Практическая работа 1 по физике. Методика проведения лабораторных и практических работ по физике


Практическая работа № 1

Тема: «Определение цены деления шкалы приборов»

Цель работы: Научиться применять технику определения цены деления шкалы прибора.

Оборудование: три измерительных прибора (линейка ученическая, термометр, мензурка и т.д.), карточки с картинками приборов.

Теория:

Правило определения цены деления прибора.

1) Найти на шкале прибора два рядом стоящие числа, от большего отнять меньшее.

3) Разделить разность чисел на количество делений между ними.

Ход работы:

1. Повторить правило нахождения цены деления прибора.

2. Используя правило определить цену деления приборов.

3. Результаты записать в таблицу.

4. Написать вывод.

Таблица:

Название прибора

Цена деления (ед.измер)

Дополнительное задание: Определить температуру в классе, время, давление с учетом цены деления приборов.

Практическая работа № 2

Тема: «Относительность движения. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости».

Цель работы: Сравнить равномерное и неравномерное движение. Найти для одного и того же тела различные системы отсчета. Определить скорость движения тела. Переводить произвольные единицы измерения в основные.

Оборудование: Легкоподвижные тележки,(трубка с водой, содержащий пузырек воздуха), бруски, измерительные ленты, секундомер.

Теория:

Равномерное движение это то, при котором за равные промежутки времени тело проходит одинаковый путь.

Неравномерное движение это то, при котором за равные промежутки времени тело проходит неодинаковый путь.

Абсолютного покоя и абсолютного движения в природе не существует. Для одного и того же тела всегда можно найти такую систему обсчета относительно которой тело движется, и такую систему отсчета относительно которой – покоится.

Скорость характеризует быстроту движения тела. Рассчитывается по формуле:v=S/ț.

Основные единицы измерения скорости: м/с.

Ход работы:

1. Используя легкоподвижные тележку и прикладывая к ней постоянную силу, наблюдать равномерное движение.

2. Используя легкоподвижные тележку и прикладывая к ней переменную силу, наблюдать неравномерное движение.

3. Во время движения тележки с бруском, найти такое тело отсчета относительно которого брусок движется, и такое тело отсчета относительно которого находится в покое.

4. Измерить расстояние, которое проехала тележка.

5. Измерить время, в течение которого тележка проехала данное расстояние.

7. Отчет оформить в виде таблицы.

8. Написать вывод.

Таблица:

Расстояние, s (м)

Время, ț (с)

Скорость, v (м/с)

Скорость, v (км/ч)

Дополнительное задание: Привести пример об относительности движения.

Практическая работа № 3

Тема: «Путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении»

Цель работы:

Оборудование:

Теория:

1.На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 3600 км/ч, настигла его через 0,5 с?

2.Найди скорость, если путь, пройденным телом за 3 мин., равен 5,4 км.

3.На одну кочку длиной 60 см Колобок поднимался равномерно 25 секунд, а скатывался с той же кочки со скоростью 25 см/с. С какой средней скоростью двигался колобок?

Практическая работа № 3

Тема : «Путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении»

Цель работы: Повторить понятия путь, перемещение, координату из курсов математики и географии. Определить координату тела при равномерном прямолинейном движении.

Оборудование: Виртуальная демонстрация движущегося тела по кривой линии, по прямой линии, измерительные ленты.

Теория:

Путь – это длина траектории движения.

Перемещение – это кратчайшее расстояние между начальной и конечной точкой движения.

Координату тела движущегося прямолинейно и равномерно можно рассчитать по формуле: х=х₀+s или s=х₀+v·ț

Ход работы:

1. Повторить понятие перемещение,путь и координату.

2.Зарисовать графически путь и перемещение движущегося тела.

3.Повторить правило и формулы определения координаты тела в любой точке траектории при равномерном прямолинейном движении.

4. Решить задачи:

1)Велосипедист, движущийся по прямой дороге со скоростью 12 км/ч, проехал мимо наблюдателя с севера на юг. Где был велосипедист 2 ч на север? Где он окажется через 1,5 ч.?

2) Тело движется равномерно и прямолинейно, траектория его движения АВ показана на оси ОХ. Масштаб: 1 деление – 10 см. Определите координаты тела в начале и в конце движения.

А В

О Х

3) Эксперементальная задача: Считая началом координат входную дверь в кабинет определить свое место распложение.

4. Написать вывод.

Практическая работа № 4

Тема:

Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Сила тяжести. Вес тела. Невесомость».

Оборудование: Карточки задания.

Теория:

1) Сила тяжести - сила, с которой Земля действует на все тела. Приложена к телу и направлена вертикально вниз.

2) Вес- сила, с которой тело действует на опору или подвес.

3) Невесомость- нет опоры, нет подвеса.

4) Перегрузка- возникает с нарастающей скоростью по вертикали вверх.

Реши задачи:

1) Масса листика, сорвавшегося с березы 0,1 гр, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой березы 10 кг. Во сколько раз силы тяжести, действующая на планирующий листик меньше силы тяжести, действующего на кота?

2) Зная свою массу, определи вес своего тела.

3) Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши до поверхности планеты Земля.

4) На обеденном столе в тарелке, обложенный со всех сторон солеными огурчиками, лежит каравай хлеба массой 3 кг. Вычислите действующую силу тяжести на каравай и опишите как вес каравая действует на огурчики.

5) Изобразить графически силу тяжести, вес действующие на тела.

Практическая работа № 5

Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»

Цель работы: Научиться применять «Закон Гука»при решении задач.

Оборудование: Карточки задания

Теория:

1)Закон Гука – сила упругости, возникающая при упругих деформациях, прямо пропорциональные численному значению изменения длины

2) При последовательном и параллельном соединении пружин жесткость меняется.

К к

Реши задачи:

1) Под действием силы 20 Н пружина растянулась на 12 см. Какая сила растянет пружину на 15 см.

2) Найдите жесткость пружины, которая под действием силы 10 Н удлинилась на 10 см.

3) Почему стальной шарик хорошо отскакивает от камня и плохо отскакивает от асфальта?

4) При прополке посевов вручную сорняки не следует выдергивать из земли слишком быстро. Почему?

5) Как заставить гирю в 10Н растягивать пружину динамометра с силой большей 10Н?

6) Имеется несколько динамометров, рассчитанных на измерение силы до 4Н. Как с помощью этих приборов измерить вес тела более 4Н?

Практическая работа № 6

Тема : «Силы в механике»

Цель работы: Научиться определять силы тяжести, упругости, трения с помощью динамометра и знать различия между ними.

Оборудование: Динамометр, металлическая пластина, наждачная бумага, деревянная линейка, бруски различной массы.

Теория:

1)Динамометр- прибор для измерения сил

2) Сила тяжести - сила, с которой Земля действует на все тела. Приложена к телу и направлена вертикально вниз.

3) Сила упругости - сила, возникающая при упругих деформациях, прямо пропорциональная численному значению изменения длины

4) Сила трения - сила, которая возникает при движении одного тела по поверхности другого.

Ход работы:

1.Измерить силу тяжести брусков.

2.Измерить силу упругости брусков.

3. Измерить силу трения брусков.

(дерево по дереву)

(дерево по металлу)

(дерево по шершавой плоскости)

Практическая работа № 7

Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»

Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Давление».

Оборудование: Карточки задания.

Теория:

1) Давление – это отношение силы к площади, на которую в перпендикулярном направлении действует сила.

2) Формула расчета давления твердых тел: р=F/S.

3) Закон Паскаля: Давление жидкостями и газами передается во все стороны одинаково.

4) Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести определяется по формуле: р=рgh

Реши задачи:

1. Сила 100 Н действует на площадь 200см². Определите давление.

2. Окружающий нас воздух оказывает на все тела давления. Какая сила действует на поверхность стола, размеры которого 60см х 80см? (атмосферное давление 10 5 Па)

3. Как изменится давление столбика жидкости на Луне по сравнению с Землей; на Марсе?

4. Определите давление на глубине 0,6 м в воде, керосине, ртути.

5. Изменится ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще прокатит на раме дедушку?

Ответы: 1) 5кПа, 2) 48кН, 3) на луне и марсе давление меньше, чем на земле, 4) 6кПа, 4,8кПа, 81,6кПа, 5) да,увеличится.

Практическая работа № 8

Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»

Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел. Ареометры».

Оборудование: Карточки задания.

Теория:

3) Условия плавания тел:

Если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело тонет и оседает на дне;

Если сила тяжести, действующая на тело, точно равна по абсолютной величине архимедовой силе, то тело будет в равновесии внутри жидкости;

Когда архимедова сила больше силы тяжести, тело всплывает на поверхность воды, но при этом часть тела обычно остается погруженной в жидкость.

4) Ареометр – прибор для измерения плотности жидкости.

Реши задачи:

1. Будет ли плавать на поверхности воды тело массой 350 кг и объемом 0,4 м³?

2. Деревянный брусок в форме параллелепипеда плавает на поверхности воды. Глубина погруженной части бруска равна 4 см, над поверхностью воды выходит часть бруска высотой 1 см. найдите плотность дерева.

3. Определите, из какого материала изготовлено старинное изделие, если его вес в воздухе составляет 170 Н, а в воде – 150Н.

4. Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?

5.Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Практическая работа № 9

Тема: «Проверка закона Архимеда»

Цель работы: Сравнить вес тела в воздухе и в жидкости.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, стакан толстостенный, измерительный цилиндр, несколько тел с подвязанными петлями из ниток, сосуд с водой.

Теория:

1) На тело, погруженное в жидкость (газ), действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная по модулю весу жидкости (газа), которую вытесняет данное тело – это формулировка закона Архимеда.

2) Формула для расчета выталкивающей силы, действующей на тело погруженное в жидкость или газ: F=pVg.

Ход работы:

1. С помощью измерительного цилиндра измерьте объем тела.

2. Закрепите в штативе динамометр, подвести с помощью нитяной петли тело к крючку динамометра и найдите вес тела в воздухе.

3. Подставьте под тело стакан с водой и опустите муфту с лапкой и динамометром, пока все тело не окажется в воде. Найдите вес тела в воде и вычислите значение выталкивающей силы.

4. Зная объем тела и плотность воды, проверьте, равна ли выталкивающая сила весу вытесненной жидкости.

5. Проделайте опыт с другим телом. Результаты опытов запишите в таблицу.

Таблица:

Испытуемое тело

Объем тела V, см³

Вес тела в воздухе Р, Н

Вес тела в воде Р, Н

Выталкивающая сила F, H

Вес вытесненной жидкости Р, Н

Дополнительное задание:

1.Два персонажа народной сказки отрицательный и положительный, поочередно погружались в три жидкости: в вареную воду, в студеную воду и молоко. В каком случае выталкивающая сила была больше?

2. Где больше вес имеет солидный карась, в родном озере или на чужой сковородке?

Практическая работа № 10

Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»

Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Работа. Мощность. Энергия»

Оборудование: Карточки задания.

Теория:

1) Работа – это физическая величина равная произведению силы приложенной к телу на перемещение под действием этой силы.

2) Если тело совершило работу, значит, тело обладает энергии.

3) Виды механической энергии: Кинетическая – энергия движения и потенциальная – энергия взаимодействия.

4) Формула расчета кинетической энергии:

5) Формулы расчета потенциальной энергии: mgh;

6) Мощность – это величина показывающая быстроту выполнения работы.

Реши задачи:

1. Пока Петины друзья занимались общественно-полезным трудом Петя масса которого 35 кг, залез на самую верхушку березы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя.

2. Мощность четырехлетней Гульмиры равна 100 Вт. Какую работу она не на секунду не останавливаясь и не умолкая, совершит за 30 с?

3. Семиклассник Марат расталкивая в школьном буфете первоклассников за 1 мин. Совершил работу, равную 4200 Дж. Какова мощность семиклассника неудержимо рвущегося к еде.

4. Мальчик отвез на санках сестренку в детский сад, а затем вернулся домой той же дорогой с порожними санками. Одинаковую или различную силу прикладывал он к веревке санок на пути в сад и домой. Ответ обоснуйте. Сравните работы совершенные мальчиком на пути туда и обратно.

5. В яму глубиной 1 м за 10 с падает 10 одинаковых мальчиков. Средняя плотность мальчика 1000 кг/м³, объем каждого мальчика 0, 004м³. Какова кинетическая энергия мальчиков в момент приземления .

Ответы: 1) 4200Дж, 2) 3000Дж, 3) 70 Вт, 4) А 1 А 2 , 5) 0,2Дж

Практическая работа № 11

Тема: «КПД простого механизма».

Цель работы: Определить коэффициент полезного действия рычага.

Оборудование: динамометр, рычаг, набор грузов, линейка ученическая, штатив с лапкой и муфтой.

Теория:

1) Рычаг – это твердое тело, которое вращается вокруг неподвижной точки опоры.

2) Рычаг находится в равновесии, если сумма моментов сил, действующих по часовой стрелке равна сумме моментов сил действующих против часовой стрелки.

3) Момент сил – это произведение силы на плечо.

4) Плечо – кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы.

Задача:

Одна агрессивная сила хотела оккупировать рычаг, но в этот момент с другой стороны рычага подоспела миротворческая. Миротворческая сила в 200 Н. имела плечо 4 м., агрессивная сила имела плечо 2 м. Вычислите моменты этих двух сил, и скажите кто победит, когда одна сила начнет действовать по часовой стрелке, а другая - против?

Ход работы:

1. Закрепить рычаг на штативе.

2. Определить вес груза с помощью динамометра и подвесить его на одно из плеч рычага, рукой придерживая второе плечо, добиваясь равновесия рычага.

3. Измерить расстояние от стола до груза.

4. С помощью динамометра прикрепленного ко второму плечу поднять груз на 5 см.

5. Определить показание динамометра.

6. Измерить расстояние, на которое опустилось второе плечо.

10. Заполните таблицу и сделайте вывод.

Таблица:

Дополнительное задание: Предложите способы увеличения КПД рычага.

Практическая работа № 12

Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»

Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Взаимодействие тел. Движение. Давление. Работа, мощность, энергия».

Оборудование: Карточки задания.

Реши задачи:

1. Петя ехал к бабушке на электричке и всю дорогу издевались над ним две неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался – дергал назад. Что это за хулиганские явления и может ли транспортная милиция с ними справиться?

2. Автомобиль первую половину пути проехал со скоростью 50 км/ч, а вторую половину пути со скоростью 40 км/ч. Найти среднюю скорость на всем пути.

3. Масса дяди Бори 79 кг., площадь пола, которую занимают ноги д.Бори равно 0,02 м². Определите давление, которое д.Боря окажет на стельки собственных ботинок, когда он их оденет.

4. Какую массу имело тело, заброшенное на крышу дома, высотой 15 м. и обладающей потенциальной энергией 300 Дж.

5. Какой мощностью обладает водопад, если ежесекундно падает 8000 м³ воды. Высота водопада 15 м.

6. К уравновешенному рычагу приложены две силы равные 1Н и 2Н. При каком условии сохранится равновесие рычага.

Ответы; 1) инерция, 2) 45км/ч, 3) 39,5кПа, 4) 2кг, 5) 1200*10 6 Вт, 6) 2м и 1м

Байтөлеу Мадина Байтөлеуқызы
Учебное заведение: КГУ "ОСШ №24" г. Темиртау
Краткое описание работы: Лабораторная работа «Проверка закона сохранения импульса»Цель: определить импульсы замкнутой системы до и после взаимодействия тел, входящих в нее, и проверить закон сохранения импульса, рассчитать абсолютную и относительную погрешности прямых измерений дальности полета одного из шаров. Приборы и принадлежности:штатив с лапкой, 2 шарика одинакового объема и разной массы, лоток для пуска шарика, листы белой и копировальной бумаги, рулетка, весы электронные.

Физика — это раздел естествознание, который изучает наиболее общие законы природы и материи. В российский школах физика преподается в 7-11 классах На нашем сайте материалы по физике находятся в разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия […]


Качественные лабораторные и практические работы по физике на портале Конспектека

Теоретические знания, не подкрепленные практикой, зачастую являются бесполезными. Именно поэтому практические работы так важны в учебном процессе. Они помогают лучше усвоить материал и приобрести важный навык в использовании теории. Тем не менее, каждый учитель, который ставит своей задачей составление качественного проверочного материала, который бы помог эффективно оценить уровень полученных знаний и помочь учащимся глубже разобраться в изучаемом материале, является нетривиальной задачей, требующей много времени и сил.

Помочь в этом нелегком процессе помогут собранные на нашем сайте готовые практические и лабораторные работы по физике, которые присылают нам лучшие педагоги со всей страны. Эти материалы вобрали в себя богатый опыт и преподавательское мастерство составителей. Они выполнены в строгом соответствие с ФГОС, поэтому их можно смело использовать в учебном процессе.

Если у вас имеются свои наработки по предмету физика, то смело присылайте их нам, и мы разместим их на портале. Коллеги несомненно оценят ваш труд и старания!

Задание по программированию на языке QBasic.

Задание в СУБД MS Access

В соответствие с таблицей 1 выбирается номер варианта. Задача выполняется в MS Access в соответствии с примером.

Вариант 1

1. Создать таблицу: Количество продукции

2. Создать таблицу: Полная себестоимость продукции

Код продукции ).

Себестоимость продукции

Себестоимость единицы продукции: Полная себестоимость / Количество

6. По запросу создать отчет Себестоимость продукции (Итог по полю: Полная себестоимость).

Вариант 2

1. Создать таблицу: Посевная площадь

2. Создать таблицу: Валовой сбор

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код культуры ).

Сервис → Схема данных

5. На основании таблиц создать запрос: Урожайность культур

Урожайность: Валовой сбор / Посевная площадь

6. По запросу создать отчет Урожайность культур (Итог по полю: Посевная площадь).

Вариант 3

1. Создать таблицу: Количество продукции

2. Создать таблицу: Общая стоимость

Стоимость единицы продукции: Общая стоимость / Количество продукции

6. По запросу создать отчет (Итог по полю: Общая стоимость).



Вариант 4

1. Создать таблицу: Основная зарплата

2. Создать таблицу: Дополнительная зарплата

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос:

Итого: Основная зарплата + Дополнительная зарплата

6. По запросу создать отчет Расчет суммы заработной платы (Итог по полю: Итого).

Вариант 5

1. Создать таблицу: Количество продукции

2. Создать таблицу: Стоимость продукции

Стоимость единицы продукции: Стоимость продукции / Количество продукции

6. По запросу создать отчет Расчет стоимости единицы продукции (Итог по полю: Стоимость продукции).

Вариант 6

1. Создать таблицу: Список сотрудников

2. Создать таблицу: Отработано часов

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос: Расчет суммы заработной платы

Сумма: Отработано часов * Тарифная ставка

6. По запросу создать отчет Расчет суммы заработной платы (Итоги по полям: Отработано часов, Сумма).

Вариант 7

1. Создать таблицу: Сотрудники

2. Создать таблицу: Оклад

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос: Расчет оплаты сотрудникам

Налог: Оклад * 0,13

Сумма выплаты: Оклад – Налог

6. По запросу создать отчет Расчет оплаты сотрудникам (Итоги по полям: Оклад, Налог, Сумма выплаты).

Вариант 8

1. Создать таблицу: Плановый выход продукции

2. Создать таблицу: Фактический выход продукции

Отклонение: Фактический выход – плановый выход продукции

6. По запросу создать отчет Отклонение от плана по выходу продукции

Вариант 9

1. Создать таблицу: Количество тракторов

2. Создать таблицу: Коэффициент перевода в условные

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код трактора ).

5. На основании таблиц создать запрос:

Количество условных тракторов:Количество * Коэффициент перевода

6. По запросу создать отчет Определение количества условных тракторов (Итог по полю: Количество условных тракторов).

Вариант 10

1. Создать таблицу: Удобряемая площадь

2. Создать таблицу: Норма внесения удобрений

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код культуры ).

5. На основании таблиц создать запрос: Потребность хозяйства в удо брениях

Потребность: Удобряемая площадь * Норма внесения удобрений

6. По запросу создать отчет Потребность хозяйства в удобрениях (Итоги по полям: Удобряемая площадь, Потребность).

Вариант 11

1. Создать таблицу: Список сотрудников

2. Создать таблицу: Оклад

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос:

Премия: Оклад * 0,5

Сумма всего: Оклад + Премия

6. По запросу создать отчет Расчет оплаты труда сотрудникам (Итоги по полям: Оклад, Премия, Сумма всего).

Вариант 12

1. Создать таблицу: Произведено кормов

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код кормов ).

5. На основании таблиц создать запрос: Соотношение производства кормов и их потребности

2. Создать таблицу: Цена ГСМ

Стоимость ГСМ: Количество * Цена

6. По запросу создать отчет Расчет стоимости горючих и смазочных материалов (Итог по полю: Стоимость ГСМ).

Вариант 14

1. Создать таблицу: Список сотрудников

2. Создать таблицу: Оклад

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Табельный номер ).

5. На основании таблиц создать запрос: Расчет оплаты сотрудникам

Налог: Оклад * 0,13

Сумма выплаты: Оклад – Налог

6. По запросу создать отчет Расчет оплаты сотрудникам (Итоги: Оклад, Налог, Сумма выплаты).

Вариант 15

1. Создать таблицу: Объем выполненных работ

2. Создать таблицу: Расценок

3. Создать схему данных (связь по полю Код видов работ ).

4. На основании 2-х таблиц создать запрос: Стоимость видов работ

Стоимость работ: Объем выполненных работ * Расценок за ед. выполненных работ

5. По запросу создать отчет Стоимость видов работ (Итоги: Стоимость работ).

Пример выполнения задания:

1. Создать таблицу: Список сотрудников

3. Создать формы для созданных таблиц.

4. Создать схему данных (связь по полю Код ).

5. На основании таблиц создать запрос: Расчет подоходного налога

Подоходный налог: Оклад * 0,13

6. По запросу создать отчет Расчет подоходного налога (Итог по полю: Оклад, Подоходный налог).

Решение:

1. Создать файл базы данных.

2. Создать с помощью Конструктора таблицу Список сотрудников:

4. Аналогично создать таблицу Оклад.

5. В режиме Мастера создать формы для таблиц и ввести данные в таблицы.

6. Создать схему данных, выбрав вкладку Работа с базами данных – Схема данных.

Появится окно добавление таблицы:

Добавить таблицы и связать их по полю Код.

7. На основании таблиц в режиме Конструктор создать запрос: Расчет подоходного налога .

8. Добавить новое поле Подоходный налог и ввести формулу с помощью построителя:

9. В итоге получим следующее:

10. На основании запроса в режиме Мастера создадим отчет Расчет подоходного налога .

11. В режиме конструктора отредактируем отчёт, добавив итоги для полей Оклад и Подоходный налог. Для этого откроем созданный отчёт в режиме Конструктора, щелкнув на нём правой кнопкой и выбрав Конструктор.

12. Расширим поле примечание отчёта и добавим новое поле, нажав на кнопке ab| и отпустив её в нужном месте на поле Примечание отчёта.

Появится поле свободный:

Необходимо ввести формулу:

13. После сохранения отчёта, открыть его в режиме просмотра:

В соответствие с таблицей 1 выбирается номер варианта. Задачи выполняются в соответствии с примером.

Вариант 1

y: .

2. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значения y: при а >0 и при а £ 0 .

3. Составить схему алгоритма и программу для определения значений х: при изменении y от у -начального до у -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления среднего арифметического положительных элементов массива B .

Вариант 2

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения .

а: при b >0 и при b £ 0 .

b: при изменении a от а -начального до а -конечного с шагом h.

4. Составить схему алгоритма и программу для определения количества отрицательных элементов в массиве K .

Вариант 3

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у : .

у : при а >0 и при а £ 0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычислений значений m : при изменении переменной a от а- начального до а -конечного с шагом h.

4. Составить схему алгоритма и программу определения количества положительных и отрицательных элементов в массиве из В .

Вариант 4

1. Составить схему алгоритма и программу расчета .

у: при х >0 и при х£0 .

у : при изменении x от x- начального до x- конечного с шагом h.

4. Составить схему алгоритма и программу для вывода элементов одномерного массива A , значение которых больше 25.

Вариант 5

1. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значений у: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х : при a>0 и при a£0 .

3. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значений у: при изменении x от x- начального до x- конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу подсчета результатов от деления двух массивов A, B , результат записать в массив C .

Вариант 6

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х : .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: при c£0 и при c>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений с: при изменении а от а -начального до а -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу определения положительных элементов в массиве A .

Вариант 7

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: при m£0 и при m>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений n : при изменении а от а- начального до а -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу по расчету суммы элементов массива X.

Вариант 8

1. Составить схему алгоритма и программу определения .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения а: при x>0 и при x £ 0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений l: при изменении b от b -начального до b -конечного с шагом h .

Y значения которых меньше 15 .

Вариант 9

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения с : . Исходные данные и результат выдать на печать.

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения с : при x£0 и при x>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений у: при изменении переменной b от b -начального до b -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления произведения положительных элементов массива C .

Вариант 10

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения т: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х: при b£0 и при b>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений х: при изменении у от у -начального до у -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу выбора из массива A чисел больше 5.

Вариант 11

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения x: если d>0 и если d£0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: при изменении переменной b от b -начального до b -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу определения элементов массива C , значения которых больше 9 .

Вариант 12

1. Составить схему алгоритма и программу определения значения k: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения х: при y£0 и при y>0 .

3. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значения k: при изменении x от x -начального до x -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления произведения элементов массива X .

Вариант 13

1. Составить схему алгоритма и программу для вычисления значения с: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычислений значения х: при z>0 и при z≤0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений s: при изменении переменной x от x -начального до x -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления произведения элементов двух массивов X и B . Произведение записать в массив K .

Вариант 14

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значения у: .

2. Составить схему алгоритма и программу определения значения у : при b >0 и при b£ 0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений а: , при изменении переменной у от у -начального до у -конечного с шагом h .

4. Составить схему алгоритма и программу вычисления суммы отрицательных элементов массива A .

Вариант 15

у: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления у: при х >0 и при х£0 .

3. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений z: , где переменная x меняется от x -начального до x -конечного с шагом h.

4. Составить схему алгоритма и программу определения количества положительных и отрицательных элементов в массиве B .

Пример:

1. Составить схему алгоритма и программу вычисления значений у: .

2. Составить схему алгоритма и программу вычисления у: при х >0 и при х£0 .


N
I=1
X(i)

X(i)<0
X(i)

i=i+1
i≤N
Конец

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Волжского Волгоградской области
Практические задачи по
физике для 7 класса
Составитель: Учитель физики
Патрина Е.Г.

2012­2013 уч. год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает
увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки
учащихся, включающей систему лабораторно­практических заданий.
В предлагаемом учебно­методическом пособии приведены практические работы по
разделам курса физики за 7 класс. В работах обращается внимание на роль физики в
объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся
физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической
и практической частей предмета. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то
они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать
верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно
полного владения материалом. Систематическое выполнение учащимися
экспериментальных практических работ способствует более осознанному и
конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике,
развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти
задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и
инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности.
Роль практических работ невозможно переоценить. Они позволяют познакомить
учащихся с экспериментальными методами познания в физике, с ролью эксперимента в
физических исследованиях (в итоге формируется научное мировоззрение). А также
способствуют формированию таких экспериментальных умений, как: наблюдение
явлений, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, анализ результатов,
способность устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п.
Практико­ориентированные работы служат как для повторения изученного материала,
так и для знакомства с новыми явлениями. Так как не всегда в школьном кабинете
физики есть достаточное количество комплектов приборов и оборудования для

проведения лабораторных работ, то особенностью предлагаемых работ является тот
факт, что для их выполнения не требуется специального оборудования
В пособии представлены описания практических и лабораторных работ по физике для
учащихся 7 классов, которую я сама составила и использую в качестве
самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно
просты и могут быть выполнены или индивидуально или в группе.

При выполнении практической работы необходимо придерживаться следующих
правил:
1. Название практической работы
2. Цель работы..
3. Перечень используемых приборов и материалов. (оборудование)
4. Ход работы, в котором отображаются наблюдения учащихся. Можно ход работы
оформить в виде таблицы:
Действия
Наблюдения
Рисунок или фотография
В некоторых работах результаты представляют в виде графика, причем нанесенные
точки соединяются не ломаной кривой, а плавной линией, которая должна проходить в
границах погрешностей отдельных элементов.
5. Результаты вычислений, если такие имеются.
6. Вывод. Например, можно начать следующим образом: «На основе полученных
данных можно сделать следующие выводы: (и перечисляем к каким выводам в
результате проделанной работе вы пришли)».
Вывод можно сделать в творческой форме, например стихотворной (синквейн,)
7. Все практические работы оформляются в программе PowerPoint и оцениваются
учителем.
Синквейн
Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких
выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять».
Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы).
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
(чувства одной фразой).
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Закон тяготения
1. Ньтоновский, всемирный.
2. Удерживает, притягивает, способствует падению.
3. Помогает познать строение Вселенной.
4. Гравитация.
Практическая работа №
Тема:
Цель:
Оборудование:
Ход работы:

Практическая работа №1
Тема: Строение вещества. Молекулы
Цель: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких
частиц.
Оборудование:
 мензурка с водой или стакан с водой
 пробирка с кристалликами перманганата калия(марганцовка)
 пробирки с водой – 3 шт или стаканы с водой
 стеклянная палочка или ложка
Ход работы:
1 Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду
стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
2 Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой
водой и запишите свои наблюдения.
3 Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и
снова опишите свои наблюдения.
4 Сделайте зарисовку окрашенной воды во всех трех случаях
5 Сделайте вывод о достоверности выдвинутой гипотезы
Практическая работа №2
Тема: Взаимодействие между молекулами
Цель: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.
Оборудование:
 2 стакана с водой,
 2 пакетика чая,
 Яблоко
 песок

 холодильник.
Часть 1
Ход работы:
1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки.
Почему нижняя половина отпадает?
2. Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно
блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее
помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?
3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали
отличаться пальцы после этого опыта? Почему?
4. Сделайте вывод

Часть 2
Тема: Явление смачивания и несмачивания
Цель: Наблюдение явлений смачивания и несмачивания водой различных
поверхностей
Оборудование: кусочек кожи, лист бумаги, жирная поверхность, пипетка, блюдце,
подсолнечное масло
Ход работы
1. Возьмите лист бумаги и с помощью пипетки капните на нее воду
2. Затем в блюдце налейте немного подсолнечного масла и повторите опыт.
3. Возьмите кусочек кожи и снова повторите опыт. Опишите свои наблюдения во
всех случаях.
4. Сделайте вывод
Практическая работа №3
Часть 1
Тема Диффузия в газах и жидкостях
Цель наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в
газе.

Оборудование:
 флакон духов,
 кусочек ваты,
 пробирка с кристаллами перманганата калия,
 мензурка с водой,
 лист бумаги,
 стеклянная трубка.
Ход работы:
1 Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите
его на стол. Опишите свои наблюдения
2 На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в
середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите
свои наблюдения.
3 Сделайте вывод:
Часть 2
Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и
смешивающихся веществ.
Оборудование
 2 стакана с водой,
 2 пакетика чая,
 холодильник.
Ход работы.
1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема.
2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
3. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в
результатах опыта. Объясни результаты.
5. Сделайте вывод:
Практическая работа №4
Тема: Инерция. Инертность тел

Цель: наблюдение явления инерции
Оборудование: стакан с водой, спичечный коробок, линейка, две одинаковые банки из­
под кофе: одна­ пустая, а другая с песком., рулетка.
Часть 1
Ход работы
1. Стакан с водой ставим на спичечный коробок.
2. Резким ударом линейки коробок выбиваем из­под сосуда. Стакан оказывается
на столе на месте коробка. Опишите свои наблюдения
Часть 2
Ход работы:
1. Установите с помощью книг две наклонные плоскости под одинаковым
углом
2. Отпустите одновременно две банки. Опишите свои наблюдения Ответьте на
вопрос:
3. Какая из банок, пустая или с песком проедет большее расстояние по
горизонтали.
4. Затем на горизонтальную поверхность насыпьте немного песка. Опыт
повторите. Опишите свои наблюдения
5. Сделайте вывод
Практическая работа №5
Тема: Трение
Цель: Пронаблюдать трение покоя и трение скольжения
Оборудование: ложка, яблоко, пенал, полотенце, книги, гладкий поднос
Ход работы:
1. Установите с помощью книг наклонную плоскость малого угла.
2. На поверхность книг поочередно кладите яблоко, пенал, ложку. Опишите свои
наблюдения.(добейтесь положения,чтобы тела удерживались на повехности)
3. Увеличьте угол наклона и повторите опыт. Опишите свои наблюдения
4. Затем, не меняя угол наклона, накройте книги полотенцем и посмотрите, будут
ли скользить предметы, при установленном наклоне. Опишите свои наблюдения