Харькова. Князь Игорь был сыном черниговского князя Святослава и племянником двух великих киевских князей, старших братьев отца – Всеволода и Игоря . Ярославна по своему рождению была княжной Галицкой, дочерью Галицкого князя. Злосчастная битва дружины Северских князей с половцами, в результате которой русы потерпели сокрушительное поражение, произошла в окрестностях села Бунчуковка современной Луганской области, а в плену Игорь с сыном и младшим братом Всеволодом , князем Курским, находился где-то недалеко от современного райцентра Старобельск всё той же Луганской области.

В историографии принято считать, что “плачущую” Ярославн у звали Ефросиньей , хотя, скорее всего, в древних хрониках ей приписали иноческое имя её матери, княгини Ольги Юрьевны (?-1182), дочери великого князя киевского и владимиро-суздальского, Юрия Долгорукого . Если древнерусские князья получали при рождении два имени – “мирское” и крестильное (Ярослав Мудрый , например, был крещён Георгием , Владимир Мономах Василием ), то у древнерусских княгинь их было, как правило, три. Поскольку после смерти своих супругов в большинстве случаев они постригались в монахини с новым иноческим именем, или же (если умирали раньше мужа) принимали схиму на смертном одре (как в данном случае). И вот как раз про мать Ярославны точно известно, что схиму она приняла под именем Ефросинья .

Владимир Серов “Ярославна в Путивле”, 1957-1962 гг.

Образ супруги главного героя литературного памятника Древней Руси “Слова о полку Игореве” по праву считается символом любви и преданности. “Плач Ярославны” признан одним из самых поэтических фрагментов “Слова…”, а сама Ярославна давно стала идеалом верной жены, которая может благодаря своей любви сохранить любимого на поле сражения. Что можно считать иронией судьбы, поскольку семьи родителей Игоря и Ярославны по части верности и преданности оставляли очень сильно желать лучшего.

О личных взаимоотношениях Игоря Святославича (1151-1201) князя Новгород-Северского (1180-1198), князя Черниговского (1198-1201) и его жены “Ефросиньи” Ярославны (годы жизни неизвестны), княжны Галицкой, доподлинно ничего не известно. Они вступили в династический брак в 1169 году, совсем юными – разумеется, с учётом политических интересов своих семейств, которым не было никакого дела до симпатии молодожёнов друг к другу. Кстати, именно в год их свадьбы (точной даты которой нет) 18-летний жених (или молодой муж) участвовал со своим старшим братом в кровавом походе князя Андрея Боголюбского на Киев, в результате которого столица Древней Руси впервые в истории была захвачена и разграблена не чужеродными завоевателями, а представителями правящей династии в ходе междоусобной войны.
До взрослого возраста у супругов дожили шестеро детей – пятеро сыновей и дочь.

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ (1151-1201) князь Новгород-Северский, был назван своим отцом в честь родного дяди – святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (?-1147), убитого киевлянами по до сих пор остающейся непонятной причине в ходе городских беспорядков. Бабкой Игоря по отцу была неизвестная по имени дочь половецкого князя Осолука , так что для половцев, против которых он много раз за свою жизнь воевал с различным успехом (в 1171 году князь ходил с северской дружиной за реку Ворсклу и одержал знаменитую победу над половецкими ханами Кобяком и Кончаком , освободив пленных и отняв добычу), Игорь был не совсем чужим, и при необходимости всегда находил с ними общий язык и даже воевал на одной стороне.

Отец Игоря , Святослав Ольгович (ок. 6 декабря 1106 – 15 февраля 1164) – князь Новгородский (1140), Туровский (1142, 1154-1155), Волынский (1142-1146), Новгород-Северский (1157-1164), Черниговский (1164-1180) женился в 1136 году в Новгороде на дочери местного боярина при драматических обстоятельствах. Подробности скандала не дошли до наших дней, известно лишь то, что новгородский архиепископ Нифонт отказался тогда венчать будущих родителей Игоря , поскольку князь был “не достоинь ея пояти” . Брак заключал другой священник. Из того, что известно, можно сделать вывод, что Святослав Ольгович отнял жену у живого мужа, что по законам того времени делало его молодую княгиню в глазах Церкви двоемужницей, а сам брак и рождённых в нём детей (а их было шестеро) – незаконными. В целях примирения с Нифонтом , Святослав возобновил древний устав Владимиров , определив епископу брать вместо десятины 100 гривен из княжеской казны, кроме некоторых сборов и пошлин. Видимо, именно по этой причине мутная история его женитьбы не имела никаких неприятных для него последствий со стороны Церкви.

“ЕФРОСИНЬЯ” ЯРОСЛАВНА (годы жизни неизвестны) княжна Галицкая. Была дочерью выдающегося политического деятеля и правителя Древней Руси, князя Галицкого (1153-1187) Ярослава Владимировича Осмомысла (ок.1130-1187). Прозвище князя “Осмомысл” на древнерусском языке означает “тот, у которого восемь умов”, то есть очень умный. Второй вариант объяснения этого определения – “владеющий восемью языками”, что, опять-таки, является доказательством его недюжинного ума.
Матерью князя Ярослава была София Венгерская , дочь короля Венгрии Кальмана І (Коломана І) Книжника , который считался самым образованным и умным правителем Европы своего времени. Его правление Венгрией с 1095 по 1116 год привело к усилению и расцвету этого государства.

Ярослав Осмомысл пользовался огромным уважением среди Рюриковичей, в частности, его слово было решающим в споре древнерусских князей даже за великокняжеский киевский стол. О могуществе князя Галицкого можно судить из слов современника, певца “Слова о полку Игореве”:
«Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи своими железными полки, заступив королеви путь, затворив Дунаю ворота, меча бремены чрез облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твоя по землям текут; отворяеши Киеву врата, стреляеши с отня злата стола салтани за землями »…

Отец “Ефросиньи” (и она сама, разумеется) был близким родственником императоров Византии. В 1104 году его родная тётка по отцу, княжна Ирина Перемышльская , была выдана замуж за Исаака Комнина (1093-1152), сына византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057-1118). Стать императрицей Ирине не довелось, поскольку её супруг не стал императором. Зато их младший сын Андроник I Комнин (1118-1185), двоюродный брат Ярослава Осмомысла , стал в 1183 году последним правителем Византии из династии Комнинов. Интересно, что Андроник почти два года – с 1164 по 1165/1166 прожил в Галицком княжестве, куда бежал после своего побега из византийской тюрьмы, в которой он оказался после попытки захватить престол у своего двоюродного брата, Мануила I Комнина .Князь Ярослав оказал своему кузену радушный приём, выделил ему “в кормление” несколько галицких городов. Они часто охотились вдвоём, Андроник принимал участие в заседаниях княжеского совета. “Ефросинья” , которая до своего замужества в 1169 году жила в доме отца, и была тогда подростком, безусловно, лично знала будущего византийского императора.

Общепризнанный ум Ярослава Осмомысла , однако, не смог ему помочь в семейных и любовных отношениях, что, в конечном итоге, привело семью родителей “Ефросиньи” сначала к личной трагедии, а потом и к кризису в Галицком княжестве, переросшему в беспорядки и волнения. Ярослав с 1149 года был женат на Ольге (?-1182), дочери князя Ростово-Суздальского Юрия Долгорукого , в ознаменование союза с ним своего отца против Изяслава Мстиславича , великого князя Киевского. До взрослого возраста у супругов дожили четверо детей – три дочери и единственный сын Владимир . Князь Галицкий никогда не считал нужным хранить супружескую верность, а к 1170 году его увлечение одной постоянной любовницей, некоей Настасьей , от которой у него был незаконнорожденный сын Олег , которому отец оказывал предпочтение перед Владимиром , привело к разрыву с женой и законным наследником. В семейный скандал вмешались галицкие бояре, по приказу которых Анастасия была схвачена и заживо сожжена, а князя заставили дать клятву, что он будет жить в согласии с супругой. Как и следовало ожидать, в результате мать и брат “Ефросиньи” были вынуждены бежать через Польшу и Луцк во Владимир-на-Клязьме, к старшему брату княгини Ольги , князю Андрею Боголюбскому . Жена Ярослава Осмомысла к мужу так больше никогда и не вернулась, навсегда оставшись в Суздальском княжестве.

Что касается её сына – в этот раз отец сумел с ним примириться и восстановить свою власть над галицкими боярами. Владимир вернулся в Галич. Впрочем, уже в следующем году брат “Ефросиньи” снова сбежал от отца, который опять через некоторое время его вернул домой. Так продолжалось вплоть до самой смерти князя Ярослава в 1187 году (интересно, что два года из своей жизни в бегах Владимир провёл у сестры “Ефросиньи” и её мужа князя Игоря Святославича Новгород-Северского в Путивле).

Князь Ярослав Осмомысл скончался 1-го октября 1187 года в Галиче, в возрасте примерно 57 лет. Умирая, он оставил свой главный стол любимому незаконнорожденному сыну Олегу (“Настасьичу” ), а законному сыну Владимиру – Перемышль. Во исполнение своей последней воли князь Галицкий взял клятву с Владимира и бояр. Которую они, разумеется, нарушили сразу после его смерти. Олег был изгнал из Галича (и в следующем году отравлен), а Владимир стал править Галицким княжеством.

Впрочем, меньше чем через год вольнолюбивые галицкие бояре лишили его власти, причём по той же причине, по которой восставали против его отца. Князь Владимир был таким же прелюбодеем, как и его покойный родитель. С 16-ти лет (с 1167 года) Владимир Ярославич был женат на Болеславе , княжне Киевской (годы жизни не известны) – дочери ещё одного героя “Слова…”, великого князя киевского Святослава Всеволодовича . Однако к началу своего самостоятельного правления он уже давно не жил вместе с супругой. Её место заняла некая “попадья”, которую Владимир отнял у живого мужа (священника). В 1187 году у них было двое взрослых незаконнорожденных сыновей – Василько и Владимир . Нежелание галицких бояр “кланяться попадье” послужило предлогом для их бунта и намерения её убить. Владимир бежал в Венгрию со своей незаконной семьёй, где заручился поддержкой венгерского короля Белы III . Тот вторгся в Галицкое княжество и, воспользовавшись выгодным соотношением сил, нарушил договор, заточил Владимира с семьёй и посадил на княжение своего сына Андраша . Владимиру с женой и сыновьями снова пришлось бежать – на этот раз из венгерского плена. Впрочем, уже в 1189 году Владимиру удалось окончательно утвердиться на галицком престоле при поддержке императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы и поляков (при условии ежегодной выплаты 2000 гривен). После чего обратился к могущественному владимиро-суздальскому князю Всеволоду Большое Гнездо (который приходился ему родным дядей по матери) с просьбой о покровительстве. Всеволод согласился помочь Владимиру и взял клятву с других князей “Галича не искать под ним” . В результате брат “Ефросиньи” спокойно правил Галичиной вплоть до своей смерти в 1199 году, после чего династия галицких Ростиславичей угасла. Ничего не известно о судьбе двух его незаконнорожденных сыновей, скорее всего, они умерли ещё при жизни Владимира . Впрочем, прав на галицкий княжеский стол они всё равно не имели.

В общем, отец и брат у “Ефросиньи” , ставшей в Древней Руси воплощением верной любви и преданности, были те ещё бл….. прелюбодеи. Недалеко от них ушла и одна из двух её сестёр (скорее всего, старшая), имя которой не дошло до наших дней. В 1167 году она была выдана замуж за короля Венгрии Иштвана III (1147-1172), но этот брак продлился всего один год. Уже в 1168 году Иштван отправил жену назад в Галич к отцу. Никакого скандала не было, однако в европейских правящих домах так поступали только в одном случае. Дальнейшая судьба ещё одной блудной родственницы женщины – олицетворения идеальной жены, историкам не известна.

Василий Перов “Плач Ярославны” 1881 г.

Надо отметить, что автор “Слова о полку Игореве”, когда писал “Плач Ярославны”, забыл упомянуть, что у княгини, кроме тревоги за мужа, были ещё целых три причины для тоски и печали. Эти причины звались Владимир , Олег и Святослав – её старшие сыновья, которые отправились в злосчастный поход на половцев вместе со своим отцом. Если Владимиру на тот момент было почти 15 лет (поход имел место в мае 1185 года, а княжич родился в октябре), и по представлениям того времени он был уже взрослым, то Олегу и Святославу исполнилось, соответственно, 10 и 9 лет. В “Слове…” они поэтически упоминаются, как “молодые месяцы”. Из четырёх дорогих для “Ефросиньи” воинов двое по итогам поражения северских князей оказались в плену – её муж князь Игорь и старший сын Владимир . И если дошедшие до нашего времени факты не дают возможности понять, каким мужем был Игорь , то насчёт того, что отцом он был, мягко говоря, так себе, нет никаких сомнений. Потому что для облегчения своего положения в неволе муж Ярославны женил 15-летнего сына на дочери своего тюремщика, князя Кончака , Свободе . А сам при первой же возможности (по одним источникам, через несколько недель после того, как попал в плен, по другим – через год) сбежал на Русь. Без сына. Владимир вернулся к матери примерно через год-два – с молодой женой, получившей при крещении имя Анастасия , и грудным сыном Изяславом . Забегая вперёд – этот внук “Ефросиньи” , который по своему происхождению являлся половцем на 9/16 (потому что его мать и прабабка были половчанками), прожил долгую по тем временам жизнь (около 70 лет), полную интриг и сражений, на протяжении которой сумел даже на несколько лет стать киевским князем, и закончил свои дни в 1255 году, предположительно, на плахе – по приказу первого короля Руси, князя Даниила Галицкого . Справедливости ради – князь Изяслав Владимирович за свою бурную жизнь ну очень часто злоупотреблял близким родством с половцами для решения личных проблем военным способом с другими своими родичами – Рюриковичами.

Всеволод Святославич Буй-Тур (1155-1194) – князь Трубчевский и Курский, родной младший брат князя Игоря, оказавшийся вместе с ним в плену у половцев. Вернулся на Русь из плена примерно через два года, вместе со своим племянником княжичем Владимиром, его женой-половчанкой Анастасией и младенцем-сыном Изяславом. Реконструкция по черепу М.Герасимова

А в сентябре 1211 года, в один день, были казнены (повешены) и трое из пяти сыновей Ярославны Святослав , Роман и Ростислав . После гибели в 1205 году в битве при Завихосте князя Романа Мстиславича Галицкого , который захватил Галичину в 1199 году, когда скончался брат “Ефросиньи” , князь Владимир Ярославич , сыновья Ярославны в 1206 году с помощью части неугомонных галицких бояр захватили наследство своего деда, князя Ярослава Осмомысла , на которое в создавшихся условиях имели все права. Однако княжить сообща Игоревичи не смогли, между ними начались распри, чем немедленно воспользовались поляки и венгры. На протяжении пяти лет в Галицком княжестве постоянно шли бои, братьев брали в плен поляки (Владимира ) и венгры (Святослава ). Те откупались из плена или сбегали из него, чтобы в очередной раз с помощью оружия предъявить свои права на власть в галицких городах. В конце-концов, где-то к началу 1211 года Игоревичи , наконец-то, вернули себе дедово наследство. И немедленно начали репрессии против осточертевших им галицких бояр. В ответ те, разумеется, немедленно позвали на помощь польско-венгерские войска, а на галицкий престол посадили будущего короля Руси Даниила Романовича , которому тогда было примерно 10 лет – с расчётом на то, что мальчик, пока не вырастет, не будет мешать им жить по-своему. Польско-венгерские войска захватили в плен трёх Игоревичей , самому старшему брату, Владимиру , удалось бежать, и его дальнейшая судьба не известна. Торжествующие галицкие бояре не пожалели денег на то, чтобы выкупить из плена князей Святослава , Романа и Ростислава , после чего публично казнили их в один день. Маленький князь Даниил Галицкий ожидаемо не вмешался – даже будь он взрослым, самостоятельным правителем, казнь Игоревичей , которые были для него конкурентами на стол Галицкий, вполне его устраивала.

Очень надеюсь, что Ярославна не дожила до этого времени и не узнала об ужасном конце своих детей. Что касается её мужа, князя Игоря , то к 1211 году он уже десять лет как был покойником.

На первой, заглавной иллюстрации к статусу – картина Николая Рериха “Поход князя Игоря”.

Advertisements

Композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков . Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано (сам он опроверг эту легенду на страницах Русской музыкальной газеты) . Он также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.

Бородин, Римский-Корсаков и, возможно, также А. К. Лядов вместе оркестровали сюиту «половецких танцев » второго акта, которая приобрела огромную популярность. В продолжении традиций оперы Глинки «Жизнь за царя », событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора, и в то же время, необычайные по красоте арии героев: Ярославны, Кончаковны, Владимира и половецкой девушки .

Александр Порфирьевич Бородин успел оркестровать часть пролога (всё, кроме «Сцены затмения»), речитатив и арию князя Владимира Галицкого (I картина I акта), арию Ярославны и её сцену с девушками (II картина I акта, 1879), каватину Кончаковны (II акт, 1869), речитатив и каватину князя Владимира (II акт), арию Кончака (II акт), плач Ярославны (IV акт, 1875), народный хор (IV акт, 1879) и финальную сцену IV акта - партитура для оркестра с участием тенора Ерошки, баса Скулы и хора.

Трио Игоря, Владимира, Кончаковны и финал третьего акта с хором, Кончаковной и Кончаком были написаны Бородиным и завершены Глазуновым, который впоследствии и оркестровал их в 1888 году.

Римский-Корсаков и Глазунов сами написали сцену II акта, с участием Кончаковны и хора в 1887 году.

Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки (часть которой совсем не была записана), последний настоял на том, что «Князь Игорь» - полностью опера Александра Порфирьевича Бородина" - из книги А. Майкапара . Насколько это справедливо, можно судить, сравнив редакцию Римского-Корсакова и Глазунова с недавно изданной авторской редакцией оперы .

Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

В прессе встречается мнение (основанное на работе Павла Александровича Ламма по реконструкции авторской версии оперы), что незавершённость «Князя Игоря» - в большой степени легенда и что вместо того, чтобы только оркестровать часть номеров, Римский-Корсаков и Глазунов предпочли заново переписать большую часть абсолютно завершённой автором музыки.

Действующие лица

Пролог

Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь Игорь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, славят дружину, надеются на успешное завершение похода (хор «Солнцу красному слава!»).

Внезапно начинается солнечное затмение, которое приводит всех в смятение. Все советуют отложить поход.

Приходят прощаться княгини и боярыни. Ярославна умоляет Игоря остаться, но он отвечает, что ему велят идти в поход долг и честь. Он поручает заботиться о жене князю Галицкому, брату Ярославны. Тот в небольшом монологе рассказывает, как помог ему Игорь в трудную минуту.

Два гудочника, Скула и Ерошка, проявляют малодушие и решают пойти на службу к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому, чтобы остаться целыми и жить «сытно и пьяно».

Из собора выходит старец и благословляет Игоря и рать. Вновь звучит хор народа.

Игорь и его войско отправляются в путь.

Первое действие

Картина первая

Князь Владимир Галицкий пирует в своем тереме, мечтая «на Путивле князем сести» (ария «Грешно таить…»), а сестру (Ярославну) отправить в монастырь - «за спасение души моей радеть».

Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу, они просят отпустить её (хор «Ой, лихонько, ой горюшко»). Князь говорит, что девушке у него не так уж и плохо, что нечего о ней плакать, и прогоняет девушек.

Ария князя Галицкого

Грешно таить, я скуки не люблю,
А так, как Игорь-князь, и дня бы я не прожил.
Забавой княжеской люблю потешить сердце,
Люблю я весело пожить!
Эх, только б сесть мне князем на Путивле:
Я зажил бы на славу! Эх!
Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести,
Я б не стал тужить,
Я бы знал, как жить.
Днём за бранными столами,
За весёлыми пирами,
Я б судил-рядил,
Все дела вершил.
Всем чинил бы я расправу,
Как пришлось бы мне по нраву,
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил!
Пей, пей, пей, пей, пей, гуляй!
К ночи в терем бы сгоняли
Красных девок всех ко мне,
Девки песни б мне играли,
Князя славили б оне.
А кто румяней да белее,
У себя бы оставлял.
Кто из девок мне милее,
С теми б ночи я гулял. Эх!
Кабы мне да эту долю,
Понатешился б я вволю,
Я б не стал зевать,
Знал б, с чего начать.
Я б им княжество управил,
Я б казны им поубавил,
Пожил бы я всласть,
Ведь на то и власть.
Эх, лишь только б мне покняжить,
Я сумел бы всех уважить,
И себя, и вас!
Не забыли б нас!
Гой, гой, гой, гой, гой! Гуляй!


Скула и Ерошка исполняют грубовато-комичную песню о пьяницах (песня скоморохов «Что у князя Володимира»). Приближённые князя Галицкого обсуждают возможность посадить его править в Путивле, воспользовавшись тем, что люди князя Игоря ушли в поход.

Картина вторая

Горница в тереме Ярославны. Ярославна исполняет ариозо «Немало времени прошло с тех пор». Она тревожится, что от Игоря давно нет вестей, вспоминает время, когда Игорь был с ней, говорит, как страшно и тоскливо ей сейчас, как она страдает.

Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Девушки рассказывают княгине о бесчинствах князя Галицкого в Путивле, о том, как Владимир выкрал их подругу, и просят Ярославну заступиться и вернуть девушку.

Входит князь Галицкий, брат Ярославны. Девушки убегают. Ярославна упрекает Владимира, что он выкрал девушку, говорит, что расскажет мужу, как Владимир бесчинствует в его отсутствие. Князь Галицкий отвечает, что все люди в Путивле за него, что он сам будет здесь править. Однако потом он говорит, что пошутил, что ему хотелось увидеть Ярославну в гневе и что он не верит, что она верна Игорю. Ярославна оскорблена, она напоминает Владимиру, что пока власть у неё, и требует отпустить украденную девушку. Владимир зло отвечает, что эту освободит, но заберёт себе другую, и уходит. Ярославна, оставшись одна, признаётся, что ей борьба не по силам, и молит о скорейшем возвращении Игоря.

Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен. Ярославна не знает, что делать, но бояре убеждены, что Путивль выстоит, что его крепость в вере людей в Бога, в верности князю и княгине, в любви к родине (хор «Нам, княгиня, не впервые под стенами городскими у ворот встречать врагов») . Женщины горестно причитают.

Второе действие

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, ждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, влюблённая в княжича Владимира, ждёт свидания. О своей любви она поёт в каватине «Меркнет свет дневной».

Показываются русские пленники, идущие с работы под стражей. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить и утешить пленников. Пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. Овлур один стоит на страже.

Приходит Владимир, сын Игоря. В каватине «Медленно день угасал» он поёт о своей страстной любви к Кончаковне, просит её отозваться на зов любви. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Хан Кончак согласен выдать Кончаковну за Владимира, но князь Игорь не хочет и слышать об этом, пока они в плену. Владимир слышит шаги отца, влюблённые расходятся в разные стороны. Входит Игорь. Он поёт знаменитую арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе».

Ария князя Игоря

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей:
И Божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир весёлый,
Мою победу над врагом,
И бранной славы горестный конец,
погром, и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё: и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной:
Плен! Постыдный плен!
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу!
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Ты одна, голубка лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймёшь ты,
Всё ты мне простишь.
В терему своём высоком
В даль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты дни и ночи,
Горько слёзы льёшь!

Ужели день за днём
Влачить в плену бесплодно
И знать, что враг терзает Русь?
Враг - что лютый барс!
Стонет Русь в когтях могучих,
И в том винит она меня!

О, дайте, дайте мне свободу!
Я свой позор сумею искупить.
Я Русь от недруга спасу!

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье:
Лишь прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И нет исхода мне!
Ох, тяжко, тяжко мне!
Тяжко сознанье бессилья моего!


С князем украдкой заговаривает крещёный половчанин Овлур. Он говорит, что князь должен бежать, чтобы спасти Русь, и предлагает достать коней. Игорю кажется бесчестным бежать тайно, он не желает нарушить данное хану Кончаку слово. Он отказывается, но потом решает подумать.

Появляется хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием (ария «Здоров ли, князь?»).

Ария Кончака

Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!

(Князь Игорь:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.)

Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.
Сознайся: разве пленники так живут? Так ли?
О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
Ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин я твой,
Ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
Чем же худо тебе, ты скажи мне.
Хочешь, возьми коня любого,
Возьми любой шатёр,
Возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил;
Не раз в боях кровавых
Ужас смерти сеял мой булат!
Да, князь, всё здесь,
Всё хану здесь подвластно!
Я грозою для всех был давно.
Я храбр, я смел, страха я не знаю,
Все боятся меня, всё трепещет кругом!
Но ты меня не боялся,
Пощады не просил, князь.
Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
Мне хотелось бы быть, ты поверь мне!
Хочешь ли пленницу с моря дальнего,
Чагу, невольницу, из-за Каспия?
Если хочешь, скажи только слово мне,
Я тебе подарю.
У меня есть красавицы чудные:
Косы, как змеи, на плечи спускаются,
Очи чёрные, влагой подёрнуты,
Нежно и страстно глядят из-под тёмных бровей.
Что ж молчишь ты?
Если хочешь, любую из них выбирай!


Игорь жмёт руку хану, но повторяет, что в плену жить не может. Кончак предлагает Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на хана меча и не заступать ему дороги. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски ». Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»).

Затем в ритме лезгинки танцуют мужчины. После общей пляски с хором начинается пляска мальчиков. Действие завершается общей кульминационной пляской.

Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш.

Третье действие

Край половецкого стана. Со всех сторон сходятся половцы и, глядя вдаль, ожидают прибытия хана Гзака. Войско Гзака с трубами, рогами и бубнами входит на сцену. Воины ведут за собою русский полон и несут добычу. Половцы приветствуют входящих воинов. Под конец шествия появляется на коне хан Гзак с отрядом приближенных воинов. Кончак выходит к нему навстречу и приветствует его. Князь Игорь, Владимир Игоревич и русские пленники наблюдают за проходящими, стоя в стороне. Темнеет, сторожевые засыпают. Овлур подкрадывается к шатру Игоря и вновь предлагает бежать, говоря, что всё готово. Игорь соглашается.

В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра Владимира. Дочь хана узнала о намерении Игоря бежать и умоляет Владимира остаться с ней. Выходит Игорь, видит Кончаковну и обвиняет сына, что тот стал половцем и забыл Родину. Владимир не может решиться: отец зовёт его бежать, а Кончаковна молит остаться. В конце концов, она грозит разбудить весь стан, Игорь убегает. Кончаковна несколько раз ударяет в било. Со всех сторон сбегаются разбуженные сигналом половцы.

Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают погоню за князем, Владимира же они хотят убить. Кончаковна не желает отдавать его. Появляются Кончак и ханы и узнают о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение, он говорит, что и сам бы поступил так же на месте Игоря. Он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать. Хор ханов требует казнить пленников, но Кончак не соглашается. Он объявляет Владимира своим зятем и тут же собирается в поход на Русь.

Четвёртое действие

Плач Ярославны

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея?
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,
Через каменные горы
в половецкий край дорогу
Ты пробил,
Там насады Святослава до кобякова полку
Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,
Днепр, родной наш Днепр!
Вороти ко мне милого,
Чтоб не лить мне горьких слёз,
Да к милому на море не слать рано по утрам.
Ох, ты, солнце, солнце красно,
В небе ясном ярко светишь ты,
Всех ты греешь, всех лелеешь,
Всем ты любо, солнце;
Ох, красно солнце!
Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?
Ах! Что ж в безводном поле жаждой
Ты стрелкам луки стянуло,
И колчаны им истомой горем запекло?
Зачем?


Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет (ария «Ах! Плачу я, горько плачу я»).

Проходит толпа поселян с песней «Ох, не буйный ветер завывал». Ярославна, глядя на разорённые окрестности, исполняет ариозо «Как уныло всё кругом». Она замечает вдали двух всадников, один в половецкой одежде, а другой выглядит как русский князь. Они приближаются, и вдруг Ярославна узнает Игоря, это он едет с Овлуром. Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к Ярославне. Они не могут сдержать радости, звучит их любовный дуэт. Ярославна не может поверить, что это не сон. Она спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поёт о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдёт на хана.

На площади появляются Ерошка и Скула. Несколько хмельные, они играют и поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они сразу понимают, что им не поздоровится за их измену. Они садятся друг против друга и думают, что им делать. Бежать им некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору глодать» и «воду хлебать». Вдруг Скула находит решение: надо звонить в колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.

Структура оперы

  1. Это сортируемая таблица. Нажмите на название столбца, чтобы рассортировать содержащуюся в нём информацию.
  2. Нумерация соответствует традиционному Беляевскому изданию (Римского-Корсакова/Глазунова).
  3. Указаны годы сочинения, но не оркестровки. Если даты отличаются более, чем на год, это может означать перерыв в сочинении или пересмотр и сочинение новой версии.
  4. В № 1 (Пролог), Сцена затмения (301 такт) оркестрована Римским-Корсаковым и остальное Бородиным. При публикации партитуры Римским-Корсаковым были внесены изменения в оркестровку всех номеров, изначально оркестрованных Бородиным.
Акт Название части Начато Окончено Композитор Оркестровщик
- - Увертюра 1887 1887 Глазунов Глазунов
1 - Пролог: Интродукция 1876 1885 Бородин Бородин*
2a Акт 1, Сцена 1 Сцена у Вл. Галицкого: Хор 1875 1875 Бородин Римский-Корсаков
2b Акт 1, Сцена 1 Речитатив и песня Вл. Галицкого 1879 1879 Бородин Бородин
2c Акт 1, Сцена 1 Речитатив Вл. Галицкого - - Бородин Римский-Корсаков
2d Акт 1, Сцена 1 Хор девушек и сцена - - Бородин Римский-Корсаков
2e Акт 1, Сцена 1 Сцена: Скула, Ерошка - - Бородин Римский-Корсаков
2f Акт 1, Сцена 1 Княжья песня в честь Вл. Галицкого: Скула, Ерошка 1878 1878 Бородин Римский-Корсаков
2g Акт 1, Сцена 1 Хор нет данных нет данных Бородин Римский-Корсаков
3 Акт 1, Сцена 2 Ариозо Ярославны 1869 1875 Бородин Римский-Корсаков
4 Акт 1, Сцена 2 Сцена Ярославны с девушками 1879 1879 Бородин Бородин
5 Акт 1, Сцена 2 Сцена Ярославны с Вл. Галицким 1879 1879 Бородин Римский-Корсаков
6 Акт 1, Сцена 2 Финал 1-го действия: Ярославна, Галицкий, Хор 1879 1880 Бородин Римский-Корсаков
7 Акт 2 Хор половецких девушек - - Бородин Римский-Корсаков
8 Акт 2 Пляска половецких девушек - - Бородин Римский-Корсаков
9 Акт 2 Каватина Кончако́вны 1869 1869 Бородин Бородин
10 Акт 2 Сцена и хор: Кончаковна, хор 1887 1887 Римский-Корсаков / Глазунов Римский-Корсаков / Глазунов
11 Акт 2 Речитатив и каватина Владимира Игоревича 1877 1878 Бородин Бородин
12 Акт 2 Дуэт Кончаковны и Владимира 1877 1878 Бородин Римский-Корсаков
13 Акт 2 Ария князя Игоря 1881 1881 Бородин Римский-Корсаков
14 Акт 2 Сцена Игоря с Овлуром - - Бородин Римский-Корсаков
15 Акт 2 Ария хана Кончака 1874 1875 Бородин Бородин
16 Акт 2 Речитатив, хор и сцена: Игорь, Кончак - - Бородин Римский-Корсаков
17 Акт 2 Половецкая пляска с хором 1869 1875 Бородин Бородин / Римский-Корсаков / Лядов
18 Акт 3 Половецкий марш 1869 1875 Бородин Бородин / Римский-Корсаков
19 Акт 3 Песня хана Кончака - - Глазунов Глазунов
20 Акт 3 Речитатив, хор и сцена - - Бородин Глазунов
22 Акт 3 Речитатив: Овлур, Игорь 1888 1888 Глазунов Глазунов
23 Акт 3 Трио: Игорь, Владимир, Кончаковна - 1888 Бородин / Глазунов Глазунов
24 Акт 3 Финал 3-го действия: Кончаковна, Кончак, хор 1884 - Бородин / Глазунов Глазунов
25 Акт 4 Плач Ярославны 1875 1875 Бородин Бородин
26 Акт 4 Хор 1879 1879 Бородин Бородин
27 Акт 4 Речитатив и дуэт Ярославны и Игоря 1876 1876 Бородин Римский-Корсаков
28 Акт 4 Песня Гудочников сцена и хор - - Бородин Римский-Корсаков
29 Акт 4 Заключительный хор: Скула, Ерошка, хор - - Бородин Бородин / Римский-Корсаков

Популярные фрагменты

  • «Солнцу красному слава!» (хор)
  • «Только б мне дождаться чести» (песня Галицкого)
  • «Ой, лихонько» (хор девушек)
  • «Что у князя Володимира» (песня скоморохов)
  • «Немало времени прошло с тех пор» (ариозо Ярославны)
  • «Мужайся, княгиня» (хор бояр)
  • «Нам, княгиня, не впервые» (хор бояр)
  • «Меркнет свет дневной» (каватина Кончаковны)
  • «Медленно день угасал» (каватина Владимира)
  • «Здоров ли, князь?» (ария Кончака)
  • «Улетай на крыльях ветра» (хор невольниц)
  • «Ах, плачу я» (плач Ярославны)
  • «Ох, не буйный ветер завывал» (хор поселян)
  • «Знать, Господь мольбы услышал» (хор поселян)

Постановки

  • Первая постановка 23 октября 1890, Мариинский театр (дирижёр Кучера , художники Янов, Андреев, Бочаров , балетмейстер Иванов ; Игорь - Мельников , Ярославна - Ольгина , Кончак - Корякин , Кончаковна - Славина , Половецкая девушка - Долина , Скула - Стравинский , Ерошка - Угринович).
  • 1892 - Русское оперное товарищество под упр. И. П. Прянишникова , Москва (дирижёр Прибик; Игорь - Гончаров, Ярославна - Цветкова , Владимир - Михайлов , Кончак - Антоновский).
  • 1898 - Большой театр (дирижёр Авранек ; Игорь - Хохлов , Ярославна - Дейша-Сионицкая , Владимир - Собинов , Галицкий - Власов , Кончак - Трезвинский , Кончаковна - Азерская , Овлур - Успенский, Скула - Тютюнник , Ерошка - Михайлов-Стоян), в 1904 - там же (дирижёр Рахманинов), в 1914 - там же (худ. Коровин).
  • 1915 - Мариинский театр (дирижёр Малько , балетмейстер Фокин ; Игорь - Андреев , Галицкий - Шаляпин , Ярославна - Ермоленко-Южина).

За рубежом - впервые в Праге, 1899, Национальный театр.

В 1909 г. - сокращённая версия оперы, театр «Шатле», Париж (Галицкий - Шаляпин).

8 мая 1914 г. - премьера в Лондоне, Королевский театр Друри-Лейн (Большой сезон русской оперы и балета, антреприза С. П. Дягилева; новая сценическая версия режиссёра Санина, опера в полном объёме, в оформлении Н. К. Рериха).

  • 23 апреля , Большой театр (дирижёр Голованов , режиссёр Санин , художник Коровин , балетмейстер Горский).
  • 13 декабря - Петроградский театр оперы и балета (дирижёр Дранишников , худ. Коровин ; Игорь - Андреев , Владимир - Большаков , Кончак - Боссе , Кончаковна - Мшанская),
  • - Большой театр (дирижёр Мелик-Пашаев , режиссёр Лосский , художник Федоровский , балетмейстер Голейзовский ; Игорь - Батурин , Ярославна - Панова , Владимир - Козловский Михайлов , Кончаковна - Давыдова);
  • - там же (дирижёр Жуков, постановка Баратова ; Игорь - Ал. Иванов, Ярославна - Покровская , Галицкий - Пирогов, Кончак - Михайлов , Кончаковна - Гагарина, Владимир - Кильчевский).
  • - Театр оперы и балета им. Кирова (дирижёр Ельцин , постановка Соковнина , балетмейстеры Фокин и Лопухов). Постановка с сокращением (два действия) и изменением порядка сцен (попойка у князя Галицкого дана после сцен побега Игоря и плача Ярославны).
  • - Кремлёвский Дворец съездов (спектакль Большого театра, дирижёр Светланов , режиссёр Баратов).
  • - Красноярский государственный театр оперы и балета ; премьера 20 декабря 1978 года. Дирижёр -Игорь Шаврук , Ярославна - Нина Абт-Нейферт, Кончаковна - Людмила Яницкая, Половецкая девушка - Тамара Пронина .
  • XX-XXI вв - Пермский театр оперы и балета
  • - Новосибирский театр оперы и балета . Режиссёр-постановщик - Тимофей Кулябин , дирижер-постановщик - Евгений Волынский, художник-постановщик - заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной Премии России Игорь Гриневич.
  • - Самарский академический театр оперы и балета (Режиссёр-постановщик - народный артист России Юрий Александров , дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко, художник-постановщик - народный художник России Вячеслав Окунев).
  • - Новая опера , Москва. Музыкальный руководитель и дирижёр - Евгений Самойлов, режиссёр-постановщик - народный артист России Юрий Александров , сценография и костюмы - Вячеслав Окунев, хормейстер - Наталья Попович. Игорь Святославич - Анджей Белецкий, Ярославна - Елена Поповская.
  • - опера впервые прозвучала в авторской редакции со сцены Московского международного дома музыки в исполнении коллектива театра «Геликон-Опера».
  • - Красноярский государственный театр оперы и балета. Премьера 28, 29 и 30 июня 2013 года в честь 35-ти летнего юбилея театра. (Либретто - Александра Бородина (при участии Владимира Стасова), основанное на «Слове о полку Игореве», в редакции заслуженной артистки России Юлианы Малхасянц, Музыкальный руководитель и дирижер - заслуженный артист России Анатолий Чепурной, Режиссёр-постановщик - заслуженная артистка России Юлиана Малхасянц, Художник-постановщик - действительный член Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи, Хормейстер - Дмитрий Ходош).

Записи

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Лейбл звукозаписи и каталожный номер Примечания
Хор и оркестр Большого театра Александр Мелик-Пашаев Игорь Святославич, князь Северский - Александр Батурин ; Ярославна - Софья Панова ; Владимир Игоревич - Иван Козловский ; князь Галицкий - Александр Пирогов ; Кончак - Максим Михайлов ; Кончаковна - Надежда Обухова ; Овлур - Фёдор Годовкин; Скула - Сергей Колтыпин; Ерошка - Дмитрий Марченков; половецкая девушка - Евдокия Сидорова Мелодия ,

М10 46279-84 (1985 г.)

Запись Всесоюзного радио, без 3-го действия
Хор и оркестр Большого театра Александр Мелик-Пашаев князь Игорь - Андрей Иванов ; Ярославна - Евгения Смоленская; Владимир Игоревич - Сергей Лемешев ; князь Галицкий - Александр Пирогов ; Кончак - Марк Рейзен ; Кончаковна - Вероника Борисенко ; Овлур - Алексей Серов; Скула - Иван Скобцов ; Ерошка - Фёдор Годовкин Д-0632-39 (1952 г.) Без 3-го действия
Хор и оркестр Белградской оперы Оскар Данон князь Игорь - Д. Попович; Ярославна - В. Гейбалова; Владимир Игоревич - Н. Жунец; князь Галицкий - Д. Попович; Кончак - Д. Попович; Кончаковна - М. Бугаринович DECCA (Югославия)
Венская государственная опера Ловро фон Матачич князь Игорь - Eberhard Wächter, Ярославна - Hilde Zadek, Владимир Игоревич - Giuseppe Zampieri, князь Галицкий - Hans Hotter, Кончак - Gottlob Frick, Кончаковна - Ira Malaniuk, Овлур - Erich Majkut, Скула - Karl Dönch, Ерошка - Peter Klein, половецкая девушка - Margarethe Sjöstedt, Няня - Ilona Steingruber(-Wildgans) Premiere Opera Ltd., 890-3 (2003 г.); Gala GL, 100.615 (2004 г.) На немецком
Лирическая опера Чикаго Оскар Данон князь Игорь - Igor Gorin, Ярославна - Consuelo Rubio, Владимир Игоревич - David Poleri, князь Галицкий , Кончак - Борис Христов , Кончаковна - Carol Smith, Овлур - Rudolf Knoll, Скула - Renato Cesari, Ерошка - Mariano Caruso, половецкая девушка - Jeanne Diamond, Няня - Prudencija Bickus Omega Opera Archive 176
Хор и Национальный симфонический оркестр Итальянского радио (Рим) Армандо Ла Роса Пароди князь Игорь - Giuseppe Taddei, Ярославна - Margherita Kalmus, Владимир Игоревич - Luigi Infantino, князь Галицкий , Кончак - Борис Христов , Кончаковна - Oralia Dominguez, Овлур - Ennio Buoso, Скула - Vito Susca, Ерошка - Giampaolo Corradi, половецкая девушка - Nelly Pucci, Няня - Corinna Vozza Melodram, MEL 27028 На итальянском
Хор и оркестр Софийской оперы Ежи Семкув князь Игорь - К. Черкерлийский, Ярославна - Дж. Вайнер, Владимир Игоревич - Т. Тодоров, князь Галицкий и Кончак - Борис Христов ; Кончаковна - Р. Пенкова Angel, SCL 3714;

HMV, ASD 2345;

Князь Игорь - опера в четырёх действиях с прологом, написанная и составленная Александром Бородиным. Композитор адаптировал либретто древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве» , в котором рассказывается о кампании князя Руси Игоря Святославовича против вторгшихся куманских («половецких») племён в 1185 году.

Он также включил материал, составленный из двух средневековых киевских летописей. Опера была оставлена незавершённой после смерти композитора в 1887 году и была отредактирована и дополнена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Она была впервые показана в Санкт-Петербурге, в 1890 году.

Действующие лица:

  • Князь Игорь.
  • Ярославна, его жена.
  • Владимир Игоревич, сын.
  • Князь Галицкий, брат Ярославны.
  • Кончак, половецкий хан.
  • Кончаковна, его дочь.
  • Гзак, половецкий хан.
  • Овлур, крещёный половчанин.
  • Ерошка, гудошник.
  • Скула, гудошник.
  • Половецкая девушка.

Русские люди:

  • бояре;
  • дружинники;
  • девушки;
  • народ.

Половцы:

  • половецкие ханы;
  • подруги Кончаковны;
  • рабыни;
  • половецкие охранники.

Пролог

Площадь в Путивле . Князь Игорь собирается отправиться в поход против куманов / половцев и их ханов, которые ранее напали на русские земли. Народ поёт хвалу. (Припев: «Слава прекрасному солнцу»). Солнечное затмение оказывает на всех общий ужас. Двое гудошников Скула и Ерошка уверены, что князь Галицкий предложит им работу по их вкусу.

Хотя Ярославна, жена Игоря, считает затмение плохим предзнаменованием, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошёл на войну. Он оставляет её на попечении её брата, князя Галицкого, благодарного Игорю за то, что он укрыл его после того, как Галицкого изгнали из собственного дома его отец и братья.

Действие 1

Сцена 1: Владимир Галицкий в Путивле . Последователи Галицкого воспевают его. Скула и Ерошка теперь работают у них в качестве музыкантов. Они развлекают последователей, и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину, и как она умоляла вернуть её к отцу, не будучи обесчещенной. Галицкий поёт о том, как если бы он был князем Путивля, он весь день пил и пировал, распределяя суд, и у него были самые прекрасные девушки с ним всю ночь (Песнь Галицкого). Казна будет тратиться на себя и на его людей, пока его сестра будет молиться в монастыре.

Группа молодых женщин просит Галицкого вернуть похищенную девушку. Он угрожает им и прогоняет, говоря, что она теперь живёт в роскоши и не должна работать. Галицкий возвращается в свои комнаты, отправив вино для своих последователей. Шуты и последователи Галицкого издеваются над женщинами.

Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна услышит о бесчинствах Галицкого. Но потом осознают, что княгиня беспомощна , так как все её люди отправились на войну. Приспешники Галицкого поют о том, как все они пьяны и поддерживаются Галицким. Мужчины решают отправиться на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем Путивля, оставив двух пьяных музыкантов.

Сцена 2: Комната в Ярославском дворце. Ярославна беспокоится о том, почему нет вестей от Игоря и его спутников (ария Ярославны). Она поёт про слезы ночью и ночные кошмары и вспоминает, когда она была счастлива с Игорем. Княгиня принимает молодых женщин, которые говорят Ярославне об их похищенной подруге. Сначала они неохотно раскрывают виновника, но, в конце концов, называют Галицкого и говорят о том, как он и его пьяные последователи создают проблемы в Путивле.

Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна расспрашивает его об истине, но он издевается над ней, говоря, что она должна относиться к нему как к гостю в её доме. Княгиня угрожает ему тем, что сделает Игорь по возвращении, но Галицкий грозится захватить трон всякий раз, когда захочет.

Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил против своего отца, но он отвечает, что он только шутит и спрашивает, есть ли у неё любовник, теперь, когда её муж ушёл. Она угрожает ему отправить его обратно отцу. Галицкий отвечает, что вернёт девушку, но возьмёт другую и уйдёт.

Совет бояр прибывает, чтобы сообщить Ярославне, что половцы собираются атаковать Путивль. Армия Игоря была полностью разбита, а он был ранен и схвачен вместе со своим сыном и братом.

После мгновенной слабости Ярославна приказывает посланникам позвать союзников города, но бояре сообщают, что дороги отрезаны, некоторые города восстают, и их князья были схвачены. Бояре говорят, что они организуют защиту, но Галицкий возвращается со своими последователями, чтобы потребовать выборов нового князя.

Его свита говорит, что это должен быть он, поскольку он брат Ярославны и шурин князя. Бояре отказываются. Спор прерван видом пламени и плачущих женщин. Некоторые бояре бегут; некоторые присоединяются к битве, другие охраняют принцессу. Они называют атаку половцев Божьим судом.

Действие 2

Вечер в половецком лагере Половецкие девушки поют , сравнивая любовь с цветком, который парит в пылу дня и оживляется ночью. Они танцуют (Танец половецких девиц). Кончаковна присоединяется к пению, надеясь, что её собственный любовник скоро присоединится к ней. Русские заключённые приезжают с работы на день и выражают благодарность, когда их кормят Кончаковна и девицы.

Охранники русских пленных уходят спать, оставив только Овлура, христианина. Владимир, сын Игоря, поёт про свою надежду на то, что его любовь скоро присоединится к нему сейчас, когда этот день угасает. Его любовь - Кончаковна. Она приходит, и они поют про свою любовь и своё желание женится.

Они слышат, как идёт Игорь. Он поёт о своём позоре и мучения. Он надеется на шанс вернуть себе честь. Овлур убеждает князя бежать, и тот соглашается подумать об этом.

Хан Кончак спрашивает его, все ли хорошо (ария Коньяка), и он отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что, поскольку Игорь не просил о пощаде, то он не заключённый, а почётный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает об участи пленника.

Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает не вести войну с ним, но он отказывается, сказав, что он не может лгать. Кончак сожалеет, что они не союзники. Тогда они захватили бы всю Россию. Он призывает рабынь, чтобы развлечь князя и его самого, и предлагает Игорю их на выбор. Когда рабыни танцуют, половцы поют славу Кончаку (половецкие танцы).

Действие 3

Половецкая армия возвращается с триумфом , воспевая хана Гзака (половецкий марш). Кончак уверенно предсказывает, что скоро они захватят всю Россию. Игорь и его сын Владимир имеют худшие опасения, подтверждённые новыми пленниками. Владимир и другие заключённые призывают князя бежать, но он сначала неохотно поёт о своём позоре и говорит, что долг других русских князей состоит в том, чтобы спасти родину (ария князя).

Овлур теперь приходит, чтобы сказать, что нужно действовать, он приготовил лошадей для князя. Владимир и Игорь теперь соглашаются бежать. Кончаковна приходит к Владимиру, чтобы показать свою любовь, он должен взять её с собой либо оставить. Князь призывает сына ехать, но Владимир чувствует себя неспособным покинуть Кончаковну, которая грозит разбудить лагерь.

В конце концов, князь бежит в одиночку, и Кончаковна и её отец запрещают половцам убивать Владимира. Вместо этого Кончак предаёт смерти охранников и приказывает жениться Владимиру на своей дочери.

Действие 4

Рассвет в Путивле. Ярославна плачет о разлуке с Игорем и поражении его армии («Плач Ярославны»). Крестьянские женщины винят Хана Гзака за опустошение. Когда Ярославна оглядывается, чтобы признать разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются князем Игорем и Овлуром.

Вместе они воспевают свою радость от воссоединения и ожидание того, что Игорь приведёт русских к победе против хана. Не зная о возвращении князя, Скула и Ерошка, пьяные музыканты, поют песню, издевающуюся над ним. Затем они замечают его вдалеке. Спустя мгновение паники Скула придумывает план, который спасёт их.

Они звонят в колокола, чтобы вызвать толпу. Хотя люди сначала относятся к ним с подозрением, музыкантам удаётся убедить толпу, что князь вернулся, и они верные последователи истинного князя, а не Галицкого. Все радостно празднуют возвращение Игоря.

И учёных, член содружества «Могучая кучка» под предводительством композитора Милия Алексеевича Балакирева. Он является основоположником русского эпического симфонизма.

История создания оперы

Писать оперу по сюжету «Слова о полку Игореве» Бородин стал по совету критика Владимира Стасова. Композитор с энтузиазмом принял эту замечательную идею. Героические образы русской истории помогали ему познавать современность. Поэтому неудивительно, что в творчестве композитора они занимали центральное место.

Желая ощутить старину и проникнуться её духом, Бородин ездил под Курск в окрестности Путивля. Там он принимался за изучение летописей, старинных повестей, исследований, музыки, былин и эпоса.

Либретто оперы "Князь Игорь" захватывает своим неповторимым колоритом. Для своей оперы либретто композитор писал сам, создавая его вместе с музыкой. Из истории создания оперы "Князь Игорь" становится понятным, почему он сделал образ князя Игоря похожим на образы богатырей из старинных былин. Он работал над оперой 18 лет, но не успел её закончить, так как неожиданно скончался. Работу над «Князем Игорем» завершили его друзья - композитор Римский-Корсаков вместе с Глазуновым. Основываясь на материалах Бородина, они смогли сделать партитуру оперы, обработать некоторые эпизоды и дописать неоконченные сцены.

Первая постановка оперы Бородина "Князь Игорь" состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра.

Пролог

Либретто оперы "Князь Игорь" насыщено драматическими событиями.

Площадь города Путивля. Войско во главе с князем Игорем готовится идти войной против половцев. Простой люд и бояре, собравшиеся на площади, почтительно встречают князя и его сына Владимира. Но неожиданно происходит полное солнечное затмение. Люди видят в этом дурное предзнаменование. Только не князь Игорь. Он полон решимости и не верит в приметы. Войско отправляется в поход. Лишь Скула и Ерошка - местные гудошники - потихоньку сбегают, испугавшись сражения и смерти на поле брани.

Князь прощается с супругой Ярославной. Тяжёлые предчувствия и мольбы безутешной жены не могут остановить Игоря. Он поручает Ярославну князю Галицкому, ее брату. Игорь вместе с дружиной отправляется в путь. Из краткого содержания оперы "Князь Игорь" очевидно, что предзнаменование было действительно зловещим.

Первое действие

В Путивле теперь правит князь Галицкий. Он использует временно доставшуюся ему власть себе в удовольствие. Галицкий пирует. Он мечтает стать князем, а Ярославну планирует удалить в монастырь. К свите князя примкнули и Скула с Ерошкой.

В княжеский терем приходят девицы. Они умоляют вернуть им подругу, которая была похищена слугами Галицкого. Тот прогоняет девушек прочь. Веселье продолжается.

Княгиню, полную тяжелых дум и беспокойства за мужа, отвлекают от горьких мыслей девицы, которые пришли жаловаться на творящиеся беззакония Галицкого. Княгиня возмущена. Но брат, не проявляя ни малейшего раскаяния, ведет себя вызывающе. Он нагло говорит Ярославне, что в скором времени захватит в Путивле власть. Краткое содержание оперы "Князь Игорь" демонстрирует, насколько могут ослабнуть семейные узы, связывающие брата и сестру, если их омрачает зависть и жажда власти.

Бояре приходят к княгине с плохими вестями. Дружина наголову разбита. Князь с сыном находятся в половецком плену. На Русь движется вражеское войско.

Второе действие

Степь, стан половцев. Сын князя, Владимир, влюблён в дочь хана Кончака. Дождавшись ночи, он спешит к ней на свидание. Князь Игорь же в плену страдает. Он мечтает вырваться на свободу и искупить свой позор, вернув былую славу и честь. Краткое содержание оперы "Князь Игорь" показывает, насколько глубоко уязвлено его самолюбие. Игорь планирует бежать, воспользовавшись помощью половца Овлура.

Хан Кончак обращается с князем Игорем как с дорогим другом. Он уважает князя за отвагу и честность, предлагает дружбу. Игорь наотрез отказывается от предложения. Хан относится к отказу князя с пониманием. Чтобы поднять настроение князю, он призывает молодёжь пуститься в безудержный пляс.

Третье действие

Хан Гзак возвращается к половцам с добычей. Вид плененных соотечественников и разграбленного имущества толкают князя на решение бежать, воспользовавшись помощью Овлура. Оставив влюбленного в Кончаковну сына, князь Игорь бежит. Краткое содержание оперы "Князь Игорь" показывает, что он совершил ошибку, оставив сына в стане врагов.

Четвертое действие

В либретто оперы "Князь Игорь" показана настоящая любовь и преданность. На городской стене Путивля княгиня оплакивает любимого мужа и землю, разорённую врагами. Но Ярославна вдруг замечает всадников, которые скачут вдали. Она узнаёт князя Игоря. Её радости нет предела.

Скула и Ерошка, не догадываясь о возвращении князя, подшучивают над ним. Его неожиданный приезд их ошеломляет. Хитрые гудошники, желая избежать наказания, возвещают о возвращении князя биением в колокол. На звон сбегаются люди, населяющие город. Они горячо приветствуют вернувшегося любимого князя.

Опера Бородина "Князь Игорь" учит мужеству, благородству, смелости и верности, любви к своей родной земле, умению постоять за неё. Герои оперы "Князь Игорь" достаточно разнохарактерные, они воплощают в себе качества, свойственные русскому человеку. Композитор Бородин сумел создать удивительно прекрасную музыку, которая характеризует каждого из них. Эта опера до сих пор остаётся одной из самых лучших в русской и мировой музыкальной культуре.

Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода - «красная Глебовна». С конца XVIII в. считается, что имя Я.- Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын - Владимир, участвовавший в походе 1185 г., попал в плен вместе с отцом, дядей и двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь вернулся в 1187 г. с женой и «дитятей»).

Еще три сына Игоря погибли в начале XIII в. в борьбе за обладание Галичем, что становится необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Я.- вторая жена Игоря, а все дети князя - ее пасынки.

Образ тоскующей по мужу Я.- одно из ярчайших поэтических достижений безымян ного создателя «Слова». Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Я. воплотился внесословный женщины Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Я.- носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В «Слове», напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру - плачу.

Плач Я.- важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Я., плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру («О ветре, ветрило!»), Днепру («О Днепре, Словутицю!») и солнцу («Светлое и тресветлое слънце!») звучит и упрек («Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?»), и призыв о помощи («Взълелей, господине, мою ладу къ мне»). Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Я., начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Я., жалобы которой автор «Слова» уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Я. летит над землей, он слышен на Дунае: «Полечу,- рече,- зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле».

Историк В.Н.Татищев в своей «Истории Российской», научные споры об источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Я., поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.

Образ Я. постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда произведений, а ее Плач - постоянным источником разноплановых реминисценций. Я. вызывала больший интерес у авторов XIX - XX вв., нежели фигура центрального героя произведения.