Киот - это не только украшение, но и защита иконы. Измерение иконы: шесть простых правил Киоты для икон чертежи и технология изготовления


Домашние иконостасы представляют собой своего рода маленькую церковь для верующего православного христианина. В жилище им должно отводиться особое место, где можно спокойно помолиться перед образами.

Домашние иконостасы появились еще в Древней Руси. Для них отводился целый угол, который назывался красным (т.е. красивым). В этом месте расставлялись иконы, зажигались свечи и лампады. Утром и вечером, а также в часы особой духовной нужды домочадцы произносили здесь свои молитвы.

Иконостас тех времен представлял собой многоярусную полку, на которую вешали божник — небольшую занавеску, которой закрывали образы святых и Спасителя по бокам. Иконы прятали под благовесткой — специальным полотном, которое отдергивали только во время молитвы. Такая традиция появилась на Руси неслучайно. Известно, что первый образ Спасителя бы создан Им Самим, по Его воле Божьей: после того, как Иисус окропил лицо водой и отер его убрусом (тканью), на этом полотне остался Его лик. Это полотно он отправил болящему правителю малой Азии — Авгарю, благодаря чему тот исцелился. После этого князь отдал приказ прибить священный плат над воротами города. Спустя 900 лет священный образ перенесли в Константинополь. Теперь каждый год 29 августа православные отмечают праздник обретения образа Спаса Нерукотворного и освящают тканые вручную полотна.

Что еще располагали на полке для образов?

Домашние иконостасы тех времен также предназначались для хранения святой воды и просфор. Домочадцы прятали за божником Евангелие и помянники (особые книги, в которых хранились имена всех умерших и ныне живущих православных этой семьи). Особо умелые рукодельницы создавали голубей (как символ Святого Духа) из подручных материалов и подвешивали их к иконостасу. В красном углу обязательным было наличие лампад и свечей, которые зажигались во время домашней службы.

Подобный малый храм был в каждом православном доме вплоть до революции 1917 года. После пришествия к власти большевиков люди продолжали молиться, но делали это в тайне. Поэтому от богато украшенных домашних иконостасов оставались лишь несколько образов, которые люди тщательно прятали от чужих глаз, опасаясь гонений. Современный красный угол несколько отличается от того, который создавали наши предки, так как многие из традиций его создания просто-напросто забыты.

Создаем свой красный угол

То, каким будет домашний иконостас, зависит только от хозяев дома. Однако не забывайте следовать следующим правилам:

  • Святые образы необходимо устанавливать вдали от техники (телевизора, компьютера и т.д.) — чем дальше от всего мирского, тем лучше.
  • Перед иконами должно быть достаточно места, чтобы молящиеся не чувствовали тесноты. А во время молитвы церковные книги (молитвословы, Евангелие) лучше класть на раскладной аналой (подставку).
  • Не следует расставлять иконы поодиночке на книжных полках, в шкафчиках, при этом заставляя эти образы другими мирскими предметами: сувенирами, картинками и т.д. Это категорически запрещено, так как тем самым мы проявляем неуважение к Богу. Ведь почему-то фотографии любимых и дорогих нам людей, особенно тех, кто покинул этот мир, многие ставят на самое видное место, не загромождая их лишними предметами. Так же следует поступать и с иконами, проявляя любовь и уважение к святым образам.

Отличие икон от предметов живописи

Если у вас дома имеются репродукции картин, отражающие библейские сюжеты, их не стоит устанавливать на иконостас.

Главное отличие между святым образом и живописью — это то, что в первом случае посредством икон мы общаемся с Господом. А так как иконостас — священное место, предназначенное для уединения в молитвах, включение в него репродукций будет просто неуместным.

Иконы нельзя вешать на стену рядом с плакатами знаменитостей — этим мы оскорбляем святые образы, ставя их в один ряд с земными кумирами.

Домашние иконостасы лучше размещать в восточной части дома, так как эта часть света имеет особое значение в православии.

Например, из Ветхого завета известно, что Господь создал рай для людей в восточной части Эдема. А в Евангелии говорится, что как молния исходит от востока до самого запада, так и Господь грядет с Небес. Церковный алтарь также находится в восточной части. Если же на эту сторону выходят окна, домашний иконостас, фото которого вы найдете в данной статье, устанавливают в любом другом подходящем для него месте.

Какую полочку приобрести?

Будете ли вы создавать домашние иконостасы своими руками из дерева или приобретете их в мебельном магазине или же церковной лавке, полностью зависит от вас. Если вы хотите купить полку, сделайте это в специализированных православных магазинах. Там имеется более широкий ассортимент иконостасов, да и продавцы всегда подскажут и помогут с выбором. По материалу выделяют деревянные и фанерные полки для икон. Они могут быть одноярусные и многоярусные, прямые и угловые. Существуют даже цельные иконостасы, в которых уже есть святые образы. Но такие полки в основном делают только на заказ. Чтобы понять, как выглядит такой домашний иконостас, фото представлено в данной статье.

Если вы решили создать настоящий красный угол, выбирайте многоярусные полки. На них будет намного легче воссоздать величественную стену со святыми образами, подобно тем, которые установлены в храмах. Какой будет ваш домашний иконостас — угловой или прямой зависит от того, где он будет размещен (на стене или в углу комнаты).

Какие иконы необходимы?

Прежде всего, в каждом доме должны быть образы Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. Из всех икон Господа Нашего для домашней молитвы наиболее предпочтителен поясной Образ Вседержителя. На такой иконе Иисус Христос держит в левой руке раскрытую книгу, в которой написано «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Правой рукой Господь крестит молящегося.

Из образов Божьей Матери русскому народу особенно полюбились иконы типа «Умиление» и «Одигитрия» (Путеводительница). На первом образе Дева Мария держит на своих руках младенца, который нежно обнимает ее за шею и прижимается к щеке. Самой известной иконой данного типа считается Владимирский образ Божьей Матери. Отличительной его особенностью является то, что левая пяточка младенца целиком повернута наружу. На образе Одигитрия Божья Матерь изображена с младенцем, который в правой руке держит сверток, а левой осеняет всех молящихся крестным знамением. Ярким примером данного образа являются Казанская икона, «Скоропослушница», «Споручница Грешных».

Дополнительные образы

Кроме этих основных икон, на иконостас домашний необходимо поставить образы святых, в честь которых названы члены вашей семьи. Также желательно приобрести икону целителя Пантелеймона — врачевателя душевных и телесных болезней. Выбор других образов полностью зависит от потребностей домочадцев. Например, можно приобрести образ Петра и Февронии, которым молятся о семейном благополучии. Перед иконой Сергия Радонежского просят о помощи в учении и благих начинаниях. Незамужние женщины могут помолиться пред образом Ксении Петербуржской, которая по воле Божьей стала помощницей людей в делах замужества.

В последнее время во многих домах одной из центральной икон стал образ блаженной старицы Матроны Московской. Даже после своей земной смерти она помогает во всем тем, кто приходит к ней в Покровский храм или на могилку на Даниловское кладбище, либо же просто обращается к Матроне в домашних молитвах. Уже очень многие люди получили от нее исцеление и помощь. Не зря она говорила: «Приходите ко мне и говорите мне все, как живой». Под этим Матрона подразумевала, что ее земная смерть не означает кончину духовную: ведь она до сих пор пребывает с нами.

Домашний иконостас. Как расположить иконы

Очень важным является правильное размещение образов на отведенном для них пространстве. Над иконостасом располагают Распятие. Его можно приобрести в церковной лавке или самостоятельно изготовить из дерева. На следующем ярусе располагают икону святой Троицы. На нижней полке должны располагаться образы Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. При этом образ Господа должен находиться посредине, одесную (справа)- Дева Мария, а ошую (слева) — Николай Угодник.

Чуть ниже ставят иконы чтимых семьей святых. На последний ярус можно поставить бутылку со святой водой, свечи и Евангелие.

Делаем угол красным

Украсить иконостас домашнийможно живыми цветами, веточками вербы после двунадесятого праздника — Вхождения Господа в Иерусалим. А в день Сошествия Святого Духа полочки с образами обрамляют веточками березы, как символа благодати силы Божьей.

На полочку для икон можно также устанавливать репродукции образов. Предварительно их необходимо освятить и затем добавлять в домашний иконостас. Бисером вышейте для них киот (рамочку), и тогда они будут гармонично смотреться с другими иконами.

Изготавливаем полочку

Если у вас нет возможности приобрести подставку для образов, или все те модели, которые вы встречали, вам не понравились или не подходят (например, малое количество ярусов, ограниченное пространство и др.), то иконостас домашний своими руками, фото которых представлены в статье, можно изготовить самостоятельно. Для стандартного трехъярусного иконостаса вам понадобятся деревянные доски, дрель и шурупы. Для того чтобы его собрать, необходимо создать чертежи домашнего иконостаса.По ним вы сможете легко высчитать размеры деревянных панелей, которые будут зависеть от количества располагаемых на иконостасе икон.

Несложный процесс

Самую элементарную подставку для святых образов можно сделать из фанеры. Предварительно необходимо прикрепить на нее иконы при помощи шурупов в соответствии с небесной иерархией. После этого следует сделать ризу для икон — это специальный оклад, который обрамляет образы. Ее можно создать из вышитой ткани или из бисера и бусин. Это придаст полочке для икон праздничный и торжественный вид. Вот так можно сделать иконостас домашний своими руками. Фото подобных работ в данной статье помогут вам в его оформлении.

Таким образом, создание малой церкви дома — это не столько обязательное условие жизни православного христианина, сколько его душевный порыв и желание. Ведь тот, кто верует и любит Господа, всегда хочет обращаться к нему в молитвах и во время литургии, и на домашней службе. Неважно, будет ли ваш иконостас изготовлен из дорогих материалов и уставлен позолоченными образами, или же вы сами вручную создавали его, собирая святые образы. Главная ценность — это ваша вера и стремление к духовному совершенствованию.

Русь-матушка всегда славилась своими мастерами и народными умельцами. Особенно почитались иконописцы. Икона – это святыня, для изготовления которой нужно было получить благословление в церкви. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но, тем не менее, при изготовлении иконы своими руками нужно обязательно соблюдать определенные заповеди. Это символ Веры в Бога, поэтому нужно обязательно прочитать молитву и с Божьей помощью приступать к работе.

Люди по-разному приходят к Богу. Некоторые ощущают потребность в написании икон после продолжительной болезни, когда Всевышний даровал исцеление. Главное, чтобы это не было кощунством.

Как сделать икону своими руками из фотографии

Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.

Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.


Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:

Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.

Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.

Фотография прикладывается лицевой стороной к поверхности дощечки и аккуратно приглаживается, чтобы не было воздушных пустот. Для этого можно использовать губку. Приглаживать нужно очень аккуратно, чтобы не порвать фотографию.

Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.

Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.

Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.

Как сделать икону под старину

Икону «Матерь Божья с рукой» будем делать на дереве:

  • Деревянная доска или фанера покрывается морилкой.
  • После высыхания наносится слой белой краски.
  • Затем можно покрыть серебряной или золотой краской.
  • Наносится тонкий слой красной краски, но это делается при желании. Можно оставить как есть. Сквозь слой красной краски должна проступать золотая или серебряная основа.
  • Приложить газету к влажной краске и быстро снять.
  • Так нужно сделать несколько раз. Это дает эффект «состаривания».
  • Сверху нужно еще раз тонким слоем нанести позолоту и лак.
  • После высыхания наклеивается вырезанное изображение иконы. Можно применить предыдущие методы наклеивания.
  • Все покрывается слоем прозрачного лака.

Это чудотворная икона, дарующая людям исцеление от многих болезней.

Иконы бисером

Многие спрашивают, как сделать икону своими руками при помощи бисера. В этом нет ничего сложного:

  • В магазинах по рукоделию продаются прекрасные готовые наборы для вышивания бисером на ткани. Особой популярностью пользуется икона «С младенцем на руках».
  • Есть много изображений, нужно выбрать то, к которому потянулась душа.
  • При вышивании бисером картина напечатана на холсте с уже готовой схемой.
  • Бисер тоже уже подобран.
  • Подробно описана техника вышивания.
  • Прилагается специальная тонкая игла.
  • Бисер нужно рассыпать в специальные маленькие емкости, которые продаются в том же магазине. Для каждого цвета будет своя закрывающаяся ячейка.
  • Вышивать удобно на специальных пяльцах.
  • Важно, чтобы было хорошее освещение.

Эта работа принесет много радости и счастья. Постепенно икона будет оживать под вашими умелыми руками, переливаясь великолепным бисером. Для начала нужно усвоить простую технику, а затем, по мере роста мастерства, можно осваивать более сложные способы.

Поверьте, вышив одну икону, вам захочется продолжить работу. Это увлечение на всю жизнь.

Подумайте, ведь ваша душа недаром потянулась к Богу. Значит, это необходимо. Вышивка подарит душевный покой и радость. Постепенно отойдут мучившие страхи и беспокойство, потому что у вас уже есть цель и смысл.


При чтении молитв мысли приходят в гармонию, тревоги отступают прочь. Очень важен внутренний настрой. Нужно просить у святых помощи и исцеления для себя и своих близких. Молитвы ваши будут услышаны, а вы получите утешение.

Готовую вышитую икону нужно обязательно красиво оформить. Лучше отдать профессиональным специалистам в багетную мастерскую. Икону обязательно нужно освятить в церкви. При желании можно попросить благословение.

Но, если вы не вышиваете лик и руки, а только фон и одежду, то на это разрешение не требуется. Это нужно при вышивке нитками, когда вышивается полностью вся икона с изображением святых.

Икону можете подарить или оставить у себя.

Фото икон своими руками

Киот (застекленная рамка) на 8 икон

(Frame with glass for icons)

Здравствуйте дорогие читатели.

Спустя почти месяц, после завершения работы над , я занялся еще одним, уже для 8 икон. Форму его я решил сделать несколько иначе, взяв за основу элементы контура предыдущего киота с некоторыми изменениями. Я так же изменил технологию его изготовления, а именно, сделав внешнюю рамку из отдельных элементов, и все ее соединения собрал с запилом "на ус". Такой способ мне позволил сэкономить материал для его изготовления, и в целом, упростил процесс и сократил время работы. Что касается времени, задача стояла в том, чтобы завершить его до 20 марта, так как он изготавливался в качестве подарка к дню рождения моей бабушки.



Габаритные размеры :

Длинна - 586 мм.

Высота - 591 мм.

Глубина - 68 мм.

Список материалов :

МДФ 18 мм. - 0,41 кв.м.
- МДФ 16 мм. - 0,08 кв.м.

Оргалит 4 мм. - 0,3 кв.м.

Стекло 4 мм. - 0,21 кв.м.

Акриловый грунт Оптимист - 80 мл.

Акриловая краска VGT - 100 мл.

Лак на масляной основе Tikkurila - 70 мл.

Уайт-спирит для разбавления лака - 15 мл.

Саморезы черные 3,5х25 мм. и 3,5х35 мм.

С момента начала подготовки чертежа до окончательной сборки проекта ушло двенадцать дней. Так как я работаю, проектом занимался по вечерам и в выходные дни. В общей сложности на этот проект у меня ушло примерно 65-70 часов.

Разработка чертежа

Имея опыт по предыдущему киоту, я приступил сразу к чертежу, не делая никаких набросков, эскизов на бумаге. Сперва начертил в программе внутреннюю рамку исходя из расположения икон и их размеров. Создание чертежа внешней рамки у меня растянулось на несколько дней, в связи со сложностью подбора контура, и дополнительным освоением программы. Контур необходимо было сделать приблизительно такой же, как у предыдущего киота, подогнать его под определенный размер, изменив его масштаб, и некоторые его элементы.


Внутренняя рамка

Внешняя рамка

Чертежи создавались для расчета необходимых размеров и для использования их при разметке. В дальнейшем, чертеж внешней рамки был разбит на четыре части, чтобы можно было изготовить по ним шаблоны.

Изготовление внутренней рамки и деталей для ее сборки

Для изготовления предыдущего киота я использовал купленное МДФ толщиной 16 мм. За счет его размеров, я не стал использовать 18 мм. МДФ, чтобы не утяжелять его. Этот киот имеет на порядок меньшие размеры, и толщина 18 мм. для него более чем подходящая.
У меня были некоторые запасы такого МДФ, и практически все нужные размеры для заготовок я нашел.
Напилил необходимый размер рамки и разметил все линии вырезов под иконы согласно чертежа. Затем, сделал черновые вырезы электрическим лобзиком. Для экономии материала, все вырезанные части я пускаю на необходимые детали для крепежа икон и прижим внутренней рамки внутри киота.


Разметка вырезов

Черновые вырезы

Ранее я использовал самодельный упор для фрезерования кромок вырезов. В этот раз я решил использовать вместо упора обычные полоски ЛДСП 8 мм. приклеенные двусторонним скотчем. За несколько подходов я отфрезеровал все вырезы, когда как с тем приспособлением я делал один вырез за два раза.
Фрезу использовал обгонную с подшипником, диаметром 12 мм.


Кромочная обгонная

фреза с подшипником


Упоры из 8 мм. ЛДСП

Кромочная фигурная

фреза с подшипником


Готовая кромка вырезов

Из остатков от вырезов я нарезал все необходимы детали для крепления икон и прижима рамки внутри киота. Сперва нарезал опоры для икон из 16 мм. МДФ 50х10 мм. Сделал из МДФ простенький шаблон для разметки. С его помощью разметил положение иконы на 6 мм. ниже выреза. На клей приклеил все опоры.



Изготовление шаблонов

И снова в ход пошли МДФ панели для отделки. Для этого киота мне потребовалось сделать шаблоны только на две стороны, верхнюю и левую. Контур их не имеет особых углублений, и разделался я с ними достаточно быстро. У меня есть старенькая ленточная шлифовальная машина, которая долгое время лежала без дела, и тут она мне пригодилась. Сделал к ней некий упор, расположенный под 90 гр. относительно ленты из обрезков ЛДСП, прижал ее струбцинами к столу, пристроил к ней шланг сзади от моей аспирации. За все время шлифовки ни одной пылинки не пролетело мимо... Это я к чему? Так сказать, это моя замена осцилляционного шпиндельного шлифовального станка на некоторое время.
Вернемся к шаблонам. Распечатал чертежи, склеил между собой листы, вырезал по контуру, и приклеил на МДФ. Электролобзиком по черновому обрезал их, а дальше, шлифовкой, довел до нужной формы.


Изготовление внешней рамки

Все из тех же запасов, нашел необходимые размеры 18 мм. МДФ, напилил из них четыре детали 600х80 мм. По шаблону обвел контур. Одна заготовка имела пару отверстий, и шаблон уместился до них без всякого запаса, как и должно было быть... Притом, резать больше не из чего было!

По черновому вырезал контур на каждой детали. На пиле сделал запил "на ус". Для этой задачи я использовал угловой упор от Incra. Настроив ограничитель и выставив угол на нем, я за один подход напилил все углы. Очень хорошая вещь, не нарадуюсь.

Так как внутренние углы у рамки получаются под 90 гр., за счет заусовки, то необходимо было сразу сделать профиль внутренней кромки и паз под стекло.


Пробный проход (виден переход каждые 0,1 мм)

Профиль сделал точно такой же, как на предыдущем киоте, мультипрофильной фрезой. Выставил упор фрезера, сделал пробный проход, и после сдвинув упор еще на 0,2 мм. получил желаемые результат.

За счет разницы толщины МДФ предыдущего и этого проекта в 2 мм. - рабочей длинны профиля фрезы не хватило, и с верху пришлось еще снимать пазовой фрезой остатки материала.

Паз под стекло сделал той же пазовой фрезой 5х4 мм. За счет другой технологии изготовления внешней рамки, фрезеровку внутренней кромки я сделал очень быстро, по сравнению с прошлым проектом.

Зашлифовав внутреннюю кромку, приступил к склейке. Тут я несколько помучился... Есть специальная струбцина для склейки рамок. Вот ее мне использовать при склейке было бы не плохо, но ее пока нет. Пришлось заменить одну струбцину десятком тех, что есть в наличии. Но, в итоге, плоскость и диагональ получились в идеале. Даже не ожидал такого результата, так как замерить ее было просто невозможно.

Теперь уже можно и контур обрабатывать. Приклеил два шаблона на двусторонний скотч, и кромочной обгонной фрезой прошел контур. Также сделал и две другие стороны. Затем, профильной кромочной фрезой придал форму внешней кромки. Профиль кромок схож с предыдущем проектом.


Подготовка контура
Далее, приступил к изготовлению обвязки внешней рамки. Нарезал МДФ 16 мм. 2 штуки 504х50 мм. и 2 штуки 500х50 мм. Углы также сделал под 45 гр. Сделал в них паз под оргалит 5х4 мм. Перед склейкой я сразу отшлифовал все наружные стороны, так как потом это делать несколько не удобно. Склеил по такому же принципу, что и рамку, только в углы сделал распирающие подкладки, чтобы при сжатии струбциной стенка не изгибалась.

Затем, сделал разметку положения обвязки на рамке. Насухо приложил обвязку, вложил в нее внутреннюю рамку для того, чтобы убедиться в правильности изготовления. Все сошлось, как и должно было быть. Помазал клеем обвязку и прижал струбцинами. Через час удалил остатки клея. На этом изготовление всех деталей закончено.


Сухая сборка

Покрасочные работы

В этом проекте я учел предыдущие ошибки в плане подготовки поверхности для покраски. Всю шлифовку под грунт проводил наждачной бумагой №240. Грунтовал проникающим грунтом Оптимист . Первый слой выдерживал 1,5 часа при 20 гр. Шлифовку под второй слой провел уже наждачной бумагой №400. Нанес второй слой грунта, и выдержал 4 часа при той же температуре. Шлифовку второго слоя грунта провел наждачной бумагой №400.
Окрасочные работы проводил краскопультом Star EVO-T-4000 , сопло 1,8 мм., давление - 2 атм. Краску использовал ту же, что на предыдущем проекте, VGT эмаль акриловая "Металлик" Золото . Первый слой выдержал где то около 6 часов при температуре 40 гр. Шлифовку первого слоя краски провел наждачной бумагой №400. Второй слой краски выдерживал около 10 часов при той же температуре. Его шлифовать не стал.
Далее, покрыл первым слоем лака внешнюю рамку. Лак использовал на масляной основе. Внутреннюю рамку покрывать лаком нет смысла, так как она за стеклом. По завершению нанесения первого слоя лака дал просохнуть ему 2 часа при 45 гр. Шлифовку его провел наждачной бумагой №400. Нанес второй слой лака и оставил просыхать около 12 часов при той же температуре.

Сборка

Сборку начал с установки икон. Несколько икон были изготовлены из плотной бумаги, и для них я отрезал оргалит, чтобы лучше прижать их к рамке. Элементы крепежа сделаны из МДФ 16 мм. с пазами разной глубины, и шириной 6 мм. В паз я наношу силиконовый герметик, чтобы икона лучше держалась под прижимом. Прижимы прикручивал черными саморезами 3,5х25 мм.
В предыдущем киоте я вкладывал стекло с герметиком, и мне не совсем понравилось это, в некоторых местах он вылез, и приходилось вынимать его и зачищать эти места. В этот раз я не стал применять герметик. и вставил стекло без него. Вложил внутреннюю рамку и прижал ее планками из МДФ, прикрутив саморезами к обвязке. На герметик наклеил подкладки в середине, для избежания прогиба оргалита. Оргалит пробил мебельной скобой. Прикрутил по краям два кронштейна на саморезы 3,5х35, предварительно просверлив отверстие 2 мм.


Внутреннее пространство киота

На этом сборка киота завершена. В целом, хочу сказать, что идея сделать этот проект именно по технологии с запилом "на ус", была выбрана мной более чем правильно. Сочетание общего размера киота, ширины его рамки и профиля обоих кромок очень хорошо смотрится с такой технологией.Казалось бы, сильных различий нет с предыдущем проектом, но в итоге, получилось что то особенное...

Инструкция

Окладами принято покрывать иконные доски не только для украшения, но и для лучшей сохранности письма на них. Ведь старорусские подвергаются агрессивному воздействию современной атмосферы, ультрафиолету, влажности, пыли. Снимать оклады со знаменитых икон имеют право только специалисты-реставраторы.

Раньше ризы делали из серебра и золота, украшали их бисером, жемчугом, драгоценными камнями. Оклады являлись одним из видов прикладного искусства и стали неотъемлемой чертой русской церкви. В религии сияющие ризы свет, исходящий от иконы. Серебро означает чистоту одежд, а золото - божью благодать. Образа самых значительных икон состоят исключительно из и жемчуга. Именно поэтому оклады и ризы так часто становятся предметом вожделения для мошенников и воров.

Оклады бывают сплошными и наборными. Сплошные (обронные) ризы представляют собой чеканку, с выпуклым рисунком. Наборные ризы состоят из нескольких частей, скрепленных друг с другом.

В оклады оформляются иконы христиан и католиков. Красивый оклад для домашней иконы можно изготовить самостоятельно из ниток, бусин, . Приготовьте деревянную рамку, величиной совпадающей с вашей иконой. Натяните на нее канву, прикрепите ее кнопками к боковым планкам.

Через кальку срисуйте контур лица и рук вашей иконы. Перенесите рисунок на канву.

Придумайте красивый рисунок оформления оклада. Вышейте его яркими цветными нитками. Стиль вышивки зависит от вашего желания. Можно вышивать гладью, крестиком или бисером. Не вышивайте на тех местах, где будут видны лицо и руки иконы. Украсьте венец ризы бусинами.

Аккуратно вырежьте места лица и рук иконы. Края канвы закрепите клеем ПВА. Дайте клею просохнуть.

Снимите оклад с рамки, аккуратно оденьте его на , совместив все разрезы. Закрепите оклад на задней части иконы лентами или клеем. Поставьте или повесьте икону с окладом на место.

Полезный совет

Всегда соблюдайте правила хранения икон. Не подвергайте их резким перепадам температуры, берегите их от яркого солнечного света и сквозняков, не ставьте их на пол, чаще осматривайте иконы для своевременного обнаружения повреждений. Помните, иконы несут добро и веру.

Для верующего человека икона – непременный атрибут жизни. Иконы освещают дом, ведь дом христианина – это символ храма Божьего, а в каждом храме есть свой священный алтарь. В доме таким алтарем служит красный угол с иконами. Говорят, что дом без образов – как без окон. А вот что следует знать и иметь в виду при украшении своего жилища иконами.

Инструкция

Красный угол – это самое важное и почетное место в доме. Здесь размещаются в божнице или киоте – специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы обязательно должны стоять, не стоит их . Божница должна быть деревянной. Часто ее украшают особым длинным и узким тканым полотенцем из домотканого холста – божником, который прикрывает иконы сверху и с боков, но не закрывает лики изображенных на образах . Божник на концах обычно украшался вышивкой.

Еще один способ украсить иконы – это риза или оклад. Это накладное украшение, покрывающее всю иконную доску поверх слоя краски, кроме рук и лиц, для которых делаются прорези. Ризы могут быть золотыми, серебряными, латунными, медными, шитыми, украшенными эмалью, цветными стеклами и обитыми бархатом с изнанки.

Измерьте габариты икон. Спроектируйте киот должным образом: начертите чертеж в изометрии, проставьте размеры. Нарисуйте эскиз декоративных элементов.

Приготовьте для изготовления божницы сосну или липу. Из сосны изготовьте каркас киота, а из липы – декоративные элементы

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

12.06.2014 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Все собрали и купили? Тогда: с Богом!
Если Вас не испугали списки инструментов и материалов, которые мы перечислили, то можно приступать к работе.
Еще мы хотим сказать несколько слов по организации работ в домашних условиях. На несколько часов, а может быть, и дней, одна из комнат в Вашей квартире или доме превратится в мастерскую, лучше, если это будет просторная и нежилая комната, где можно спокойно развернуться с длинномерными материалами, стучать, пилить, сверлить и вонять. Идеально, если у Вас есть специальный верстак для проведения работ, если нет, можно воспользоваться и обычным столом, лишь бы Вас не выгнали из дома, если Вы случайно пропилите его ножовкой, или просверлите пару дырок! Работайте не спеша, выверяйте движения с тем, чтобы не разбить древнюю китайскую вазу династии Янь, или не проткнуть сверлом новый кожаный диван.
Работайте в удовольствие и конечно, особенно осторожно и бережно обращайтесь с иконами - ведь все затевается для того, чтобы их спасти, а не покалечить!

С чего начнем? С чертежа!
Все верно, первое, что нужно сделать, это составить простейший чертеж ! Для этого Вы берете икону, кладете ее на стол и при помощи рулетки вымеряете высоту, ширину и… нет, не толщину !
Старинная икона, как правило, выгибается. Это происходит из-за неравномерности усыхания дерева и красочной основы. Вам нужно померить не только просто толщину деревянной доски, но и высоту прогиба, то есть померить расстояние от поверхности стола до верхней точки выгиба иконы.
Допустим, это расстояние 40 мм, значит, для боковины киотного ящика Вам понадобится рейка сечением 15 х 45 мм, или даже сечением 15 х 50 мм, но вот сечение 15 х 40 мм будет уже не желательным, так как главное условие для хранения икон - это их свобода внутри киота, так как икона «дышит» , меняет форму и линейные размеры и если она упрется во время своего «дыхания» в крышку, или в боковые стенки, то может лопнуть, треснуть, одним словом, тогда Ваша работа не поможет, а навредит.
Обратите внимание на геометрию иконы , она может быть не прямоугольной формы, а ромбической и даже трапециевидной, кроме того, она может иметь и диагональный изгиб (то есть лежа на столе она будет иметь не 4, а всего три точки опоры).
Учитывая все эти факторы Вы должны понять и составить чертеж так, чтобы внутри киота оставался запас по бокам и перед иконой, дабы она и чувствовал себя под стеклом хорошо и размещалась ровно, не кособочилась.
Достаточно обеспечить зазоры по 5 мм с каждой стороны , чтобы полностью гарантировать иконе сохранность и незажатость.

Взвизгнула пилка!
Не терпится пилить? Сейчас! После того, как Вы сняли размеры с иконы, ее лучше унести и убрать, чтобы случайно не повредить в ходе работ.
Теперь Вам надо начертить чертеж самого киотного ящика. Он состоит из четырех сосновых планок, которые Вы будете скреплять клеем и саморезами.
На бумаге сразу обозначьте все размеры брусков , еще раз проверьте, верно ли Вы все померили, тут очень легко ошибиться, так как бруски крепятся «внакладку» и надо учесть, чтобы внутренние размеры киотного ящика соблюдались в соответствии с размерами иконы.

ПРИМЕЧАНИЕ.
Если у Вас не одна икона, то сразу обмеряйте их и составляйте чертежи - так Вы как раз и организуете «конвейер» и убыстрите свое маленькое домашнее производство!

Изготовление киотного ящика.
Чертеж есть, приступаем к работе! Напиливаем по размерам бруски и шкуркой обрабатываем кромки. При разметке брусков используйте уголок - рез будет точным и ровным!
Готовые бруски скрепляются саморезами. Для этого обязательно засверлите их и точно соединив (лучше это делать на столе, можно бруски при скреплении зафиксировать струбцинами), скрепите саморезами, а в месте контакта брусков предварительно нанесите столярный клей.
Стыки брусков могут выглядеть не очень эстетично и тут Вам на помощь придет шпатлевка по дереву . Когда она высохнет (а сохнет она быстро), ее также зашкуривают, обрабатывается она прекрасно.


На фото: основа киотного ящика готова!


На фото: стык боковин киотного ящика - виден и саморез и уже зашкуренный стык, предварительно заполненный шпатлевкой по дереву.

Задник.
Задник иконы делаем из оргалита. В доме, где любят что-то творить своими руками, всегда заваляется пара кусков оргалита, пригодного для изготовления задней части киота.
Вообще, для этого можно использовать и тонкую трехслойную фанеру , даже это будет лучше, но с фанерой и сложнее работать и стоит она дороже и кусков в доме может не быть. Но выбирать Вам, есть оргалит - отлично, есть фанера - еще лучше!
Если у Вас есть оргалит, то нужного размера кусок удобно не выпиливать, а резать ножом, по металлической линейке. Достаточно провести пару резов и потом сломать оргалит, зашкурив неровности реза наждачкой или абразивной сеткой.
Главное в изготовлении задника - это точность разметки! Делайте разметку по металлическому уголку-линейке так, чтобы задник получился строго в форме прямоугольника!
Когда Вы соберете стенки киота, то, как правило, киотный ящик будет иметь несколько отличную, от прямоугольной, форму. Это связано с небольшими неточностями в распиле деталей, в смещении саморезов при сборке и так далее.
Так вот именно точность выполнения задника поможет , при прикреплении его к конструкции боковых стенок, исправить ситуацию и сделают киот прямоугольным!
Задник нужно делать на 2-3 мм меньше по размеру, чем размер внешнего контура киота , так Вы визуально скроете его от глаз, не будет виден край задника, киот будет выглядеть эстетично.
Задник к киоту крепим при помощи обычных мелких железных гвоздей - тут ничего сложного нет, единственное - не забываем о выравнивании стенок киота относительно краев задника, чтобы киот получился абсолютно правильной прямоугольной формы.


На фото: размечаем контур задника при помощи металлического уголка-линейки, затем прорезаем по линии ножом и ломаем оргалит.


На фото: прибиваем задник к киотному ящикуобычными мебельными железными гвоздями. Обратите внимание, что размер задника меньше чем внешний размер киота - теперь торцы задника не будут видны при рассматривании иконы в киоте.

Рамка-дверка.
Рамка - видовая часть киота, поэтому при ее изготовлении Вам придется напрячь все свои эстетские наклонности и мобилизовать всю свою природную аккуратность.
Размер рамки больше, чем размер киота.
Почему мы выбрали такую конструкцию? Поясняем! Дело в том, что как бы Вы не старались, боковые поверхности киота могут выглядеть не столь красиво, как хотелось бы. Те же стыки, например, могут портить вид. Если сделать рамку-дверку одинаковой по размеру с киотным ящиком, то все эти изъяны будут видны.
Если же выполнить дверцу большей по размеру, визуально все огрехи уйдут на второй план, взгляд будет сосредоточен лишь на передней стороне киота - то есть на рамке.
Как рассчитать размер рамки-дверки? Тоже просто: прибавьте по 4-5 мм на вылет с каждой стороны, вот и получится нужный внешний размер рамки-дверки. Например, если внешний размер киота 20 х 30 сантиметров, то внешний размер рамки-дверки составит 20.8 х 30.8 см, или 21 х 31 см.
Детали для рамки Вам придется изготавливать, распиливая багет под углом 45 градусов. Это - самая сложная операция в создании киота, уж поверьте. Но пугаться не стоит и если Вы будете использовать стусло для распиловки, все получится отлично!
После того, как детали готовы, их необходимо склеить. Для этого их раскладывают на ровной поверхности (на столе, например, или на полу) и, нанеся на каждый стык достаточное количество клея, соединяют.
Почему мы советуем использовать акриловый клей Момент? Потому. Что он густой, как шпатлевка и при высыхании не деформируется. При соединении деталей Вы, наверняка обнаружите, что образуются щели в стыках , часто - весьма значительные. Не пугайтесь этого - именно используя клей Момент Вы сможете все это исправить: просто добавьте его побольше на стыки при склейке и уберите излишки! Он выполнит и роль клея и роль шпатлевки , никаких щелей не будет!
Излишки клея с деталей, стола, рук и инструментов убирайте сразу - после высыхания клея сделать это будет сложно .
Можно также бороться с образовавшимися щелями при помощи шпатлевки по дереву , но уже после того, как рамка полностью склеится.

ВАЖНО!
При соединении деталей рамки необходимо сразу выровнять их при помощи уголка-линейки, Вам обязательно нужно соблюсти как точные линейные размеры рамки, так и ее прямоугольную геометрию!


На фото: хорошо видно и стык распиленных под углом 45 градусов, деталей рамки и то, насколько рамка выступает за пределы киотного ящика.

Крепим рамку-дверку к киотному ящику.
Ну вот мы и подходим к волнующему моменту - сборке. Крепим миниатюрные петли к киотному ящику, накладываем на него сверху рамку-дверку и отмечаем острым карандашом , где должны располагаться петли на рамке. Затем крепим саморезами петли и к рамке.
Если все получилось правильно, то рамка должна закрываться без перекосов относительно киота.
Далее крепим «шкатулочную» застежку, ее присандаливаем при помощи латунных гвоздиков.

ВАЖНО! Прежде чем разметить отверстия крепления, обязательно проложите под дверцу шнур - тот самый, который будет выполнять роль уплотнителя! Его можно приклеить при помощи клей Момент, но только на этот раз клея резинового.

Все прикрепили и приклеили? Отлично! Теперь переворачиваем киот и крепим на оборотную сторону подвес , если Вы решили повесить икону при помощи него, а если нет - то надо просверлить в заднике отверстие.


На фото: крепление петель к киоту и к рамке, а также проложенный и приклеенный шнур (мы его проложили двойным контуром.


На фото: вариант крепления «шкатулочной» защелки.


На фото: прикрепленный к заднику киота подвес.

Стекло.
Когда у Вас будет готова рамка, Вы уже можете вырезать стекло . Если сомневаетесь в правильности своих измерений, можете заявиться в стекольную мастерскую вместе с рамкой.
Готовое стекло перед тем, как вставить в рамку-дверку, нужно тщательно вымыть . Чистое сухое стекло вкладываем в рамку и крепим его по краю при помощи герметика . Излишки герметика нужно удалять сразу, лучше всего это получается сделать пальцем.
После того, как стекло промазано, оставляем все в покое до полного высыхания герметика.

Любуемся!
Ну что же, киот готов! Вкладываем в него икону и - о ужас! Она болтается там, не держится! Что же делать???
Не проблема! Действительно, Вы сделали киот, но без внутренней рамки , которая присутствовала в большинстве старинных киотов, есть она и в некоторых киотах, изготавливаемых сегодня на заказ.
Чтобы икону зафиксировать внутри киота, используйте обыкновенный упаковочный картон - он обычно остается после покупки телевизоров, мебели или от посылок. Вырезаете полосу по высоте киота, ширина которой чуть больше глубины киотного ящика и сгибаете (фальцуете) полосу пополам, либо даже создаете профиль, в сечении повторяющий букву «П». Таких П-образных элементов изготавливаете два и вставляете по бокам от иконы. Их, если все было правильно сделано, видно в готовом киоте не будет, а икона получит надежную фиксацию и будет смотреться идеально!
Вот теперь - действительно всё, можно икону бережно повесить на стену, или поставить на полочку!


На фото: вариант готового киота, сделанного в домашних условиях (широкий багет светло-золотистого цвета).


На фото: вариант готового киота, сделанного в домашних условиях (узкий багет коричневого цвета с естественной текстурой и отделкой под золото).

Это только на первый взгляд страшно!
Теперь Вы знаете, как сделать киот для иконы своими собственными руками. На первый взгляд - это сложно, но на самом деле все очень и очень просто и за два дня мы, например, сделали не один, а три киота, а можно было бы и все четыре сварганить, ведь когда дело ставится на поток, оно идет проще и быстрее, нежели когда делаешь каждый киот в отдельности.
Давайте теперь все же подведем экономическую базу под изготовление одного киота, чтобы понять, стоит ли этим заниматься. Итак, стоимость составляющих:
250 руб. - планки для киотного ящика
300 руб. - багет
50 руб. - оргалит
100 руб. - клей акриловый
70 руб. - клей резиновый
100 руб. - герметик
15 руб. - шнур
40 руб. - гвозди латунные и железные
20 руб. - застежка «шкатулочная»
40 руб. - петли
20 руб. - подвес
70 руб. - стекло
___________________________________
1075 руб. - Всего (если мы правильно сложили эти цифры, конечно).

Экономия весьма ощутимая, не правда ли?
И если Вы поняли, как изготовить киот для иконы своими руками, то смело беритесь за дело, оно того стоит!