Методы определения выработки. Методы выработки управленческих решений


Методы выработки решений группой лиц

Методы принятия решений могут быть основаны на интуиции менеджера, на научно-практическом подходе, требующем ряда этапов в формулировке проблемы, выработке альтернативных решений, обработке большого количества информации, принятии оптимального решения.

При выработке решения группой лиц могут быть использованы формализованные (математические) и эвристические (творческие) методы.

При хорошо структурированных (запрограммированных) решениях широко используются методы количественного анализа и электронной обработки информации. При этом в качестве оптимизационного критерия могут быть показатели прибыли, валового дохода, производительности труда и др. Такой выбор называется оптимизационным.

Вычислительные задачи решаются при помощи математических методов. Обычно это текущие задачи управления, такие, как прогнозирование объема материальных запасов, размещение и определение количества в зависимости от производственной программы и другие. Математические методы применяются в тех случаях, когда факторы, которые влияют на выбор решения, можно оценить количественно, поэтому они называются количественными.

Аналитические методы – основная часть математических – характеризуются тем, что устанавливают аналитические зависимости между условиями выполнения задачи (факторами) и ее результатами (принятым решением). К аналитическим принадлежат группа методов экономического анализа деятельности фирмы (например, построение уравнения безубыточности и нахождение точки безубыточности).

Статистические методы основаны на сборе, обработке и анализе статистических материалов. Отличительная особенность этих методов – учет случайных влияний и отклонений. Статистические методы включают методы теории достоверности и математической статистики.

Методы математического программирования рассматриваются прикладной математикой и содержат теорию и методы решения условных экстремальных задач с несколькими переменными. Наибольшее применение методы математического программирования нашли в сферах планирования номенклатуры и ассортимента изделий; определения маршрута изготовления изделий; минимизации отходов производственного процесса; регулирование уровня запасов; календарном планировании производства и других.

Теоретико-игровые методы предназначены для обоснования решений в условиях неопределенности, неполноты и неясности информации. К ним относятся теория статистических решений и теория игр.

Методы теории статистических решений используются, когда неопределенность окружения вызвана объективными обстоятельствами, которые не известны или имеют случайный характер.

Теория игр используется в тех случаях, когда неопределенность окружения вызвана сознательными действиями разумного противника.

В условиях слабо структурированных (незапрограммированных) решений применяют систему взвешенных критериев. При этой системе выбираются критерии оценки решения, экспертная оценка каждого критерия и по суммарным оценкам каждого решения (сумме баллов) делается вывод о целесообразности применения конкретного решения.

Экспертные методы применяются в случаях, когда невозможно воспользоваться количественными методами, то есть при недостаточном объеме информации или ее отсутствии. На практике пользуются методом простого ранжирования и метод весовых коэффициентов.

Метод простого ранжирования состоит в том, что каждый эксперт размещает признаки в порядке важности – на первом месте наименее важный признак, дальше – следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводятся в таблицу; определяется средний ранг, т.е. среднее статистическое значение места каждого признака. В результате, наименьшее значение среднего ранга указывает на самый важный признак и т.д.

Метод весовых коэффициентов состоит в том, что всем признакам предоставляются весомые коэффициенты следующими способами:

· всем признакам присваивают весовые коэффициенты так, чтобы их сумма равняла 1, 10 или 100;

· наиболее важному признаку присваивают весовой коэффициент, который равняется фиксированному числу, а последним – коэффициенты, которые равняются долям этого числа.

Данные, полученные благодаря экспертным оценкам, могут далее применяться при принятии решения методом интегрального показателя.

Метод Дельфы предполагает, что каждый участник опроса отвечает на вопросы независимо и анонимно. Результаты ответов собираются в центре, и все варианты решения направляются каждому участнику. Ознакомившись с другими вариантами решений, каждый из участников может выработать новое решение. Решение направляется в центр.

Центр собирает отдельные решения и при необходимости повторяет указанные шаги до достижения согласованного решения.

Задачи, которые имеют нестандартный характер, основываются на качественных, а не количественных переменных, решаются эвристическими методами.

Метод аналогий основан на поиске возможных решений на основе заимствования. То есть принимается такое решение, которое уже принималось ранее в схожей, по мнению менеджера, ситуации и его реализация привела к удовлетворительному результату. В случае, если таких решений принималось несколько, то выбирается тот вариант, который привел к наилучшему результату в наиболее похожей ситуации.

Метод инверсии – противоположность методу аналогий. Сущность его заключается в том, что принимается решение, противоположное принятому в аналогичной ситуации, если прошлое решение не принесло успеха или аналогичное принятому в противоположной ситуации, если его реализация оказалась успешной.

Метод эмпатии – проникновения в сущность вещей. При использовании метода эмпатии ЛПР должно ассоциировать себя с объектом, относительно которого принимается решение и, благодаря этому, выясняет причины возникновения проблемной ситуации.

Метод мозгового штурма . Условия применения данного метода: работает творческая группа специалистов в рассматриваемой проблеме численностью не более 10 человек. Сбор команды и ее знакомство с проблемой проводит менеджер, которому поручено решить возникшую проблему.

После короткого обдумывания и усвоения проблемы группа начинает генерацию идей. На первом этапе принятия решения обсуждение идей проводится без критики.

На втором этапе происходит отбор идей на основе здоровой критики предложений от младших к старшим участникам группы.



Углубленное развитие отобранных идей и их детальная разработка – третий этап мозгового штурма – происходит в форме дискуссии с целью выявления всех возможных достоинств и недостатков предложенных альтернатив. На основе полученной на этом этапе информации менеджер осуществляет окончательный выбор и принятие решения.

Метод группового блокнота предполагает, что в группу могут включаться как специалисты, так и неспециалисты для обеспечения свежести взгляда и генерирования нестандартных идей. После ознакомления с проблемой каждый участник группы получает блокнот, в котором он будет вести записи, связанные с его вариантом принятия решения.

Каждый письменно излагает свои предложения в блокноте в течение отведенного менеджером срока. По окончании срока обдумывания проблемы группа собирается и заслушиваются все ее участники. На данном этапе не допускается критика предложений. Каждый участник группы индивидуально ранжирует все проекты в блокноте. На основе этих оценок, в условиях анонимности выбирают проект с лучшей оценкой.

Вопросы и задания для самоконтроля и раздумий

1. Определите подходы к пониманию содержания понятия "решения" в менеджменте. Как классифицируются управленческие решения?

2. Охарактеризуйте элементы процесса принятия управленческого решения.

3. За какими признаками определяют метод принятия решения?

4. Как оценить эффективность управленческого решения?

5. Охарактеризуйте эвристические методы принятия решений.

6. Охарактеризуйте математические методы принятия решений.

7. Чем характеризуются методы принятия решений в условиях неопределенности?

Методы, используемые на этапе постановки проблемы, обеспечивают ее достоверное и наиболее полное описание. В их составе выделяют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, факторного анализа, сравнения, моделирования. Набор методов зависит от характера и содержания проблемы, сроков и средств, которые выделяются на этапе постановки

На этапе разработки вариантов решений также используются методы сбора информации, но в отличие от первого этапа, на котором осуществляется поиск ответов на вопросы типа «что произошло?» и «по каким причинам?»» здесь уясняют, «как можно решить проблему, с помощью каких управленческих действий?».

Менеджеры и специалисты не только собирают и обрабатывают необходимые данные, но и используют свой творческий потенциал, знания и умения для разработки вариантов решений. При групповой работе раскрытию творческих способностей и неординарного мышления способствуют метод номинальной групповой техники, метод Делъфи и метод мозговой атаки.

На этапе выбора решения необходимо определить методы формирования критериев выбора. Наиболее полно они разработаны для хорошо структурированных решений, где возможно использование методов количественного анализа и электронной обработки данных. К решению управленческих проблем часто применяют экономико-математические методы, которые позволяют использовать в качестве критерия выбора целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. Примерами оптимизационных критериев являются: максимум прибыли, доходов, производительности; минимум затрат, потерь от брака.

Для оценки вариантов слабо структурированных решений применяют систему взвешенных критериев. Часто используется модель, позволяющая принимать не оптимальное, а удовлетворительное решение, которое считается «достаточно хорошим», так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение проблемной ситуации

Методом доведения принятого решения до исполнителей чаще всего является составление плана реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, указание) используются методы материального стимулирования, проводятся встречи работников с руководством, разъясняется суть принятых решений. Все они направлены на преодоление сопротивления нововведениям, на повышение заинтересованности работников в получении запланированного результата. Большое значение имеет использование методов контроля выполнения работ, связанных с реализацией решения.

Процесс принятия управленческих решений

При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется следующими чертами:

субъект решения держит всю проблему в голове;

по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться;

возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;

может не соблюдаться последовательность этапов;

качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего решение.

Интуитивный подход не дает хороших результатов, когда опыт менеджера небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Также на качество интуитивных решений может оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей ситуации.

Если проблемная ситуация не так очевидна, ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение. Процесс принятия решений можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определенные процедуры:

постановка проблемы: возникновение новой ситуации, появление проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации;

разработка вариантов решений: формулирование требований-ограничений, сбор необходимой информации, разработка возможных вариантов решений;

выбор решения: определение критериев выбора; отбор решений, отвечающих критериям, оценка возможных последствий, выбор предпочтительного решения;

организация выполнения решения и его оценка: план реализации выбранного решения; контроль за ходом реализации решения; оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера. Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений.

Теория лидерства К. Левина

Исследования Курта Левина. Различие между политическими системами США и Германии перед Второй мировой войной послужило причиной исследования лидерства, проведенного в лабораторных условиях известным американским ученым Куртом Левиным. Изучение заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократического и либерального.

Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти; руководитель определяет все стратегии группы, никаких полномочий группе не делегируется. Руководитель категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении. Ответственность распределяется. Руководитель стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен.

Либеральный руководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива. Работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Руководитель обычно вежлив, готов отменить ранее принятое решение, особенно если это угрожает его популярности. Основное место - уговоры и просьбы. Боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных.

Результаты этого исследования привели в удивление ученых, ожидавших наивысшей удовлетворенности и производительности от демократического стиля руководства. Курт Левин эмигрировал в США из Германии непосредственно перед началом войны и верил в то, что репрессивный, авторитарный режим в Германии был менее эффективен, чем демократическое общество. Он ожидал, что результаты более чем четырехмесячного эксперимента в трех группах десятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами, подтвердят его гипотезу. Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве.

Более поздние исследования также подтвердили факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным. И, в конечном счете, так и не было найдено прямой связи какого-либо стиля с эффективным лидерством.

Теория МакГрегора (ХУ)

Дуглас МакГрегор назвал предпосылки автократичного руководства «ТЕОРИЕЙ Х»:

Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают ее;

У людей нет честолюбия и они стараются избежать ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили (больше всего люди желают личного спокойствия);

Людей следует принуждать к труду, контролировать, руководить ими, угрожать им наказаниями.

Представления демократичного руководителя о работниках МакГрегор назвал «ТЕОРИЕЙ У»:

Затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, что и при игре или отдыхе.

Если люди приобщены к организационным целям, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Теория лидерства Лайкерта

Параметры лидерства

Система 1

Система 2

Система 3

Система 4

Уверенность в подчиненных и доверие к ним

Не уверен в подчиненных и не доверяет им

Снисходительное доверие к подчиненным и уверенность в них, как в своих слугах

Значительная, но не полная уверенность и доверие с желанием контролировать принятие и выполнение решений

Полная уверенность и доверие во всем

Характер используемой мотивации

Страх, угрозы, наказания и отдельные вознаграждения

Вознаграждения и в определенной мере наказания

Вознаграждения, отдельные наказания и в некоторой степени привлечение к участию в управлении

Материальное вознаграждение на основе системы стимулирования, разработанной с учетом участия работников в управлении

Характер влияния на подчиненных и взаимодействия с ними

Слабое взаимодействие, основанное на страхе и недоверии

Слабое взаимодействие с некоторым учетом мнения починенных; страх и осторожность у подчиненных

Умеренное взаимодействие с достаточно частым проявлением уверенности в работниках и доверия к ним

Глубокое и дружественное взаимодействие с работниками, высокая уверенность в них и доверие к ним

Стили лидерства Блэйка - Моутона

Управленческая решетка Роберта Блейка и Джейн Моутон представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси - интерес к производству и на вертикальной оси - интерес к людям. Переменные управленческой сетки, по сути, носят характер расположения (к чему-либо или кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, то есть оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действием человека, а не только с чем-нибудь одним. Шкалирование каждой из осей матрицы от 1 до 9 дает возможность очертить зоны пяти основных лидерских стилей.

1,1 - ослабленное управление. Со стороны руководителя требуется минимум усилий, чтобы добиться качества работы, позволяющего избежать увольнения.

1,9 - управление людьми («дом отдыха»). Руководитель сосредоточен на хороших человеческих отношениях, но мало заботится об эффективности выполнения задания.

9,1 - управление работой. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

5,5 - стиль «середины дороги». Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9,9 - управление участием. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Поведенческие концепции лидерства основаны на очень широком спектре измерений лидерского поведения.

Рассмотренные концепции еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.

Существует значительное количество методов выработки новых идей.

Метод целевого обсуждения достаточно традиционен и заключается в проведении дискуссии, направляемой ведущим, прямо или косвенно ориентирующим участников обсуждения на конкретную область.

В основе метода мозговой атаки лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека следует вырвать из привычной обстановки и поместить в необычные условия, сделав, например, участником игры. Этот метод характеризуется доступностью. Достаточно собрать группу из 6-12 специалистов разных направлений. Как правило, большинство высказанных предложений окажутся непригодными для использования, но среди них может быть и интересная идея.

Метод мозговой атаки предполагает строгое выполнение определенных правил:

запрещены критические замечания в адрес участников обсуждения;

поощрение свободного полета мысли;

обилие идей - необходимая предпосылка успеха;

идея должна быть обыграна всеми участниками обсуждения.

Мозговая атака должна проходить в веселой и непринужденной обстановке и лучше всего без участия специалистов по обсуждаемой проблеме, которые, как правило, склонны подавлять своим авторитетом других участников.

Практикуется также мозговая атака наоборот. От предыдущего этот метод отличается тем, что участникам обсуждения разрешается высказывать критические замечания. Участники группы должны выявлять недостатки предлагаемых идей. Метод целесообразно использовать в качестве "разминки" для стимулирования творческой активности.

Инвентаризация слабых мест схожа с целевым обсуждением. Участникам дискуссии вручают заранее составленный список "слабых мест" продукции и предлагают "привязать" к отдельным пунктам перечня имеющиеся на рынке образцы этой продукции известных марок, а потом объяснить свой выбор.

Любопытен метод словесных ассоциаций. Предположим, вам нужно модернизировать изделие. Возьмите словарь и выберите наугад слова (существительные). Случайность выбора - основное условие. К каждому слову подбираются определения: стол - круглый, пиджак - мятый. А дальше все определения относят к интересующему вас изделию. Анализ подобных комбинаций может дать самые непредсказуемые результаты.

Метод синектики основан на использовании механизмов аналогии: личностной, прямой, символической, фантазийной. Обсуждение проводится в два этапа. На первом путем обобщения различных ситуационных моделей непривычную проблему или объект помещают в привычный контекст, на втором, напротив, стараются привычное сделать непривычным.

Метод Гордона требует, чтобы участники обсуждения не знали заранее, какая именно проблема будет обсуждаться и не успели вооружиться устоявшимися стереотипами. Ведущий в самых общих выражениях излагает концепцию. Участники высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и некоторые, имеющие к ней отношение вопросы. Вскрывается сама проблема. Участники начинают высказывать конкретные предложения о том, как реализовать задуманное.

Метод вопросника помогает вырабатывать новые идеи путем использования списка вопросов, имеющих отношение к анализируемой проблеме, и применим как для выработки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в заранее очерченной области. Вопросник составляют в произвольной форме.

Суть метода "вмененные связи" состоит в том, чтобы разложить проблему на составляющие, дезагрегировать, выявить все компоненты, осмыслить, перекомпоновать и на основании новой комбинации выстроить новую концепцию или идею. Метод предполагает несколько шагов:

выявить все аспекты проблемы;

установить взаимосвязи между ними;

описать взаимосвязи в структурированном виде;

выявить закономерности, скрытые во взаимосвязях;

определить новые идеи, вытекающие из этих закономерностей.

Если вы решили прибегнуть к методу записной книжки, заведите блокнот, в который надо занести формулировку проблемы и все известные вам факты, имеющие отношение к ее решению. По мере осмысления проблемы записывайте в блокнот возникающие идеи. В конце месяца отберите из них лучшие. Этот метод применим и для коллективной выработки идей. Все участники группы ведут собственные записи, а потом сдают их координатору, который сводит предложения воедино и составляет общий список идей, обсуждаемый сообща.

Результативность эвристического метода зависит от умения строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта. Предприниматели прибегают к эвристике в условиях неполноты информации, когда о последствиях решения можно только догадываться, но с уверенностью судить нельзя.

Широко применяемый в различных областях научный метод предполагает сбор данных в ходе наблюдений или экспериментов и проверку на основании этих данных различных гипотез о состоянии объектов или процессов. Он обычно применяется, когда необходимо провести тщательное исследование объекта или процесса.

бизнес планирование риск рынок

Метод стоимостного анализа ориентирован на извлечение максимальной выгоды и требует детального анализа всех компонентов продукта или процесса с точки зрения, можно ли снизить их стоимость и, следовательно, качество без ущерба для целого.

Список атрибутов. Составляя списки атрибутов (качеств) объекта или проблемы и исследуя каждый из них в отдельности, можно установить связи между понятиями, которые раньше казались несвязанными, создать новую комбинацию понятий и за счет этого найти новое решение.

Метод матричного структурирования основан на построение таблицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товара, а строки - рыночным атрибутам. В них проставляют вопросы, уточняющие, какое применение может найти товар, на какой круг потребителей рассчитан и т.п. Ответы заносят в клетки матрицы.

Мечты о невозможном. Мечтать не только приятно, но и полезно: это может навести на оригинальную мысль. Все приходящие в голову возможности следует записать и изучить, пока не будет выработана пригодная для разработки идея.

Метод рыбьего скелета разработан профессором Исикавой, а мировую известность приобрел благодаря эффективной работе "кружков качества", которым в большой степени обязана своим качеством продукция японских фирм. Группы из 8-10 рабочих собирались, чтобы обсудить главную помеху производительному труду на своем участке. Результаты дискуссии изображали в виде схемы, напоминавшей рыбий скелет - отсюда и название. "Хвост" - начальное состояние проблемы, "голова" - цель группы, "кости" - различные причины, влияющие на проблему.

Следует иметь в виду, что некоторым людям не нужны никакие формальные методы. Самые обыденные вещи и ситуации вызывают у них непрерывный поток идей. Каждый человек в той или иной мере генератор идей.

1. Целевое обсуждение - метод выработки новых идей, который заключается в проведении совещания. Оно организуется и проводится ведущим с целью втянуть собравшихся в открытую и заинтересованную дискуссию. Участники сами предлагают новые идеи. При этом важно их фокусировать на обсуждении определенной области, в которой ведется поиск новой продукции.

2. Метод «мозговой атаки»

в основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы работников нужно поместить человека в необычные условия: сделать его участником игры или дискуссии с элементами игры, вырвать из привычной обстановки. Не рекомендуют приглашать специалистов по обсуждаемой проблеме.

Количество участников – от 6 до 12 человек. Мозговая атака начинается с формулировки проблемы, которая не должна быть ни слишком общей, ни слишком узкой. При этом записываются все идеи.

3.Обсуждение списка «слабых мест»

Не допускаются никакие критические замечания (полная свобода высказывания, дискуссия должна проходить весело с элементами игры);

Необходимо всячески поощрять свободу мышления (чем экстравагантнее, тем лучше);

Желательно высказывать как можно большее количество идей (выше вероятность того, что среди них попадется что-то существенное);

Важно подхватывать идеи, высказанные другими, развивать сами идеи и их комбинации.

Метод, в котором участникам совещания заранее предлагается полный список возможных слабых мест (проблем) продукции, относящейся к определенной товарной группе (калорийность, вкус, внешний вид, стоимость). Участников просят привести примеры (привязать конкретные товары на рынке к готовому списку слабых мест). Использование метода приближает к пониманию того, что хочет потребитель. Метод подходит также и для оценки перспективности уже имеющихся идей новых продуктов.

Методы творческого решения проблем

метод «мозговой атаки наоборот» построен на том, чтобы участники группы выявили недостатки предлагаемых идей. Задача состоит в том, чтобы не только найти слабые места, но и предложить пути их устранения. Главное требование – вести себя корректно по отношению друг к другу.

метод Гордона основан на том, что участники заранее не знают, какая именно тема будет обсуждаться. Поэтому они не скованы привычными шаблонами и стереотипами. Ведущий в самых общих чертах излагает концепцию, связанную с интересующей его проблемой. Участники высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и другие относящиеся к ней вопросы. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой проводилось обсуждение. Участников просят высказать свои мысли и конкретные предложения по поводу решения проблемы.

метод вопросника построен на выработке новых идей, используя составляемый в произвольной форме список вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Например: можно ли найти для этого какой-то другой способ применения (адаптировать, модифицировать, заменить, увеличить или уменьшить и т.д.).

эвристический метод зависит от умения предпринимателя строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта. Этот метод часто используется предпринимателями для принятия решений в условиях неполной информации, когда о последствиях решений можно только догадываться, но нельзя судить с уверенностью.

стоимостной анализ - метод выработки новых решений, основанный на максимизации выгоды для предпринимателя и его нового предприятия. В ходе его использования задают определенные вопросы, к примеру: можно ли снизить стоимость данной детали и сделать ее замену на более дешевую, если она не оказывает влияния на качество готовой продукции.

матричное структурирование - метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки – рыночным атрибутам этих товаров, записанным в виде вопросов. Например, где его можно использовать, на какой сегмент покупателей он рассчитан, где и кто его может применить и др.

«мечты о невозможном» - метод, основанный на том, что все приходящие в голову мечты записываются, пока не будет выработана идея, с которой можно работать дальше. Независимо от того, каким образом получена бизнес-идея, необходимо тщательно взвесить и оценить ее. Важно убедиться, что она действительно может стать основой успешного бизнеса.

Фильтрация новых идей может осуществляться по следующему ряду характеристик:

1) первоначальные затраты;

2) уровень конкуренции;

4) легкость копирования;

6) законность;

7) потенциальная прибыль.

Характеристики перспективной бизнес-идеи

1) удовлетворяет потребности клиента;

2) является инновационной;

3) является уникальной;

4) является четко сфокусированной;

5) предполагает рентабельность в долгосрочной перспективе.

Производительность труда – показ-ль эк-ой эф-ти трудовой деят-ти раб-ков, кот-ый представляет собой отн-е кол-ва выпущенной прод-и к затратам труда.

Выработка – это количество продукции, произведенное в единицу времени или приходящееся на одного среднесписочного работника (это прямой показатель производительности труда):

где Q – объем произведенной продукции,

Т – среднесписочная численность работников, t – нормо-час.

Выработка может определяться на одного основного рабочего, одного работающего. В экономических расчетах используют часовую, дневную, месячную и годовую выработки. Среднечасовая выработка характеризует производительность труда в каждый час работы, представляет собой отношение произведенного объема продукции к затратам труда основных рабочих в человеко-часах. Среднедневная выработка характеризует степень использования рабочего времени и представляет собой отношение объема произведенной продукции к затратам труда работников (в человеко-днях). Среднегодовая выработка – отношение годового объема производства к затратам труда всех работников, характеризует среднюю выработку одного среднесписочного работника и отражает изменение числа явочных дней в соответствующем периоде.

Для измерения производительности труда по выработке применяется три метода исчисления:

1.Натуральный: объем произведенной продукции определяется в натуральных единицах;

2.Стоимостный: объем произведенной продукции определяется в денежных единицах;

3.Трудовой: объем произведенной продукции определяется в нормо-часах.


  • В экономических расчетах используют часовую, дневную, месячную и годовую выработки .
    Для измерения производительности труда по выработке применяется три метода исчисления


  • Методы определения выработки .
    где ПТ – производительность труда (выработка ), Q – объем произведенной продукции, Т – среднесписочная численность работников.


  • Методика
    Методы определения выработки .


  • Методика и порядок планирования представляют собой общий процесс планирования.
    Методы определения выработки .


  • Методы определения выработки . Производительность труда – показ-ль эк-ой эф-ти трудовой деят-ти раб-ков, кот-ый представляет. Рентабельность и ее виды.


  • Исследование рефлексов заключается в определении их характера, равномерности, симметричности.


  • Методика и порядок планирования представляют собой общий процесс планирования.
    Методы определения выработки .