Лекции личностного роста. Личностный рост


От автора:Несколько лет назад я разработал семинар личностного роста «33″, который позволяет в популярной форме доступным и живым языком объяснить слушателям, как научиться не конфликтовать с собой, с другими и с окружающим миром.Этот семинар предназначен для всех:- кто хочет управлять своей судьбой;
- кто перестал быть жертвой и решил начать что-то делать с «Почему так не везет?»;
- кто захотел изменить свою жизнь и понял, что для этого нужно изменить себя или хотя бы разобраться с тем, почему в его жизни все так происходит и пореже наступать на грабли.

Описание семинара
У меня вы узнаете, как пореже получать кнутом.Это для тех, кто уже попробовал, устал получать и решил, что уже хватит.Мои семинары – это скорая психологическая помощь. Это ликбез, который желательно знать всем.Вы получите ответы на вопросы:- Что самое важное в жизни?
- Что важнее самого важного?
- Чего боятся и чего хотят все люди?
- Как нами управляют?
- Как понять, любят ли тебя?
- Стоит ли сдерживать агрессию?
- Надо ли себя заставлять?
- За что мне такая жизнь?
- Могут ли мужчины и женщины найти общий язык?
- Почему одни спиваются, а другие - нет?
- Как узнать свое будущее?Рабочая метафора семинара:«Человек - это машина, за рулем которой сидит наше «Я».Кто-то чинит машину, кто-то пытается заставить водителя ехать в свою сторону. Я объясняю правила дорожного движения.Куда поехать - решать вам!Семинар организован по типу психологической группы темоцентрированного взаимодействия и включает в себя:- лекции,
- беседы,
- упражнения по самодиагностике,
- психологические игры и упражнения,
- упражнения по визуализации, с использованием аудиоматериалов,
- дневниковую терапию.Семинар построен в Милтон-модели. Это способ употребления языка с целью наведения и поддержания транса. Назначение транса - войти в контакт со скрытыми ресурсами личности. Она следует тем же путем, по которому происходит естественная работа мозга. Транс является состоянием, в котором вы оказываетесь высоко мотивированными учиться у своего бессознательного внутренним образом. Он не является пассивным состоянием, вы также не попадаете под влияние других людей.В ходе занятия составляются схемы, которые показывают построение логики и способствует подаче информации в полутрансовом режиме для более лёгкого усвоения материала.Семинар включает 11 тем по 3 часа каждая. Это и стало одной из причин такого названия - «33″. Об остальных причинах узнаете на первом занятии.Темы семинара:1. Что такое слова. Правое и левое полушария мозга. Карты реальности. Прогнозы.
2. Психосоматика. Откуда берется болезнь? Компенсаторный (невротический) путь решения проблемы. Список стрессогенных факторов.
3. Важно - пустяк. Ответственность. Основа конфликта. Ценностные ориентации.
4. Формула счастья. Несбывшиеся ожидания. Инвентаризация идеалов.
5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Как научиться нравиться.
6. Что такое любовь? Введение в эниологию.
7. «Привычка свыше нам дана». Почему подлецы живут дольше?
8. Мудрость пророчествования или «загад не бывает богат».
9. Мужчина и женщина: зачем мы друг другу.
10. Все течет, все изменяется, или чем опасна стабильность.А теперь более подробно. После описания каждой темы в можете послушать аудиозапись первого часа занятия.

Тема №1:1. Человек - единственное существо, творящее символы. Извраты сознания. Абстрактные понятия. Множественность языков.
2. Система прогнозирования.
3. Карты реальности. Модели поведения. Стратегии выживания. Деструктивные, конструктивные модели. Три возраста.Тема №2:1. Понятие «стресс». Наработка привычек. Фиксирование рефлексов, положительное и отрицательное подкрепление.
2. Блокировка агрессии. Незавершенный гештальт. Внутренний родитель. Причина болезни.
3. Система зависимостей. Компенсаторный путь решения проблем. Наркоманы, алкоголики, трудоголики и т.д.Тема №3:1. Целеполагание. Введение в конфликтологию. Система оценок.
2. Инстинкт выживания. Выбор ответственности.
3. «За что мне, такому хорошему, такая жизнь?»Тема №4:1. Идеал и норма. Сказка о рыбаке и рыбке. Мечтать не вредно.
2. Инвентаризация идеалов - «Устаревшее расписание».
3. Построение идеального мира. Его анализ и переоценка.Тема№5:1. Страх и защиты. Роли и маски.
2. Подростковый негативизм. Манипуляции. Кто нами управляет?
3. Харизма. Законы общения. На скольких языках мы говорим?Тема №6:1. «Вы любите помидоры?» «Есть люблю, а так не очень». Что такое любовь, жалость, страсть, забота?
2. Кого мы, действительно, любим?
3. Закон бумеранга: как аукнется…Тема № 7:1.Либидо - мортидо.
2. Алгоритм реагирования. Автоматизм поиска причины.
3. Реакции защиты и реакции ориентации.
4. Тест Александра Македонского.Тема №8:1. Скажи, покажи и дай пощупать.
2. От судьбы не уйдешь или судьба в твоих руках?
3. Упражнение на визуализацию «Двери».Тема №9:1. Психология пола
2. Информация - энергия.
3. Продавцы и покупатели.
4. Наследственность.
5. Женская и мужская измена.
6. Семья. Ее минусы и плюсы.Тема №10:1. Слово есть ложь. Эталоны и критерии. Анализ.
2. Прошлое - будущее. Что такое жизнь? Почему мы все хотим умереть?Заключительное занятие: ответы на вопросы.Вам будет полезен семинар, если у вас есть желание научиться принимать свое авторство собственной жизни и не зависеть от кого-то, а принимать ответственные решения, осознавая, как это будет влиять на вашу жизнь; если вы хотите получить еще один взгляд на эту жизнь.Он может быть неправильный. Вот поэтому я и говорю, что мне не обязательно верить. Но получить еще один взгляд никогда не помешает. Жизнь слишком многогранна. Те кто, изучал чертежи, знают, что это, минимум, 3 проекции.Точно также и о мире. Чем больше информации мы знаем о нем, тем меньше мы вляпываемся.Мужики, обычно, не идут на эти семинары. Они боятся, потому что у нас, мужиков, есть табу на слабость. «Я пойду слушать какого-то другого мужика?» Это табу может преодолеть только очень сильный мужчина, признав свою слабость.Мужикам полезно сравнивать свои взгляды с чужими. Для этого нужно идти в компанию других мужиков. А ведь это страшно – говорить о себе. А в мужской компании еще и не все скажешь.Женщинам семинар полезен тем, что когда они поймут мужиков, то, возможно, меньше их будут нахратить и бережнее к ним относиться.Вы получите еще один взгляд на жизнь. А это не мало.На семинаре я даю инструменты, с помощью которых можно самому поработать с собой.Я даю только те инструменты, которые проверил на себе.Я даю формулы, в которые человек может подставить свои данные, и никто не будет знать, какая у него проблема.Мой весь семинар «33» направлен на:- самоанализ
- самодиагностику
- самокоррекцию.То есть, не кто-то это сделает за тебя, а ты сам можешь.

Об авторе
Меня зовут Алексей Васильевич Капранов.У меня очень гадкая профессия.Я работаю сволочью.Сволочь – это не ругательство. Это – профессия. Потому что слово «сволочь» для меня означает «сволакивать» с «правильного» пути.У меня есть рабочая метафора: «Человек – это машина, за рулем которой сидит наше Я».Есть медики, которые чинят нашу «машину» - тело.Есть «гуру», которые говорят, где светлое будущее.Моя работа очень простая. Ко мне чаще всего обращаются люди, «машина» которых либо несется в обрыв, либо заехала в тупик.И моя задача – остановить человека, посеять сомнения, а потом сориентировать на местности. И главное – это сволочь с того «правильного» пути, который его завел либо в тупик, либо к обрыву, а куда правильно не сказать.Я никогда не отвечаю на вопрос: «Что делать?»И еще я работаю дрожжами. Что это значит?Есть такая деревенская месть:Самой вредной старухе ночью бросают пачку дрожжей в сортир. И к обеду следующего дня выполняется три очень полезных действия:Во-первых, чистится выгребная яма.Во-вторых, удобряется огород. Правда, хороший результат будет только на будущий год. В этом году с этого огорода вряд ли можно будет что-то есть.В-третьих, вредная старуха становится дооооброй бабушкой.Когда-то я эти дрожжи, о которых буду рассказывать вам, бросил в свою собственную голову. И оказалось, что там, как в выгребной яме, ничего, кроме дерьма, и нет.Поэтому у меня сейчас «дао пустоты».Поэтому ни в коем случае не думайте, что я умный.Я – не умный. Я из той категории, которые битые. Потому что умные от книжек, а я нет. Я сначала пятнадцать раз наступал на грабли, потом понял, что надо определять их не по цвету, а по форме. Потом один раз наступить на детские грабли и понять, что лучше два раза на взрослые. Мужики меня поймут. Потом еще, еще и еще…Вот так, методом проб и ошибок я набрал свой собственный опыт и сформулировал свое виденье мира.Я буду говорить вам то, что я об этом мире думаю.Мне верить не обязательно. Более того, желательно не верить.Потому что те люди, которые мне не верят, поймут гораздо больше, чем те, которые поверят.Для меня важно, чтобы вы меня поняли.В общем, я отвечу вам на вопросы:- что такое «не везет» и
- «За что мне, такому хорошему, такая тяжелая жизнь?»Расскажу, как порыться в себе, найти свои ошибки, и как их исправить. Я когда- то ходил к психологу…знаю, что самое неприятное, когда лезут к вам в душу.Поэтому я сделал такую программу, что не буду лазать к вам в душу и, более того, хранить ваши тайны в себе…Мне это не интересно. Хоть я и похож на священника, верить мне ни к чему. Не надо мне верить! Я не священник.Хочу вас также предупредить, что я жутко аморальный тип. Не антиморальный, а аморальный.Я уже давно не знаю, что хорошо, а что плохо.Я – не «нормальный» психолог, поэтому не готовьтесь к «нормальной» психологии.Немного из биографии:
Для меня психология была хобби с 14 лет. Только в 30 я пошел учиться на психолога, потому что друзья сказали: «Ты уже консультируешь лучше, чем профессионалы».Но у меня нет диплома о высшем образовании, потому что мое первое высшее – это полполитеха. А так как первое высшее не закончено, то второе высшее недействительно. Хотя, скажу без ложной скромности, я один из лучших психологов Алтайского края.После окончания Алтайского государственного университета я пошел работать в «самую легкую» сферу – к наркоманам. Два года проработал в реабилитационном центре для наркозависимых. Результатом нашей работы стали лучшие результаты по России. Я очень этим горжусь.Потом у меня еще 2 года была частная практика, так как наркоманы меня сами находили.После этого я проработал 10 лет в службе занятости.Сейчас я работаю в Краевом кризисном центре для мужчин в городе Барнауле, провожу семинары-тренинги по конфликтологии, творчеству, командообразованию.Являюсь ведущим клубов «Ответственное отцовство» и «Восхождение к индивидуальности» и со-ведущим радио-программы «А так ли это?» на радио «Серебряный дождь» в Барнауле.

Все материалы семинара распространяются с личного согласия автора семинара.Торрент перезалил по причине указанной medved421986 "В 9 папке нумерация файлов не соответствует порядку:) следует слушать: 09-03, 09-02, 09-01, а потом 09-06, 09-05, 09-04" - нумерацию поправил

Личностный рост – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале («я» идеальное). Все факторы, условия, возможности, приближающие его к достижению цели, и являются личностным ростом, который является одним из основных и наиболее значимых смыслов жизни индивида. С помощью данного процесса человек способен изменить себя, любые черты характера в нужную ему сторону, ликвидировать комплексы, научиться контролировать проявление эмоций, избавиться от негативных мыслей. Личностный рост у каждого субъекта разный, так как представления о своем идеальном «я» у всех индивидов полностью отличаются.

Личностный рост человека

Личностный рост человека заключает в себе неуклонное и постоянное развитие потенциала личности. Потенциал является обобщенной системной характеристикой индивидуальных и психологических личностных особенностей индивида. В его основе лежат способности личности отталкиваться от устойчивых внутренних ориентиров и факторов в процессах жизнедеятельности, сохранять постоянство деятельности и целевых ориентиров при регулярном меняющемся воздействии среды. Т.е. потенциал личности – это целый комплекс свойств психики, который дает индивиду возможности принятия решений и регулирования своего поведения, но при этом исходит из своих личных критериев и представлений.

К показателям личностного потенциала разные авторы относят независимость и внутреннюю свободу, личностную автономию, осмысленность жизнедеятельности, устойчивость в жизненных условиях, готовность к внутренним трансформациям, способность принятия новой информации, устойчивую готовность к действиям, временную перспективу личности.

Личностный рост характеризуется, прежде всего, победой над индивидуальными слабостями, фобиями, страхами, над всем тем, что стоит на пути к идеальному «я». Такой рост необязательно должен быть позитивным для окружающих.

Личностный рост в психологии – это саморазвитие, которое характеризуется осознанностью, устремлением индивида стать лучше, чем он есть сейчас, быть умнее, значимее, перспективнее. Главной составляющей успешной личности является ее рост. Процесс личностного роста – это каждодневный труд субъекта над самим собой. Сегодня существует множество теорий, которые относятся к личностному росту.

Теория бихевиоризма заключается в том, что человек изначально не имеет никакого отличного от других потенциала. Все люди рождаются с одинаковым потенциалом. А личностный рост зависит только от обстоятельств и условий, которые окружают индивида.

Экзистенциальный подход заключается в том, что рост личности происходит в процессе самопознания, отыскивания гармонии и, как результат – новое восприятие окружающей действительности.

Самой распространенной теорией личностного роста является «неизбежно позитивная», которая заключается в том, что каждый индивид наполнен огромным количеством потенциала. Такой потенциал так и рвется наружу, но способен найти выход только при наличии соответственных условий, обстоятельств, которые не обязательно будут позитивными. Именно поэтому, данная теория называется позитивной: чтобы ни случилось в жизни, плохое или хорошее, личностный рост состоится при любых условиях.

Личностный рост остро необходим человеку, так как без него индивид будет деградировать. Он является современной моделью всем известной истины: выживает только сильнейший. Человек, не стремящийся к росту, не живет, а существует.

Рост личности индивида зависит, главным образом, от его усилий, однако одних усилий недостаточно. Полноценный рост возможен только при наличии доброжелательного участия окружающих, которые являются значимыми для него. Личностный потенциал неразрывно связан с «я» идеальным, которое формируется в процессах совместного взаимодействия с людьми. Следует дифференцировать личностный рост от гармоничного развития индивида, которое включает в себя приобретенные знания и умения, усвоение ценностных ориентаций, моральных и этических норм, необходимых правил поведения.

Во время личностного роста происходят трансформации, как в духовном мире субъектов, так и в процессах их взаимоотношений с окружающим миром. Сутью таких трансформаций является то, что индивид понемногу освобождается от искривляющего воздействия различных психологических защит, делается способным испытывать доверие к воспринимаемой информации, а не фильтрует ее ради защиты своего идеального «Я», становится способным жить настоящим.

При прохождении через все перечисленные трансформации индивид становится открытым для восприятия новой информации. Одновременно с этим он начинает намного лучше понимать свои чувства, эмоции, переживания и самого себя в целом, становится способным здраво оценивать свои индивидуальные возможности, брать ответственность на себя только за то, что действительно зависит от него, распланировать свою последующую жизнь так, как хочет именно он, а не согласно чужим представлениям или навязанным стереотипам. Все это позволяет индивиду более полно воспринимать реальность, жить как бы с «широко открытыми глазами». За счет этого он начинает лучше понимать других и принимает их такими, которыми они являются в реальности, избавляется от надуманных иллюзий и навязанных предрассудков.

Индивид, стремящийся к личностному росту, устремлен не просто к общению, а к совместному взаимодействию. В контактах с людьми такой индивид становится более непринужденным, непосредственным и открытым, однако при этом, оставаясь более реалистичным, способным грамотно разрешать различные конфликты, гибким.

Личностный рост в психологии способствует развитию целостной личности, которая не имеет неразрешимых несогласий между желаниями, устремлениями и потенциалом, между жизненными требованиями и моралью, между планируемыми действиями и реальностью. Другими словами, это означает, что такой индивид не подвержен переживанию кризисов. Однако это не означает, что такие кризисы совсем исключены. Ведь различия между «Я» идеальным и «Я реальным» все же сохраняются.

Личностный рост дарит субъекту способ преодоления таких кризисов – смысл существования, ощущения душевной осмысленности всех своих идей, действий и чувств. При попадании в трудную или кризисную ситуацию, человек, стремящийся к личностному росту, не ставит перед собой следующие вопросы: «Почему это происходит со мной?», «За что мне все это?», «Кто виноват в этом» и т.д. Такой человек будет спрашивать: «Что я получу в результате преодоления трудной ситуации», «Какой опыт я приобрету?» и т.д.

Личностный рост человека влияет на профессиональные достижения и успешность в любых сферах деятельности. Так, например, перспективный личностный рост будущего педагога подразумевает три возможных направления: адаптации, саморазвития и стагнации (деградации).

Адаптация помогает приспособиться к требованиям систем образования, изучить основные виды деятельности и ролевые позиции. Саморазвитие помогает в постоянном самосовершенствовании, которое в конечном итоге ведет к полной реализации личности как профессионала. В тех случаях, когда педагог решил остановиться в своем профессиональном и личностном развитии и начинает жить только лишь за счет использования привычных стереотипов и старого багажа знаний, а также умений, наступает стагнация. Вот именно поэтому непременным условием успешной профессиональной деятельности индивида, который решил посвятить себя обучению детей, должен быть личностный рост будущего педагога и его самосовершенствование в течение всего времени преподавания.

Личностный рост и саморазвитие

Личностный рост заключается в постоянном стремлении к устойчивости собственной самооценки. Индивид, при любых обстоятельствах, верящий в себя и свои силы, не ведает преград. В течение жизни препятствия и преграды встречаются на пути каждого. Поэтому так необходима адекватная самооценка, которая поможет принять верное решение. Другими словами, личностный рост – это сотворение самим собой новейших стратегий для принятия решений и воплощение в жизнь индивидуальных задач. Поэтому именно такой рост способен создать фундамент, основу, которая впоследствии влияет на правильность принятых решений.

Саморазвитие является автономным процессом, который живет в каждом. В процессе своего развития индивид получает рост только в том месте, в которое направлены его потребности. Поэтому каждый человек в некоторых областях деятельности разбирается виртуозно, а некоторые ему совсем неподвластны.

Часто процессам саморазвития способствуют проблемы и неприятные ситуации, которые переживают субъекты. Нередко такие проблемы могут оставаться нерешенными. Однако то, что через них проходит человек, может сделать его либо сильнее, либо сломает его. На пути личностного роста встречается множество преград и проблем. Для того чтобы этот рост все таки был, следует научиться не только принимать, брать, но и терять, отдавать. В жизни не может случиться такое, чтобы исчезли все проблемы, но человек может научиться менять свое отношение к ним, принимать их по-другому.

Личностный рост и саморазвитие – это акцентирование жизненного смысла. Только в развитии возможно жить. Благодаря развитию человек переходит на новый виток спирали, на новую ступень. Движение в обратном направлении ведет к регрессу и деградации.

Процесс саморазвития происходит постоянно и на протяжении всей жизни индивида. По мере прохождения саморазвития с человеком происходят трансформации, он начинает мыслить шире, видеть целиком, а не только частности, начинает понимать, что данный процесс бесконечен. Чем дальше углубиться в саморазвитие, тем интереснее становится жить.

Различают семь инструментов, способствующих личностному росту и саморазвитию индивида. Первым таким инструментом будет ведение индивидуального дневника в бумажном варианте или в электронном виде. Преимуществами такого метода является анализ и разбор прожитого дня, оценивание событий, действий и поступков, происшествий, своих мыслей, дальнейшие планы. Ежедневное ведение дневника помогает увидеть отрицательные и неэффективные шаблоны поведения и стандартное мышление, обучает четкости и ясности в выражении собственных мыслей, включает логику. С помощью данного метода легко проследить за всеми трансформациями, что происходят с собственной личностью на протяжении длительного времени. Еще одним плюсом ведения дневника будет то, что при перечитывании его через какое-то время можно по-новому оценить свои поступки и события, выделить акценты на позитивных моментах и поведенческих вариациях, вспомнить о совершенных ошибках для того, чтобы в дальнейшем их не совершать.

Следующим инструментом является создание своеобразного хранилища собственных идей. Данный способ играет важную роль. Это связано с тем, что человеческий мозг, в силу своего устройства, способен продуцировать идеи в любой час дня или ночи, в совершенно различных обстановках. Однако не всегда человек способен запомнить все генерируемые мозгом идеи. Для этого и нужно хранилище таких идей. Как только в голове появилась новая идея – ее следует тотчас же записать.

Еще одним немаловажным инструментом является позитивное мышление. Нужно научиться всегда мыслить со знаком «плюс». Для этого следует, образно выражаясь, «ловить» все повторяющиеся негативные утверждения, мысли и трансформировать их в положительные, добрые, хорошие, приятные и полезные.

Нужно любить себя целиком и полностью со всеми имеющимися недостатками и достоинствами. Часто так бывает, что создав модель идеального «я» индивид начинает к ней активно стремиться и при каждой неудаче или неправильном поступке, с его точки зрения, принимается ругать себя, осуждать свои действия, т.е. занижать самому себе самооценку. Для саморазвития и роста, личности необходимо оценивать себя беспристрастно, как бы с позиции объективного наблюдателя. Следует анализировать свои поступки, стараясь при этом не давать эмоциональной оценки.

Еще одним известным инструментом на пути успешного самопознания и развития является техника «резинки». Для выполнения такой техники необходимо надеть на кисть резинку и, при каждом случае негативного мышления, следует ее оттянуть и отпустить. За счет щелчка и слабых болевых ощущений произойдет смена поведения мыслей. Таким образом, происходит вырабатывание своеобразного рефлекса.

Техника общения со своим подсознанием заключается в задавании вопросов самому себе. В ней работают вопросы такого типа: «Что мне следует изменить в себе, чтобы добиться нужной цели?» После того, как индивид задал вопрос, его следует забыть, т.е. перестать акцентировать на нем внимание. Через пару дней в сознании появится ответ на вопрос или решение, которое будет самым оптимальным в сложившейся ситуации.

Следует научиться бороться со своими страхами и не бояться перемен. Ведь все неизвестное является своеобразной зоной развития именно из-за того, что дает толчок к прогрессу и росту.

Личностный рост тренинг

Тренинги личностного роста способствуют саморазвитию и росту личности. Часто такие тренинги относят к деятельности, психотерапевтической направленности. В этом есть доля истины, но в принципе это далеко не так. Развитие уверенности в себе и своих силах – это является направлением тренингов личностного роста. Они проводятся с изначально здоровыми людьми. Однако это не является лечением, следовательно, психотерапией быть не может.

Тренинги личностного роста являются занятиями, которые направлены на повышение потенциала индивида, на выявление и усовершенствование таких качеств, которые способствуют успешности в разных областях жизнедеятельности. Основной целью таких тренингов является трансформация жизненного воззрения на обычные вещи, смена обычных стереотипов мыслительной деятельности и поступков, деяний, мешающих индивиду стать более успешным и счастливым.

Главным акцентом тренингов являются позитивные и качественные трансформации личности субъекта. При помощи специализированных методик индивид «программируется» на успех во всем. После тренингов человек ощущает себя более уверенным, спокойным, свободным и счастливым вне зависимости от обстоятельств внешней среды.

Различают два варианта направленности таких тренингов: способствующие естественному росту личности (пассивному) и активному личностному росту.

Тренинги, направленные на пассивный личностный рост призваны оздоровить, укрепить потенциал личности, снять блоки, которые мешают развитию и росту личности. С помощью данной методики проживают все негативные ситуации. Такие тренинги не предусматривают создание направленности или определения того, что должно происходить с индивидом, как будет развиваться личностный рост. Пассивный рост личности обуславливается только внутренними программами индивида. А роль ведущего тренинга заключается всего лишь в том, чтобы создать для роста личности оптимальные условия.

Тренинги пассивного личностного роста направлены на работу, как с прошлым, так и с настоящим. Они помогают найти выход из определенных сложившихся ситуаций, научиться легче и проще реагировать на обстоятельства, справляться с такими обстоятельствами в любых жизненных сферах. Лучшими тренингами данного вида могут считаться трансформационные тренинги. Главной их направленностью является работа с глубинными обуславливающими механизмами, такими как ценности и убеждения, осознанность, механизмы компенсаторной и психологической защиты и др. Благодаря данному тренингу можно заметить следующие положительные сдвиги в личности индивида: расширение мировоззрения, появление чувства озарения, освобождение от убеждений, которые ограничивают его, и отрицательного воздействия окружающих. Результатом трансформационных тренингов является открытие новых возможностей для себя.

На тренингах активного личностного роста происходит трансформация личности на уровне самоидентификации. Он направлен на получение знаний и развитие у субъектов конкретных навыков. К ним относят тренинги, направленные на развитие качеств лидера, повышение профессиональной эффективности, обучающие тренинги (например, обучение правильным целевым установкам).

Тренинги личностного роста могут проводиться вживую и онлайн, посредством интернета. Тренинги способствуют активизации мышления. После их прохождения индивид начинает задумываться о смысле жизни, о своих жизненных целях и позиции.

В каждом тренинге присутствует определенный комплекс упражнений, направленный на развитие личностного роста, например, упражнение «я в будущем», «шприц», «табу», «Самопрезентация», «Пессимист, Оптимист, Шут», «На какой я ступеньке?», «Комиссионный магазин» и множество других.

Упражнение «я в будущем» заключается в рисовании своей личности в будущем и защите перед другими своей картинки.

Целью упражнения «шприц» является помощь участникам глубже прочувствовать и пережить условия уговоров, сформировать так называемый иммунитет к любому психологическому влиянию.

Целью упражнения «табу» является помощь участникам в понимании того, как проявляется у них отношение к различного рода ограничениям и запретам.

Целью упражнения «самопрезентация» является включение приспособительных механизмов, отработка проявления эмоций, которые способствуют процессам профессионального приспособления.

Целью упражнения «пессимист, оптимист, шут» является формирование единого отношения индивида к проблемным ситуациям, приобретение опыта разбора проблем с различных точек зрения.

Целью упражнения «на какой я ступеньке?» является помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.

Целью упражнения «комиссионный магазин» является выработка навыков самопонимания, самоанализа, самокритичности, обнаружение существенных для индивида качеств в совместной работе.

Личностный рост методики

Первым шагом на пути к личностному развитию является признание того, что настоящее положение дел не всегда такое, какое люди так сильно желают и ждут, о чем мечтают, рассуждают и думают.

Личностный рост довольно редко бывает всесторонне направленным. Это связано с тем, что большинство из нас обладают сильными и слабыми чертами характера, сторонами. Поэтому и личностный рост, главным образом, будет проявляться в признании сторон, характеризующихся слабым проявлением, и поступков, направленных на усиление таких сторон.

Сегодня существует множество методик, направленных на стимулирование развитие личностного роста индивида. Заключаются они в постоянном и целенаправленном воздействии, которое направлено на усиление более слабых сторон. Ответственность за свою жизнь, возможность творения своей жизни по собственному желанию, уверенность в своих силах, самосовершенствование – вот основные цели методик личностного роста.

Гармоничное развитие личности лежит в самопознании, самореализации, самосовершенствовании, обретении целостности и, как следствие, значительных трансформаций жизненных условий, факторов, обстоятельств, ситуаций и возможностей.

Способ освоения методик развития личности напрямую зависит от быстроты, с которой постигаются новые сведения, грамотного следования рекомендациям и существенности последнего результата.

Одной из самых доступных методик самопознания и личностного развития является самостоятельное изучение специализированной литературы. Отсутствие обратной взаимосвязи является основным недостатком данной методики. Данный недостаток заключается в невозможности получения рекомендаций, советов, поддержки при необходимости.

Следующей доступной методикой самообразования является просмотр обучающих видеоматериалов. Она отличается довольно слабой эффективностью, в связи с тем, что избранная методика бывает неправильно поданной. Такое случается, если источник сведений некомпетентен.

Более эффективной методикой будет посещение различных обучающих тренингов, курсов и семинаров. Отрицательной чертой такой методики является отсутствие индивидуальной направленности на каждого участника, однако, грамотный тренер может учесть потенциал и приоритеты каждого.

Самым оптимальным вариантом самообучения и личностного развития будут индивидуальные занятия с тренером. Недостатком такого метода может служить его достаточно высокая стоимость. Индивидуальные занятия позволяют тренеру учесть все особенности индивида, вовремя внести нужную корректировку, уделять возможный максимум внимания, давать необходимые рекомендации и советы.

Большая часть популярнейших методик развития личности индивида основывается на способах использования аффирмаций, методах визуализации и постановок целей.

Под аффирмациями понимают короткие словосочетания или фразы, которые содержат в себе позитивные вербальные формулы или утверждения. При их многократном повторе в подсознании субъекта закрепляется нужный образ или установка, способствующая оптимизации психоэмоционального фона индивида, стимуляции положительных трансформаций. Т.е. аффирмация – это короткое предложение, несущее конкретную смысловую нагрузку для улучшения эмоционального поля личности, которое ведет к позитивным жизненным переменам.

Существуют определенные правила составления аффирмаций, чтобы они смогли пересилить устоявшиеся негативные установки в подсознании: смысловая нагрузка должна быть однозначной; слова, составляющие фразы, должны быть положительными, также как и эмоции во время их произношения; установка должна быть четко конкретизирована в соответствии с имеющимися потребностями; фразы должны быть направлены на активность жизненной позиции.

Метод визуализации представляет собой преподнесение информации с помощью зрительных, наглядных образов. Данный метод довольно широко применяется как психологическая техника.

Визуальные отображения субъектов, явлений, вещей, эмоций хранятся в подсознании на протяжении всей жизни индивида. При этом некоторые образы могут находиться в инертном (пассивном) состоянии. Но при необходимости такую информацию, возможно восстановить, извлечь и применить с целью решения какой-нибудь задачи или проблемы. Такое возможно в тех случаях, когда с помощью сознательных умений невозможно разрешить задачу или проблему. Таким способом происходит постоянное накапливание внутренних энергий для сотворения желаемых трансформаций.

Четко поставленные и сформулированные цели являются основой для достижения успешности в любых сферах. Цели – это обязательные составляющие этапов воплощения жизненного плана. Для грамотной постановки цели следует произвести детальный последовательный анализ уже существующих обстоятельств, условия или ситуаций, учесть личностные приоритеты, оценить долгосрочность, перспективность цели, творческую визуализацию. Важнейшими и обязательными условиями для успешного воплощения поставленных задач будут желание достичь поставленной цели, уверенность в реальности ее осуществления, направленность на ожидание ее результатов.

Выработка индивидуальной модели эффективности роста личности или проведение различных экспериментов с уже существующими методиками и техниками личностного развития являются необходимыми составляющими самосовершенствования. Это связано с тем, что уже имеющиеся модели эффективны чаще только лишь на начальных ступенях самопознания.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 18 ЧАСОВ 6 – ЛЕКЦИИ 12 – ПРАКТИКА ДОМАШНЯЯ РАБОТА – 2 ШТ.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Альфред Адлер (1870 – 1937) Теория совершенствования «Стремление к превосходству – это фундаментальная человеческая мотивация, выражающаяся в желании улучшать себя, развивать свои способности, достичь наибольшего из возможного»

. ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ПРЕВОСХОДСТВО НАД САМИМ СОБОЙ КОМПЕНСАЦИЯ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИЯ ЗА СЧЕТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ДРУГИМИ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Гордон Оллпорт (1897 – 1967) Мотивационные и стилистические диспозиции Функциональная автономия мотивов Проприум Проактивное поведение

ПРОПРИУМ - ПОНЯТИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ Г. ОЛЛПОРТОМ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ КАК «ЭТО МОЕ» . ЭТО ТО, ЧТО ИМЕЕТ РЕАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ (ЯДРО ЛИЧНОСТИ, САМОСТЬ, АВТОРСКОЕ «Я»).

Основные принципы теории мотивации Г. Оллпорта: современности мотивов обращенности мотивов в будущее плюралистичности уникальности конкретных мотивов ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ Г. ОЛЛПОРТА – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ МОТИВОВ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ МОТИВОВ – ЭТО ЛЮБАЯ ПРИОБРЕТЕННАЯ СИСТЕМА МОТИВАЦИИ, В КОТОРОЙ НАПРЯЖЕНИЯ, ВКЛЮЧЕНЫЕ В НЕЕ, ОТЛИЧНЫ ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ НАПРЯЖЕНИЙ, ОТ КОТОРЫХ ЭТА СИСТЕМА ПРОИЗОШЛА. ПЕРСЕВЕРАТИВНАЯ ФА ПРОПРИАТИВНАЯ ФА

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ МОТИВОВ. ПЕРСЕВЕРАТИВНАЯ ФА: Имеет отношение к нейрологическому уровню. Организм продолжает вести себя определенным образом даже тогда, когда это уже нецелесообразно ПРОПРИАТИВНАЯ ФА: Имеет отношение к личностному уровню. Это руководящая система мотивации, придающая личности единство. ПФА входит в ПРОПРИУМ.

Идея проактивности. «Человек – это существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения» «Рост происходит не вследствие гомеостаза, а вследствие определенного рода “трансистаза”»

. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОМЕОСТАЗ ТРАНСИСТАЗ РЕДУКЦИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПОДДЕРЖАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ РЕАКТИВНОСТЬ Homo Sapiens ПРОАКТИВНОСТЬ Homo Transcendence

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД Виктор Франкл (1905 – 1997) Акцент на осуществлении смысла «Если превратить самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие с самотрансцендентностью человеческого существования. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя»

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ, РОСТ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОН ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК КАК ОН ЕСТЬ, ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, КАКИМ ОН БЫЛ ЯРЛЫКИ, СТЕРЕОТИПЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Эрих Фромм - Выделил экзистенциальные потребности: В установлении связей В преодолении себя В укорененности В самоотождествлении В наличии системы ценностей

. . - Свобода от проявляется в стремлении избавиться от «каких-то уз» , ограничений, рамок. - Свобода для – когда человек реализует свое «Я» , проявляет творческую и спонтанную активность, не боится трудностей.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Ролло Мэй (1905 – 1997) - - Выделил два типа свободы: Свобода действия проявляется в ежедневном опыте, например, в момент принятия решений, в выборе. Свобода бытия – истинная свобода; связана с самосознанием; источник всех других видов свободы.

СВОБОДА БЫТИЯ Свобода всегда имеет дело с возможным, потенциальным и связана с трансценденцией своей природы, со способностью превосходить свою натуру; ей противопоставляется автоматический конформизм, пассивность, склонность действовать инертно и реактивно.

СВОБОДА БЫТИЯ СПОСОБНОСТЬ ОЦЕНИВАТЬ И ИЗМЕНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОГРАНИЧЕНИЯМ, ГОТОВНОСТЬ РАЗМЫШЛЯТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОИСК САМОИДЕНТИЧНОСТИ СВОБОДА БЫТИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ «ВЫПРЫГИВАТЬ» ИЗ ТОГО, ЧТО УДЕРЖИВАЕТ В ГРАНИЦАХ ЛИЧНОСТЬ, НО ПРИ ЭТОМ ОСТАВАТЬСЯ СОБОЙ; СПОСОБНОСТЬ ПРЕВОСХОДИТЬ ПРЕДЕЛЫ СВОЕЙ НАТУРЫ СУДЬБА

АДАПТАЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ПРОШЛОЕ БУДУЩЕЕ ИЗВЕСТНОЕ НЕИЗВЕСТНОЕ КОНСЕРВАТИЗМ НОВАТОРСТВО ОСТОРОЖНОСТЬ РИСК ЗАКРЫТОЕ ОТКРЫТОЕ СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПОИСК НАПРЯЖЕНИЯ РЕАКТИВНОСТЬ ПРОАКТИВНОСТЬ СИМБИОЗ АВТОНОМИЯ ДЕТЕРМИНИЗМ СВОБОДА ПОРЯДОК ХАОС ИНТЕЛЛЕКТ КРЕАТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕСС СПОКОЙСТВИЕ ВОЛНЕНИЕ РАВНОВЕСИЕ ДИСБАЛАНС УСПЕХ СЧАСТЬЕ

АДАПТАЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ГОМЕОСТАЗ? ? БЫТЬ ПОЛЕЗНОЕ? ? ВАЖНОЕ СОХРАНЕНИЕ СИЛ? ? ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ГОТОВЫЕ СМЫСЛЫ? ПОМОГАЮЩИЙ СТИЛЬ ПОИСК ПРИЧИН? ? ИНДИВИДУАЛИЗМ МЫ? ? ГИПОТЕЗЫ «ЖИЗНЬ МЕНЯ ЖИВЕТ» ? ? «БОЛЬШЕ ВСЕХ НАДО»

Варианты соотношения адаптивной и трансцендентной функции Высокая трансценденция, низкая адаптация Высокая креативность Проблемы социализации Нонконформизм Оригинальный взгляд на вещи Игнорирование социальных атрибутов успеха Ценность: саморазвитие Высокая трансценденция, низкая адаптация Гармоничное сочетание интеллектуальных и творческих способностей Держит «нос по ветру» Способен работать в хаосе Манипулятор, лидер Ценность: прагматизм, социальный престиж Низкая трансценденция, низкая адаптация Слабо мотивированные личности Апатия, пассивность Конформизм Прокрастинация, лень Социофобия Ценность: выживание Низкая трансценденция, высокая адаптация Мода, стереотипы Прилежание, внушаемость Добросовестные работники Любители четких инструкций Ценность: простые мирские ценности (семейные, монетарные, карьера)

О ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Петровский Артур Вадимович Свободное принятие на себя ответственности за непредрешенный заранее исход и есть показатель самопорождения человека как субъекта активности. Это ответственный выбор свободы, это то, что делает человека человеком в подлинном смысле слова, это действительная его самотрансценденция.

НЕАДАПТИВНАЯ (НАДСИТУАТИВНАЯ) АКТИВНОСТЬ – способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом.

Задача самоутверждения - это задача, направленная на преобразование исходного образа «Я» -потенциальное «Я» -наличное Для того, чтобы потенциальное Я стало наличным, необходимо преодоление, самотрансценденция. Деятельность самопостроения проявляется в феноменах самостоятельности, готовности «докапываться» до истины, «открытости» незнаемому.

О ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Леонтьев Дмитрий Алексеевич ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛА Я не люблю понятие "личностный рост" за то, что оно содержит в себе некоторый соблазн, что-то будет расти само. И этот соблазн сделал эту идею привлекательной для громадного числа людей, многие из которых недооценивают тот момент, что само ничего расти не будет. На самом деле, личностное развитие - это нелегкий труд.

Мультирегуляторная модель личности «Почему люди делают именно то, что они делают? » ЛОГИКА ПОВЕДЕНИЯ (в соответствии с определенной системой регуляции) ОБЪЯСНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ Первая – логика удовлетворения потребностей «Потому что я этого хочу» Вторая – логика реагирования на стимул «Он первый начал» Третья – логика воспроизведения выработанных стереотипов «Потому что я всегда так делаю» Четвертая – логика социальной нормативности «Потому что все так делают» Пятая – логика смысла «Потому что мне это важно» Шестая – логика свободного выбора «А почему бы и нет? » .

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Леонтьев Д. А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е. И. Яцуты. – Кемерово, 2002. – С. 3– 34.

МОТИВАЦИЯ СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД (В. Д. Шадриков, Ж. Годфруа, Г. Оллпорт) Мотивация как диспозиция (совокупность мотивов) ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД (И. А. Джидарьян, М. Ш. Магомед. Эминов, Д. Макклелланд) Мотивация как процесс актуализации мотивов Мотивация как процесс формирования мотивов Мотивационные системы по Д. Макклелланду . МОТИВАЦИЯ ВНЕШНИЙ СТИМУЛ ДИСПОЗИЦИЯ ПОТРЕБНОСТЬ ПОВЕДЕНИЕ

Мотивационные системы по Д. Макклелланду Мотив достижения – устойчивое стремление добиваться успеха в значимых видах деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности

Мотивационные системы по Д. Макклелланду Мотив аффилиации – устойчивое стремление быть рядом с другими людьми, выражающееся в желании быть принятым и любимым

Мотивационные системы по Д. Макклелланду Мотив власти – диспозиция, выражающаяся в устойчивом стремлении доминировать, контролировать и брать ответственность за происходящие события

Мотивационные системы по Д. Макклелланду Мотив избегания – устойчивое стремление избегать ущерба, напряжения, опасности.

Мотивационные системы по Д. Макклелланду МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ (СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ) МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИНЯТИЮ СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ МОТИВ ВЛАСТИ МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ ИЗБЕГАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Мотивационные системы по Д. Макклелланду ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ (ACHIEVEMENT NOVELTY SEEKING) СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИНЯТИЮ (AFFILIATION) МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ДОМИНИРОВАНИИ (DOMINANCE) СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ ИЗБЕГАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Потребность в безопасности НЕЙРОТИЗМ Условия воспитания

Перестройте своё мышление!

1) Эффективный стимул

Чтобы двигаться вперёд, необходим стимул. Такой полезный пинок, который способствует вашему движению, заставляет действовать дальше, больше! Ставьте себе цели, чтобы просыпаться по утрам с потенциалом, с энергией, с желанием. Создавайте себе условия, в которых вам удобно и легко работать, развиваться. Не ждите «подходящего момента», не привыкайте к не тем обстоятельствам и ситуациям. Меняйте и действуйте! Пока не будет так, как вам нужно! Меняйте место работы, домашнюю атмосферу, отношения с коллегами и близкими людьми, меняйте мышление, умонастроение, да хоть место жительства. Сами не сделаете – мир за вас не сделает и подавно.

2) Осознанные уроки

Цените уроки, которая нам припадает жизнь. Ищите в тяжелых ситуациях пользу для себя и возможность для роста и развития. Не боритесь с прошлыми ошибками. Если какая-то проблема сильно укоренилась в вашей жизни, не ищите быстрого решения. Только поэтапные шаги и изменения в лучшую сторону. Замена вредных привычек новыми и полезными. Замена пустоты интересными увлечениями. Мы сами позволяем проблемам разрастаться, во-первых, потому что придаем им огромное значение, во-вторых, потому что запускаем их. Если вы чего-то не делаете только из-за прошлого неудачного опыта – просто поступите иначе, обойдите сложности, предотвратите появление трудностей – всё, так, как было уже не будет!

3) Повышение уважения и значимости

Хотите добиться успеха? Создавайте себе хорошую репутацию. Только не путайте: не надо КАЗАТЬСЯ или ПРИТВОРЯТЬСЯ успешным. Говорить то, чего нет, обещать того, что не можете. Будьте лучшей версией себя! Искренним, простым, хорошим и интересным человеком. Не скрывайте свои таланты, используйте свои способности правильно. Держите своё слово. Будьте человеком, которому можно довериться и на которого можно положиться. Делайте всё честно и от души.

4) Бесконечная учёба

«Если существует единственная формула успеха, то это постоянное обучение». Учитесь у мира, у людей, успешнее, сильнее, мудрее вас, учитесь даже у бедных, но хороших людей с золотым сердцем, учитесь у детей, учитесь у природы. Всегда есть те вещи, знания, качества и мнения, которые нужно и полезно вам перенять. Это ведет к нахождению и переосмыслению ценностей, к созданию своих истин, к расширению кругозора и широты вашей души.

5) Познание мира и себя

Во-первых, друзья, больше путешествуйте! Это невероятные эмоции и неизбежные перемены внутри себя, во взгляде на мир. Во-вторых, познавайте все свои грани! Слушайте внутренний голос, ищите в себе новые таланты.

Представьте, что у вас несколько жизней – чем вы бы занимались в одной, а в другой? Найдя ответы – реализуйте всё СЕЙЧАС! Поймите, что вас манит – фотография, кулинария, спорт, танцы, автомобили, вылазки в горы? Услышьте внутренние желания и помните, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО!