Безумных лет угасшее веселье тема и идея. Анализ стихотворения пушкина элегия


1. История создания

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» было написано в имении Болдино в 1830 году , куда Пушкин приехал для того, чтобы привести в порядок финансовые дела перед предстоящей женитьбой.

По воле судьбы поэту пришлось остаться в наследственном имении почти на три месяца из-за эпидемии холеры, свирепствующей в России. Это время стало самым плодотворным периодом творчества Пушкина и получило название «Болдинская осень».

Стихотворение с жанровым подзаголовком «Элегия» подводит итоги размышлениям поэта перед началом новой (семейной) жизни.

Пушкин добился согласия на брак у родителей Н. Н. Гончаровой не сразу, а лишь спустя 2 года после первой неудачной попытки. Можно назвать пророческим предощущение трагедии, различимое в строках «Элегии».

По русской традиции перед венчанием молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление собственной жизни. Первая часть стихотворения – это покаяние, вторая – предчувствие грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.

2. Литературное направление

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» написано в жанре элегии, который по преимуществу относят к сентиментальному или романтическому направлению в литературе.

Классические элегии («печальные песни») должны были заканчиваться на пессимистической ноте. Однако «Элегия» Пушкина имеет нетрадиционное завершение: её финальным аккордом становится надежда на счастье, приятие собственного заката, смирение перед волей судьбы.

Вот почему, несмотря на жанровую принадлежность произведения, его можно с полным правом признать реалистическим.

3. Род

Стихотворение представляет собой образец философской лирики и имеет все признаки лирического произведения.

4. Жанр

Автор уточняет жанр произведения в подзаголовке. Называя своё произведение элегией, Пушкин отдаёт дань сложившейся традиции и вместе с тем реформирует саму суть этого жанра, озаряя его классическую безотрадность нотами тихой радости.

Поэт преодолевает статику бездействия и верит, что судьба человека в его руках, а потому не теряет надежды на счастливый закат жизни.

5. Проблематика

Стихотворение посвящено проблеме переосмысления жизненных ценностей в процессе человеческого взросления .

Становясь зрелым человеком, Пушкин по-иному оценивает свои молодые годы. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и острее чувствует мимолётность жизни.

Противопоставить смерти поэт намерен творчество. Именно оно подарит ему живые восторги, слёзы умиленья и радость любви. Только бытие в творчестве можно считать жизнью.

6. Тематика

Помимо заявленной проблемы, в стихотворении можно выделить следующие темы:

  • прощание с молодостью;
  • покаяние;
  • вера в бессмертие творящей души;
  • приятие дальнейшей судьбы;
  • надежда на счастье.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что быстротечная человеческая жизнь, прожитая в бездумной лёгкости, оставляет в душе отпечаток горечи и печали, который всё сильнее проявляется с годами.

Однако нельзя поддаваться унынию. Пока мы живём, у нас есть время всё исправить и насладиться лучшим, что есть в мире: творчеством и любовью.

8. Пафос

Две строфы стихотворения на первый взгляд заряжены прямо противоположно. Первое шестистишие дышит горечью, второе – жизнеутверждением.

Две итоговые строки содержат вывод. Их связывает логика духовной работы, внутренней исповеди. Чем глубже и серьёзнее сожаление о прошлом, тем больше сил пережить настоящее и принять прошлое.

9. Система образов

В первой строфе стихотворения Пушкин использует анакреонтические образы (вино, тяжкое похмелье).

Начиная свой творческий путь, поэт отдал щедрую дань пиршественным мотивам. Но молодая пора веселья миновала – её осмысление тяготит героя.

При описании новых чувств и мыслей, посетивших его накануне серьёзных жизненных перемен, Пушкин использует масштабные стихийные образы: «грядущего волнуемое море», «закат печальный».

Так всё временное, человеческое уступает место вечному, космическому.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем стихотворения выступает сам автор или лирический герой.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица.

Его признания глубоко личны, исповедальны. Гениальность поэта проявляется в том, что практически каждый читатель, перешагнувший за порог тридцатилетия, может прочесть «Элегию» как стихотворение о себе самом.

Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения представляет собой обращение к самому себе или кому-то из самых близких друзей.

Поэт рассказывает о тяжести своих воспоминаний, подобно вину, с годами набирающих силу и крепость. Он предчувствует впереди труд и горе, но всё же выражает надежду на то, что в оставшиеся ему сроки его не оставит муза – главная утешительница поэта.

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» можно назвать пророческим.

Пушкин спокойным и ясным взором смотрит в будущее, предчувствуя печали, нужду и возможную гибель. Но он не отрекается от выбранного пути и готов принять всё, что ему уготовано.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения упрощает понимание его смысла.

  • Зачин произведения, развитие мысли и кульминация содержатся в первой его строфе.
  • Вторая строфа отражает спад эмоционального напряжения.
  • Итоговое двустишие завершает стихотворение светлым аккордом.

Композиционно поэт следует логике духовного роста, поэтапно описывая взросление и перерождение человеческой души.

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» написано пятистопным ямбом с чередованием мужских и женских окончаний.

В каждом из шестистиший содержится по три пары параллельных рифм: ААББВВ ГГДДЕЕ.

В итоговом двустишии также имеется параллельная рифма (АА).

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись первой строфы настраивает на мрачный лад. Поэт использует ассонансы «у», «ы», «о», аллитерации с «л» и «р», создающие эффект раскачивания на волнах.

Кажется, будто поэт плывёт по крутым валам тёмного волнующегося моря и не видит на горизонте земли.

Но музыка второй строфы звучит как сопротивление:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

В этих строках чувствуется энергия и решимость, они произносятся звонко, уверенно и твёрдо. Так автор выражает уверенность в том, что человек – не безвольная игрушка в руках судьбы.

Синтаксически текст можно воспринимать как большой двухчастное предложение, в первой части которого перечислены житейские горести поэта, а во второй – мысли и действия, которые он готов им противопоставить.

Формально же стихотворение составлено из 5-ти предложений, осложнённых однородными членами и сравнительными оборотами.

Пушкин употребляет высокую книжную лексику («минувших», «грядущего», «о други»), отдавая долг старинному жанру элегии и подчёркивая важность затронутой в стихотворении проблемы.

16. Средства художественной выразительности

Язык стихотворения украшен:

  • эпитетами («безумных лет угасшее веселье», «тяжкое похмелье»),
  • метафорами («грядущего волнуемое море», старость и зрелось как «закат печальный»),
  • сравнением («но, как вино — минувших дней в моей душе чем старе, тем сильней»).

Кроме того, в тексте встречается овеществление «гармонией упьюсь», в котором абстрактное существительное «гармония» представляется в виде живительного напитка.

Яркости добавляет стихотворению итоговое олицетворение «блеснёт любовь улыбкою прощальной». Кроткая улыбка любви озаряет элегию нежным солнечным отсветом.

17. Значение произведения

Данное произведение подводит итог печальным размышлениям Пушкина о завершении безмятежной молодости. Поэт на собственном примере показал нам переходное состояние человека, которого одолевают тревоги и сомнения.

В минуты горести, стыда и сожаления мы можем обратиться к стихотворению «Безумных лет угасшее веселье…» и поучиться у Пушкина мужеству в восприятии будущего.

Пока человек жив, он надеется на лучшее – эту ценную мысль доносит до нас поэт.

18. Актуальность

Стихотворения Пушкина посвящены вневременным ценностям. Люди всегда будут сожалеть о прошлом и опасаться туманного будущего – такова уж человеческая природа.

Состояние смятения и тревоги, которое чувствуется в первой строфе «Элегии», побеждается светоносной верой в возможность радости и гармонии.

Пушкин учит нас стойко преодолевать трудности, какими бы неминуемыми они ни казались. Актуальность стихотворения заключена в его нестареющей живительной силе.

19. Моё отношение

Так как моя молодость ещё только впереди, мне трудно понять печаль, с которой Пушкин сожалеет о прошлом. Но я думаю, что каждому есть о чём печалиться и чего стыдиться.

Чтобы не горевать о напрасно прожитых годах, нужно быть внимательным к себе с детства. Не стоит тратить время на пустяки, обижать людей вокруг, обманывать, совершать другие глупые и злые поступки. Тогда на пороге зрелости душа не будет болеть так сильно.

Вторая часть стихотворения мне близка. Пушкин подтверждает мою любимую мысль о том, что в каждом возрасте есть свои радости. Для поэта — это, прежде всего, творчество и, конечно, любовь. Хотелось бы, чтобы все люди умели радоваться, несмотря на трудности, и сохраняли веру в хорошее.

20. Чему учит

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» учит нас ценить каждый миг жизни, наполняя мир вокруг творчеством, любовью, созиданием.

Чтобы не приходилось горько плакать над содеянным, лучше с самого начала быть добрым, честным и чутким человеком. Тогда свою молодость не придётся называть «безумной», а воспоминания о прошлом – «тяжким похмельем».

Трудно прожить и не наделать ошибок. Пушкин напоминает, как важно вовремя раскаяться и начать новую, полную высоких целей жизнь.

«Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»»

Безумных лет угасшее веселье
Но, как вино – печаль минувших дней

Грядущего волнуемое море.



Средь горестей, забот и треволненья:

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».

После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» - это ещё и способность к состраданию.

Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.

Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
«грядущего волнуемое море» - метафора из канона заупокойной церковной службы: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею.

Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.

други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
. О жены Севера, меж вами

Она является порой
(«Портрет»)

Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(«В прохладе сладастной фонтанов. »)

Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
Существительные почти тоько абстрактные:
веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье – похмелье
упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.

На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.

Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.

Другие сочинения по этому произведению

Пушкин. Анализ стихотворения «Элегия» - лучшее сочинение

Стихотворение А.С.Пушкина "Элегия" написано в 1830 году. По форме написания произведение - это монолог. Лирический герой, которого можно отождествлять с самим автором, обращается к своим "другам", то есть людям, способным его понять. Стихотворение относится к философской лирике поэта.

С первых строк лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, признает, что не всегда она была правильной. Его жизненный путь не был безупречен и сейчас уже не молодой человек с тревогой и опаской смотрит в будущее. В будущем поэт видит лишь труд и горе.

Однако для обычного человека - это повод опечалится, для поэта же и жизненные неудачи - это источник вдохновения. Сам лирический герой говорит, что не пришло его время умирать, он хочет жить, мыслить, страдать. При этом для поэта жизнь без поэзии - хуже смерти, поэт лишь тогда живет, когда творит, когда его посещает Муза, именно поэтому у Пушкина "жить" и "мыслить" в одно строчке и практически одно и то же.

Несмотря на тягостное прошлое, лирический герой верит в то, что жизнь преподнесет ему еще и горести, и заботы, и наслаждения. Интересно, что герой не просит у жизни одних лишь счастливых моментов и не надеется испытать только их. Он хочет жить полной жизнью и наслаждаться всем ее многообразием, ведь без печалей и радость не имеет смысла.

Лирический герой желает и гармонии, и слез, и как вершину всех возможных чувств он жаждет любви. Пушкин надеется хоть на заре своих лет почувствовать, что такое любить и быть любимым.

Стихотворение Пушкина "Элегия" глубоко личное, как и присуще произведениям этого жанра в нем присутствуют высокопарные слова и старославянизмы, однако от этого стих не потерял легкости, мелодичности, он льется, как песня.

"Элегия" далеко не первое произведение, в котором Пушкин пытается осмыслить свою жизнь, здраво и объективно посмотреть на прошлое и предугадать будущее. Однако все его произведения полны оптимизма и веры в светлое будущее, не смотря на того, что писал он их, испытывая боль, грусть, ссылку.

И произведения "Элегия" является прекрасным пример того, что никакие жизненные испытания не должны повергать человека в уныние и депрессию.

  • Некрасов. Анализ стихотворения «Элегия»

Основополагающую, если не центральную тему, в поэзии Н.А. Некрасова.

  • Пушкин. Анализ стихотворения «Осень»

    Стихотворение А.С.Пушкина "Осень" написано в 1833 году в самую плодотворную.

  • Пушкин. Анализ стихотворения «Сожженное письмо»

    Поэт в своих произведениях всегда обращается к волнующим его темам.

  • Пушкин. Анализ стихотворения «Что в имени тебе моем?»

    Любовная поэзия Пушкина прекрасна. С какой дерзостью и свободолюбием.

  • Пушкин. Анализ стихотворения «Узник»

    Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие.

  • Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

    А.С.Пушкин затрагивал в своем творчестве разнообразные темы: свободолюбия.

  • Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

    А. Блок всегда стремился к идеалу. Он искал свою Прекрасную даму. Поэтому.

    «Безумных лет угасшее веселье. », анализ стихотворения Пушкина

    Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье. » было написано Пушкиным 8 сентября 1830 года в Болдино. Александр Сергеевич дал ему жанровое название «Элегия». В это время поэт вторично предложил руку и сердце Наталье Гончаровой и получил согласие. Чтобы привести перед женитьбой в порядок дела, он отправился в имение отца. Там Пушкин вынужден был задержаться на целых три месяца в связи с эпидемией холеры. Это был очень плодотворный период в жизни поэта, вошедший в историю как Болдинская осень.

    Основу произведения «Безумных лет угасшее веселье. » составляют философские размышления Пушкина о конце холостяцкой вольницы и новом этапе жизненного пути. «Элегия» состоит из двух частей, контрастных по смыслу. В первой строфе поэт жалеет о минувших днях бурной юности и осознает, что теперь «грядущего волнуемое море» не сулит ему ничего хорошего. Дело в том, что финансовые дела Пушкиных и Гончаровых оставляли желать лучшего. Поэт понимал: ему придется много трудиться, чтобы обеспечить семью.

    Промелькнувшая юность вызывает грусть не только потому, что миновала. Чем старше становится поэт, тем больше осознает свои ошибки и потраченное зря время. Печаль об этом становится все сильнее.

    Но вторая строфа неожиданно звучит оптимистично. Несмотря на предстоящую жизнь «меж горестей, забот и треволненья» . лирический герой верит, что его еще ждут наслаждения, гармония и любовь. Две последние строки стихотворения соединяют грусть первой части и оптимизм второй в красивый заключительный аккорд: «блеснет любовь улыбкою прощальной» .

    Позитивный финал не характерен для романтической элегии, но традиционен для Пушкина, который принимал жизнь со всеми бедами и радостями. Источником вдохновения для поэта могло стать любое событие. Чтобы творить, ему нужны перемены в жизни, даже страдания. Поэтому герой провозглашает: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» .

    Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» – это монолог лирического героя, который полностью отождествляется с автором. Написано оно самым удобным для философской лирики размером – «медленным» пятистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм. Традиционно в подобных стихотворениях поэты применяют высокопарную книжную лексику. Пушкин не нарушил традицию, использовав в тексте следующие слова: «сулит», «минувших», «други», «грядущего», «ведаю», «треволненья» . Тем не менее, читается и воспринимается стихотворение легко.

    Пушкин весьма оригинально использовал символы романтической поэзии: бурное море, вино, похмелье, закат . Здесь как бы все перепутано. Напрашивается сравнение веселья с вином, а у Пушкина – «смутное похмелье» . да еще «угасшее» . хотя молодость обычно ассоциируется с рассветом, утром или днем. В то же время с вином сравнивается печаль. Слово «волнуемое» больше подходит к молодости, прошлому героя. А у поэта оно соотносится с «грядущим морем» . Но эти несоответствия перекликаются с образами второй строфы и создают цельное впечатление. В будущем поэт станет упиваться не безумствами молодости, а гармонией. Закат жизни будет окрашен любовью.

    В произведении «Безумных лет угасшее веселье…» Пушкин не обошелся без своего любимого приема – антитезы . Печаль здесь противопоставлена веселью, смерть – жизни, наслаждения – заботам. Образы первой строфы имеют в основном негативную окраску, а во второй строфе они наполнены позитивом.

    Первая часть «Элегии» посвящена прошлому и статична. Поэтому в ней только один глагол – «сулит» . Зато есть много эпитетов: «безумных лет», «смутное похмелье», «угасшее веселье», «волнуемое море» . Во второй строфе множество глаголов придают размышлениям автора живость и оптимизм: «не хочу умирать», «мыслить», «страдать», «ведаю», «будут», «блеснет» . Почти все существительные в стихотворении абстрактны: печаль, труд, горе, любовь, веселье, заботы, вымысел . Это обусловлено глубиной философского обобщения в размышлениях поэта.

    Как и большинство стихотворений Пушкина, «Безумных лет угасшее веселье. » удивительно музыкально. Гласные «о», «у», «е» преобладают над глухими и шипящими согласными, а их последовательное чередование создает красивый, задумчивый ритм.

    Как известно, в молодые годы Пушкин написал немало романтических элегий. «Безумных лет угасшее веселье. » по праву считается вершиной среди произведений этого жанра.

    Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье. » (Восприятие, истолкование, оценка)

    Элегия свидетельствует о том, до
    какого состояния внутреннего
    просветления возвысился дух
    Пушкина.
    В. Белинский

    В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил Лермонтов - рыдающий рояль, Александр Блок - трагически звучащая скрипка, Сергей Есенин - крестьянская тальянка. Но есть поэт, который олицетворяет собой целый оркестр. Конечно же, целому оркестру подобен Александр Сергеевич Пушкин.
    Стихотворение “Безумных лет угасшее веселье. ” - одно из первых произведений, созданных поэтом в дни болдинской осени 1830 года, оно определило последующее творчество этого периода.
    Пушкин как бы с высоты осматривает свою жизнь. Стихотворение - и подведение итогов, и заявка на будущее. В нем звучит мотив, в той или иной степени уже затрагивавшийся в других стихах: раздумья о цели и смысле существования. Взгляд в “минувшие дни” возвращает нас к концовке шестой главы “Евгения Онегина”, где речь идет “о юности легкой”, а светлая грусть роднит это стихотворение с произведением “На холмах Грузии”.
    При публикации “Безумных лет угасшее веселье. ” Пушкин дал ему заголовок “Элегия”. Как известно, в молодые годы поэт отдал дань этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным.
    Оно представляет собой монолог, начальные слова которого констатируют внутреннее состояние лирического героя: “мне тяжело”. Однако постепенно тема расширяется и превращается в свободное обращение не только к друзьям (“о други”), но и - шире - к современникам. Мне кажется, что в этом смысле “Элегию” можно сравнить с более поздним стихотворением “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836), где в центре будет находиться оценка уже не жизни, а исторического дела поэта.
    Стихотворение начинается обращением к прошлому:

    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.

    И здесь же вполне естественное сравнение (ведь речь идет о похмелье!) “печали минувших дней” со старым и сильным вином. Мысль поэта движется от прошлого к настоящему:

    Однако эту тоску сегодняшнего дня объясняет уже будущее:

    Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнующее море.

    Один образ, как бы всплывающий в сознании, рождает новый. Образ “волнуемого моря” уже не имеет ничего общего с “унылостью”. Он является предчувствием будущей бурной жизни, где найдется место и раздумьям, и страданиям, и творчеству, и любви.
    Все стихотворение пронизывает мысль о неизбежности и неотвратимости изменений жизни человека. Поэтому “горести, заботы и треволненья” не вызывают у лирического героя ни мечтательных сожалений об ушедшей молодости, ни страха перед будущим. Пока человек жив, он не должен отступать перед трудностями бытия:

    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

    Поэтому ощущение наступающего “горя”, “заката печального” освящено идеей “наслаждения”, которое даруют человеку сознание, поэтическая гармония, любовь и дружба:

    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И - может быть - на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.

    В отличие от других элегий (например, “Погасло дневное светило”), в стихотворении “Безумных лет угасшее веселье. ” нет указаний на какую-то биографическую ситуацию. Сложный этап жизни оставлен автором “за порогом” стихотворения. Не в анализе какого-либо отдельного момента, а в осознании судьбы человека заключен смысл этого великого стихотворения.
    “Элегия” написана пятистопным ямбом - размером, который, в отличие от четырехстопного ямба, обладает большей плавностью, каким-то замедленным течением. Такая форма отвечает требованиям философской, лирики.
    Меня стихотворение поразило удивительной гармонией: все чувства лирического героя уравновешены, в его душе нет разлада.
    “Элегия”, написанная в 1830 году, появилась в печати через четыре года. Как же я удивилась, прочитав стихотворение другого великого русского поэта, датированное 1832 годом, т. е. временем, когда пушкинское произведение еще не было издано:

    Я жить хочу! Хочу печали
    Любви и счастию назло.

    Эти строки написал восемнадцатилетний М. Ю. Лермонтов. Конечно, здесь иной поворот темы, иной размер. Однако эти стихи, на мой взгляд, родственны.
    Подобно А. С. Пушкину, на смерть которого Лермонтов через пять лет напишет свое великое стихотворение, молодой поэт так же не сгибается под тяжестью жизни, так же не страшится будущего, как и его великий предшественник:

    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?

    В строчках проанализированной элегии, на мой взгляд, отражена одна из главных поэтических традиций А. С. Пушкина, которую творчески развили не только Лермонтов, но и вся классическая русская поэзия.

    8941 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» А.Пушкин

    «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» Александр Пушкин

    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    Но, как вино - печаль минувших дней
    В моей душе чем старе, тем сильней.
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

    Грядущего волнуемое море.

    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    И ведаю, мне будут наслажденья
    Меж горестей, забот и треволненья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И может быть - на мой закат печальный
    Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

    Анализ стихотворения Пушкина «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)»

    Знаменитая Болдинская осень 1830, сыгравшая в творчестве Александра Пушкина очень важную роль, подарила миру огромное количество литературных произведений. К их числу относится и стихотворение «Элегия», написанное в философском ключе. В нем автор подводит итоги период беззаботной юности и прощается с ней на пороге вступления в новую жизнь.

    Поездка в Болдино, где Пушкин вынужден был из-за холерного карантина задержаться на долгих три месяца, была вызвана необходимостью вступления в права наследства имением. Поэт, никогда не обременявший себя решением подобных вопросов, задался целью привести в порядок все дела. И это неудивительно, так как после повторного сватовства к Наталье Гончаровой он все же получил положительный ответ и стал готовиться к свадьбе. Однако поэт подверг тщательной ревизии не только деловые бумаги, но и собственную душу, осознав, что отныне его жизнь меняется безвозвратно. Тогда-то и родились строчки о том, что «безумных лет угасшее веселье» оставило в душе поэта горечь сожаления и боль утраты. Пушкин понимает, что ночные кутежи с друзьями и посещение игорных домов теперь уже – удел более молодых людей, которые еще только постигают радости жизни. Себе же поэт пророчит весьма печальное будущее . «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море», - пишет автор. Что же должно заставить человека пребывать в таком невеселом расположении духа накануне собственной свадьбы? Все дело в том, что финансовые дела Пушкина оставляют желать лучшего, и он прекрасно понимает, что для обеспечения достойной жизни своей семьи ему предстоит очень много работать. Именно в этот период он ведет бурную переписку со своей будущей тещей, торгуясь за размеры приданого. Но, по сути, он пытается отвоевать не деньги, а собственную свободу, которой лишается после вступления в брак, пусть даже и с горячо любимой женщиной. Тем не менее, в словах поэтом все же есть надежда, что он сможет быть счастливым . «И ведаю, мне будет наслажденье средь горестей, забот и треволненья», - отмечает Пушкин. Действительно, как и любой нормальный человек, он мечтает обрести счастье в семье и рассчитывает, что в его жизни все же «блеснет любовь улыбкою прощальной». Таким образом, поэт отрекается от возможных взаимоотношений с другими женщинами, которые всегда были его музами, и рассчитывает стать примерным мужем, понимая, что брак отнимает у него частичку той радости и вдохновения, которые он черпал в свободе.

  • Философские стихотворения в творчестве поэта появляются в 20-е годы – “Если жизнь тебя обманет”, “Вакхическая песня”, “Дар напрасный, дар случайный”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, но особенно много их написал Пушкин в 30-е годы.

    “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье”) создана 8 сентября 1830 г., знаменитой Болдинской осенью. Это поэтическое размышление Пушкина начинается с переоценки прошлого:

    Безумных лет угасшее веселье

    Мне тяжело, как смутное похмелье.

    Но, как вино – печаль минувших дней

    В моей душе чем старе, тем сильней.

    Память о прошлом рождает боль и ощущение невосполнимости утрат, воспоминания о прошлом тяжким грузом лежат на сердце. От минувшего пушкинская мысль переносится в будущее:

    Мой путь уныл.

    Сулит мне труд и горе

    Грядущего волнуемое море.

    Появляется ощущение, что в будущем нет места надежде. Но 2 часть “Элегии” открывается восклицанием, которое сметает мысли о смерти, уничтожает тревоги и волнения бытия:

    Но не хочу, о други, умирать;

    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

    И ведаю, мне будут наслажденья

    Меж горестей, забот и треволненья:

    Порой опять гармонией упьюсь,

    Над вымыслом слезами обольюсь,

    И может быть – на мой закат печальный

    Блеснет любовь улыбкою прощальной.

    Поэт понимал, что в будущем, неизбежны, скорби, печали, заботы и горести. Но жизнерадостность, оптимизм, надежда не оставляют Пушкина. В этом стихотворении чувствуется пушкинская воля к жизни, пушкинская жажда жить, действовать.

    В 1823 г. Пушкин написал стихотворение “Телега жизни”, в котором в метафорической форме рассказал о человеческой жизни, ее разных этапах: юности, зрелости, старости. В 30-е годы наступает зрелость самого поэта. В 1834 г. он пишет элегическое послание Н.Н. Гончаровой “Пора, мой друг, пора”, в котором размышляет о неумолимом беге времени, о внезапности смерти, о том, что такое счастье. Пушкинский вывод таков: “На свете счастья нет, но есть покой и воля”. Покой и волю поэт надеялся найти в “обители трудов и чистых нег”, так он называл в стихотворении Михайловское. Если обратиться к письмам Пушкина жене в это время, то и в них мы найдем то же желание поэта: уехать в деревню и работать, писать.

    Поэт был любящим отцом. В письме к другу, П.В. Нащокину, Пушкин писал: “Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться”. Пушкин мудро и спокойно относился к жизни. Такое мироощущение чувствуется и в стихотворении “… Вновь я посетил” (1835). Осенью 1835 г. Пушкин несколько недель провел в Михайловском. Он писал жене: “В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…”. В письме поэт упоминает о своей досаде, а в стихотворении о ней нет ни слова. Пушкин идет дальше конкретных предметов, явлений, “отметает” досаду, стремится к обобщению. Уже в начале стихотворения он ставит главную проблему - проблему непрерывного обновления, вечного закона природы.

    Поэт грустит, думая о том, что уже нет няни. В письме Наталье Николаевне об этом факте просто упоминается, а в стихотворении одно слово Пушкина - “старушка” - помогает понять, какую нежность, любовь питал Пушкин к Арине Родионовне. Мысль поэта движется дальше – нет няни, значит когда-то не будет и его. Он вспоминает о южной ссылке, о годах ссылки, проведенных в Михайловском. Да, время идет, идет неумолимо, и Пушкин спокойно и по-отечески мудро приветствует “молодую поросль” у старых трех сосен: “Здравствуй, племя, Младое, незнакомое!” – как приветствуют старики приходящее в мир новое поколение людей. Поэт вспоминает в стихотворении своего деда и надеется, что и его внук будет когда-то проезжать здесь и слышать шум этих сосен. Прошлое, настоящее, будущее у Пушкина взаимопроникнуто, взаимосвязано. Только в том случае, если человек почитает прошлое, помнит и уважает своих предков, он не будет забыт потомками.

    Память о прошлом, “любовь к родному пепелищу и отеческим гробам”, по мнению Пушкина – основа “самостоянья” человека, его духовной основы, нравственного стержня. Об этом Пушкин писал в 1830 г. в стихотворении “Два чувства дивно близки нам…” очень уверенно, убежденно, потому что эти чувства составляли основу его “самостоянья”.

    21 августа 1836 г., словно предчувствуя, что жить осталось очень недолго, Пушкин пишет стихотворение “Памятник” (такое название принято, хотя у Пушкина его нет). В нем поэт подводит итоги своему творчеству и жизни. Впервые стихотворение было опубликовано в 1839г. с правкой В.А. Жуковского, который заменил несколько строк в 1 и 4 строфах.

    Поэт пишет о том, что воздвиг себе нерукотворный памятник своей поэзией, ее направленностью:

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

    И милость к падшим призывал.

    Утверждать в поэзии уважение к человеку, стремится в Свободе личной, общественной, творческой, учить прощать и любить, иметь “незлобную” память, не изменять своему призванию – вот в чем видел Пушкин свое предназначение. Этому и был посвящен путь, пройденный им в жизни и творчестве.

    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...»

    Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...» потрясло меня. Свои чувства я могу выразить при помощи слов великого русского литературного критика В.Г.Белинского: «…до какого внутреннего просветления возвысился дух Пушкина».

    К огда я читал «Элегию», в моем воображении возникали картины того, как Пушкин подводит итог прожитой жизни. Стихотворение проникнуто настроением горечи, уныния, душевной смуты, невеселыми предчувствиями, которые оставили неизгладимый след печали в душе героя. К счастью, оно к концу произведения меняется, и после довольно мрачных строк у поэта возникает мысль о мудром и просветленном приятии жизни.

    Тема стихотворения - сосредоточенный поиск пути. Так как «Элегия» написана пятистопным ямбом - размером, который, в отличие от четырехстопного ямба, обладает большей плавностью, каким-то замедленным течением, то ее можно отнести к философской лирике. А по жанру – это романтическая элегия.

    Исходя из темы и жанра этого произведения, я могу сказать, что это стихотворение глубоко личное. Отсюда и его необычное построение. Две строфы составляют смысловой контраст: В первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.
    В первых строках (“безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье”). Поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.
    Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится “труд и горе”. Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. “Труд и горе” обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет “грядущего волнуемое море”.
    После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:

    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

    Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. “Страдать” - это ещё и способность к состраданию.
    Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что “будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья”. К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:

    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь...

    Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения… Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение:

    И может быть на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.

    Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая так же, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.

    “Элегия” по форме монолог. Оно обращено к “другам” - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
    Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – “жалобная песня”. Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из “высоких”, обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
    Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

    Минувших = будущих,
    старе = старше,
    сулит = предвещает (обещает),
    грядущего = будущего,
    “грядущего волнуемое море ”
    - метафора из канона заупокойной церковной службы:

    Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею,..

    Но у Пушкин стремится от этого моря не к
    “тихому пристанищу”, но снова в стихию чувств и переживаний.
    Други = друзья,
    ведаю = знаю,
    треволненья = тревоги.

    Порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:

    ... О жены Севера, меж вами
    Она является порой
    (“Портрет”)

    Порой восточный краснобай
    Здесь разливал свои тетради
    (“В прохладе сладостной фонтанов...”)

    Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
    Существительные почти только абстрактные:
    веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
    В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
    безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
    Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
    умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
    А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
    веселье – похмелье,
    упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.

    На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.

    Несмотря на несколько унылый стиль написания стихотворения «Элегия», оно наполнено жизнеутверждающим смыслом. Пушкин в нем обращается не только к современникам, но и к будущим поколениям с посылом, что жизнь прекрасна, даже, если в ней есть только горести, испытания и труд.

    В строчках проанализированной элегии, на мой взгляд, отражена одна из главных поэтических традиций А. С. Пушкина, которую творчески развили не только Лермонтов, но и вся классическая русская поэзия.

    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    Но, как вино — печаль минувших дней
    В моей душе чем старе, тем сильней.
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.

    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    И ведаю, мне будут наслажденья
    Меж горестей, забот и треволненья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И может быть — на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.

    Анализ стихотворения «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» Пушкина

    1830 г. был отмечен в судьбе Пушкина знаменитой Болдинской осенью. В этот период он ощутил огромный прилив творческого вдохновения, который выразился в огромном количестве прекрасных произведений. Одним из них стало «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)». Оно написано в жанре философской лирики и посвящено размышлениям поэта над собственной жизнью.

    В 1830 г. Пушкин подводил определенный жизненный итог. Он наконец-то получил положительный ответ от родителей Н. Гончаровой и готовился к свадьбе. Будущая семейная жизнь требовала самого серьезного отношения. Поэт уже не мог рисковать будущим своей семьи. Ему нужно было позаботиться о финансовом благополучии. Литературная деятельность должна была стать постоянным источником дохода. Политическая неблагонадежность также была препятствием. Пушкину нужно было впредь быть более осторожным в своих высказываниях.

    Этими глубокими размышлениями проникнуто все стихотворение. Пушкин вспоминает «угасшее веселье» своей молодости. Он понимает, что к нему уже нет возврата. Впереди – серьезная жизнь семейного человека, который отвечает не только за себя, но и за свою семью. Поэту бесконечно грустно от осознания неотвратимости. Он пророчески замечает: «Мой путь уныл». Пушкина уже не радует предстоящая свадьба, так как она лишит его прежней свободы. Поэт сам позволит заковать себя в цепи общественного мнения и подчинится ему.

    В то же время Пушкин заявляет, что не намерен сдаваться. Он принимает жизнь со всеми ее трудностями и волнениями. Поэт не теряет оптимизма, он верит, что наряду со страданиями будет испытывать новые наслаждения и победы. Предстоящая свадьба дает ему надежду начать новую жизнь. Пушкин чувствует в себя огромный запас нерастраченных творческих сил.

    Очень характерно обращение лирического героя – «о други». Пушкин обращается не к любимой женщине и не ко всему обществу в целом, что было свойственно для романтизма. В тяжелой ситуации он может найти искреннюю поддержку и участие только в близких друзьях. Поэт прекрасно знал, что значит быть отвергнутым обществом. Поэтому он высоко ценил преданность тех, кто оставался ему верен.

    Стихотворение «Элегия» — блестящий образец философской лирики Пушкина.