Познавательная функция истории. Функции истории


В статье рассматриваются основные аспекты воспитательной функции истории. Авторы доказывают тезис о всеобъемлющем значении истории, универсальности исторического знания. Особое внимание уделено одной из важнейших задач истории

История учит даже тех, кто у нее не учится.

В различные времена история использовалась людьми поразному, но одно было общим из века в век: история выступала и выступает базисом нравственности и воспитания, закладывает черты характера, мотивирует, формирует личность.

По нашему мнению, важно опираться на справедливое мнение В.И. Вернадского: «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?» Поэтому прежде всего нужно начать с самих себя, изучать и осмысливать, воспитывать себя с помощью ее уроков и лишь потом требовать их усвоения от детей. Если говорить о древности, то она мифологизировалась, передавалась в форме преданий для наставления и воспитания молодого поколения.

В Средние века история приобретает религиозный образ. Новое время на примере истории стремилось доказать, что перешло в качественно новый этап исторического развития. В новейшее время разные страны использовали для становления и укрепления создаваемых ими политических режимов (большевистская Россия, нацистская Германия, фашистская Италия и т.д.). Сегодня же в рамках всеобщей гуманизации и демократизации, а также опираясь на критику советского периода в истории России, развернувшуюся в постсоветской историографии, российское правительство проводит курс на деидеологизацию образования, история остается одним из важнейших структурных элементов формирования нравственности.

История заполняет то пространство, которое в настоящий момент покинула идеология . Идеология дает направление в жизни, то есть помимо своих прочих, зачастую критикуемых функций, выполняет также и воспитательную. Практика последних десятилетий свидетельствует о том, что полный отказ от предполагает исключение из образовательного процесса воспитательной функции, повлекшее за собой много негативных последствий.

Это приводит в замешательство несозревшие умы молодых людей, которые, не имея еще никаких жизненных установок, не знают, что взять в жизни за ориентир, на что опереться. У них забрали почву из-под ног, они плывут по течению, которое размыло само понятие нравственности. Современный глобальный мир доказывает необходимость возвращения к подобным формулам, которые аккумулировали бы весь противоречивый исторический опыт России. В данном отношении М. Мамардашвили высказал важную мысль: «Молодые люди, которые жили не эту жизнь и не так… в историческом смысле лишние.

Поэтому А.С. Пушкин чуть ли не собственноручно, единолично хотел создать в России, пытаясь на деле доказать свою антитезу некоторым мыслям П.А. Чаадаева. Например, утвердить традицию семьи как частного случая дома, стен обжитой культуры, «малой родины». Как автономного и неприкосновенного исторического уклада, в который никто не может вмешиваться, ни царь, ни церковь, ни народ…» . Вместе с тем возвращение к полной идеологизации общества вряд ли возможно, поскольку приводит к догматизму. В такой ситуации само понятие нравственности отходит на задний план, приводя, по сути, к синонимизации понятия мораль и нравственность. В таком обществе мораль как продукт доминирует над нравственностью, а история становится служанкой политики и власти.

Нравственность не исчезает, но вынуждена подчиняться нормам морали. Именно универсальность исторического знания делает его мощным оружием в руках власти, и именно универсальность может послужить инструментом для воспитания любой личности. История всеобъемлюща; используя это свойство, она в состоянии удовлетворить любого, познающего ее, независимо от национальных, религиозных, гендерных или других отличий. Каждый человек, прикоснувшийся к историческому прошлому, может найти те примеры, которые будут соответствовать его нравственному развитию. Однако для этого на первоначальном этапе необходимо заложить базовые основы нравственности.

Многие даже не догадываются, как часто им приходится обращаться к истории если не на научном, то на бытовом уровне. Существует два уровня исторического знания - макро и микро, однако при более подробном делении можно выделить международный, национальный, региональный, родовой уровни (здесь мы остановимся на упрощенной классификации). Макроуровень включает в себя международный (история всего мира в целом), национальный (история конкретной страны), региональный (история одного субъекта конкретно взятой страны) компоненты и представляет собой наиболее научно обоснованный слой исторического знания.

Микроуровень - это история одного рода, которая является начальной ступенькой в формировании нравственности, так как история семьи рождает наиболее значимых и уважаемых авторитетов для каждого из ее членов. Это то, чем люди гордятся, что они предпочитают сохранять, даже если вырывают из нее запятнанные страницы. В формировании каждой личности эта история имеет первостепенное значение. По мнению В. Семенкова, для процесса воспитания важно учитывать важный тезис: «Парадигма современности, в свою очередь, формирует дискурс. В рамках такой парадигмы мы дистанцируемся от общности переживания, так как в приватной сфере мы не должны быть носителями убеждений, но мы должны быть в согласии с самим собой, адекватны окружающему миру» .

Кроме того, аксиологические проблемы современной системы образования детерминированы тем фактом, что пропагандистская кампания под лозунгом «за правду истории» породила новую мифологию, направленную на духовно-ценностную ориентацию, дезориентацию общественного сознания. Дальнейшее развитие дает макроуровень, чаще всего история своей Родины, так как это то, что человек прежде всего уважает и любит.

Более того, она формирует национальную память: молодежь, сама не видевшая войны, однако представляющая страну, на долю которой пришлось большое количество войн, будет бояться военных конфликтов намного больше того народа, который в своей истории их не встречал. История родной страны заставляет человека чувствовать себя частью целого, связанного одним прошлым, а значит, и будущим. Светлые страницы истории учат любить свою страну, а темные - не совершать прежних ошибок.

Даже тот, кто заявляет, что не интересуется историей, всегда хочет испытывать гордость за свою страну, так как при этом он гордится и самим собой. Таким образом, через собственное эго он все равно касается истории. Вместе с тем важно помнить слова Т. Рузвельта: «Дураки учатся на своих ошибках, а умные - на чужих», т.е. изучать мировую и выносить из нее уроки. Более того, важно не только выносить уроки из дифференцированной истории, но и из интегрированной.

Таким образом, необходимо, чтобы человек чувствовал себя причастным не только к конкретной нации, но и ко всему мировому сообществу; для того чтобы учиться у истории, нужно чувствовать себя частью ее целостности, а не только одного конкретного раздела. Возвращаясь к вопросу об универсальности истории, необходимо отметить, что всегда можно найти свое зеркальное отражение в прошлом, однако нужно помнить, что «история учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее» . Каждая жизнь и судьба неповторимы, поэтому воспитание нравственной личности должно проходить через уникальность бытия. Невозможно полностью скопировать чью-либо жизнь, поэтому, проводя ассоциации между собой и историческими персоналиями, необходимо подходить к этому взвешенно.

На наш взгляд, история - это один из тех предметов, которые должны изучаться с предупреждением: «Не пытайтесь повторить!». Действительно, не получится. И прежде всего потому, что каждая судьба складывается так или иначе в зависимости от времени, в котором живет человек, потому что не только характер, амбиции и способности оказывают влияние на его жизнь, но и эпоха. Анализируя воспитательную функцию истории, многие историки и философы совершают распространенную ошибку: они судят людей по законам своего времени. Такие исследования заведомо ложны, ведь нам не придет в голову говорить, например, о парижской моднице XVIII в., что она одета безвкусно. По этой же причине мы не имеем права говорить о чрезмерной жестокости войн XVI в. или о династическом братоубийстве как об аморальных явлениях, так как для тех времен это было нормой, являющейся инструментом для достижения определенных целей.

Однако, перенося подобные стандарты на современность, мы, безусловно, должны подчеркивать, что в нынешнее время эти качества или приемы не должны находить себе места. Используя предыдущий пример, важно подчеркнуть: можно долго восхищаться нарядами Елизаветы Петровны, но современная девушка вряд ли рискнет надеть подобное. Только учитывая тот факт, что у каждого времени свои герои, мы можем экстраполировать на себя. Кроме того, необходимо помнить о необратимости исторического процесса. Каждая жизнь, несмотря на ее уникальность и неповторимость, конечна. История это объективно доказывает.

Усвоив этот, один из важнейших уроков истории, намного серьезнее относишься к остальным. Таким образом, жизнь должна восприниматься не как черновик, в котором можно исправить многое, поскольку ее нельзя начать с нового листа, а можно только продолжить. Необратимость исторического процесса учит более взвешенному отношению ко всем своим шагам в жизни. Итак, воспитание нравственности с помощью истории имеет ряд особенностей:

Воспитание должно проводиться через призму уникальности и неповторимости жизни;

Не нужно и нельзя копировать; ей нет смысла подражать, но у нее можно учиться;

История выставляет на передовую позицию нравственность, но в силу универсальности исторического знания она может быть сформирована по-разному. Из данного тезиса следует востребованность идеологических установок, которые могут выступать в качестве моральных ориентиров для формирования нравственности; . история должна задавать аксиологическую направленность личности;

История призвана формировать патриотизм так же, как семейная история создает гордость за свой род. История должна возродить отношение к себе как к учительнице жизни и вызывать интерес у молодого поколения, которое затем передаст его своим детям.

Ведь главная проблема слабой усвояемости исторических уроков заключается отнюдь не в слабом интересе детей к событиям прошлого, а в недостаточно серьезном отношении к истории у самих родителей. Как отмечает М.П. Яценко, «трансформация исторического прошлого, выступающая как оправдание глобализации, предшествовала фальсификации истории в условиях европоцентризма» . Эта проблема приобретает цикличность, и полностью искоренить ее не удастся, однако уменьшить степень ее остроты вполне реально.

Таким образом, в современном противоречивом глобализирующемся мире важно выработать новое отношение к воспитанию, которое не должно принимать характер лишь удовлетворения физических потребностей учащегося, но и задавать цель и ориентиры в жизни, а также формировать соответствующие нравственные установки.

Литература

1. Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания введение. - Томск, 1978.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С. 185.

3. Семенков В.Е. Философия как идеология: о возможных модусах идеологической проекции философского знания // Credonew. - 2006. - № 3 (47). - С. 56.

4. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. - М., 1968. - С. 265-266.

5. Яценко М.П. Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 110: научный журнал. - 2009. - С. 102.

А.А. Евстратчик, М.П. Яценко

История (от греческого historia) означает рассказ о про­шедшем, об узнанном. Имеет много определений, но преж­де всего - это процесс развития природы и общества; ком­плекс общественных наук, изучающий прошлое человече­ства во всей его конкретности и многообразии.

В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функци­ей которых является выработка и теоретическая система­тизация объективных знаний о действительности. Одна из них - историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, за­кономерностей, категорий и понятий, в совокупности обоб­щенных знаний, накопленных в процессе общественно-ис­торической жизни. "Отцом истории" считается древнегре­ческий историк Геродот, живший между 490 и 480-425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. - III в. н. э. на территории нашего Отечества.

История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естествен­ной потребностью человека знать историю. В прошлые годы история как наука во многом была поли­тизирована. Многие ее страницы отражались в литерату­ре односторонне, что накладывало определенный отпеча­ток на формирование исторического мышления людей. Се­годня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихо­миров, М. Н. Покровский, и других наших современников.

Для чего нужно знать историю? Ответить на постав­ленный вопрос мы сможем, выяснив прежде всего соци­альные функции истории как науки. Вокруг проблем исто­рии во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не ос­талась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее вре­мя особенно отчетливо дали о себе знать негативные яв­ления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и си­туациями. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч бежен­цев, уничтожение в мирные годы огромных материальных и имущественных ценностей, разлад производства, дегра­дация духовной жизни. Но самое страшное - искалечен­ные души и сердца детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической дей­ствительности.

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобрать­ся в причинах социальных неурядиц, порождающих серьез­ные политические кризисы. И для этого необходимо выяс-

нить социальные функции знания истории. Без этого невоз­можно восстановление и сохранение национального про­шлого, его места и роли в великой драме всемирной исто­рии. Народ, нация, народность без исторической памяти об­речены на деградацию. Они не могут и не должны отказы­ваться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функ­ции выполняет курс истории России.

Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практичес­ки-политическая; мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально-развивающая функ­ция исходит из познания исторического процесса как соци­альной отрасли научного знания; из теоретического обоб­щения исторических фактов, выявления главных тенден­ций общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово "история" употребляют как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российско­го государства на различных этапах его истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в самом изу­чении исторического пути Российского государства, позна­нии всех его сторон, явлений, событий и фактов.

Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического ос­мысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснован­ный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает доку­ментально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложен­ные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемир­ная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемир­ного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, ко­торые по своему воздействию на весь исторический про­цесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руко­водством Спартака, историю средних веков - без крупней­ших восстаний против феодальных владык, новую историю - без Парижской коммуны, современную историю XX века - без Октябрьской революции и последовавших за ней собы­тий. В этой связи знание истории вооружает людей понима­нием исторической перспективы. Историю нельзя модерни­зировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная исто­рия никогда никого ничему не научит. Более того, она вред­на, ибо самое худшее для общественно-политической прак­тики - это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой стра­ны, воспитывает у народа нравственные качества, помога­ет прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Зна­ние истории активно формирует такие гражданские каче­ства, как патриотизм и интернационализм; позволяет по­знать моральные и нравственные качества и ценности чело­вечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вмес­те с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их вли­янии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение истории позволяет выяснить, ка­кие интересы отражает политика тех или иных политичес­ких партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, по­казать приоритет общечеловеческих интересов на конкрет­ных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраня­ется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем полити­ческих знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.

Между тем одно дело иметь определенные политичес­кие симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое - превращать историю в "служанку" политических пристрас­тий. В этом смысле подлинная правда истории всегда луч­ше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного отноше­ния к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоас­пектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.

Каждое поколение историков переписывает "свою ис­торию". Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что "переписывание истории" каж­дым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что "переписывание истории" диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.

Список используемой литературы:

1.Горинов,М.М. История России с древнейших времен до конца 20 века/ М.М.Горинов(и др.).-М.,2000

2.Орлов,А.С. История России: учебник/ А.С.Орлов (и др) –М.,2008г.

3.Зуев М.Н. История России: учебник/Зуев М.Н.-М.,2000г.

4.Мунчаев Ш.М. История России:учебник/ Мунчаев Ш.М (и др) –М.,2003г.

5. Александров В.А. Общинное управление в помещичьих имениях XVIII-нач.

XIX в. /. М., 1975. С.

6. Гордон А.В. Тип хозяйствования - образ жизни - личность. М., 1993

7. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / М., 1989.

8. Чистяков, История государства и права России. - М., 2001 г.

Интернет-ресурсы по истории:

1.http;//www.humanities.edu.ru/-образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

2. http;//rushistory.stsiand.ru - История России с древнейших времен до наших дней.

План
1. История как память человечества (функция социальной памяти).

2. Воспитательная функция истории.

3. Использование исторического опыта - уроков истории (про- гностическая функция).
Литература
Ковальченко И. Д. Место истории в системе общественных наук // Вопросы истории. 1987. № 7.

Могильницкий Б. Г. Введение: О пользе истории // Историческая наука и историческое познание. Томск, 2000.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: Т. 1. М., 1997.

Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения // Собр. соч.: В 7 т.: Т. 4. М, 1956.
В 1960-х годах разгорелся спор между представителями естественно-технических наук («физики», «технари») и гуманитарных наук («лирики»). «Физики» ссылались на безусловную свою полезность: именно с их деятельностью связано радикальное ускорение темпов развития в век НТР, «лирики» же, историки, прежде всего, никакого отношения к этому не имеют; историей занимаются бесталанные люди, которые, мол, умеют запоминать, но не думать, более того, история не только бесполезна, но и вредна: она - слуга сильных мира сего, искажающая прошлое по принципу «чего изволите?». «Физики» инкриминировали историкам бездумность, ненаучность, конъюнктурность, бесчестность, бесполезность и даже вредность.
33
Так ли это? Не ошибся ли абитуриент, придя на исторический факультет? Зачем нужна людям история? Какова роль истории в жизни общества, то есть каковы ее социальные функции?

^

1. История как память человечества (функция социальной памяти)

Все социальные функции исторической науки исходят из главной: история является памятью человечества . Лишившийся памяти человек теряет накопленные знания, жизненный опыт, становится ребенком, перестает быть личностью в собственных глазах и в глазах общества. Место индивидуальной памяти в жизни общества занимает история: без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности; «человек, лишенный прошлого, похож на однодневное насекомое» 1 . (В повести Ч. Айтматова «Буранный полустанок», или «И дольше века длится день», чтобы превратить пленных в бездумных роботов-манкуртов, их пытками лишали памяти.)

Изъяны человеческой памяти и недостатки истории как общественной памяти - не довод против изучения прошлого .

Историки повествуют о прошлом по вполне земным, субъективным и объективным причинам: по любознательности, жажде познания - и по «социальному заказу», то есть по требованию общества или его части, предпринимаемому в прямой или косвенной форме, исследовать определенную проблему для извлечения полезных для заказчика выводов. Не всякий социальный заказ несправедлив (так, изданием мемуаров А. Марсскотти «Дипломатическая война» итальянские фашисты стремились оправдать свои колониальные захваты, но заказ вызванному в Кремль А. С. Ерусалимскому - отредактировать перевод и написать вводную статью к «Мыслям и воспоминаниям» Бисмарка - был оправдан). Незамаскированной формой современного социального заказа являются гранты , предоставляемые государством, разными фондами и иными организациями.
34

^

2. Воспитательная функция истории

Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («...от первого мгновенья до последнего», - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («...я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.

Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя - пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» 1 .

Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали .
35
И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.

ВВЕДЕНИЕ.

1.Предмет истории.

Науки подразделяются на естественный и общественные или гуманитерные, история является одной из гуманитарных или общественных дисциплин. Корни истории уходят в глубокую древность. Уже тогда возникла необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых профессиональных историков Геродота (481 – 425 гг. до н.э.). В основе всякой науки лежат факты, точно также исторический факт является фундаментальной категорией исторического знания. Факт это событие или явление исторической действительности.

Определения:

История это наука о прошлом.

История этодеятельность человека преследующего свое цели.

Как науку историю интересуют вопросы: Что произошло, когда, как и почему? Она изучает события и явления в прошлом.

История как наука многогранна. Она включает:

    изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история );

    исследование отдельных регионов, стран, континентов (история Европы, история Азии, история городов и т.д.);

    изучение различных направлений исторического процесса , жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);

Ее предметом является изучение деятельности людей , а также отношений человеческого общества.

2.Функции истории.

а) Функция социальной памяти.

Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…» (Геродот. История. – Л.: 1972, стр.12).

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. История – посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашего отечества, истории развития человечества. Неслучайно, выдающийся историк ХХ века Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?» (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. В 3-х томах. Т.3. Время мира. – М.: Прогресс, 1992, стр.11).

Обращение к истории помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда вышли, куда идем, во имя чего?

Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.

б) Научно-познавательная функция.

Научно-познавательная функция – неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков прошлого. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. «Без знания истории, - писал В.О.Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М.: 1968, стр. 332).

Осмысление прошлого поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры в будущее.

в) Прогностическая функция.

Исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Игнорирование исторического прошлого может привести к негативным последствиям. Однако зачастую прогнозы не сбываются. Например, прогноз о построении коммунизма в СССР. Прогнозироч вание - дело сложное, поскольку в общественной жиз-ни действует слишком большое число факторов, свя-занных с деятельностью отдельных субъектов. Поэтому любой социальный прогноз носит вероятностный харак-тер. Отдельные социальные и экономические процессы легче поддаются учету и анализу, и прогнозирование их развития имеет широкое применение. Этим занимаются в основоном социологи, психологи, экономисты.

В марксистской методологии истории прогнозирующая функция истории выделялась как важнейшая. При этом делалась существенная оговорка, что речь идет о предвидении на уровне событий всемирно-исторического масштаба либо о «вероятностном знании устойчивых типов».

Что же касается конкретных примеров точного прогнозирования средствами исторической науки, привести их фактически ни один автор не может. Со страниц одной работы в другую переходит один и тот же пример о предвидении Ф.Энгельсом первой мировой войны, между его появлением и войной прошло 27 лет.

Случаи удачного предвидения тех или иных черт будущего носят не более чем вероятностный характер Поэтому историк, исходя из необходимости серьезных исследо-ваний в области социального прогнозирования, не может не признать, что его прогноз отличен от предвиде-ния ученого-естествоиспытателя. Историографии противопоказано оперировать с предположительными величинами. Как указывает А.Стерн, «исследовать можно только то, что стало реальным, а именно-так и обстоит дело с прошлым. История будущего невозможна; она была бы всего лишь продуктом воображения: басней, романом».

Прогнозирование будущего нельзя рассматривать как обязательную функцию исторической науки. Пред-видения не входят в компетенцию истории, даже если ее исследования в отдельных случаях способствуют ус-пеху социального прогнозирования.

г) Воспитательная функция.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов сообщества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов. (см. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.3. – М.: Наука, 1964, стр. 194) В эпоху Просвещения в своей «энциклопедии» Дидро и Д.Аламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминания о них мешает их повторению». (История в энциклопедии. Дидро и Д.Аламбер. – Л.: Наука, 1978, стр.13). Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа. (см. Болинброк Г.С. – Д. Письма об изучении и пользе истории. – М.: Наука, 1978, стр.13-15)

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, - писал Н.Г.Чернышевский, - можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек совершенно неразвитый умственно». (Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-ти томах. Т.2, стр.546).

3. Основные принципы и методы в историческом познании.

    Историзма – подход к действительности которая изменяется и развивается во времени.

    Объективности – обеспечивает получение истинного знания (беспристрастность).

    Ценностный – изучаемое прошлое соотносится с общепризнанными ценностями.

Основные методы в исторической нуке.

а) Историко-генетический метод - метод, посред-ством которого изучаются исторические явления в про-цессе их развития, от зарождения до гибели или совре-менного состояния. Он дает «биографию» исторического объекта (го-сударства, нации и т.д.).

б) Историко-генетический метод направлен на ана-лиз динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и законо-мерности исторического развития.

в) Описательный (идеографический ) метод . Сущность идеографического метода Г.Риккерт сводил к описанию индивидуальных особенностей, уникальных и исключительных черт исторических фактов.

г) Историко-сравнительныи метод состоит в сопос-тавлении исторических объектов в пространстве и во времени и в выявлении сходства и различия между ни-ми. Историко-сравнительныи метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущ-ности разнородных исторических явлений. Применение же сравне-ния в сочетании с историко-генетическим методом по-зволяет объяснять сходство объектов их родством по происхождению и фиксировать взаимовлияние различ-ных исторических явлений.

д) Социально-психологический метод. Целое направление в науке под названием психоистория. В основе этого подхода лежат исследования австрийского ученого З. Фрейда. Жанр психобиографий. В 1958 г. психолог Э. Эриксон издал книгу «Молодой Лютер: психоанализ и история». Благодаря К. Юнгу появилось понятие коллективное бессознательное , которое проявляется в массовых волнениях, восстаниях, революциях и т.д.

е) Колическтвенный или статистический метод. Используется практически во всех науках. В истории появился в сер. ХХ века. Связано с использованием достижений математики и информатики и в первую очередь компьютера (демографическая история).

Тэма 1. ПЕРШАБЫТНАЕ ГРАМАДСТВА НА ТЭРЫТОРЫІ БЕЛАРУСІ

    Каменны і бронзавы век.

Першае пранікненне чалавека на тэрыторыю Беларусі адбылося ў прамежку часу 100 – 40 тыс. гадоў назад. Такая недакладнасць у вызначэнні тэрміну тлумачыцца тым, што ў старажытнасці беларускія землі былі заняты ледавіком. Ледавіковая эпоха пачалася каля 500 тыс. гадоў таму назад і скончылася толькі ў 9 тыс. да н. э. Ледавік не знаходзіўся на адным месцы. Ён рухаўся ў залежнасці ад змены клімату з поўначы на поўдзень і наадварот. Вучоныя вылучаюць найбольш моцныя зледзяненні: бярэзінскае (480 – 390 тыс. гадоў назад), дняпроўскае (320 – 250 тыс. гадоў назад) і паазерскае (105 – 85 тыс. гадоў назад). Археолагамі былі знойдзены прылады працы (востраканечнікі, скрэблы, рубілы) найстаражытнейшых людзей на поўдні Беларусі каля вёсак Клеявічы і Абідавічы. Каля 40 – 10 тыс. гадоў назад на тэрыторыі Беларусі з’явіліся людзі сучаснага фізічнага тыпу. Ім належаць стаянкі ля вёсак Юравічы (больш за 26 тыс. гадоў назад) і Бердыж (больш за 23 тыс. гадоў назад). Найбольш характэрным паказчыкам узроўню развіцця чалавечай дзейнасці лічацца матэрыялы, з якіх вырабляліся прылады працы. На гэтай падставе вучоныя вылучаюць каменны век (да канца 3 тыс. да н. э.), век медзі і бронзы (канец 2 тыс. – пач. 1 тыс. да н. э.) і жалезны век (пач. 1 тыс. да н. э. – да VII-VIII стст. н. э.). У сваю чаргу каменны век падзяляюць на палеаліт (старажытнакаменны – да адступлення ледавіка), мезаліт (сярэднякаменны – 9 – 5 тыс. да н. э.) і неаліт (4 – 3 тыс. да н.э.). Асноўным заняткам у эпоху палеаліту былі збіральніцтва, лоўля рыбы і паляванне. Толькі ў мезаліце тэрыторыя Беларусі была заселена поўнасцю. Першыя паселішчы будаваліся ў асноўным на берагах рэк і азёр. Жытлы былі наземныя і паўзямлянкавыя. У кожным жытле мясцілася адна сям’я. Жыхары аднаго паселішча складалі сваяцкую абшчыну, якая была часткай буйнейшага аб’яднання – племені. Людзі таго часу карысталіся лукам, стрэламі, сякерамі і нажамі з крамянёвых пласцін. Тады ж з’явілася першая свойская жывёла – сабака. У неаліце пачалі актыўна выкарыстоўваць шліхтаваныя каменныя прылады працы, керамічны посуд, зарадзіліся земляробства і жывёлагадоўля. Найбольш старажытныя назвы азёр, рэк і паселішчаў Беларусі сведчаць пра тое, што першымі людзьмі сучаснага тыпу былі фінамоўныя плямёны. Але ў канцы 3 тыс. да н. э. яны выціснуты балтамі, з прыходам якіх пачаўся век медзі і бронзы. Медзь і волава, з якіх вырабляецца бронза, не здабываліся на Беларусі. Іх завозілі з-за мяжы, таму металічныя прылады пакуль што заставаліся рэдкімі.Историческое развитие захватывает не...

  • Метод литературной герменевтики. Теория понимания Ф. Шлейермахера

    Курсовая работа >> Иностранный язык

    И, соответственно, его логика и методология исторического познания опираются на конкретно-научный фундамент... были выявлены основные принципы и методы герменевтического анализа: принцип диалогичности гуманитарного мышления; принцип единства грамматической...

  • Основные принципы немецкой классической философии

    Реферат >> Философия

    ... Основные принципы немецкой классической философии. 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания ... отношению к метафизике методу мышления и познания - методу диалектическому, разработала... истории понимались как принципы исторической "разумности". Вместе...

  • Основные принципы философии прагматизма и его представители Ч.Пирс, Д.Дьюи

    Контрольная работа >> Философия

    ... …………………………………………………………………………3 1. Концепция прагматизма………………………………………………….…..4 2. Основные принципы ………………………………………………………….5 3. Чарльз Пирс - основоположник... Хаак. Прагматизм в исторической науке - термин, ... метод , как бихевиористская ориентация в познании ...