История происхождения пословицы век живи век учись. Значение пословицы век живи век учись


Как понять пословицу:"Век живи – век учись"?

    Наш мир бесконечно меняется, и поэтому, чтобы прожить в нм, человеку приходится до конца своих дней обрабатывать получаемую информацию.

    А поскольку каждое поколение привносит в мир что-то сво, то и живм мы, находясь в постоянном учении.

    А эту пословицу и Понимать не надо. ей надо просто следовать.

    Я занимаюсь по жизни ремонт электроники в пром-оборудовании. За последние 30 лет релейные схемы превратились в ЧПУ и что-то компьютерами управляемое. И если бы я не учился в ногу со временем, грош цена мне была бы.

    Век живи, век учись – это истина навек.

    Я понимаю это по простому – надо идти в ногу со временем. Не затормаживаться на прошлом. Так и делаю. А Вы?

    Это значит, что каждый человек, стремясь к знаниям не найдет никогда предела и границы для своих познаний. Чем больше человек узнает, тем больше понимает – сколько он ещ не изучил и сколько ещ придется вникать в суть вещей.

    Действительно, даже века не хватит чтобы достаточно изучить вс, что интересно.

    Пословицу Век живи -век учись нужно понимать так, что иногда кажется, что мы вс знаем. Даже любительница готовить самые изысканные кулинарные блюда может однажды обнаружить, что данное блюдо можно приготовить ещ вкуснее, если добавить в него ингредиент, который она раньше не добавляла, так как не знала, что его тоже можно добавлять. А тут добавила и поняла, что так вкуснее. И подумала про себя:Век живи- век учись.

    Нет предела познанию.Поэтому век живи, век учисьТо есть сколько бы ты не знал, сколько бы ты не учился, всегда есть тема, вопрос, проблема, ответ на который ты не знаешь.Полное многообразие появление нового, и вс равно, появляется новое. и новое.А что наша социальная жизнь, наша медицина, задающая вс новые вопросы, и что ещ интереснее-наша экономика, которая почему-то чаще предсказателями предсказывается, а не умными экономистами, которые не могут сказать. почему так дргаются валюты, и что будет с нашим рублм завтра.(к примеру).

    С другой стороны. некоторые говорят:я знаю то, что мне нужно, а остальное- и трава не расти.Но это позиция страуса.спрятал голову в песок, только этот песок и знает.

    Позиция умного:Я знаю, что ничего не знаю.И такой не знающий будет учиться, пока голова будет работать!

    Полностью она звучит так Век живи век учись а все одно дураком помрешь

    Так говорят когда оправдывают свое не желание учится и познавать науки и ремесло.

    Так говорят когда сетуют на то что до сего дня не знали или не умели чего то, что им только что рассказали или показали.

    Эта пословица означает, что всегда нужно стремиться узнавать что-то новое, даже если кажется, что ты в этой сфере уже все знаешь. Иногда жизнь преподносит такие сюрпризы! Оказывается,что наших знаний о чем-то оказалось недостаточно.

    Во – первых вс узнать невозможно, даже если человек чему – то долго учился и занимался долгие годы одним ремеслом. В течении жизни вс равно будут появляться неожиданные моменты – открытия в своей профессии, которым нужно научиться и освоить.

    А во – вторых, у меня всегда вызывали уважение люди, которые будучи уже не молодыми, смело воплощали в жизнь свою мечту, обучались новой профессии, кардинально меняя свою жизнь. И не один раз. Сколько живут – столько и учатся. Мне кажется этому и призывает поговорка Век живи – век учись. Это развитие.

    К фразам, вырванным из контекста, относит и всем известная фраза Век живи – век учись . Е часто любят произносят учителя в школе своим ученикам, обосновывая необходимость изучения школьных предметов. Е даже могут приписывать Владимиру Ленину, путая с другой его фразой: Учиться, учиться и учиться.

    Считается большинством людей, что согласно ей нужно всю жизнь чему – то учиться.

    А на самом деле в полном виде она выглядит так:

    Вряд ли смысл е в постоянном совершенствовании в ремесле, профессии, мастерстве или науках, скорее в умении строить отношения с другими людьми, в соблюдении нравственных и моральных норм. Подразумевает духовное совершенствование, следовании Библейским заповедям или постулатам другой религии или даже Кодексу строителя коммунизма.)

    Эта пословица означает лишь то, что нельзя прожить жизнь, не познавая что-то новое ежечасно. Мир развивается, меняется, так и человек должен изучать что-то новое, что бы не отставать от прогресса. Так и получается, что всю жизнь нужно стремиться к саморазвитию, познанию нового и неизведанного. Вот и весь смысл пословицы.

    Я думаю в этом выражении заключается такой смысл, что человек не должен останавливаться в развитии. Не останавливаться, достигнув определнного рубежа, или сначала наступит застой, а затем потихоньку деградация. Подразумевается, что часть профессиональных навыков не то, чтобы утратятся, а станут не соответствовать современному уровню, попросту устареют.

    Новые достижения науки останутся без внимания, новые орудия труда не будут освоены, технологические операции будут производиться по старинке.

    Такая история и с гуманитарными дисциплинами, новые методические разработки останутся без применения. Новые подходы станут игнорироваться.

(Русская пословица)

Что за пословица такая глупая? Неплохо бы с ней разобраться прямо с самого начала учебного года! А вдруг нет смысла садиться за парту?

Народные знатоки эту пословицу разъясняют по-разному.

1. Раз человек дурак от природы, то для него учёба бесполезна и бессмысленна. Что подтверждается другой русской пословицей:

Дурака учить, что мёртвого лечить.

2. В пословице зарыта глубокая философия. Она отражает мысль о бесконечности процесса познания. Даже вспоминают Сократа с его знаменитой фразой

Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже и этого!
(Сократ)

3. Количество информации, производимой человечеством, возрастает со всё большей скоростью. И отдельному человеку не по силам ознакомиться даже с малой её частью. Достаточно сказать, что за последние десятилетия только в области информатики, компьютеров и связи произведено столько знаний, что человек чувствует себя беспомощным перед этой горой информации. И даже если он что-то попытается освоить, то за время этого освоения человечество наворочает ещё целые гималаи всевозможной инфы. То есть, пословица отражает бессилие человека в желании «объять необъятное».

Все эти мнения в некоторой степени верны, но по наблюдениям блогописца, это выражение имеет другой смысл, и его можно услышать в совершенно конкретной ситуации. Ситуации, когда профессионал своего дела, можно даже сказать «гуру», вдруг, неожиданно для себя обнаруживает, что не знает в своём деле какой-то незначительной, тривиальной вещи. Чего-то такого, что он обязан был знать! 😦

Ему становится стыдно перед самим собой, и он в сердцах произносит:

«Век учись, а дураком помрёшь!» 😦

И от этого никуда не деться, потому как уже давно установлено, что предел любого специалиста - знание всего ни о чём, или ничего обо всём.

Надо сказать, что дурак дураку - рознь. Например, в математике - полный болван, однако денежки свои считает - ни на копейку не ошибётся! Кроме того, дурак - понятие относительное. Взять хотя бы всем известного изобретателя Томаса Эдисона. В детстве он с трудом проучился три месяца в церковной школе, затем мать его оттуда забрала и учила сама, так как учитель при всех называл этого мальчика «безмозглым тупицей». Впоследствии Эдисон говорил: «Я смог стать изобретателем потому, что в детстве не ходил в школу».

Ну-ка, мозголомы, клавотоптатели и природные самородки, покажите свои таланты! На картине Н. Богданова-Бельского, написанной в 1895 году, изображена деревенская школа, а учитель - профессор Московского университета С.А. Рачинский. Что характерно, мы не видим ни компов, ни калькуляторов, ни парт, ни прочих наворотов. Не говоря уже о том, чтобы гуглить ответы смартфоном.

Вот как раньше мучили учеников! Задачки заставляли решать стоя и в уме! Самая настоящая средневековая пытка!

Если ты считаешь себя кул-хацкером или программером, попробуй вычислить в уме примерчик со школьной доски.

10² +11² + 12² + 13² + 14²
365

Между прочим, сделать это не так уж и сложно. Теткоракс вычисляет этот примерчик тупо в лоб, поскольку до сих пор помнит таблицу квадратов двухзначных чисел до 25. Знание её даёт возможность легко вычислять в уме произведения двухзначных чисел.

Вот поэтому, у людей раньше было всё в порядке со зрением и мозгами. Они даже не знали что такое почечуй! 😎

Что касается лапотников и оборванцев, то они решали правильно. «Ответ: равняется двум». Современные школьники не решат этот примерчик даже на компьютере. 🙂

Все афоризмы об учёбе см. на странице

Великий и могучий русский язык! В нем великолепно сочетаются не только сложные конструкции, объяснения реальности, общества или существования Бога в работах Михайловского, Бердяева или Соловьева, но также красота и простота обычных народных поговорок и пословиц. Ярким тому примером является мудрая фраза: «Век живи - век учись». Эти четыре слова заключают в себе не только высокий моральный смысл, но и дают простор для философских рассуждений.

Социологический подход к пословице

Смысл пословицы «Век живи - век учись» заключается в том, что, каким бы опытным ни был человек, ему всегда приходится учиться на своих ошибках. Вариантом этой фразы также является другая пословица «Жизнь научит». С социологической точки зрения данные фразы говорят о том, что или приспособления человека к обществу никогда не заканчиваются в детстве. Они продолжаются, даже когда мы в глубокой старости сидим на лавочке у подъезда и наблюдаем за летящей куда-то жизнью. Это идет вразрез с философией одного известного австрийского психоаналитика, который мелькает в анекдотах и потешных историях столь же часто, как и поручик Ржевский. Речь идет о Зигмунде Фрейде.

Как бы отреагировал Зигмунд Фрейд?

Наверняка, известный ученый впал бы в ступор, если бы мы пытались доказать ему, что во фразу «Век живи - век учись» смысл вкрался далеко не обыденный. Не пахнет здесь трюизмами и тривиальностью. Дело в том, что Фрейд, как и многие бихевиористы, считал, что сознание любого человека формируется только в детстве. Не зря сам известный австриец говорил, что «Все с детства», а взрослая жизнь - это борьба с детскими комплексами, страхами и неврозами. Куда австриякам понять великий русский дух?

Эрик Эриксон и смысл пословицы

С начала XX века прошло немало времени, и такими учеными, как Энтони Гидденс, Эрихом Фроммом и другими социальными философами было открыто, что человек познает мир и себя в нем на протяжении всей жизни. Фраза «Век живи - век учись» является отличным резюмированием работ Эрика Эриксона. Американский психоаналитик выявил восемь стадий человеческой жизни. На каждой стадии человек испытывает кризис. Так, первая «оральная стадия», которая длится на протяжении первого года жизни ребенка, формирует доверие или недоверие к матери и миру. Уже на пятой стадии у молодого человека (13-21 год) формируется половая и Появляется жизненное самоопределение. На последней, восьмой стадии, которая называется зрелость или «эго-интеграция-отчаяние», у человека формируется отношение к смерти, молодежи, принадлежность к поколению, человечеству.

Знаменитая приписка «…а дураком помрешь»

Данная пословица не всегда выражает к познанию и стремлению к открытию тех или иных истин. Так, одна приписка кардинально меняет смысл всего народного посыла: «Век живи - век учись, а дураком помрешь». Ни один мало-мальски толковый социолог ни в коем случае не согласится с подобной фразой. Поскольку, как мы уже отмечали выше, жизнь - это процесс познания. Каждый день, сидя дома перед телевизором или находясь в шикарном фойе театра, идя на работу или на учебу, общаясь с друзьями или спрятавшись под одеяло, читая книгу, мы познаем что-то новое. Это может быть культурный или социальный код, который позволяет нам не только общаться, но и занимать определенное место в социальной иерархии. Это может быть познание законов Земли через химию, физику либо же познание эпистемологических категорий ответственности, честности, правды и лжи через философию. Но не любое общение, как и не любая книга, дает человеку пищу для ума. Иногда мы застреваем в однообразии и тавтологии. Читаем одно и то же, говорим по одному и тому же поводу. И здесь приписка к пословице уже имеет вес. Но можно ли назвать это достойной жизнью? О. А. Донских считает, что конформизм является противоположностью достоинству.

У многих писателей можно найти ответ на вопрос, что значит «Век живи - век учись». Шукшин в своем рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» противопоставляет консервативного старика Егора Кузьмича, эдакого постаревшего Ивана-дурака на печи, развивающемуся школьнику, который задается научными вопросами. «Учиться никогда не поздно» - это основная идея данного рассказа.

Яркие примеры пословицы из мира кино

В массовом искусстве данная идея поднималась миллионы раз. Достаточно вспомнить такие голливудские фильмы, как «Даллаский клуб покупателей», «Социальна сеть», «Форрест Гамп» или «Кадры». В комедийном фильме «Кадры» сюжет рассказывает о двух молодых людях, которые привыкли торговать дорогими часами. Но наступило время Интернета и «продажники», как их обычно называют, оказались не такими востребованными. Тут нашим героям пришлось выкручиваться, переобучаться, проявлять немалую находчивость. Они решили пойти стажерами в самую большую компанию в мире. И имя ей Google. Надеясь получить работу в компании, они стали узнавать новое и вносить в мир интернет-компании свои идеи, образы мышления и стиль жизни. Так что пословица «Век живи - век учись» касается не только отдельных индивидов, но и больших компаний, которым приходится приспосабливаться под современные реалии.

Как известно, компания «ИКЕА» раньше продавала спички, а теперь это шведский гигант, мебель которого можно встретить в любом доме. История знает множество таких моментов и на уровне государств. Страны заимствуют опыт друг друга и развиваются. Так, Китай заимствовал капиталистический способ ведения бизнеса, но оставил при этом свой социалистический строй. И теперь Китайская Народная Республика претендует на то, чтобы стать еще одной сверхдержавой.

Главный вывод

В своей книге «Механическое пианино» известный голландский писатель и фантаст сказал: «Запомни, нет никого, кто был бы уж такой образованный, чтобы нельзя было за шесть недель узнать девяноста процентов всего, что он знает». «Век живи - век учись». Кто сказал? Важно ли это? Главное, что в этой фразе заключен большой смысл, который, несомненно, поддержали бы все великие умы, начиная от писателей и заканчивая учеными. Для обычного маленького человека пословица означает постоянное развитие, открытие новых сфер. И только тогда повседневная жизнь станет гораздо красочнее и интереснее, наши навыки разнообразнее, а само бытие никогда не будет окрашено в серые и мрачные тона.

Век живи, век учись — русская пословица про то, что учиться, познавать новое, рекомендуется всю жизнь. Знания и опыт безграничны и неисчерпаемы.

"Век живи - век учись (а умри дураком )".

К этой пословице иногда применяется и ироническая присказка "а дураком помрешь", про бесполезность учения - сколько бы человек не учился, а все равно всего не изучишь.

В английском языке есть близкое выражение - живи и учись (live and learn) со значением - извлекай выгоду из опыта, учения. Выражение указано в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 , где отмечено, что оно применяется со второй половины 16 века.

Примеры

Кэтрин Райан Хайд

"Не отпускай" (2010 г.), перевод с английского 2015 г. - о дорогом заказе девочкой пиццы:

"– Извини, что получилось так дорого. Сама сказала, можно заказать то, что захочется…

Да. Век живи – век учись . Сегодня заказывать буду я."

(1860 - 1904)

(1890 г.), д. 4, 7:

"Серебряков. В последнее время, Михаил Львович, я так много пережил и столько передумал, что, кажется, мог бы написать в назидание потомству целый трактат о том, как надо жить. Век живи, век учись , а несчастия учат нас."

(1828 - 1910)

"Анна Каренина" (1873 - 1877 гг.), часть V, глава XXV:

"Нет, век живи, век учись . И я учусь понимать вашу высоту и ее низость"

(1821 - 1881)

" " (1866 г.) ч. 2 гл. 7:

"что завтра будет, увидим, а сегодня очень даже недурно: значительная перемена с давешнего. Век живи, век учись ..."

(1801 - 1872)

"Сказка о Георгии Храбром и о волке" (1857 г.):

"Я не дурак; хоть и знаю, что и мне, наряду со всеми, сказано: век живи, век учись, а умри дураком;"

Червонорусские предания. 10:

"Послушайте ж меня, тогда поймете... Вот оно и выходит на то, что век живи, век учись, а помри дураком ."

Мельников

На горах. 1, 4.:

"Хоть ты теперь у меня и обученная, а все-таки храни старую пословицу: век живи, век учись ."

(1745 - 1792)

"Недоросль" 2, 6 - мать (Простакова) говорит сыну, чтобы тот учился:

"г-жа Простакова. Век живи, век учись , друг мой сердешный! Такое дело."

(1812 - 1870)

«Посмертные записки Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club) , (1836 — 1837), гл. 19:

"Live and learn , you know. They’ll be good shots one of these days. I beg my friend Winkle’s pardon, though; he has had some practice."

(1738 - 1833)

«Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» , 1789-1816 г.:

"Вот, отец мой! говорил он: век живи, век учись , какая беда со мною сделалась. Ветчины я доброй продал шесть пуд, а тут зимою превеликих множество, иные в два, иные в три пуда были, такие были чистые и хорошие. Оставил, отец мой, про себя; но вот, плут, бездельник солил мало, а я велел ее под кровлю подле окошек повесить, опоздал соленьем, отец мой! Итак, все с кровли капало на ветчину, потом сняли ее, положили в анбар; я поехал в козловскую деревню и велел ее без себя по 3 копенки фунт распродать. Но посмотрим, черви по вершку в ней выросли и кто продавал, так ветчиной его прибили, и рад был по 3 полушки взять. Теперь стал вовсе без ветчины, а баранов для того не бью, что в две недели его не сем". "

«Век живи, век учись», – говорим мы, покачивая головой и удивляясь тому, что каждый день приносит нам новые знания, несмотря на то, что мы давно уже закончили школу. В чём же смысл этой пословицы?

Кто сказал «Век живи, век учись»

Трудно определить точное место и время происхождения выражения о необходимости учиться всю нашу жизнь. Одним из самых первых упоминаний об использовании этих слов являются «Нравственные письма к Луцилию, LXXVI» римского философа-стоика Луция Аннея Сенеки, датированные 4 годом до нашей эры, в которых он писал «Век живи - век учись тому, как следует жить». В «Словаре идиом Американского наследия» отмечается, что в английском языке близкое по значению выражение «Живи и учись» употребляется со второй половины XVI столетия.

Похожие по смыслу пословицы на английском и прочих языках

В том или ином виде данная фраза присутствует практически во всех языках мира. Вот лишь некоторые из них:

  • Live and learn (англ.)
  • On s’instruit ? tout ?ge (фр.)
  • Man lernt nie aus (нем.)
  • Ei oppi ojaan kaada (фин.)
  • Fin alla bara sempre se n’impara (итал.)
  • Al doende leert men (голл.)
  • ?мір с?реді ж?не?йрену (казах.)

В татарской и хорватской культуре есть даже сказки, раскрывающие смысл этого выражения. В русском языке эти слова широко используются и в бытовой, и в литературной речи, например, в произведениях классиков Д. И. Фонвизина, П. И. Мельникова-Печерского, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

«Век живи, век учись, дураком помрёшь»: продолжение фразы

Один из вариантов данного выражения, имеющий довольно неожиданное продолжение «Век живи - век учись (а умри дураком)» в 1853 году был зафиксирован в «Пословицах русского народа» В. И. Даля. Смысл этой интернациональной пословицы заключается в том, что, сколько бы мы ни узнавали в жизни, мир непознанного все равно будет неизмеримо больше, поэтому, при желании, всегда можно и нужно учиться чему-то новому, для практической пользы или для души, что, в конечном итоге, бывает гораздо полезнее.

Выражение является именно пословицей, а не поговоркой.

Как писать сочинение по теме

Данное выражение часто входит в перечень тем школьных сочинений. Одной из ситуаций, которую можно рассмотреть в качестве примера для такой работы, может быть следующая: плавное изменение мировоззрения даже тех людей, кто считает, что «старую собаку новым трюкам не научишь». Мир технологий стремительно меняется с каждым годом, приходится меняться и людям: бабушки продолжают сидеть у подъездов, но уже с сотовыми телефонами; эти же бабушки и дедушки с большим удовольствием используют возможности интернета, о котором ещё совсем недавно ничего не знали, для того чтобы общаться по скайпу с живущими в других городах близкими; читают электронные книги, смотрят кино и передачи по телевизорам нового поколения, хотя отлично помнят ещё здоровенные «ящики» с ручным управлением, демонстрирующие лишь чёрно-белое изображение. Мир вокруг нас не статичен.

Даже если человек очень не хочет учиться чему-то новому, ему придётся это делать, как говорится, «жизнь заставит», иначе он не сможет нормально жить в постоянно меняющейся объективной реальности. Ленность ума не оправдание нежеланию приложить определённые усилия для узнавания и использования чего-то нового, будь то покупка электронных билетов или общение по ватсаппу с «засыпающимся» на контрольной по математике любимым внуком.

Слова М. Жванецкого «Мудрость не всегда приходит с возрастом. Порой возраст приходит один», сказанные в чужой адрес, кажутся нам смешными. Для того чтобы не было смешно кому-то ещё, когда их произнесут по отношению к нам, стоит всю жизнь руководствоваться названной в конце пословицей.