Самооценка личности упражнения. Упражнение «Диалог с собой»


Градиль Вера Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 207
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Игры и упражнения для повышения самооценки младших школьников"
Дата публикации: 05.04.2016
Раздел: дополнительное образование

Игры и упражнения для повышения самооценки В данной статье представлена подборка игр и упражнений, способствующих повышению самооценки младших школьников. Представленный материал может быть интересен родителям, воспитателям, учителям начальных классов.
«Как много я умею»
Каждый ребенок уникален, имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Данная игра - хороший способ напомнить ребенку о его достижениях. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...". Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.
«Звезда квартиры № 5»
Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет "звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста - в виде забора, на котором все пишут что хотят и в любом его месте). В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе.
«Солнышко»
Это отличное упражнение, которое позволит ребенку ощутить себя любимым, нужным, успешным. Это упражнение проводится в обстановке доброжелательности. Для выполнения этого упражнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши. Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке. -Солнышко - какое оно? -Яркое, жёлтое, доброе, тёплое, радостное… -А теперь представь, что солнышко - это ты. У солнышка твоё имя.
Пусть ребёнок подпишет своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков. -Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое,доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты? Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?» Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван.
«Копилка сокровищ»
Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день.. Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта). К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.
«Каким я буду чудесным, когда вырасту"

Инструкция:
Детям дается инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость, за искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь откройте глаза и расскажите нам, какими вы станете, когда вырастете? Какие ваши качества будут
нравиться окружающим?» Все дети по очереди рассказывают группе про то, что они себе представили.
«Я сильный благородный лев»

Инструкция:
Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Почувствуйте себя львом, бесстрашным благородным зверем. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.
«Ладошки»

Ход игры:
На листке бумаги каждый ребенок обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравится в самом себе. Листики передаются по кругу, а остальные дети дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листики необходимо подписать. Когда "ладошки" вернутся к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.
Игра "Ласковое имя”.
Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает детям вспомнить, как их ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.
Игра "Я справлюсь”.
Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину. Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку "Я справился”.
Игра "Я сильный”.
Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: "Я сильный!”. Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Игра «Похвалилки»
(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими- либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
Игра «За что меня любит мама»
(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
Игра «Подари карточку»
(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет - доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством. По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее - дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.
«Хвастунишки»
Учитель предлагает провести конкурс на лучшего «хвастуна». Но хвастаться нужно не своими успехами или красотой, а другом, который стоит справа. – Посмотрите внимательно на своего друга, который стоит справа, и подумайте: – Какой он человек, какое у него сердце? Что он умеет делать и что у него хорошо получается? Когда все дети расскажут о своем друге, можно выбрать лучшего «хвастуна». Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что ему понравилось больше – говорить хорошие слова о друге или слушать, как рассказывают о тебе?
Серебряное копытце» (Павлова Я. А.)

Цель:
Игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.
Содержание:
Представь себе, что ты - красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброе тепло и ласку,
исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.
"Волшебный стул"
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
"Имена-качества"
Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ирина - искренняя, Петр - пунктуальный.
"Волшебные очки"
Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.
"Теплый, как солнце, легкий, как дуновение"
Аннотация: Упражнение на работу с самооценкой ребенка, на развитие позитивного мышления Комментарий: Часто детям кажется, что они постоянно мешают взрослым, а если что-то делают то неправильно, не так как надо. Это замечательное лечебное упражнение, поможет обрести полноту ощущений, почувствовать себя позитивно. Возраст: для младшего школьного возраста Проводится: в группе
Используемый подход: саморегуляция Инструкция: "Сядьте или лягте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните... Представь себе, что сейчас чудесный день, и над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить сейчас все свои горести и заботы. Дай всем твоим заботам просто улететь с ним... Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают тебя. Ты чувствуешь себя надежно защищенным - так мирно и спокойно вокруг. Мягкое дуновение ветерка коснулось твоей головы, и ты чувствуешь себя легко и счастливо, как маленькое легкое перышко. Ты думаешь, что ты сегодня такой же замечательный, как небо, такой же теплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка. Представь себе, что при вдохе твое тело наполняется золотым светом - от головы до кончиков пальцев ног... А когда ты выдыхаешь, представь себе, что все чувства, которые не нужны тебе сейчас, покидают тебя. Ты вдыхаешь золотой свет, а выдыхаешь неприятные чувства. Ты - как маленькое перышко, которое несет легкий ветер; ты - как луч солнца, падающий на Землю. Дай еще больше расслабиться своему телу, свои плечам и рукам, своим ногам, расслабь свои стопы и ладошки. Представь себе, что ты - как радуга, которая состоит из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал бы так же, как ты... Это просто замечательно, что ты можешь быть здесь, среди нас... (15 секунд.) Не спеша возвращайся назад, сюда, к тем, кто сидит или лежит здесь на полу. Ощути свою голову, руки, ноги. Вздохни глубоко и легко. Теперь ты можешь чувствовать себя радугой и радовать цветами себя и других. Медленно открывай глаза, начинай снова двигаться. Когда ты откроешь глаза очень широко, то увидишь вокруг себя другие пестрые радуги". Вопросы для обсуждения: Когда ты был напряженным? Когда ты был расслабленным? Как ты думаешь, какие животные хорошо умеют расслабляться? Почему каждый ребенок не похож на других, уникален? Почему ты сам ни на кого похож? Что в твоей радуге особенно прекрасно?

Кира Валерьевна Афоничкина
Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки

Пояснительная записка

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по повышению самооценки и уверенности в себе.

Время занятия – 20-30 минут

Количество занятий в неделю – 1-2 раза

Общее количество занятий – 5

Структура занятия :

1. Упражнение на расслабление (психогимнастика, нейро-игры)

2. Основное упражнение (рисунки, символдраматические образы и проч.)

3. Ритуал завершения занятия (что понравилось, что запомнилось, что не понравилось, за что хочешь сказать спасибо)

Занятие № 1

Диагностическое обследование с целью подтверждения запроса.

Методики :

1. Исследование уровня тревожности Тэммл , Дорки

2. Исследование уровня тревожности и самооценки «Несуществующее животное»

Инструкция :

Нарисуй животное, которого нет в жизни. Как его зовут? С кем оно живет? С кем дружит? Что ест?

3. Рисунок человека

4. Упражнение на расслабление и снятие психологического барьера застенчивости

«Закрой глаза, представь зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой твой вопрос. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотри, какое там число»

5. завершение

Занятие № 2

1. Игра «Морщинки» (избавление от напряжения)

Несколько раз вдохни и выдохни

Широко улыбнись зеркалу

Наморщи лицо, начиная со лба (брови, нос, щеки)

Подними и опусти плечи

Расслабь мышцы лица

Скажи себе «спокойно»

2. Рисунок «Я в будущем»

Нарисуй себя таким, каким ты видишь себя в будущем. Как он будет выглядеть, как будет себя чувствовать, каким будут его отношения с окружающими (родители, друзья)

3. Ритуал завершения

Занятие № 3

1. Шалтай- Болтай (расслабление)

Ш-Б сидел на стене – туловище поворачиваем вправо-влево руки болтаются

Ш-Б свалился во сне – резко корпус вниз

2. Повышение самооценки

Закончи фразу : «Лучше всего у меня получается…» , «Я постараюсь изо всех сил…» , «Я знаю, что смогу сделать…» , «Я обязательно научусь…»

Назови 5 вещей, которые ты хорошо умеешь делать

3. Рисунок спиралями (снятие тревожности )

4. ритуал завершения

Занятие № 4

1. Упражнение на мышечное расслабление

«Кулачки»

Сожми пальцы в кулачок покрепче, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхаем (3 раза)

2. Разминка «Настроение»

Мимикой :

Свое сегодняшнее настроение

Какое настроение было чаще на прошлой неделе

Грустное

(как справляться с плохим настроением. Вспомнить все положительные мысли, улучшающие настроение)

3. Закончи предложение (упражнение способствует повышению уверенности в себе )

Закончи предложение : «Я хочу…» , «Я умею…» , «Я смогу…» , «Я добьюсь…» . Объясни свой ответ

4. Ритуал завершения

Занятие № 5

1. «Самолет » (преодоление страха перед ограничениями, развитие уверенности)

Позиция готовности как самолет при взлете – стоя прямо, руки в стороны. Представь, что твой самолет разгоняется и , взлетев, набирает высоту. Ты летишь. Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие запахи? Что чувствуешь? Запомни и возьми с собой, ты летишь на землю и плавно приземляешься.

2. Работа со страхами

Чего ты боишься днем

Что страшного снится ночью

Нарисуй себя рядом со страхом (как ты его боишься)

Нарисуй себя – ты уже не боишься

Страх исчез (утонул и т. д.)

3. Завершение

Публикации по теме:

«Школьные правила». Конспект коррекционно-развивающего занятия по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности «Школьные правила» Конспект коррекционно – развивающей работы педагога - психолога по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности.

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми второго года обучения на сентябрь 2015–2016 учебного года Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 2го года обучения Месяц сентябрь_ 2015 – 2016 учебный год, тифлопедагог Белоусова.

Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» Тип занятия: игровое занятие.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка.

План работы по снижению заболеваемости детей МБДОУ Семьянский детский сад №7 "Белоснежка" План работы по снижению заболеваемости детей. Группа: семейная разновозрастная группа № 5 «Умка».

Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии. Дети с различными речевыми нарушениями отличаются.

ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ

Программа разработана кандидатом психологических наук,

старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании

Института педагогического образования Российской академии образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Программа коррекционной работы

ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ

САМООЦЕНКИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ

Программа разработана кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования

Федосенко Екатериной Владимировной

(источник - «Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги», СПб.: Речь, 2009)

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ

У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ

Занятие 1

Цели.

  1. Усиление группового единства,
  2. увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи,
  3. развитие умения гордиться собой.

Приветствие.

Можно разработать любую форму приветствия и сохранять ее на протяжении всех занятий.

Упражнение «Давайте познакомимся».

Цель игры - усилить развитие группового единства .

Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о себе. Когда обсуждение в парах окончено, каждый участник пары представляет своего партнера остальным.

Продолжительность игры 30-40 минут.

Завершение занятия.

Как заметил Р. Берне }