Князь игорь олегович. Олега брянского храм, усыпальница князя императорской крови олега константиновича
Икона Игорь Черниговский
Игорь Черниговский. Молитва.
Игорь Черниговский, в крещении Георгий стал князем Киевским после своего старшего брата Всеволода. В двенадцатом веке в Руси было довольно сложное время, постоянно происходили непрерывные междоусобные брани за княжество Киевское между Ольговичами и Мстиславовичами.
Первого августа 1146 года умер старший брат Игоря князь Всеволод, которого киевляне не любили, и эта нелюбовь, даже ненависть передалась на князя Игоря, а так же и против всего рода Ольговичей. Князь Игорь тем самым стал невинной жертвой ненависти люда киевского. Хоть киевляне целовали крест Игорю – новому князю Киевскому, а так же и Игорь целовал крест, в знак того, что будет справедливо править и защищать Киев, но бояре тайно призвали Мстиславовичей с войском, чтоб свергнуть нового киевского князя.
Между войсками Игоря и Изяслава Мстиславича под Киевом произошла битва. В самый разгар сражения киевские войска нарушив крестное целование перешли на сторону Мсиславовича. Князь Игорь Ольгович четыре дня под Киевом прятался в болотах, но его поймали, доставили в Киев и посадили в «поруб» — холодный бревенчатый сруб без окон и дверей. Чтоб достать оттуда человека нужно в порубе прорубить дырку и достать заключенного. Таким образом, все правление князя Игоря Ольговича продолжалось две недели с 1 по 13 августа.
В порубе князь Игорь тяжело заболел и думали, что он отдаст богу душу. Его противники все же решили вырубить из поруба князя и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. С божией помощью князь выздоровел и остался в монастыре иноком, продолжая усердно молиться.
Киевское вече через год в 1147 году решило отомстить Ольговичам убив князя-инока. Князь Изяслав Мстиславович, который в то время правил Киевом, митрополит, духовенство, а так же брат князь Владимир пытались образумить люд киевский, предотвратить кровопролитие и спасти мученика.
Однако восставшие не послушались, во время литургии они ворвались в храм и схватили святого Игоря, молившегося переел иконой Божией матери, потянули его на расправу. Толпа очень сильно ожесточилась, что даже уже мертвое тело мученика продолжали избивать. Вечером же тело святого Игоря перенесли в церковь святого Михаила и в этот момент зажглись в церкви все свечи. Так над ним Бог явил знамение. На утро святого страдальца похоронили на окраине Киева в монастыре святого Симеона.
Святослав Ольгович князь Черниговский в 1150 году перенес мощи своего брата в Спасский собор Чернигова. Чудотворную икону Божией Матери, перед которой в последний раз молился блаженный Игорь, стали называть Игоревской и празднование ее осуществляется 5 июня по старому стилю 18 июня по новому.
Память Святого благоверного князя Игоря празднуется:
5 июня (18 июня по н.ст.)
- день прославления и перенесения мощей из Киева в Чернигов;
19 сентября (2 октября по н.ст.)
- день мученической гибели.
Святой князь Игорь был сыном Олега Святославовича, князя Черниговского. Брат Игоря, Всеволод, захватил киевский престол у потомков Мономаха.
По смерти Всеволода киевский престол перешел в 1146 году к Игорю Олеговичу. Однако киевские бояре, не любившие князя Олега и его потомков, предложили тайно передать престол внуку Мономаха, Изяславу Мстиславовичу. В происшедшей между Игорем и Изяславом битве киевляне изменили Игорю и стали поддерживать Изяслава. Рать Игоря была разбита. Изяслав торжественно вошел в Киев и занял престол великих князей.
Во время битвы Игорь увяз своим конем в болоте, где и был схвачен противниками и заключен в темницу. Здесь князь Игорь тяжело заболел и пожелал принять монашеское пострижение, для чего просил отнести себя в монастырь.
«Всегда я хотел посвятить душу мою Богу. Ныне, в темнице, при дверях гроба, могу ли я желать иного?» - говорил умирающий князь. Обессиленного, больного Игоря с разрешения Изяслава отнесли в монастырскую келию, где он пролежал восемь дней без движения, прикованный к постели. После пострига князь поправился и принял схиму. День и ночь молился он перед келейной иконой Божией Матери о прекращении междоусобной войны, о воцарении мира и любви.
Между тем брат князя Игоря, Святослав, выступил с дружиной против Изяслава. Разгневанные этим киевские бояре подняли народ, ворвались в келию Игоря и убили страстотерпца. Это произошло в 1147 году. Последние часы своей жизни князь находился в молитве перед особо им почитаемой келейной иконой Божией Матери, которая впоследствии получила название Игоревской и стала почитаться как чудотворная.
Благоверный князь был погребен в монастыре святого Симеона. Во время погребения разрешилась страшная гроза, которая привела в ужас киевлян. Народ стал молиться со слезами раскаяния.
В 1150 году брат блаженного страстотерпца принес его нетленные мощи в Чернигов, в Преображенский собор. Во время перенесения святых мощей произошло много исцелений болящих. Благоверный князь стал почитаться в лике святых. Игоревская икона Божией Матери была поставлена в Успенском соборе киевской Лавры, в пределе Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На позолоченной ризе была сделана надпись, что, святая икона принадлежала блаженному князю Игорю и что перед ней он излил свою последнюю молитву. Перед Игоревской иконой Божией Матери совершались исцеления и многие чудеса.
Со всех концов Руси стали притекать к святой иконе люди, пребывающие в скорбях и гонениях, чтобы получить помощь по молитвам к Пресвятой Богородице. А вот как изображает историю убиения князя Игоря известный русский писатель и общественный деятель XIX века Андрей Николаевич Муравьёв. Рассказывая о киевской Отчей (Вотчей или отеческой) обители, он пишет:
«…Но сия тихая обитель, усыпальница ратных Князей, была однажды свидетельницей горького зрелища их междоусобий. Самый несчастный из всех Ольговичей, Игорь, кроткий и праведный, после шестинедельного княжения на престоле киевском, был свергнут племянником своим Изяславом, внуком Мономаха, и переходя из темницы в темницу, испросил себе наконец мирный приют в келиях отчего монастыря. Игорь постригся и, казалось, ангельский образ, отрешивший его от суеты мирской и всякого земного величия, должен был оградить и от сопряжённой с ними опасности...
Совершилось противное и пролилась невинная кровь его! Братья Ольговичи вступились за невольного инока, которому стены монастыря служили вместе и оградой темничной. Великий Князь Изяслав, вызванный ими, как бы на совещание в Чернигов, заблаговременно узнал о готовившейся измене, и послал известить о том в Киев брата Владимира, Митрополита Климента и народное вече. Возмутился народ.
Ольговичи готовят гибель нашему Князю! - воскликнула буйная толпа, - убьём Игоря! - И в слепом порыве ярости, устремилась в монастырь его. Напрасно возбранял Владыка, напрасно Князь Владимир, на борзом коне, хотел обскакать разъярённых, чтобы спасти единокровного, - толпа заградила ему дорогу. Игорь, ничего не подозревая, стоял в церкви, пред иконой Богоматери и слушал божественную литургию. Буйная чернь, не уважая святости места и сана, извлекла инока из храма и ограды. Смятенный Владимир встретил мучителей и жертву, уже во вратах.
Брат мой, куда? - воскликнул к нему болезненно Игорь. Владимир, соскочив с коня, покрыл его иноческую рясу своей княжеской мантией, взывая к народу:
Братья, не могите делать зла, не убивайте Игоря! Сам, осыпаемый ударами, вместе с мучеником, он с трудом довёл его до двора матери своей и ринулся в ворота, надеясь, что уважут хотя жилище великой Княгини. Но ничего не пощадила неистовая чернь, - разбила ворота дома княжеского, и в сенях на самых ступенях умертвила Игоря. И Князь и инок, всё было забыто в убиенном, виделся один Ольгович. Обнажённого повлекли за ноги сквозь торжище до Десятинной церкви, а оттоле, бросив его на случившуюся праздную телегу, свезли на Подол. Тогда только остыла безумная ярость.
Князь Владимир послал сказать народу:
Вот вы уже убили Игоря, дайте хоть похоронить тело его! Народ же, опамятовавшись, слагал вину на Ольговичей, умысливших злое на их Князя. Невинный страдалец пролежал ночь в Новгородской часовне. Утром Митрополит послал игумена той обители, где провёл Игорь остаток горьких дней своих, предать с честью священные останки, в церкви Св.Симеона, что была на скате старого Киева к Подолу. Церковь причла его к лику святых своих заступников, вместе с первыми страстотерпцами Русскими, Борисом и Глебом, столь же неправедно убиенными. И доселе призывается молитвенно имя Игоря в храмах древней столицы, близ самого места его убиения...»
Княжение в Киеве вел. князя Игоря, во св. Крещении Георгия, продолжалось две недели, после он был пленен в междоусобной войне с Изяславом Мстиславичем. После освобождения из заточения тяжело больной князь принял постриг с наречением ему имени Гавриил. После князь-инок был переведен в Феодоровский монастырь в Киев и там принял схиму с именем Игнатий. Икона, перед которой молился князь-схимник перед гибелью, была позже названа Игоревской и хранилась в Киево-Печерской лавре. В Служебниках лавры память св. князя празднуется вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, во 2-ю Неделю Великого поста.
Святые мощи блж. Игоря перенес в Чернигов его родной брат Святослав черниговский в 1150 г., после вокняжения на киевском престоле Юрия Долгорукого.
Годы жизни: ?-1147
Годы правления: 1146-1146
Игорь Ольгович (в крещении дано имя Георгий; в иночестве принято имя Гавриил). Благоверный великий князь Игорь Ольгович, Черниговский , Киевский, князь новгород-северский.
Сын Олега Святославича, князя Черниговского и гречанки Феофании Музалон.
1 августа в 1146году умер брат Игоря, князь , княжение которого не приветствовали киевляне. Неприязнь к Всеволоду, скорее всего, была перенесена и на его брата Игоря и всех Ольговичей.
Короткое княжение Игоря Ольговича
По завещанию своего покойного брата, он вступил на великокняжеский стол и жители Киева присягнули ему. Но вскоре Киевляне из-за нежелания нового правителя сместить тиунов тайно предложили занять престол Изяславу Мстиславичу Переяславскому.
Между войсками Изяслава Мстиславича и князя Игоря Ольговича под Киевом произошла битва, и в самый разгар сражения киевские войска переметнулись на сторону Изяслава. Киевский правитель 4 дня скрывался на болотах около Киева. А 13 августа 1146 г. его взяли в плен и привезли в Киев, где он был посажен в «поруб». Все княжение Игоря Ольговича продолжалось всего лишь 2 недели.
В порубе (это был бревенчатый холодный сруб, без окон и дверей; для освобождения из него человека был единственный способ — «вырубить» его оттуда) князь тяжело заболел, был при смерти. Увидев это, враги разрешили освободить его из поруба и постричь его в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Позже Игорь Ольгович выздоровел и, оставшись иноком в монастыре, проводил время в молитвах.
Его брат Святослав Ольгович успел бежать от противников и начал проводить решительные действия по освобождению Игоря, при этом заручившись поддержкой Юрия Суздальского. Изяслав Мстиславич и Давидовичи стали разорять уделы Ольговичей, грабить княжеское имущество. Однако вскоре Давидовичи предали Изяслава и перешли на сторону Святослава. Изяслав был в то время в Черниговской земле с небольшой дружиной. Узнав об их измене, он послал просьбу о помощи у киевлян. Известие о предательстве Давидовичей и сложившейся угрозы для жизни Изяслава возбудило киевское вече и народ против Ольговичей настолько, что толпа решила расправиться над князем-иноком Игорем.
Расправа над иноком князем Игорем Ольговичем
Митрополит и духовенство, князь Изяслав Мстиславич и его брат Владимир старались спасти Игоря и предотвратить ужасное кровопролитие.
Озверевшая толпа ворвалась в храм во время литургии, схватили молившегося схимника, который молился перед иконой Божией Матери Игоревской («Игоревский» образ; празднование — 5 июня), повели на расправу. Княжичу Владимиру, брату Изяслава, удалось отбить у разъяренной толпы Игоря Ольговича и довезти до двора своей матери, но народ выломал ворота, вырвал инока из рук родственников, убил, а труп, выволокли, привязав к ноге веревку, и бросили на Подоле на торговой площади. И даже мертвое тело было подвергнуто избиению и поруганию.
Вечером того же дня тело князя было перенесено в церковь св. Михаила, где: «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».
На следующее утро блаженный князь был погребён на окраине Киева, в монастыре святого Симеона.
В 1150 году князем Черниговским Святославом Ольговичем мощи брата были перенесены торжественно в Чернигов и положены в Спасском соборе. А Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед смертью, стала именоваться Игоревской, празднование которой 5/18 июня.
Церковь причислила великого князя Игоря Ольговича к лику святых за мученическую смерть, считая что он искупил наследственный грех княжеских междоусобиц.
Двенадцатый век феодальной Руси – период непрерывных войн, княжеской междоусобицы, дробления Русского государства. Не миновала сия печальная чаша и Киевского княжества. Война за княжение между родственниками, а обе воюющие стороны – Ольговичи и Мстиславичи – приходились правнуками Ярославу Мудрому, была жестокой и непримиримой. Мстиславичи назывались так по имени их отца Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, Ольговичи – по имени Олега Святославича, которого за скорбно сложившуюся судьбу в народе прозвали Гориславичем. Его же отец известен в православном христианском мире тем, что в 1072 году он участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба. В истории Русской Церкви он памятен еще тем, что в его владении находились такие уникальные богословские сборники, как «Изборник Святослава 1073 года» и «Изборник 1076 года». Более того, хотя в современном Типиконе его празднества нет, но в древних месяцесловах он был прописан в числе Божиих угодников.
Однако наиболее запомнились и прославились два его внука – преподобный Николай Святоша и святой благоверный князь Игорь Ольгович, которые приходились друг другу двоюродными братьями. Оба брата в истории Руси оставили по себе добрую память из-за преданного служения христианской вере, оба были причислены к лику святых. Правда, пути служения их были различны – Николай Святоша избрал дорогу иночества и почил с миром в монастырских стенах, проведя там сорок лет. Святому Игорю достался путь воина-мученика, который своей жестокой смертью искупил грех братоубийственной войны киевлян.
Гордыня и злоба Всеволода Ольговича послужили причиной бунту киевского веча, но ненависть киевлян уже была направлена не только против старшего брата, но против всех без исключения Ольговичей, а, значит, и против ни в чем не повинного Игоря.
Князь Игорь фактически не княжил и двух полных недель. Всеволод Ольгович умер 1 августа 1146 года, и киевляне целовали крест уже князю Игорю, а тот ответно целовал крест им и присягал служить Киеву справедливым защитником. Но едва Игорь Ольгович взошел на княжий трон, как киевляне тайно призвали себе на подмогу войска Мстиславичей. Во время битвы между Ольговичами и Мстиславичами, которых вел князь Изяслав, киевская сторона, нарушив тем самым целование креста, перешла под знамена противника князя Игоря. Битва была проиграна. Игорь Ольгович четыре дня скрывался в болотах возле Киева, после чего все-таки был пленен, привезен в Киев, где его посадили в поруб. Это произошло 13 августа 1146 года.
Поруб – это холодный сруб без окон и дверей, куда нельзя было передать ни еды, ни питья. Чтобы освободить человека, надо было его оттуда «вырубить», проделав отверстие в бревенчатой кладке. В порубе князь заболел, думали, что он вряд ли выживет, и противники «вырубили» его затем, чтобы отвезти в монастырь святого Иоанна и заставить принять монашество. Однако иноческая судьба не была чем-либо противна опальному князю. Он и до того был склонен к чтению церковных книг и «в пении церковном учен», так что сделать иночество наказанием для него не удалось. К тому же, после мучительного сидения в порубе, осознания предательства тех, кто целовал ему крест, и понимания истинных причин всех горестных событий, невольной жертвой которых он стал как следствия людских пороков, с ним случилась перемена столь серьезная, что он сам попросил о милости отречения от мира через принятие иноческого сана.
Из поруба его выносили на руках. Он был настолько уже болен, что восемь дней не мог притронуться ни к пище, ни к питью. Когда бывший князь окреп, то епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество под именем Гавриил. Это произошло 5 января 1147 года. Выздоровев, он последовал в Киевский Феодоровский монастырь, где окончательно принял схиму под именем Игнатия и стал вести уединенный и добродетельный образ жизни, молясь и оплакивая свои прошлые грехи.
Но «не дай нам Бог видеть русский бунт», – много позже скажет А.С. Пушкин. Братоубийственная ненависть, желание свести счеты за брата, чего князь-схимник, конечно, никак не желал, казалось, свели князей с ума. Братья Игоря, князья Черниговские, которые состояли с Игорем в двоюродном родстве, озлобленные тем, что сделали с ним, задумали месть. Они решили предложить Изяславу Мстиславичу выйти в совместный поход, с тем чтобы там умертвить его. Заговор был раскрыт киевлянами, когда князь уже вышел на Чернигов, что придало новые силы их ненависти к Ольговичам, и, не разбираясь долго, они пошли к монастырской обители, чтобы убить схимника.
Когда разъяренная толпа ринулась к монастырю, от нелепого, несправедливого кровопролития ее пытались удержать и митрополит Климент, и сам князь Изяслав, и младший брат его Владимир, но даже князья могли быть смяты слепой и глухой людской ненавистью. «Не творите греха, дети, послушайтесь меня; иначе навлечете на себя гнев Божий, а вражда между князьями не утолится», – взывал к их разуму митрополит, но его уже никто не слышал…
В это время сам князь Владимир стоял на литургии и молился в ожидании расправы. Не уважая ни стен святого храма, ни сана схимника, бунтари ворвались внутрь, схватили Игоря, сорвали с него одежды и, оставив в рубашке, поволокли к воротам. У ворот князь Владимир пытался остановить толпу, но безуспешно – безумство овладело ею. Князь спешился с коня и, приговаривая: «Не убивайте, братья!», накрыл схимника своим княжеским плащом и, принимая удары, сыпавшиеся на него со всех сторон, повел к дому матери. Он едва успел ввести Игоря во двор и закрыть ворота, как толпа ворота выломала и убила князя Игоря на нижних ступенях лестницы, ведущей на «сени» – крытую галерею, которая опоясывала в те времена высокие славянские терема.
Его били и тогда, когда он уже испустил дух, затем опутали веревкой ноги и волоком протащили до Десятинной церкви, там кинули на телегу и свезли на Подол.
Чудеса
Вечером того же дня тело святого страстотерпца было отнесено в церковь Святого Михаила, и там случилось чудесное событие: «Бог явил над ним знамение велико - зажглись свечи все над ним в церкви той». На другой день игумен Федоровской обители Анания, посланный митрополитом, пришел в монастырь Святого Симеона, построенный Ярославом Мудрым на окраине Киева, чтобы отпеть святого Игоря. Он облек тело мученика в иноческие одежды, совершил обряд, и, когда, плача над ним, он от всего сердца воскликнул: «Горе веку суетному и сердцам жестоким! Где любовь?», раздался гром, земля вздрогнула, что повергло всех в трепет, и все воскликнули: «Господи, помилуй!»
В дни княжения Юрия Долгорукого 5/18 июня 1150 года мощи святого князя Игоря Черниговского были перенесены в Чернигов, на его родину, где были упокоены в раке «с теремом» в кафедральном Спасском соборе. Этот день стал днем прославления святого.
Об иконе Святого князя Игоря
О внешности святого князя-мученика согласно «Иконописному подлиннику говорится», что был он «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаем, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил».
Первые изводы, на которых изображались благоверные князья, донесли до нас их облик в иноческих одеждах. С петровских же времен их стали писать в одеждах княжеских, при латах – по указу Петра Первого, впервые это новшество коснулось иконы святого благоверного князя Александра Невского .
На иконе кисти Ю.Э. Кузнецова святой князь-мученик изображен по раннему канону – как инок. Здесь преобладают алые, полыхающие тона – так иконописец проявил две сущности алого цвета: это цвет подвига сердечной любви, но это – и полыхание воинских и людских страстей. В отличие от большинства икон фон внутри орнаментального обрамления прописан не в пуантильной технике, а тонкими мазками. Он поднимается как зарево за спиной святого князя, который будто заслоняет нас собою от костра гражданской междоусобицы – самой горькой, какая может быть. Его облик – строгий и сосредоточенный, рождающий ощущение особой, иноческой собранности духа от преобладания контрастных темных тонов в одеянии его, будто возникает из пламени тех тяжких лет как предупреждение потомкам, что в пламени междоусобиц гибнут чаще всего и более всего невинные души, что не раз подтверждал опыт человеческой истории…
Напомним, что в этот же день, 5/18 июня, празднуется Игоревская икона Божией Матери, уменьшенный оплечный извод Владимирской иконы , перед ней молился в схиме святой князь Игорь. Икона почитается чудотворной, иконография ее восходит к протографу той же иконы, с которой писалась икона Владимирская – «Умиление» («Елеуса»).
Значение иконы
Икона Святого благоверного князя Игоря Черниговского напоминает нам о христианском всепрощении и любви к ближнему. Если бы люди, поднявшие руку на князя, вовремя прозрели, они не совершили бы тяжкого преступления. Но этого не произошло, раскаяние пришло позже. У иконы Святого благоверного князя Игоря молятся о прощении грехов. Святой помогает молящимся и примером своим указывает нам, что к людям нужно относиться с добром.
Годы жизни: ? - 9 (19?) сентября 1146 .
Годы правления: Великий Князь Киевский (1146).
Из рода Черниговских кн. Сын Олега Святославича и гречанки Феофании Музалон. Вел. кн. Киевский в 1146 г.
В 1145 году больной Всеволод, брат Игоря, бывший в то время великим князем, созвал своих братьев, родных и двоюродных, а также; шурина Изяслава Мстиславича. и сказал им: "Если Бог меня возьмет, отдаю Киев после себя брату моему Игорю". Все братья и Изяслав поцеловали Игорю крест, признав тем самым его права на Киев. В 1146 году Всеволод велел позвать к себе лучших киевлян и также сказал им: "Я очень болен, вот вам брат мой Игорь, возьмите его себе в князья"; те отвечали: "Возьмем с радостью". Игорь отправился с ними в Киев, созвал всех горожан, и все целовали ему крест, говоря: "Ты нам князь". После смерти брата Игорь послал к Изяславу Мстиславичу, спрашивая его, верен ли он прежнему крестному целованию. Изяслав не дал ответа и даже не отпустил посла назад, потому что киевляне пригласили его на княжение. Изяслав двинулся на Киев, а Игорь призвал к себе главных киевских бояр - Улеба, Ивана Войтишича, Лазаря Саковского, обещая им те же почести, какие они имели от его брата Всеволода. Но Игорь опоздал: эти бояре, вместе с другими - Василием Полочанином и Мирославом Андреевичем - уже перешли на сторону Изяслава. Они впятером собирали киевлян и советовались, как бы обмануть Игоря; а к Изяславу послали сказать: "Ступай, князь, мы уговорились с киевлянами; бросим стяг Ольговича и побежим с полком своим в Киев". Изяслав подошел к Киеву и встал с сыном своим Мстиславом у вала, подле Надова озера, а киевляне стояли особо у Ольговой могилы, огромною толпою, говорит летописец. Скоро Игорь и все его войско увидали, что киевляне послали к Изяславу и взяли у него тысяцкого со стягом; вслед за тем берендеи перешли через Лыбедь и захватили Игорев обоз перед Золотыми воротами. Видя это, Игорь сказал брату, Святославу и племяннику Святославу Всеволодовичу: "Ступайте в свои полки, и как нас с ними Бог рассудит"; .велел ехать в свои полки также и Улебу тысяцкому с Иваном Войтишичем. Но как скоро те приехали в свои полки, то бросили стяги и перешли на сторону Изяслава. Игорь с племянником не смутились от этого и двинулись против Изяслава; но из-за киевлян и берендеев им нельзя было проехать к нему Надовым озером; они пошли верхом и попали в самое невыгодное место, между двумя канавами из озера и из сухой Лыбеди. Берендеи зашли с тыла и начали сечь их саблями, а Изяслав с сыном Мстиславом и дружиною зашел с фланга; Ольговичи побежали, Игорь заехал в болото, конь под ним увяз, а идти он не мог, потому что был болен ногами; дружину его гнали до самого Днепра, до устья Десны и до Киевского перевоза. Через четыре дня, когда Изяслав уже сел на киевский стол, Игоря схватили в болоте. Изяслав сначала послал его в Выдубицкий монастырь, а потом велел держать в оковах в Переяславском Ивановском монастыре.
В тюрьме Игорь совсем разболелся и послал сказать Изяславу: "Брат! Я очень болен и прошу у тебя пострижения; хотел я этого, когда еще был князем, а теперь в нужде я сильно разболелся и не думаю, что останусь в живых". Изяслав сжалился и отвечал ему: "Если была у тебя мысль о пострижении, то ты волен, а я тебя и без того выпускаю ради твоей болезни". Над Игорем разобрали верх тюрьмы и вынесли его больного в келью; восемь дней он не пил, не ел, но потом ему полегчало, и он постригся в Киевском Федоровском монастыре в схиме.
Весной 1147 года Изяслав выступил в поход. С дороги он отправил в Киев послов, чтобы те объявили о коварстве его союзников Черниговских князей, Владимира и Изяслава Давыдовичей, которые хотели его заманить к себе и схватить, Киевляне хотели идти уже на помощь князю против изменщиков, но в это время кто-то из толпы закричал: "За князем-то мы своим пойдем с радостью, но прежде надобно вот о чем промыслить: как прежде при Изяславе Ярославиче злые люди выпустили из заточения Всеслава и поставили князем себе, и за то много зла было нашему городу; а теперь Игорь, враг нашего князя и наш, не в заточении, а в Федоровском монастыре; убьем его и пойдем к Чернигову за своим князем; покончим с ним". Народ, услышав это, бросился к Федоровскому монастырю. Игорь стоял в церкви у обедни. Люди ворвались в церковь и потащили его с криками: "Побейте! Побейте!" С помощью боярина Михаила Владимиру Мстиславичу, брату Изяслава, удалось ввести Игоря в двор своей матери и затворить за собой ворота. Но толпа, избив Михаила, выломала ворота и, увидав Игоря на сенях, разбила сени, стащила с них Игоря и повергла его без чувств на землю; потом привязали ему веревку к ногам и потащили с Мстиславова двора через весь город на княжий двор и там его убили; отсюда, положив на дровни, повезли на Подол и бросили на торгу. Владимир велел взять тело Игоря и положить в Михайловской церкви, и на другой день похоронили его в Семеновском монастыре.