Лексическая тема «Домашние птицы. Виды диких уток: названия с фото Игра «Сколько было утят в стае?»


Старшая группа

Игра «Кто с кем!»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные

единственного и множественного числа в творительном падеже с

предлогом «с».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: расскажите ребенку, что птицы пошли на прогулку со своими

птенцами. Предложите ребенку подумать и сказать, кто с кем идет на

прогулку.

«Курица- с цыпленком. А если птенцов много?» (С цыплятами.)

«Гусь- с гусенком. А если птенцов много?» (С гусятами.)

«Утка- с утенком. А если птенцов много?» (С утятами.)

Игра «Слова-антонимы»

Чему учится ребенок: разбираться в смысловом значении слов; усвоит

конкретные пары антонимов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы - это слова с

противоположным смысловым значением. Например, жарко - холодно,

большой - маленький, темный - светлый. Попросите ребенка подобрать

антонимы к словам.

Лексический материал

Яйца чистые- яйца... (грязные).

Курица белая- курица... (черная).

Хвост длинный - ... (короткий).

Петух старый - ... (молодой).

Кормушка новая - ... (старая).

Птицы сытые - ... (голодные).

Индюк слева, гусь- ... (справа);

Петух тяжелый, цыпленок- ... (легкий).

Игра «Продолжи предложение»

Чему учится ребенок: распространять предложения с помощью

определений.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: произнесите предложение. Попросите ребенка его продолжить,

правильно подбирая определения.

На заборе сидел петух. Какой забор? Какой петух? Теперь скажи все вместе.

(На деревянном заборе сидел большой петух.)

У Оли цыпленок. Какой цыпленок? (У Оли маленький пушистый желтый

цыпленок.)

Мама купила курочку. Какую курочку? (Мама купила маленькую

пестренькую курочку.)

По двору ходит индюк. По какому двору? Какой индюк? (По нашему двору

ходит огромный сердитый индюк.)

Игра «Отгадай загадку»

Чему учится ребенок: внимательно вслушиваться в слова текста и

анализировать сказанное; употреблять имена существительные в

творительном падеже; находить лишнюю картинку.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку отгадать загадки, но обязательно скажите,

что все загадки будут о птицах.

Попросите ребенка по возможности пояснить свой ответ.

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

О ком эта загадка? (О курице с цыплятами.)

Как ты догадался?

Не ездок,

А сошпорами,

Не будильник, а всех будит.

О ком загадка? (О петухе.)

Как ты догадался?

Вводе купался,

А сухим остался.

О ком загадка? (О гусе.)

Как ты догадался?

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворамшныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует -

Зернышки ворует.

О ком загадка? (О воробье.)

Как ты догадался?

Скажи, какая птица лишняя? Если ребенок испытывает затруднение при

ответе на загадку, помогите ему, задав наводящие вопросы. Предложите ему

описательные загадки:

Маленький, желтенький, пушистый

Прячется под крылом у мамы.

Рано просыпается, на забор взлетает,

Своей песенкой всех будит.

Игра «Трудолюбивый утенок»

Чему учится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными

приставками, составлять с ними предложения; образовывать сложные слова

(любит труд - трудолюбивый).

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 23).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки. Рассматривая

рисунки по порядку, спрашивайте у ребенка, что делает утенок? Если

ребенок затрудняется с ответом или говорит неправильно, предложите ему

показать на картинке.

Где утенок выходит из дома? Где утенок переходит через дорогу? Где

утенок подходит к киоску? Где утенок уходит от киоска? Где утенок наливает

воду? Где утенок выливает воду? Где утенок переливает воду? Где утенок

поливает грядку?

Спросите ребенка, как можно назвать этого утенка, ведь он так любит

труд, любит трудиться? (Трудолюбивый.)

Игра «Как назвать утенка?»

Чему учится ребенок: образовывать новые слова.

Оснащение: игрушечный утенок.

Ход игры: возьмите в руки игрушечного утенка и покажите его ребенку.

Скажите, что этот утенок многое умеет делать, поэтому зовут его по-

разному. Например, он умеет ловить рыбу - значит, он... (рыболов). Птиц

ловит... (птицелов). Змей ловит... (змеелов). Землю копает... (землекоп).

Землю мерит... (землемер). Лес рубит... (лесоруб). Трубы чистит...

(трубочист).

Игра «Слова с переносным значением»

Чему учится ребенок: употреблять в речи слова с переносным

значением. Оснащение: не требуется.

Ход игры: прочитайте ребенку словосочетания и попросите его сказать,

какие из слов употреблены в переносном, а какие- в прямом значении.

Лексический материал

Куриные яйца - куриные мозги (в значении «недалекий, глупый

человек»). Гусиная кожа (кожа «пупырышками»)- гусиная

печень. Петушиный характер (т. е. «задиристый» человек)-

петушиные перья. Утиные яйца- утиная походка (идет-

«переваливается»).

Игра «Измени слово»

Чему учится ребенок: употреблять имена существительные

множественного числа в винительном и творительном падежах.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку изменять слова по образцу: «Я вижу

цыпленка - я вижу цыплят».

Я вижу курицу - я вижу... (куриц).

Я вижу петуха - я вижу... (петухов).

Я вижу гуся - я вижу... (гусей).

Я вижу утку - я вижу... (уток).

Я вижу индюка- я вижу... (индюков).

Я вижу яйцо- я вижу... (яйца).

Я кормлю уток... (булкой).

Я ухаживаю за... (цыплятами).

Игра «Назови, сколько»

Чему учится ребенок: согласовывать имена существительные с

числительными.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Из плотной бумаги или картона

вырежьте три квадрата. На первом квадрате фломастером нарисуйте 5

крупных точек, на втором - 2 точки, на третьем - 1.

Положите перед ребенком карточки с точками. Затем покажите ему

картинки с изображением разного количества птиц. Попросите ребенка

положить картинки с точками на изображения птиц в соответствии с

количеством точек. Предложите ему назвать, сколько птиц изображено.

Игра «Чей цыпленок!»

Чему учится ребенок: согласовывать притяжательные местоимения с именами

существительными.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 4, 11).

Ход игры: покажите ребенку картинки с изображением домашних птиц.

Спросите: «Петух - он чей? - Он мой». Предложите продолжить игру по аналогии.

Курица чья? (Она моя.)

Цыпленок чей? (Он мой.)

Петушок чей? (Он твой.)

Петух чей? (Онтвой.)

Если играет группа детей, разбейте их на пары и предложите отвечать вдвоем.

Гусь чей? (Оннаш.) Гуси чьи? (Они наши.)

Петух чей? (Он наш.) Петухи чьи? (Они наши.)

Игра «Кому что принадлежит»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: спросите у ребенка: «Если перо потерял петух, то перо чье?»

(Петушиное.)

Предложите ребенку подбирать прилагательные по этому образцу.

Если перо потерял индюк, то перо... (индюшачье), потерял гусь -... (гусиное);

потеряла утка - ... (утиное); курица - ... (куриное).

Если яйца снесла курица, значит, яйца... (куриные); утка - ... (утиные); индюшка

- ... (индюшачьи).

Игра «Лишнее слово»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные с помощью

суффиксов. Оснащение: не требуется.

Ход игры: произносите ряд слов, а ребенку предложите определить и назвать

лишнее слово, объяснив при этом свой выбор. Лексический материал Гусенок -

утенок- цыпленок- петух. Индюк - петух - курочка - гусь. Индюшка -

курочка- утка- гусенок.

Игра «Назови общую часть»

Чему учится ребенок: выделять в однокоренных словах общую часть.

Оснащение: не требуется.

Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов. Попросите

его объяснить свой выбор.

Лексический материал

Петух - петушок - петушиный.

Индюк- индюшка- индюки.

Гусь - гусыня- гусиный.

Утка - утенок- утята.

Игра «Раз, два - сосчитай»

Чему учится ребенок: внимательно слушать; правильно согласовывать

числительные «два» и «пять» с существительными в косвенных падежах;

употреблять предлоги «за», «возле» («около»).

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку:

Посмотри, какой отряд-

Пятьжелтеньких цыплят.

Налинейку встали в ряд:

Первый цыпленок- самый главный,

Второй цыпленок - самый храбрый,

Третий- самый грязный,

Четвертый - самыйшумный,

А пятый - самый умный.

Задайте ребенку вопросы по содержанию рифмовки.

«Какой по счету цыпленок самый умный?

Какой по счету цыпленок самый главный?

Какой по счету цыпленок самый храбрый?

Какой по счету цыпленок самый шумный?

Какой по счету цыпленок самый грязный?»

Затем формулируйте вопросы о качествах цыплят, используя порядковые

числительные.

«Четвертый цыпленок какой? А пятый?»

Так как ребенку сложно с первого раза запомнить рифмовку, то после

каждого вопроса читайте ее еще раз, помогайте ребенку загибать пальчики и

Небольшого размера живет практически на всех пресных водоемах и слабосоленых морях. Из всех уток больше всего расселилась кряква. Эту птицу можно встретить повсюду на территории России.

У всех представителей утиных широкое обтекаемое тело. Клюв сплющен, а на лапах перепонки. Шея длинная и гибкая. Оперение плотное, непроницаемое для воды. Хорошо развит слой подкожного жира.

Перелетные и оседлые виды уток

Многие виды диких уток, которые не улетают на зимовку, выбирают для постоянного проживания зоны теплого климата. Кряква относится к перелетным уткам, которые предпочитают жить на реках. Но не все кряквы мигрируют - есть и птицы, ведущие оседлый образ жизни.

Перелетают птицы небольшими стаями. Пары образуются осенью либо уже на зимовке, если особи зимуют вместе. Окончательно формирование пары происходит весной во время гнездования.

Виды гусей и уток, населяющих российские просторы, насчитывают десятки. Утки относятся к отряду Гусеобразные. Мигрируют в теплые края на зимовку: шилохвость, мандаринка, кряква, чирок-свистунок, пеганка, касатка, огарь и др.

Породы домашних уток

На приусадебном участке содержат обычно мясные и декоративные виды уток. Первый вид представляют одомашненная кряква и мускусная утка. Одна родом из России, вторая типичный представитель американского континента.

Разведение и приручение уток началось давно, несколько тысячелетий назад. Так что все представители многочисленных современных видов относятся к этим двум породам.

Лучшей в России считается башкирская цветная утка, она немного крупнее кряквы по размерам и весу. Индийский бегун - некрупный вид уток, который имеет своеобразную осанку и напоминает пингвина. Индоутка, или имеет на голове кожные наросты, как у индюка.

Виды домашних уток включают в себя декоративных представителей. Их содержат исключительно для красоты и не используют в пищу. Капский чирок, мандаринки и каролинки очень яркие и красивые птицы.

Ареал мандаринки изначально - Восточная Азия. На гнездовье прилетает в Амурскую и Сахалинскую область, Хабаровский край и Приморье. Облюбовала горные реки и прилегающие леса. Это хороший пловец, летает быстро и маневренно. На мандаринку охотиться запрещено, она занесена в Красную книгу.

Представители мясных пород

Пекинская утка - лучший представитель вывели китайские птицеводы более 300 лет назад в пригорье Пекина. Постепенно порода распространилась по всему миру.

Крупная голова, короткие и толстые ноги, длинное туловище, немного приподнятое. Шея не очень длинная, крылья плотно прилегают к телу. Оперение пекинской утки бело-желтоватого цвета с кремовым оттенком. Этот вид быстро откармливается и набирает массу. Выносливые, крепкие и хорошо переносят суровые холода.

Украинская порода имеет хорошо развитую мускулатуру и тонкий костный скелет. Оперение плотное, по цвету бывает серое, белое и рыжеватое. Быстро развиваются и набирают вес, обладают нормальной яйценоскостью.

Московская белая утка по своему телосложению схожа с пекинской уткой. Порода выведена в Московской области. Птица имеет длинную шею, выступающую вперед грудь, широкую спину и короткие ноги. Оперение белоснежного цвета без признаков желтизны.

Мускусная утка чаще темного цвета с несколькими светлыми перьями. На голове имеет мясистые наросты красного цвета, за что ее часто называют бородавчатой уткой. Тело птицы крупное, массивное, шея короткая. Свое получили из-за особого мускусного запаха, который издают кожа и перья. Утки нетребовательны к корму, выносливы и не подвержены болезням. Быстро набирают массу тела.

Мясо-яичные породы

Хаки-кемпбелл выведена путем скрещивания нескольких видов. Тело удлиненное, грудь широкая, шея средней длины. Птица активная, подвижная, неприхотливая в еде. Дает яйца и вкусное, нежное мясо.

Зеркальная утка имеет светло-коричневую почти белую окраску. Название порода получила из-за зеркального блеска оперения. Туловище птицы длинное и широкое, короткая шея и невысокие ноги.

Яичная порода

Индийский бегун имеет вертикальное расположение тела, чем очень напоминает пингвина. Птица подвижная и активная. У утки длинная шея и длинные ноги, которые позволяют ей быстро бегать. Помимо большого количества яиц, дает вкусное нежное мясо.

Дикие утки, населяющие Россию

По всей территории России проживают птицы От самых северных широт до Восточной Сибири распространился их ареал. Многие виды диких уток служат объектом охоты.

Самый частый трофей - кряква. Подвижная, быстро скрывается под водой, если чувствует опасность. Шилохвость, напротив, быстро поднимается с воды и улетает, чем вызывает огромный интерес у охотников.

Виды диких уток России, обитающие в природе, делят на две группы. К первой относится: кряква, широконоска, шилохвость, свиязь, чирок-трескунок и др. Питаются на мелководье, много времени проводят на островках реки и лугах. Этих птиц можно встретить в дубраве, где кормом служат целые желуди. Общее название этого вида - речные утки. У птиц хорошо выделяется хвост. Речные утки отличаются формой тела от нырковых.

Кряква - утка-эталон

Это самые многочисленные представители речных диких уток. Любимый трофей охотников. Представлена в мире 12 видами, но наиболее известна среди них.

Внешний вид утки можно принимать за эталон. По сравнению с другими эти виды уток имеют более обтекаемую форму тела и короче шею. Клюв приплюснутой формы, по бокам находятся крошечные зубчики, посредством которых птица отфильтровывает воду для питания мелким планктоном и живностью.

Крылья мощные, но не длинные, что свидетельствует о хороших летательных способностях утки. Хвост немного сужен с боков, короткий и как будто срезан на кончике. Лапы немного отставлены назад, короткие. У кряквы хорошо развита копчиковая железа, отвечающая за водоотталкивающие свойства оперения.

Тело птицы достигает в длину 40-60 см. Вес утки - до 1 кг, селезень ненамного превышает по массе женскую особь. Зато оперение и окраска самца ярко выражены. Самка кряквы имеет скромный окрас, в котором преобладают коричнево-рыжие тона. По краю каждое перышко имеет белесую каемку, это придает струящийся рисунок ее телу.

Селезень не имеет пестрины совсем либо только на небольших участках. Основной окрас бурый, серый и черный. Голова и шея имеют темно-зеленую окраску, на солнце отливает фиолетово-синим цветом. Лапы птицы имеют яркий оранжевый цвет.

Ареал кряквы самый обширный. Облюбовали для себя берега пресных водоемов, которые заросли густым тростником, камышом и кустарником. Утки привыкают к присутствию человека и селятся в городской черте на прудах и каналах.

Виды уток в России, которые живут на севере, перелетные. Кряквы из Восточной Европы покидают северную часть страны с начала сентября и до середины октября, они направляются на север Африки и Малой Азии. Утки из Сибири направляются на зимовку в Китай.

Во время перелета и на зимовке образуются стаи, насчитывающие тысячи птиц, но когда они возвращаются назад к местам гнездования, то распадаются на небольшие стаи по 10-15 уток.

Нырковые утки

Представители второй группы - нырковые утки. Им необходимо нырять на глубину, помогая при этом себе лапами, так как добывать пищу этим птицам приходится на дне. Нырковые виды уток в России: хохлатая чернь, гоголь.

Это большая группа птиц, которая населяет обширную территорию России. Обитают и гнездятся на морских побережьях. Зимой мигрируют в теплые климатические зоны. Виды нырковых уток представлены птицами довольно крупного веса, которые имеют массивное телосложение и короткие ноги. Это отличные пловцы и ныряльщики, они могут оставаться под водой до 3 минут.

Чернеть

Представитель рода утиных. Относится к нырковым уткам. Обладает короткой шеей, крупной головой. Это небольшие и коренастые виды уток. Фото и название утки можно легко идентифицировать. У ошейниковой чернети голова и шея черная, будто на нее надет ошейник. Красноголовый нырок имеет ярко-рыжую, почти медного цвета, окраску головы. Его легко можно узнать.

Утка много времени проводит на воде. При необходимости достать корм со дна, ныряет полностью либо частично, оставив заднюю часть туловища на поверхности воды.

Нырковые виды уток можно легко отличить от речных по силуэту. У первых более низкая посадка и хвост они держат опущенным. Чтобы взлететь им необходим небольшой разбег, а речные могут взлететь практически вертикально. Чернеть на сушу выходит редко.

На территории России обитает и гнездится 5 разновидностей красноголовый нырок, бэров нырок обитают на европейской территории страны до Приморья.

Утки, живущие на севере России

В северных широтах России, в Ямало-Ненецком округе, проживают 23 вида, а 18 проходит там фазу гнездования. По последним подсчетам, численность всех уток, обитающих в округе, достигает 12 млн.

Морская чернеть

Морская чернеть - северная утка. Виды облюбовали тундровые зоны России, от запада до востока страны, субарктические и арктические широты Евразии. В России утку можно встретить западнее Урала (вплоть до побережья Северного Ледовитого океана) и на Ямале.

Чернеть - перелетная птица, которая останавливается на зимовку на морском побережье умеренной широты. На зимовке плавает от берега на расстоянии 10 м. Предпочитает узкие заливы и лагуны.

Самцы окрашены более колоритно. Черно-белая гамма оперения, крылья и спина рябые. Ноги голубовато-серого цвета. Самка имеет скромную окраску. В оперении преобладают коричневые тона. С водоема чернеть поднимается быстро, летит легко и стремительно. Великолепно ныряет на большую глубину. Птенцы могут в день вылупления нырять в воду, но буквально на секунду, по причине легкого веса. Зато через 6 недель после рождения спокойно проплывают под водой до 15 м.

Места для гнездовий предпочитает болотистые, преимущественно заросшие кустарником озера. Свои гнезда устраивает на земле возле самой воды в зарослях осоки. Морская чернеть является перелетной птицей и на зимовку улетает на морские побережья умеренной широты.

Кормом служат моллюски, мелкая рыбешка, листья, семена и зеленые части водных растений, которые на дне добывает северная утка. Виды чернети преимущественно держатся небольшими стаями. Служат трофеями для охотников.

Уэйн О`Доннел (Wayne O"Donnell) и его пернатый друг, утка Борис (хотя правильнее конечно селезень) настолько неразлучная парочка, что если бы Уэйн в одиночку уехал на лето в Испанию на пряжи Коста-Браво, то Борис бы грустил и отказывался выходить на прогулку.


Уэйн и Борис живут в городке Ромзи (Romsey), графство Гемпшир. Для мужчины его птица является таким же другом и домашним питомцем как для кого-то кошка или собака. Борис следует за Уэйном, куда бы он не пошел, любит посидеть с хозяином в барах и пабах, обожает поездки на автомобиле и без опаски сидит на пассажирском кресле.



Когда Уэйн берет с собой Бориса в отпуск в Испанию и гуляет с ним на побережье, то всегда оказывается в центре внимания удивленных туристов и местных жителей. По словам Уэйна, люди выглядят так, словно очень шокированы увиденным.







Особенно толпа поражается, когда Уэйн демонстрирует свой коронный трюк с Борисом, которому обучил четырехлетнюю птицу, которую взял однодневным утенком. Он поднимает Бориса и тот замирает, вытянувшись и не двигаясь, и Уэйн кладет его себе на голову, смеясь, что вот такая у него будет защита от дождя, если тот вдруг пойдет.
По словам Уэйна, утки очень умные существа. Когда у него спрашивают, почему он завел именно утку, то Уэйн в ответ спрашивает, а почему тот завел к примеру собаку? Единственное, что огорчает мужчину, это то, что ему никак не удается обучить Бориса плавать. Он несколько раз пытался это сделать, но Борис предпочитал оставаться на суше и отчаянно сопротивлялся всем попыткам заманить его в воду.

Серая утка

Красноголовый нырок

Гоголь

Чирок свистунок

Чирок трескунок

Чирок-клохтун (Занесен в Красную книгу России)

Большой крохаль

Пеганка

Свиязь

Хохлатая чернеть

Шилохвость

Широконоска

Белоглазый нырок (Занесен в Красную книгу России)

Красноносый нырок (Занесен в Красную книгу России)

Луток или малый крохаль

Морская чернеть

Мандаринка (Занесена в Красную книгу России)

Нырок Бэра (Занесен в Красную книгу России)

Огарь

Савка (Занесена в Красную книгу России)

Средний (длинноклювый крохаль)

Чешуйчатый крохаль (Занесен в Красную книгу России)

Обитает в Восточной Азии: на юге Восточной Сибири от Забайкалья до Приморья, Южном Сахалине, южных Курильских островах - Кунашир и Шикотан, в Северо-Западной и Восточной Монголии, на Корейском полуострове, в Китае (кроме западной половины), на всех Японских островах и на Тайване.

Общая численность популяции в природе оценивается примерно в 0,8-1,6 млн особей.


Косатка (касатка или косый селезень)

Косатка размножается в восточной Азии. Её гнездовья находятся в России (Хабаровске, Приморском крае, Амурской области, Чите, Бурятии, Иркутске, Туве, на востоке Красноярского края, южной и центральной Якутии, на Сахалине и Курильских островах), и в крайних северо-восточных районах Северной Кореи, и в северном Китае (во Внутренней Монголии, Хэйлунцзяне), и в северной Японии (Хоккайдо, Аомори). Она нередко встречается и за пределами своей обычной области обитания. Часто эту красивую утку содержат в неволе, благодаря чему она распространилась очень широко. Это затрудняет определение того, откуда она родом.

Вне периода размножения эти утки собираются в большие стаи.


Мраморный (узконосый) чирок (Занесен в Красную книгу России)

Мраморные чирки распространены от Испании до Центральной Азии. В России предположительно этот вид встречался в Прикаспии и дельте Волги (до 1920 года даже гнездился). Однако после 1984 года ни одной встречи с этими утками в пределах России зафиксировано не было. Зимовки мраморного чирка находятся в Северной Африке, Иране, Ираке, Пакистане и северной Индии. Мраморный чирок охраняется в Гирканском национальном парке, Барсакельмеском заповеднике, Якутском зоопарке, Парке дикой природы имени Даррелла, национальном парке Ишкёль.

Общая численность этих уток оценивается в 50-55 тысяч.


Каменушка

Распространена каменушка в Северо-Восточной Сибири, Дальнем Востоке, Северо-Западной Америке, Гренландии, Исландии. Населяет высокогорные местности, преимущественно реки ледниковой зоны. На большей части ареала - перёлетная птица. Зимует у тихоокеанских и атлантических побережий, расположенных к югу от мест гнездовий. Зимой держится на море у каменистых берегов.


Морянка (саук или аллейка)

Гнездится повсюду в северных полярных широтах, в том числе в полосе тундры, лесотундры и вдоль арктического побережья Евразии и Северной Америки, прибрежных районах Гренландии, Исландии, и на многочисленных островах. В Северной Европе распространена на севере Скандинавии и в арктических регионах России. На Камчатке гнездится к югу примерно до 60-й параллели. Для вида характерно неравномерное расселение и резкие колебания численности из года в год в пределах одной местности.

Зимует в море к югу от гнездового ареала - вдоль западного и восточного побережья Северной Америки к югу до северной Калифорнии и Северной Каролины, на Великих озёрах и заливе Гудзона, к югу от Гренландии и Исландии, в Европе большей частью на Балтике, а также в Северном море и в районе северных Британских островов, восточнее на озере Иссык-Куль, на Дальнем Востоке вдоль побережий Камчатки, острова Хоккайдо и Корейского полуострова.


Горбоносый турпан

Редкий гнездящийся, многочисленный кочующий (летующий), пролётный и редкий зимующий вид Сахалина.

Из России горбоносые турпаны улетают на зимовки к берегам Японского и Желтого морей, на побережья Северной Пацифики. Гнезда горбоносые турпаны строят в тундре и лесотундре; отмечены они и на крайнем востоке страны — на Сахалине.

На территории России горбоносые турпаны гнездятся в частности в Восточной Сибири, в предгорьях Саян, на территории Красноярского края.


Обыкновенный турпан

Вид обитает на севере Евразии и в Северной Америке. Птицы гнездятся в бореальных хвойных лесах, а также на горных озёрах. Зимует в умеренном поясе, в России - на Чёрном и Каспийском морях.


Гнездовья синьги расположены на севере Британских островов, в Исландии и Скандинавии, на севере России, в западной Сибири. На зимовку синяя утка отправляется в умеренные районы на юге Испании и Марокко. В Азии чаще зимует на прибрежных водоёмах Японии, Китая и Кореи.

Общительная птица, держится на море большими стаями.


Американская (тихoокеанская синьга)

Американская, или тихoокеанская синьга — Melanitta americana — обитает от Скандинавии до реки Лены. В европейской части архипелага гнездится к северу вплоть до морского побережья, в Сибири на побережье не гнездится.

Американская синьга распространена на крайнeм северо-востоке Азии от Лено-Янского междуречья до низовий Анадыря Камчатки, севернх Курил и Сахалина. Синьги населяют озеpа тундровой зоны и северной тайги. Зимовки синьги расположены в Северной Атлантике от севера Скандинавского полуострова до Азовских оcтровов. Американская синьги зимует на тихоокеанских побережьях, а в России — у Восточной Камчатки, Командорских и Курильских островов.


Сибирская гага (стеллерова гага или малая гага)

Как и у очковой гаги, центральным местом её ареала является Берингово море. В Восточной Сибири утка гнездится вдоль побережья Северного Ледовитого океана к западу до Ямала. На Аляске гнездовья это птицы отмечены от низовьев Юкона к югу до нижней оконечности полуострова и к востоку до устья Маккензи. Поселения этой птицы также отмечены на острове Врангеля. В начале XX века гага спорадически гнездилась на норвежских берегах Варяжского залива, а в 1990-е годы была отмечена в Мурманской области и в Кандалакшском заливе.


Гага-гребенушка

Распространение кругополярное, однако птицы отсутствуют в промежутке между Исландией и Норвегией, где течение Гольфстрим делает воду для них слишком тёплой. В Евразии гнездится в прибрежной полосе от полуострова Канин к востоку до восточной оконечности Чукотки, далее к югу и западу до залива Креста, а также на арктических островах: Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Белый, Новосибирских и Врангеля.
На севере европейской части устраивает гнёзда только на Шпицбергене, лишь изредка появляется к западу до Мурмана и Кандалакшского залива в Белом море.


Основные районы обитания - арктические, субарктические и северные с умеренным климатом побережья Канады, Европы и Восточной Сибири.

В Европе распространён номинативный подвид mollissima - район обитания охватывает Британские острова, прибрежные воды Северного и Балтийского морей, побережье Скандинавии, Кольского полуострова и Белого моря к югу до Кандалакши, восточнее до Новой Земли и острова Врангеля. Возможно, гнездится на побережье полуострова Канина. Начиная со второй половины XX века, оседлые стайки гаг были обнаружены значительно южнее - на Чёрном море в районе Черноморского заповедника. Наконец, на северо-востоке Евразии район обитания охватывает побережье от Чаунской губы к востоку до Берингова пролива и далее на юг до северо-восточных берегов Камчатки, а также северо-восточное побережье Охотского моря от Тауйской губы к востоку до Пенжинской губы. Включает в себя острова Новосибирские, Вайгач, Врангеля, Карагин, Медный, Беринга, Диомида.


Очковая гага

Область распространения очковой гаги одна из наиболее ограниченных среди всех полярных птиц. Основные места гнездовий этой птицы расположены вдоль арктического побережья России в устьях Колымы и Индигирки, в узкой полосе тундры в промежутке между бассейнами этих рек, а также в районе дельты Юкона на Аляске. Наиболее западной областью в Восточной Сибири, где отмечены гнездовья птицы, следует считать дельту Яны, наиболее восточной - Колючинскую губу.


Организация: МБДОУ ДСКВ №86 «БЫЛИНУШКА»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Дети должны знать:

Понятие «домашние птицы»;

Как называется помещение, где живут домашние птицы;

Чем эти птицы питаются;

Название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

О пользе домашних птиц для человека;

Для чего люди разводят домашних птиц;

Существительные : утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;

Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:

Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.

  1. Игра«Собери семью»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят. Развитие зрительного внимания.

Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.

Ход игры:

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.

Логопед говорит: "Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?" Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.

у утки - утенок, у гусыни - ..., у индюшки - ..., у курицы - ... .

  1. Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
    Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
    Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
    Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…
  2. Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.

Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

у человека - дети, а у птиц - птенцы.

у человека - нос, а у птицы - . . .

у животных - шерсть, а у птиц - . . .

у кошки - лапы, а у птиц - . . .

  1. Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
    Гусь - гогочет,
    утка - крякает,
    курица - кудахчет,
    петух - кукарекает,
    цыпленок - пищит,
    индюк - балаболит.
  2. Игра «Назовите родителей»
    У цыпленка - курица, петух;
    у индюшонка - индюшка, индюк;
    у утенка - утка, селезень;
    у гусенка - гусыня, гусак.
  3. Игра «Назови, какой и какая птица?»
    Петух - красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
    И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
  4. Игра «Один - много»
    Гусь - гуси - много гусей,
    утка - утки - уток,
    петух - петухи - петухов,
    курица - куры - кур,
    селезень - селезни - селезней,
    гусенок - гусята - гусят,
    гусыня - гусыни - гусынь,
    утенок - утята - утят,
    индюк - индюки - индюков,
    индюшка - индюшки - индюшек,
    индюшонок - индюшата - индюшат.
  5. Игра «Назови ласково»
    Петух - петушок - петушки,
    зерно - зернышко - зернышки,
    курица - курочка - курочки,
    цыпленок - цыпленочек - цыплятки,
    утка - уточка - уточки,
    гусь - гусачок (гусенок) - гусачки (гусята, гусятки),
    гусыня - гусынюшка - гусынюшки,
    утенок - утеночек - утятки,
    индюшка - индюшечка - индюшечки,
    индюшонок - индюшоночек - индюшатки,
    яйцо - яичко - яички,
    крыло - крылышко - крылышки.
  6. Игра «Сравни и назови по образцу»
    Красивый - красивее, мягкий - мягче,
    твердый - тверже, длинный - длиннее,
    корокий - короче, добрый - добрее,
    злой - злее, сильный - сильнее,
    слабый - слабее, высокий - выше,
    низкий - ниже, толстый - толще,
    тонкий - тоньше.
  7. Игра «Кого не стало?».

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.

Гусь - гусыня - гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем один из членов семьи убирается и логопед спрашивает: «Кого не стало?»

  1. Игра «Какое слово не подходит?»

Цель: Развитие слухового внимания.

Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата.

  1. Упражнение «Кто лишний?»

Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.

Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.

Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.

Индюк, утка, клёст, гусыня.

Синица, утка, индюк, петух.

Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.

Перо, крыло, клюв, утка.

  1. Упражнение «Запомни слова»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.

Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.

Например:

Петушок, курица, цыпленок, цыплята..

Гусь, индюк, петух, утка...

  1. Игра «Исправь ошибку»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления

Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.

У утки - гусята, у индюшки - цыплята,

у курицы - утята, у гусыни - индюшата.

  1. Игра: «Закрытая картинка»

Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.

Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».

Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?

У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?

У неё крылья Заострённые? Закруглённые?

После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.

  1. Игра «Угадай кто это?»

Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать

загадки по опорным словам.

Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (курица).

Ку-ка-ре-ку - стерегу! (петух).

Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)

Кря-кря- ищу червя! (утка).

  1. Игра «Какая домашняя птица?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход игры: Кудахчет - ..., кукарекает- ..., крякает - ..., гогочет - ...

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: "Кто как передвигается?

Утка (что делает?) - ходит, плавает, летает. Индюшка-…, курочка-…

Развитие общих речевых навыков.

Стихотворение «Курица с цыплятами»

Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”

Наши уточки с утра -

Кря -кря -кря! Кря - кря - кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда -

Га - га - га! Га - га - га!(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки -“крылья” назад.)

Наши курочки в окно-

Ко -ко-ко! Ко -ко -ко!(Останавливаются, встают лицомв круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя - петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет: ку -ка -ре-ку!(Встают спиной в круг, вытягиваютшею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Диалог «Курочка-рябушка»

Курочка-рябушка, куда ты идёшь?

На речку.

Курочка-рябушка, за чем идёшь?

За водой.

Курочка-рябушка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят,

На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!

(Народная песенка)

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

Где вы бывали? Что вы видали?

Мы видали волка: Унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого.

Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.

(Народная песенка)

Пальчиковая гимнастика.

Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,

Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого, а со слов

А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать

Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал:

« Пи-пи-пи!»-

« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Игра “Гусь”

(кумыкская народная песенка)

Где ладошка? Тут?

На ладошке пруд?

Палец большой –

Это гусь молодой.

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда - в живот!

Игра “УТОЧКА”

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,(Загибают безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого.(Загибают указательный палец.)

Игра «Сколько было утят в стае?»

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Порезвиться, поплескаться.

Первый среди них – вожак.

Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»

У трёх других утят

Спинки жёлтые блестят.

А последний поотстал.

Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Ещё двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

Загадки.

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня... (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детёныши?

Чем питается?

Где живёт?

Какую пользу приносит?

Кто ухаживает?

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.

Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.

Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:

- Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:

- Пи – пи – пи!

Но споткнулся и шлепнулся в лужу.

В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:

- Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!

Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.

Вопросы:

Про кого была сказка?

Как звали маму?

Какого цвета был кот?

Кого потом увидел цыпленок?

Что кричал петух?

А как кричал цыпленок?

Куда он упал?

Кто там сидел?

Что лягушка сказала?

Кто пожалел цыпленка?